На фоне 'Матрицы' и всего такого прочего про игровую реальность, где полусознательный бред переплетается с правдой и вымыслом, фильм выглядит дёшево и сумбурно-бессвязно. Несерьёзно как-то. На первый взгляд, по качеству - сериал начала 90-х, а не полноценный фильм.
Но с другой стороны, та же 'Матрица' - это своего рода реклама. Пусть и анти-, но реклама - речь о притягательности виртуальной реальности. А как можно показать настоящее, бесконечное и цикличное безумие, но только так, чтобы оно не обольщало красивой картинкой? Только как в 'Экзистенции'. Когда параллельные реальности начинают взаимопроникновение, ломая сначала барьеры сознания людей-игроков, затем - переворачивая всё окончательно с ног на голову. Вследствие чего ни в чём невозможно разобраться, и только внезапное прерывание может выбросить из игры.
Прерывание - это смерть. Но если границы сломаны, то смерть из виртуальности живо перебегает в реальность, и становится невозможным уследить за ней и установить над ней контроль. Безумием началось - безумием заканчивается. Замкнутый круг. А происходит это потому, что всё обрабатывается в сознании человека. И фильмы, подобные этому, лишний раз показывают, что есть такие области, в которые не должно ему залезать. Так как выходит в итоге сумятица. Подсознательное-Оно вылезает на поверхность, и Я не в состоянии взять над ним верх. В итоге - распад личности. Деградация. Выключаются все высшие стремления и остаётся только низменный принцип удовольствия. 'Играть-играть!!!'
Всё-таки, я думаю, подобные этому фильмы ценны не формой и не внешним лоском - чего нет, того нет. Пусть они будут угловатыми и некрасивыми, но их цель - внушить отвращение к чему-то активно рекламируемому и вредному для человека, а не потворствовать этому. И что ещё хорошо - они навевают очень много размышлений. Тоесть дают реальную пищу уму, а это дорогого стоит.
Не отрицаю: в картине 'Экзистенция' сюжетная мысль присутствует и ого-го какая. Итак, в нашем недалёком будущем порталы для подсоединения к играм будут проходить через наш спинной мозг и мы, как на яву, будет участвовать в игре, стирая грани реальности с фантазией разработчиков игры. Заманчиво, да только вот вмешательство в наш организм откровенно смущает.
Продолжу по поводу сюжета: действительно интересная задумка, а развернуть её поручили Дэвиду Кроненбергу. Я не против этого режиссёра, что вы! В его картинах никогда нет повторений, но вот всё-таки его индивидуальный почерк присутствует везде, этого тоже отрицать нельзя. Но вот в 'Экзистенции', как по мне он перестарался: визуальная стилистика была больше противной, чем поглощающей. Мне откровенно неприятны были фрагменты, когда игровые джойстики представляли из себя живую субстанцию, какую-то желеобразную, но плотную, честное слово неприятно. Моменты на каком-то перерабатывающем заводе с непонятными морскими моллюсками или что это было - также представляли из себя далеко не великолепное зрелище. Есть ещё несколько сцен, которые были не по душе, да ещё к тому же всё происходит в затуманенном виде, как будто 'Экзистенция' - попытка Кроненберга отнести себя к артхаусу. До конца этого уж точно не вышло. Для меня это больше халтура, чем неореалистическое гениальное полотно.
Если брать актёров, то в дуэте Джуд Лоу и Дженнифер Джейсон Ли могли бы и получше сыграть. В них я не увидел единого духа. Часто ловил себя на мысли, что Джуд Лоу словно отворачивается постоянно от Дженнифер Джейсон Ли, как бы не чувствует коллегу или же она ему не нравится? Что-то не так было внутри съёмочного процесса? Не знаю, не слышал, но именно таковое чувство всенепременно витало вокруг эпизодов, когда актёры оказывались вместе, а их в ленте львиная доля. Вот ещё один неприятный прецедент, который повлиял на моё отношение к ленте.
Да и другие актёры, второго плана, меня ничем не удивили, скорее даже наоборот. Выскочка (по фильму) Уиллем Дэфо. Я устал от его ролей негативных образов, уровень его таланта достоин того, чтобы играть хотя бы разносторонние роли второго плана, а тут он вновь безумный негодяй, у которого только алчность на уме. Иэн Холм не впервой исполняет роли мягкотелых, добродушных старичков... Думаете, в 'Экзистенции' что-то новенькое прибудет от этого актёра? Он похож сам на себя, что уже скоро и оскомину набьёт, к сожалению. Все остальные вообще не запомнились ничем абсолютно.
Я бы поставил ниже оценку 'Экзистенции', но вариативность финала как бы заинтересовала, проснулось наконец-то любопытство, сменившее унылый настрой при просмотре 'Экзистенции'. Вялый ход действия, слабое исполнение, 'липкая' и от того неприятная атмосфера, пыльные краски в фильме, да и сумбура многовато - всё это мне не по душе, красочности очень уж не хватило.
В общем и целом, если Вы не против неожиданной фантастики, то можете посмотреть 'Экзистенцию', если же намерения есть взглянуть на добротный блокбастер, то уж лучше отказаться от просмотра этой ленты.
Этот фильм, а конкретнее вся описанная в нем ситуация больше походит на страшный сон, из которого есть огромное желание выбраться, но ты просто не в состоянии этого сделать, как бы не был развит твой процент сопротивляемости и другие способности. Дэвид Кроненберг в своей работе использовал все мельчайшие детали из собственного огромного стилевого механизма, где есть что-то из его раннего жанрового периода ужасов, имеется в составе некоторая философия, тематика, что набирает все большую актуальность в наши дни, наличествует и некая психологическая фантастика, рубящая исподтишка и не жалеющая зрительского воображения.
Экзистенция как бытие, существование человеческое, причем относящееся именно к настоящему времени, взятое Кроненбергом в качестве названия картины вполне себя оправдывает. Беря за основу модель окружающего мира, помешанного целиком и полностью на альтернативных реальностях, а именно играх, что порождают уже зависимость у большинства, перерастающую в серьезную болезнь индивида, не способного обходиться без буквально въедающейся в тело электроники, история оголяет тылы, поддающиеся заражению игроманией.
Игры стали представлять собой нечто другое, чем просто распакованные архивы файлов на компьютер, теперь это в большей степени чувствительнейшие джойстики, состоящие из тканей и некоторых животных органов. Они реагируют на прикосновения и могут понимать своего хозяина, а для того, чтобы войти в игру нужно подключиться через специальный порт, встраиваемый чуть ниже человеческого позвоночника, позволяя людям целиком и полностью погружаться во всю запрограммированную атмосферу.
“Экзистенция” – совершенно новый игровой мир, на разработку которого у Аллегры Геллар в исполнении Дженнифер Джейсон Ли ушло порядка 5 лет, такого мир еще не видывал.
Кроненберг для этого фильма сумел из своих актеров выудить для желаемого эффекта именно то, что было нужно ему, кстати сказать, это у Дэвида всегда получалось лучше всего. Помимо гения-разработчика Дженнифер Джейсон Ли, лучшее продемонстрировал и Джуд Лоу, изобразив человека полного терзаний, над которым повисла проблема выбора – поддаться всеобщей моде или остаться собой, при этом явно что-то скрывая, как это порой начинает казаться. Хороши актеры и на вторых ролях, особенно запоминается Уиллем Дефо, владелец заправки с кричащим именем Газ.
Сама идея истории Кроненберга начинает реализовываться и в наши дни, появляются все новые и новые программы, которые способны с головой заглотить в свой мир разношерстных игроманов. “Экзистенция” несет смысл соединения человека с неживым, виртуальным, сплетения игр и людей в единое состояние. И все исследования сродни тому, как это демонстрировалось в предыдущей ленте канадца “Автокатастрофа”, только там вместо компьютерных проекций были автомашины, и в фильме 1999 года ситуация более наглядна все же. Ну, а игры стали не просто удовлетворением потребностей, типа получения того же оргазма, ныне порт и джойстик словно отдельный орган, способный передать свое самочувствие хозяину.
Исходя из вышесказанного, человек девственный с точки зрения непричастности к игровым моделям, не имеющий предпозвоночного гнезда для подключения порта, вроде героя Джуда Лоу с именем Дэвид Пикул, уже рассматривается как чужак или ненормальная личность, которую можно обозначить немирной, ему с трудом будут доверять. Таковы принципы нового мира, таково вступление поколения в стан врагов реальности, предпочитающих ей очередную игровую территорию.
Данный фильм Дэвида Кроненберга был выпущен аккурат в год выхода Матрицы и продолжил развитие темы виртуальной реальности и её тонкой грани с настоящим миром. Само кино, впрочем, осталось в тени мастодонта от Вачовски, что было весьма незаслуженно.
Сюжет крутится вокруг игры под названием Экзистенция, предельно похожей на реальный мир, и всё же наделённый немалым количеством условностей и несвязностей. Стоит отметить, что несмотря на то, что режиссёр довольно далёк от самих компьютерных развлечений, ему удается подметить в фильме огромное количество характерных для игр деталей, не только придавая фильму необычности, но и заставляя их работать в угоду сюжету и нагнетанию обстановки - вспомните хотя бы маленький, но шикарный момент, когда повторение зацикленной фразы до выбора правильного ответа случилось и с создательницей игры. Кто-то отметит такие детали, как подборка ракурсов и освещения максимально близкого к FMV квестам 90-х в паре сцен, кто-то будет с удивлением и определённым отвращением смотреть на местные 'био-порты', вживляемые в спину и в целом поражаться придуманным режиссёром технологиям на стыке механики и органики, а кто-то просто погрузится в атмосферу фильма, где грань между виртуальностью и настоящим миром всё сильнее стирается, вызывая определённое чувство тревоги. Лента Кроненберга выглядит и ощущается весьма необычной, при том что в её основе всё же лежит хоть и интересный, но вполне подходящий массовой аудитории сюжет, отчего за коммерческий провал фильма становится совсем обидно. Особенно забавно видеть концовку фильма, сюжетные повороты которой будут в дальнейшем почти дословно воспроизведены в фильме Начало (лишь изменив антураж с игр на сны), ставшего в итоге таким популярным.
В целом, Экзистенция получилась прекрасным триллером на тему, которая со временем лишь будет набирать актуальность. Отличная игра актёров (хотя порой вводит ступор критика относительно людей, изображающих местных NPC, чья 'деревянность' отчего-то не всеми воспринимается как элемент стилизации), грамотная постановка и работа с музыкальным сопровождением - всё это способствует погружению в расслаивающийся на измерения мир фильма. Кого-то, возможно, даже отпугнут или покажутся излишне неправдоподобными такие элементы фильма как полу-органические приспособления и виды оружия, но после финала картины (сделанного в лучших традициях жанра довольно открытым) претензии к реалистичности подобного оригинального подхода к технике будущего сразу отпадают. И что особенно отрадно - поднимая щекотливую тему ухода от реальности, фильм не выглядит как многие подобные произведения, критикующие компьютерные технологии, словно насмотревшийся очередного ток-шоу пожилой человек, действуя немного тоньше и умнее. Настоятельно рекомендую к просмотру.
1999-й год оказался богатым на фильмы про виртуальную реальность. В марте вышла первая часть 'Матрицы', в апреле — '13 этаж', но еще раньше, в феврале, увидела экраны 'Экзистенция' Д. Кроненберга. Сразу хочется сказать, что фильм неоднозначный. Если откровенно попсовая и паразитирующая на идеях 'Джонни-мнемоника' и 'Нирваны' 'Матрица' была поставлена с голливудской масштабностью, банальной линейностью и безнадежно угроблена фетишизмом ее режиссеров, то 'Экзистенция' оказалась, на мой взгляд, куда более интересной пищей.
У фильма есть одна довольно существенная проблема — отсутствие полноценного сюжета. Текстовка, что подается в аннотации, настолько же далека от реальности, насколько и главные действующие лица фильма в исполнении Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу. Сюжета действительно нет, но сценарий заслуживает похвалы. Даже самое начало фильма не заставляет зевать, ибо оно уже несет смысловую нагрузку. Довольно сухие и куцые диалоги тоже имеют определенную причину. Смена событий, введение дополнительных действующих лиц, нелинейность и многоуровневость повествования, оригинальные биотехнические задумки создателей фильма — все это смотрится на одном дыхании, предсказуемость развязки фильма имеет место лишь по некоторым аспектам, на которые можно и не обратить внимание, да и те заботливо предложены самими постановщиками, не являясь ляпами.
Неоднократно сталкивался с мнением, что 'Экзистенция' — довольно унылый киберпанк с сэкономленным на визуальных эффектах бюджетом. Отнюдь. Фильм вообще не киберпанк, скорее, наоборот — биопанк, что ли. Кибернетику здесь заменяет бионика, что выглядит вдвойне интересно. Финал картины оставляет пространство для мысли, в связи с чем его вполне можно и нужно считать удачным.
Актерская игра порадовала. Даже молодой Джуд Лоу способен на достоверность игры, Дженнифер Джейсон Ли тоже способна на убелительность, к второстепенным персонажам тоже вопросов не возникло.
В целом — отличный фильм на тему виртуальной реальности, достойный к просмотру.
Кино очень необычное, что-то не виданное до этого, оно отображает всю жестокость виртуального мира в очень ярких, нужных для себя красках, что заставляет задуматься.
В 'Экзистенции' очень точно подмечены особенности сюжетов и гейм-дизайна 90-х. В фильме - разные сюжетные развилки, персонажи, тупо смотрящие вперед, пока игрок не заговорит с ними...
В общем и целом, фильм прекрасен. И этот фильм стоит посмотреть всем.
При том, что в экзистенциальном отношении фильм однобок и поверхностен, совершенно не на поверхности лежит то, какого рода мысли, или хотя бы мыслишки пытался трактовать Кроненберг. Куча нелицеприятных сцен насилия и (как всегда у режиссера) извращённые половые наклонности и полное отсутствие красоты кадра.
После просмотра возникло одно: ощущение потраченного впустую времени. Не берусь безапелляционно назвать это бредом, но фильм разочаровал погано загримированной главной героиней и совершенной невозможностью интерпретировать эту картину как нечто доброе, светлое, или хотя бы не лишённое смысла. Хотя, нужно отдать данное, живые джойстики и биопорты меня позабавили.
Для желающих же оценить все болезненные фантазии Кроненберга в одном пучке, советую посмотреть Naked Lunch - он действительно стоит намного большего в кинематографическом плане, нежели данный.
Наверно не правильно начинать рецензию со слов вроде 'это один из моих самых любимых фильмов', но для 'Экзистенции', я, пожалуй, сделаю такое исключение. Во-первых потому, что это оригинальная идея, которая была воплощена просто мастерски! Не было бы 'Экзистенции' и 'Тринадцатого этажа', не было бы и 'The Matrix'. Это предтечи жанра. Во-вторых, потому, что атмосфера фильма настолько захватывает, что не успеваешь насладиться этим зрелищем. Это смотреть настолько интересно, что как бы, сам являешься участником этого абсурдного, сюрреалистического действа. В третьих - игра актеров. Я впервые познакомился с мастерством игры Джуда Лоу именно в этой картине, и с тех пор с предельным вниманием слежу за его творчеством.
Сегодня многие злоупотребляют идеей, которая впервые была высказана в 'Экзистенции', и поэтому жанр находится в упадке, не в силах развить ее более, чем это удалось Матрице братьев Вачовски, но я надеюсь, что революционный технологичный скачок последних лет даст необходимый для этого импульс, и мы увидим киношедевры, которые будут превосходить эти культовые фильмы, ставшие настоящими хэдлайнерами, двигающими жанр sci-fi action.
Кстати говоря, спустя 13 лет, этот фильм не утерял своей интересности, и я полагаю, что для тех, кто его еще не смотрел, он может стать настоящим откровением, и задать высокую планку, для картин, которые эксплуатируют идею условности границ между реальностью и иллюзией.
Этот фильм - помесь экзистенциализма, сюрреализма и фрейдизма. Мой субъективный взгляд, который я никому не навязываю, прошёлся по сюжету, как по прекрасной картине Дали, и вот что я могу сказать на этот счёт.
Во-первых, грамотно описана сама концепция течения 'экзистенциализм'. Так сказать, пособие по философии для чайников в картинках. Неординарно засунуть Сартра, Камю и иже с ними в компьютерную игру, да ещё и с таким раскладом событий.
Во-вторых, непосредственно сам сюжет. Он замечательно обыгран. Повторюсь, идея с компьютерной игрой была и остаётся очень актуальна и для 99 года и для нынешнего время. Очень наглядно, реалистично показано, что человек, сам того не ведая, на самом деле живёт в вымышленном мире, при том, что он об этом знает. Эдакая своеобразная рекурсия получается. Мир в миру. Впрочем, это и есть экзистенция.
В-третьих, юмор, с которым подошли режиссёр и сценарист к картине. Джостики-кишечники - это конечно очень круто, даже для меня.
В-четвёртых, актёры. Джуд Лоу, пока что не расплескавший собственный артистизм и ещё не потрёпанный 'Шерлоком' Гая Риччи, довольно-таки хорошо справился с поставленной задачей сыграть 'дурочка аля гения'.
В-пятых. Все прекрасно знают, что фильмы просто обязаны поражать. Так вот этот справился с задачей. Ни за что зритель не догадается, чем же всё закончится, что, на мой взгляд, и есть признак того, что у сценариста огромный потенциал.
Необычно, со вкусом и элементами паронаидально-критических картин.
За 10 лет до Нолановского 'Начала', чей бешеный успех я до сих пор могу понять лишь с параллельным принятием весьма нелицеприятной для среднестатистического зрителя оценки его интеллектуальных качеств (ввиду достаточно примитивного сценария), я посмотрел гораздо более закрученный сюжетно фильм на ту же тематику - многослойность виртуальности - с красивым названием 'Экзистенция'. Кроме того, еще в те малогеймерские дни была затронута еще одна очень актуальная и опасная на сегодняшний момент социальная ситуация - игромания. И, что уж совсем уникально, это один из редких (ибо других не знаю) представителей биопанка, отзвуки которого прозвучали лишь в образах гигеровских 'чужих'.
Перед нами достойный представитель золотой эпохи интеллектуального кинематографа - девяностых годов, когда компьютерная отрасль еще не вошла рутинным конвейером в повседневную жизнь человечества, превратившись в обездушенное ремесло, но была пока сферой искусства, прибежищем интеллектуалов и гиков от информационного мира, который сам был для них 'бездной, звезд полной'.
Советую любителям интеллектуального кино с закрученным сюжетом, а также биопансковского антуража.