К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если бы ты не мог проснуться, как бы ты узнал, что сон, а что действительность?

© Matrix

Что для нас реальность? Головная боль по утрам от избыточного времяпрепровождения за экраном монитора. Нервирующая мелодия будильника, которая стала действовать на нервы после того, как ей поручили подобную функцию. Неторопливый вояж на работу/учебу в сопровождении драгоценного mp3'шника и телефонной аськи. Затем вечерние посиделки в социальных сетях, которые снова приводят к утренним головным болям, и так снова по списку. День за днем. Замкнутый круг. А теперь вопрос: что не так в данном распорядке дня? Ничего? Окeу, тогда возьмем и вычеркнем из него все блага электронного мира: гаджеты, интернет и даже незаменимый mp3'шник - все на свалку. Каково теперь? Уже чувствуете, как жизнь начинает терять краски, как медленно она лишается смысла? Понимаете, что стали принимать искусственный мир технологий за реальный и единственно правильный?

В бесконечной гонке вооружений, в постоянной борьбе за право создания самого мощного оружия, люди забыли, что оно уже существует, и повторно изобретать велосипед необязательно. Что же это? Не мучайте впустую свою фантазию мыслями об атомных боеголовках и микроволновках. Ответ прост - человек. Человек, лишенный потенциала постижения своих деяний, как следствие, не понимающий всей ответственности за совершаемые поступки, воспринимающий вирт, как безотносительно верную действительность, не ведающий, где проходит черта между игрой и реальной жизнью. Индивиды, забывшие о моральных нормах, как о чем-то ныне неактуальном и бесполезном. И примером тому - главные герои фильма: они убивают с легкостью открытия баночки спрайта и не чувствуют при этом ни угрызений совести, ни вины, ни страха за совершенное. Ведь для них это просто игра, а чтобы ее продолжать - нужно выполнять приписанные сюжетной линией квесты. Только вот что ждет их под занавес, когда гейму настанет овер, и начнется реальность, и смогут ли они понять, где они сейчас, а главное - кто они? Суть самой игры 'Экзистенции' (да и ленты, в принципе, тоже) - найти смысл. Ответить самому себе на вопрос, какова цель игры?

Сюжет довольно тривиален (взять хотя бы одногодку 'Матрицу'), но только на первый взгляд. Имя режиссера меняет все. Если за главного Кроненберг, то это пиршество киберпанка перестает выглядеть избитым продуктом. Один из немногих, кто способен придать абсурдному и гротескному действу (по признанию же героя Джуда Лоу, которому будет суждено завязнуть в этом жанре на долгие годы), показательную правдоподобность и доказательность. Кроненберг мастерски создает особый антураж 'Экзистенции', которая местами выглядит подлинней иных наших реалий. И она идеально гармонирует со свойственным Дэвиду неприятным, гадким и отталкивающим миром. И еще одно фирменное - минимум цифровой визуализации, что, собственно, и дает упомянутой 'Матрице' болезненный хук справа. Кроненберг намеренно (или просто по привычке) заполняет свой мир будущего олдскульными декорациями. Эта старомодность говорит об 'Экзистенции' (игре), как о мире вне времени, что определенно не является излишним, беря в расчет, что идеологически 'Экзистенция' (картина) непреклонно выражается жизненным, злободневным примером того, к чему приводит потеря ощущения реальности и времени.

И пусть 'Экзистенция' кажется продолженным развитием взятой ранее темы из предыдущих лент Кроненберга, чем самостоятельным проектом. Этакой более выработанной вариацией 'Видеодрома'. Даже биовходы, которые могут представиться незнакомым с творчеством режиссера зрителям оригинальным решением - на самом деле, уже привычное для него сочетание живого и безжизненного - электроники и животных тканей. Но это не только своеобразная дань личному стилю. Поглощающие энергию хозяина биочипы, уподобляясь примитивным паразитам, символизируют безвыходность эскапизма. Они постепенно уничтожают личность владельца, слишком глубоко затянутого в вирт. Отсутствие внятного очертания граней, множеств подуровней (после этого сложно смотреть на новое творение Нолана с прежним восхищением) и невыполнимость возвращения обратно, лишь раз там оказавшись. Если игра реальна, как жизнь то следовательно сама жизнь - игра? И игрок не возвращается обратно, просто отключившись от системы, а приходит куда-то, что аналогично воспоминанию давно забытого места, но, в сущности, им не является. И теряется, а в итоге все люди становятся своими персонажами, окончательно и безвозвратно теряя личности.

Не будем забывать, что возможно и наша жизнь - одна большая игра под авторством Всевышнего. Об этом картина говорит почти напрямую, скрыв в названии буквосочетание isten между заглавными X и Z, что на венгерском означает 'Бог'. И если на минуту представить, что это все игра, то как бы поступил любой, получив возможность выйти из нее и встретится с ее создателем 'face to face'?

14 августа 2010 | 17:00
  • тип рецензии:

Последнее десятилетие ушедшего столетия смело смотрела в будущее и делало не менее смелые прогнозы творчеством кинематографистов. Свою версию грядущего виртуального мира брат и сестра Вачовски продемонстрировали в 'Матрице', Габриэле Сальваторес в 'Нирване', а Йозеф Руснак в своем 'Тринадцатом Этаже'. Вот и культовый Дэвид Кроненберг не остался в стороне и представил своё видение надвигающейся технологии в своей картине.

Фильм в полной мере сделал прогноз на доминирование компьютерных игр в качестве развлечений для человека. Режиссер картины Дэвид Кроненберг сделал прогноз на 15 лет и уже сейчас рисуется образ того, как компьютерные игры стремительно набирают всё больший и больший охват своих поклонников. Лишь демонстрируя на фоне темы увлеченности играми героини Дженнифер Джейсон Ли побега от реальности и замену реального мира виртуальным, которую создатели картины развили просто великолепно. Настолько продуманной, не всегда понятной с первого раза и полной аллегорий картины я не видел давно.

Кроненберг в привычной для своего творчества 'фриковой' форме подошел к созданию ленты с огромной оригинальностью. Особенно в плане отражения достаточно необычных вещиц и гаджетов, которые не один раз встречаются в картине. Будь это пистолет собранный из костей и с зубами вместо пуль, или же мобильник в форме использованного мыла.

Фильм во многом отдаёт культовым 'Видеодромом' режиссера и не пытается свести на нет авторский почерк режиссера из обилия отвратительных и отталкивающих сцен внутренностей непонятных существ и жестокого насилия. Лишь подпитывая всё это авуаляцией всего происходящего полноценной атмосферой из саспенса, напряжения и психически не стабильной шизы, которая лишь усиливается за счет очень атмосферной, мрачной и сильной работы композитора Говарда Шора.

Актерский состав сработался просто феноменально. Дженнифер Джейсон Ли сыграла одну из сильнейших ролей в своей карьере, а Джуд Лоу позволил взглянуть на и без того многогранный талант актера с абсолютно неожиданного и иного ракурса. Ведь стоит признать, что помимо гениальной режиссуры Кроненберга, фильм достойно держится именно на актерском дуете столь впечатляющий актеров. Когда как Иэн Холм, Уиллем Дефо, Кристофер Экклстон и многие другие лишь замыкают всё происходящее на экране.

10 из 10

Экзистенция - пожалуй одна из самых необычных, мрачных, тяжелых, отвратительных и необычных работ на тему виртуального мира. Гениальная работа настоящего мастера, которую охотно назвать лучшей работой режиссера, подобие которой никто никогда и не снимет.

09 февраля 2014 | 20:35
  • тип рецензии:

Экзистенция - это такая игра, где можно делать всё, что пожелаешь при этом вернуться в реальный мир с прожитыми эмоциями. Она ничем не отличается от реальности, оттого создаётся полное погружение. Герои даже во время самой игры порой сомневаются в правильности собственных действий.

Надо отметить, что Нолан со своим сном во сне - не первый кто придумал множественные реальности, каждая из которых является частью предыдущей. Здесь тоже эта тематика раскрывается, но на мой взгляд - недостаточно хорошо.

Робкие попытки создать новый жанр начинаются с самого начала, когда герои обнаруживают пистолет, созданный из костей животных, а пулями для этого пистолета являются человеческие зубы. Эдакий биопанк с Джудом Лоу в главной роли. На этом 'био' элементы не заканчиваются. Шнуры от Экзистенции выглядят, как пуповины, а сами 'чипы' - это непонятные субстанции из кожи, внутри которых настоящий микс из разных органов, сообщающихся между собой и умеющих хранить в себе целые игры.

Идея, конечно же, интересная, биопанк - это тот жанр, который до сих пор не раскрыт в должной степени, не пришёл ещё такой творец, который мог бы сделать достойное художественное произведение в этом жанре. И Экзистенция не стала исключением, она бесконечно плоха в своей наивности, в жонглировании собственными законами и отсутствии объяснения банальных вещей, таких как инфекционные заболевания через биопорты, которые вживляются прямо в спину.

Вместе с этим идёт довольно посредственный сюжет, который скорее является следствием отсутствия большого бюджета, ибо идея грандиозная, да вот только как её реализовать на такие деньги? В связи с этим у нас местечковый детектив, где герои перемещаются из одного места в другое, чтобы просто... Поиграть? Сама же игра отличается от жизни тем, что там можно безнаказанно убивать. В остальном нам не показали никаких преимуществ, более того, сам сюжет игры оказался довольно пресным, даже в таких декорациях можно было написать сценарий получше.

Ну и напоследок конечно же нам оставляют загадки, которые путают зрителя, довольно слабый приём, который тогда может и работал, а вот сейчас уже смотрится тускло, вяло. Создаётся впечатление, будто только из-за концовки фильм и снимался... По итогу кинокартина не впечатлила. Понравились идеи 'био' гаджетов, но раскрытие этих идей слабое, как и весь фильм.

2 из 10

15 октября 2023 | 02:55
  • тип рецензии:

Во времена, когда Кристофер Нолан ещё не был добровольно закабалён голливудской денежной машиной и только думал о том, как получше снять свой, впоследствии ставший культовым, «Помни», даже не догадываясь о грядущем успехе картины у критиков и публики; и когда «Матрица» уже была почти готова, проходя долгий и изнуряющий, но безусловно полезный период пост-продакшна; на экраны американских и европейских кинотеатров вышла новая картина плодовитого канадского режиссёра Дэвида Кроненберга - «Экзистенция». За полтора месяца до выхода в свет «Матрицы», за два месяца до появления «Тринадцатого этажа», за одиннадцать лет до того, как Нолан разродился «великим Началом»! Многие современные рецензенты напрямую сравнивают «Экзистенцию» и «Матрицу», говоря о последней как об абсолютно оригинальном и новом произведении, которое якобы стало первым фильмом, где вопрос о реальности происходящего был поставлен под сомнение, и признают в «Экзистенции» лишь удачный и по-новому обыгранный симулякр «классической истории» чудо-дуэта братосестры. И это мнение, как это не удивительно, глубоко ошибочно. Несмотря на сцену погони на фоне дождливого и безликого Лос-Анджелеса, напоминающую знаменитые кадры погонь и перестрелок на фоне всё того же обезличенного города (на этот раз Сиднея) из двух матричных продолжений, Нолан, мягко скажем, «позаимствовал» концептуальную идею именно у Кроненберга, сделав её более механистичной и стерильной, заточенной под больший экшн, и обильно сдобрил получившуюся историю всеми атрибутами боевика, что были так характерны для трилогии Вачовски. Влияние «Экзистенции» на «Начало» не визуальное, а всё больше идейное. И это влияние трудно переоценить.

Дэвид Кроненберг последовательный режиссёр: почти всегда один его фильм логично вытекает из другого, а новый, в свою очередь, рождает следующий. Своеобразная мутация стиля. Эта мутация к девяностым годам привала его к фильмам, в которых тщательнейшим образом рассматривалась бездонная и всегда волнующая зрителя проблема сексуальности человека. С сексом были связаны и ранние фильмы Кроненберга вроде «Видеодрома», но именно к девяностым годам он обратил своё пристальное внимание на неодушевлённый предмет или действие, никак не связанные с сексом, но провоцирующие эротические фантазии и, собственно, самого человека на чувственный акт. Фетиш. Главному герою в «Автокатастрофе» наскучил просто секс со своей женой, ему и ей хотелось нечто большего, того, что могло бы привнести разнообразие в супружескую жизнь. Попробовав измены на стороне, пара начинает искать новые формы для выхода своих фантазий и желаний. Отдушиной для обоих, своеобразной сексуальной манией становятся автокатастрофы и секс с жертвами оных. Искорёженные поверхности автомобилей, уподобленные чувственным женским формам, и раздробленные человеческие тела становятся эротическим объектом, импульсом, живительной силой, помогающей достичь так необходимого героям картины сексуального удовлетворения. Шрам на женской ноге, похожий на женский половой орган, используется не по назначению. Та же самая идея пронизывает всю фабулу «Экзистенции», в которой герои предпочитают заниматься не реальным, а виртуальным сексом. Сексуальное напряжение в реальной жизни оказывается недостаточно сильным, не совсем реальным, но в игре, на новых её уровнях, где на каждом шагу тебя поджидает неизведанное, что-то новое, а порой и вовсе пугающее, Аллегра и Тед могут вступить в половой акт - просто потому что так положено их персонажам.

В «Автокатастрофе» сексуальная энергия высвобождалась посредством автомобильных аварий, в «Экзистенции» - с помощью виртуальной игры. Притом главные герои лишь раз занимаются непосредственно самим сексом. Виртуальным сексом, естественно. Они всё больше блуждают по игре, получая зримое психоэмоциональное удовлетворение от самого процесса игры, их возбуждает опасность, таящаяся повсюду. И тут миссия и цели игры вдруг отходят на второй план, уступая место желанию приключений и эмоционального вольтажа. «Ты должен играть, чтобы понять почему ты играешь.» - Идиотская миссия для игры, не правда ли? Меж тем игра продолжается, и герои начинают путаться в её уровнях, сомневаться в реальности исходной точки, откуда начиналась «Экзистенция». Сюжет игры становится всё более бессмысленным и бесструктурным. Сексуальный объект снова фетишируется, материализуясь и фиксируясь на игровых предметах — подах, внешне похожих на человеческих зародышей, био-портах, в которые вставляют органические чипы. Фетиш здесь в том, что био-порты - разъёмы - находятся в области поясницы и внешне напоминают тот самый, находящийся чуть ниже поясницы, орган, без которого не может обойтись ни один человек на Земле. Для подключения к игре нужно вставить в свой разъём в спине органический провод фаллической формы, предварительно смазав разъём специальным гелем. Ничего не напоминает? Это ли не режиссёрская дерзость! Эти разъёмы, понятное дело, есть не только у женщин, но и мужчин, в чём можно усмотреть гомосексуальный подтекст — не зря же герой Джуда Лоу так долго не решался на установку био-порта.

Но сопротивление оказалось недолгим — мужское оказалось задавлено фэнтезийной симуляцией, секс инфантильно превратился лишь в стимуляцию человеческого разъёма полу-органическими девайсами, поиск опасности стал главным возбуждающим стимулом и мотивом, а игра стала единственным смыслом существования для «экзистенциалистов». До такой степени, что героям даже трудно выйти из неё, а ещё сложнее отличить где реальность, а где игра. Тед и Аллегра путешествуют по виртуальному миру, испытывая те же чувства и эмоции, что и в реальной жизни, но многократно усиленные элементом неизвестности механизмов существования «Экзистенции». Реальность в фильмах Кроненберга периодически пытается распасться — и eXistenZ не фильм-исключение. Персонажи игры то и дело зависают, целые сцены, действия и диалоги могут систематически повторяться; в китайском ресторане подаётся лягушка-мутант, из костей которой легко собирается органический пистолет; а убийство никогда не было настолько простым и органичным предприятием. Ведь так положено персонажам? Игра наставляет? Сюжет закольцовывается, подсказывая, что всё происходящее на экране - бесконечный многоуровневый и многоходовый игровой кошмар с множеством альтернативных концовок. Субстанция реальности в фильме становится менее реальной, чем виртуальность, а та, в свою очередь, становится нарочито гротескной и тёмной, чтобы стать максимально реальной, такой, какой её хотят видеть игроки, — неприкрыто опасной. Жану Бодрийяру, несомненно, это понравилось бы. Кроненберговская деконструкция секса увенчалась оглушительным успехом. Реальность обернулась кошмаром. Игра может продолжиться.

8 из 10

28 апреля 2013 | 18:54
  • тип рецензии:

Описание фильма сильно меня заинтриговало и я нашел пару часов, чтобы уделить внимание этой картине. Вспоминая описание и жанр (триллер, фантастика), и смотря первую сцену, я задумался: а не пародия ли это?

Количество идиотизма просто зашкаливает. Совершенно глупые диалоги, которые сопровождаются немыслимо тревожной музыкой, что, видимо, должно создавать напряжение и страх. У меня вызывало лишь смех. Игра главной героини создает такое впечатление, что эта девушка либо слишком неустойчива на ногах, любопытна и наивна, либо просто ходит постоянно под кайфов. Признаться, я искал и ждал ту сцену, когда она вмажется, чтобы хоть как-то аргументировать ее положение, но тщетно.

Сюжетные повороты, объекты и персонажи - система абсурда, нелогичности и насмешки над жанром триллер. Ничего страшного и давящего на психику в этом фильме не было. Из ниожиданного только глубина несерьезности, который так усердно копали создатели.

Отдельное слово хочется сказать про предметы и животных, наполняющих фильм. Дабы не делать спойлер, расскажу коротко. Люди погружаются в виртуальный мир через некую пуповину в спине, которая подсоедина в лепешку органического происхождения, кнопками которой являются то ли соски, то ли еще что-то. Эта связь с сексуальностью проявляется не только в этом. Например, сам вход представляет собой отвертвие, очень похожее не женские органы. Кроме того, чтобы 'вставить' пуповину, перед этим нужно промочить это дело слюной или специальной жидкостью. Иногда герои делает отчаянные попытки залезть туда языком, что, опять же, подчеркивает сексуальный характер.

Что касается животных, то мир, созданный режиссером, наполнен только амфибиями. Здесь нет других животных, кроме уродов-бедняг, которые так или иначе идут на создания чипов для игры.

Сама атмосфера фильма - бесконечна суета на пустом месте. Все персонажи имеют какой-то подтекст и тайну, которая мало чем может быть мотивирована. Создатели пытаются решить проблему через диалоги, но мне, как зрителю, хочется только закрыть лицо руками и грустно посмеяться.

Меня очень расмешил тот факт, что актриса отказалась от съемок фильма 'С широко закрытыми глазами' Стенли Кубрика.

За актерский состав и комедию ставлю

4 из 10

16 ноября 2014 | 00:10
  • тип рецензии:

Человеку свойственно бояться чего-то нового и неизведанного. Этим и обусловлено желание поддать объяснению весь окружающий мир через определенный свод законов физики и математики. Главным источником страха для наших предков являлись природные явления, но с техническим прогрессом стали появляться новые, чаще всего абсурдные, теории о влиянии этих самых новшеств как на организм, так и на психику человека. За теориями последовали различные домыслы, получившие благодаря возведению в абсолют, свое отражение в киноиндустрии. Результатом одной из таких теорий о развитии от телевизионного сигнала опухоли мозга, стал выпуск в 1982 году канадским кинорежиссером Дэвидом Кроненбергом 'Видеодрома' - одной из стилеобразующих лент десятилетия. Последующий успех киноленты 'Муха' окончательно закрепил за ним звание мастера ужасов в жанре 'боди-хоррор'.

По прошествии пятнадцати лет на смену тематики вреда телевидения пришла игровая индустрия, в частности, влияние виртуальной реальности на психику человека и способность индивидуума различать что реально, а что - нет. В Голливуде решили подойти к данному вопросу с несколько иной точки зрения. Концепция влияния игр на мозговую активность сменила подход и предстала перед зрителями в виде того, что весь окружающий мир и есть виртуальной реальностью. И на рубеже веков данная тематика получила настолько широкое развитие, что сразу три киноленты, объединенные схожей тематикой появились в течении нескольких месяцев: 'Экзистенция', 'Тринадцатый этаж' и 'Матрица'. Как известно, последняя стала наиболее успешной как в коммерческом, так и оскароносном плане, заслужив сразу 3 золотых статуэтки и безумную любовь со стороны зрителей. Причина, по которой кинолента Кроненберга 'Экзистенция' не снискала лавров 'Матрицы', ясна - не каждый сможет, да и, вероятно, захочет наблюдать за обилием телесных и мутационных превращений, сопровождающих практически каждый его фильм.

Но это, отнюдь, не является недостатком. Более того, именно это является характерной отличительной особенностью 'Экзистенции' среди своих вышеперечисленных 'одногодок'. Кроненберг, в свойственной ему манере, демонстрирует технологический процесс не через кремниевые чипы, вживленные в мозг или тело, но посредством повсеместного использования генной инженерии и модификаций, что позволяет лицезреть хоть и сюрреалистичное, но оттого, не менее захватывающее зрелище. По сути, кинолента является первым настоящим примером жанра биопанк на большом экране. В центре всех событий - виртуальная реальность Экзистенция, вокруг которой и происходят приключения программистки Аллегры Геллы (Дженнифер Джейсон Ли) с её охранником Тедом Пикулом (Джуд Лоу). С развитием событий та тонкая, едва осязаемая грань перехода между реальным и виртуальным миром расплывается, посредством чего Кроненберг, вот уже в который раз, заставляет зрителя единолично принять решение, что реально, а что - нет.

А вот персонажи получились какими-то невзрачными, блеклыми и, в отличии от самого мира, едва способны запечатлеться в памяти. Но это не столь страшно, ибо и нареканий вызвать они также не могут. А вот чего действительно не хватает 'Экзистенции', так это масштабности. При таком построении теории заговора и иллюзорности виртуального мира вкупе с вышеописанными 'органическими' сценами, это звучит подобно приговору для широких масс зрителей. Но при таком относительно небольшом бюджете ожидать иного развития не представляется возможным.

Возможно 'Экзистенция' и не вошла в анналы истории киноиндустрии, как основополагающий тренд общего мышления и теорий о нереальности окружающего мира, как это случилось с 'Матрицей'. Но общая маргинальность и отсутствие страха быть не понятой наверняка позволит найти своих почитателей, хотя бы среди ценителей необычного взгляда на развитие новых технологий.

22 февраля 2012 | 01:05
  • тип рецензии:

Насколько мне не изменяет память, это первый фильм режиссера Дэвида Кроненберга, который я посмотрел. Из разных источников я узнал, что у него все картины запутанные и достаточно сложные для восприятия. Эти обстоятельства еще больше подогрели мой интерес к данному кино. Сейчас постараюсь изложить все свои удивительные и неописуемые впечатления от того, что я увидел.

Итак, «Экзистенция» захватила меня своим своеобразным началом с самых первых кадров. Зрителю показывают презентацию виртуальной игры, где на ее создательницу Аллегру совершается покушение. Угроза опасности расширяется, и девушка вынуждена бежать в сопровождении неопытного охранника, роль которого исполняет Джуд Лоу. Собственно говоря, дальше сюжет будет развиваться очень оригинально и необычно. Мне приходилось видеть фильмы на схожую тематику, где люди могут находиться в разных измерениях (вспоминается недавно созданный «Трон: наследие», где основное внимание уделяется визуальным эффектам и экшену), но ничего подобного этому кинопродукту раньше не приходилось видеть.

Первое, на что хочется обратить внимание, так это то, каким образом функционирует игра и как ею пользоваться. Когда первый раз показали эти игровые джойстики, выглядящие как что-то мягкое и одушевленное, а также их провода, напоминающие детскую пуповину, интерес ко всей этой необыкновенной конструкции усилился вдвойне. Ну а когда по ходу развития событий нам разъясняют, что к чему, то по-настоящему удивляешься фантазии режиссера и других создателей этой сюрреалистической картины! Только представьте себе, что в будущем человек сможет выходить в виртуальную реальность, подключая к своему телу игровой чип непонятного происхождения, и, таким образом, сам будет являться источником питания и энергии этого прибора! Никаких компьютеров, никакой электроники при этом не используется! Все это звучит невероятно, но при этом разработано, я бы сказал, вполне естественным путем с использованием природных ресурсов. Особенно поражает то, как и из чего создаются эти игровые устройства.

Таким образом, задумка у фильма весьма нестандартная, необычная и жутко интересная. Все дальнейшие события, которые будут происходить в фильме после побега героев с презентации, невероятным образом переплетены и запутаны между собой. В голове постоянно возникают все больше и больше вопросов: «Что это за место? Кто эти люди? Что они тут делают? Что это за фантастические гибриды животных?» При всем при этом картина не воспринималась мною слишком сложно и непонятно, а постоянно заинтриговывала, вызывала какие-то восхитительные и необъяснимые чувства. До самого конца непонятно, в реальном мире сейчас находятся герои, или все еще блуждают в собственном подсознании, и этим фильм в буквальном смысле завораживает, пленяет своим загадочным воздействием. И что самое главное, в финале весь клубок тайн неожиданным образом распутается, и смысл всего того, что происходило до этого момента, будет понятен! Вообще, меня очень порадовало то, что концовка получилась вполне завершенной и логически объясненной, так сказать. Если бы окончание всей этой истории получилось другим, более открытым и недосказанным, то фильм, наверное, меня бы уже не так сильно зацепил!

Актерская игра безупречна и выразительна! Абсолютно все персонажи, как главные, так и второстепенные, запоминаются, выделяются чем-то особенным и показывают значимость своих ролей для полноценного восприятия всех творящихся на экране событий. Особо хочется отметить главных героев, которые также получились весьма яркими и интересными. Уверенная в себе Аллегра, потратившая много времени на создание игры, которой она дорожит всем своим сердцем. Можно сказать, что девушка вместе с игрой стала, в каком-то смысле, одним единым целым, поскольку без нее она уже не может существовать ни дня, не представляя нормальной жизни без периодического виртуального наслаждения. Ну и Тэд, стажер-охранник, ни разу не играющий в игру до встречи с Аллегрой, который не особо одобряет внедрение инородного тела в свой организм, а также панически боится различных уколов, протыканий, а также возможного заражения. На предложение погрузиться в виртуальное пространство он смотрит с осторожностью и неуверенностью. Вся эта неестественность искусственно созданной жизни, ее абсурдные и непонятные правила поначалу пугают его, и он пытается с этим сопротивляться. Но с течением времени осторожный и тихий паренек приобретает посредством воздействия игры уже совершенно иной, более решительный и напористый образ. В итоге, персонажи Дженнифер Джейсон Ли и Джуда Лоу получились непохожими друг на друга, каждый со своими индивидуальными взглядами и предрассудками, но при этом превосходно дополняющими друг друга. Лично я с большим интересом и вниманием наблюдал за всеми их поступками и принятыми решениями, периодически задаваясь вопросом о том, находятся персонажи в реальном мире, или все еще существуют в игровом пространстве.

Вообще, после просмотра мною завладели мысли о том, а существовал ли настоящий мир из всего того, что было продемонстрировано на экране, или же это все одна сплошная фантазия, виртуальная Вселенная, поглотившая разум человека?! Идея, которую я увидел в фильме, раскрывает довольно актуальную проблему о влиянии различных электронных средств на человеческое сознание, мировосприятие и чувства, без использования которых, по сути, невозможно жить в современных цивилизованных условиях! Особенно показательна в этом плане концовка, ярко демонстрирующая, к чему может привести ситуация, когда человек настолько глубоко погружается в игровой мир, что уже не может воспринимать окружающую его действительность адекватно, не в состоянии отличить, где заканчивается виртуальное пространство, а где начинается реальная жизнь! Таким образом, в его сознании стираются грани между нормальной жизнью и искусственно созданной, и он становится зависимым от собственного иллюзорного пространства.

Итог. «Экзистенция», определенно, кино не развлекательного жанра. Весьма своеобразный, запутанный и сюрреалистический триллер, завораживающий меня какой-то непонятной таинственной атмосферой, которой он весь пропитан. Я думаю, такое кино для определенно круга лиц, любящих фильмы, наполненные множеством непонятных загадок, неожиданных поворотов сюжета и различных невообразимых фантазий. Лично меня очень даже зацепило! Еще раз хочу повторить о том, что концовка очень эффектная и поучительная, за что отдельное спасибо! В заключение хотелось бы процитировать хорошую и настораживающую фразу из фильма: «Меня беспокоит эта игра! В ней была ярко выраженная антиигровая тема…»

9 из 10

22 августа 2011 | 19:39
  • тип рецензии:

Представляя свою новую игру “Экзистенция” - путешествие в виртуальную реальность, программистка Аллегра Геллар подвергается нападению чокнутого убийцы со странным оружием. Спастись ей помогает новичок охранник Тэд Пайкл. За Аллегрой и за ее игрой охотятся, но она убеждает Тэда сыграть в “Экзистенцию” для проверки ее работоспособности. В самой “Экзистенции” тоже не все гладко и теперь нужно исправлять неполадки игры, одновременно спасая свою жизнь...

“Экзистенция” - далеко не единственный фильм, затрагивающий вопрос восприятия реальности, поэтому сравнения с подобными ему не избежать. Частенько его сравнивают с “Матрицей”, но различие между ними весьма существенное и дело не в том, какой фильм лучше, какой хуже. Разница в точке зрения на предмет. Если в “Матрице” (в первой, поскольку во 2-й и 3-й тема меняется) нам показывают мир сна и некую объективную реальность, откуда осуществляется подключение к иллюзорной, то в “Экзистенции” ситуация поинтересней.

С самого начала Дэвид Кроненберг ловко погружает нас в иллюзию того, что ты осознаешь и можешь четко отследить маршрут перемещения главных героев между реальным миром и игровой вселенной. По ходу действия иногда ловишь себя на мысли, что ты находишься либо в каком-то компьютерном квесте, либо в наркоманских параноидальных глюках. Стилистически фильм напоминает смесь предыдущих работ режиссера “Обед нагишом” и “Видеодром”. Да, сюжет развивается тяжеловато. Да, порой думаешь, ну когда же начнется что-то поактивней. Да, некоторых подташнивает при виде джойстиков-мутантов. Но когда ты добираешься до финала через весь этот бред, челюсть отвисает от сюжетного финта ушами.

Некоторые сцены фильма можно осмыслить только со второго просмотра, когда ты уже не следишь за сюжетом, а изучаешь детали, которые не были понятны с первого раза. Взять хоть эпизод на заправке, когда Аллегра разгуливает на улице и, вроде бы, ничего особенного не делает: швыряет камешки, ощупывает стены и бензоколонки... Когда ты уже знаешь главную фишку фильма, все эти, на первый взгляд, незначительные мелочи приобретают другой оттенок и смысл.

Ну и самое главное. “Экзистенция” не дает ответа на вопрос, где кончается иллюзия и начинается реальность. Как говорится, думайте сами, решайте сами. Но даже определившись, сомнения будут оставаться, потому что...

9 из 10

03 сентября 2016 | 12:23
  • тип рецензии:

Потрясающий фильм. Бесподобная актёрская игра - Дейсон Ли и Лоу смогли полностью показать личности своих персонажей, тонко и вместе с тем откровенно, без прикрас. Оба героя несовершенны, обе не лишены тёмной стороны, и в 'Экзистенции ' это проявляется как нельзя лучше.

Зажатый и осторожный Тэд превращается в хладнокровного убийцу без всяких сексуальных комплексов, а ко всему привычная Аллегра смотрит глазами полными ужаса и отвращения на то, как он, ловко управляясь с 'особым блюдом ', собирает нечто...

Нет, нет, нельзя ни в коем случае сравнивать запутанную (по настоящему запутанную) и, в конце концов, ДРУГУЮ 'Экзистенцию ' со стандартными голливудскими боевичками, имеющими лишь стандартный набор перестрелок-спецэффектов-поцелуев и предсказуемый финал!

10 из 10

30 апреля 2008 | 15:44
  • тип рецензии:

Я ждала конца сего сомнительного творения, недоверчиво приподняв бровь. Я понимала, что удачная концовка уже не поможет делу, но она могла бы стать хотя бы частичным оправданием этому безвкусному лицедейству. Концовка могла бы стать 'голом престижа' для создателей фильма, прежде всего, для г-на Кроненберга.

Не вышло.

Вообще ничего не вышло.

Есть определённые узлы, которые скрепляют хорошее кино воедино, делают его законченным произведением. Одним из таких аспектов является, безусловно, сюжет. Его-то как раз здесь и нет. Существует некая размытая фабула с неудавшимся приёмом 'обмана' зрителя. Кстати, сам этот приём используется в огромном числе фильмов, режиссёры любят дурачить зрителя, да и сам зритель получает колоссальное удовольствие от этого осознания в финале: 'Чёрт возьми, а я-то и не понял! Ах, вот оно как на самом деле!'. В некоторых картинах такие обманы неоднократны, что в геометрической прогрессии увеличивает восторг зрителя. Но только если приём удачен. Это как классический финал детектива: убийца - садовник, и вся ткань сюжета стягивается в единое цельное повествование. Мы понимаем, что все странности и случайности оказываются оправданными, что отгадка превращает их в значимые моменты.

В 'Экзистенции' Кроненберг пытается обмануть зрителя. Но у него не выходит. И пусть не 'Экзистенция', а 'Трансценденция'. Пусть то, что казалось реальностью, оказалось игрой. Удовлетворение не наступает. И даже открытый финал, а-ля, а мы всё ещё играем?, тоже не впечатляет. Почему? Потому что никакого великого секрета нам не открывают. И моё мнение, как зрителя: мне было совершенно всё равно, где игра, а где реальность. Потому что и то, и другое в равной степени нелепо.

Второй аспект - актёрская игра, диалоги и т.д. Не знаю, быть может, такова была установка режиссёра, но 'пластилиновость' драматургии и исполнения убивает напрочь. Со мной можно поспорить: таким образом автор добивался эффекта 'игры' в 'игре', это передача некоторой кукольности компьютерных персонажей. Да, я соглашусь. Но оправдывает ли такая цель средства? Весь фильм я любовалась прекрасным, но безжизненным и немножко 'дурачковатым' Джудом Лоу и совершенно отталкивающей, плохо, плохо и ещё раз плохо играющей (как бишь её?) Дженнифер Джейсон Ли. Режиссёр мог бы взять совершенно любую актрису на эту роль, ну, хоть чуть посимпатичнее. Возможно, милая мордаха, пусть совершенно лишённая актёрского дарования, хоть как-то скрасила бы сию бессмысленную беспощадность. А что касается Джуда, то с таким же успехом его роль могла бы сыграть его восковая копия из музея мадам Тюссо.

Третий момент - красота кадра. Некоторые картины только этим и спасаются. Скажем, Тима Бёртона стоит любить хотя бы за то, что каждый кадр любого его фильма можно ставить в рамку и вешать на стену. Есть, есть такое кино. Но и тут у Кроненберга всё не слава богу. Эстетическое восприятие - очень индивидуальный момент, поэтому скажу исключительно за себя: полфильма я откровенно морщилась. Не понимаю, для чего были нужны эти биологически-натуралистические моменты с лягушками, живыми чипами, обгладыванием костей мутировавшей ящерицы и проч. Я не кисейная барышня, меня не пугают подобные картины, НО только тогда, когда они оправданы. А здесь... зачем? зачем это всё? Отталкивает, даже раздражает.

Мне скажут: милочка, Кроненберга нужно знать, нужно понимать и много смотреть, чтобы мочь судить. Это же его авторская манера! Сознаюсь, я крайне мало смотрела картин этого режиссёра. 'Видеодром' И уже достаточно давно. И я не считаю, что какой-то условностью вроде 'авторской манеры' можно оправдать вопиющую и наглядную бессмысленность и безвкусицу этого фильма. Более того, думаю, тратить своё время на другие картины Кроненберга я не сочту нужным.

Больше дать не могу, нутро противится:

3 из 10

13 июля 2011 | 09:57
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: