Тема 28 Панфиловцев вызывала столько споров, что решимость режиссера - снять фильм, мне очень импонировала. Сразу оговорюсь. Я являюсь адептом церкви свидетелей '28 Панфиловцев'. Считаю, что любой солдат, воевавший за Москву в окопах у Дубосеково и вообще, любой защитник Москвы в том ноябре, может смело назвать себя Панфиловцем. 28 ли их было, 8 ли или 280.000, мне совершенно пофик. Они были! И было их 28. История или легенда (как кому нравится) о 28 Панфиловцах - это символ мужества, стойкости и победы советских солдат, остановивших фашизм ценой своей жизни, солдат, не пустивших немца в Москву. Эта тема, тут и далее, неприкосновенна!
Так что, я весьма обрадовался самому факту начала съемок, а потом и многочисленным отзывам посмотревших фильм людей - 'Получилось!'
'Прекрасно!', - подумал я про себя и приготовился к просмотру.
'Ну... хорошо...', - подумал я после просмотра.
Хороший вышел фильм. Действительно достойный. Однако, на мой искушенный взгляд, слабоват. Я не буду долго расписывать, чем мне кино понравилось, скажу кратко - это наверное первый фильм, в котором нет наносного НКВДэшного и гипер-православного мусора, нет всего того, что могло бы поставить подвиг солдат под сомнение. И на этом все.
А вот то, что не понравилось:
Очень слабая операторская работа. В картине практически отсутствуют крупные планы лиц. Нет вообще лиц. Я уже не говорю о поте, грязи, порохе и крови. Этого тоже не было. Но, что самое важное - не было и ГЛАЗ! Глаз, в которых отражался бы героизм, трагизм и решимость. Взгляда, от которого в горле появляется комок. Взглядов, которыми изобиловало наше советское кино.
Вспомните '17 мгновений весны', 'В бой идут одни старики', 'Аты-баты шли солдаты'... Да любое кино тех лет. Где операторы, парни? Где режиссеры, ребя? Где сценаристы? Я не услышал ни одной крылатой фразы, которая бы застряла бы в моей голове, кроме неловкой попытки сделать этой фразой диалог о русских, казахах и Казахстане, и фразы 'не умирать, а стоять насмерть'. Где эти фразы, которыми изобиловало старое советское кино?
Помните это простое, но такое сильное, 'быковское' - 'От винта!' или 'Стреляйте! Всех не перестреляете...'? В этой картине они отсутствовали напрочь. Очень хотелось услышать что-то такое, простое, хриплое, но сильное, от чего появился бы комок в горле. Не появился.
Музыка... Ее в 'панфиловцах' тоже не было. Хватающей за душу 'от героев былых времен', душащей слезами 'четыре года мать без сына...', не было даже взрывающей сердце 'Смуглянки' в момент гибели истребителя, панфиловца, пушки, танка... Не было ни одной ноты, от которой зазвенел бы комок в горле. Не было комка.
Вообще с комками было туго.
В результате, я посмотрел хорошее, добротное кино, но без лиц, без глаз, без фраз и без струн. Видимо все струны и комки остались там - в стране, за которую воевали, за которую стояли, за которую вгрызались в землю 28 Панфиловцев.
За рамками споров о реальности событий отображенных в фильме мы все-же имеем кинофильм, который может содержать как вымышленные так и реальные действия и которым есть место в кинокартине. На постере даже не указывается - 'основано на реальных событиях.'
Есть мы и есть враг, в лице - фашисткой германии. Задача защитить родину понятна, и все солдаты как один отождествляются нашему защитнику. Инструкции выданы, напутствие произнесено - приступаем к выполнению. Периодически уточняем что здесь русские и казахи. Никакой лишней болтовни, диалоги в большей или в меньшей степени касаются военного опыта пережитого и предстоящего. Суховато, строго, но наверное голова занята только этим, а родных вспомнить еще успеется.
Боевые действия начались, и воспроизводим как это было. Шальных пуль не много, если есть, то остаются за кадром, и лишь вскоре мы узнаем о жертвах. Все рассчитано, ничего не приукрашиваем, эпичности происходящему не придаем - люди выполняют поставленные задачи не утруждаясь на эмоции, возможно сдержанность - залог победы.
В целом получается художественная картина(снятая на основе сценария режиссера и воплощена актерской игрой), но не по канонам категории художественных, причиной чего может быть попытка создателей внести документальность событиям.
Смотрел как рос рейтинг этого фильма после его выхода в прокат и удивлялся, неужели наши наконец сняли что то на уровне лучших блокбастеров Голливуда?
Посмотрев фильм, немного разочаровался.
Изложим по порядку.
Плюсы:
1. Работа реквизиторов, декораторов, специалистов по визуальном эффектам выполнена на отлично. Танки выглядят как танки, а не трактора обшитые фанерой. Сам тип техники тоже соответствует той что сражалась под Москвой. Достоверная униформа красноармейцев, как рядовых так и командования.
Достоверная картинка того как подбивались танки из тех противотанковых средств что были на вооружение бойцов РККА.
2. Саундтрек. Однозначный плюс Михаилу Костылеву. Один из лучших современных российских композиторов специализирующихся на саундтреках к играм и фильмам.
На этом плюсы пожалуй закончились.
Из минусов:
1. Диалоги! Сценаристы сделали всех солдат поголовно весельчаками-балагурами, которые не проводят и 5 минут без шуточки-прибауточки о немцах и о том как они с нетерпением ждут их чтобы показать свою удаль в бою. Спектр эмоций очень маленький, ни одного бойца который хотя-бы капельку боялся, паниковал и т.п.
2. Минус - язык персонажей. Солдаты, которые по идее, должны быть представители обычного рабочего и крестьянского люда, демонстрируют удивительно правильный русский язык (два персонажа - украинский), насыщенный метафорами и без единого ругательства.
Ощущение что смотришь кино не про самую страшную и кровавую войну 20 века, а про то как мужики на выходные выбрались в страйкбол пострелять.
В целом - не верю, не верю что общение солдат и командования было так, как показано в фильме.
3. Враги дегенераты. Бой со стороны немцев показан настолько бездарно, что будь командование вермахта действительно таким, немцы никогда бы не добрались не то что до Москвы, а даже Польшу бы не взяли. Не покидает ощущение что оппонентами красноармейцев выступают боты самого низкого уровня, которые, говоря языком игрового сленга, 'спаунятся' через определенное время, и тупо волнами идут вперед, обладая практически нулевыми навыками меткости и общей тактики боя.
Выношу за скобки саму идею '28 панфиловцев' так как фильм художественный, и может не претендовать на полное и достоверное изображение настоящего боя у разъезда Дубосеково.
Первая половина фильма показалась немного затянутой, а фильм в целом немного скучноватым и слишком ровным, без каких либо кульминационных точек которые бы цепляли зрителя и заставляли бы прильнуть к экрану.
28 Панфилофцев - это честное и качественное кино. Кино о том, как простые русские мужики пошли за родину воевать, как могли бы сходить в баню или на рыбалку, будь обстоятельства несколько иными. Здесь нет мифов, метафор и даже пафоса. Осторожное внимание к деталям, и потрясающая операторская работа -пронзительный погнутый крест на фоне прозрачного зимнего неба, лица героев, запечатлевшиеся, будто случайно старички... Яркое и метафизическое противостояние немецкого механизированного духа и русской человеческой души...
Нужные слова сказаны в нужных местах, но в то же время будто не нарочно. Немного натужно звучит лишь протаскивание Казахстана да неоднократно повторяемое на все лады, что надо жить за родину, а не умирать. Понятно, что первое для спонсоров-казахов, а второе для воплей 'трупами закидали', но потому и неестественно. И еще уж совсем не вязался с образом героя-политрука Морозов, успевший засветиться в роли Ваксона-Аксенова, фактически в роли предателя. 'Велика Россия' (кстати смазанная и растянутая) из его уст звучит не слишком правдоподобно, ибо для новой роли он ни интонаций, ни выражения лица не поменял.
Однако фильму все-таки многого не хватает, чтобы стать не просто качественным, но мощным и запоминающимся. У 28 Панфилофцев нет, пожалуй, главного - истории и кульминации. За героями ничего нет, мы видим их только на поле боя и слышим лишь обрывки фраз или жестов из их прошлого, например, молитва панфиловца похожего на 'белого' или шутник Москаленко, который и подогнем не теряет чувства юмора... Кому-то из панфиловцев девушка передает тормозок, но кому невидно и почему непонятно. Этого не достаточно, чтобы за них переживалось всерьез. Нет не только личных, но и большой истории. По легенде панфиловцев 28, потому что 2 трусов, а здесь трусов нет... Непонятно и почему панфиловцы, а ведь не зря их именно так назвали. И с кульминацией не срослось, и хотя все нагнетается к штыковой атаке, и музыка вторит биению сердца, все равно не выходит катарсиса.
Сразу хочу обратить внимание на спецэффекты и постановку в фильме. В таких фильмах это довольно важная составляющая. Хочется при просмотре верить в происходящее. Что если взрыв, то взрыв, если немца расстреляли, то расстреляли по-настоящему. В этом фильме прекрасно видна нереалистичность и в неком плане дешевизна. Немецкие солдаты падают как мухи. Трупы сами по себе исчезают, крови вообще нет как таковой у германской армии. Это все не так заметно, можно прикрыть на это глаза, однако мне как человеку посмотревшему уйму фильмов где не скупятся на краску, довольно сложно привыкнуть к такому. Враги падают за секунду чуть ли не от любого попадания. Причем нам эти попадания не показывают. Ну высунулся какой-то солдат из окопа, провел кривую очередь и три немца замертво упали, при этом еще дергаясь будто их со стационарного пулемета расстреляли. Это конечно вкусовщина и все такое, но смотрелось слегка нелепо.
Закончив обсуждать эффекты не хочется обсуждать действия немцев. Скажу лишь что в какие-то моменты повествования мне хотелось сказать: Вы что дураки совсем?. Ну а так как я не профессиональный стратег и военный, то и докапываться до стратегических и тактических приемов немцев не собираюсь. Фильм в основном оставляет легкую пустоту и почву для размышлений. Фильм не кончается полной трагедией или счастьем. Фильм просто показывает войну, не в самом глубоком или ужасающем виде. Персонажей много и как-то привязаться ко всем не успеваешь.
Могу и хочу сказать что фильм подходит к просмотру тем людям, который любят военную тематику и им просто нравится смотреть подобное. Из рядовых зрителей зайдет только тем кто хочет поддержать отечественное кино или же погордиться за своих сородичей. Оскорблять фильм нельзя, но и похвалить толком не за что. Однако это лучше идиотских комедий, поэтому я несомненно рад.
Только недавно вернулся с фильма '28 панфиловцев'. Хорошее, а главное качественное российское художественное кино получилось!
Операторская работа и цветокоррекция великолепны, сценарий вроде логичный и последовательный, антураж, использование настоящей техники и мелкие малозаметные символические детали создают ощущение полноценности и качественности картины, звукорежиссура очень достойного уровня, музыкальное сопровождение тоже – в общем, фильм очень даже!
Неожиданностью для меня стала, пожалуй, только открытая такая и где-то 4-5 раз повторяющаяся одна из идей, что несмотря на вашу национальность, ведь будь вы киргизом, казахом, украинцем или даже французом вы всё равно будете русским, если вы прочувствуете и вольётесь в эту жизнь, станете как свой и будете готовы защищать это. К этому сразу вспоминаются слова Сталина: 'Я русский человек грузинской национальности'. В целом, я ничего против таковой идеи не имею, но не очень-то с ней и согласен. На фоне этого отмечу, что в фильме нет никакого упоминания СССР, поэтому остаётся впечатление, что тебе что-то про единство такое странное с какими-то нотками только нынешнего российско-патриотичного 'втирают'. В прочем, это моё субъективное мнение и у вас оно может быть другим.
С другой стороны фильм позиционируют как художественную картину, что дозволяет привносить в неё различного рода идеи и интерпретации, добавлять в неё эмоциональную окраску и преподносить эту легенду (которая, кстати, получилась чем-то похожей на легенду про трехста спартанцев) как угодно. Для тех, кто почему-то из-за этого настроен скептически и яростно я отвечу, что все-таки это не документальное кино, от того и на достоверность такая кинокартина может и не претендовать.
Общее впечатление у меня сложилось двоякое. Вроде бы и очень профессионально снятый фильм, который выглядит полноценным и качественным (было бы странно видеть что-то другое с таким бюджетом, ведь работа здесь была проделана колоссальная и за продолжительный срок. Вы наверняка заметите это по настолько насыщенным титрам и по полной погруженности вами в картину), но так непривычно поданные идеи единства и патриотизма... Одно я вам могу сказать точно — во время просмотра вам будет казаться, что все это какой-то один большой и важный художественный рассказ, читаемый через киноленту, где практический каждый кадр и фокус является дополнением и показывает вам именно то, что вы должны увидеть, а каждое слово в фильме сказано там к месту. Персонажи здесь не раскрыты, а характеры только частично раскрытых отражают взгляд и отношение людей к войне. Актерская игра спокойная и суховатая как и сам фильм, и именно так все это выглядит уместным. Отмечу еще, что фильм длится два с половиной часа, но он не затянут и не спешен. Все закончится тогда, когда у вас будет ощущение, что этого будет достаточно.
А если коротко, то фильм про обычных людей и про их подвиг и мне он понравился, хоть и не со всем я соглашусь. Мне даже кажется, что этот фильм не именно про 28 панфиловцев, а про воевавших людей и их подвиги в целом. Если хотите увидеть вполне достойную российскую кинокартину или сомневаетесь смотреть или не смотреть, то можете посмотреть.
Неплохой фильм. Так хочется закончить рецензию на фильм 28 панфиловцев. И действительно фильм представляет собой хорошее современное кино. На протяжении всего фильма остается ощущение, что перед тобой кино, которое можно посмотреть.
Положительными сторонами этого фильма являются, и неплохое описание быта и момента осени 1941 года. Перед нами мужчины, недавно призванные в армию, молодые, которым предстоит воевать. Простой армейский быт, взаимоотношения, разговоры, тренировка - показаны достаточно правдиво. Все простенько. Хорош и момент про национальную принадлежность. Не зря сказали про Россию и Казахстан. Война сплотила людей, попавших в страшную круговерть, заставила забыть про национальные претензии.
И Клочков, и все панфиловцы - простые люди, а не какие-то нереалистичные супергерои. Тем примечателен их подвиг, такой простой и такой сильный. Не насмерть, а намертво стояли. Их обессмертила их самопожертвование Родине и ничего лишнего.
Бой намертво с немцами это отдельный разговор. Считаю, что реконструкторы и создатели фильма справились со своими задачами и представили, как смогли, бой образца осени 1941 года. Бой был и жарким, и жестким. Смертным. Неплохо показано взаимодействие советских воинов. Спецэффекты? Ну, пусть танки нарисовали и что?
Да имеются определенные вопросы к создателям фильма, к некоторым моментам. Зачем велись разговоры про спартанцев, ковбоев-пастухов и самураев? Дань уважения старому кино? Некая нереализованная идея? А возможно просто хотелось подчеркнуть, что во все времена злу, преступной «банде - давался отпор? Наверно это так.
Неплохи эпизоды со стариками. Действительно, молодые воюют, а старики сидят и смотрят, как льется кровью. Трагично.
Мелькнул эпизод с девушкой, но так и не был развит. А стоило ли?
Актерская игра на уровне неплохого, недурного фильма. Мужские и характерные черты имеются.
Понравились те моменты, эпизоды, где бились с немцами намертво. Хороши были сцены бросков гранат и пулеметных очередей. Неплохо выглядела история с пушками, самолетами. А как готовились с топорами и ножами сражаться? Да были в фильме моменты. которые запомнились.
Немцы, враг - показаны мало, действительно слишком сжато, без развертки характера. Выглядит немного односторонне, бедно.
Музыка неплоха, но не более.
Фильм больше похож на неплохую игру про ВОВ. Хоть и игры не лишены кинематографичности, кино требует большего, больше средств выражения и повествования.
Соглашусь с мнением о том, что у фильма есть недостатки. Что впрочем, не лишает его легкого налета симпатичности и желания его посмотреть.
И дело, наверное в том, что народные деньги обусловили качество фильма. Но это один из первых опытов нашего кино. Надеюсь, фантазия и умение создателей, реконструкторов, всех заинтересованных людей будут дальше развивать наше кино.
P.S. Не пожалел, что сходил в кино на превью фильма, съемки которого спонсировал. Посмотрите этот фильм - современный взгляд на то, как воевали на деды и прадеды.
Три дня назад посмотрел фильм «28 панфиловцев», по которому сейчас идет столько споров. В целом, увидел примерно то, что и ожидал увидеть на основе прочитанных мнений.
С одной стороны, авторы фильма сдержали свое обещание снять фильм без явного поливания дерьмом СССР и Красной Армии (типичного для большинства российских фильмов о Великой Отечественной войне). Т. е. без тупых советских солдат, идущих в атаку на немецкие позиции с лопатами в руках вместо винтовок, под огнем в спину пулеметов заградотрядов. Без пьяных генералов Красной Армии, посылающих на убой свои войска из страха перед тираном Сталиным. Без садистов НКВДшников и политработников. Без благородных немецких офицеров. Без положительных героев – бывших кулаков, репрессированных, в лучшем случае – уголовников, которые только и спасают русские войска от гибели, вопреки всему, да и то лишь благодаря молитвам и церквям.
В этом фильме бойцы и командиры Красной Армии показаны храбрыми и умелыми воинами, которые героически сражаются с врагом за свою Родину. Батальные сцены, на мой непрофессиональный взгляд, сняты достаточно хорошо и без явных косяков (разве что немецкие танки слишком медленно в атаку идут).
С другой стороны, как многими отмечалось, создатели картины, обещавшие снять правдивый фильм о Великой Отечественной, сделали кино, в котором ни разу не звучат слова «СССР» или «советский» (везде говорится только о русских), не упоминаются Коммунистическая партия, Сталин, нет ни одного красного флага (хотя «Красная армия», надо признать, звучит), а политрук, вместо призыва сражаться за свою свободную социалистическую Родину, заясняет солдатам какую-то явную хрень насчет разницы между понятиями «Родина» и «Отечество».
В фильме, как многими отмечалось, абстрактные русские воюют против абстрактных немцев. Никак не отражено, что советский народ воевал не за Путина и олигархов, не за ЕР и РПЦ, не за абстрактную Россию, в которой ему ничего не принадлежит (попытка такой войны в 1914 г. закончилась весьма печально для ее инициаторов), а за свою социалистическую страну, за общественную собственность, заводы и колхозы, под руководством партии коммунистов.
Кстати, насчет русских. Знаменитая панфиловская дивизия формировалась, как известно, в Казахстане, и половина ее состава были казахи и киргизы. В фильме это показано, много солдат казахов, но вместо объяснения советского интернационализма, присутствует следующий эпизод. Политрук в очередной раз рассказывает, что «немцы скоро узнают, кто такие русские», на что боец-казах вполне резонно говорит ему: «Я вообще-то казах». А политрук на это отвечает: «Ты за Россию воюешь, значит, ты тоже русский». Довольно странное объяснение. Кстати, в Первую мировую попытка царского правительства привлечь население Средней Азии даже не на «войну за Россию», а только к тыловым работам, закончилась грандиозным восстанием в Казахстане в 1916 г. и резней русского населения. А вот советские казахи, киргизы, узбеки и др. воевали за СССР.
Некоторые расценивают данный фильм как признак нового направления в официальной пропаганде, чтобы спекуляциями на теме Великой Отечественной войны (выхолащивая при этом ее сущность) заставить современных людей в случае чего идти в бой за олигархов (типа, за Россию).
Это все, конечно, правильно. Но встает вопрос – хорошо или плохо, что стали сниматься такие фильмы? Я думаю, что, объективно, скорее хорошо.
Было бы слишком наивно ожидать, что в капиталистической стран может быть снят (причем в основном на государственные деньги») и показан по всем кинотеатрам фильм, в котором отражена классовая сущность Великой Отечественной войны, и тем людям, которые на это надеялись, можно только посочувствовать. С другой стороны, пропаганду абстрактного патриотизма нынешняя власть будет вести в любом случае, и примеров из истории у нее для этого найдется достаточно даже без Великой Отечественной войны – ибо в истории России войн и до 1917 года хватало. Взять хотя бы Отечественную войну 1812 г. с Наполеоном.
Но то, что советскую историю стали иногда показывать, пускай и в выхолощенном виде, но без явного очернения, даже в положительном ключе, рассказывают о подвигах Красной Армии – это уже плюс. Кто поумнее, и сам задумается – а ради чего люди так сражались? Дуракам же можно и потом объяснить.
Мой боевой опыт на фронтах отечественного кино про Великую Отечественную войну начался с испытания огнём – фильмов командира Дикокричащей, гвардейской истеричной дважды Пучеглазой дивизии актёров, генерала бреда Н. С. Михалкова. Следующий удар нанёс капитан Бондарчук, возглавлявший две штурмовые колонны: «Любителей Кати» и «Любители Нины». Искусно подкравшись к назначенной на захват высоте, они забросали противника слоумо эффектами и до самого конца фильма успешно отбивали все контратаки войск здравого смысла. Успешный прорыв старшины Александра Котта и гарнизона Брестской крепости закупорен встречным ударом орды урок служащих Советскому Союзу.
В столь отчаянной ситуации надежда осталась лишь на младший командный состав. Начинающих деятелей, пусть и неопытных, без регалий и наград, но уверенных в том, что на данный момент они нужны и необходимы. Я поддержал этот порыв и, в целом, остался доволен увиденным. Я приведу лишь те моменты, которые лично мне кажутся странными, непонятными, в конце концов неправильными. То, что не даёт мне говорить, что это отличное кино и советовать всем его смотреть. Это не будет касаться художественных достоинств или недостатков фильма. На мой взгляд, для непрофессионалов, фильм сделан отлично. Слабые места не настолько слабые чтобы портить общую картину, а сильные стороны, вроде музыки и операторской работы, неплохо поднимают среднее арифметическое.
Первое что смущает и на что многие обратили внимание – замена понятий «Советский Союз», «советский» на «Россия», «русский» соответственно. Сделано это намеренно и демонстрационно, ведь стоило чуть сбавить градус пафоса, большинство этих странных моментов можно было бы избежать. Странных, поскольку множество лиц нами увиденных и имён нами услышанных русским не принадлежат. Сам фильм легко проглатывает данное несоответствие, заявляя «А что, казах не русский что ли? Что ты мне голову морочишь». Может показаться, будто для создателей звание русского словно шуба с барского плеча. И любой народ, удостоенный столь высокой чести, немедленно сорвётся и в полном составе ляжет вместе с нами на позиции под Москвой. Но увы, многие не готовы идти на жертвы даже ради такой заманчивой награды. Надо предлагать что-то ещё, куда более весомое. Например, проект совместного строительства мирного, светлого будущего. Например, Советский Союз. Не понимаю, зачем как-то по-другому мотивировать наличие казахов под Москвой, ведь был СССР и это само собой всё объясняет. Я не ожидал подобной скромности от народного кино и был неприятно удивлён.
Вдвойне неожиданно от того, что авторы действительно с огромным старанием восстанавливали эпоху: форма солдат, их оружие – всё это прямо на высшем уровне. Вплоть до того, что пулемётная лента «Максима» сделана из ткани, как оно и было. И с таким вниманием к деталям людям того времени отказывают в их реальной самоидентификации и даже не упоминают страну, за свободу которой шёл бой.
Ещё более неприятные чувства я испытал, когда слушал воодушевляющую речь комбата перед строем 4-й роты. Основным посылом которой было, что немцы перед Москвой впервые. Впервые остановились, впервые почувствовали силу сопротивление и ещё где-то два таких же абсурдных «впервые». Сказанное, мягко говоря, преувеличение. Если немцев нигде не останавливали, если сила сопротивления явленная советскими войсками под Москвой была им внове, остаётся лишь поражаться почему они добирались так долго. Комбат не только не сообщает, но даже не намекает, что немцы уже остановлены под Ленинградом. Началась оборона Севастополя. Была оборона Одессы, Киева, была пауза после Смоленского сражения. Защитники Москвы воевали на фундаменте ожесточённого сопротивления Красной армии в предыдущих боях и сражениях, победа в битве под Москвой без этого фундамента была бы просто невозможна. Это ошибка и ошибка ненамеренная, ведь комбата никто не одёргивает и не поправляет ради ознакомления зрителя. Скорее всего этот момент просто не был замечен, поскольку вложить в уста комбата речь в духе «не посрамим павших товарищей» было бы не сложно.
Последняя претензия состоит в том, что создатели фильма всё же решили показать именно советскую, агитационную версию, где 28 человек уничтожают 14 немецких танков и не пропускают врага. Опять же, если бы авторы не были столь кропотливы в восстановлении реальности, никакой претензии бы не было. Однако наличие фантастики и реальности в одном флаконе исторического фильма сбило меня с толку. В начале фильма инструктор кричит на солдат, таскающих макет танка, что реальный танк двигается быстрее и им как бы тоже надо пошевелиться. Потом мы полфильма смотрим, как эти «реальные» танки ползают ещё медленнее макета. Совершенно неосознанно фильм показывает нам ту недостающую деталь, которой не хватало версии журналиста Кривицкого – немцы абсолютно не хотят жить. Только приняв это как факт, можно с какой-либо точки зрения рассматривать то, что происходит во время второй атаки. Очень медленно и очень организованно, чаще по одному реже по двое, немецкие танки подъезжают к нашим позициям. Стреляют из пушек и пулемётов не очень часто, просто ради приличия, чтобы никто не заподозрил в них самоубийц. Куда меньше шифруется немецкая пехота – они не пользуются гранатами и не бегают не только от врага, но и на врага. Ясно же, что с таким отношением к жизни на войне вернуться в Германию не светит никому. И всё это на фоне первой немецкой атаки, где происходящее ещё более менее разумно.
28 панфиловцев для меня застыли на чаше весов. Что это? Эпик в стиле «300», где вообще бессмысленно что-либо разбирать и анализировать, или точный, скурпулёзный, практически документальный фильм вроде «Великой войны» от Первого канала? Фильм умудряется сочетать в себе и то и другое. Внимательный к деталям, словно реконструкция снаряжения и вооружения красноармейцев образца 1941 года, и нереальный словно «300» одновременно. Я не отказываю фильму в его самобытности и не брызгаю слюной оттого что всё не было сделано как я хотел. Просто лично мне промежуточная позиция, в которой всё, застыло скорее не нравится.
Вкупе со странными идеологическими решениями и откровенными ошибками, это не даёт мне кому-либо рекомендовать «28 панфиловцев». Благо фильм, судя по сборам и балансу критики от зрителей на том же Кинопоиске, в этом не нуждается.
Хотел бы дать свое мнение, абсолютно свободное от идей единения. Оценить это как кинокартину.
Предполагаемая идея и ее фактическое развитие:
В фильме о героях войны, полагаю, нужно было показать героев войны. Показали плохо. С героями меня не познакомили. Из этого совершенно нет никакой драмы - панфиловцев не жалко. Меня за 'живое' не тронули. Противоположный пример Спилберг и Камински с фильмом про рядового Райана. Может не стоило было браться за такие сложные штуки как кино, когда в пережитом только 'ментовские войны'?
Хотели объяснить мысль 'единого русского': 'Вообще-то я казах. - А казах, че, не русский?' Че ты мне голову морочишь!' Плохо объяснили. Оказывается наши герои не дружат с логикой, легкомысленные и чересчур болтливые.
В первой части немцев показали как грозную, страшную машину, а уже во второй они все бросаются под пулеметный обстрел. Смешно! Красноармейцы в первой части играют в снежки и больше болтают, чем делают. Что же это дети какие? Они ведь убивать шли.
Как воспринимается глазами:
'Гораздо легче снимать картину, наворотив туда всего, что только можно - и облаков с виньетками, и лишних эпизодов, и сцен. Гораздо труднее выбрать необходимое и достаточное, дать в наибольшей доходчивой форме то, что нужно.' так сказал Андрей Москвин.
Конкретно к фильму: очень видно как снято. Да, хотели чтобы было по-современному. Чтобы не отставало от других, чтобы насыщенно и разнообразно было, да и вообще с цифровыми технологиями дешевле. Снято живописно, вполне. Но при этом очень сложно и совсем неуклюже вышло в первой части: на длинных кадрах с репликами бойцов неудобные переходу по резкости. Плюс кадры с репликами выстроены так, что непонятно куда смотреть и кто кому говорит. Первая часть выглядит плохо, что не скажешь о второй. Баталии сняты хорошо, так, как это положено в теме о героях.
Итог
Растянули пустой сюжет. Героев показали глупыми, но совершенно невообразимо везучими. Это круто снятое видео для определенного круга лиц, живущих по конвенции патриотизма. И очень жаль.