Данный фильм Дэвида Кроненберга был выпущен аккурат в год выхода Матрицы и продолжил развитие темы виртуальной реальности и её тонкой грани с настоящим миром. Само кино, впрочем, осталось в тени мастодонта от Вачовски, что было весьма незаслуженно.
Сюжет крутится вокруг игры под названием Экзистенция, предельно похожей на реальный мир, и всё же наделённый немалым количеством условностей и несвязностей. Стоит отметить, что несмотря на то, что режиссёр довольно далёк от самих компьютерных развлечений, ему удается подметить в фильме огромное количество характерных для игр деталей, не только придавая фильму необычности, но и заставляя их работать в угоду сюжету и нагнетанию обстановки - вспомните хотя бы маленький, но шикарный момент, когда повторение зацикленной фразы до выбора правильного ответа случилось и с создательницей игры. Кто-то отметит такие детали, как подборка ракурсов и освещения максимально близкого к FMV квестам 90-х в паре сцен, кто-то будет с удивлением и определённым отвращением смотреть на местные 'био-порты', вживляемые в спину и в целом поражаться придуманным режиссёром технологиям на стыке механики и органики, а кто-то просто погрузится в атмосферу фильма, где грань между виртуальностью и настоящим миром всё сильнее стирается, вызывая определённое чувство тревоги. Лента Кроненберга выглядит и ощущается весьма необычной, при том что в её основе всё же лежит хоть и интересный, но вполне подходящий массовой аудитории сюжет, отчего за коммерческий провал фильма становится совсем обидно. Особенно забавно видеть концовку фильма, сюжетные повороты которой будут в дальнейшем почти дословно воспроизведены в фильме Начало (лишь изменив антураж с игр на сны), ставшего в итоге таким популярным.
В целом, Экзистенция получилась прекрасным триллером на тему, которая со временем лишь будет набирать актуальность. Отличная игра актёров (хотя порой вводит ступор критика относительно людей, изображающих местных NPC, чья 'деревянность' отчего-то не всеми воспринимается как элемент стилизации), грамотная постановка и работа с музыкальным сопровождением - всё это способствует погружению в расслаивающийся на измерения мир фильма. Кого-то, возможно, даже отпугнут или покажутся излишне неправдоподобными такие элементы фильма как полу-органические приспособления и виды оружия, но после финала картины (сделанного в лучших традициях жанра довольно открытым) претензии к реалистичности подобного оригинального подхода к технике будущего сразу отпадают. И что особенно отрадно - поднимая щекотливую тему ухода от реальности, фильм не выглядит как многие подобные произведения, критикующие компьютерные технологии, словно насмотревшийся очередного ток-шоу пожилой человек, действуя немного тоньше и умнее. Настоятельно рекомендую к просмотру.
Практически без всяких предисловий мы попадаем в мир игры. Уже по ходу действия нам объясняют правила. Пересказывать их не вижу смысла, как и весь сюжет в целом. Отмечу некоторые особенности, которые привлекли мое внимание. Во-первых, это дизайн разнообразных девайсов. Они живые и это немного пугает и отталкивает. Особенно если подумать, что часть подобного живого организма подключают к тебе, и именно ты являешься батарейкой для своего игрового чипа. Добавить к этому странные мобильные телефоны и фантастическая составляющая уже имеется. Плюс к этому мир населяют странные зверушки. Показана всего лишь одна, но не удивлюсь, если их много. Во-вторых, атмосфера, причем не самая позитивная. Она нагнетается параллельно с сюжетом. Все герои настроены друг против друга, окружающая действительность мрачновата. В общем, в какой-то момент захотелось, чтобы герои /а главное, ты вместе с ними/ вышли на полянку телепузиков, как элемент доброго и светлого. В-третьих, актуальность темы. Насколько я помню, в конце 90-х - начале 2000-х выпускали много фильмов подобной фантастической тематики. Впрочем, в век развития высоких технологий тема виртуальных игр не менее актуальна, а может даже и более. Показаны геймеры и их отношение к играм. В какой-то момент закоренелый игрок перестает различать реальность и виртуальность. Примерно об этом и повествует фильм. Концовка занятна, но не более. Мне кажется, идея была интереснее, чем воплощение.
Понравится любителям фантастики, геймерам и... честно говоря, теряюсь. Лично я ожидала от фильма с таким названиям чего-то более глубокого, но увы...
Насколько мне не изменяет память, это первый фильм режиссера Дэвида Кроненберга, который я посмотрел. Из разных источников я узнал, что у него все картины запутанные и достаточно сложные для восприятия. Эти обстоятельства еще больше подогрели мой интерес к данному кино. Сейчас постараюсь изложить все свои удивительные и неописуемые впечатления от того, что я увидел.
Итак, «Экзистенция» захватила меня своим своеобразным началом с самых первых кадров. Зрителю показывают презентацию виртуальной игры, где на ее создательницу Аллегру совершается покушение. Угроза опасности расширяется, и девушка вынуждена бежать в сопровождении неопытного охранника, роль которого исполняет Джуд Лоу. Собственно говоря, дальше сюжет будет развиваться очень оригинально и необычно. Мне приходилось видеть фильмы на схожую тематику, где люди могут находиться в разных измерениях (вспоминается недавно созданный «Трон: наследие», где основное внимание уделяется визуальным эффектам и экшену), но ничего подобного этому кинопродукту раньше не приходилось видеть.
Первое, на что хочется обратить внимание, так это то, каким образом функционирует игра и как ею пользоваться. Когда первый раз показали эти игровые джойстики, выглядящие как что-то мягкое и одушевленное, а также их провода, напоминающие детскую пуповину, интерес ко всей этой необыкновенной конструкции усилился вдвойне. Ну а когда по ходу развития событий нам разъясняют, что к чему, то по-настоящему удивляешься фантазии режиссера и других создателей этой сюрреалистической картины! Только представьте себе, что в будущем человек сможет выходить в виртуальную реальность, подключая к своему телу игровой чип непонятного происхождения, и, таким образом, сам будет являться источником питания и энергии этого прибора! Никаких компьютеров, никакой электроники при этом не используется! Все это звучит невероятно, но при этом разработано, я бы сказал, вполне естественным путем с использованием природных ресурсов. Особенно поражает то, как и из чего создаются эти игровые устройства.
Таким образом, задумка у фильма весьма нестандартная, необычная и жутко интересная. Все дальнейшие события, которые будут происходить в фильме после побега героев с презентации, невероятным образом переплетены и запутаны между собой. В голове постоянно возникают все больше и больше вопросов: «Что это за место? Кто эти люди? Что они тут делают? Что это за фантастические гибриды животных?» При всем при этом картина не воспринималась мною слишком сложно и непонятно, а постоянно заинтриговывала, вызывала какие-то восхитительные и необъяснимые чувства. До самого конца непонятно, в реальном мире сейчас находятся герои, или все еще блуждают в собственном подсознании, и этим фильм в буквальном смысле завораживает, пленяет своим загадочным воздействием. И что самое главное, в финале весь клубок тайн неожиданным образом распутается, и смысл всего того, что происходило до этого момента, будет понятен! Вообще, меня очень порадовало то, что концовка получилась вполне завершенной и логически объясненной, так сказать. Если бы окончание всей этой истории получилось другим, более открытым и недосказанным, то фильм, наверное, меня бы уже не так сильно зацепил!
Актерская игра безупречна и выразительна! Абсолютно все персонажи, как главные, так и второстепенные, запоминаются, выделяются чем-то особенным и показывают значимость своих ролей для полноценного восприятия всех творящихся на экране событий. Особо хочется отметить главных героев, которые также получились весьма яркими и интересными. Уверенная в себе Аллегра, потратившая много времени на создание игры, которой она дорожит всем своим сердцем. Можно сказать, что девушка вместе с игрой стала, в каком-то смысле, одним единым целым, поскольку без нее она уже не может существовать ни дня, не представляя нормальной жизни без периодического виртуального наслаждения. Ну и Тэд, стажер-охранник, ни разу не играющий в игру до встречи с Аллегрой, который не особо одобряет внедрение инородного тела в свой организм, а также панически боится различных уколов, протыканий, а также возможного заражения. На предложение погрузиться в виртуальное пространство он смотрит с осторожностью и неуверенностью. Вся эта неестественность искусственно созданной жизни, ее абсурдные и непонятные правила поначалу пугают его, и он пытается с этим сопротивляться. Но с течением времени осторожный и тихий паренек приобретает посредством воздействия игры уже совершенно иной, более решительный и напористый образ. В итоге, персонажи Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу получились непохожими друг на друга, каждый со своими индивидуальными взглядами и предрассудками, но при этом превосходно дополняющими друг друга. Лично я с большим интересом и вниманием наблюдал за всеми их поступками и принятыми решениями, периодически задаваясь вопросом о том, находятся персонажи в реальном мире, или все еще существуют в игровом пространстве.
Вообще, после просмотра мною завладели мысли о том, а существовал ли настоящий мир из всего того, что было продемонстрировано на экране, или же это все одна сплошная фантазия, виртуальная Вселенная, поглотившая разум человека?! Идея, которую я увидел в фильме, раскрывает довольно актуальную проблему о влиянии различных электронных средств на человеческое сознание, мировосприятие и чувства, без использования которых, по сути, невозможно жить в современных цивилизованных условиях! Особенно показательна в этом плане концовка, ярко демонстрирующая, к чему может привести ситуация, когда человек настолько глубоко погружается в игровой мир, что уже не может воспринимать окружающую его действительность адекватно, не в состоянии отличить, где заканчивается виртуальное пространство, а где начинается реальная жизнь! Таким образом, в его сознании стираются грани между нормальной жизнью и искусственно созданной, и он становится зависимым от собственного иллюзорного пространства.
Итог. «Экзистенция», определенно, кино не развлекательного жанра. Весьма своеобразный, запутанный и сюрреалистический триллер, завораживающий меня какой-то непонятной таинственной атмосферой, которой он весь пропитан. Я думаю, такое кино для определенно круга лиц, любящих фильмы, наполненные множеством непонятных загадок, неожиданных поворотов сюжета и различных невообразимых фантазий. Лично меня очень даже зацепило! Еще раз хочу повторить о том, что концовка очень эффектная и поучительная, за что отдельное спасибо! В заключение хотелось бы процитировать хорошую и настораживающую фразу из фильма: «Меня беспокоит эта игра! В ней была ярко выраженная антиигровая тема…»
Группа людей во главе с Аллегрой Геллар собирается в церкви, чтобы протестировать новую созданную ей игру 'Экзистенция'. На Аллегру совершается покушение, после чего ей с новоиспеченным телохранителем приходится бежать.
Нужно отметить, что этот фильм - великолепное подтверждение слов Шекспира, которые можно перефразировать на современный лад: 'Вся наша жизнь - игра, а люди в ней виртуальные персонажи'. Канадский режиссер создал по-хорошему сумасшедшую, с кучей очень смешных деталей (костяной пистолет, кишкообразные джойстики, двухголовый маленький тритон-мутант), абсурдную модель мира, в которой высмеял то ли заядлых геймеров, то ли, наоборот, 'реалистов' (чья группировка, по ходу, все-таки проиграла), а может, всех подряд, что очень типично для него.
И уже второй раз после 'Автокатастрофы' создается ощущение, что Кроненберг чувствует себя не только ниспровергателем пуританства в кино, взяв какой-то анатомический курс, но и вообще хочет убедить зрителя в несерьезности кино, своеобразной игре в него.
В недалеком будущем человечество научится делать из мутировавших амфибий геймпады и вставлять их в поясницу (!), тем самым разрушив границы для создания видеоигр: теперь игра - нечто гораздо большее, чем обычные пострелушки. Сексапильная блондинка-девелопер Аллегра Геллер (Ли) выводит видеоигры на новый уровень, создав eXistenZ - чудо-юдо из кишок несправедливо убиенной ляшушки. Во время презентации eXistenZ красотку Геллер со словами 'Смерть демонессе!' ранят в плечо зубом из био-пистолета. Ее спасителем оказывается недотепа-финансист Тед Пайкул (Лоу), и вместе двое сбегают от преследователей в глушь, чтобы познакомиться с чокнутым автомехаником Гасом (Дефо), русским девелопером с подозрительно знакомой фамилией Винокур (Холм) и еще россыпью забавных персонажей из виртуальной реальности.
'Сыграешь со мной? Ты же мне друг?', - томно говорит Аллегра. Конечно, Кроненберга можно понять - канадец уже двадцать с лишним лет снимает про секс, кровь и препарированные трупы, так что вялое построение аналогий между сексом и видеоиграми вполне простительно. И основной его посыл тоже вроде бы ясен - скоро мы с вами, товарищи, окончательно заиграемся и потеряем связь с реальностью. Непонятно лишь одно: каким образом шестидесятилетний извращенец Кроненберг сумел предвосхитить один из главных хитов декады 'Начало' Нолана. Честное слово, при должном пиаре 'Экзистенция' стала бы бомбой и обставила бы основных конкурентов в два счета. А так - лишь артхаус-биопанк с клеймом 'не для всех'. Но, кажется, Кроненбергу и этого достаточно - будучи довольно крупным зверем, он делает сравнительно камерные постановки. Из-за этого, наверное, так быстро дружишься с его героями и влюбляешься в антураж из сумасшедших китайских поваров, амфибий со вспоротым брюхом и сексуальных damsels in distress.
С самого начала фильм представляется с картины, в которой бета тестеры сидя в церкви готовятся к первому тесту игры, представляющей из себя виртуальную реальность.
Однако, с самого начала фильма можно заметить, что в этом мире даже геймпады не сделаны просто из пластмассы и электросхем, ведь им даже не нужны батарейки, поскольку все девайсы, встречающиеся в фильме, являются по сути живыми существами!
Судя по всему, не с проста все начинается в церкви, где в итоге на главного программиста игры осуществляют покушение. Кто и почему хочет убить ту, кто разработал игры, изменившие жизни людей - неясно с самого начала, подтолкнуть к раздумию над этим могут только события из концовки фильма.
Чем глубже в виртуальность уходишь, туда, в мир, где все дозволено, все не настоящее, тем больше раскрываются истинные черты характера, которые мы вынуждены скрывать в реальном мире. Чем глубже в тот мир, тем дальше от этого, может ли опыт, полученный в игре, повлиять на настоящее?
Картина снята интересно, сюжет неоднозначен и временами непонятен, присутствуют и местами жуткие сцены, однако воспринимаются они иначе, ведь происходит все в игре, а не в настоящем мире.
Фильм провалился в прокате во время миллениума 2000 года, судя по всему, название послужило тому причиной, или же люди просто прятались в бункерах и запасались консервами в ожидании конца света. Возможно, судьба фильма была бы иначе, выйди он в 2019 году, по крайней мере, многие люди бы посмотрели на рекламу этого фильма в начале Мстителей или Джокера, чтобы понять, что из себя представляет этот фильм.
В фильме мы видим мир, в котором передовые технологии разрабатываются при помощи исключительно органического материала – будь то проскальзывающий через металлодетекторы пистолет, спроектированный из кожи и костей, будь то сама экзистенция – игровая приставка, чип которой специально выращиваемый животный организм. При помощи вживляемого в позвоночник биопорта человек получает доступ к виртуальным мирам, где может выступать в любой роли, даже Творца, Создателя. Чем же так притягательны альтернативные реальности?
Человек хочет убежать от серой действительности, от полной однообразия жизни, опостылевшей суеты и работы, разбавить монотонную палитру своего существования яркими красками. И здесь появляется проблема взаимодействия человеческого сознания с искусственным интеллектом, когда возникает потеря пространственно-временной ориентации, когда единственно возможная реальность подменяется виртуальной и ты не можешь их разграничить. Можно проводить параллели с современным миром, где техника настолько заполонила нашу жизнь, что мы порой не можем обойтись без нее, она является фактором нашей жизни.
Также существует распространенная в наше время форма психологической зависимости - игровая, люди теряются в бесконечных фантастических мирах и чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, происходит полное отождествление, что приводит к психическим расстройствам, разрушению нервной системы. Я думаю, именно об этом говорит зрителю режиссер фильма Дэвид Кроненберг, в очередной раз напоминая о том, что не следует увлекаться искусственными мирами, которые лишь выстраивают сложный лабиринт смыслов, в итоге лишь запутывая и отстраняя от реальности. Ведь не зря же точку в фильме «Экзистенция» режиссер ставит вопросом: «Мы все еще в игре?» Персонажи фильма не могут определить где заканчивается игра и начинается жизнь, виртуальный мир вызвал искажение реальности. И однажды погружение в иллюзорную реальность, которая откроет для тебя любые возможности, исполнит все твои потаенные желания, обернется тем, что выгрузиться ты уже не сможешь.
По виду вроде бы как киберпанк, но не киберпанк, это точно - слишком много дневного света и дивных сельских пейзажей. Все люди сыты, и одеты далеко не в обноски, потому создается впечатление, что бегут они в виртуальность не от безысходности, как средь киберпанков полагается, а от тупой мещанской скуки.
На сих младых бюргерах авторы возымели отчаянное намерение провести глубокий психоанализ, попытку понять - как, черт возьми, существовать человеку в мире новых технологий, когда реальность слилась в экстазе с виртуальностью и остро встает проблема понимания 'где я?'. Попытка провальная не столько из-за непрофессионализма постановщика (а профи он крепкий, и в этом скрыта еще одна проблема, о которой чуть ниже), сколько из-за самого концепта, из-за необходимости актерам исполнять большую часть времени не персонажей, но их игровых аватаров, эмоциональный диапазон которых не больше, чем у простыни на бельевой веревке.
Для придания происходящему хоть каких-то штрихов брутальности в фильм внедрена целая линейка продвинутых технологий. И было бы всем счастье, когда б не Кроненберг. Его классическое образование и безупречный кинематографический вкус не вполне уместны при наличии всех этих гаджетов из будущего типа биокомпьютеров, плацентавидных джойстиков с кабелями на манер пуповины и костяных пистолетов. Вся стилистика происходящего жаждет чего-то на, или, даже за гранью трэша, чего сноб Кронненберг дать не может по-определению. И потому все навороты никак не могут вписаться в фильм и проходят через него странными, абсолютно чуждыми ему предметами.
Само повествование скачет из реальности в реальность, что делает в принципе невозможным хоть какое-то последовательное развитие сюжета. Можно сказать, что сюжета вовсе нет. И это пошло бы фильму лишь на пользу, когда бы не зияющие черные дыры в логике. Рассказать о самых бездонных провалах без спойлера нет возможности, потому ограничусь частностями:
- идет среди господ и дам жестокая игра, к чему они эмоционально должны быть готовы, и даже слышится местами каноническая 'не-доверяй-никому' заповедь, но на деле они верят всему одушевленному, что хоть на мгновение вползает в кадр. И ничего доброго то, что вползло, не несет - подставляет при первой же возможности, отчего герои где-то за серединой фильма начинают приобретать вид вовсе жалких людей, неспособных воспринять ну уж самый элементарный жизненный опыт;
- главная героиня жутко боится вирусов, и не спроста - время от времени при самых нелепых обстоятельствах ей пытаются их засадить и тем нанести вред ее чипам-подам, однако никаких серьезных последствий этого вреда самого игрового универсума ни разу не наблюдалось;
- единственный экземпляр игровой вселенной, которую создает главная героиня (причем, сама мысль о копировании ввергает ее в столбняк) - странно, как при таком подходе она вообще умудрилась дописать хоть одну игру, не говоря уже о том, чтобы выбиться в королевы жанра.
Посмотрите фильм и сами убедитесь, что это далеко не полный перечень. Все делалось явно в спешке. И мегазвезды с регалиями не спасают совсем, они здесь ничем таким, требующим филигранной актерской игры, не занимаются, лишь старательно пучат глаза, да линию рта напрягают в жесткую черточку (это не относится к Джей-Джей Ли - она отыграла на сто, даже начинаешь верить в возможность существования такого несовместимого с жизнью в человеческом социуме персонажа). Все эти хольмы-дэфо появляется только для того, чтобы сразу исчезнуть, оставив за собой лишь имя. И когда ближе к концу герой Джада Лоу начинает объяснять какую-то очередную сюжетную загугулину, то вдруг выплескивает вам в лицо целое ведро фамилий промелькнувших перед вами персонажей, которых и разглядеть-то толком не было возможности, не то что поименно выучить, лично я вынужден был впасть в ступор, подобный ступорам, в которые впадают челночники с рынка, впервые попавшие на оптовку в Китае.
Оценка: фильм смотреть можно и даже получить удовольствие, если никогда не слышал о таких именах, как Филипп К Дик и Станислав Лем.
Думаю, на пороге нового тысячелетия многие творческие люди задавались вопросом: а каким оно будет? Что нас ожидает нас там, в будущем? И конечно, многие не смогли обойти столь благодатную тему как компьютерные игры и виртуальную реальность.
Кроненберг один из первых показал погружение в мир игры - такой игры, которая очень похожа на нашу реальность. Мы можем так же чувствовать, ощущать запахи и вкусы, видеть, слышать. Только вот события, творящиеся вокруг, на порядок страннее, чем в обычной жизни.
Если бы такие игры существовали в действительности, то каким стало бы возвращение в реальность? Тед, главный герой в исполнении Джуда Лоу, понимает, что не может (или не хочет) отличать жизнь от игры. Ведь обыденное существование слишком серо и пресно. Игра же переворачивает привычный уклад с ног на голову.
Режиссер проводит нас по психоделическому миру Экзистенции, легко играя с им же придуманными правилами. Интересно, что проводниками в виртуальный мир являются не голографические шлемы, а непонятные существа, которых нужно подключать к себе - находка Кроненберга.
Отдельный респект за сцену с 'блюдом дня'. Это самые запоминающиеся минуты в фильме.
Экзистенция - это такая игра, где можно делать всё, что пожелаешь при этом вернуться в реальный мир с прожитыми эмоциями. Она ничем не отличается от реальности, оттого создаётся полное погружение. Герои даже во время самой игры порой сомневаются в правильности собственных действий.
Надо отметить, что Нолан со своим сном во сне - не первый кто придумал множественные реальности, каждая из которых является частью предыдущей. Здесь тоже эта тематика раскрывается, но на мой взгляд - недостаточно хорошо.
Робкие попытки создать новый жанр начинаются с самого начала, когда герои обнаруживают пистолет, созданный из костей животных, а пулями для этого пистолета являются человеческие зубы. Эдакий биопанк с Джудом Лоу в главной роли. На этом 'био' элементы не заканчиваются. Шнуры от Экзистенции выглядят, как пуповины, а сами 'чипы' - это непонятные субстанции из кожи, внутри которых настоящий микс из разных органов, сообщающихся между собой и умеющих хранить в себе целые игры.
Идея, конечно же, интересная, биопанк - это тот жанр, который до сих пор не раскрыт в должной степени, не пришёл ещё такой творец, который мог бы сделать достойное художественное произведение в этом жанре. И Экзистенция не стала исключением, она бесконечно плоха в своей наивности, в жонглировании собственными законами и отсутствии объяснения банальных вещей, таких как инфекционные заболевания через биопорты, которые вживляются прямо в спину.
Вместе с этим идёт довольно посредственный сюжет, который скорее является следствием отсутствия большого бюджета, ибо идея грандиозная, да вот только как её реализовать на такие деньги? В связи с этим у нас местечковый детектив, где герои перемещаются из одного места в другое, чтобы просто... Поиграть? Сама же игра отличается от жизни тем, что там можно безнаказанно убивать. В остальном нам не показали никаких преимуществ, более того, сам сюжет игры оказался довольно пресным, даже в таких декорациях можно было написать сценарий получше.
Ну и напоследок конечно же нам оставляют загадки, которые путают зрителя, довольно слабый приём, который тогда может и работал, а вот сейчас уже смотрится тускло, вяло. Создаётся впечатление, будто только из-за концовки фильм и снимался... По итогу кинокартина не впечатлила. Понравились идеи 'био' гаджетов, но раскрытие этих идей слабое, как и весь фильм.