Дед в деревне нашел пистолет, больше в деревне банков нет
В августе 2018-го ветеран кинематографа Роберт Редфорд объявил о том, что он уходит из кино на заслуженную пенсию. «Старик с пистолетом» становится, таким образом, его лебединой песней и, по крайней мере, с точки зрения тона, содержания и контексте, трудно представить лучший способ покончить с миром грёз добровольно. С учетом карьеры самого Редфорда история о неисправимом грабителе банков, который не может бороться с искушением преступной дорожки, выглядит даже иронично и сразу же напрашиваются мысли, что проект делали под актера изначально: настолько сильно лента пропитана духом этого актера - посвящение есть посвящение.
Итак, в основе «Старика с пистолетом» лежит реальная история человека по имени Форрест Таккер. С самого начала, уже буквально с первых сцен, выстраивается легкомысленный тон фильма-ограбления. Тот самый мощный старик, ну, грабит банк за банком, но ведёт себя как настоящий джентльмен, каждый раз ловко выходит из передряги, а если его всё-таки ловят, то в тюрьме он долго не задерживается. У Таккера есть два помощника также пенсионного возраста, которых излишне ретивый полицейских детектив прозвал «Бандой с холма». Избегая сетей полиции и планируя новые грабежи, престарелый бандит с большой дороги также находит время для романа с вдовой – владелицей ранчо.
Прежде всего, учитывая параллели и взаимосвязи, «Старик» представляет собой оду иконе кинематографа Роберту Редфорду. По большей части этот трибьют полагается на подобные драмы в стиле 70-х годов. Однако интересен тот факт, что вместо того, чтобы сделать из «Старика» какое-то напыщенное вознесение / восхваление актера и предоставление ему высокой ноты, чтобы уйти, в целом это похоже больше на «выход на бис», чем на откровенную лебединую песнь. Таккер в меньшей степени основан на реальной персоне, возможно; основой для его характера послужил собирательный образ лирического героя Роберта Редфорда. Этот пожилой человек точно похож на кого-то, кто уже был воплощен Редфордом в течение его плодотворной фильмографии. Немудрено, что «Старик с пистолетом» в откровенную цитирует другие проекты из богатой карьеры актера, вплоть до откровенного монтажа «лучших моментов».
В сценарии содержится много грабежей и, хотя почти все они слабо выделяются, всё равно в киноленте присутствует конфликт. Позиция сыщика в исполнении Кейси Аффлека понятна и пока Таккер и его банда совершают преступления, униженный и ущемленный в лучших чувствах детектив начинает расследование. Чем ближе герой Аффлека подбирается к легендарному грабителю, тем больше он начинает ценить свою добычу и понимать соперника.
И Роберт Редфорд, и его любовный интерес в лице Сисси Спейсек являются теми самыми китами, на которых покоится мир «Старика». Вероятно, оба ветерана Голливуда выдают здесь лучшую актерскую игру за последние несколько лет. Фильм невероятно хорош, по крайней мере до своего кульминационного акта, именно в моменты, когда речь идёт о Редфорде и Спейсек. Когда же идёт развитие других героев, то суровое и лаконичное изображение Кейси Аффлеком детектива не очень подходит тону «Старика». В итоге и его сюжетная линия ощущается какой-то незаконченной. Дэнни Гловер и Том Уэйтс также появляются, но даже они ощущаются блеклыми на фоне Редфорда.
Что касается кульминации, то, по своей сути, она происходит где-то минуте на 70-й. После неё остаются ещё минут 20 бессвязного эпилога. В реальной жизни Таккер умер в тюрьме в 2005-м, но поскольку «Старика с пистолетом» заканчивать на такой ноте, ну, было бы неправильно (речь идёт не столько о том, чтобы обидеть чувства центрального актера, сколько о харизме персонажа и окружении, которое он выстраивает), то сценаристы спотыкались раз за разом в поисках альтернативы.
Реализация же «Старика» весьма интересна. Не только действие в кинокартине происходит в другую эпоху. Кажется, что сам фильм был снят в другое время. Киноязык, выбор музыки, монтаж и стилистика – всё это очень сильно отличается о современных проектов.
Режиссер Дэвид Лоури привносит свое авторское видение в эту историю, основанную на реальных событиях, их-за чего «Старик с пистолетом» кажется меньше других байопиков по масштабу, но отнюдь не по значению. Сценаристы сперва добавили особых ненавязчивых экзистенциальных рассуждений, а затем словно замедлили ход событий, чтобы дать экранным персонажам, актерам на их ролях и наблюдающим за ними зрителями паузу на отдых и рефлексию – обдумать все самые удивительные моменты жизни, грамотно обыгрываемые магией кино. Таким образом, можно сказать, что стирается грань между художественным фильмом и настоящей биографией, причем, опять же, в позитивном ключе. Сам Роберт Редфорд, похоже, понимал и это, и свою важность в контексте сценария, так что откровенно наслаждался этой ролью, чтобы правильно попрощаться с поклонниками своего таланта, и напомнить о наследии, которое этот выдающийся актер (по очередному совпадению, как и его персонаж) оставляет после себя. В конечном счете параллели очевидны: экранный Форрест Такер не в состоянии оставить свое ремесло и преступления уже так вплелись в его жизнь, что он продолжает свое дело несмотря не на что. Что до Редфорда… прошлые и настоящие заслуги актера гарантируют, что жить он будет в веках, поскольку кинозвезда однажды – кинозвезда навсегда.
Уже далеко не молодой, Форрест Такер грабит просто какое-то умопомрачительное количество банков, Кейси Аффлек играет копа, которому уже пора на пенсию, и по законам жанра, между героями появляется некая химия. Кино пропитано ностальгией по этой криминальной романтике, стоящей на границе между жизнелюбием и ковбойским протестом. Ретроспективное зрелище, погружающее во времена, когда банки были уязвимы для вот таких грабежей, все мужчины поголовно носили усы, а жизнь состояла только из работы и семьи — без всяких усложнений, потому только Форрест Такер похож на классического узника собственной страсти, который нашёл эту ниточку под названием «жизнь» и не отпускает её.
Форрест Такер в исполнении Роберта Рэдфорда выглядит очень убедительным и до мелочей глянцевым (как и весь фильм), пока Дэвид Лоури, опасаясь давать какую-либо эмоциональную оценку жизни и философии главного героя, пытается наполнить ленту о престарелых грабителях и детективом на закате карьеры ароматом близости смерти и тоской о непрожитой жизни, и делает он это почти незаметно, без внятной риторики, но чертовски настойчиво и иногда с иронией, как, например, когда один из грабителей-стариков начинает говорить про своё будущее. Незатянутое, лёгкое, полное ностальгического глянца, в джентльменском смысле консервативное, дешёвое, но не пустое кино.
'Старик С Пистолетом' подобен smooth jazz-ым композициям, релаксирующим саундом звучащим на протяжении всего повествования. Размеренная и убаюкивающая мелодика картины просчитана до мельчайших нюансов: это композиция длиной в 90 минут, в которой нет ни одной лишней ноты. И тебе лишь остается наслаждаться виртуозными переливами и отточенными импровизациями «Старика», где каждый инструмент мастерски отыгрывает свою партию, а каждая реплика органично вплетена в сюжетную полифонию.
Картина Дэвида Лори это лирический оммаж ламповой маскулинности старого Голливуда, ярким представителем которого и является Роберт Редфорд, с упоением отыгрывающий амплуа невероятно обаятельного и обворожительного криминального старца-бонвивана. Даже центральное противостояние грабителя Редфорда и полицейского Кейси Аффлека практически лишено классического жанрового саспенса. Это скорее эдакая дружеская конфронтация угасающего духа наивного авантюризма прошлого и разъедающего мрачноватого психологизма настоящего. Символично, что действие фильма развивается вначале 80-х, когда кинематографическая новая волна в лице дерзких и не боящихся экспериментировать Скорсезе, Копполы, Аллена, Полански смела выцветшую бутафорию старого Голливуда.
Но и старики, казалось бы, списанные в утиль киноиндустрии, еще способны дать фору молодой поросли и готовы с гордо поднятой головой ускакать в закат на резвом жеребце.
Олдскульная атмосфера картины и ее медитативное настроение, словно дорогой выдержанный коньяк, расплываясь по всему телу, обволакивает покалывающей ностальгической теплотой, и каждый рецептор твоей киноманской души смакует сей превосходный кинематографический букет.
В общем, элегическое криминалити с блестящим актерским составом! Смотреть под хорошее винишко или коньяк.
Хороший сценарий - дело сложное. Подтверждением этого довода служит число фильмов, снятые по такому шаблону: 'Он вступил на преступный мир, начал делать плохое и у него все начало очень хорошо получаться. Потом еще лучше! Потом что-то произошло (Он встретил Ее, например) и решил, что сейчас будет Последний раз, но тут наш герой лицом к лицу сталкивается со своим антагонистом, и его, конечно, ловят. Занавес. Мораль - лучше журавль в небе, чем утка под кроватью.
Сейчас тоже снимают фильмы про таких парней, но, слава богу, все понимают, что с привычным сценарием что-то надо делать. Герой Редфорда - это воплощение очарования, шарма и хороших манер. При этом, самому Редфорду, на минуточку, за 80! И это в то время, когда большинство экранных грабителей банка - молодые, жесткие, с не очень хорошим чувством юмора, довольно мрачные парни, наш герой ни разу не повышает голоса при ограблениях и не факт, что вообще когда - нибудь стрелял из пистолета. Большую часть фильма улыбается, будто проводит время в отпуске, наслаждаясь каждым моментом. При всей своей мягкости, обладает гипнотизирующим обаянием и даром внушения. Остается вопрос, где он набрался хороших манер?
Он встречает Ее в первых минутах фильма, а не в середине, как положено. Дует Роберта Редфорда и Сиси Спейсек завораживает, первая сцена, разговор в кафе романтична и трогательна, диалоги прекрасно прописаны. Они влюблены, смеются и готовы проводить друг с другом часы напролет и гораздо дольше, однако как это может повлиять на то, кем он являлся всю жизнь?
Антагонист (Кейс Аффлек) не испытывает даже намека на ненависть или злость по отношению к этому человеку. В конце концов он приходит к понимаю, что его призвание - ловить, а его грабить, убегать и попадаться - и в своем стремлении они по сути... одинаковые. Делают, то, что делают, потому что не могут иначе.
Грабить, убегать, попадаться... Он знает, что такой сценарий - неизбежность, потому что только так можно чувствовать себя живым. Как можно ненавидеть человека за жажду жизни?
Фильм весьма нетипичный для этого жанра, сценаристы очень старались, чтобы в этой истории не было клише. Повествование тягучее, спокойное, размеренное, динамичных сцен практически нет, сильных эмоций сюжетные повороты не вызовут, но герой Редфорда, его улыбка, обаяние, верность своему призванию, принятие правил игры и непоколебимая решимость делать то, что делает тебя живым и настоящим - все это завораживает и делает эту историю настоящей. Не могу сказать, что фильм романтизирует преступников, здесь же скорее призыв жить здесь и сейчас и делать то, что должен. Кто же виноват, что это само по себе чертовски романтично?
Старче с огромной пушкой и идеальное ограбление КП
Иногда в этом фильме можно отчётливо разглядеть на дальнем фоне элементы более поздних эпох, но это простительно. Снимать на натуре старые по времени действия фильмы вообще тяжело, особенно без 'графики'. Зато у нашего кино есть свой старческий шарм, своя теплота, свои разговоры, душевно.
Так как же всё-таки правильно грабить банки? Не то, чтобы мы считали это правильным. Это неправильно, но в некоторых же фильмах и книгах задаются герои подобными вопросами: как совершить идеальное убийство, ограбление или иное преступление? И тут есть ответ: тут есть практически идеальные ограбления... почти идеальные, потому что есть ещё Бог, даже если вас полиция не поймает, то уж Он-то вас достанет, если не тут, на месте, то на том свете уж точно, особенно когда свет для этого мира погаснет Божий окончательно... или воспылает вновь огнём неугасимым.
Что о подобном говорила моя КП? обычно она, как заводная повторяла одну фразу: 'Сколько себя помню, всегда хотела быть киногангстером...'. Славная моя. И добавляла: 'Сделаю им предложение, от которого они не смогут отказаться'. И она осуществила свою мечту в мягкой и деликатной манере... люди сами ей деньги несут как бы за кино... действительно не могут отказаться. В какой-то такой манере 'работает' наш главный персонаж.
Каст хороший. Дубляж проникновенный. Картинка расслабляет, как и всё в этом фильме.
Фильм Дэвида Лоури «Старик с пистолетом» – это как американская версия «Стариков-разбойников» Эльдара Рязанова, но с тем только отличием, что на оценку зрителю предоставляются ограбления банков, ну, и, конечно же, сам пистолет, красующийся в названии картины. Это если говорить о сюжетном обрамлении, а ежели взглянуть на это все дело совсем с другой стороны, то мы с удовольствием можем отметить, что перед нами актёрский бенефис легендарного и неповторимого Роберта Редфорда.
Можно, конечно, предположить, что перед нами последняя роль голубоглазого красавца (актер официально объявил о завершении карьеры), который и в свои-то 82 года даст фору многим молодым актерам, но совсем этого не хочется делать. Здесь он элегантен, всегда ухоженный, в красивом синем костюме, поджарый, интеллигентный, разбивающий сердца женщинам, эмм… грабитель и аферист. Да, да, он тот самый джентльмен удачи, даже знаменитая фраза «украл, выпил – в тюрьму, украл, выпил – в тюрьму» вполне сгодится в рассматриваемой ситуации, другое дело, что Форрест практически не употребляет алкоголь, зато всю сознательную жизнь ведет быт «романтика», помимо всего включающий в себя 16 побегов из мест заключения (!!!).
Зрителя буквально с первых же минут вводят в курс происходящих событий, демонстрируя криминальную составляющую сюжета. «The Old Man & the Gun» в своей основе имеет биографические моменты из жизни реального преступника Форреста Таккера. И вот он, перед нами, 78-летний, не так давно в очередной раз, мастерски сбежавший из тюрьмы, и за счет своей доброты (как бы странно это ни звучало) и обаяния проворачивает следующие ограбление за ограблением. «Вежливость – главное оружие вора», - вы же помните.
В качестве компаньонов Форрест использует своих давних знакомых, старых проверенных временем псов – Уоллера (Том Уэйтс) и Тедди (Денни Гловер, он еще в 90-е был «слишком стар для этого дерьма», а теперь он просто суперстар), которым доверяет как себе самому. Эти две не менее знаменитые личности прекрасно смотрятся в кадре (а как иначе), впрочем, несколько отодвигаясь в сторону, как бы соглашаясь с тем, что работа Лоури – это, прежде всего, дань уважения Редфорду. Моментами можно проследить, как самому Роберту в действительности грустно, когда речь заходит о молодости и вопросах удовлетворения от состоявшейся жизни.
Этот фильм целиком и полностью пропитан ностальгией, его действие проходит в 80-е годы XX века, будто бы возвращая нас в эпоху криминальных боевиков. А по всему повествованию красной нитью проходит мысль, что нужно личный путь пройти так, чтобы оглядываясь, ни о чем не жалеть. Таккер с самых детских лет гнул свою линию, не мог обойтись без любимого дела, прямо как и сам Редфорд в свои 82 не хочет обходиться без кинематографа. Это вызывало восхищение и чувство уважения у всех, в том числе у молодого детектива Джона Ханта (Кейси Аффлек), ведущего дело старика и изо всех сил пытающегося его поймать.
Стоит в довершение отметить, что картина Дэвида Лоури наполнена некоторым сожалением по поводу скоротечности жизни, но в то же время она не забывает вводить в действие самоиронию, что позволяет зрителю смотреть на все с улыбкой, где-то даже со смехом.
Мы – воры-гуманисты,
Воруем очень чисто. Меж нами есть профессор, писатель и поэт.
Мы выглядим отлично, ведём себя прилично,
Но честных между нами и не было и нет.
Способна ли тюрьма перевоспитать? А исправить? Способна ли выправить изогнутый путь личности вставший на путь преступного порока? А если за отсидкой следует новая ходка в места не столь отдалённые? Если перерывы между 'посадками' все реже и реже, а клеточное небо через амбразуру узости окна привычным пейзажем сини облаков? Если с четырнадцати лет тебе не безразличны чужие вещи и ты крадёшь пользуясь моментом. Вытянуть срок - не в силах. Побег на рывок, поимка, камерные стены и всё вновь по кругу намеченного цикла. И из года в год так. И из десятилетия в десятилетие этот марафон. Оглянулся, тебе уже за семьдесят. А авантюризм не иссяк, а запал юношества свербит нетерпением где то внутри - давай, давай, давай же... И новый круг заложенным виражом. Куда? Так известно куда, на казённые харчи.
Мы - воры-гуманисты,
Меж нами есть артисты, талантливы, речисты,
Культуру шлют в народ.
И в жизни, как на сцене, способны к перемене.
И кто мы есть такие, сам чёрт не разберёт.
Как говорил 'один московский кент по имени доцент', - вежливость главное оружие вора. И именно она, вежливость, подчас творит чудеса. Зашёл в общественное учреждение, улыбнулся кому нужно, протянул портфель, предъявил аргумент в кармане и до верху набита зеленью бумажных ассигнаций мошна. Какие нервы? Какая истерика? Ни возгласа, ни крика. Артистизм огранённый временем. Сразу понимаешь, что все эти 'посадки' были не пустым временем провождения. Наверняка учителя попадались мудрейшие, психологи воровского дела делились опытом щедро. Иначе откуда такая раскрепощённая удаль? От них. От этих самых.
Мы – воры-гуманисты,
Здоровы и плечисты,
Мы есть везде и всюду, где есть честной народ.
Поверить очень трудно, что стало жить паскудно,
И тот, кто не ворует, по-нищенски живёт.
Поразительно, что за столько лет человек не опустился, не опошлился духовно. Физически не сломлен. Шестьдесят лет в 'беге' специализироваться - это не каждому многоборцу то под силу будет. Здоровье просто аховое. Не загубленное. Выглядит вполне респектабельно и внешне (хотя стар, конечно), и внутренне (дама внимает с симпатией). Что здесь причиной? Тюремная 'диета' с режимом 'сна и отдыха'? Воздержанность в развлечениях и пагубных пристрастиях? Жажда жизни? Генетика наследственности? Умеренность во всём? Наверное целый комплекс 'процедур'. Плюс добавьте сюда чередование как смену обстановки - то воля с широтой возможностей, то аскетическая сухость узости режима. День-ночь, день-ночь, восходы и сумерки. Да?
Мы – воры-гуманисты,
Глаза у нас лучисты,
Мы глазками приметим, где плохо что лежит.
Зарплаты не хватает, а жизнь всё дорожает,
И чёрный день проклятый навстречу нам бежит.
Хоть и говорят, что денег много не бывает - это не про этот случай. Уже давно они не радуют и не греют. Развлечения, загулы с кутежами, покупки с позиции прожитых лет и вспомнить то не удастся. Были ли они? А может быть это азартная рулетка причиной вихревого спурта? Крутой уклон ставкой бесшабашности сломать себе шею? Адреналин в кровь нервом получится или пуля нагонит. Или нищее детство противопоставлением сытого достатка в округлости мускулов? Вырос и сделал себя сам. И сам чёрт не страшен. Банкнотные пачки что рулоны туалетной бумаги в пыльной щели проёма.
Мы – воры-гуманисты,
Мы все – рецидивисты.
Но нас не остановит ни пуля, ни тюрьма.
У всех у нас пороки, мы все имели сроки,
И нас не испугает собачья Колыма.
Сколько же было Евгению Евстигнееву и Юрию Никулину в комедии Эльдара Рязанова 'Старики разбойники'? По шестьдесят? Именно в этом возрасте пара дедов решилась на отчаянный шаг - преступление века. Хотя актёрам в ту пору 45 и 50 лет соответственно. То есть более молодые играют более старых. А вот в американской 'версии' всё наоборот. И конечно же скрыть этот существенный 'штрих' не возможно. И конечно же понимание 'обманки' при пристальном взгляде в кадр присутствует. И ясно, что возраст тут далеко не тот что заявляется... Но Редфорд есть Редфорд. И магия этого величайшего столпа кинематографа, магия личности сглаживает все шероховатости. Зрелище затягивает. Зрелище всё ещё волнительно. Танцуй пока молодой, Роберт - хочется воскликнуть, - танцуй, пока молодой...
И где здесь драма? Где здесь криминал? Нет ничего в чистом виде. Комедия в лёгкой иронии заправляет действием. Нет смеха. Нет откровенного юмора. Но благостная улыбка на происходящее глядючи, на лице появляется.
Жулик полтора часа забавляет и развлекает. Жулик веселится. Жулик живёт жизнью. Спасибо, жулик. Спасибо, мэтр!
Выбирай то, к чему лежит душа. Это самое главное. Но убедись, что оно правда тебе нравится. Потому что это надолго.
В своём творчестве Дэвид Лоури (режиссёр ленты) привык обращаться к вопросу о смысле жизни на всех уровнях рефлексии. Как на возвышенном, так и на самом бытовом. Тем ли я занят? Верю ли я в то, что делаю? Есть ли смысл моей работы или я лишь паразит на чьём-то теле? Но старик (в исполнении блистательного Роберта Редфорда), не выезжающий из дома без пистолета, вроде бы успел ответил на все эти вопросы давным давно. Вежливость, покладистость и фирменная улыбка приветствует каждый ограбленный им банк. А таких много…
Но преступников ведь нужно ловить! Но как же ловить таких органичных и искренних воров? Да и зачем, если всё равно убегут, соскучившись по любимому образу жизни? Подобными вопросами задаётся уже прямой оппонент преступника — полицейский Джон Хант (Кейси Аффлек — уже традиционный гость в фильмах Лоури). Эдакая игра 'Казаки — разбойники' в фильме пропитана ностальгией по старому временам, воспоминаниями о детских мечтах, на фоне которых погоня за преступниками будто бы тихо крадётся где-то вдали, старясь не отвлекать. И погоня-то ведётся не хорошими за плохими, а скорее, сделавшими выбор один за теми, кто совершил выбор второй. И зачем им встречаться, кроме как вступать на ноги друг другу? Но если всё-таки амбициозный и честный коп встретит на своём пути опытного и честного вора, то первому не останется ничего другого, как услышать совет второго…