Жаль, Кроненберг в игры не играл, иначе фильм был бы весёлый
'Экзистенция' - скучная реализация виртуальной реальности и видеоигры. Темп медленный настолько, что до конца фильма убитых минимум. А в играх люди, включая игроков пачками дохнут. 'Человек с бульвара Капуцинов' учил что такое 'монтаж' - когда скучные моменты быстро происходят и у только познакомившихся молодых людей уже через минуту есть бэбик. В 'Экзистенции' вы даже игру не увидите, а пройдёт полфильма. И вдруг оказывается, 'а-ах!', что игра выглядит как реальность без уникальной графики, эффектов и дозволенности всего, что фильм о том, как люди не различали бы грань между реальностью игры и настоящей. Разница в 'веселье'! Мы можем понять, что мы не в игре, если не ве-се-ло! 'Экзистенция', например, реальна, потому что вызывает у меня раздражение. 'День сурка', не говоря уже об игровом 'Дне курка', задорнее и серьёзнее изображает изменённые условия реальности.
А тема с неразличимостью реальностей всё-таки забавная. Это супер далеко от реальности, поэтому любители сай-фай особо серьёзно отнеслись к фильму, разразившись тирадами на 1000 слов - 'Это раскрытие темы потери ориентации в реальности. Представьте если отобрать у людей смартфон, они же умрут! Глубоко...'. Да нет, это явная фантастика. Виртуальная реальность в жизни развита очень слабо. Страх к великому развитию технологий адекватно можно воспринимать только в художественных произведениях, это не тема для серьёзного разговора - каждый, кто боится развития технологий, потому что нас машины поработят, просто пессимист и консерватор.
Неразличимость реальностей работает как 'моментная мистика', чтобы играла музыка из 'Секретных материалов' и у зрителя волосы вдруг встали дыбом, 'А что если... это сон моей собаки?'. Эту тему неплохо высмеял трешак 'В финале Джон умрёт', применяя моментную мистику вообще всегда. В целом это плюс, но людям нужно с большим юмором относиться к сай-фаю и художественным приёмам.
Я понял, что Кроненберг воспринимает своих фирменных кожаных монстриков и всяческие мутации как чисто косметическую цель. Ничего бы не изменилось, убери из фильма костяной пистолет, пуляющий зубами, двигающиеся мясные игровые консоли-геймпады и случайно появляющегося в фильме монстрика-мутанта в пруду. Для сюжета это не имеет значения, для веселья имеет. Максимум, метафору на порты электронных устройств в виде дырки в спине, как в 'Аватаре', потеряли бы зря, а она интересная. Кроненбергу эта идея пришла прямиком от аналогии с зародышем 'подключенным' к маме пуповиной. Это настолько же глубоко, как когда мастер манги ужасов Дзюндзи Ито смотрел на язык и представил, что это улитка, а его голова раковина, и потом сделал мангу об этом.
Ещё раз о том, как серьёзно относятся люди к сай-фаю. Вы понимаете, что нам даже интернет и компьютеры не нужны, чтобы реальность искажалась? Фантазия людей, когда они верят в реальную возможность проявления несуществующей угрозы, развитые машины или оккультизм, сама по себе болезненно искажает реальность. А вот глобальное потепление и затопления материков наводнениями гораздо ближе. Задумайтесь.
Фильм ни о чём. Весь сюжет заключается в том, что Джуд Лоу сопровождает и охраняет Дженифер Джейсон Ли и играет с ней в игру. Игра представляет из себя... тугие разговоры с игровыми персонажами, где попытались реализовать невосприимчивую реакцию малоразвитого искусственного интеллекта на голосовые команды - с точки зрения видеоигры это знакомо, есть такие игры, и да, плохо работают. А ещё в игре можно убивать! Но герои этим пренебрегают, они очень осторожные.
...На что нам ещё смотреть в сюжете про игру?! На амфибий, на секс, на что?! Ничего интересного кроме mini-jack портов в спинах, фальшивых NPC, опять костяного пистолета и опять кожаных консолей нету! Даже в игре внутри фильма нет сюжета, персонажи находятся в песочнице, сцены меняются, а придумать как играться они не могут.
Четвёртая моя попытка насладиться фильмами Кроненберга провалилась, в общем. 'Видеодром' - скукотища со случайными сюрреалистичными образами и без адекватного посыла в загадочной обёртке, 'Обед Нагишом', 'Выводок'. Просто плохой режиссёр.
Крайне утомительная и скучная картина. Я очень люблю фильмы Кроненберга, но этот досмотрел с трудом.
Абсолютно каждая часть фильма вызывает неприятное чувство скуки и вторичности. Авторы сознательно закладывали отталкивающие элементы, вроде намеренной нелогичности в поступках персонажей, элементы театральной расчленёнки и упрощенности событий. Всё это должно было раскрыться через финал фильма, однако твист вышел слабым и неоправданным.
Я отдавал себе отчёт в том, что смотрю легкий ужастик из 90-х, который играется на страхе виртуальной реальности и всех вытекающих, но этот фильм настолько устаревший, что не стоит внимания даже в год выхода.
Из плюсов: Уиллем Дефо прекрасен даже в таких условиях.
Экзистенция - это такая игра, где можно делать всё, что пожелаешь при этом вернуться в реальный мир с прожитыми эмоциями. Она ничем не отличается от реальности, оттого создаётся полное погружение. Герои даже во время самой игры порой сомневаются в правильности собственных действий.
Надо отметить, что Нолан со своим сном во сне - не первый кто придумал множественные реальности, каждая из которых является частью предыдущей. Здесь тоже эта тематика раскрывается, но на мой взгляд - недостаточно хорошо.
Робкие попытки создать новый жанр начинаются с самого начала, когда герои обнаруживают пистолет, созданный из костей животных, а пулями для этого пистолета являются человеческие зубы. Эдакий биопанк с Джудом Лоу в главной роли. На этом 'био' элементы не заканчиваются. Шнуры от Экзистенции выглядят, как пуповины, а сами 'чипы' - это непонятные субстанции из кожи, внутри которых настоящий микс из разных органов, сообщающихся между собой и умеющих хранить в себе целые игры.
Идея, конечно же, интересная, биопанк - это тот жанр, который до сих пор не раскрыт в должной степени, не пришёл ещё такой творец, который мог бы сделать достойное художественное произведение в этом жанре. И Экзистенция не стала исключением, она бесконечно плоха в своей наивности, в жонглировании собственными законами и отсутствии объяснения банальных вещей, таких как инфекционные заболевания через биопорты, которые вживляются прямо в спину.
Вместе с этим идёт довольно посредственный сюжет, который скорее является следствием отсутствия большого бюджета, ибо идея грандиозная, да вот только как её реализовать на такие деньги? В связи с этим у нас местечковый детектив, где герои перемещаются из одного места в другое, чтобы просто... Поиграть? Сама же игра отличается от жизни тем, что там можно безнаказанно убивать. В остальном нам не показали никаких преимуществ, более того, сам сюжет игры оказался довольно пресным, даже в таких декорациях можно было написать сценарий получше.
Ну и напоследок конечно же нам оставляют загадки, которые путают зрителя, довольно слабый приём, который тогда может и работал, а вот сейчас уже смотрится тускло, вяло. Создаётся впечатление, будто только из-за концовки фильм и снимался... По итогу кинокартина не впечатлила. Понравились идеи 'био' гаджетов, но раскрытие этих идей слабое, как и весь фильм.
Жизнь - это визуальные картинки, звуки, картинки воображения, музыка, ощущения, вкус, боль, радость.
Кино - это виртуальная жизнь. К сожалению пока что технологии кино находятся на зачаточном уровне, младенческом. Они не дают ощущать запахи, вкус, прикасаться к героям и вещам, совершать деяния, менять сценарии, например, убивая или добавляя персонажи в кино. Но в будущем, нейросети, новые чипы, вживляемые в мозг и всё прочее позволят сделать кино полностью реалистичной реальностью, возможно, даже лучше самой жизни, потому что в кино мы сможем стать настоящими богами. И это подарит что-то сверхновое не только для новых киношек, но и для старых, которые мы сможем менять своим воображением, превращать чёрно-белое кино в цветное, заменять персонажи, настраивать как в компьютерных играх все их детали от одежды и внешнего вида тела до голоса, характера, выбора любви или ненависти.
Главное в подобных фильмах, когда ты главный герой, вовремя проснуться и отделить реальность твою от реальной реальности. Возможно, мы все уже давно в выдуманной реальности, своей или чужой. Сон, кстати, в этом смысле отличная реальность, в которой мы забываем о реальном мире и на некоторое время становимся частью иного мира, в который свято верим.
Мы все в блаженно-горячем сне. А может, сон и есть реальность, а бодрствование дневное - на самом деле это сон. Мы спим часто наяву.
Прямо сейчас я подключён к системе, я в спячке наяву... смотрю кино этой жизни, участвуют в нём... в нём Оранжевая транслирует мне киношку.
Этот фильм я смотрел еще в ранней юности и сейчас пересмотрел его в свои 37 лет. Конечно сейчас ощущения уже другие и с тех пор я видел много подобных сюжетов, однако фильм и сейчас смотрится с большим интересом.
Теперь обо всем по порядку:
1. Музыка - скажу кратко не запомнил ни одной композиции, но все, что звучало в фильме очень хорошо создавало атмосферу.
2. Актеры. Читал некоторые отзывы в которых людям не нравился кастинг актеров, по мне актеры просто замечательные, очень харизматичные и именно в такой сеттинг они прекрасно вписываются.
3. Картинка. - Очень понравилась стилистика фильма, немного мрачноватая, немного нуарная, но в каждой сцене видно, как режиссеры, операторы выставляли кадр, что бы все действительно классно смотрелось и создавало ощущение погружения в эту игру.
4. Сюжет. - Конечно сюжет имеет свои огрехи и съемку характерную для своего времени, но он действительно завораживает и погружает в удивительный необычный мир. И не надо воспринимать все слишком серьезно, когда персонажи находятся в игре и взаимодействуют с npc-ботами этой игры это и будет выглядеть соответственно.
5. Идея. - Идея виртуальной реальности не нова и все авторы показывают ее по разному, но главное, что мне понравилось, что действительно уникально в этом фильме это постановка вопроса, а находимся ли мы в реальности сейчас?! Очень классно показаны страхи главного героя, как он адаптируется и приспосабливается к новой виртуальной реальности, а в некоторые моменты просто не может понять где он находится. В нашем мире людей все точно так же, ваш персонаж действует автоматически, сам ест, сам пьет, ходит в туалет и на работу, а вы описываете это все и считаете истинным собой, но это большая ошибка. Главное, что вы можете проснуться от этой игры и сделать это в настоящее время не сложно, об этом уже духовные учения адвайта, дзогчен, чань дзэн, мастера прошлого и современные просветленные.
Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет.
Симулякр есть истина.
(с) Жан Бодрияр.
Конец 20-го века – эпоха развития компьютерных технологий и интернета, как объекта новой реальности и пространства коммуникации. На этом фоне не могли не появится произведения, которые дают свой взгляд и свою интерпретацию возникающих на этом фоне идей. Проблема реальности и критического отношения к ней, формирование экзистенциального сомнения является ключевой в фильме Кроненберга «Экзистенция».
1999 год (по мнению многих лучший год в истории кино) богат фильмами об искусственной реальности и о способности человека осознать ее. Прежде всего, это конечно же культовая «Матрица» дуэта Вачовски. Философская драма, постепенно скатывающаяся в боевик, вдохновлена богатым культурным наследием, а основу составляли размышления Декарта о реальности. Он одним из первых предложил критический подход к осознанию реальности и поставил под сомнение все, что воспринимает человек: идея о неразличимости воображения и реальности им рассматривается в труде «Размышления о первой философии».
По кроличьей норе виртуальной реальности пробегается также и менее удачный «Тринадцатый этаж» этого же года, отсылающий к «Бегущему по лезвию». В этом фильме зрителей переносят в выдуманный (созданный воображением создателя) Лос-Анжелес 1930 года в соответствующей нуарной стилистике. Философскую основу этой картины составляет трактат Жана Бодрияра «Симулякр и симуляции». На фоне Матрицы (и многих других культовых фильмов того года) провалившийся в прокате фильм хоррор-мейкера остается в тени.
Начало фильма - конечно же титры. Начальные титры у Кроненберга – это всегда вспомогательный образ, настраивающий на необходимый эмоционально-смысловой градус. Довольно мрачная музыка Говарда Шора накладывается на замысловатые земные текстуры с едва различимыми рисунками ни то животных, ни то людей. Все это сделано в двойной экспозиции и напоминает тест Роршаха, в котором нам необходимо самим решить, что же мы видим: реальность ли все это?
“eXistenZ” – название органической (ну а как по-другому у Кроненберга?) видеоигры, с презентации которой и начинается фильм. Протестировать и продемонстрировать возможности игры предоставляют разработчику Аллегре Геллер. По ее словам, основным мотивом для разработки игр виртуальной реальности является расширение возможностей человека.
Процесс игры выглядит достаточно нетривиально – игра загружается прямо в человека через специальное отверстие в спине человека и регулируется разработанным для этого органическим устройством (подом).
Презентация игры прерывается, когда некий фанатик пытается убить создательницу игры Аллегру. Фанатик – приверженец идей секты, выступающей за Победу Реальности, и радикальными средствами борющуюся против очередной Матрицы. (Тут же мы видим наверное самый запоминающийся образ – пистолет, созданный полностью из организма человека и зубами, вместо пуль.)
Но благодаря действиям публициста Теда Пайкула (которого исполнил скромняга Джуд Лоу) Аллегре удается спастись от преследований секты. Как оказалось, публицист хоть и занимался исследованием видеоигр, сам ни разу не играл в них из-за боязни сделать себе на спине дырку и войти в контакт с органическим подом. Таким образом, у зрителя появляется ориентир и проводник в этом фантастическом мире: дальнейший путь предсказуем – мы вместе с Тедом Пайкулом погружаемся в виртуальную реальность игры «eXistenZ».
В картине прослеживаются все основные черты, характерные кроненберговским боди-хоррорам. Откровенные изображения человеческой и в целом органической живой плоти: всевозможные увечья, раны и травмы практические смакуются камерой; характерные сексуальные референсы можно увидеть и в специфическом смазывании отверстия на спине человека перед погружением в виртуальную реальность; вечно нагнетающая атмосферная музыка – особый дискомфортный элемент всех картин. Запоминающаяся форма самих органических подов также отсылает к раннему «Видеодрому».
Погружаясь во всевозможные (достаточно глупые) сценарные перипетии игры, герои испытывают разных себя. Они демонстрируют черты, не характерные в реальной жизни. У Теда появляется уверенность в себе, у Аллегры легкая распущенность и воинственность – но эти изменения не представлены как самоцель. Недолго путешествуя, наши герои начинают испытывать влечение друг к другу, что тоже не ново для режиссера, создающего любовные дуэты из хорроровской плоти и ужаса.
Но как мы постепенно понимаем – возвращаясь в реальную жизнь и обратно, герои уже не осознают, что есть реальность. Они словно погружаются в глубинный сон во сне (привет Нолану и «Началу»), в котором нет критериев для определения реальности. И как мы в итоге понимаем, с самого начала герои уже находились в игре и были персонажами в ней, что тоже достаточно смелый сюжетный ход. Но тут же и обозначается главная дилемма фильма: в виртуальной реальности люди позволяли себе поведение и поступки, не характерные для их обычной жизни. Это касается конечно же и убийств. Проснувшись в реальности (или нет), перенесли ли они эту способность присушивать в себе человеческую мораль? Таким образом вопрос – надо ли оставаться человеком в виртуальной реальности?
Не самое яркое и убедительное высказывание Кроненберга в «Экзистенции» тем не менее удачно вписалось в плеяду фильмов об экзистенциальной тревожности перед будущим веком и миром, в котором виртуальный мир уже не отличается от реального.
Общее впечатление: Давненько я не смотрела фильм с таким упоением! И сложно рекомендовать данное творение, ибо боди-хоррор является жанром на любителя. Но все же, те кто знаком с фильмами Кроненберга, должны знать какой вкус у режиссера.
У Дэвида Кроненберга я смотрела 6 картин, пока что так и лидирует «Муха», но 2-е место по праву принадлежит «Экзистенции». Я считаю что картина гениальна, так круто изобразить сюжет виртуальной и реальной жизни, нужен великолепный сценарий, прописанный до мелочей. Что в принципе у Кроненберга получилось сделать. Визуально лента вызывает неприязнь, но и интерес не покидает до самого конца. Ведь в сюжете игра в игре, и становится так любопытно, что не оторваться! В купе с музыкальным сопровождением фильм заставляет сжиматься и чувствовать тревогу.
Только представьте, у вас есть возможность сыграть в игру, да так, что вы не можете отличить реальность от виртуальности. Интересно? Факт! А страшно? Еще как! Вот и герои ленты оказались в игре, робкий стажер Тед Пайкл (Джуд Лоу) и наглая программист Аллегра Гелла (Дженнифер Джейсон Ли), им предстоит через многое пройти, прежде чем защитить свою жизнь.
К слову, я не люблю Джуда, однако, здесь он весьма хорош, его персонаж меняется за хронометраж ленты, подкидывая именно роль персонажа игры. Вы сами это увидите, если будете смотреть.
«Экзистенция» — необычный футуристический триллер, он придется не всем по вкусу, однако если распробуете, определенно зайдет и даст пищу для ума.
С самого начала фильм представляется с картины, в которой бета тестеры сидя в церкви готовятся к первому тесту игры, представляющей из себя виртуальную реальность.
Однако, с самого начала фильма можно заметить, что в этом мире даже геймпады не сделаны просто из пластмассы и электросхем, ведь им даже не нужны батарейки, поскольку все девайсы, встречающиеся в фильме, являются по сути живыми существами!
Судя по всему, не с проста все начинается в церкви, где в итоге на главного программиста игры осуществляют покушение. Кто и почему хочет убить ту, кто разработал игры, изменившие жизни людей - неясно с самого начала, подтолкнуть к раздумию над этим могут только события из концовки фильма.
Чем глубже в виртуальность уходишь, туда, в мир, где все дозволено, все не настоящее, тем больше раскрываются истинные черты характера, которые мы вынуждены скрывать в реальном мире. Чем глубже в тот мир, тем дальше от этого, может ли опыт, полученный в игре, повлиять на настоящее?
Картина снята интересно, сюжет неоднозначен и временами непонятен, присутствуют и местами жуткие сцены, однако воспринимаются они иначе, ведь происходит все в игре, а не в настоящем мире.
Фильм провалился в прокате во время миллениума 2000 года, судя по всему, название послужило тому причиной, или же люди просто прятались в бункерах и запасались консервами в ожидании конца света. Возможно, судьба фильма была бы иначе, выйди он в 2019 году, по крайней мере, многие люди бы посмотрели на рекламу этого фильма в начале Мстителей или Джокера, чтобы понять, что из себя представляет этот фильм.
В общем, об этом стоит написать. Ровно 10 лет назад сегодня состоялось эпохальное, значимое и сокрушительное событие в истории чьей-то жизни (нет). Просто мы успешно прошли регистрацию на непонятном сайте с лёгким названием 'Кинопоиск'. Непонятном, но очень приятном. Увидели, что можно писать рецензии к любимым или нет фильмам. Попробовали сразу же после регистрации. В итоге, первыми стали тексты к 'Столкновение' и 'Нечто'. Вот же времена были! Как раз шедевр Джона Карпентера подтолкнул нас выплеснуть все эмоции от просмотра, так как он сам вставил нас не по-взрослому. С юбилеем!
А теперь вот попытаемся написать хоть что-нибудь к чудному во всех смыслах творению Дэвида Кроненберга 'Экзистенция'. Прошло уже 20 лет, но до сих пор не притрагивались к нему. Прекрасный год был, все мы помним. Столько культовых фильмов, что уже неудобно их постоянно перечислять и вслух, и письменно. Канадский мастер как всегда не стал мелочиться и выдал на суд зрителей до боли причудливый и до ступора странный фильм, у которого нет толкового начала и есть открытый финал. Хотя в конце по понятным причинам ожидаешь то, что случится, что, в свою очередь, и случается. Открытость помешала?
Возможно. Ведь до финиша люди пытались совладать с нервами, чтобы не запутаться в хитросплетениях между реальностью и масштабной игрой под названием 'Экзистенция'. Своими технологическими характеристиками игра, конечно, потрясает. Забудьте о батарейках, энергия идёт строго от человеческого тела, через спинной мозг которого происходит диковинное подключение к виртуальности. Здесь даже не 'Матрица' приходит на ум, а безобидный, на первый взгляд, симулятор жизни The Sims. Дэвид Кроненберг за смешные 97 минут постарался показать саму игру, её возможности, влияние на рили жизнь.
Жизнь, которую чёрной дырой засасывают в себя виртуальные произведения. Этакое предзнаменование перед наступающим 21-м веком. Чего вот не хватило фильму, так это, по нашему похотливому мнению, раскрытие персонажей. Вероятно, здесь как раз понадобилось бы удлинение хронометража для сие цели, что было бы замечательно. По сути, зрители будто опробовали демо-версию нечто доселе невиданного, затем их оборвали на интересном месте, дальше сидите тихо и вспоминайте музыку Говарда Шора, которая, кстати...
Которая вполне себе отлично вписалась или впечаталась в ткань (какие слова!) сюжета. Кто-то считает 'Экзистенцию' слабым фильмом нашего виртуоза. Другого, наоборот, мрачновато-жутковатая атмосфера просто поглощает в своё отверстие. Как говорил Уилл Тёрнер, обращаясь к капитану Джеку Воробью, ты либо гений, либо безумец. Ответную реплику помните, наверное? Какой бы смысл ни таился и какую бы предысторию ни имели персонажи, маэстро Кроненберг позаботится о неповторимой стилистике разных предметов или персонажей. Попробуй теперь забыть зубной пистолет или чипы-соски. Да тот кабель, похожий на кишку.
В общем, ребзя, в честь 10-летнего юбилейного пребывания здесь разыгрываем ворох ценных призов, выиграть может каждый. А если серьезно, то при всех своих странностях фильм определённо оставляет жгучее послевкусие. От 'что я только что увидел?' до 'мне вдруг понравилось, как Джуд Ло хотел скользнуть языком в дырочку Дженнифер Джейсон Ли'. Ещё одна страшная сказка из 80-х и 90-х, которая предупреждает, что виртуальный мир достаточно опасен, но в то же время чертовски привлекателен, чтобы упускать возможность. Если уж в стране, в которой живёшь будет не до смеха, спрячься в игре. И не выходи.
Фильм смог впечатлить, не до восторга конечно же, но понравился тем, что необычный, не такой, как все в подобном жанре. Сюжет ведёт зрителя, как и главных героев (Дженнифер Джейсон Ли и Джуд Лоу) по виртуальной реальности нестандартной игры, под названием Экзистенция. Мне в принципе, виртуальный мир этой игры, смог показаться вполне интересным. Биопорты со спины игроков, куда вставляется пуповинный привод нестандартного джойстика - все элементы, вышли забавными. Поведение игроков, тоже начинает меняться, когда все участники заходят в игру. Многие, грезят желанием расправиться с Аллегрой Геллер - создательница своей же Экзистенции. А у кого-то, проявляется эффект зависания, и только напрямую обратившись к персонажу, удастся разблокировать его и он подскажет, что делать дальше. Но, основное внимание, приковывают сама Аллегра и Тед Пайкул. Эта игра затягивает обоих, по самое не хочу, что к финалу, игрушка даёт явный эффект, в самый неожиданный момент при всех участниках.
'Экзистенция' - своеобразный фантастический триллер 1999 года от Дэвида Кроненберга. Актёрские работы достойные. Все удачно справляются со своими задачами и расположены по своим местам. За участниками интересно наблюдать, ибо такой контраст, как 'Иллюзия-Реальность' - может продолжаться очень долго.