К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Посмотрела вот только что, и знаете очень двоякие ощущения у меня.

Что касается технической части, для тех лет очень и очень! Вне всяких сомнений, я бы дала картине кучу наград по этой части. Но техническая часть хороша тогда, когда выгодно дополняет смысловую и эмоциональную составляющие, а они мне совершенно неблизки. На многих советских фильмах о войне, которых в последнее время посмотрела немало, слёзы выступали на глазах на многих моментах или хотя бы в конце. Взять хотя бы 'Офицеров', где тоже прослеживался любовный треугольник, но при этом в нём не было ни капли грязи. Грязи и в современных фильмах достаточно, от советских я ждала чистоты. Возможно, напрасно ждала, оттого и разочарование.

Сразу видно, что фильм снят не для тогдашнего советского зрителя, а для иностранных наград. Может, будет звучать кощунственно, но мне было плевать на главную героиню. Кого мне было жаль, так это Бориса, его отца и сестру. Жаль, что Бориса показывали мало. Главной героиней была она. Да, она сильная, красивая, и при другом раскладе она мне бы очень понравилась, и я бы с ней вместе ждала и переживала, но здесь... У меня буря эмоций по поводу своеобразного сюжетного поворота. Я понимаю, никто не совершенен, всякое в жизни бывает, но тогда не надо кричать о любви до гроба. И все её раскаяния, ожидания, чувство вины... Да как она вообще в глаза отцу и сестре Бориса каждый день смотрела. Я бы на её месте ушла сразу.

В общем, по мне, так главный женский персонаж сам себе противоречит: слишком громкие слова, слишком страшные страдания, а по поступкам совсем другое. Не верю. Если надежду на светлое будущее в народ будут нести такие героини (что пытались показать в последних кадрах), то уж не знаю, каким будет будущее.

Эмоции фильм вызвал только отрицательные, никакого света не принёс, хотя по задумке должен был.

4 из 10

03 ноября 2016 | 20:17
  • тип рецензии:

Много слышала об этом фильме, но посмотреть все не доводилось. И вот наконец-то до него дошли руки. Бегло ознакомившись с рецензиями и оценив количество и качество всевозможных наград, настраивалась на нечто незабываемое и практически гениальное. Но меня ждало разочарование.

С самых первых кадров я стала испытывать к героине Самойловой иррациональную неприязнь. Подробностей сюжета я не знала, никаких логических оснований для подобных эмоций не было. Что-то в ней меня необъяснимым образом отталкивало. А вот Борис, напротив, вызывал симпатию.

Дальнейший просмотр только укрепил эти ощущения. Вероника казалась вздорной, глупой и ненадежной, а Борис - тонко чувствующим и умным; я не понимала, что свело их вместе.

К огромному сожалению, герою Баталова было отведено слишком мало экранного времени, все оно было отдано под довольно скучное повествование о жизни оставшейся в тылу невесты. После предательства смотреть фильм стало откровенно неприятно. Все ее страдания и переживания выглядели довольно жалко и раздражали. Ах, она бедная, все ждет не дождется... Тьфу.

Операторская работа завораживала, некоторые кадры хотелось пересмотреть просто из-за того, что снято было фантастически красиво.

Единственный эпизод, который мне действительно понравился - это момент с воздушной тревогой и синхронной ей игрой Марка на пианино. И картинка, и звук, и освещение - все на высочайшем уровне.

Такая советская классика не для меня. 3/10 исключительно за блестящую работу оператора.

03 мая 2013 | 19:49
  • тип рецензии:

Фильм 'Летят журавли' получил множество наград, до сих пор считается классикой советского кино и не перестает восхваляться как ценителями, так и простыми обывателями. А я абсолютно не понимаю, почему.

Сюжет достаточно избит и банален. Поведение большинства персонажей вызывает недоумение, в течение фильма плавно переходящее в ненависть. Главная героиня, почему-то обожаемая зрителями, поражает своей подлостью, при этом тот факт, что весь фильм она выставляется как праведница и мученица, повергает мое сознание в тяжелейший когнитивный диссонанс.

Из плюсов - да, актерская игра действительно на уровне. Особенно Самойлову, признаю, не зря так много раз восхваляли критики. Но хорошая игра, к сожалению, не компенсирует недостатков сюжета и проблем с моральным обликом героев.

Чему учит этот фильм, что он хочет сказать, зачем восхвалять такую поверхностную, подлую и непостоянную героиню? Я так и не нашла для себя ответов на эти вопросы.

Единственный светлый момент фильма - концовка, красиво снятая и действительно доносящая некий мудрый посыл до зрителя.

Только лишь за эту концовку натянула оценку фильму -

4 из 10

04 февраля 2014 | 23:02
  • тип рецензии:

Операторская работа настолько мощная, что в зобу перехватывает дыхание. Музыка настолько сильная, что сердце качает кровь с удвоенной, а в иные моменты и с утроенной скоростью. Первые 40-50 минут картины бьют наотмашь беспроигрышными квази-ударными сценами и посылают зрителя даже не в нокдаун, а прямиком в нокаут, с последующим выносом вперёд ногами и биркой на большом пальце. Выразительность сцен по силе неуемной экспрессии варьирует от немого кино до большой оперы. Кажется, вот-вот Шворин театрально поднимет правую руку и вдумчивым баритоном запоёт Самойловой в ухо - 'Я люблюю вас!', а она ему в ответ звонким сопрано 'Нет! … Нет!'...

Во второй половине ленты безумнейший накал страстей вдруг стихает и воцаряется итальянский соцреализм. Композитор перестает биться в экстазе. Оператор уже не брезгает ни горизонтальными кадрами, ни статичной съемкой. В такие минуты кино, ранее доведя экспрессию до истерии, эмоционально проваливается в глубокую яму и 'встает колом'. Внезапный штиль разбавляется парой-тройкой новых архи-ударных сцены, пока не наступает оргазмическая кульминация – грандиозно-одиозная встреча солдат на Белорусском вокзале, где заключительным аккордом звучит бравурная тирада о том, что 'никто не забыт' и 'все отольем на гранит'.

Персонажи ленты представляют собой ярчайшие архетипы. Есть насквозь положительный герой - Борис - доброволец, спаситель сослуживцев. Есть насквозь отрицательный герой - Марк - насильник, пьяница, уклонист, музыкант (видать, ещё и еврей - хотя он вроде как брат вышеупомянутого Бориса, но… Марк... пианист... интеллигент... трус... не, ну типичный еврей сквозь призму советского менталитета!). И, наконец, есть насквозь неоднозначная главная героиня - тут, видимо, авторы рассчитывали на зрительскую реакцию из серии 'Кто здесь без греха...', на что знатный атеист Никита Сергеевич Кукуруза гордо ответил 'Я' и смачно запустил в безоружную женщину булыжником…. Периферийные персонажи монохромно-светлые и исправно служат 'этому… как его…'(с)

Историческая справка: единственный отечественный фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, находится по посещаемости на 317-м месте в советском кинопрокате. Почему? Возможно, потому что 'Летят журавли' снимался не для жителей республики, а исключительно для коллег из города Канн. Возможно, то было политическое решение со стороны западного жури - поощрить СССР, дать знак что 'Оттепель - это хорошо! В верном направлении идете, товарищи!'. А возможно на жюри профессионалов действительно произвели впечатление пусть и нарочитые, но новаторские приемы Урусевского. Хотя не стоит забывать, что восемью годами ранее великолепный английский режиссер Кэрол Рид снял 'Третьего человека', где операторская техника, тоже вдохновленная немецкий экспрессионизмом, была никак не менее новаторской. Однако у Рида хватило такта и таланта не злоупотреблять визуальными выкрутасами в ущерб картине - напротив, там камера, аки раб на галерах, всецело работала на историю. Камера Урусевского же работает исключительно на себя любимую. С технической точки зрения это - бесподобно; с художественной - непростительно. Ударными дозами, сильными средствами, словно тяжелой артиллерией или кувалдой, Калатозов вбивает в зрителя трафаретную агитку, закономерно вызывая бурю эмоций, но бурю поверхностных эмоций. Подобно примитивному фильму ужасов, что пугает лишь громким 'бу'. Переживания искусственные и напрочь технические. А в глубине души зритель остаётся равнодушным. Поэтому, наверно, и 317-ое место.

6 из 10

14 октября 2014 | 14:19
  • тип рецензии:

Типичный советский фильм. За что признание и награды, мне не понятно. Достоинства на лицо: игра актеров вполне себе, построение сюжета при отсутствии мыльно-оперности тоже. Однако на советском пространстве было создано много таких фильмов. Тем более что тема войны столь благодатная.

Для себя я выделил две основные линии. Линию Марка - музыканта, нечестным образом получившего бронь. Несмотря на его очевидное положение в сюжете как предателя и морального урода, он мне симпатичен и в том, что он добился брака с той, кого полюбил, и в том, что сделал. Если бы сегодня началась война, и я мог бы получить бронь, я б отдал любые деньги. Речь его дяди (отца) про то, что 'за него кто-то умирает' так же пустозвона, как и поведение его жены. Война, она чудовищна. Относиться к ней нужно не как к торжеству в честь смерти, победы, борьбы, как делают герои фильма, но как к тому, чего не должно быть, к тому, от чего нужно отстраняться. В том числе и не участвуя в ней. Единственное, что меня заставило усомниться в правильности подкупа - это квоты. Не пойдешь ты - пойдет кто-то другой. Хотя тоже не факт. Кроме того, почему же человек без иллюзий на счет долга перед родиной должен умирать за того, кто относится к войне восторженно?

Вторая линия - судьба Вероники. Я не согласен с Хрущевым, я не считаю ее шлюхой, однако все решения она принимала сама. И финал фильма (ее вера в лучшее, цветы в руках, ищущие глаза) напомнил мне тему 'Острова' - искупление вины бессмысленными вещами, не имеющими никакого отношения к полезному. Мне даже не было ее жаль, несмотря на блестящую игру актрисы. Много мыслей вызвала финальная речь. Особенно если учесть, что потери СССР составили 26 млн. человек против 7 млн. с германской стороны. Видимо в этом и есть смысл фильма. Создание иллюзии о том, что погибали не зря, что искалеченные судьбы - основа будущего; нужно не падать духом, будучи раздавленным мыслью, что правительство в прямом смысле убивало людей, бросив миллионы жизней на съедение тем, с кем еще вчера сотрудничало, в том числе и в военных миссиях, а строить будущее, сливки которого достанутся известно кому.

29 июня 2012 | 23:07
  • тип рецензии:

Ожидал увидеть настоящее сильное кино, где есть героизм и настоящая любовь. Героизм немного присутствует, но вот чувство долга перед страной, желание защитить ее от захватчиков заменено на мальчишеское желание повоевать, лично я только это увидел в желании главного героя уйти на фронт.

Оно бы ладно, но уж совсем дико выглядит двоюродный брат-музыкант-подлец, воспользовавшийся тем, что Борис ушел на фронт. Ну а Вероника та еще подлая тварь.

В итоге получаем настоящую мыльную оперу в военное время. Сомневаюсь, что такое вообще могло в то время произойти, и сомневаюсь что в то время было много свадеб, разве что среди идиотов, коими и являются главные герои.

Видимо из-за дурацкой закрученности сюжета фильм и получил 'Пальмовую ветвь'.

Люблю практически все советские фильмы, из за их доброты и мудрости, этот фильм пожалуй первый (надеюсь и единственный) который мне просто противен.

4 из 10

За сценарий (хотя я не досмотрел, тошно)

29 марта 2010 | 22:23
  • тип рецензии:

Признаться только совсем недавно, так вышло, мне удалось посмотреть этот легендарный фильм. Фильм, о котором слышу с самого детства, и только положительные отзывы. И вот я думаю, почему же так не совпадают взгляды современного молодого человека, с взглядами людей той эпохи. Может извечный конфликт поколений? А может сейчас исскуство взяло другие рамки совсем? И пусть это считается золотым фондом, я буду оценивать, потому-что призвание кинематографа, как искусства, именно в том, что новое поколение приходит, и выносит вердикт, пусть не окончательный, но достаточно весомый, для того, чтобы отличить бриллиант от дешевой подделки.

Сюжет картины думаю пересказывать смысла нет? Потому что сюжета, как такого и нету совсем…Вот что обидно. Имеем историю, кои за всю историю второй мировой было бесчисленное множество, но историю эту, нам подают в виде переживаний главной героини, ещё не отчаявшейся и верящей в чудо. И ладно бы это..

В середине повествования, картина провисает напрочь, за переживаниями главной героини не хочется следить, вернее ей не сопереживаешь совсем. Виной всему отвратительная игра Татьяны Самойловой, перемены её характера в начале и в конце, не тянут на игру профессионала с большой буквы. Баталов же, практически снят в одной толком значимой сцене, в дальнейшем же мы его видим только в военной шинели.

Бездарная картина, не понимаю искренне, отчего её так хвалят. За километр несёт советской пропагандой, и не случайно затронута военная тема, на дворе 1957. Концовка вообще не слабонервных, затевать такую кашу, чтобы в конце концов поставить точку там, где ещё много чего можно было сказать.

Музыкальное сопровождение, а вернее, почти полностью его отсутствие, точно не придало картине лишних баллов в глазах зрителя.

Вердикт 5 из 10.

17 января 2010 | 20:58
  • тип рецензии:

Очень рада была прочитать хотя бы 4 отрицательных отзыва из всех 23 написанных по этому фильму. Я думала, что может я не увидела чего-то гениального в этом фильме, раз все так его расхваливают. Что я только не слышала о фильме «Летят журавли»! И Пальмовую ветвь он получил, и на награду Британской киноакадемии был номинирован! А уж исполнительница главной роли Татьяна Самойлова вообще, по слухам, так вжилась в роль, что почти весь остаток жизни провела в больнице для душевнобольных.

Простите, господа, но всё вышеперечисленное никак не вяжется у меня с тем, что я увидела на экране! Честно говоря мне вообще не понятно КАК советская цензура могла допустить такой фильм не то что в Канны, а вообще к просмотру на территории СССР. Не поймите меня неправильно. Я большая поклонница советских фильмов о войне, в особенности о кровавой революции 1917 и о безжалостной Великой Отечественнной Войне. Я каждый год пересматриваю шедевральные фильмы нашего производства, такие как «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Баллада о солдате», «В небе ночные ведьмы», «Небесный тихоход», «Звезда» и т.д. Но фильм «Летят журавли» я неспособна понять, как не пыталась. Зачем эта история предательства? Зачем мне это повествование о трусе-дезертире? Во время войны было всё. Во время всех войн мира было и предательство и дезертирство и измена. Как режиссёр и сценарист осмелились оправдать предательство? Как? Как можно испытывать жалость к этой женщине, которая попрала всё святое? Мне стыдно. Я абсолютно искренне говорю Вам, что мне стыдно. Как можно было так опозорить образ Великой Русской Женщины, которая всегда верит, ждёт, любит и до последнего вздоха верна Родине и мужу. Конечно французам это понравилось! Ведь в том далёком 1957 году после просмотра этого фильма, они наверное вздохнули с облегчением с мыслями о том, что «какая радость! Теперь мы знаем, что на самом деле Союз не так уж и нерушим, если в нём водятся такие вот предатели и дезертиры, да к тому же неверные женщины!»

Мне искренне неприятно, что ни один француз не знает например фильм «Баллада о солдате» Чухрая, который кстати говоря удостоился почестей за рубежом в виде номинаций на пальмовую ветвь и оскар и получил премию Британской Академии, как лучший фильм (!). Зато каждый второй студент по специальности «в области искусства» сходу назовёт Вам «Quand passent les cigognes» («Летят журавли») и восхитится его художественным составляющим...

4 из 10 так как посмотреть этот фильм обязательно стоит, во-первых, потому что он вошёл в список классики, а во-вторых, чтобы составить о нём своё мнение.

30 апреля 2010 | 23:59
  • тип рецензии:

Несколько лет назад мне 'посчастливилось' посмотреть этот фильм. Честно, я ожидала увидеть глубокий и содержательный фильм о героизме русских людей в годы войны, настоящую отвагу, мужество, и, возможно, любовь... Не увидела.

Вместо всего этого передо мной развернулась убедительнейшая история измены. История предательства. История девушки, не дождавшейся любимого. История негодяя, откосившего от фронта и женившегося на невесте брата. Это - не русский народ. Это - не наша война. Это - не наша история.

Советская пропаганда? Если бы она в этом фильме была!.. Тогда бы это было что-то совсем другое.

Это та картина войны, которую хотели бы лицезреть наши западные противники. ЦРУ-шная трактовка Великой Войны. Мы видим предателей, негодяев, подонков в тылу... Позвольте, но сильный, здоровый мужчина, который не пошел на фронт - это предатель. Его освободили от призыва? Талантливый пианист? Но мерзкий, отвратительный человек, недостойный называться сыном Земли Русской.

Не лучше его и главная героиня. Актриса Татьяна Самойлова в 'Бриллиантах для диктатуры пролетариата' сыграла шифровальщицу, которая во власти чувств оказалась соучастницей любимого человека в государственном преступлении, и мне очень жаль эту героиню. Вероника же жалости не вызвала. Во всем, что случилось, виновата она одна. Она не проводила жениха на фронт. Она, не получив известий о его смерти, вышла замуж за другого. За негодяя. Она не знала, что ее муж - подлец? А того, что он на фронт не пошел, она тоже не знала? Она не любила... И молодой человек это почувствовал. Он понял сразу, что ее чувствам - грош цена. Что они рассеялись, как туман над рекой, при первом же испытании. Да, она бросила негодяя-мужа. Но тогда, когда у нее не было другого выхода. Когда он окончательно опозорился.

И эта история проходит на экране в подробностях. Конечно, там и достойные люди показаны. Не вернувшийся с войны жених главной героини. Его сестра, врач. Но они слишком бледны и невразумительны по отношению к моральным уродам...

Удивительно, что тому же режиссеру принадлежит потрясающий фильм 'Красная палатка' - о героях, исследователях Арктики, там есть и настоящая, без подделок, любовь. Вспомним - Валерия до конца пыталась спасти Мальмгрена - Вероника же быстро забыла о своем.

И я должна сопереживать такой женщине. Никогда!..

Это о ней написано стихотворение Симонова 'Открытое письмо'

... не уважающие Вас погибшего однополчане.

Я не очень высоко ставлю международные кинопремии, а когда таковую получает наш, отечественный, фильм, это не в пользу фильма. Значит, у нас сделали нечто угодное 'забугорью'. Которому не очень-то хочется видеть советский народ героическим...

'Великодержавный шовинизм'? 'Имперские амбиции'?

Они самые...

PS В кино есть прекрасные образцы любви во время войны - 'На семи ветрах', образцы героизма русских людей - 'В июне 41-го', 'Звезда', 'На безымянной высоте'. Но за такие фильмы оскаров не дают.

11 февраля 2010 | 15:12
  • тип рецензии:

Что ж, посмотрел я и этот фильм. Удалось.

Так бывает. Знаешь, что есть кино, которое ты не видел. Кино известное, признанное многими, если не сказать всеми. И ты ждешь, ну когда же, наконец, уже и тебе представится возможность оценить этот, со слов других, шедевр. И вот это происходит! И вдруг совершенно неожиданно ты чувствуешь себя обманутым. Потому что то, чем все так восхищались, оказывается на поверку пустышкой. Обидно!

Сразу скажу: как человек, далекий от профессионального кинематографа, не возьмусь оценивать работу оператора. Знаю, что в данном конкретном фильме этой составляющей всегда уделялось особое внимание. Спорить не буду - просто оставлю этот аспект картины в стороне. Скажу лишь, что не считаю возможным присваивать статус шедевра пусть и мастерски снятой картине... ни о чем.

Да! Именно так! Фильм, который многие ассоциируют со словом 'гуманизм' для меня, видимо, будет синонимом слова 'предательство'.

Дело в том, что я придерживаюсь той точки зрения, что раз кто-то снимает кино, то ему есть, что сказать людям. Он хочет донести до них свое мнение по тому или иному поводу. Иногда это получается, иногда нет - всякое бывает. А иногда это мнение настолько противоречит твоим собственным убеждениям и принципам, что ты просто не понимаешь: ну зачем было снимать об этом кино?!

'Летят журавли'. История бедняжки, которая в моих глазах представляется полнейшим ничтожеством. Опоздание на проводы, когда твой, якобы, любимый человек уходит на войну - это факт. Продирания сквозь толпу, крики, слезы, пакет печенья и пр. - эмоции. Цена им - грош. Выйти замуж за другого человека, не дождавшись с войны всё того же, якобы любимого - факт. Размышления, метания, угрызения совести и пр. - эмоции. Фальшь. Истерия. Мерзость.

О чем этот фильм?! В чем его позитивная составляющая? Во всепрощении?! Самым главным разочарованием стал для меня герой В. Меркурьева (к слову сказать, самого яркого персонажа картины, превосходно сыгранного талантливым актером). Я готов был апплодировать его монологу в госпитале, когда он утешал и наствлял на путь истинный раненного солдата, которого не дождалась невеста. И что же?! В конце-концов и он оказался не в состоянии отличить добро от зла. Невероятно обидно! Равно как и невероятно раздражает улыбающаяся главная героиня в последних кадрах фильма - в этот момент она, в моих глазах, будто бы вторично отреклась от героя А. Баталова. И это на фоне пламенной речи о памяти и скорби - речи вернувшегося домой, но мыслями оставшегося на полях сражений со своими товарищами, солдата.

Как можно восхищаться этим фильмом, если он аморален по своей сути, противен и беспринципен изначально?! Это не укладывается у меня в голове!

Я высоко оцениваю эту ленту как произведение искусства - всё-таки отрицательные, яркие, острые, безумно негативные впечатления от просмотра - это тоже результат чьей-то работы. Но поставить высокую оценку фильму просто не могу. Противно.

21 июля 2008 | 17:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: