- Это дьявол спалил твою церковь. - Нет, это люди.
-Аве Мария, Аминь.
-Это ты с кем разговариваешь?
-С Господом Богом.
-Это при мне-то?..
Скажу сразу: книгу Стивена Кинга я не читала.
Я люблю творчество этого писателя, но большинство людей, как бы сильно им не нравился писатель, не в состоянии по ряду причин ознакомиться со всеми произведениями. Вот и я книгу не читала, а фильм посмотрела 10 лет назад, в 11 летнем возрасте, пропустив Based on a novel by Stephen King. Сюжет запал мне в душу, но ни названия фильма, ни другой информации я не помнила, пока не разыскала его с помощью специального форума. И вот я снова перед экраном телевизора в небольшом раздрае: с одной стороны - 6,5 баллов на Кинопоиске смущает мой позитивный настрой, оставленный с детства, с другой стороны – воспоминания того, как сильно мне понравился фильм. И что скажу я вам? Мои детские впечатления подтвердились – фильм отличный.
Моя рецензия написана исключительно с однобокой стороны человека, не прочитавшего толстый том оригинала, не знающего всех персонажей. Атмосфера в фильме создана просто великолепная – холодная промозглая осень, серые облака, одинокий маяк на фоне закатного неба. Оказываясь на улице, хочет закутаться в плед или укатить на велосипеде в более теплые края. Но есть и островок спокойствия и душевного тепла – местная закусочная, где вас покормят яблочным пирогом и сэндвичем с тунцом, может даже, если повезет, будете свидетелем романтической сценки предложения руки и сердца. Но есть и еще одно местечко, где человек обретает крылья, которые давно были обрезаны, или же недоступны сейчас за неимением достаточных средств. Первый этаж магазина «1000 мелочей» или Needful things готов предложить вам все, что только душе угодно. Но как же купить такие дорогие сердцу вещи? Да просто. Согласиться на маленькую шалость, перейти тот самый Рубикон, после которого Ваша душа оказывается в длинных и цепких когтях одного мужчины, который вот уже пару тысяч лет скитается по земле и все предлагает и предлагает. А люди соглашаются и соглашаются. «И везде я предлагал оружие, и везде его брали».
Вся суть и философия фильма раскрывается в коротком диалоге между шерифом (которому, кстати, ничего не захотелось, может потому что все было?) и святым отцом местной католической церкви, которого тоже удалось подцепить на крючок «любви к вещам». Пастырь говорит, что человека невозможно заставить силком, всегда есть выбор. Ведь по сути дела, незнакомец, открывший магазин чудесных товаров, не принуждал жителей города ничего делать, он им предлагал, выбор был исключительно за ними.
Чем же заворожил меня фильм сейчас и 10 лет тому назад? Своей идеей. Не нужно показывать длинных рогов, страшных масок, волосатых хвостов и цокающих копыт, зачем этот весь маскарад, когда можно испугаться всего лишь от одной мысли, что зло сидит и спит глубоко в каждом из нас. Что если найти туда тропинку и разбудит его, оно проснется, а мы и не заметим. Наоборот, мы заснем, а оно будет правит балом, а улыбающийся человек будет сидеть у камина и ставить галочки напротив имен, вычеркивая их из списка. Сама идея, что человека так легко можно подсадить на крючок, как глупую рыбешку в пруду, ужасает и пробирает до костей. Зачем пугать зрителя темными подвалами, непонятными звуками, жуткими тенями и кровью? Почему бы просто не заглянуть глубже в душу. И любая тень покажется детской забавой в сравнении с тем, что homo sapiens в состоянии сделать, предложи ты ему то, что он ищет и чего так страстно желает.
Хотелось бы отметить самого главного виновника всех бед Castle Rock. Заметьте, каким спокойным был этот персонаж на протяжение всего фильма. Он не выдал ни единой эмоции. Он не кричал, не ругался, он улыбался, предлагал, наставлял. Да, сила в любом случае на его стороне, но это лишний раз показывает, что зло необязательно должно быть обезображено. Создателям фильма удалось воплотить образ властелин преисподни: ничего лишнего – классический костюм, коротком постриженные ногти, опрятные манеры, седина мудрости на голове. Это фасад. Но если вы подниметесь на второй этаж или спуститесь в подвал, то вам все это уже не покажется столь привлекательным и манящим. И конечно же, не могу не заметить этот шикарный Мерседес, такой старинный, такой черный и отполированный. Идеальная машина, чтобы прокатиться с ветерком в ад.
Я ставлю твердую 8 за то, что меня держали в напряжении около двух часов, за настоящий триллер в самом лучшем смысле этого слова. И пусть (как я поняла из других источников) в фильме показана десятая часть книги, но показана она просто блистательна и идея передана от и до.
Очень трудно оценивать этот фильм отдельно от книги, но, к сожалению (для фильма) , сначала я прочитала книгу. Итог: очень-очень бледно по сравнению с оригиналом. От книги невозможно оторваться (кроме самых кроваво-мясных моментов) , в ней множество интересных, свежих сцен, поворотов, невероятно концентрированное, живое состояние, абсолютно полноценное развитие сюжета и ещё кое-какие достоинства. А фильм относительно неё как великолепный акварельный рисунок после стирки в стиральной машине - вроде он и сохранился, толко очен-очень бледно.
При этом, если всё-таки оценивать этот фильм отдельно, то находятся и плюсы: вполне достойная актёрсая игра, неплохая картинка, музыка, но всё это на порядок бледнее, чем в книге. Ожидала большего.
Но какова будет плата? Особенно, если оказываешься должен самому дьяволу. Один из вариантов такой платы продемонстрировал на экране режиссер Фрайзер Кларк Хестон по сюжету Стивена Кинга. Что естественно сказалось на стиле постановке, ее общей завуалированности под триллер. С напряженной атмосферой и напряжение усиливается на протяжении фильма, пугающими музыкой и звуками, неизвестностью и «страхом за углом». А также некоторыми довольно жесткими сценами.
Но это внешняя оболочка. Суть же в людях. И их отношения, которые по-хорошему и по всем канонам должны быть построены на любви, дружбе и взаимопонимании. А стоит лишь допустить червоточинку и последствия могут быть плачевными. А потому стоит бороться с искушениями, воспитывать дух и доброту в себе. Ну и так далее, «вечные ценности», о которых люди почему-то часто забывают, но которые действительно важны.
Из актерских работ естественно выделяется Макс фон Сюдов. Действительно мощная и впечатляющая работа. Запоминающийся образ, именно таким и должен быть дьявол. Он одновременно зловещий и пугающий, в то же время не поддаться на искушение благодаря его обаянию нельзя. Из остальных положительным образом выделяются Эд Харрис, Аманда Пламмер и Бонни Беделия.
Не знаю, как было дело в первоисточнике, но постановка без сравнения с книгой вышла неплохая. Портит ее хронометраж: вроде и персонажей задействовано больше, и раскрываются они подробнее, но само действие местами провисает. Местами дает слабину и чувствуется легкая скучноватость. И хотя актеров я отметил положительно, их герои не столь выразительны, должны быть глубже раскрытыми, но не получаются в итоге, за исключением Макса фон Сюдова. Но в плюсах атмосфера и общая напряженность, подстегивающие досмотреть до конца, «нужные идеи и мысли», так сказать, пища для ума. А, в общем, фильм – крепкий середняк.
Хотел бы не сравнивать фильм и книгу, но это чертовски трудно. Настолько они разные по масштабности, морали, философии. И даже главгерой, отважный шериф Пэнгборн, в книге и в фильме - два совершенно разных человека.
А дело было так. Великий писатель Стивен Кинг, написавший несколько романов, повестей и рассказов о вымышленном (и многострадальном!) городке Кастл-Рок, решил с ним покончить, устроив ему масштабный крантец. И написал книгу 'Нужные вещи' о загадочном продавце Лиланде Гонте, прибывшем в городок и открывшем там магазин, где можно купить ВСЁ. Всё то, о чем ты так долго мечтал. И за смехотворную цену. Всего-то делов - подшутить над соседом. А то, что шутки довольно злые и граничат с членовредительством, покупателя не должно смущать - чего не сделаешь ради великой цели! Постепенно Кастл-Рок превращается в настоящий ад: убийства становятся обычным делом, количество трупов растет не по дням, а по часам, люди, обозленные 'шуточками', с большим энтузиазмом выпускают друг другу кишки. А продавец Гонт, заваривший эту кровавую кашу, следит за процессом и радуется. Лишь шериф Пэнгборн пытается остановить гада, но слабинка есть и у него...
Пожары, взрывы, перестрелки, горы трупов, кровавый финал... Идеальный материал для фильма. Но что из этого попало в фильм? Толком ничего. Лишь несколько эффектных сцен. Зато 59% других эффектных сцен куда-то бесследно сгинуло. В фильме отсутствует и половина персонажей. Где Туз Меррил, один из главных плохишей, правая рука Гонта? Где грандиозное крошилово в финале? Где свихнувшаяся на дешевых очках мать, позабывшая даже про своих сыновей? И куда дели трагедию из жизни Пэнгборна? В книге - неоднозначный герой со своими 'тараканами', а в кино - насквозь положительный тип, без единого недостатка. Хотя Эд Харрис хорошо сыграл, но только не того Пэнгборна, что нужно. Зачем вообще упрощать масштабную книгу?
Концовку тоже изменили. В чем-то это правильно, в книге она была глуповата. Это вообще свойственно масштабным произведениям Кинга - глупые финалы. Вспомним 'Оно', 'Противостояние', да и с 'Темной башней' все неоднозначно. Так что неплохо, что финал изменили. Но киношный вариант тоже по-своему глуповат, вот в чем беда!
Что же в фильме хорошего? Во-первых, актерский состав. Эд Харрис, Бонни Баделиа, Дж. Уолш смотрятся достойно, а Макс фон Зюдов в роли продавца-демона и вовсе замечательный. Перед обаянием такого злодея не устоишь, чем-то он напоминает Джона Крамера - такой же хитрый манипулятор. Во-вторых отличная музыка - с творящимся мракобесием она гармонирует идеально, а хоралы заставляют вспомнить 'Омена'. В-третьих, пакости, которые творят друг над другом горожане, все же впечатляют и заставляют проникнуться к этим людям отвращением. Пускай им и нашептывал демон, но основной выбор они все равно сделали сами - Гонт лишь слегка подтолкнул...
И в-четвертых, я посмотрел фильм намного раньше, чем ознакомился с книгой, и отношусь к нему с большей теплотой. Нравится фильм, чего уж там. И пусть там много недостатков, и пусть он лишь бегло пробегает по событиям книги... Все равно люблю фильм, за обаятельного Гонта и здоровскую музыку. А сердцу не прикажешь.
Здесь для каждого найдется свой запретный плод, но всегда есть неподкупный герой
Любой фильм лучше всего смотреть ничего о нем не зная, потому что предубеждение - это верный путь к уходу от себя самого, от своего личного мнения. Например, число отрицательных рецензий на вот этот фильм значительно превосходит число положительных, а мне он до ужаса понравился, и я смотрел его, ничего предварительно не узнав, так что хочу просто сказать, что о нем думаю.
Конечно, тут бы надо учитывать, что фильм снят по книге, а я вот этого не сделаю, потому что просто не читал, и не могу сравнить. Но если адаптация книги к кино-языку сделана плохо, то это было бы сразу заметно. Были бы видны дыры в сюжете, появилось бы немало вопросов, а многие персонажи были бы нераскрыты, но этого не может случиться, если две главнейшие роли в картине исполняют такие замечательные актеры, как Эд Харрис(Скала, Бездна) и Макс Фон Сюдов(Изгоняющий Дьявола).
Вообще, если бы я смотрел этот фильм в кино(а этого не могло быть, потому что в 93 году мне было 2 года), то я бы точно не удержался и аплодировал Харрису за ту потрясающую работу, что он проделал. Чего стоит одна только его речь в конце фильма, когда он спасал жителей городка Касл Рок от окончательного падения в змеиную яму. А вот таинственный продавец магазина в исполнении Фон Сюдова - это и вовсе превосходно, но дело здесь даже не в том, что все сделано шикарно с точки зрения актерского исполнения, потому что у «Нужных вещей»(а вообще название Needful things можно перевести как «Тысяча мелочей», но это будет уже слишком высокополетный уход в сторону).
Но дело в том, что в замечательном сюжете притаилась одна важная деталь - сплошная таинственность! Нам ведь так и не раскрыли тайну Лиллонда Гонда - кто он, откуда он, и какой он без маски человека? И это правильно, потому что в 93 году вряд-ли стали бы делать достойную компьютерную графику, и если бы в фильме показали какого-нибудь монстра, то все сломалось бы из-за явного примитива, а фильм выдвигает вперед только свои сильные стороны, и правильно, что некоторые вопросы остаются без ответов, потому что загадка - одна из тысячи мелочей.
'Нужные вещи' - еще один представитель жанра 'ужастик под Стивену Кингу', который в плане качества мало отличается от одноразового фильма ужасов 90-х. Режиссер Хестон до этого не отличился ни одной приличной работой, как, впрочем, и после. А заставили посмотреть это творение меня лишь Эд Харрис и Макс фон Зюдов в главных ролях. Первая половина не производит впечатления вообще, зато со второй начинается кое-что интересное. Поклонники маэстро мистики и ужасов точно не будут разочарованы, да еще и непременно начнут сравнивать с книжкой. Ее не читал, поэтому мне повезло оценить это кино как самостоятельное произведение. В первую очередь, 'Нужные вещи' интригуют сутью происходящего в городке с говорящим названием Касл-Рок.
Его жители не знали горя, до тех пор, пока не открылся магазинчик некого Леланда Ганта, который устроил необыкновенную акцию. Все вещички у него можно приобрести за пол-цены, но ничего бесплатного, как известно, не бывает. Вторую половину стоимости покупатели должны компенсировать пакостью своему соседу. В результате, городок постепенно превращается в крайне зловещее место, где жители потихоньку сходят с ума, буквально убивая друг друга за очередную ерунду из магазинчика Ганта. Хозяин, между тем, не может нарадоваться происходящему, наблюдая, как Касл-Рок охватывает всеобщее помешательство. Только шериф Алан и еще парочка не пожелавших закупаться в 'Нужных вещах', умудряются сохранять трезвость рассудка, и в конечном итоге срывают планы очередного дьявольского отродья.
В экранизациях по Кингу такие сценарии - не редкость, но в каждом новом случае присутствует что-нибудь оригинальное. В данном случае это - фактически добровольное желание каждого приобрести очередную безделушку, за которую даже не грех и дать по башке соседу. А самое неприятное в том, что подобный психоз очень быстро распространяется в угрожающих масштабах. И повезло, что зловещий Гант возник в маленьком городке, а не в мегаполисе. Снято достаточно скромно, не считая развязки, где не поскупились на красивые взрывы и атмосферу хаоса. Актеры ничего особенного не показывают, но и придраться не к чему. А происходящие маленькие кошмары, вроде спятивших дерущихся теток, могут как напугать, так и рассмешить. Как бы там ни было, 'Нужные вещи' - еще один неплохой триллер-ужастик по роману Стивена Кинга.
На мой взгляд - неплохой мистический триллер-ужастик, способный дать пищу для размышлений.
Роман Стивена Кинга 'Нужные вещи' по его собственным словам являлся заключительным произведением о маленьком городке Касл Рок. И хотя, он и в дальнейшем будет возвращаться в этот микрокосм, всё-таки именно в 'Нужных вещах' с размахом и мощью была поставлена точка в исследовании Касл Рока.
Вышедший в самом начале 90-х роман, не только с типичными для Кинга подробностями погружал читателя в мир многочисленных персонажей, но и высмеивал тенденции уже вовсю разросшегося в мире бума потребительства.
Спустя два года сын актёра Чарлтона Хестона Фрейзер С. Хестон неожиданно решил перенести эту историю на большой экран, для чего привлёк на главные роли действительно хороших актёров. Эд Харрис, обычно играющий роли второго плана, здесь как и в 'Бездне' Джеймса Кэмерона четырьмя годами ранее, выступил в главной роли - шерифа Алана Пэнгборна. Главного антогониста сыграл выдающийся шведский актёр Макс фон Сюдов. У Бергмана в 'Седьмой печати' фон Сюдов сопротивляется адским силам, в этой же картине, наоборот, их с блеском представляет. Возлюбленную шерифа Полли Чалмерз играет Бонни Боделиа, ранее появлявшаяся в экранизации второго романа Кинга 'Salem's Lot'. Плюс можно отметить нескольких неплохих актёров на второстепенных ролях. Вот, пожалуй, почти и всё, чем фильм может похвалиться.
Абсолютно слабая сценарная адаптация, слабая режиссура, примитивная работа оператора на корню убивают замечательную задумку Кинга. Не говоря уже об исключении из фильма персонажа романа Эйса Меррила, роль которого в фильме 'Останься со мной' исполнял Кифер Сазерленд. В итоге Фрейзер и не напугал зрителя, и толком не донёс то, что хотел сказать Кинг в своём произведении. Порой возникает чувство, что смотришь не полнометражный фильм, а серию из какого-нибудь сериала. Однозначно, оригинал Кинга требует более достойной экранизации. И обидно то, что был испорчен не проходной роман, а действительно сильная вещь. Но всё-таки из-за актёров, музыки и мало-мальской атмосферы фильм можно время от времени пересматривать, естественно, лучше при этом забывая на почти два часа, что есть ещё и великолепная книга, которая обстоятельно и со всеми подробностями показывает неделю, за которую жители спокойного городка продали душу Дьяволу.
Любому известно, что экранизации книг не всегда оправдывают ожидания. Это не худшая, но и не лучшая экранизация. Но если нет времени на книгу, посмотреть стоит. Сюжет в духе 'Бури столетия' Кинга, когда дьявол приходит в маленький американский городок и испытывает людей, обнажая их пороки и тайные желания. А самый простой способ заманить человека - предложить ему то, что он хочет больше всего на свете, даже если это на вид обычная безделушка.
Увы, я их тех, кто смотрел после прочтения книги, поэтому предвзята. Впрочем, я подозреваю, что если бы книгу не читала, то в фильме вообще мало что поняла бы.
Но в сравнении с книгой фильм не просто очень бледный, он просто не о том. Упущена прорва значимых моментов, ключевых мелочей. Герои абсолютно картонные, за ними ничего не стоит. Где тайная боль или страсть каждого, которыми объясняются их приобретения в магазине? Где их метания, их выбор, их сожаления о выборе?
Читая книгу, видишь, как искусно Гонт плетет эту паутину, как он ловко стравливает людей между собой. В фильме же все слепили из надерганных наугад кусков.
Страдания главной героини от артрита выглядят так, будто на самом деле она снимается в дешевом порно.
В общем, фильм очень разочаровал. Увы, авторам не удалось донести ни атмосферы книги ни, собственно, посыла.
Лиланд Гонт, одним хмурым осенним утром прикативший в Касл-Рок, точно знает, как встряхнуть этот сонный городишко. В недавно открывшемся магазинчике Needful Things, похожем на лавку сумасшедшего антиквара, действительно можно найти тысячу мелочей, но каждому любопытному, заглянувшему на огонёк, будет нужна лишь одна. Бейсбольная карточка для завершения коллекции. Фарфоровая статуэтка с налётом мещанства. Пропахшая потом школьная форма. Дешёвые безделушки, красная цена которым пара долларов. Вещи, бесценные для своих потенциальных владельцев. Потому что за каждой из них стоит история несбывшихся надежд и разбитых мечтаний, которые невозможно забыть и отчаянно хочется склеить. Почувствовать в ладони холод фарфора и понять, что жизнь не раскололась вместе с черепом мужа-садиста, на который опустился тяжёлый молоток. Вдохнуть пыльный запах своей куртки и увидеть себя вновь восемнадцатилетним, молодым, удалым, готовым на подвиги и безумства. Сжать скрюченными пальцами медальон и ощутить, как боль, мучившая годами, уходит, уступая место покою. Да, определённо жителям Касл-Рока есть, за что заплатить, тем более, что мистер Гонт не требует ничего непосильного. Всё, что найдётся в кармане, плюс небольшая услуга. Так, ерунда, невинная шалость. Послушать звон разбитых стёкол, вымазать грязью свежевыстиранные простыни. Не такая уж большая плата за возможность погрузиться в мир собственноумно выпестованных химер в любое удобное время.
Стивен Кинг называл «Нужные вещи» социальной комедией, однако на деле получилась скорее дьявольски злая сатира, когда смеяться не хочется категорически, уж слишком жутко от узнавания окружающей реальности, где каждый готов заключить сделку по покупке иллюзии собственной свободы. Однако нагнетаемый на протяжении почти тысячи страниц саспенс, благодаря на редкость банальному и неинтересному финалу, лопается, как воздушный шарик, оставляя чувство разочарования и обманутости. Фрейзер Кларк Хестон не хотел подобной судьбы для своего детища, поэтому предложил иной вариант развития событий, сосредоточившись на сатирической составляющей первоисточника, но при этом не отказываясь от тех мелких деталей, в которых и заключается дьявол. Умело используя полуправду и бурную фантазию обывателей, зацикленных на своих филистерских заботах, мистер Гонт вытаскивает на безбожный свет все мелкие обиды, застарелые конфликты и тайные страхи, чтобы потом в полной мере насладиться апокалипсисом в отдельно взятом провинциальном городке. Ведь для детонации нарушения заповедей достаточно одной чётко спланированной и вовремя сделанной подлости. Главное, чтобы она была анонимной, а воображение обиженного довершит остальное и вытащит из тёмных глубин подсознания верный способ отомстить так, чтобы у обидчика не осталось никаких шансов.
Вознамерившись снять ту самую комедию, не получившуюся у Кинга, Хестон создал свой Касл-Рок, с ироническими взаимоубийствами под классическую музыку и героинями лёгкого поведения, ничтоже сумняшеся отодвинув потенциального протагониста шерифа Алана Пенгборна на второй план, сделав его положительным до зевоты. Пенгборн смел, умён, сообразителен, умеет молниеносно сориентироваться в ситуации и мгновенно нагонять скуку своим появлением, так что у дьявола просто не остаётся возможности остаться незамеченным. Обладая всеми теми достоинствами, которых лишён его предполагаемый соперник, Лиланд Гонт выступает кем-то вроде американского Воланда, вот только свита ему не нужна, он вполне обходится собственными силами и не питает тяги к демонстративности, если, конечно, не считать таковой слабость к плохому маникюру. И «Нужные вещи» могли бы стать действительно хорошей и остроумной сатирой, однако Хестон не забыл о главной заповеди хорошего триллера – никогда не показывать слишком много, и именно хорошая память и сослужила ему плохую службу. Отняв разум у персонажей, по прихоти ставших второстепенными, режиссёр слишком долго и тщательно прячет истинную сущность своего истинного героя, в результате чего большая часть хронометража отдана на демонстративно нестарательно снятые сцены конфликтов статистов, в то время как мистер Гонт остаётся тенью за неплотно закрытой дверью.
Безусловно, обаятельный в своём ироническом отношении к людским слабостям Дьявол получит свои пятнадцать минут славы, планов разной степени крупности и искромётных диалогов, но одной кульминации слишком мало, чтобы сделать фильм, и большая часть хронометража будет отдана вялой подковёрной возне полудохлых крыс, историю болезни которых так никто и не узнает. А «Нужные вещи» так и останутся лишь несостоявшимся бенефисом Макса фон Сюдофа и напоминанием о том, что самое важное часто написано именно мелким нечитабельным шрифтом.