К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм 'Летят журавли' после выхода на экран был неоднократно награжден разными призами и наградами. Он действительно на это заслуживает, несмотря на то, что он рассказывает нам о страшных временах Второй Мировой войны, когда тысячи храбрых и, возможно, совершенно невинных бойцов гибли на поле боя. Одной из этих жертв судьбы стал главный герой этого фильма Борис Бороздин, до начала войны нашедший свою настоящую любовь, но события сложились так, что он так и не смог повязать свою жизнь с ней.

Она - робкая, но одновременно чрезвычайно сильная девушка, ставшая жертвой обстоятельств, поламавших всю ее дальнейшую жизнь. Нет, лучше сказать - жертвой наглого быдла, воспользовавшегося тяжелым положением девушки, до поры до времени верящей в светлое будущее, переполненной оптимизмом и большим желанием жить, жить ради себя, ради любимого, ради надежды. Как же одна бессовестная тварь может разрушить все это. Таких уродов нужно расстреливать за измену, измену Родине (ведь оплаченная бронь - это по-моиму самая настоящая измена, достойна самого большого осуждения) и предательство родного брата, доверившего ему оберегать самое дорогое, что у него есть. До чего же разными могут быть братья: один - действительно честный, правильный гражданин Советского Союза, погибший на поле боя, как настоящий герой, защищая свою Родину, во время войны бомбленную фашистами, второй - с помощью отцовских денег оформивший себе бронь под видом, будто ее ему выдали, как активисту, сволочь первого разряда, увевшая в своего родного брата (!) невесту, которую брат действительно искренне любил и мечтал побыстрее на ней жениться. Возможно, все бы так и произошло, если бы не эта проклятая война.

В фильме есть все признаки качественной мелодрамы: хорошо продуманная последовательность действий, разворачиваемость этих действий во времена каких-то происшествий, имевших большое влияние на дальнейшую жизнь ни в чем не повинных граждан, красивая главная героиня (Татьяна Самойлова действительно невероятно красивая - это лично моя точка зрения, я никому ее не навязываю. Для завоевания такой в самом деле стоит пойти на многое, добиться ее неравнодушия, но никак не насильственными методами, как в этом случае), осмысленное разумное завершение, суть которого заключается не в блестящих от радости глазах вновь встретившихся влюбленных, а в ноте отчаяния и наступившей сразу же после нее ноте отродившегося оптимизма. Лично мне этот фильм, как мелодрама, очень понравился, а ведь я являюсь очень придирчивым к такому жанру кино. Сравнить хотя бы 'Летят журавли' с современной российской мелодрамой - небо и земля, в этом фильме есть глубокий смысл, поучительные моменты, мораль в конце концов, а в современной российской мелодраме ни одного, ни другого, ни третьего, самая обыкновенная любовная история с отвратительными актерами, пропитанными пошлостью любовными сценами, с отсутствием хоть какой-то по ходу проявляющейся логической связи между главными событиями и деталями, на которые мы вначале не обращаем совершенно никакого внимания (как например игрушечная белка или машина, потребовавшаяся имениннице, благодаря которой вскоре наружу всплыла истина).

Попрошу не удивляться, что оценка немножко не соответствует рецензии, я все же не любитель мелодрам, но этот фильм до бесконечности уважаю. Он достоен занимать почетное место в рейтинге. Фильму через год исполнится 55 лет, но он не потерял актуальности и в наше время. В советские времена действительно умели снимать качественные фильмы, которые может быть в некоторых случаях не очень интересно смотреть, но, что самое главное, смотреть приятно.

8 из 10

27 января 2012 | 14:59
  • тип рецензии:

Стоить начать с того, что данный фильм вышел в 1957 году, в эпоху оттепели, вызванной смертью Сталина и это многое объясняет. Так чем же всё таки он так поразил зрителей, не только советских, но и западных?

Фильм стал одним из первых в этой волне. Картина примечательна с точки зрения необычного подхода к войне, мы видим реальных людей, с их слабостями и изъянами. И ведь именно «Летят журавли» считается прорывом советского кино на запад, и даёт понять, что кроме авангарда 20-х годов, нам ещё есть, что показать. Успех подтверждает главный приз Каннского кинофестиваля. Это единственный отечественный фильм, получивший «Золотую Пальмовую ветвь».

Итак действие данной ленты охватывает всю войну, с первых дней и до победного конца. Главные герои Вероника и Борис, молодые, в чём-то беззаботные люди, на пути к счастью которых встаёт война, у него впереди фронт, а у неё долгое ожидание любимого. Но их планам не суждено сбыться. Конечно сразу хочется отметить отличную актёрскую игры Татьяны Самойловой в роли Вероники. У героини сильный, но не безупречный характер, она живой человек, всё может быть, тем более когда идёт война. И всё таки не смотря ни на что мы ей сочувствуем.

Нужно подчеркнуть не только великолепную режиссёрскую работу Михаила Калатозова, который к тому времени уже считался мэтром советского кино, но и работу оператора Сергея Урусевского, данный фильм стал его лучшим творением. Множество его приёмов используются и по сегодняшний день, многие из них нам кажутся уже незаметными, ввиду частого заимствования их в различных произведениях более позднего времени. Одним из самых ярких примеров операторского мастерства является сцена неба перед глазами Бориса.

Конечно надо учесть что в фильме ещё много персонажей и сцен достойных описания, но всё таки лучше самому посмотреть фильм и узнать о них.

9 из 10

04 декабря 2009 | 23:57
  • тип рецензии:

'Летят журавли' можно смело включить в пятерку лучших фильмов о ВОВ и назвать самой выдающейся картиной знаменитого кинематографического дуэта Калатозов - Урусевский.

Достоинство картины в том, что она рассказывает не о войне, а о людях, которые несмотря на эту самую войну, остаются прежними, а война - это лишь способ изобличения человеческих пороков, проверка на душевную стойкость или бессилие.

Это история о том, что человека нужно судить не только по его поступкам, но и по намерениям, стремлениям!

12 сентября 2010 | 00:52
  • тип рецензии:

'Летят журавли' - фильм о жизни. О том, как все есть на самом деле. О неопределенности, недосказанности, о диалогах настоящих, живых людей.

Новаторство данной картины заключается в реалистичности, с которой изображены персонажи. Особенно это прослеживается в поведении героини Татьяны Самойловой - Веронике. Живая, сильная, добрая, но запутавшаяся и раскаивающаяся девушка.

Нелогичные, странные, местами совсем непонятные поступки девушки, даже несмотря на то, что она любит, по-настоящему любит Бориса, демонстрируют всю неоднозначность ситуации того времени.

Съемка

Это что-то поистине великолепное! Никак не ожидаешь увидеть съёмку такого уровня в картине 50-ых годов. Подвижность изображения, 'слежка' за героями, монтаж сцен. Сказка!

Хочется провести аналогию с Дюнкерком. Ни в том фильме, ни в этом не было военных сцен. Но от этого ужас и страх никуда не ушли. Ощущение первобытного страха перед всем, что происходит ощущается каждой клеточкой тела. Блестяще.

Актёрская игра

Актёры на экране будто живут, а не играют. Во время просмотра фильма очень часто складывалось впечатление, будто наблюдаешь за соседской жизнью в окно. Великолепно!

Однозначная рекомендация к просмотру.

9 из 10

10 мая 2020 | 14:00
  • тип рецензии:

На сегодняшний день «Летят журавли» единственный отечественный победитель международного Каннского кинофестиваля. После успеха в Каннах, фильм вышел во французский прокат и собрал 5,5 миллионов зрителей. Такого успеха не знал ни один российский фильм ни до, ни после.

Пронзительная история двух влюблённых, которых разлучает война. Безжалостная война обрывает мечты о совместном счастье и большой любви, оставляя за собой шлейф отчаянья, утраты и боли, но где-то в самом дальнем уголке души остается надежда.


Определённо, в фильме «Летят журавли» камера играет роль первой скрипки, выражая портретные характеристики основных персонажей, и раскрывает глубокий смысл происходящего. Сильным выразительным средством в фильме «Летят журавли» являются свет, ракурс, крупность плана. Оператор Сергей Урусевский поспособствовал тому, чтобы актёрская мимика была не просто выделена, но и точно передавала бы образный смысл роли. Выразительный взгляд героини Вероники (Татьяна Самойлова), взятый крупным планом, психологически действует на восприятие зрителя.

Интересную трактовку представляет собой сцена проводов. Главная героиня Вероника пытается пробиться сквозь толпу в попытке отыскать своего возлюбленного Бориса (Алексей Баталов). Камера следует за героиней в человеческом водовороте: перед нами проплывают лица солдат, и затем лицо актрисы выходит на первый план. Оператору удаётся слить в единое целое чёткий ритм марша, бурлящий человеческий поток и отчаянные движения Вероники. А над небом проплывает клин журавлей, которые говорят нам, что жизнь продолжается и нужно ценить каждый прожитый в ней миг.

Потрясающе красивое по лёгкости изображения, и глубокое по содержанию кино.

10 из 10

16 июня 2018 | 17:03
  • тип рецензии:

Этот фильм сняли 60 лет назад, в далёком 1957 году, когда о советском кино в мире позабыли после 'Потёмкина' и 'Человека с киноаппаратом'. И лента Калатозова вернула венец величия Советам, по крайней мере, на один год, в виде Золотой Пальмовой ветви. К слову, больше ни один отечественный фильм не был удостоен такой чести.

'Летят журавли' взял ветвь неспроста. Он рассказывает простую, но необычную историю. Возлюбленный главной героини по имени Вероника уходит на фронт. Таких Вероник на советской карте в 1941 не сосчитать. Однако конкретно героиня актрисы Татьяны Самойловой по ходу фильма попадает в весьма неоднозначную ситуацию. На неё давят сразу три силы. С одной стороны бомбёжки немецкой авиации, война, с другой постоянное давление со стороны нового ухажёра, а с третьей... С третьей другая, самая мощная сила на земле - это любовь.

И, конечно же, любовь взяла своё. Сквозь переживания и слёзы, она остаётся и победит любую войну. Именно это чувство ведёт героиню Самойловой, вряд ли здесь обошлось патриотизмом. Она исправно трудится в тылу, пока её Борис, сыгранный Алексеем Баталовым, защищает родину. Каждый день проходит с правом на надежду, с верою в любовь...

Подвиг советского народа бесценен, но важно помнить, что народ состоит из простых людей. И этот фильм - как раз тот случай, где не надо демонстрировать величие победы в абстрактном смысле. Это всего лишь одна история о людях из сотен тысяч других, со своей судьбой и горечью. И самое главное, что здесь герои - простые советские люди. Ни политики, ни военные командиры, не чекисты. И фильм Калатозова убеждает нас, что вклад рабочего населения в победу не менее значим. Они боролись, гибли, но не сдавались. Как и Вероника, которая не отпустила свою любовь даже после самого худшего исхода, ведь она помогла девушке сначала прожить эти нелёгкие 4 года, а затем сделать для себя важное умозаключение в самом конце ленты.

Главной особенностью фильма является его психологизм. Фильм полон тяжёлых сцен, его нелегко смотреть без эмоций. Последняя сцена на вокзале вообще пробирает бесконечной моралью насквозь. Сопереживание героям остаётся даже после их спорных решений. Качество фильма достойно высокой оценки, актёрская игра - преданных оваций. Особенно роль удалась Самойловой, ведь непросто хорошо сыграть такую противоречивую героиню, да ещё в стране победившего социализма, где не должно быть подобной 'аморалки'. Критика от Хрущёва тому подтверждение. К слову, о достижениях фильма на Каннском кинофестивале в Союзе сообщили весьма сдержанно.

И под конец немножко о символизме. Много журавлей пролетало над Московским небом в картине. И каждый раз, сначала Вероника с Борисом, а потом и народ-победитель тянули головы вверх и радовались их пролёту, как дети. Всё-таки здорово, что люди, которые прошли ад, будь-то в тылу, будь-то в окопах, вышли оттуда людьми и не разучились радоваться мелочам, как дети. Разве возможно победить страну с такими людьми?

10 из 10

10 августа 2017 | 20:26
  • тип рецензии:

Редко от просмотра фильма остаешься под впечатлением и тяжестью всех мыслей, которые к тебе подступаются. Фильм 'Летят Журавли' - один из таких немногих. Фильм тяжелый и очень светлый одновременно, фильм, оставляющий осадок для людей, неравнодущных к историческому прошлому, и людей, понимающих настоящее. Фильм многогранный, фильм, после которого твое осознание переворачивается и ты перестаешь делить людей на 'плохих' и 'хороших', мир - на 'злой' и 'добрый', и понимаешь, что какие-бы поступки волей или не волей человек не совершил, как бы не сложилась судьба, cамое главное - быть верным себе. Быть верным cвоим идеалам, принципам, своей любви, своему долгу, устремлениям своей души. Остаться человеком прежде всего для себя - потом, для окружения...

Cломаные судьбы не сломят людей, в сердцах которых живет любовь, война не унесет память тех, кто будет жить вечно в твоей душе, а боль предательства может быть такой ничтожной по сравнению с минутой, когда мы что-либо не успели - не успели попрощаться, обнять, сказать слова любви своим близким….. иногда бывает, что эта минута становится точкой не возврата, когда изменить уже ничего не возможно. Вот этого действительно та настоящая боль, от которой можно 'умереть' внутри себя (как Вероника). Берегите своих родных и, пользуясь случаем, низкий поклон нашим ветеранам, cудьбы которых, могут быть очень схожи с судьбами героев этой потрясающей картины.

9 из 10

10 мая 2014 | 02:05
  • тип рецензии:

Порой жизнь готовит нам страшные испытания, которые грозят кошмарными мучениями и угрызениями. Одним из самых характерных испытаний подобного плана несомненно является война, от которой страдают не только участники, но также те, кто находится в тылу. Война забирает у нас родных, друзей и, главное, самое настоящее чувство бескорыстной любви. Такая история была воплощена в бесподобной киноленте, единственном российском (советском) обладателе Золотой пальмовой ветви на Канском кинофестивале «Летят журавли».

Сюжет

Фильм повествует историю любви девушки Вероники и ее возлюбленного Бориса. Им кажется, что для их настоящей любви не может возникнуть препятствий. Однако их судьбы складываются иным образом. Причина – война, война, которая разлучит их навсегда.

Режиссура

Великий режиссер Михаил Калатозов снял эту великую картину таким образом, что она получилась чисто психологической драмой, не имеющей прямого отношения к войне. Война играет в фильме косвенную роль, поскольку основное внимание режиссер уделил внимание поведению человека при разлуке с любимым. Картина получилась очень красивой и трогательной драмой.

Сценарий

По-моему, фильм может быть удостоен премии Оскар за лучший оригинальный сценарий, поскольку та чистота, та искренность, которые исходили от любви главных героев, так сильно проникали в душу зрителя, что казалось, что ты сам становишься героем фильма. Особенно впечатлили моменты фильма, когда главная героиня, терзаемая мучениями из-за того, что вышла замуж за брата Бориса, думает о самоубийстве.

Работа оператора

Методике работы Сергея Урусевского стоит поучиться, поскольку благодаря необычным ракурсам фильм получился не просто красивым, а глубоко психологичным. Так, например, произвел впечатление эпизод, в котором главная героиня бежала на провожание солдат на фронт, и камера ни на минуту не отставала от ее лица, тем самым продемонстрировав ее переживания за любимого.

Итог

«Летят журавли» - один из лучших фильмов из когда-либо снятых в кинематографе. Фильм надолго останется у вас в душе. Потрясающая актриса Татьяна Самойлова надолго запомнится. Всем советую.

10 из 10

11 ноября 2012 | 21:46
  • тип рецензии:

Что тут особо говорить - этот фильм наверно самый эпохальный и легендарный среди всего советского кино, он заполучил 'Золотую пальмовую ветвь' и стал классикой не только нашего с вами, но и мирового кинематографа (что бывает, согласитесь, весьма редко). Но у меня почему-то он не вызвал священного пиетета.

Из-за скуповатого фона человеческих переживаний и озорной любви выглядывает подлинная, личная трагедия войны - потерять любимого человека. Показанная история проста и безыскусна, но напитана огромной силой. Посмотрите на один лишь взгляд главной героини - в нем сквозит страшная трагедия, но нет самого главного - обреченности. Ее маленькая надежда выглядит глупой и бессмысленной. Но то, как она живет этой надеждой дорогого стоит. Мне ее персонаж, кстати чем-то напомнил Вивьен Ли из 'Трамвая 'Желание''. Нет, не сумасбродным и 'страдающим' характером, а глубиной переживаний и неистовой внутренней силой. Жаль, что настолько же обжигающим здесь получился только еще один персонаж - отец Бориса.

Операторская работа здесь - лучшее что я видел в кинематографе. Смазанные сцены, съемка под углом, бегущая, подпрыгивающая камера на ступеньках лестницы, бесконечные крупные планы и особенно панорамные виды города - великолепны настолько, что лучше увидеть и насладиться, чем пытаться говорить. Тоже самое можно сказать об эпизоде воспоминаний Бориса во время ранения. Могу только аплодировать мастерству постановщиков.

Но тем не менее у меня есть две претензии заядлого зануды - сцена объяснения и пощечин во время бомбежки выглядела излишне надрывно и чувственно.. Не пристало такой замечательной ленте впадать в патетику. А вторая - эпизод с дарением белки другой женщине. Выглядит слишком напрашивающимся и банальным способом нагнетать драматизм.. Кто видел тот поймет, я думаю..\ А может я просто придираюсь.

Так или иначе это штучное и вдохновляющее кино о сложностях человеческой жизни, о людях, вынесших на своих плечах войну. Пусть и приправленное советской спецификой и вечными истинами. Это не умаляет его ценности. Даже когда руки опустились и мир рушится, вполне стоит взглянуть на небо - ведь журавлиный клин снова летит..

P.S. Вот чем надо было вдохновляться Триеру создавая свой садистско-высокохудожественный 'Рассекая волны'.

9 из 10

03 декабря 2011 | 00:15
  • тип рецензии:

- Эти стервы хуже фашистов - в самое сердце бьют.
- Скорей, доктора. Раскудахтался.
- Да замолчи, ты.


Михаил Калатозишвили (позвольте я буду называть его по фамилии с которой он был рожден, и которую потом носили его потомки) показал в этой картине настоящий мастер-класс по многим аспектам постановки кинематографических произведений. Прежде всего, он настолько умело использовал монтаж, работу оператора и сценарий, что от актеров так и не понадобилось создавать что-то экстраординарное. Присмотритесь. Практически весь фильм Самойлова совершенно статична. Другое дело, что режиссер умело совмещает различные ракурсы и планы, создавая впечатление личностных метаморфоз ее героини. По сути, это же клиповая эстетика.

А как удачно в техническом аспекте получилась сцена смерти главного героя. Неожиданное сочетание планов неба выдает весьма зловещий эффект, который дополняется обычной сценой пробежки героя по лестнице. Тут можно восторгаться эффективности постановщика - минимум средств, а результат получается безупречный. Вообще, в первой половине этой ленты камера вытворяет что-то невообразимое (тем-более для академичного советского кино). Чего только стоит показ событий под углом. Даже башня Кремля выстраивается в начальных титрах в искаженное положение примерно под тридцать градусов.

Не могу я позабыть и то, как двумя простыми ракурсами режиссер в самом начале показал человеческую слабость в своих героев. Вспомните, как в сцене у моста Баталов и Самойлова смотрят на журавлей. Обратите внимание на камеру - неожиданно снимая сверху вниз Калатозишвили будто улавливает скрытые устремления героев. Практически сразу же мы взглянем на них сверху вниз. Причем вполне с приличной высоты, метров с пяти. А как еще можно было намекнуть на несбыточность мечтаний? Главное, что все вышло вполне гармонично.

Вторая половина ленты вышла более спокойной и традиционной. Там уже все определял сценарий. Лаконичный и отполированный, он похоже вообще не содержал в себе лишних деталей. Актуальная тема, связанная с поведением женщин в тылу оказалась раскрыта очень глубоко. Посыл тут очень прост: не судите и не впадайте в уныние. Христианские ценности.

Создатели ленты прямо вопрошают у нас: возможно ли с готовностью осуждать главную героиню? Да, ошиблась. Но ошибаются тут все. Герой Баталова в самом начале даже и не замечает свою избранницу. Он будто хочет абстрагироваться, чего и сам не скрывает. Вопрос о свадьбе перед уходом на войну ведь даже не обсуждается. Лишь дистанция позволяет ему все переосмыслить. Не слишком правильно ведут себя и все остальные персонажи. Но заметьте, все - все, от соседей до Марка показаны многомерно. Они ошибаются, предают, изменяют, но при этом продолжают жить и в большинстве своем, стараются исправиться.

Так что в этом фильме соединилось все - изысканные технические решения, многомерность персонажей и лаконичный сценарий. Благо, что Калатозишвили не стал растягивать все в эпическое полотно. Нет ничего удивительного в том, что картина одержала победу в Каннах.

8 из 10

01 июля 2014 | 18:45
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: