У государства Российского богатая история, а история любого народа это, прежде всего, история войн. Война – всегда страшно, но Великая Отечественная война чудовищна по количеству людских потерь и по тем изуверствам, которые чинили нацисты. В последнее время, к великому сожалению, историю этой войны пытаются «подправить» в угоду интересам тех, кто стал опасаться росту могущества Великой Страны. Для кого-то власовцы стали национальными героями, кто-то искренне убеждён, что Ленинград нужно было «просто сдать», чтобы избежать катастрофических потерь, кто-то пытается доказать, что подвиги советских людей – это всего лишь пропаганда «сталинского режима».
Но так думают не все. Доказательство тому – сегодняшний выход на экраны картины «28 панфиловцев». История появления этого фильма удивительна, потому что первоначальную сумму для его создания собрал народ. Тот самый народ, чьи отцы, деды и прадеды встали живой стеной на пути гитлеровского блицкрига. Тот самый народ, который верил в страну, потому что верил в себя. Тот самый народ, который костьми ложился, защищая то, что ему дорого. Вокруг боя у разъезда Дубосеково уже давно кипят страсти, унижающие каждого из нас. Не суть важно, сколько их было – бойцов многонациональной страны в том бою – 28, 40 или 140. Важно другое. Никто из них не думал о наградах, не думал о том, как красиво «войти в бессмертие».
Они думали о другом – о том, что за пять месяцев войны гитлеровцы захватили всю европейскую часть Союза, и в предвкушении обещанного банкета на Красной Площади рычали танковыми двигателями. Они просчитались. Русский мужик запрягает долго, зато едет быстро. И мы «поехали»! По мнению историков бой у разъезда Дубосеково сыграл «исключительную мобилизующую роль, став примером стойкости, мужества и самопожертвования». Но всё это будет потом. А пока перед бойцами 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка стоят 2-я и 11-я немецкая танковые дивизии. Именно с этого момента начинается фильм.
Он скрупулёзно, в хронологическом порядке воссоздаёт тот 4-х часовой бой. По большому счёту, это не столько художественный фильм, сколько реконструкция тех событий. И это правильно, потому что зритель уже устал от «ярморочных» фильмов о войне, рассказывающих о ней в непростительно балаганном ключе. Фильм Шальопы и Дружиниа другой – точный, конкретный, по-мужски брутальный. Это настоящий фильм о войне, а не «про войнушку». Здесь нет женских персонажей, но совсем не потому, что «у войны не женское лицо», а потому, что Родина – тоже женского рода, и именно ради неё панфиловцы совершали свой подвиг, и именно её берёг каждый из них в своём сердце.
Разумеется, у картины есть свои «шероховатости», недочёты и даже недостатки – реверанс в сторону фильмов, которых бойцы в те годы знать никак не могли, и прочие «сюжетные колючки». Но они никак не могут повлиять на общее впечатление о фильме, как о народном проекте, созданном не для того, чтобы «отбить деньги», а в доказательство того, что никто не забыт и ничто не забыто…
Начну с того, что панфиловцы мои земляки, об их подвиге мы проходили в школе, поэтому за фильмом следила, ждала и он мне очень понравился. Картина сделана с умом. После многочисленного военного «мыла» этот фильм как урок истории, в котором нет интеллигентствующих фрицев и тупого стада из советских солдат, которые в большинстве своем гибнут не за правое дело, а по глупости. Враг тут обезличен и изображен мощной военной машиной, методично продвигающейся вперед. Советские солдаты это обученные люди, которые знают, умеют и могут воевать. Наука и процесс ведения боя показаны детально. Сражение это не хаотичная стрельба из винтовок и пушек. Каждый находится на своем месте и выполняет поставленную задачу.
Не люблю рассуждать на тему диалогов, скажу только, что мне кажется пара моментов для них взята из книги про Героя Советского Союза Бауыржана Момыш-улы «Волоколамское шоссе». Его молчаливая фигура, в исполнении киргизского актера Азиза Бейшеналиева (на Кинопоиске он не указан), появляется в самом начале фильма.
Понравилась сдержанность повествования. Тема очень узкая и ограниченная. Сюда не напихали всего, что обычно и весьма коряво впихивают в подобные картины: несчастных евреев, предателей-полицаев, НКВДешников, фашистов с человеческим лицом.
Понравилось, что не выделили какого-то главного героя. Герой или герои здесь все. Мужчины с грязными обветренными лицами и почерневшими руками. Возраст их почти неразличим. Это не важно. Важно, что они делали одну работу и вместе гибли за одно дело. К огромному плюсу фильма можно отнести и то, что смерть этих мужчин не обставлена невыносимым пафосом. Нет и кровавых «реалистичных» подробностей. Жизнь и смерть солдат показана скупо, их души не вывернули на изнанку. Они существуют здесь и сейчас, когда страшно и больно, когда фашистские танки уже утюжат окопы с живыми бойцами, но они продолжают воевать.
Фильм лишен лирики, но не думаю, что от этого он будет интересен только мужчинам, не любящим слезы и романтическую чепуху. Тема войны касается всех, мужчин и женщин, мальчиков и девочек. И можете смело вести детей в кино, ненужного они там не увидят.
Актеры, в основном, действительно не примелькавшиеся, хотя почти половину из них я видела в телесериалах. Это тоже в плюс, потому что никто не перетягивает на себя внимание.
Последние минуты самые напряженные. Смотришь и понимаешь, что значит «до последней капли крови, до последнего патрона». Что значит «лежат в земле сырой». 28 панфиловцев это история одного боя, который уже после стал героическим подвигом и авторы фильма наглядно показали, что подвиг был. Такое качественное достойное кино о войне выходит далеко не каждый год, поэтому его стоит посмотреть в кинотеатре. Хочется поблагодарить режиссеров, актеров и всех создателей этой картины, за то, что подошли к теме с огромным уважением. Наверно в СССР военное кино снималось именно так: с уважением, с серьезностью, с доскональным изучением материалов, оттого оно и стало каноничным. И современные единичные ленты, приблизившиеся к этим канонам, на вес золота. 28 панфиловцев один из таких фильмов.
После распада страны победившей фашизм было снято не малое количество фильмов о войне. Но лишь единицы можно смотреть не морщась при этом от их наивности, неправдоподобности, кривляния актеров не понимающих кого они играют, «художественных» взглядов режиссеров не понимающих что, о чём и зачем они снимают. Причин тому много… В 90-е стало модно рассказывать и показывать «правду» о Великой Отечественной, было выдумано множество мифов очерняющих подвиг нашего народа. Опровергались и подвергались сомнению все победы, героические поступки и величие личностей их совершивших, полководцы-победители назывались мясниками, предатели - борцами за свободу… Поменялись задачи кино, вместо воспитания молодого поколения и увековечивания памяти о той войне, новые фильмы стали очередным развлечением, способом заработать. Современные фильмоделы выросшие в большинстве своем из клипмейкеров, делают из истории рекламный ролик, «заслуженные» художники пытаются угодить западным критикам, чтобы красиво выступить на европейских фестивалях. В результате отвращение от просмотра последних «шедевров» трудно было описать не выходя за рамки приличий.
К счастью «28 панфиловцев» не имеет ничего общего с описанной выше ситуацией. Когда за дело берутся люди знающие что и зачем они делают – это видно сразу. С первых кадров понимаешь – ждали не зря. Повсюду детали той эпохи. Наверное, не все их заметят, но настолько проработанной атмосферной картинки я не видел ни в одном фильме о Великой Отечественной. Пожалуй, даже фильмы советского периода не были столь детальными. Современные технологии позволили дизайнерам воссоздать точные модели техники, а благодаря знаниям реконструкторов мы видим досконально воссозданную военную форму, оружие, амуницию. Сцены боев поставлены на достойном уровне, и в визуальном плане и в тактическом, придраться там не к чему.
Абсолютно все актеры справились со своей задачей. Стоит понимать, что выдающихся монологов, от которых слезы на глаза выступают, тут нет. Прошлое солдат не раскрываются, на это попросту нет времени. Большую часть времени занимают подготовка к бою и непосредственно бой. Зритель не узнает о том, как попал на фронт красноармеец Иван Москаленко и ждет ли кто-то дома старшину Григория Шемякина. Но ни в одном больше фильме не увидишь как бойцы тщательно готовятся к вражеской атаке, ставят ложные цели для немецкой артиллерии, несут выпрошенную у саперов колючку, выбирают позиции для орудий и пулеметов. В этих военных хитростях и тактических приемах и есть суть фильма, ведь в тот день панфиловцам предстояло стать одним слаженным механизмом, который смог отразить сокрушающий удар мощнейшей военной машины. Без подобных деталей было бы не ясно, как бойцам удалось это сделать.
Музыкальное сопровождение хоть и не шедеврально, но несколько композиций очень хорошо были вписаны в атмосферу боя. Особенно запомнилось «ожидание рукопашной» и грозные ноты при первом появлении немецких танков.
Создателям удалось не только достоверно воссоздать один из героических эпизодов битвы за Москву, но и наполнить фильм идеей. Они показали как, зачем, ради чего воевали эти упорные хлопцы. Да, идея не нова и вполне себе советская. Здесь и единство народов, и короткие размышления о Родине и Отечестве и пафосная речь командира перед боем. Но все это не преобладает над содержанием, а органично вписано в сценарий. Солдаты сомневаются, шутят, подбадривают друг друга. Философия показанного боя построена не на том, чтобы геройски погибнуть. «Намертво, а не насмерть» - такова задача бойцов. Красивым смертям, последним пафосным словам и бросаниям с гранатами под танки здесь нет места. Главное здесь слаженность, крепость духа, ответственность, стремление выполнить поставленную задачу – «спокойно сжечь танки»… и выжить. Потому что «если погибнешь, кто же за тебя воевать будет?» Посыл в осознании каждым личной ответственности за свое дело. Ясная и очень правильная философия.
Надеюсь, это не последний проект теперь уже наверняка слаженного коллектива. Такие фильмы нужны, востребованы. Авторам есть над чем работать, у картины есть и недостатки, вызванные в первую очередь очень скромным бюджетом. Но фундамент заложен. То, что ребятам удалось снять во всех отношениях хороший, качественный фильм, вложив в дело сравнительно небольшую сумму, показывает, что они были больны идеей, делом, а не жаждой наживы. И это тот редкий случай, когда хочется пожелать, чтобы их болезнь прогрессировала.
Я ждала этого события. Ждала долгие годы, когда в России, наконец-то, выйдет настоящее, живое кино о войне, которое когда-то снималось в СССР. Я искренне не понимала, почему в стране, для которой война – это навеки незарастающий рубец на сердце, не могут снять достойное кино.
Всё было в современных фильмах о войне – секс, кровь, компьютерная графика, геройские речи. Вот только войны не было. Той войны, о которой не хотели рассказывать своим детям её участники, прошедшие адские страдания; той войны, которую мы никогда так до конца не узнаем и не прочувствуем; той войны, которая кроется в воспоминаниях фронтовиков, выпивающих каждый год 100 фронтовых грамм и вновь оказывающихся там, где не дай Бог никому оказаться.
Я знала, что этот фильм снимается на народные деньги. И понимала, что, во что бы то ни стало, пойду на него в кинотеатр, чтобы хотя бы двумя сотнями поддержать тех, кто делал настоящий и великий фильм о войне.
Два часа. Сто двадцать минут, которых я так долго ждала. Ждала, чтобы после таких фильмов, как «В бой идут одни старики», «Офицеры», «Они сражались за Родину» увидеть наконец-то ту войну, которую описывали в своих рассказах фронтовики. Ждала, как глоток свежего воздуха, когда наконец-то я буду смотреть не на весь этот арсенал голливудских штампов в нашем кино, а на людскую боль, человеческий подвиг.
Я дождалась. Я увидела войну. Страшную, противоестественную. С обугленной, обожженной землей, перемешанной со снегом и кровью, усеянной гильзами; с врагом, который пришел на нашу землю, чтобы «танцевать» в танках по нашим трупам; с мужиками, настоящими мужиками, русскими, украинцами, казахами, которые воевали до последнего вздоха, до последнего выстрела, выжимали из себя жизнь, чтобы ещё и ещё раз выстрелить в тех, кто завтра, возможно, выстрелит в их матерей, в их жен, в их ребёнка…
Можно бесконечное количество раз спорить о правдоподобности этого события, но стоит задуматься и понимаешь, что по сути, не важно, сколько их осталось в живых после боя, сколько танков они подбили, как им удалось остановить фашистов.
Не это важно всё это и даже, по сути, бесстыдно такое обсуждать нам, людям, живущим в тёплых домах, заказывающих себе роллы по выходным.
Важно, что вот таких человеческих подвигов на нашей земле было несколько миллионов. Каждый, кто дрался, бросался на танки, вызывал «огонь на себя», голодал в блокадном Ленинграде, вёл военную хронику, рыл окопы, стоял на заводе и изготавливал оружие, сеял и пахал, уходил в партизаны – каждый из них уже герой. Большинство из них не имеют имён. Они не вписаны в учебники и покоятся в братских могилах. Но именно благодаря этим простым людям, мы живы, и живём в свободной стране, в освобождённом от адской идеологии, мире.
И в этом фильме было всё это. В простых персонажах, в простых диалогах, в мёрзлых ноябрьских окопах – всё было живым и пропитанным подвигом нашего народа. И «наши» здесь все – и казахи, и украинцы, и русские. И один из диалогов в фильме наглядно это доказывает:
- Покажем немцу, кто такие русские.
- Я, вообще-то, казах.
- А это что, не русский что ли? Будем бороться за Казахстан, будем вместе показывать, кто такие казахи.
Я хочу выразить огромную признательность всем, кто создавал это кино. Это титанический труд, это колоссальная работа. Браво режиссеру и сценаристу, Андрею Шальопе, браво всем актерам, профессиональным и нет, за то, что показали настоящих русских мужиков, воюющих за свою землю. Браво всем 35 086 людям, которые жертвовали свои деньги. Браво Андрею Фокину из Северодвинска, который отдал миллион рублей на это кино, чтобы «дети смотрели правильные фильмы о войне».
Я считаю, что это кино тоже подвиг народа. Своеобразный, современный подвиг, который является частью памяти и бесконечного уважения всем тем, кто пал в годы Великой Отечественной войны.
Я внучка человека, ушедшего на фронт в 1943 году. Раненного, контуженного, получившего две медали «За отвагу», орден «Отечественной войны II степени». Из его наградного листа следует, что он был тяжело ранен, но сумел из миномётного расчета разбить две вражеские пулеметные точки, и убил несколько десятков гитлеровцев. Вот от меня, внучки этого человека, тоже свершившего подвиг, сделавшего один шаг из миллиона других шагов на долгом пути к миру, огромное спасибо и низкий поклон.
P.S. Мама часто вспоминает, что дед не любил вспоминать о войне. Лишь когда выпивал, что-то проскользнёт у него. И ещё он всегда повторял, что в бою солдат ни о чём не думал, знал только, что нужно воевать. И умирал поэтому также, отчаянно, как настоящий герой. Наверное, именно поэтому непобедимая немецкая армия, которая брала целые страны за несколько дней, наткнулась на противника, одолеть которого было невозможно. Не поняли немцы самого главного - не оружие у нас крепкое, а дух.
Я считаю, что фильм получился. Более того, во время просмотра, ещё примерно в середине фильма, я понял что это вообще какой-то новый тип кино. И честно признаюсь, я такого кино ждал давно. Из наших фильмов про войну, снятых в современной России, я могу выделить только Брестскую Крепость (хотя строго говоря, над фильмом работала Россия и Беларусь), которая похожа на 28 панфиловцев тем, что там нет оплёвывания политического строя, нет избыточной шекспировской драматургии, всяких слащавостей и малодушия, саморефлексии и т.д. Есть одна главная нить - любовь к родине, абсолютная решимость остановить врага, который вероломно вторгся в неё и топчет всё, что нам в ней дорого. Единственным в этой ситуации возможным для мужчины смыслом жизни может быть только героически противостоять этому врагу. Русский либо герой, либо труп. Третьего нам не дано. Но это уход в сторону, хотя и относится к сути фильма..
Я сказал 'новое кино' потому что.. Я слышал уже несколько крайне негативных отзывов на этот фильм общая суть которых сводится к тому, что якобы это вообще не игровое кино. 'Там нет главного героя, нет четко прописанных персонажей, как такое вообще можно смотреть да ещё и на большом экране! Нет закрученного сюжета, нет каких-то неожиданных поворотов. Есть военная реконструкция, и всё. Так и нужно было озаглавливать ленту.' Однако, я ни с одним из этих тезисов категорически несогласен, разве что с отсутствием закрученного сюжета. Хотя неожиданные повороты есть! Это нужно просто посмотреть. Так вот, 1) одного главного героя-человека в этом фильме и быть не может, с какой такой стати? Сражалась с врагом группа людей. Они все главные герои, в этом-то и дело, потому и победили. 2) Прописанные персонажи есть, у каждого свой характер, свои особенности, свой юмор. Есть лишь общее понимание, что отступать некуда, нужно биться с врагом насмерть. 3) Военная реконструкция - это несомненный плюс этого фильм, сделано просто на УРА, посмотрите и убедитесь сами. В данном случае весь довольно скромный бюджет фильма действительно на экране. По поводу того, что якобы видно, что танки плохо нарисованы и видно, что они нарисованы. Ерунда, специально приглядывался, всё чётко, всё отлично, всё достоверно. Воссоздана великолепно атмосфера взаимодействия внутри военного коллектива. 4) Нет корявых неуклюжих попыток анализировать политическую ситуацию. О чудо, нет никаких упоминаний о Сталине! Авторы фильма решили отринуть всю эту обычную для военных фильмов современности шелуху и акцентировали внимание на одном конкретном локальном, но несомненно важном военном событии. На мой взгляд, это очень мудро, очень честно по отношению ко мне как к зрителю. Нет попыток мне навязать какое-то отношение к Сталину или коммунистам, я и сам могу с этим определиться.. Мне важно знать, что такое война, что должно двигать мной, когда (если) я попаду в подобную ситуацию. Надеюсь, никогда, очень надеюсь.. Но не быть морально готовым не имею права. Этот фильм мне такое понимание дал, хотя бы частично. При том, что я понимаю, что в реальности всё ещё страшнее и наверное мы, современное поколение, никогда до конца этого не поймём.
Если же вам нужен только закрученный сюжет, шекспировские тонких материи и все такое прочее (что я тоже, кстати, ценю и люблю), то наверное этот фильм не для вас. Это кино другого типа. Оно просто другое, оно не хуже и не лучше. Мне фильм очень понравился. Я беру на себя смелость утверждать, что я его понял, понял его задумку и главный посыл.
Вот такое моё мнение. Огромное уважение создателям и отдельное спасибо Дмитрию Пучкову за непосредственное участие в воплощении этого проекта.
'28' без сомнения один из самых противоречивых фильмов конца года, потому что щекочет нежные части у двух самых активных частей населения: патриотов и западников. И учитывая то, как активно разбирают этот фильм в сети всякие идиоты, правда о нём с большими шансами утонет в потоке помоев, которые льются с обеих сторон. Пока рецензии ещё в основном девственно чисты от политоты, я напишу этот отзыв для вас, мои дорогие и адекватные, которые просто хотят узнать, идти ли им в кино или нет.
Весь фильм крутится вокруг сражения под Москвой, в котором был совершён исторический подвиг, и хотя этот подвиг постоянно подвергается сомнению со стороны маргинальных частей общества как средство некоего разоблачения фильма, к собственно фильму это не имеет никакого отношения, потому что нужно обладать совсем маленьким интеллектом, чтобы судить о качестве ленты по базе, на которой она основана.
Что действительно важно знать, это какой отпечаток та база накладывает на структуру повествования. Итак, всё действие построено вокруг битвы под Москвой и делится на три части: вступление, подготовка к бою и сам бой. Это означает, что сюжетное наполнение фильма довольно аскетично и служит для того, чтобы подготовить зрителя к основному событию, дать кое-какую перспективу и немного познакомить с персонажами. О предыстории персонажей мы не знаем вообще ничего и на протяжении фильма ничего особенного и не узнаем.
Звучит не очень, но в этом и есть главная фишка фильма — он не про персонажей. Главный герой фильма само сражение.
Если бы здесь пытались показать 28 персонажей, то это всё опять с большой вероятностью скатилось бы в очередное блевотное мыло, где кто-нибудь с истеричными интонациями причитал про маму и как ему невыносимо страшно, смотреть это было бы невозможно. Вместо этого все персонажи выведены как единое целое, как отряд, который стоит на обороне рубежа, и как оказалось, это самое удачное решение, которое можно было принять. Кино не распадается на отдельные истории каких-то ключевых персонажей, ключевые здесь все, что не раз подчёркивается по ходу сюжета. Солдаты оказались в таких условиях, когда одно слабое звено может разорвать всю цепь, и слабым здесь не место. Солдаты показаны как солдаты, и после визгливых полудурков в фильмах вроде 'Ярости' Дэвида Эйра это глоток свежего воздуха, смотреть на их слаженные действия очень приятно. Скептики могут сколько угодно спорить о реалистичности такого подхода, однако что-то мне подсказывает, что представления об армии у них сугубо букинистические.
Итак, нет никакой любовной линии, никого не бросали родители, никто не обижен на власть, никто не сидел, вместо этого нам показан полностью функциональный, хоть и несколько недовооружённый, военный отряд, готовый вести боевые действия. С другой стороны, есть в несколько раз превосходящие силы противника, готовые раздавить любое сопротивление и обладающие самым мощным оружием.
Вот здесь и кроется самое главное достоинство фильма. Да, есть своя порция возвышенных речей, да, иногда патриотизм перегибает палку, но, во-первых, всего этого здесь в меру, кино вовремя одёргивает свои порывы и не становится квасным, как шизофренический бортковский Тарас Бульба, и даже Сталина за весь фильм не вспоминают ни разу! Во-вторых, главное здесь совсем не это.
Главное, что при мизерном по сравнению с михалковскими Предстояниями и метросексуальным Сталинградом бюджете, фильм даёт потрясающие ощущения погружения в бой. Каждый в съёмочной бригаде — большой профессионал своего дела, и когда в первый раз едут танки, играет такая музыка, что невольно в такт начинает поигрывать твоё очко, когда начинается артобстрел, тебя вдавливает в кресло. Операторская работа — лучшая из виденного за последнее время в любом фильме. Темп фильма с самого начала задаётся не самый низкий и держится он с точностью швейцарских часов до самого конца. Спецэффекты выполнены почти без использования графики, что по мнению маминых киноманов значит, что 'собраны на коленке', а на деле впечатляют гораздо больше, чем пластмассовые куклы из дорогих кинокомиксов и ещё раз заставляют вспомнить про бюджет.
В итоге, этому фильму не нужны никакие скидки, никакие подачки, это отличное батальное кино, которое смотрится абсолютно наравне со лучшими представителями жанра. Это не кино из разряда 'у нас на селе раньше так не снимали, ШИДЭВР!', как кричали девочки, защищая Дуэлянта, это не Брестская крепость, которой принято прощать все грехи просто потому, что хороших фильмов о войне почти не снимают, это настоящий первый большой успех в военном жанре без каких-либо оговорок.
Если вы любите такой жанр, то идти абсолютно стоит. Если вам хочется поддержать качественный фильм, чтобы дать сигнал нашему кинематографу, это тот самый фильм. Если жанр не интересен, то скорее всего, фильм не для тебя, потому что это не шедевр на все времена, это просто очень крепкий военный фильм про сражения.
Кино о Великой отечественной войне в наше время снимать не то что сложно, но архисложно. Очень сложно не свалится в пафосную патетику или детективную историю, можно отжать слезу лирическим содержанием или открыть «страшную» тайну о том или ином событии. Каждый из режиссеров, сценаристов ищет нишу, где можно реализовать свои замыслы, результаты получаются разными, порой даже неплохие, но …. Есть одно связующее начало у подобных картин, в них переплетение разных линий становится условием, а война это фон человеческих страстей. О войне как таковой фильмов мало – на память приходит только «Бресткая крепость» Александра Котта. В этом плане «28 панфиловцев» как раз выделяются на общем фоне.
Это фильм про войну и о войне, где отсутствуют лирические герои, пафос подвига или хитроумные комбинации. В нем присутствуют будни солдат и командиров, состоящая из учений и марш-бросков, копания траншей, обустройство огневых точек и блиндажей, ожидания боя, немудреного быта и окопных разговоров и тяжелая, смертельно - опасная, работа в бою. У разъезда Дубосеково 4-я рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии приняла бой с частями наступающей на Москву 2-й танковой дивизии Вермахта, и уже не важно, сколько танков подбили стрелки, какие артиллерийские части поддерживали роту, главное на тот момент солдаты выполнили тяжелую работу, остановили наступающие части. Бой является основной частью фильма, и снят он замечательно. Зритель не увидит как «последней» гранатой рядовой такой то остановил танк, как сержант такой то последним патроном сразил немецкого командира, зато зритель увидит как больше сотни здоровых мужчин врывшись в землю защищают свою родину, как взаимовыручка и слаженность действий помогает выстоять, что смерти отдельных бойцов тривиальная правда войны, и гибнут они не напрасно, они «защищают Родину».
Очень грамотно показан ход боя, первый удар немцев «нахрапом» и его итог, артподготовка и сново штурм позиций, танки впереди – цепи пехоты сзади. Не каждый выстрел из противотанкового ружья это подбитый танк, не каждая очередь из автомата прижимает немцев к земле, а выстрелы танков по врывшимся в землю стрелкам также не приводят к моментальному результату. Консультантам этого фильма можно только аплодировать, мало того что они точно реконструировали сам бой и дали рекомендации по экипировке наших и немцев. Но еще и отследили особенности применения разного оружия и перемещения людей, пушек, техники во время обороны позиций, а танк не просто надо остановить, его надо сжечь, чтоб нанести максимальный ущерб противнику.
Отмечу операторскую работу Никиты Рождественского, после сериалов снять батальное полотно не просто, а он «дал вид». Игра света, темень боя и закатное небо не могут оставить равнодушным зрителя, камера то бесстрастно фиксировала происходящее переносясь из окопа в башню танка, то ловила напряженное ожидание на лицах, а то передавала эмоциональное состояние бойца.
Не сказать, что фильм лишен пафоса напрочь, он просто другой, заставляющий гордится РККА, дедами и прадедами, понимать чего стоило им отстоять Москву, патриотизм не показной, а реальный, каким он и должен быть. Андрей Шальопа и Ким Дружинин сняли не агитку, а кино в память о войне. Когда я, до выхода фильма, читал про правдивый фильм о панфиловцах, воспринимал это со скепсисом, и был приятно удивлен. Не разоблачая советский миф, создателям удалось восстановить историческую правду. За это им огромное спасибо. А также мое восхищение тем, что при скромном бюджете (1,7 млн. долларов) удалось снять масштабный фильм, с отличной игрой актеров, в укор тем, кто «осваивает и пилит» деньги на процессе съемок. «Панфиловцы» доказывают, что можно снимать по иному, когда за результат работы болит душа.
«У братских могил нет заплаканных вдов — Сюда ходят люди покрепче …
Всем доброго дня!
Выхода этой картины ждали давно. Деньги на съёмку собирали буквально всем миром. И вот предпоказ, рекламы не было никакой. Не сказать что зал полный, но народ был. Более того, после окончания люди аплодировали. Стоит ли фильм того?
Стоит. Очень даже стоит. Кто-то написал, что якобы увидел низкобюджетность съёмок, кому-то не хватило эффектных взрывов, крови и разлетающихся частей человеческих тел. Люди начали привыкать к зрелищным шоу в кинематографе. Каждому своё. Но лично мне «28 панфиловцев» понравился своей лаконичностью. При этом там есть всё – взрывов, кстати, хватает, солдатский быт показан не карикатурно. Специалисты отмечают высокую техническую достоверность фильма в деталях. От формы, до вооружения. Немецкие танки именно те, которыми Германия завоевала Европу – короткоствольные, относительно лёгкие. А не квадратные крепости, которые все привыкли видеть в кино про войну, и которые появились значительно позже. Нет толп немецких автоматчиков, т. к. в реальности немецкая пехота на 60% была вооружена карабинами Маузера. Это и показано. Самое главное, нет кровожадных НКВД-шников и заград-отрядов, убивающих в спину своих, как у Михалкова.
Здесь нет театральности, нет мелодраматичных линий, нет лишнего пафоса и соплей. Показаны мужчины перед лицом смерти. «Сегодня не надо умирать за Родину, сегодня надо остаться в живых за Родину …». Вот основной лейтмотив картины, вложенный в уста командиров. Действия бойцов выглядят максимально логично и слажено, никто специально не лезет под гусеницы танков и не шагает геройским строем на врага с черенками от лопат. Как реально разворачивались события в 1941 году под Москвой в конкретных подразделениях советской армии, мы не узнаем уже никогда. Было ли тогда у разъезда Дубосеково 28 героев или их было больше, какая разница. Суть не в цифре, а в том, что самая сильная армия Европы (а возможно и мира) тогда была остановлена и понесла огромные потери. И наша армия понесла огромные потери. История про панфиловцев – это лишь частный эпизод тех ожесточённых боёв. Один только пример, который стал широко известен, а сколько таких эпизодов было ещё, мы не знаем. В ту Войну потребовались усилия и ресурсы всей страны, всех республик и людей всех национальностей, живущих в стране. Здесь это и показано. Русские, украинцы, казахи, грузины, армяне и т.д. - тогда все были героями. И думаю, об этом надо помнить, т. к. это наша общая история.
По поводу «помнить», хотелось бы привести небольшой пример национальной памяти в других странах. Британцы до сих пор помнят «тонкую красную линию», как символ мужества и стойкости своих солдат, проявленных в битве при Балаклаве во время Крымской войны. В связи с этим сняты фильмы, написаны книги и никого не смущает тот факт, что в этом же сражении Англия потеряла цвет своей лёгкой элитной кавалерии во время безумной атаки на русские пушки.
В некоторых отзывах звучит критика, что в фильме нет драматургии, не прописаны отдельные характеры персонажей, которые выглядят безлико. Не берусь спорить, но, думаю задачи фильма несколько другие. Авторы не пытались показать отдельную личность на фоне военных действий, а показали собственно военные действия. И не соглашусь, что совсем нет драматургии. Она просто очень лаконична и отражена в лицах бойцов – у кого-то реальный страх, кто-то прячет его за шутками. Пытаюсь поставить себя на место тех солдат и командиров, и мне самому становится страшно. Только вспоминаются слова из песни Владимира Высоцкого:
«И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова 'приказ', назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц...»
Разумеется, каждый в таких условиях мог думать о чём-то дорогом, но сомневаюсь, что на это было много времени. Получен приказ и надо поглубже зарыться в мёрзлую землю, сделать запасные огневые точки, ложные позиции, приготовить оружие. Мало времени для сантиментов. Утром тебя может уже не стать. Да, это фильм-реконструкция. И со своей задачей авторы справились.
Подводя итог, повторюсь, фильм получился очень качественным. Смотреть рекомендую всем, особенно молодым людям. Это наша история, её самые трагичные страницы, показанные достойно. Их надо знать, помнить и чтить память тех, кто отдал свои жизни и тех, кто выжил.
То, что я увидел сегодня на большом экране, скорее походило на мастерски поставленную реконструкцию боя, нежели на художественный фильм в привычном его понимании.
В фильме нет ни ярко выраженных главных героев, главных 'плохих парней'. Есть просто люди. По одну сторону и по другую. Одни пришли убивать и грабить, другие - защищают свой дом, своих родных и близких. Вторых значительно меньше, но они не намерены сдаваться, и будут стоять до последнего.
Собственно, весь фильм чётко и ясно раскрывает такие понятия, как 'до последней капли крови', 'до последнего патрона' и 'до последней гранаты'. Глядя на происходящие на экране события, ты просто живёшь ими. С одной только мыслью - дожить до конца. Разумеется, всех деталей я не раскрою, чтобы избежать спойлеров. Уверен, что те, кто посмотрит этот фильм - сами прекрасно всё поймут. Возникшие чувства очень сложно передать словами.
В заключении хочу сказать, что фильм однозначно достоин просмотра. А в первую очередь его следует увидеть тем, кому в скором времени предстоит служба в армии. Как говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов - 'Потомство моё, прошу брать мой пример'. Авторы фильма словно прониклись этим изречением, за что им низкий поклон
Не ожидал, что так соскучился по русским военным фильмам. Кажется, что со времен 'Брестской крепости' (которая, как бы вообще белорусская) ничего хорошего не смотрел, а потом понял, что не кажется, а так и есть.
Начну, пожалуй, с ощущений. Было очень непривычно. Не знаю, что со мной сделал отечественный кинематограф, но я отвык от хороших фильмов про войну. Казалось, что вот-вот и щас начнется треш про сиськи, про хороших немцев и подонков советских командиров. Но минуты фильма шли, а этого не появлялось. И лишь ко второй половине я сумел забыть про всё то говно, что было снято нашим Бандарчуком и Михалоскаром, и наконец, погрузиться с головой в повествование с чистой головой.
Сюжет рассказывает о реальной истории 4 роты, которая в деталях никому неизвестна. Однако, точно известно (читайте исторические источники или посмотрите лекцию Б. Юлина), что такая рота была, бой был, в окопах было в разы меньше людей, чем того требовала военная тактика. Немцев в атаке было в разы больше, чем защищающихся. У немцев были танки, у нас нет. У нас было крайне мало не только людей, но и противотанковых орудий. По всем законам военного дела четвертую роту должны были размазать по полю, не останавливаясь (что, собственно, произошло с ее соседями второй и шестой ротой, которые почти сразу отступили). Но по факту атака началась с утра, а в 13:30 фашисты доложили своему начальству, что 'русские еще удерживают позиции'. В донесении указано место расположения четвертой роты. И в этой роте как раз служили те самые 28 панфиловцев. В этом заключается подвиг той самой роты.
Снято классно. Великолепно подобранные кадры по атмосфере. Отлично подобранная музыка. Местами меня продирало до мурашек, когда я представлял себя на месте солдат. Понравилось то, что показали подготовительную часть: рытье окопов, установка фейковых позиций, установка поддержки и пулеметных точек. И во время этого процесса раскрывается часть драмы тех времен, когда люди ждали врага с улыбкой, с энтузиазмом, с показной доблестью, пытаясь запрятать страхи как можно глубже внутри.
Однако, мне не понравилась пара сцен, где во время жуткого артобстрела начался философский абстрактный диалог. Да, такое вполне могло произойти, но выглядело это не к месту. Был бы я там, я бы жестко попросил болтуна заткнуться.
Насчет героев. При отсутствии каких-то драматических глубин, характеры героев показаны жизненными и настоящими. Их общение действительно похоже на общение взрослых людей, и тем более солдат. Создателям удалось показать советского солдата - человеком, а не клюквой как в зарубежных фильмах и не истеричкой как в бондарчуковских.
Графика, спецэффекты, всё к месту. Выглядит реалистично и устрашающе. Понравилось.
В итоге мы имеем военный фильм о подвиге. Не военную драму, не историю о любви в военное время, а именно военный фильм о подвиге солдат. Это, можно сказать, что-то новое для российского кинематографа. Что-то забытое и хорошее.