О чём этот фильм? Он о виртуальной реальности. Но он вносит весьма существенные корректировки в наше представления о ней. Для нас сейчас виртуальная реальность доступна через сидение перед монитором (или экраном в кино), с наушниками в ушах (или колонками), с клавиатурой, мышкой, наконец, микрофоном для голосовых команд... Но что, если эта виртуальная реальность становится совершенно не отличима от нашей, когда всё твоё тело, ощущения, вся твоя личность вовлечена в неё?
Это напоминает состояние в фильме 'Матриа' (1999). Удивительно, но эти фильмы говорили, по сути, об одном и том же, но с разных сторон: в 'Матрице' машины поработили мир и люди насильно вовлечены в 'нейро-интерактивную среду', а в 'Экзистенции' люди сознательно входят в игру, в которой они могут быть кем угодно, творить что угодно, совершенно не теряя ощущения реальности.
Я почти убеждён - здесь показано наше будущее. И причём способ реализации этой виртуальной реальности до ужаса правдоподобен и отвратителен - через нервную систему искусственно созданных живых существ.
Если абстрагироваться от сюжета фильма и попробовать взглянуть на созданный в картине мир, то можно увидеть, что там можно всё. Там можно дать волю своим глубинным, в том числе и запретным желаниям. Там можно избавиться от комплексов или перебороть страхи, какими бы они ни были: боязнь высоты при прыжке с парашютом или боязнь нажать на курок перед беззащитным. Почти что сбывшаяся мечта о безграничной свободе человека от всех условностей мира.
Одна из очень показательных сцен - когда героиня, находясь на бензозаправке ходит по её территории и ощупывает стены, шланг бензоколонки, пытается уловить запахи бензина... Она показана счастливой от осознания того, каких высот достигли эти разработки, но она потерялась... Это своего рода комплексный ментальный наркотик. Причём настолько сильнодействующий, что выйдя оттуда, ты сомневаешься - может ты до сих пор в игре?..
You have to play the game to find out why you’re playing the game
Захотелось написать про один старый фильм Кроненберга, который я недавно пересмотрела, возможно, не все знают про этот удивительный киберпанк с элементами биопанка.
Думаю, среди фильмов про игры и виртуальную реальность уже довольно древняя «Экзистенция» выделяется не столько благодаря развитию идеи помещения человека в VR, сколько благодаря своеобразному воплощению этой идеи.
В 1999 году уже вовсю использовались всевозможные компьютерные спецэффекты, но Кроненберг создал нединамичную «Экзистенцию»с минимальными спецэффектами, зато с необычно реализованным попаданием в виртуальную реальность и с красиво построенным пространством виртуального мира. Про это кино можно сказать (простите за вольное обращение с цитатой), что оно снято «настолько просто, насколько это возможно, но не проще».
Виртуальная реальность в Экзистенции (когда я буду иметь в виду саму игру, я буду опускать кавычки) — матрешечного типа, с последовательно вложенными виртуальными уровнями. И на последнем из них детали уже не так четко проработаны: персонажи часто зависают — попадают в игровую петлю, говорят с жуткими акцентами, их действия примитивны, функции ограничены.
Нельзя писать про биопанк и не сделать пару зарисовок о чудесных режиссерских находках в области выдуманных биотехнологий. Так, игровой под (чип) Экзистенции, переносящий человека в виртуальную реальность, представляет собой организм, который выращивается из оплодотворенных яиц амфибий и смешивается с синтетическими ДНК, он подключается к человеку через биопорт в позвоночнике и подпитывается, забирая часть энергии организма. А последний игровой уровень Экзистенции выглядит так: замаскированная ферма, где в «прудах размножения» выращивают амфибий-мутантов, чью нервную систему используют для производства игровых подов, скелет и часть нервных волокон — для биологического оружия, а остатки отправляются в соседний китайский ресторан.
Героям, находящимся в шкуре своего персонажа, порой приходится тяжело, потому что им не известна цель игры, — «you have to play the game to find out why you’re playing the game». А как выиграть в той реальности, куда тебя забросили, где тебе не совсем понятны правила и свое назначение? Какова твоя роль? Что правильно, что нет? Экзистециальненько. К тому же, Тэд Пайкл (это один из главных героев) временами испытывает странные ощущения, поскольку его персонаж в определенные моменты говорит и делает вещи, вопреки желанию и воле самого Тэда, происходит так потому, что это прописано игрой и необходимо для ее прохождения. Это главного героя напрягает, особенно когда нужно кого-то убивать, заниматься сексом или есть отвратительную пищу, поэтому Тэд не выдерживает и в середине игры кричит: «Existenz is paused!» (жаль, что мы так не можем сделать иногда). Впрочем, из игры, как впоследствии становится ясно, Тэд не выходит, но через пару миров ему проскользнуть удается.
На разных уровнях Экзистенции ведется борьба между реалистами и сторонниками корпорации «Antenna», конкурирующей с «Cortical Systematics»(она же «Pilgrlmage», когда игра из Экзистенции превращается в Трансценденцию), сотрудники которой помещают людей в виртуальную реальность. Борьба идет с переменным успехом, в конце побеждают реалисты, но, по сути, это ничего не меняет — герои=персонажи меняют свои позиции и пристрастие к компаниям в зависимости от игрового уровня. И не все понимают, закончилась ли игра на самом деле.
Закончу цитированием диалога персонажей из игры:
' — Free will is not obviously a big factor in this little world of ours.
- It’s like a real life. There is just enough to make it interesting.»
P.S. Да, очень рекомендую всем тем, кто изучает/хочет изучать английский, смотреть без перевода, фильм для идеален для освоения языка, и темп подходящий.
Представляя свою новую игру “Экзистенция” - путешествие в виртуальную реальность, программистка Аллегра Геллар подвергается нападению чокнутого убийцы со странным оружием. Спастись ей помогает новичок охранник Тэд Пайкл. За Аллегрой и за ее игрой охотятся, но она убеждает Тэда сыграть в “Экзистенцию” для проверки ее работоспособности. В самой “Экзистенции” тоже не все гладко и теперь нужно исправлять неполадки игры, одновременно спасая свою жизнь...
“Экзистенция” - далеко не единственный фильм, затрагивающий вопрос восприятия реальности, поэтому сравнения с подобными ему не избежать. Частенько его сравнивают с “Матрицей”, но различие между ними весьма существенное и дело не в том, какой фильм лучше, какой хуже. Разница в точке зрения на предмет. Если в “Матрице” (в первой, поскольку во 2-й и 3-й тема меняется) нам показывают мир сна и некую объективную реальность, откуда осуществляется подключение к иллюзорной, то в “Экзистенции” ситуация поинтересней.
С самого начала Дэвид Кроненберг ловко погружает нас в иллюзию того, что ты осознаешь и можешь четко отследить маршрут перемещения главных героев между реальным миром и игровой вселенной. По ходу действия иногда ловишь себя на мысли, что ты находишься либо в каком-то компьютерном квесте, либо в наркоманских параноидальных глюках. Стилистически фильм напоминает смесь предыдущих работ режиссера “Обед нагишом” и “Видеодром”. Да, сюжет развивается тяжеловато. Да, порой думаешь, ну когда же начнется что-то поактивней. Да, некоторых подташнивает при виде джойстиков-мутантов. Но когда ты добираешься до финала через весь этот бред, челюсть отвисает от сюжетного финта ушами.
Некоторые сцены фильма можно осмыслить только со второго просмотра, когда ты уже не следишь за сюжетом, а изучаешь детали, которые не были понятны с первого раза. Взять хоть эпизод на заправке, когда Аллегра разгуливает на улице и, вроде бы, ничего особенного не делает: швыряет камешки, ощупывает стены и бензоколонки... Когда ты уже знаешь главную фишку фильма, все эти, на первый взгляд, незначительные мелочи приобретают другой оттенок и смысл.
Ну и самое главное. “Экзистенция” не дает ответа на вопрос, где кончается иллюзия и начинается реальность. Как говорится, думайте сами, решайте сами. Но даже определившись, сомнения будут оставаться, потому что...
Виртуальная реальность с каждым годом все прочнее входит в симбиоз с нашей повседневной жизнью. Прогресс в области компьютерных и игровых технологий происходит в геометрической прогрессии. Но как быть когда виртуальный мир начинает все прочнее заменять настоящий? В последнее десятилетие игровая одержимость овладевает умами все большего количества людей. Игроками становятся уже далеко не только дети и подростки. Уже представители старшего поколения не могут мыслить себя без виртуального мира.
Кроненберг, как всегда, в свойственной ему манере, наглядно показал все прелести игрового поглощения. Не смотря на то, что фильм вышел в 1999 году, уже тогда недвусмысленно чувствовался игровой бум, который, словно цунами, накрывал головы миллионов людей. Режиссер нутром чувствовал как человечество погрязнет в компьютерных дебрях. Ведь не случайно, когда Тед ставит игру на паузу, опасаясь потерять грань между реальностью и игрой, Аллегра ему говорит: 'Ну и как тебе возвращение? Что интересно ты здесь увидишь?' Это фундаментальные слова, раскрывающие всю суть виртуальной реальности. В игре мы можем быть кем угодно: храбрым паладином, мастером единоборств, магом и т.д. Там возможно все, исполнение самых любых желаний, воплощение любых возможностей. И это является главной проблемой современного общества. Настоящий мир, где мы окружены работой, домашними хлопотами, налогами, предстает серым и угнетающим. А игры дают сладкую ложь, попытку отстраниться от действительности и даже заменить ее. Ведь сам компьютер 20 лет назад был не более чем вспомогательное средство, совершенно не обязательный к приобретению. А сейчас без него мы никак не можем представить наше существование.
В картине не случайно были введены 2 фракции - реалисты, борющиеся за мир без игр и сами игроманы, возвеличивающие виртуальный мир до культа поклонения. Реалисты используют самые радикальные средства для подавления своих оппонентов. Аллегру - создательницу Экзистенции, они пытаются уничтожить всеми способами. Показательны сами технологии, что используются в недалеком будущем. Это уже не микросхемы и привычные нам железки, здесь в дело вступает био-органика. Процессоры и чипы уже не собирают, их выращивают. За основы взяты нервная система и органы земноводных мутантов, специально выращиваемых для этой цели. Игровой джойстик, внешне похожий на эмбрион с патологиями, с шнуром в виде пуповины, подключается непосредственно в само тело человека. Это уже финальная стадия слияния человека с технологиями.
Сам фильм, безусловно поднимает одну из главных проблем современно мира - как не провалиться в виртуальную яму? В погоне за воображаемыми сверхъестественными способностями мы можем проглядеть саму жизнь. Нужно бережно относиться к самому себе и тем возможностям, что мы способны реализовать в нашем настоящем. В Экзистенции, как и в других работах Кроненберга, мы не найдем прямых ответов на поставленные вопросы, каждый из нас должен найти их самостоятельно. Актерский состав вполне хорош: горячая сексапильная Дженнифер Джейсон Ли, молодой и обворожительный Джуд Лоу и, конечно, такие метро кино как Йен Холм и Уилльем Дефо. Но тем не менее я ощущал некую попсовость, возможно из-за того, что главными героями выступали молодые люди. Кроненберг для своих фильмов обычно всегда подбирал актеров по старше, что придавало фильмам определенную солидность. Но я ни в коей мере не говорю, что это плохо. Все было выполнено на хорошем уровне. Полностью составить впечатление от фильма после одного просмотра не получится. Это кино для ценителей, любящих глубокий анализ. Не зря кино получило премию и имело несколько высоких номинаций. Смотрите, думайте, анализируйте.
Данный фильм Дэвида Кроненберга был выпущен аккурат в год выхода Матрицы и продолжил развитие темы виртуальной реальности и её тонкой грани с настоящим миром. Само кино, впрочем, осталось в тени мастодонта от Вачовски, что было весьма незаслуженно.
Сюжет крутится вокруг игры под названием Экзистенция, предельно похожей на реальный мир, и всё же наделённый немалым количеством условностей и несвязностей. Стоит отметить, что несмотря на то, что режиссёр довольно далёк от самих компьютерных развлечений, ему удается подметить в фильме огромное количество характерных для игр деталей, не только придавая фильму необычности, но и заставляя их работать в угоду сюжету и нагнетанию обстановки - вспомните хотя бы маленький, но шикарный момент, когда повторение зацикленной фразы до выбора правильного ответа случилось и с создательницей игры. Кто-то отметит такие детали, как подборка ракурсов и освещения максимально близкого к FMV квестам 90-х в паре сцен, кто-то будет с удивлением и определённым отвращением смотреть на местные 'био-порты', вживляемые в спину и в целом поражаться придуманным режиссёром технологиям на стыке механики и органики, а кто-то просто погрузится в атмосферу фильма, где грань между виртуальностью и настоящим миром всё сильнее стирается, вызывая определённое чувство тревоги. Лента Кроненберга выглядит и ощущается весьма необычной, при том что в её основе всё же лежит хоть и интересный, но вполне подходящий массовой аудитории сюжет, отчего за коммерческий провал фильма становится совсем обидно. Особенно забавно видеть концовку фильма, сюжетные повороты которой будут в дальнейшем почти дословно воспроизведены в фильме Начало (лишь изменив антураж с игр на сны), ставшего в итоге таким популярным.
В целом, Экзистенция получилась прекрасным триллером на тему, которая со временем лишь будет набирать актуальность. Отличная игра актёров (хотя порой вводит ступор критика относительно людей, изображающих местных NPC, чья 'деревянность' отчего-то не всеми воспринимается как элемент стилизации), грамотная постановка и работа с музыкальным сопровождением - всё это способствует погружению в расслаивающийся на измерения мир фильма. Кого-то, возможно, даже отпугнут или покажутся излишне неправдоподобными такие элементы фильма как полу-органические приспособления и виды оружия, но после финала картины (сделанного в лучших традициях жанра довольно открытым) претензии к реалистичности подобного оригинального подхода к технике будущего сразу отпадают. И что особенно отрадно - поднимая щекотливую тему ухода от реальности, фильм не выглядит как многие подобные произведения, критикующие компьютерные технологии, словно насмотревшийся очередного ток-шоу пожилой человек, действуя немного тоньше и умнее. Настоятельно рекомендую к просмотру.
«Наша жизнь — это игра, правила которой нам неизвестны.» С. О. Кьеркегор
1 000 000 000 $. Именно такую сумму заработали разработчики из компании RockstarGames за 48 часов! Совсем недавно годовой денежный оборот игровой индустрии на четверть превысил кинематографический! Мир уже 'не летит в трубу', а растворяется в виртуальном...
Игровая виртуальность становится предпочтительнее кино или литературы по одной единственной, но очень весомой причине - Вы главный персонаж истории, от Вас зависит дальнейшее развитие сюжета, Вы вольны действовать в каждой ситуации по своему усмотрению и произволу. Кроненберг, хорошо это понимая создал своеобразный фильм-игру, в которой зритель становится на одну ступень с персонажами.
Первая же сцена фильма погружает нас в абсолютно неведомый и непознанный мир то ли далекого, то ли не очень будущего. Множество причудливых гаджетов (заметьте - у некоторых персонажей iPad'ы, хотя на дворе конец 90-х) созданных из органической материи, совершенно необъяснимое поведение персонажей и абсолютно непостижимая (до 39 минуты фильма!) субстанция с названием 'Экзистенция' заставляют зрителя на время потерять ориентацию. Но это неведение он разделяет с персонажем Джуда Лоу, который также никогда не слыхал ни об экзистенции, ни о виртуальных играх. Можете не беспокоиться, что останетесь в одиночестве посреди «дивного, нового» и очень причудливого мира, ведь актер справляется со своей ролью блестяще, буквально протаскивая недоумевающего зрителя сквозь темные лабиринты фантазии режиссера.
Фантазия же эта в свою очередь порождается не святым духом, а вполне себе земными философскими концептами, которые и служат фундаментом этой истории. Так, например, само название фильма отсылает к родоначальнику ультрамодного философского течения «экзистенциализма» - датчанину Кьеркегору, который еще в начале 19 века измыслил новую ФОРМУ существования. Никто правда не может дать ей четкого определения. Но в одном из ее необходимых условий бытия сходятся все - абстрагирование от реальности, 'ничтожение' всего объективного (государства, науки, отношений-семейный, личностных, социальных) как чего-то истинного, первоначального и, конечно, 'постижение' самого себя как единственного (Ничего нового(neo) не напоминает?)
Итак, ясно, что в реальном мире мы всего лишь суррогаты с заранее прописанным жизненным сценарием и именем на бейджике, постоянно вынужденные играть навязанную роль - отца семейства, бухгалтера, водителя, добропорядочного гражданина и т.д. И даже такие неоднозначные типажи как мачо, бунтарь, нонконформист, гений, творец и прочие своеобразные личности - не что иное как роли. Своеобразия не существует! В связи с этим становится невозможно уловить момент - когда роль переходит в сущность (если она вообще существует) и наоборот.
Поэтому в фильме все персонажи бесконечно меняются ролями, играют двойную или даже «тройную игру». Постепенно пробираясь сквозь напластования симуляции, они все-таки выныривают на поверхность реальности, которая, конечно же, должна быть лишь очередным уровнем игры.
Как и все прочие Кроненберговские творения, фильм пестрит фирменными фишками, как то – невообразимые монстры всех цветов и размеров (как в Голом завтраке или мухе), свихнувшаяся реальность (видеодром, м. баттерфляй) и, конечно, сексуальное напряжение (Автокатастрофа, Опасный метод), что, конечно, не может не радовать. Правда есть и обратная сторона – замысел режиссера очень сложен для понимания, история в целом чрезвычайно запутанна, мотивы персонажей не вполне понятны (скажем, неужели игроки соглашаются на игру в 2-3 минуты?). Впрочем, это неведение не столько раздражает, сколько устрашает или, вспоминая старину Кьеркегора, 'тревожит'. А если вы начали «тревожиться» относительно того – реален ли этот стол, ваша должность инженера-конструктора или промежность горячо любимой возлюбленной, то поздравляю – вы уже в экзистенции!
Последнее десятилетие ушедшего столетия смело смотрела в будущее и делало не менее смелые прогнозы творчеством кинематографистов. Свою версию грядущего виртуального мира брат и сестра Вачовски продемонстрировали в 'Матрице', Габриэле Сальваторес в 'Нирване', а Йозеф Руснак в своем 'Тринадцатом Этаже'. Вот и культовый Дэвид Кроненберг не остался в стороне и представил своё видение надвигающейся технологии в своей картине.
Фильм в полной мере сделал прогноз на доминирование компьютерных игр в качестве развлечений для человека. Режиссер картины Дэвид Кроненберг сделал прогноз на 15 лет и уже сейчас рисуется образ того, как компьютерные игры стремительно набирают всё больший и больший охват своих поклонников. Лишь демонстрируя на фоне темы увлеченности играми героини Дженнифер Джейсон Ли побега от реальности и замену реального мира виртуальным, которую создатели картины развили просто великолепно. Настолько продуманной, не всегда понятной с первого раза и полной аллегорий картины я не видел давно.
Кроненберг в привычной для своего творчества 'фриковой' форме подошел к созданию ленты с огромной оригинальностью. Особенно в плане отражения достаточно необычных вещиц и гаджетов, которые не один раз встречаются в картине. Будь это пистолет собранный из костей и с зубами вместо пуль, или же мобильник в форме использованного мыла.
Фильм во многом отдаёт культовым 'Видеодромом' режиссера и не пытается свести на нет авторский почерк режиссера из обилия отвратительных и отталкивающих сцен внутренностей непонятных существ и жестокого насилия. Лишь подпитывая всё это авуаляцией всего происходящего полноценной атмосферой из саспенса, напряжения и психически не стабильной шизы, которая лишь усиливается за счет очень атмосферной, мрачной и сильной работы композитора Говарда Шора.
Актерский состав сработался просто феноменально. Дженнифер Джейсон Ли сыграла одну из сильнейших ролей в своей карьере, а Джуд Лоу позволил взглянуть на и без того многогранный талант актера с абсолютно неожиданного и иного ракурса. Ведь стоит признать, что помимо гениальной режиссуры Кроненберга, фильм достойно держится именно на актерском дуете столь впечатляющий актеров. Когда как Иэн Холм, Уиллем Дефо, Кристофер Экклстон и многие другие лишь замыкают всё происходящее на экране.
10 из 10
Экзистенция - пожалуй одна из самых необычных, мрачных, тяжелых, отвратительных и необычных работ на тему виртуального мира. Гениальная работа настоящего мастера, которую охотно назвать лучшей работой режиссера, подобие которой никто никогда и не снимет.
Невероятно красивый фильм. Интересно, что столь серьёзную тему удалось облечь в такую привлекательную форму.
Если сравнивать этот фильм с Матрицей, Матрица оказывается более дешёвой, пафосной и гораздо менее стилистически выверенной попыткой говорить в общем на менее серьёзную тему. К тому же, в Матрице, в общем-то, нет философской интриги, в то время как здесь, в этом фильме, в его теме, она есть. На этом предпочитаю данное сравнение закрыть. Точность формулировок, образов и сам порядок сцен, действий, интерьеров, в которых они разворачиваются имеет довольно важное значение для 'расшифровки' этого фильма (хочется сказать текста, но боюсь ошибиться) - мне кажется, что он и был задуман как шарада о человеческом существовании.
Итак, предположим, что, погружаясь в Экзистенцию, мы имеем дело с её творцом (автором, создателем). Подразумевается, что он существует и отвечает за происходящее с нами. В процессе выясняется, что есть вещи и события, зависящие от нас - нашего настроя и способности принимать решения, например, и то, что зависит от самой Экзистенции, от мира, в который мы погружены, заброшены. Мы не знаем, что верно, а что неверно, как поступать в той или иной ситуации, на каких принципах, в конце концов, строится эта игра, какова наша роль в ней и что нужно делать, чтобы выиграть. Пожалуй, это самый главный вопрос. Как выиграть в игре, правил которой ты, в общем-то, не знаешь? В игре, в которой у тебя нет миссии? Осознание этого иногда заставляет чувствовать себя неуместным, а иногда приводит к попытке покинуть эту реальность. В сущности, согласитесь, это может быть довольно неприятным - знать, что ты имеешь свободу выбора, решения, но оставаться при этом в неведении по поводу конечной цели. Что можно сделать в такой ситуации? Как её разрешить? Куда ни кинь - в нашем неудобстве, в нашей тревоге кажется виноватым создатель. Мы можем вопрошать к нему или бороться с ним. Однако для этого мы должны найти его. В игре появляются те, кто желает первого и те, кто желает второго. К кому из них относишься ты? Но, предположим, истинный создатель найден и убит - он понёс наказание за ту боль и страдания, на которые обречён ты, заброшенный в эту реальность. Закончилась ли игра? И кто выиграл?
Во времена, когда Кристофер Нолан ещё не был добровольно закабалён голливудской денежной машиной и только думал о том, как получше снять свой, впоследствии ставший культовым, «Помни», даже не догадываясь о грядущем успехе картины у критиков и публики; и когда «Матрица» уже была почти готова, проходя долгий и изнуряющий, но безусловно полезный период пост-продакшна; на экраны американских и европейских кинотеатров вышла новая картина плодовитого канадского режиссёра Дэвида Кроненберга - «Экзистенция». За полтора месяца до выхода в свет «Матрицы», за два месяца до появления «Тринадцатого этажа», за одиннадцать лет до того, как Нолан разродился «великим Началом»! Многие современные рецензенты напрямую сравнивают «Экзистенцию» и «Матрицу», говоря о последней как об абсолютно оригинальном и новом произведении, которое якобы стало первым фильмом, где вопрос о реальности происходящего был поставлен под сомнение, и признают в «Экзистенции» лишь удачный и по-новому обыгранный симулякр «классической истории» чудо-дуэта братосестры. И это мнение, как это не удивительно, глубоко ошибочно. Несмотря на сцену погони на фоне дождливого и безликого Лос-Анджелеса, напоминающую знаменитые кадры погонь и перестрелок на фоне всё того же обезличенного города (на этот раз Сиднея) из двух матричных продолжений, Нолан, мягко скажем, «позаимствовал» концептуальную идею именно у Кроненберга, сделав её более механистичной и стерильной, заточенной под больший экшн, и обильно сдобрил получившуюся историю всеми атрибутами боевика, что были так характерны для трилогии Вачовски. Влияние «Экзистенции» на «Начало» не визуальное, а всё больше идейное. И это влияние трудно переоценить.
Дэвид Кроненберг последовательный режиссёр: почти всегда один его фильм логично вытекает из другого, а новый, в свою очередь, рождает следующий. Своеобразная мутация стиля. Эта мутация к девяностым годам привала его к фильмам, в которых тщательнейшим образом рассматривалась бездонная и всегда волнующая зрителя проблема сексуальности человека. С сексом были связаны и ранние фильмы Кроненберга вроде «Видеодрома», но именно к девяностым годам он обратил своё пристальное внимание на неодушевлённый предмет или действие, никак не связанные с сексом, но провоцирующие эротические фантазии и, собственно, самого человека на чувственный акт. Фетиш. Главному герою в «Автокатастрофе» наскучил просто секс со своей женой, ему и ей хотелось нечто большего, того, что могло бы привнести разнообразие в супружескую жизнь. Попробовав измены на стороне, пара начинает искать новые формы для выхода своих фантазий и желаний. Отдушиной для обоих, своеобразной сексуальной манией становятся автокатастрофы и секс с жертвами оных. Искорёженные поверхности автомобилей, уподобленные чувственным женским формам, и раздробленные человеческие тела становятся эротическим объектом, импульсом, живительной силой, помогающей достичь так необходимого героям картины сексуального удовлетворения. Шрам на женской ноге, похожий на женский половой орган, используется не по назначению. Та же самая идея пронизывает всю фабулу «Экзистенции», в которой герои предпочитают заниматься не реальным, а виртуальным сексом. Сексуальное напряжение в реальной жизни оказывается недостаточно сильным, не совсем реальным, но в игре, на новых её уровнях, где на каждом шагу тебя поджидает неизведанное, что-то новое, а порой и вовсе пугающее, Аллегра и Тед могут вступить в половой акт - просто потому что так положено их персонажам.
В «Автокатастрофе» сексуальная энергия высвобождалась посредством автомобильных аварий, в «Экзистенции» - с помощью виртуальной игры. Притом главные герои лишь раз занимаются непосредственно самим сексом. Виртуальным сексом, естественно. Они всё больше блуждают по игре, получая зримое психоэмоциональное удовлетворение от самого процесса игры, их возбуждает опасность, таящаяся повсюду. И тут миссия и цели игры вдруг отходят на второй план, уступая место желанию приключений и эмоционального вольтажа. «Ты должен играть, чтобы понять почему ты играешь.» - Идиотская миссия для игры, не правда ли? Меж тем игра продолжается, и герои начинают путаться в её уровнях, сомневаться в реальности исходной точки, откуда начиналась «Экзистенция». Сюжет игры становится всё более бессмысленным и бесструктурным. Сексуальный объект снова фетишируется, материализуясь и фиксируясь на игровых предметах — подах, внешне похожих на человеческих зародышей, био-портах, в которые вставляют органические чипы. Фетиш здесь в том, что био-порты - разъёмы - находятся в области поясницы и внешне напоминают тот самый, находящийся чуть ниже поясницы, орган, без которого не может обойтись ни один человек на Земле. Для подключения к игре нужно вставить в свой разъём в спине органический провод фаллической формы, предварительно смазав разъём специальным гелем. Ничего не напоминает? Это ли не режиссёрская дерзость! Эти разъёмы, понятное дело, есть не только у женщин, но и мужчин, в чём можно усмотреть гомосексуальный подтекст — не зря же герой Джуда Лоу так долго не решался на установку био-порта.
Но сопротивление оказалось недолгим — мужское оказалось задавлено фэнтезийной симуляцией, секс инфантильно превратился лишь в стимуляцию человеческого разъёма полу-органическими девайсами, поиск опасности стал главным возбуждающим стимулом и мотивом, а игра стала единственным смыслом существования для «экзистенциалистов». До такой степени, что героям даже трудно выйти из неё, а ещё сложнее отличить где реальность, а где игра. Тед и Аллегра путешествуют по виртуальному миру, испытывая те же чувства и эмоции, что и в реальной жизни, но многократно усиленные элементом неизвестности механизмов существования «Экзистенции». Реальность в фильмах Кроненберга периодически пытается распасться — и eXistenZ не фильм-исключение. Персонажи игры то и дело зависают, целые сцены, действия и диалоги могут систематически повторяться; в китайском ресторане подаётся лягушка-мутант, из костей которой легко собирается органический пистолет; а убийство никогда не было настолько простым и органичным предприятием. Ведь так положено персонажам? Игра наставляет? Сюжет закольцовывается, подсказывая, что всё происходящее на экране - бесконечный многоуровневый и многоходовый игровой кошмар с множеством альтернативных концовок. Субстанция реальности в фильме становится менее реальной, чем виртуальность, а та, в свою очередь, становится нарочито гротескной и тёмной, чтобы стать максимально реальной, такой, какой её хотят видеть игроки, — неприкрыто опасной. Жану Бодрийяру, несомненно, это понравилось бы. Кроненберговская деконструкция секса увенчалась оглушительным успехом. Реальность обернулась кошмаром. Игра может продолжиться.
«Экзистенция» – один из самых интересных и необычных научно-фантастических триллеров, на мой взгляд. Многие сцены пугают и держат в напряжении, остальные же поражают свей уникальностью. Разочаровавшись в реальном мире, многие из нас ищут спасения в виртуальности. То, что демонстрирует «Экзистенция», возводит подобный вид сюжета на совершенно новый уровень. Временами, зритель вместе с персонажами теряет связь с реальностью, все кажется игрой, это захватывает.
Сюжет
«Ты должен играть. Чтобы понять, почему ты играешь» (с)
В центре сюжета создательница инновационных игр, преследуемая убийцами. Вместе с охранником персонажем Джуда Лоу, она скрывается, стараясь защитить свое последнее детище. Как и во всех фильмах Дэвида Кроненберга, начало обманчиво, а само построение сюжета динамично меняется. Другие отличительные черты «Экзистенции», как фильма Кроненберга – это фокусирование на двух основных персонажах, развитие их характеров и взаимоотношений. Сама основная мысль фильма остается актуальной и по сей день. Но лучшей частью фильма остается окончание. Оно правда оставляет нас в неведении и вынуждает вырабатывать собственные точки зрения.
Актерский состав
Лучшее в игре Джуда Лоу то, что он смотрится очень естественно. Его герой сталкивается с чем то, то может изменить его жизнь, но он не в состоянии это принять. Он неуверен, склонен к сомнениям, но открыв для себя «Экзистенцию», не может прекратить играть в нее. Главная героиня, сыгранная Дженнифер Джейсон Ли самоуверенна, чувствует свою власть, временами кажется слишком спокойной. В отличие от своего молодого спутника, она разбирается в виртуальной среде, знает все мельчайшие тонкости своих детищ. Сразу после сцены покушения она не придает значения своей ране, быстро реагирует и продолжает трезво мыслить.
«— За сегодняшний день уже двое хотели тебя убить.
— Я никогда не была так популярна» (с)
Каждый раз, когда ее спокойствие нарушается, зритель понимает – что-то идет не так, и ситуация все больше накаляется. Состав, относительно не большой, но каждый персонаж второго плана к месту. Каждый из них сыграет важную роль по окончанию фильма.
Музыка
С самого начала саундтрек звучит угрожающе, во многом напоминает «Муху». Она звучит тихо, но зловеще, что еще больше подчеркивает саспенс. Это не первое, но и не последнее сотрудничество режиссера с Говаврдом Шором.
Визуальная часть
От фильмов подобного жанра визуальное сопровождение «Экзистенции» отличается преобладанием органики. Игровые устройства напоминаю скорее симбиоз человека с животным, чем технологию. Это объясняется тем, что для производства игр необходимы матировавшие амфибии. Это выглядит очень креативно. Не только внешний вид этих существ и чипов, но также сама идея перехода от механизмов к взаимодействию организмов впечатляет. Особенно занимателен пистолет, сконструированный из костей. Когда речь идет о виртуальной реальности в кино, я обычно представляю себе нечто масштабное, но «Экзистенция» является исключением. Даже в самой игре все выглядит обыденным, и чувство замкнутого пространства не покидает нас. Однако сюжет базируется не сколько на фантастическом мире за гранью нашего понимания, сколько отдельных его элементах и вопросу «почему мы играем?»
Итог:
«Мы все еще в игре?» (с)
Очень впечатляющая работа. Дэвид Кроненберг в присущей ему манере выстраивает сюжет вокруг проблемы моральной или физической дегенерации или изменения. Немного жаль, что режиссер так не часто впоследствии возвращался к подобному жанру. «Экзистенция» преследует цель, ради которой и существует научная фантастика: она расширяет грани нашего воображения и демонстрирует неординарные случаи, возможные в перспективе. В наши дни вы знакомы с таким концептом благодаря таким фильмам как «Начало» и «Матрица». Если они показались вам интересными, я советую ознакомиться с «Экзистенцией».