Не все псы попадают в рай. Или у каждого правила есть исключения.
Взглянуть на мир глазами художника, казалось бы, что может быть проще? Для этого все-то и нужно, что посмотреть на результат его работы. Да, в этом нет ничего сложного, и это может сделать каждый, вот только взглянуть и на мир и увидеть его – это совсем разные вещи.
И что с того, что кто-то посчитал «Франкенвини» пустой тратой рабочей силы и денег (куда же без них)? Разве можно прислушиваться к подобным замечаниям? Вот Тим Бёртон и не прислушивается, а продолжает идти своей дорогой, и плевать, что некоторые говорят, будто он повторяется: мол, всё те же мертвецы и т.д. и т.п. Ну и что в этом плохого? Он создал свой собственный неповторимый мир, свою вселенную. Много ли ещё людей могут сказать о себе тоже самое? Причём это не какой-то закрытый мирок, созданный только для себя. Мир Тима Бёртона открыт для всех, кто его понимает, так что добро пожаловать. Посторонним вход не воспрещён, но они здесь всё равно надолго не задержаться.
Ну а теперь о самом фильме. Ну что тут сказать? Говорить что-либо о стиле Бартона, думаю, нет никакого смысла, все, кто знаком хотя бы с несколькими его работами прекрасно знают, что это такое.
Франкенвини… Название говорит само за себя, так что, прочитав его, мы уже можем сложить себе представление о том, что за история нас ожидает. Но некогда не знаешь заранее, как эта история будет изложена. Тим Бёртон – один из немногих, кто может заставить людей по-другому взглянуть на вещи. Люди всегда боялись и будут бояться всего неизведанного, а что может быть более таинственным, чем смерть? Вот только таинственное и страшное – это далеко не синонимы, но многие об этом, судя по всему, забыли.
«A comic twist on a classic tail!» Тим Бартон снял удивительный фильм, положив в основу всем известную историю про Франкенштейна, написанную Мэри Шелли. Место знаменитого учёного занял мальчик, с очень говорящим именем - Виктор Франкенштейн, с ролью которого прекрасно справился Бэррет Оливер. Виктор – очень талантливый мальчик, снимающий прямо-таки гениальные фильмы с невероятными спецэффектами. Но так как кино авторское, то приходится экономить буквально на всём. Так что в роли монстра выступает домашний любимец, пёс породы бультерьер(которая и без того у многих вызывает страх), Спарки. Кто знает, может образ Виктора – это прототип самого режиссёра. Историю Франкенштейна, думаю, знают все, поэтому не стоит на этом останавливаться. Разве что Виктором движет не жажда научных открытий, а всем знакомое чувство привязанности и нежелание смириться с потерей.
Мальчик, судя по всему, незнающий, что все псы попадают в рай(после этой досадной оплошности, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем, студия Уолта Диснея сняла одноимённый мультфильм, пусть и с опозданием. Зато теперь каждый ребёнок знает, что случается с собаками, после того, как они умирают) решает воскресить своего четвероного друга. Вот тут-то всё и начинается…
Уже здесь, в этом, казалось бы, детском фильме, поднимаются довольно-таки сложные вопросы. Жаль, что многие этого не видят и для них Тим Бёртон – это человек, который снимает интересные сказочки, в которых нет ничего кроме хорошей картинки, ну а некоторые их смотрят исключительно из-за Джонни Деппа. И это очень обидно. Так вот, уже здесь можно увидеть мотивы, знакомые всем, кому хоть немного близко творчество Бёртона. Так что во время просмотра возникает много ассоциаций с более поздними работами режиссёра. Перечислять их я не вижу никакого смысла, потому что у каждого они буду своими, но в этом-то и заключается прелесть подобных фильмов.
И напоследок несколько слов о том, как меняются вещи в зависимости от точки зрения. В фильме есть, не побоюсь этого слова, гениальный, эпизод – Виктор, сильно переживающий смерть своего любимого пса, смотрит в окно, по стеклу которого стекают струйки воды. Изначально создаётся очень удручающее впечатление, но через мгновение ракурс камеры меняется, и мы видим, что вода – это не что иное, как брызги из шланга, а на улице стоит ясный и погожий день.
Вот так фильмы Тима Бёртона позволяют взглянуть на мир, так сказать, под другим ракурсом. И тогда многие, на первый взгляд, ужасные вещи могут показаться не такими уж и страшными. Вот только далеко не все могут понять столь своеобразный подход.
Когда-то, давным-давно, еще молодой и никому тогда неизвестный режиссер по имени Тим Бертон снял удивительный фильм 'Франкенвини'. Эта лента не претендовала на статус 'полноценного' фильма и должна была демонстрироваться в кинотеатрах в связке с полнометражным диснеевским мультфильмом. Несмотря на то, что историю о дружбе мальчика и его мертвого пса продюсеры даже не попытались выпустить в прокат, она определенно заслуживает того, чтобы быть замеченной.
Я не буду сейчас долго рассказывать о том, как отразилось в ней все последующее творчество такого неоднозначного, но, безусловно, талантливого режиссера, как Тим Бертон, как и не стану рассуждать о том, каким образом начинающему кинематографисту удалось втиснуть в полчаса экранного времени полноценное посвящение черно-белой классике первых голливудских фильмов ужасов. За меня это было сделано уже не раз. Упомяну лишь о том, что, пожалуй, именно во 'Франкенвини' оказываются наиболее заметными предпосылки того самого стиля, который позже станет фишкой режиссера и которую будут считать его 'фирменной'. Ведь весь Тим Бертон, по сути, - это и есть та самая классика фильмов ужасов из детства, классика, состоящая из картонных декораций, простеньких специальных эффектов и громкой музыки, только пересаженная на почву живущих скучной жизнью рафинированных американских обывателей.
Но увидеть 'Франкенвини' стоит не только и не столько ради этого. Дело, скорее, в том, что этот фильм получился на удивление - если смотреть с позиции современных бертоновских работ - трогательным и берущим за душу. Замечательно отыграны роли добрых и кажущихся поначалу глуповатыми родителей, самого мальчика (который, кстати, в том же году читал 'Бесконечную историю' Вольфганга Петерсена) и, разумеется, пса, дружеские отношения Виктора с которым непосредственны и обаятельны. Обаятелен и гений Бертона, сумевшего вдохнуть в машинерию и этих, и остальных персонажей 'Франкенвини', многим из которых отводится едва ли больше минуты экранного времени, жизнь и... то, что можно назвать душевностью. К сожалению, практически ничего из этого не проявилось в масштабном авторемейке ленты образца 2012 года - который оказался слишком уж совершенен, слишком правилен в своей художественности, чтобы вызывать хоть какие-то эмоции.
Но, к счастью, у нас сохранилась и подлинная классика.
'Другие родители беспокоятся, чтобы их дети не связались с наркотиками. Похоже, нам повезло. И держу пари, у него в этом году лучший научный проект'
Фильм совсем не похож на 'Кладбище домашних животных', с которым я почему-то изначально его ассоциировал. Скорее, это такой Стивен Кинг наоборот. Все беды, учит нас Стивен, человек сваливает на себя сам. История заканчивается плохо, если кто-то из её героев поддается любопытству или другому сильному влечению, затмевающему разум. Или поддается глупости. Семья с маленьким ребенком и котом поселилась в доме у трассы, где с бешеной скоростью носятся грузовики. Ну не идиоты ли?
Тим Бёртон же, насколько я вынес из его фильмов, объясняет: виновно скорее окружение, чем люди. И прежде всего соседи - злобные, завистливые, ненормальные. В 'Франкенвинни' они изображены почти карикатурно. А визжащая толстая тётка так и просится быть загрызанной милым Спарки (породы бультерьер, так что даже странно, как семья Франкенштейнов смогла воспитать в нём такого милоту). И девочка-одноклассница главного героя - оживившего любимую собаку при помощи молнии, тостера и аквариума) тоже хороша: увидела тень и давай орать. Все они такие, эти школьные красавицы! Чёртовы истерички, ага.
В общем, фильм прекрасен. Закачаю новый 'Франкенвинни', тот который мультфильм, и пересмотрю 'Франкенштейна' - чувствую, были у Бёртона к нему какие-то отсылки, да я не все уловил.
Зы. Кладбище в фильме прекрасно, достойно отдельного упоминания, скриншота и юзерпика.
Зы2. А маму Виктора сыграла Шелли Дюваль. Из-за неё первые пятнадцать минут (то есть полфильма) мне казалось, в кадре вот-вот появится Джек Николсон и улыбнется своей фирменной 'сияющей' улыбкой.
Только Тим Бартон мог придумать Франкенштейна в собачьем обличье! Чудесная история про умного пса Спарки и гениального мальчика Виктора Франкенштейна.
Нет слов. 'Бартоновский ' стиль. Такое же загадочно-кукольное кладбище. Собака с огромными швами, из которых льется только что выпитая вода. Черный юмор. Сцена со старой мельницей-лункой напомнила сразу два фильма: 'Ван Хельсинга ' и 'Сонную лощину '- еще один фильм Бартона. В общем, получила огромное удовольствие при просмотре, а это, на мой взгляд, главное.
Самодеятельность от Тима Бертона, начнете вы бурчать. На носу 1984 год, естественно у Бертона очень мало опыта. Фигушки вам с макаронами! Перед нами настоящий Бертон. Фильм идет тридцать минут, т.е. короткометражное кино. Сюжет своровал у Уэйла, т.е. у Мэри Шелли.
Почему настоящий Бертон? А какой еще? Только этот выдумщик мог посмотреть на Франкенштейна через собачку. Ходят слухи, что у самого Бертона умерла собака (в те годы), поэтому всю свою боль он перенес на экран (юмор присутствует, но черный).
Кстати, тогда данное произведение многим не понравилось. Продюсеры сказали – какого вообще лешего ты тут наснимал, а? У нас мультик “Пиноккио” идет, после него мы должны показывать твой фильм. Какие дети будут это смотреть?
Бертон еще спрашивал, что нужно переделать, я переделаю. Все, а-ха-ха. Реально, никто не ожидал, короткометражка получилась мрачноватой. Положа руку на сердце – да она просто стильная.
Бальзам на душу – я обожаю черно-белое кино. Мне все понравилось. Собачка – обалденная. Парнишка, который играл Виктора – справился со своей ролью (Бесконечная история, все-таки – намек понятен?). Про страшненькую дочку Копполы – говорить не будем. Трудности перевода.
Всем фанатам Тима – смотреть обязательно! Остальные могут смело проходить мимо. Специфика на лицо. Если сравнивать с мультиком, который Тим снимет по этому фильму, то он будет хуже (давным-давно писал об этом), субъективно.
P.S.
А вам не кажется, что отец Виктора очень сильно похож на бандита из картины “Один дома”, а-ха-ха – теперь мы липкие бандиты, липкие…
« - Об этом не написано в учебниках Ломоносова…» (с)
Эх, что б мы делали без Тима Бертона!.. Давайте представим. Мы бы никогда не увидели Эдварда Руки-Ножницы, не посмеялись бы над трогательным Вилли Вонка с Шоколадной фабрики, не узнали бы, что жениться можно и на мертвых невестах... А еще не увидели бы собаку-франкенштейна с огромным, добрым сердцем на батарейках.
Да, как же зрителю повезло с Бертоном.
26 лет назад короткометражка 'Франкенвини' предстала перед судом руководства студии, и, после недолгих размышлений, то самое руководство отправило ее на полку на долгих 8 лет, мотивируя отказ 'пугающей атмосферой фильма'. Это сейчас мы знаем, что та атмосфера - изюминка в творчестве талантливого режиссера, то, за что миллионы людей по всему миру знают, любят, и ждут новых шедевров.
Кстати, многие действительно стоящие фильмы перед тем, как попасть на экраны, годы, а то и десятилетия пылятся на полках. Но хуже от этого не становятся. Наоборот, как вино, приобретают бОльшую ценность.
'Франкенвини' - фильм как раз такой, не потерявший смысла, не растерявший жуткой, но такой очаровательной атмосферы.
Старенький, но не стареющий шедевр от мрачного сказочника.