Жизнь - это визуальные картинки, звуки, картинки воображения, музыка, ощущения, вкус, боль, радость.
Кино - это виртуальная жизнь. К сожалению пока что технологии кино находятся на зачаточном уровне, младенческом. Они не дают ощущать запахи, вкус, прикасаться к героям и вещам, совершать деяния, менять сценарии, например, убивая или добавляя персонажи в кино. Но в будущем, нейросети, новые чипы, вживляемые в мозг и всё прочее позволят сделать кино полностью реалистичной реальностью, возможно, даже лучше самой жизни, потому что в кино мы сможем стать настоящими богами. И это подарит что-то сверхновое не только для новых киношек, но и для старых, которые мы сможем менять своим воображением, превращать чёрно-белое кино в цветное, заменять персонажи, настраивать как в компьютерных играх все их детали от одежды и внешнего вида тела до голоса, характера, выбора любви или ненависти.
Главное в подобных фильмах, когда ты главный герой, вовремя проснуться и отделить реальность твою от реальной реальности. Возможно, мы все уже давно в выдуманной реальности, своей или чужой. Сон, кстати, в этом смысле отличная реальность, в которой мы забываем о реальном мире и на некоторое время становимся частью иного мира, в который свято верим.
Мы все в блаженно-горячем сне. А может, сон и есть реальность, а бодрствование дневное - на самом деле это сон. Мы спим часто наяву.
Прямо сейчас я подключён к системе, я в спячке наяву... смотрю кино этой жизни, участвуют в нём... в нём Оранжевая транслирует мне киношку.
Этот фильм я смотрел еще в ранней юности и сейчас пересмотрел его в свои 37 лет. Конечно сейчас ощущения уже другие и с тех пор я видел много подобных сюжетов, однако фильм и сейчас смотрится с большим интересом.
Теперь обо всем по порядку:
1. Музыка - скажу кратко не запомнил ни одной композиции, но все, что звучало в фильме очень хорошо создавало атмосферу.
2. Актеры. Читал некоторые отзывы в которых людям не нравился кастинг актеров, по мне актеры просто замечательные, очень харизматичные и именно в такой сеттинг они прекрасно вписываются.
3. Картинка. - Очень понравилась стилистика фильма, немного мрачноватая, немного нуарная, но в каждой сцене видно, как режиссеры, операторы выставляли кадр, что бы все действительно классно смотрелось и создавало ощущение погружения в эту игру.
4. Сюжет. - Конечно сюжет имеет свои огрехи и съемку характерную для своего времени, но он действительно завораживает и погружает в удивительный необычный мир. И не надо воспринимать все слишком серьезно, когда персонажи находятся в игре и взаимодействуют с npc-ботами этой игры это и будет выглядеть соответственно.
5. Идея. - Идея виртуальной реальности не нова и все авторы показывают ее по разному, но главное, что мне понравилось, что действительно уникально в этом фильме это постановка вопроса, а находимся ли мы в реальности сейчас?! Очень классно показаны страхи главного героя, как он адаптируется и приспосабливается к новой виртуальной реальности, а в некоторые моменты просто не может понять где он находится. В нашем мире людей все точно так же, ваш персонаж действует автоматически, сам ест, сам пьет, ходит в туалет и на работу, а вы описываете это все и считаете истинным собой, но это большая ошибка. Главное, что вы можете проснуться от этой игры и сделать это в настоящее время не сложно, об этом уже духовные учения адвайта, дзогчен, чань дзэн, мастера прошлого и современные просветленные.
Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет.
Симулякр есть истина.
(с) Жан Бодрияр.
Конец 20-го века – эпоха развития компьютерных технологий и интернета, как объекта новой реальности и пространства коммуникации. На этом фоне не могли не появится произведения, которые дают свой взгляд и свою интерпретацию возникающих на этом фоне идей. Проблема реальности и критического отношения к ней, формирование экзистенциального сомнения является ключевой в фильме Кроненберга «Экзистенция».
1999 год (по мнению многих лучший год в истории кино) богат фильмами об искусственной реальности и о способности человека осознать ее. Прежде всего, это конечно же культовая «Матрица» дуэта Вачовски. Философская драма, постепенно скатывающаяся в боевик, вдохновлена богатым культурным наследием, а основу составляли размышления Декарта о реальности. Он одним из первых предложил критический подход к осознанию реальности и поставил под сомнение все, что воспринимает человек: идея о неразличимости воображения и реальности им рассматривается в труде «Размышления о первой философии».
По кроличьей норе виртуальной реальности пробегается также и менее удачный «Тринадцатый этаж» этого же года, отсылающий к «Бегущему по лезвию». В этом фильме зрителей переносят в выдуманный (созданный воображением создателя) Лос-Анжелес 1930 года в соответствующей нуарной стилистике. Философскую основу этой картины составляет трактат Жана Бодрияра «Симулякр и симуляции». На фоне Матрицы (и многих других культовых фильмов того года) провалившийся в прокате фильм хоррор-мейкера остается в тени.
Начало фильма - конечно же титры. Начальные титры у Кроненберга – это всегда вспомогательный образ, настраивающий на необходимый эмоционально-смысловой градус. Довольно мрачная музыка Говарда Шора накладывается на замысловатые земные текстуры с едва различимыми рисунками ни то животных, ни то людей. Все это сделано в двойной экспозиции и напоминает тест Роршаха, в котором нам необходимо самим решить, что же мы видим: реальность ли все это?
“eXistenZ” – название органической (ну а как по-другому у Кроненберга?) видеоигры, с презентации которой и начинается фильм. Протестировать и продемонстрировать возможности игры предоставляют разработчику Аллегре Геллер. По ее словам, основным мотивом для разработки игр виртуальной реальности является расширение возможностей человека.
Процесс игры выглядит достаточно нетривиально – игра загружается прямо в человека через специальное отверстие в спине человека и регулируется разработанным для этого органическим устройством (подом).
Презентация игры прерывается, когда некий фанатик пытается убить создательницу игры Аллегру. Фанатик – приверженец идей секты, выступающей за Победу Реальности, и радикальными средствами борющуюся против очередной Матрицы. (Тут же мы видим наверное самый запоминающийся образ – пистолет, созданный полностью из организма человека и зубами, вместо пуль.)
Но благодаря действиям публициста Теда Пайкула (которого исполнил скромняга Джуд Лоу) Аллегре удается спастись от преследований секты. Как оказалось, публицист хоть и занимался исследованием видеоигр, сам ни разу не играл в них из-за боязни сделать себе на спине дырку и войти в контакт с органическим подом. Таким образом, у зрителя появляется ориентир и проводник в этом фантастическом мире: дальнейший путь предсказуем – мы вместе с Тедом Пайкулом погружаемся в виртуальную реальность игры «eXistenZ».
В картине прослеживаются все основные черты, характерные кроненберговским боди-хоррорам. Откровенные изображения человеческой и в целом органической живой плоти: всевозможные увечья, раны и травмы практические смакуются камерой; характерные сексуальные референсы можно увидеть и в специфическом смазывании отверстия на спине человека перед погружением в виртуальную реальность; вечно нагнетающая атмосферная музыка – особый дискомфортный элемент всех картин. Запоминающаяся форма самих органических подов также отсылает к раннему «Видеодрому».
Погружаясь во всевозможные (достаточно глупые) сценарные перипетии игры, герои испытывают разных себя. Они демонстрируют черты, не характерные в реальной жизни. У Теда появляется уверенность в себе, у Аллегры легкая распущенность и воинственность – но эти изменения не представлены как самоцель. Недолго путешествуя, наши герои начинают испытывать влечение друг к другу, что тоже не ново для режиссера, создающего любовные дуэты из хорроровской плоти и ужаса.
Но как мы постепенно понимаем – возвращаясь в реальную жизнь и обратно, герои уже не осознают, что есть реальность. Они словно погружаются в глубинный сон во сне (привет Нолану и «Началу»), в котором нет критериев для определения реальности. И как мы в итоге понимаем, с самого начала герои уже находились в игре и были персонажами в ней, что тоже достаточно смелый сюжетный ход. Но тут же и обозначается главная дилемма фильма: в виртуальной реальности люди позволяли себе поведение и поступки, не характерные для их обычной жизни. Это касается конечно же и убийств. Проснувшись в реальности (или нет), перенесли ли они эту способность присушивать в себе человеческую мораль? Таким образом вопрос – надо ли оставаться человеком в виртуальной реальности?
Не самое яркое и убедительное высказывание Кроненберга в «Экзистенции» тем не менее удачно вписалось в плеяду фильмов об экзистенциальной тревожности перед будущим веком и миром, в котором виртуальный мир уже не отличается от реального.
Общее впечатление: Давненько я не смотрела фильм с таким упоением! И сложно рекомендовать данное творение, ибо боди-хоррор является жанром на любителя. Но все же, те кто знаком с фильмами Кроненберга, должны знать какой вкус у режиссера.
У Дэвида Кроненберга я смотрела 6 картин, пока что так и лидирует «Муха», но 2-е место по праву принадлежит «Экзистенции». Я считаю что картина гениальна, так круто изобразить сюжет виртуальной и реальной жизни, нужен великолепный сценарий, прописанный до мелочей. Что в принципе у Кроненберга получилось сделать. Визуально лента вызывает неприязнь, но и интерес не покидает до самого конца. Ведь в сюжете игра в игре, и становится так любопытно, что не оторваться! В купе с музыкальным сопровождением фильм заставляет сжиматься и чувствовать тревогу.
Только представьте, у вас есть возможность сыграть в игру, да так, что вы не можете отличить реальность от виртуальности. Интересно? Факт! А страшно? Еще как! Вот и герои ленты оказались в игре, робкий стажер Тед Пайкл (Джуд Лоу) и наглая программист Аллегра Гелла (Дженнифер Джейсон Ли), им предстоит через многое пройти, прежде чем защитить свою жизнь.
К слову, я не люблю Джуда, однако, здесь он весьма хорош, его персонаж меняется за хронометраж ленты, подкидывая именно роль персонажа игры. Вы сами это увидите, если будете смотреть.
«Экзистенция» — необычный футуристический триллер, он придется не всем по вкусу, однако если распробуете, определенно зайдет и даст пищу для ума.
С самого начала фильм представляется с картины, в которой бета тестеры сидя в церкви готовятся к первому тесту игры, представляющей из себя виртуальную реальность.
Однако, с самого начала фильма можно заметить, что в этом мире даже геймпады не сделаны просто из пластмассы и электросхем, ведь им даже не нужны батарейки, поскольку все девайсы, встречающиеся в фильме, являются по сути живыми существами!
Судя по всему, не с проста все начинается в церкви, где в итоге на главного программиста игры осуществляют покушение. Кто и почему хочет убить ту, кто разработал игры, изменившие жизни людей - неясно с самого начала, подтолкнуть к раздумию над этим могут только события из концовки фильма.
Чем глубже в виртуальность уходишь, туда, в мир, где все дозволено, все не настоящее, тем больше раскрываются истинные черты характера, которые мы вынуждены скрывать в реальном мире. Чем глубже в тот мир, тем дальше от этого, может ли опыт, полученный в игре, повлиять на настоящее?
Картина снята интересно, сюжет неоднозначен и временами непонятен, присутствуют и местами жуткие сцены, однако воспринимаются они иначе, ведь происходит все в игре, а не в настоящем мире.
Фильм провалился в прокате во время миллениума 2000 года, судя по всему, название послужило тому причиной, или же люди просто прятались в бункерах и запасались консервами в ожидании конца света. Возможно, судьба фильма была бы иначе, выйди он в 2019 году, по крайней мере, многие люди бы посмотрели на рекламу этого фильма в начале Мстителей или Джокера, чтобы понять, что из себя представляет этот фильм.
Фильм смог впечатлить, не до восторга конечно же, но понравился тем, что необычный, не такой, как все в подобном жанре. Сюжет ведёт зрителя, как и главных героев (Дженнифер Джейсон Ли и Джуд Лоу) по виртуальной реальности нестандартной игры, под названием Экзистенция. Мне в принципе, виртуальный мир этой игры, смог показаться вполне интересным. Биопорты со спины игроков, куда вставляется пуповинный привод нестандартного джойстика - все элементы, вышли забавными. Поведение игроков, тоже начинает меняться, когда все участники заходят в игру. Многие, грезят желанием расправиться с Аллегрой Геллер - создательница своей же Экзистенции. А у кого-то, проявляется эффект зависания, и только напрямую обратившись к персонажу, удастся разблокировать его и он подскажет, что делать дальше. Но, основное внимание, приковывают сама Аллегра и Тед Пайкул. Эта игра затягивает обоих, по самое не хочу, что к финалу, игрушка даёт явный эффект, в самый неожиданный момент при всех участниках.
'Экзистенция' - своеобразный фантастический триллер 1999 года от Дэвида Кроненберга. Актёрские работы достойные. Все удачно справляются со своими задачами и расположены по своим местам. За участниками интересно наблюдать, ибо такой контраст, как 'Иллюзия-Реальность' - может продолжаться очень долго.
Экзистенция - одна из самых необычных лент Кроненберга со времён Видеодрома, да и сам фильм необычен сам по себе. По жанру это ужасы и фантастика, но в то же время ужасами здесь пахнет только тем, что сцены джойстиков как чинят (при просмотре можно понять), так что это скорее всего сюрреалистичный фантастический триллер, который на полного любителя. Сюжет очень сам по себе интересен и представляет из себя похождения по виртуальной реальности, но а конец нас оставляет с главным вопросом: какого..? Всё же это авторский фильм и каждый понимает этот фильм по своему.
Мне понравилась актёрская игра. В фильме играют в играх так, будто они реально игровые персонажи, так что со временем актёрская игра меняется, а мы воспринимать будем по другому- это пошло фильму на пользу однозначно!Дженнифер Джейсон Ли тут ещё более молодая, а Джуд Лоу вообще молод и энергичен. Жалко только, что фильм провалился в прокате, хотя когда фильмы Кроненберга собирали большую кассу?
В фильме много интересных и запоминающихся моментов, которые из головы не выйдут очень долго, а всё благодаря тому, что мистер Кроненберг заботится о Своих зрителях и не даст им отпустить его фильм куда-то подальше-своих с большой буквы С почему? Просто его фильмы смотреть дело не из простых: кто-то его не переносит, а кто-то обожает, поэтому вот так.
О фильме можно многое говорить, но я скажу одно: я его до конца не понял, но он мне достаточно понравился и я покайфовал эти полтора часа за просмотром!
Фильм я рекомендую любителям фантастики, арт-хауса, игроман, а так-же тем, кто не брезгун- остальным стоит пройти мимо и не тратить полтора часа.
За 10 лет до Нолановского 'Начала', чей бешеный успех я до сих пор могу понять лишь с параллельным принятием весьма нелицеприятной для среднестатистического зрителя оценки его интеллектуальных качеств (ввиду достаточно примитивного сценария), я посмотрел гораздо более закрученный сюжетно фильм на ту же тематику - многослойность виртуальности - с красивым названием 'Экзистенция'. Кроме того, еще в те малогеймерские дни была затронута еще одна очень актуальная и опасная на сегодняшний момент социальная ситуация - игромания. И, что уж совсем уникально, это один из редких (ибо других не знаю) представителей биопанка, отзвуки которого прозвучали лишь в образах гигеровских 'чужих'.
Перед нами достойный представитель золотой эпохи интеллектуального кинематографа - девяностых годов, когда компьютерная отрасль еще не вошла рутинным конвейером в повседневную жизнь человечества, превратившись в обездушенное ремесло, но была пока сферой искусства, прибежищем интеллектуалов и гиков от информационного мира, который сам был для них 'бездной, звезд полной'.
Советую любителям интеллектуального кино с закрученным сюжетом, а также биопансковского антуража.
Сюжет, по началу, такой запутанный, что вдаваться во все подробности смысла нет. Вы всё равно ничего не поймёте, пока не начнёте смотреть. Но концепция всего фильма жутко интересная. Главные герои становятся участниками онлайн-игры, причём происходит полное погружение в чертоги геймплея. И вот уже набирает обороты смысл прохождения данной игры.
Так, кино не из новинок, но похожую тематику всем доводилось наблюдать в «Начало» Нолана и «Дети шпионов 3». Очень реалистично проработаны все эпизоды, а пошаговая ситуация в игре представляет своего рода «бродилку» и свободу выбора. Прекрасно созданы границы, если главный герой ведёт диалог с каким-нибудь компьютерным персонажем, то важны точные и чёткие ответы. В противном случае игра не будет продолжаться, пока правильно не ответить на вопрос или не предпринять нужного действия.
Забавно выглядит каст игровых лиц. В реальности перед подключением к игре, герои не знают, кем именно они будут играть. Поэтому для продвижения сюжета игры, порой, приходиться выполнять невероятные вещи, которые в реальном мире не сделали бы никогда. Зависимость в сюжете приводит к кульминационному моменту. Признаюсь, этого все ждали с самого начала, когда можно было переходить из одного уровня внутрь другого – где кончается реальность и начинается игра? Опять привет «Началу».
В итоге повествование так затягивает и запутывает зрителя, что с нетерпением ждёшь развязки. НО, финал, который должен был просто разорвать шаблон, вышел слабый и нереалистичный. Всё понятно без каких-либо вопросов. Причём акцент, на который опирается режиссёр, виден невооруженным глазом. Чёрт, разочаровал под конец. Можно же было круче придумать. Возвращаясь к «Началу», приведу пример. Нолан оставил крутящийся волчок, что сразило наповал. А тут как-то примитивно и понятно. Тем не менее кино добротное и интересное.
Очень удивила меня Дженнифер Джейсон Ли, приятно было смотреть на неё. Актриса просто притягивала взгляд. Да, кинцо прошлого века, не спорю, актриса была моложе, но сейчас её персонажи, что в «Машинисте», что в «Омерзительной восьмёрке» только отталкивали женственность, а в «Экзистенции» она была хороша.
«Ты должен играть, чтобы понять, для чего ты играешь»
Все верно. Ты существуешь, чтобы понять, для чего ты существуешь - тонкая аллегория, растворившаяся во всей протяженности картины. «Экзистенция» как демонстрация слоистой реальности, альтернативности вселенной с ее множественностью развития событий, раскрывающаяся тема существования.
В виртуальной реальности твоя воля не ограниченна законами, обществом и его моралью, ты свободен, ты делаешь, что хочешь - именно поэтому игры так и манят тех, кто давно потерял свой жизненный лик.
«Аллегра Геллер, Ты изменила мою жизнь!» - говорит нам персонаж Уиллема Дефо, падая на колени перед нашей создательницей всем известных игр.
Обычному автомеханику и владельцу заправки дали возможность стать богом в дарованной Аллегрой новой, «высшей» реальности.
«Я владелец автозаправки только здесь, в низшей реальности. Ее игра освободила меня» - повествует он нам. Он подсел на новый мир.
На фоне всего этого фанатики убивают друг друга в споре за то, что есть настоящая реальность.
Ну и самое главное - а можем ли мы пройти эту игру?
«Экзистенция», как и более ранний Видеодром, имеет общую атмосферу - тягучий, антиутопичный киберпанк, насыщенный больше сюрреалистичными образами. В нем больше японской школы, чем классического западного киберпанка. Всем преданным адептам 1-й и 2-й войны японского киберпанка смотреть обязательно.