Современный российский кинематограф очень плох. Это заставляет несколько завысить оценку неплохому 'Тряпичному союзу', который при другом окружении смотрелся бы бледнее. Это очень угловатый, обаятельный фильм про дурачества асоциальной молодежи, у которой проблемы с 'целеполаганием'. Очевидно, что тот образ жизни, что тиражируется социумом как нормальный, для них таковым не является. К чудикам для контраста добавлен серьезный и ответственный рассказчик. Несмотря нагнетание к концовке, все же к драме не свелось: все живы, в общем, неприкаяны и что дальше - непонятно.
Дурачевства и гэги талантливой молодежи смотреть очень приятно, тем паче, что поставлены гэги хорошо, диалоги и реплики на уровне, а музыкальные номера - хорошие. Некоторым образом 'Союз' следует 'ДМБ' и если уж определять жанровую принадлежность - то это комедия. Нотки социальной критики наличествуют, условность происходящего не скрывается, так что создатели представили цирковую эстетику. Достижения в этом направлении у российского кино представляются очевидными - помимо ДМБ на ум приходят и 'Красная роза' Соловьева и 'Шапито-шоу'' Лобана, которого в титрах было встретить очень приятно. При тотальной нуждаемости в тонком внятном социальном кино ( не быковской прямолинейности) и отсутствии оного, остается довольствоваться штучными эксцентрическими буффонадами.
Я не смотрел 'Хорошего мальчика', однако из того, что видел, 'Тряпичный союз' при всей его необязательности и понятном потенциале все же произвел наилучшее впечатление из российских фильмов 2016 года. Кинематографический год, как водится, был провальный и дебютное высказывание персонажа 'Изображая жертву' актуально как никогда (только насчет Феди Бондарчука иллюзий тоже не осталось).
Фильм «Тряпичный союз» у нас в Смоленске известен в связи со скандалом, не раз обсуждавшимся в СМИ: местные чиновники запретили публичный показ фильма, посчитав, что в него не заложены «принципы культуры и нравственности, гордости за нашу историю, любви к своей Родине, духовного развития личности и здорового образа жизни»: в картине обозначены 'социальные проблемы молодежи, но изображены они в форме опустошенности, агрессии, антисоциальных поступков, и мало что дают в помощь молодым людям'. Конечно, сие решение достигло обратной цели: только подогрело интерес к фильму.
После просмотра картины могу сказать, что просто обескуражена узколобостью и «перпендикулярностью» сильных мира сего… Усмотреть в ней опустошенность и антисоциальные поступки, но не усмотреть всю противоречивость как общества, так и человека. Не увидеть богатую почву для размышлений об этих противоречиях. Не прочитать многозначные символы и образы, которые использует режиссер. Не понять его иронию?..
Ну да ладно, хватит об этом…
Допускаю, что для любителей триллеров и экшна фильм покажется скучным и «ниочемным», но мне он безумно понравился! Легкая, но не поверхностная, смешная, но не комедийная, в чем-то трогательная, но не сопливая, а главное – злободневная, но не нравоучительная, история о молодости. О ее неразборчивости, бескомпромиссности, потерянности, слабости и вместе с тем силе. В центре этого жгучего клубка противоречий – обаятельные молодые люди, яростно пытающиеся этот клубок распутать, но запутывающиеся в нем сами же.
Финал – светлый, и от этого производящий невероятное впечатление! Спасибо режиссеру за то, что не навязывает мнений, не учит и не обливает всё и всех черной краской, как это в последнее время принято в авторском кино. За то, что оставляет за зрителем право думать, рассуждать, спорить.
О чем для каждого этот фильм? Для меня – о дружбе. О крепком союзе несмелых, непутевых, бесцельных юных ребят. И только объединившись (не скажу «подружившись», ибо о том, что их «Тряпичный союз» – не что иное, как простая мужская «дружба», они сами не догадываются, как и зритель не догадывается сразу), они из «зеленых» детей превращаются во взрослых, самостоятельных, интересных молодых людей. И их «тряпичный союз» – уже не «тряпичный» и даже не «деревянный», а мощный, сильный, «железный», способный поднять со дна реки (читай – жизни) утопленника. Андрей не поступил бы в архитектурный институт, а Ваня не научился бы брать на себя ответственность, если бы эти четверо не «нашли друг друга».
Помимо темы человеческих взаимоотношений, в картине много социальных и политических аспектов: какой огромный несправедливый и лицемерный взрослый мир встречает этих юный парней! Конечно, они теряются, бросаются из крайности в крайность, злятся и рвутся его изменить. Нет ответа на вопрос, получится ли это у них? И вообще под силу ли это кому-либо? Но молодые люди способны на главное – они способны изменить себя! А это иногда гораздо труднее. «Толкаем одно – падает другое» – это о том, что пытаясь изменить мир, меняешься сам.
P.S. Прекрасные актерские работы. Очень органичны Иван Янковский и Александр Паль. Тонкий юмор, порой щемящая ирония – дорогого стоит. За отсутствие мата и пошлостей в молодежном фильме – спасибо и респект!
'Тряпичный союз' очень нестандартное кино для русского производителя. Своеобразный подход и оригинальный сюжет, подтолкнули меня к мысли, что хочется больше такого русского кинематографа.
'Тряпичный союз' это банда парней, которые друг от друга отличаются идеями и мыслями, но они все связаны одним - сумасшествием. И это здорово, они выделяются из толпы, они банда со своими выходками. Один арт художник, второй сапер самоучка, третий книжный спортсмен. Им всем не нравится жить в системе, они хотят бороться, они за революцию. И я не вижу в этом ничего дурного, они развиваются, они учатся. Из-за таких людей, слегка придурковатых и происходит что-то в мире. Забавно наблюдать это все под призмой российских реалий, в такой вот форме.
В какой-то момент фильма, мне пришла в голову такая аналогия. Если в Америке сняли 'общество мертвых поэтов', то наш ответ, как вы уже поняли, 'тряпичный союз'. Кому-то стихи взахлёб писать, а кому-то взрывать голову у памятника. Добротный фильм с приторным осадком, который можно посмаковать на досуге.
Тихо и незаметно для российского зрителя прошёл ещё один примечательный фильм отечественного производства – «Тряпичный союз». Высказывание Михаила Местецкого точно достойно внимания – здесь и яркий сценарий, раскрывающий характеры, и тонкий юмор диалогов, и протестное обаяние киногероев, и притягательная жанровая неопределённость – некая комедия с сердечно-социальной дистонией.
Четверо пацанов объединяются ради одной цели, но… какой?
Поиском официальной сверхзадачи «Тряпичного союза» (тряпичного, потому что не мужики ещё - тряпки) занимается Ваня (Василий Буткевич). С первого кадра он – среднестатистический школьник с фриковатыми манерами и преследующим везде призраком мамы, со второго – совсем неглупый максималист, а с третьего – единственный, кто умеет принимать решения. Подсказывает ему неудачник Попович (Александр Паль) - современный Юрий Деточкин или недоГриневицкий – подпольный борец за права и свободы: «Да, меня волнует вся эта херь! Когда кто-то сидит в рабстве – меня это волнует! Этих сук надо взрывать, и я могу это сделать!» Но Попов одинок – в этой компании каждый тянет одеяло на себя. Вот и Андрей (Иван Янковский, наследник талантов в третьем поколении) хочет превратить деятельность союза в арт-протест: почему бы не взорвать ненавистного всем церетелевского Петра? (современные режиссёры присмотрелись к этому памятнику – уже во втором фильме 2015-ого ( «Про любовь») он играет не последнюю роль). Возглавляет «фантастическую четвёрку» Пётр «Шварцнегер» (Павел Чинарёв) - грубый немногословный «тесак», олицетворяющий единство силы, духа, стойкости, воли, но не умеющий сказать хоть слово девчонке. Он – тренер и идеолог, неприкосновенная личность – вожак: «Важно лишь сверхусилие и результат будет немыслимый!».
Сюжет вторит зрительскому немому вопросу – и зачем вы здесь сегодня собрались? Поиск цели «экспериментального биоотряда» - поиск «себя» каждого из ребят. По фильму можно легко считать внутренние проблемы нашего поколения (и любого поколения в принципе) – самоидентификация: «Сдавай айфон – вставай на лыжи!». Что дальше? Что важнее – общая сила или индивидуальная? На протяжении всей картины герои провоцируют зрителя на мысли: а я-то кто? А я – сильный? А я тут зачем?
«Станем больше самих себя!» - красной нитью тянет Местецкий.
По традиции, коллективный мужской поиск смысла жизни с помощью физики (тренировки) и химии (не обошлось без алкоголя и «заменителей реальности») рушит существо женского пола. Саша – деревенская обаяшка (Анастасия Пронина) влюбляет в себя троих (Попович слишком увлечён изготовлением «салюта» в честь гражданской позиции) и докручивает сюжет до эволюции и демонстрации.
Фильм получился очень органичным, ярким и актуальным – это интересное зрительское кино с нестандартными проявлениями художественной индивидуальности режиссёра, который приправляет видеоряд анимацией и качественными саундтреками собственной рок-блюз-группы «Шкловский».
«Тряпичным союзом» можно назвать и съемочную группу: режиссёр (он же сценарист) и оператор – тандем дебютантов в полном метре, молодые, ещё не приевшиеся глазу, сочные актёры, и вообще – молодой и задорный (и здоровый!) коллектив. В окружении почти мэтров, но всё же весельчаков: Фёдора Лаврова, Елены Нестеровой, Владислава Ветрова, Кирилла Кяро, Александра Яценко - главные герои, новое актёрское поколение, цветут ярким цветом, или лучше – соцветием, талантливым сочетанием претендентов на «героев нашего времени».
Трагикомедия «Тряпичный союз» - законченное высказывание, современный киношедевр, включающий в себя любимый зрителем саспенс и постановку проблемных вопросов, волнующих думающую молодёжь. Некоторый (читать – недалёкий) смотрящий будет сетовать, конечно, ну это же – нереальная история!!! Важно понять, что реальность – не главное. Главное – сок жизни, любовь к жизни, шаг в сторону поиска смысла жизни, которые в этом фильме присутствует на все 200 процентов.
В нашей стране снимают зрительское кино - патриотические и исторические драмы, семейные комедии, ромкомы и фантастику. Периодически - хорошего, ну, или вполне достойного качества. А вот молодежного кино не было, и «Тряпичный союз» стал первой ласточкой в этом жанре. Конечно, главная функция этого фильма - не обобщать настроения или тенденции, а попытаться рассказать о юношестве, о ценностях и о цене взросления.
Михаила Местецкого мы уже знаем как хорошего сценариста, с появлением «Тряпичного союза» нам открылся талантливый, тонкий режиссер Михаил Местецкий с особенным чувством стиля, с умением рассказать и показать большое с помощью одной короткой истории, с тонким и особенным чувством юмора и несколько абсурдным ощущением жизни.
Поскольку «Тряпичный союз» - фильм достаточно камерный, он и выглядит так: без лишнего лоска, предельно правдиво. И воспринимается как очень личная история, которая, тем не менее, имеет отношение к каждому подростку нашей страны, и неважно, реальный ли это тинэйджер или взрослый с менталитетом ребенка.
Отличные актерские работы. Ребята так органичны, что иногда мне казалось, что это неигровое кино. Награды на «Кинотеаре» за лучшую мужскую роль оправданы.
Отличное юношеское кино. Конечно, не для большого проката, с пометкой must see. «Тряпичный союз» - рафинированное кино для искателей смыслов и целей для прекрасного будущего, для ненашедших, для тех, кто повзрослел, но не перестал искать.
Вам когда-нибудь хотелось сделать революцию? Да? Тогда вы понимаете, чего хотели они. Уважаемую работу, достойную зарплату и никаких наркотиков-антидепрессантов. Свой личный подвиг и сокрушенные этим подвигом горы. Искусство в чистом виде, поражающее всех. И даже полная жертва собой во имя ближнего была принесена. И все это должно было стать результатом переворота, на которые эти четверо были готовы морально, и к чему так отчаянно готовились физически.
Режиссер Михаил Местецкий снял до 'Тряпичного союза' впечатляющую получасовую короткометражку и две не менее интересные десятиминутки. '...союз' - его дебют в большом кино. Артисты 'Тряпичного союза', четыре исполнителя главных ролей - завоевали четыре приза за лучшую мужскую роль на 'Кинотавре' 2015 года. Василий Буткевич, конечно, оказался самым выдающимся, как показавший в картине взросление от мальчика до человека, готового взять на себя ответственность за других. Вторая по выразительности роль, пожалуй у Александра Паля. В ее решении видны отсылки к 'На игле' Дэнни Бойла, не слишком, впрочем, явные.
Женский образ, в противовес выразительным мужским, выписан схематично: молодые люди еще не решили, что они хотят сделать с миром и собой в этом мире, и поэтому не слишком понимают и то, зачем им в нем женщина. Но поскольку она есть, то с ней приходится жить, - как уж получается.
'Убери на хер иконы, не позорься. Симеон Столпник 37 лет на столпе стоял? У нас в Тряпсоюзе принято самим на столпе стоять, а не картинки цветные по стенам развешивать'.
В Берлине фильм был отмечен Хрустальным медведем, как лучший фильм для юношества.
Кто-то должен стоять на столбе, а кто-то рядом на земле
Больше всего не хотелось, чтобы фильм плохо кончился. Ну знаете как бывает - наши фильмы сильны из-за наличия в них страшных, порою горьких сцен.
Вообще начинала смотреть не зная, что режиссер тот же что и Легенду 17 снимал. Этот фильм не смотрела, но слышала много хорошего о нем. Русские фильмы смотрю только по случаю, в кинотеатр на них не пойдешь же. Ведь не спрячешься от откровенно плохого юмора либо предсказуемого сюжета в зале кинотеатра.
Так вот - Тряпичный союз. Вероятно в кино он идти не будет, хорошо что есть в культурные площадки, где показывают фильмы «не для всех», хотя кто это решает… Вроде как раз наоборот - это фильм для всех, для всех наших так сказать.
Вот к примеру «Статус Свободен» с Козловским - вот он точно не для всех. Случайно выбрав его к просмотру пока занималась другими делами, основываясь на ожидании легкого непринужденного сюжета и красивого Дани Козловского, претерпевала негодование от того факта что сам Даня участвовал в режиссуре этого краха. Вот такие фильмы как раз надо помечать от 14 до 17 лет, также пускаются разведенные или «дамы с нелегкой судьбой» верящие в нелепые милые случайности и принца на белом коне.
Ну, собственно, о чем фильм и почему его надо смотреть? С первой минутки влюбляешься в игру персонажей, атмосфера по-русски чарующая, от фильма пахнет той самой деревней, в которой все мы были летом, у бабушек, у дедушек или жили в этом все детство.
Про мотивы героев и их стремления рассуждать не буду - пусть каждый решает для себя в силу своих политических взглядов и знаний общественного строя.
Парням просто браво, Паль был знаком мне только из Горько, было очень интересно на него смотреть. Янковский приглянулся не просто так - сын Фандеры, как оказалось, выделяю ее внешность и талант, главный герой играет лучше чем актеришки сериальные, некоторые очень известные, в 100500 раз, вот бы понаблюдать за развитием его карьеры. Чинаерев… посмотрю еще с ним обязательно что-нибудь, вообще его герой напоминает кого-то очень близкого, будто друга детства, хотя в реальности припомнить не могу.
Застенчивый юноша Ваня потихоньку проживает жизнь маленького грустного конформиста: видимо, под сильным влиянием мамы и с четким ощущением, что отношения с миром как-то не складываются, да и сам по себе мир довольно стремное место. Единственная социальная активность заключается в подработке человеком-надгробием (то есть раздачей флаеров похоронного бюро в соответствующем ростовом костюме), но длится это недолго: ровно да того момента, пока на него не натыкаются трое странноватых сверстников, которых надо то ли побаиваться, то ли стоит немедленно захотеть с ними дружить. Все вместе они «Тряпичный союз»: один любит левацкую риторику и всяческое самосовершенствование (иногда в специфических формах вроде попыток сдвинуть пятиэтажку), другой — справедливый гопник с тягой к знаниям (но с желанием что-нибудь немножко взорвать), третий — слегка эстетствующий ценитель радикальных форм искусства. Далее все разворачивается с понятной неизбежностью: «Тряпсоюз» расширяется до четырех боевых единиц и получает максимально идиотскую штаб-квартиру в виде дышащей на ладан дачи нового товарища и гору приключений, насколько уморительных, настолько и сомнительных.
Режиссер Местецкий, известный по своим смешным завиральным короткометражкам («Топоры в батонах», «Ноги-атавизм») и сценарию к всенародному хиту «Легенда №17», снял дебютный полный метр на основе собственного удивительного жизненного опыта: мальчик из хорошей профессорской семьи знакомится с арт-обществом «Радек» (творческих наследников художника-акциониста Авдея Тер-Оганяна — да, это он в свое время публично рубил иконы топором) и его жизнь переворачивается с ног на голову. «Тряпичный союз» в связи с этим сделан с большой любовью, юмором, знанием специфики изнутри и абсолютно подростковой лихостью (у которой, само собой, полно не только плюсов, но и минусов). Это ужасно неровное, моментами сваливающееся чуть ли не в журнал «Ералаш», но на редкость симпатичное кино: с одной стороны тут и юношеские истории дружбы и любви, с другой (и это гораздо важнее) — практически исчерпывающий портрет всех подобных объединений смелых, ловких, умелых, изобретательных и еще не успевших успокоиться и поскучнеть. Здесь и тот же «Радек», и «зАиБи» с «ДвУРАК», и НБП девяностых, и «Война» нулевых, и еще куча известных и неизвестных тусовок, готовых, как поется на саундтреке к фильму, «жрать культуру и класть на головы жлобам»; где одни хотят драться подушками на речном льду и играть индастриал на полях аэрации, другие — экспериментировать с расширителями сознания, а третьи — взрывать приемную ФСБ и поджигать автозаки. В конечном итоге, «Тряпичный союз» еще и про то, что любой период слабоумия и отваги с возрастом сойдет на нет, однако отчаиваться из-за этого не нужно; если в жизни был подобный праздник и команда таких же, как ты — значит, все не так уж и зря.
Проблемы целеполагания, традиция раннехристианской аскезы и подводные приемные комиссии
Известный отечественный продюсер А. Роднянский в интервью по итогам 69-го Каннского кинофестиваля, высоко оценив французское молодое кино, российское охарактеризовал эпитетом 'инфантильное'. Обязательно ли 'зрелое' кино должно быть остросоциальным и серьезным — вопрос открытый, но вот полнометражный дебют музыканта и начинающего режиссера Михаила Местецкого показывает, что взрослое кино вполне может быть завернуто в экзальтированную обертку. Поэкспериментировав с коротким метром, автор очертил область основных интересов (взаимоотношения людей в нестандартных ситуациях, реакция робкого человека на агрессивную среду, обреченная любовь) и обнаружил критический взгляд на окружающую действительность. От первых работ 'Тряпичный союз' унаследовал львиную долю саркастического запала. Разухабистая трагикомедия фарса, гимн юношескому максимализму, это искренний фильм о взрослении, не стесняющийся говорить со зрителем на глубоко личном и культурно богатом языке.
Центральный герой, от лица которого ведется повествование, Ваня — невзрачный парень, носящий сандалии на носки и испытывающий трудности в общении 'с живыми'. С ним связана главная романтическая линия: к финальным титрам ему предстоит физически поднатореть и закалить характер, словом, стать мужчиной. Василий Буткевич отлично справился с ролью, убедительно передав гамму эмоций от полной растерянности в начале до деятельной решительности в конце. Далее, глава Тряпсоюза с символичным именем Петр (Павел Чинарев) несет побочную романтическую линию и, вдобавок, контркультурную составляющую. Будучи эмоционально выброшенным из жизни, он ищет утешения в непрекращающемся вызове самому себе. Это самый интересный персонаж, являющийся ключом как к фрагментарной идеологии объединения, так и к ее отсутствию. Правая рука Петра и вместе с тем его антипод — симпатичный коммуникабельный рациональный Андрей — рассматривает любое действие своей организации как художественный акт. Сыгравший его Иван Янковский, актер в третьем поколении, привнес в образ обаяние филигранной мимики, оказавшись самым артистичным в этой четверке. Ну и наконец, безымянный Попов (Александр Паль), сосредоточивший в себе весь социальный пафос фильма, мечтает превратить Тряпсоюз в развернутую сеть карателей-анархистов. Эти заводные ребята занимаются спортом под залихватские песни группы Шкловский (лидер которой — режиссер картины), готовят план по захвату власти, придумывают протестные перфомансы, сыплют познаниями в философии и истории религии, рисуют, музицируют и попросту буянят. Нарратив время от времени разбавляется флешбеками, которые обнаруживают еще большую художественную эрудицию автора...
Впервые появившись в кадре, эти четверо кажутся сплоченным коллективом, но небольшого хронометража достаточно, чтобы по окончании задаться вопросом: почему история знает так много молодых талантливых объединений, распавшихся вскоре после создания? Например, явно напрашивающееся здесь ОБЭРИУ с его абсурдом и мистическим мироощущением... Всегда ли виновата политическая среда, или люди просто эмоционально устают друг от друга? Или огромная внутренняя энергия, не имеющая вектора для самовыражения, неизменно сжигает группу изнутри? В фильме, скорее, последний вариант: ребята, только что выброшенные во взрослую жизнь, напоминают персонажей известной басни И. Крылова. И, к сожалению, в Тряпсоюзе легко усматривается ценностный кризис сегодняшней России...
В целом, фильм М. Местецкого не боится говорить о проблемах российских реалий, хоть в выражениях и куда менее смел, чем его песни. Тут нашлось место и наркомании, и продажным блюстителям порядка, и другим наболевшим темам. Правда, сама форма изображения проблем, как бы непретенциозно-карикатурная, и смещение фокуса сюжета на непосредственно 'приключения' друзей снижают протестный градус. Местецкий словно лавирует между реакционным по своей природе госаппаратом и вечно желающими изменений либералами (которые, надо полагать, составляют целевую аудиторию произведения), желая сохранить лояльность и тех, и других. Но в конце концов, значение фильма не в протесте как таковом, а в вопросе, что, собственно, с этим протестом делать. Любой молодой человек рано или поздно вынужден повзрослеть, но любому молодому человеку нужно решить, куда направить переполняющую его энергию. Обязательно ли разрушать и взрывать либо причинять экзекуцию своему телу? Или, наоборот, обязательно ли заканчивать университет, устраиваться на работу, заводить семью и удовольствоваться выражением своего мнения на кухне в кругу 'своих'? Можно ли направить энергию на творчество и писать, снимать, говорить, выстраивая диалог с властью и обществом на волнующие темы? Автор предлагает зрителю разные варианты ответа на эти вопросы, не навязывая ни один из них.
'Тряпичный союз' заслуженно принес приз 'Кинотавра' за лучшую мужскую роль всем четверым актерам главных ролей, а затем представлял Россию в программе 'Поколение 14+' на Берлинале и был тепло встречен зрителями. Что тоже не удивительно, ведь он содержит все, что нравится высоколобому зрителю: и интересные визуальные находки, и юмор, и явный гуманистический посыл.
Закончить хотелось бы перефразированными словами героя В. Буткевича: 'Я не знаю, можно ли, лежа на дне, снять настоящее зрелое кино, не знаю... но снять хороший авторский фильм в наше время — достаточно трудная задача. И в этом смысле, съемочная группа неплохо поработала'.
Так получилось, что фильм смотрели всей семьей, включая двух сыновей 19 и 14 лет. Без них этот фильм мы бы приняли за чудачества режиссера и едва ли досмотрели бы до конца. Нам казалось, что таких персонажей сейчас, в современной России нет, но оказалось, что этих ребят мы просто не видим. Мы (взрослые) живем в свой реальности, а молодежь в своей, кипящей и неопределенной... Старший сын сказал, что у него полгруппы таких 'ненормальных неформалов'.
Это фильм о становлении и взрослении обычных, невыдающихся и проплаченных, а среднестатистических молодых людей, возможно даже воспринимающихся как 'люди с отклонениями в развитии' Это фильм о дружбе и поисках себя, о человеческих отношениях в нашем сумбурном и непонятном мире. Тут есть и наркотики, и алкоголь, и сексуальная беспорядочность, но все это молодым людям удалось пройти и очиститься. У них есть идея - изменить мир к лучшему, но методы для них в силу возраста и максимализма не существенны.