История двух 14-летних девушек из далекого 1992 года. Они ходят в школу, стоят в очередях, мечтают и сталкиваются со сложностями. Нане Эквтимишвили, сценаристу и режиссеру, было как раз тогда также 14 лет. Поэтому некоторые повороты выглядят неимоверно острыми. Вероятно они отчасти автобиографичны.
Очередь. Останавливается автомобиль. Ребята похищают на глазах у всех девчонку, а прохожие не придают этому никакого значения. Зато когда у ее подруги начинается истерика и она оскорбляет толпу у одного из мужчин просыпается подобие гордости и он дает девушке физический отпор.
Похищение и свадьба с 14-летней? Да не может быть! А между тем, режиссер умело показывает как саму свадьбу, так и оборотную сторону последующей совместной жизни.
- Ты выйдешь за меня замуж? Я серьезно тебя спрашиваю... Подумай над моим предложением. Жду твоего ответа в течение двух недель.
- А чего тут думать. Нет и нет.
- Почему ты отвергаешь мое предложение?
- Потому, что ты придурок.
Картина гиперреалистична. Камера выхватывает случайных прохожих, ободранный кафель, старую газовую плиту. Но дети будто не обращают внимание на это - они принимают всю тогдашнюю неустроенность за норму. Ну а пора взросления начнется с появлением явно криминальной линии.
Чудесным образом мальчишеская ревность предвосхитит все то, что мы чуть позже увидели в 'Слове пацана'. Как итог перед нами такое добротное европейское фестивальное кино. Оно отсылает не то, к итальянскому неореализму, не то к 'Маленькой Вере'. Отсутствие узнаваемых актеров лишь придает реалистичности.
Но у ленты есть и недостатки. Слишком простой мне показалась линия с пистолетом, который постоянно как искушение появляется перед персонажами. Кажется, что в нем они видят единственный символ силы, что, упрощает этот фильм.
Упрощают ленту и достаточно линейные, односложные диалоги. В них нет ни мата, ни жаргона. Нет эмоций. Своей пресностью они ограничивают всю остроту сюжета.
- И где тебя носило я спрашиваю? А домой во время прийти, даже на ум не пришло? Не маленькая вроде.
С тех пор как кинематограф перестал быть исключительно развлекательным феноменом, вбиравшим в себя все самое редкое, диковинное и красивое, что есть в реальной жизни, чтобы показать зрителю увлекательную сказку на большом экране, призванную развеселить его и заставить улыбнуться, режиссеров всегда тянуло ко всему сложному и тяжелому, что только существует в человеческой жизни. Неудивительно, что вскоре одной из главных тем драматического кино стал трудный возраст, период в жизни каждого человека, чье название говорит само за себя, который ни у кого не проходит безболезненно и всегда приносит с собой множество дилемм и вопросов, которые достойны изучения в кино. Подобные картины снимаются уже не одно десятилетие режиссерами с абсолютно разным кинематографическим и жизненным опытом, разбросанными по всему земному шару, но, несмотря на разницу в эпохах или географии, большинство таких фильмов поразительно схожи между собой и являются универсальными для жителей любой страны, рассказывая о классических подростковых проблемах вне времени и пространства - болезненная зависимость от общественного мнения, оторванность от родителей, слишком занятых собственными бедами и разочарованиями, чтобы обращать внимание на своих детей, ощущение одиночества в толпе и того, что тебя никто не понимает, несовершенство школьного образования, которое призвано скорее уничтожить любую веру в себя у молодого человека, который и так находиться на грани, и все это на фоне алкоголя, наркотиков, секса и насилия. В юности будущего режиссера фильма 'Длинные светлые дни' Наны Эквтимишвили не было недостатка во всех классических проблемах и тяготах подросткового периода, описанного выше, но было в ее жизни и то, чем похвастаться может далеко не каждый молодой режиссер, который снимает один из своих первых фильмов, основываясь на опыте, полученном в свои школьные годы, а именно жизнь в стране, раздираемой на части очередной войной, приносящей в повседневную реальность еще больше непонимания и озлобленности, которого в любой точке мира в достатке и в мирное время.
Первоначально Нана Эквтимишвили планировала совершенно типичную для современного независимого кино работу, представляющую собой рассказ о двух юных подругах, пытающихся в перерывах между весельем и бунтарством понять жизнь, но вскоре режиссер осознала, что не сможет рассказать о подростках своей страны, не затронув множество животрепещущих вопросов, часть из которых потеряла актуальность в современной Грузии, однако большинство из них лишь приняли новые обличья. Эквтимишвили изображает быт военного времени как дефицит, который можно измерить в штуках, килограммах и монетах - отсутствие еды на полках магазинов и электричества в доме, так и скудность, которая не поддается точному измерению - недостаток человечности, недостаток добра, недостаток мужества, недостаток морали, недостаток уважения, недостаток простой человеческой тяги к жизни. Это духовное опустошение подводит нас к тому, что даже когда Грузия не находиться в состоянии вооруженного конфликта, в ней всегда будет продолжаться война между устаревшими для цивилизованного мира подавляющими личность традициями и внутренним ощущением того, что правильно и не правильно, которое идет от самого сердца, и несмотря на то, что никто уже не похитит девушку средь бела дня, сделав ее всеми неправдами и гнусностями своей законной женой, роль женщины в стране по-прежнему сводится к ее функциям как жены и матери, которые должны быть исполнены строго в соответствии с нормами приличия, какими бы разрушающими для будущего они ни были. После выхода картины 'Длинные светлые дни' Нану Эквтимишвили часто спрашивали является ли она феминисткой, и действительно в ее картине выражена очень сильная озабоченность судьбой молодых женщин ее страны, но в то же самое время ее работа ясно отражает и то, что рабами спутанного клубка из традиций, безразличия и войны становятся все люди, независимо от пола.
Несмотря на то, что многие ситуации и вопросы, проиллюстрированные в 'Длинных светлых днях' не являются универсальными и не могут быть воспроизведены в масштабах другой страны или времени, фильм работает на двух уровнях, являясь одновременно картиной про юность в Грузии, так и картиной про юность в принципе. Знания предмета подарят вам новую пищу для ума, но в то же самое время, если вы таковыми не обладаете, то все равно не останетесь ни с чем - как в сцене свадьбы вы можете знать, что танец, который исполняет одна из главных героинь, является исконно мужским танцем, а следовательно вызовом, так можете и не знать этого, но все равно почувствовать какой протест, наполненный горьких чувств и колющих эмоций, заложен в этом эпизоде. 'Длинные светлые дни' - это родители-алкоголики, которые есть были и будут всегда, независимо от того к какой национальности вы принадлежите и в какой стране живете, это ощущение полного разлада между всеми членами семьи, каждый из которых как будто вещает на своей собственной волне, недоступной другим, это неуважение и издевательства, как со стороны ровесников, так и учителей, это не осознанная дружба с теми, кто рядом, не то чтобы совсем не искренняя, но полная разногласий и непонимания, это очень громкий крик юного создания к старому миру, которое пытается понять, когда же все стали такими безразличными и беспринципными, и как начать думать о будущем, если все показывает, что у тебя его нет. Дебютная полнометражная работа Наны Эквтимишвили как пистолет, который в ней неоднократно появляется, - злая и опасная, напоминающая о том, что каждое отступление, каждая ложь самому себе и каждый осуждающий взгляд может стать той самой осечкой, которая позволит пуле, долгое время томившейся в стволе, наконец-то вылететь наружу, сметая все на своем пути.
'Длинные светлые дни детства уходят, даже не помахав нам рукой на прощание...'
Сегодня впервые посмотрела фильм грузинского происхождения. Получилось это абсолютно нежданно -негаданно и к моей великой радости.
В фильме, конечно, представлен весь грузинский темперамент: быстрая громкая речь, резкая жестикуляция, бешеный взгляд и крики на 3 квартала. Тем не менее идея этого фильма не о семейных разборках и вовсе не о политике (хоть за основу взяты события 1992 года - первого года установления независимости в Грузии) она о самом трепетном и главном: о светлых днях зеленой юности.
Две главные героини из маленьких школьниц перерастают во взрослых, познавших жизнь с многих граней, девушек. Кажется, что ничего особо не может измениться за столь короткое время их жизни, а все же меняется.
По-мимо актерской игры и самого сценария меня захватила главным образом операторская работа. Настолько честно и жизненно снял это кино Олег Муту, что хочется аплодировать ему стоя, долго громко и с широкой улыбкой на лице. Красивые крупные планы, порой убогие, но в то же время захватывающие и очень знакомые пейзажи, по- кадровое раскрытие всей глубины фильма (как бы пафосно это не звучало) и просто..ах.
Длинные светлые дни - говорит о повседневности, часто бывающей очень жестокой к нам, об ненормальной обстановки в семьях, о крепкой дружбе и взаимовыручке, о первой любви...да, о любви, конечно же, говорит. И вновь о детстве...
У этого фильма, как ни странно, нет слогана, и, если бы меня допустили до его написания, то он бы звучал ни как иначе как:
'Длинные светлые дни детства уходят, даже не помахав нам рукой на прощание...'