Начну с того, что мое ожидание «Бёрдмэна» возникло чуть ли не с момента начала съемок. До этого, казалось бы, несовместимый коктейль из Алехандро Гонсалеса Иньярриту и пестрящего яркими именами актерского состава внушил мне, что это определенно то, чего стоит ожидать с нетерпением. Уверенна, что вы, как минимум, тоже ни разу не представляли себе Галифианакиса в фильме Иньярриту. Высидеть на месте до старта проката в кинотеатрах мне, при всем желании, не хватило сил. Ведь вокруг все больше критиков начинают петь деферамбы, столь желаемой к просмотру ленте. Ото всюду только и слышно «Бердмэн», «Бердмэн», а номинации и награды словно летят в его сторону.
Какого же было мое глубочайшее разочарование от увиденного. Я долго думала какого типа будет данная рецензия, ведь разочарование прощается с трудом, потому то я и решила отложить это дело и не писать сгоряча. Нет, нет, я ни в коем случае не пытаюсь сказать, что это провал, что это невозможно смотреть и скажу даже больше - это стоит глянуть, на самый худой конец учитывая шумиху, воссозданную вокруг него. Для меня этот фильм неплохих, но из разряда «посмотрел – и забыл». Исходя из этого, после окончания фильма в моих глазах застывает немой вопрос – «из-за чего весь сыр-бор?», множество премий, бесконечные овации и восторг? Киноакадемию я могу упустить из виду, она давно для меня не показатель, но как объяснить все вышесказанное? Давайте попробуем разобраться.
Во-первых не буду забывать и приму в счет фактор завышенного ожидания, в данной ситуации от него никуда не деться, но давайте позабудем об этом и копнем дальше. Суммируем все хорошие стороны – громкие имена, начиная с режиссера, заканчивая съемочной группой, актерская игра на уровне (Нортону отдельный респект), новые трюки в стиле съемки – вроде бы все на месте для вопиющего успеха, да? Но для меня «секретным» ингредиентом в эликсире успеха всегда являлся сюжет.
Ну живет себе личность с диагнозом, которого боится каждый актер - «актер одной роли», которая ходит за ним тенью в костюме супергероя-птицы. Есть у него бывшая жена и фриковатая дочь-наркоманка, недавно покинувшая реабилитационку, но уже прячущая от отца косячок, так же есть незначительный служебный романчик, с залетевшей в последствии актрисулькой второго плана и спектакль, который олицетворяет для Риггана заветный второй шанс. Вроде бы жизнь у чувака складывается печальнее некуда, но не смотря на все это, жалости он особо не вызывает. Такой себе далекий образ Гамлета наших времен с его «Мышеловкой», если сумеете тонкую провести параллель.
Только все эти события в итоге ни к чему интересному или поучительному так и не приводят. Взамен мы получаем главного героя с психическим расстройством, лишенного таланта, на мой взгляд. Он в ярости «машет» своим сценарием перед носами кинокритиков и журналистов с фразой в стиле «try walk in my shoes» написанной на лбу, навешивая на себя медали, ведь это же сам 'Бердмэн'. Но при этом не может навести порядок ни у себя за кулисами, ни в голове. Эмма Стоун с депрессивными замашками отца, Эдвард Нортон - ублюдок со звездной болезнью, и их бессмысленные диалоги. Сцена в гримерной Эммы Уоттс с Андреа Райзборо - буд-то вообще не из этого фильма.
И не знаю как вам, но сюжет до ужаса напоминает, так полюбившийся мне «Черный лебедь» Даррена Аронофски, только вот не дотягивающий до него, не интригующий и несущий в себе недостаточно смысловой нагрузки, чтобы оставить отпечаток в памяти хотя бы на какое-то время.
Не люблю фильмы, после которых остается много вопросов, которым негде черпать почву на ответы, где ее попросту нет, а автор загадочно говорит нам «в этот фильм я заложил глубокий замысел и не каждому дано уловить его».Бывает и наоборот, когда все казалось бы некуда проще, но вокруг трепещущие возгласы «Браво», и не кого-либо там, а серьезных кинокритиков. Прошу прощение, я никому не навязываю свое личное мнение, но разве талант это не тогда, когда глубокий замысел удается показать или правильно намекнуть на его присутствие, а не скрыть от всех и вся? Лично для меня этот фильм не содержит никаких глубоких замыслов и на случай «все гениальное – просто» он тоже не смахивает.
Что касательно критики, в ленте прозвучала громкая фраза «Критиком становится тот, кто не способен созидать, также как неспособный воевать становится доносчиком.» А как вы считаете?
Как часто, вы хотите видеть реальную жизнь на экране? Как часто у актеров, которые играют актеров, получается это сделать? Нечасто...Далеко нечасто... Бердмен это непросто фильм о жизни людей... Это фильм о жизни людей, которые надевают маски, чтобы сыграть других людей. Мало того, что у фильма сильный сценарий и режиссер, так еще просто блистательный актерский ансамбль.
Фантастическая игра актеров. Просто шедевральная.
Майкл Китон, который если честно оставил в начале фильма очень много вопрос, не показывал ничего выдающегося, но в последние полчаса он просто порвал всех в клочья, эти полчаса -они стали его бенефисом, которому рукоплескал, как зал в фильме, так перед экранами.
Эдварт Нортон- одна из причин почему у господина Китона случился бенефис лишь в последние полчаса, просто потрясающая актерская работа, очень жаль, что Дж. К. Симмонс сыграл свою лучшую роль в этом году... я бы назвал роль Нортона - 'Секрет внутри секрета'.
Женские роли, так же не подлежат критики, Наоми и Эмма были прекрасны, каждая в своей ипостаси.
Последним штрихом стал Зак, который был наконец-то не Алан из Мальчишника, а агентом Бердмена!
Суперстар Ригган Томсон в молодости прославился исполнением роли Бердмена, человека-птицы, героя популярного киносериала наподобие Бэтмена - человека-летучей мыши. Теперь он постарел, и слава давно позади, но Томсон еще надеется снова взлететь в небо - доказать, что он серьезный актер. И вот мы застаем его на Бродвее, где Томсон ставит драму 'Что мы говорим о любви' с собой в главной роли. Идут последние репетиции, пробные прогоны для приглашенных 'тест-групп', последние волнения перед премьерой.
Но первый же кадр фильма: герой в позе лотоса в своей гримуборной волшебным образом завис в полуметре от пола. По ходу дела выяснится, что он также способен взглядом передвинуть вазу с цветком, или, наставив палец, выключить надоевший телевизор, или выстрелить из бутафорского пистолета. Это его всесильный Бердмен с ним слился и не отпускает, делая сознание Томсона сумеречным. Любой актер, познавший звездный час, знает, как маска триумфа прикипает к лицу. Наш Бабочкин так на всю жизнь и остался Чапаевым. Наша Гурченко до конца дней сражалась со своей Леночкой Крыловой из 'Карнавальной ночи'. Первый успех становится единственным и норовит перекрыть дорогу к новым. Он может быть источником невроза.
Здесь фильм 'Бердмен' стал на тропу 'Восьми с половиной', где Феллини первым дал нам заглянуть в фантасмагорическое подсознание творца. В нем перемешены неутоленные амбиции со страхом растерять завоеванное, каждому знакомое кризисное состояние пустоты и беспомощности - с инстинктивной жаждой выкарабкаться. Вечная неуверенность в себе, страх провала - с показной самоуверенностью вознесенного под небеса гения. Картина Феллини открыла тему, она же ее и закрыла, и хотя вряд ли Иньярриту сознавал свое неизбежное эпигонство, но его картина полна параллелей с классическим первоисточником. Включая цирковые эпизоды долгожданного пролета Бердмена над ущельями Нью-Йорка, оркестрованные фирменными феллиниевскими барабанами.
Фабула фильма - кишки, полости, суставы и сочленения театрального процесса. Лучший из современных операторов Эммануэл Любецки становится нашим проводником по этой анатомии и нашим чувствилищем: камера в ее долгих проходах-пробегах-пролетах нервна и порывиста, она чутко реагирует на любые изменения в эмоциональном состоянии героя. Мы становимся свидетелями сложных отношений между теми самыми актерами, которые на поклонах, так сладко улыбаясь, так нежно стискивают руки друг друга. Их психика непоправимо искажена: полный комплексов стареющий суперстар, его сексуально ненасытная дочка (Эмма Стоун), упоенный собственным совершенством герой-любовник (Эдвард Нортон), сменивший в будущем спектакле бездарного коллегу, раненного упавшим софитом... И - тут опять придется вспомнить Феллини - перед нами вновь причудливая смесь прозаической реальности и болезненных фантазий, обволакивающая этот мерцающий мир.
Особый интерес к фильму обеспечивает исполнитель главной роли - Майкл Китон, тот самый, что в 80-90-х годах был прославленным 'Бэтменом' в фильмах Тима Бертона: он придает картине вкус автобиографичности - полеты во сне и наяву ему не в новинку, и метания его нового героя легко переадресовать теперь самому актеру. Увы, пройдет мимо нашего зрителя важная деталь: экс-Бердмен решил поставить на сцене не что-нибудь, а инсценировку известного в Америке и малоизвестного у нас рассказа Раймонда Кавера 'О чем мы говорим, когда говорим о любви' - сценический сюжет накладывается на сюжет фильма, дополняет его и причудливо перекликается с комплексами, страхами и фобиями его героя.
Фильм обласкан фестивалями и осыпан премиями, его считают одним из главных претендентов на 'Оскара'. Включая актерские работы - серьезные, умные, но не выдающиеся. Среди премий самая курьезная - 'Золотой глобус' за лучший саундтрек: получивший эту награду Антонио Санчес должен по справедливости разделить ее с Равелем, Чайковским, Малером, Рахманиновым и другими столь же именитыми создателями щедро разбросанной по фильму первоклассной музыки.
Преисполненный блестящей пластической грации и легко считываемыми метафорами 'Бёрдмен' можно условно разделить на три акта, каждый из которых сопровождается игрой актёров в истерики на сцене, с последующим выстрелом хлопка в себе голову героя, рвущегося меж двух полей для личной самореализации в этой жизни - бродвейским театром и большим кино, в сторону которого презрительно фыркают все кому не лень уже больше десяти лет. Отвечающая за грацию камера Любецки, начищенного им, кажется, волшебным порошком, летает вслед за действующими героями, периодически отталкиваясь от них, чтоб запечатлеть парящего в собственных мечтах Риггана-Бёрдмена. Ещё чуть-чуть и кажется сама постановка оторвётся от земли вслед за актёрами, погруженных в несколько измерений (Китон играет Китона, силящегося выдать перфоманс и устремляющий взгляд в славное супергеройское прошлое; Нортон, помешанный на собственной игре вплоть до стояка), и оператором, - однако привыкший протирать до болезненной остроты головы зрителей аранжирующий Иньяритту ещё не набрал достаточной скорости для резкого пике вверх в связке с первыми двумя. Он в состоянии бросить пару ироничных выпадов в сторону жанра 'философской скучной хрени', в котором отстукивал раньше надрывающими барабанные перепонки каблуками, способен вытащить из темных углов несколько остроумных реплик - и всё это перемалывается ржавыми шестеренками традиционной истерики и слез. Запутавшиеся в самих себя, в целях, глядящие на мир размытыми глазами актёры переводят свою сущность и на саму картину, утопающую в фальшивости.
'Бах!' - и то ли взлетели, то ли лежат в обнимку с медузами.
В этом художественном фильме обыгрывается тотальный кризис заметной личности. Иными словами, главный герой ставящий пьесу на Бродвее сомневается в её актуальности – ведь книге 60 лет, своём мастерстве – в него мечут критики, труппа бездарна, сомневается и в том, нужен ли ему театр и сама пьеса вовсе. Тем не менее, он ставит всю карьеру на кон, и даже задумывается заложить единственное наследство свой дочери – её дом ради того, чтобы премьера состоялась.
В предстоящую премьеру Ригган вкладывает все надежды, все устремления и остатки творческих сил. Но триумфа не приходится ждать, когда самый авторитетный критик города признаётся, что вашу премьеру он погубит, да ещё и насыплет на крышечку гроба вашего творения побольше земли.
В фильме показывается проблема взаимоотношений отца и дочери, которые откровенно не справляются со своими ролями, но уже в реальной жизни. Вначале амбиции и слава отняли отца у маленькой девочки, а затем повзрослевшая дочь забрала незаслуженную веру в себя и покой у отца, употребляя наркотики и ведя не самый достойный образ жизни.
Но фильм далеко не про то, что все мы сластолюбцы, не способные на честность, и что с радостью обмениваем любовь и счастье на ничего не обещающие миражи. Фильм конкретно про захватывающую историю и те жертвы, которые пришлось принести центральным персонажам фильма, для того, чтобы безнадёжная и нежизнеспособная история, человек – ожили прямо на сцене на глазах у целого зала!
Это история на два часа снимает шоры зрителю и напоминает о том, почему все мы верим хорошему актёру. О том, что нас двигает встать на место другого, помогая раздвинуть тесные, неприятные стенки одной единственной человеческой жизни.
Безупречный баланс между содержанием и исполнением – заставит вас просмотреть эту работу, не отрываясь от экрана.
Самым сложным в кинематографе считается наделить картину смыслом, однако порой сложно не столько вложить идею в фильм, сколько до конца выдержать ее содержание. Не нужно искать в 'Бёрдмэне' скрытые идеи или выискивать в визуальных образах попытку приукрасить повествование. Бёрдмэн - фильм о кризисе среднего возраста, о проблеме отцов и детей, о муках одиночества и поиске себя в жестоком мире без иллюзий. Главный герой Ригган (Майкл Китон) - стареющий актер, когда-то давно снявшийся в некой трилогии о супергерое 'Бёрдмэн', а теперь пытается доказать что он серъезный драматический актер и режиссер, способный поставить в театре на Бродвее сложную драматическую пъесу о семейных взаимотношениях. Дочь Сэм (Эмма Стоун) ассистирует в подготовке, бывшая жена Сильвия (Эми Райан) изредка навещает угасающего на глазах Риггана. Сам Ригган пребывает в постоянных колебаниях связанных с прошлой ролью - Бёрдмэна. Тогда, он был знаменит, богат, теперь он погряз в долгах и вынужден доказывать критикам, что он способен на большее, нежели летающий супергерой в панталонах.
Фильм снят интересной концепцией 'одного кадра' - в фильме нет сменяющихся кадров. Камера следит за одним персонажем и плавно переводит план на другого. Во время беседы героев камера облетает каждого из них, давая возможность высказаться, однако порой камера берет столь крупные ракурсы, что становится как-то не по себе. Ближе к середине концепция начинает приедаться, да и операторские приемы начинают повторятся, так что свежесть идеи к концу фильма уходит.
Тем не менее следить есть за чем, ведь актеры выкладываются - актеры играющие актеров - сильный режиссерский ход, очевидно.
Бёрдмэн одновременно выступает в двух жанрах. С одной стороны это злорадная сатира над современными блокбастерами о супергероях с их регулярными миллионными сборами на уикэндах. С другой скромная драма отчаявшегося человека с тяжелыми отношениями с близкими людьми. Однако Бёрдмэну не удается усидеть на двух стульях. Ни одна из составляющих не раскрывается в полной мере и оставляет после себя терпкое послевкусие недосказанности. Под конец фильма ты теряешься в догадках, что за чертовщина тут происходит, но занавес опускается и ты под аккомпанемент ударных остаешься с застывшими вопросами на устах.
Фильм стоит внимания ради игры актеров и интересной операторской работы. Концептуальные идеи с раскрытием темы выдают в соседнем зале.
Говорить, что «Бёрдмен» великолепен, нет смысла, потому что в моём представлении хорошее кино не нуждается в лаврах и комплиментах. И замечу, что это именно КИНО, каким оно должно быть. Минимум развлечения, большая смысловая нагрузка.
Алехандро Гонсалес Иньярриту поднимает такие важные темы, которые затрагивает каждый второй режиссёр, но они почему-то проходят мимо нас, мы забываем об этих актуальных вопросах буквально сразу после выхода из кинотеатра. Но Иньярриту всё-таки капнул глубже. Наверняка поэтому два направления мысли настолько прочно засели в умах и сердцах людей, что они до сих пор это обсуждают.
А главных темы, как я уже сказал, две. На мой взгляд, всё остальное проходящее и не заслуживает пристального внимания…
Первое, о чём говорит режиссёр, это, конечно же, неумение человека жить своей судьбой и принимать себя таким, какой ты есть. Если дано тебе быть супергероем, так не стоит даже на шаг приближаться к бродвейской сцене. Мы очень часто хотим всего и сразу. Но у каждого свой путь и свой срок. К сожалению, мы этого не понимаем, вот и пытаемся быть на плаву, боясь упасть в бездну забвения. Пытаясь нарушить целостность и гармонию мира, мы забываем, для чего были рождены: воспитать детей, например, или подарить свою любовь близким людям. Почему-то все привыкли принимать, но не отдавать. Главный герой – яркое тому подтверждение. Он с воодушевлением принимает роли, съёмки, славу, приглашения в различные проекты (вернее, принимал, пока не прошёл его «звёздный час»), но ни разу не отдал что-то на благо близких и мира. Вот и остался один. Ещё и в таком депрессивном состоянии, которое приводит его к отчаянно-комическому поступку…Но в итоге-то неясно, извлёк ли он что-то из того опыта, который получил? Наверняка да, скажет зритель, но я бы так быстро выводы не делал. Финал открытый, а значит, неясно, к чему пришёл герой. Тут уж каждый сам додумывает исход событий.
Вторая тема поднимает такую проблему: КАЗАТЬСЯ, а НЕ БЫТЬ. Все мы находимся в социальных сетях, судим о рейтинге человека по количеству лайков и по наличию страницы на Facebook. Даже критики априори имеют конкретную точку зрения, основываясь на предубеждениях и заранее сделанных выводах. Из-за этого они тоже лишь создают «эффект присутствия» себя в мире и уверены, что могут вершить жизни людей, хотя у кого-то от рецензий зависит вся жизнь, всё, что поставлено на карту…Впрочем, мнение-то можно изменить, но всегда ли нужно менять сознание человека такими суровыми и не очень приятными путями, как сделал это главный герой в беседе с главным рецензентом газеты?
Фильм позиционируют как комедию, но это именно тот вид комедии, относительно которого хочется сказать «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…»
'Бердмэн'. Без сомнения, лучший фильм, что я видел в последнее время. Очень тонкое кино, вместе с тем, очень простое. Совершенно очевидное, но при этом очень необычное.
Казалось бы, сюжет не очень сложен: когда-то популярный актер, прославившийся ролью супергероя 'Бердмэна', а ныне почти позабытый пытается воплотить на бродвее мечту детства - пьесу Раймонда Карвера 'О чём мы говорим, когда говорим о любви'. Дела идут не очень хорошо, проблемы с деньгами, актерами, непростые отношения с дочерью (Эмма Стоун здесь, наконец, для меня раскрылась как актриса, и прекрасная актриса), по удачному стечению обстоятельств у них в составе появляется знаменитый актер, звезда первого плана (Эдвард Нортон, весьма милый подлец у него вышел). Казалось бы, всё должно пойти хорошо, но он оказывается крайне несдержанным и заносчивым. Всё осложняется тем, что у главного героя в голове постоянно звучит голос того самого Бердмэна, пытающийся командовать ему что и как делать.
В общем-то, могла получиться неплохая, но довольно простая драма или комедия. Если бы не одно 'Но!'. Как здесь всё сделано, как аккуратно и интересно. Во-первых, весь фильм снят как бы одним куском, одной камерой, без монтажа (конечно, монтаж есть, но невооруженным глазом его невозможно увидеть). То есть будто нет перемены кадров и смены картинки, весь фильм - одно целое полотно, не позволяющее расслабиться. Операторская работа на высочайшем уровне, игры с зеркалами. с движением камеры за человеком, перед ним, все это создает полный эффект присутствия рядом с героями. Саундтрек - отдельная тема: большую часть фильма звучат только легкие джазовые барабаны, динамикой игры оттеняя происходящее в кадре.
Игра всего актерского состава просто великолепна, причем молодежь ничуть не уступает бывалым актерам, а те не сдают своих позиций. Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс - прекрасны все. Даже Зак Галифианакис играет отлично, к тому же его персонаж - самый адекватный из всех героев. В фильме разыгрывается настоящая драма, любовь к человеку и любовь к искусству то дополняют друг друга, то вступают в непримиримую вражду, лучшие и худшие качества каждого героя неизбежно всплывут по ходу картины и что-то вам покажется родным и знакомым.
Фильм нужно посмотреть обязательно. Авторы и актеры уже получили множество премий, в том числе два 'Золотых глобуса' и штук шесть 'Critics’ Choice', ожидается еще больше, в том числе десяток номинаций на BAFTA и столько же на 'Оскар'. В данном случае - не зря.
Ну вот и пришло время некогда серьезному Иньярриту выбраться из сугубо драматических оков и пуститься в рядовую пошлую голливудщину, сопровождающуюся сортирным, но временами действительно забавным юмором.
Внимание Алехандро направлено на небезызвестный бродвейский театр, где репетиция актерами предстоящего спектакля суетливо смешивается с маленькими, нелепыми спектаклями их судеб. Герои назойливо кружат вокруг нервного, честолюбивого режиссера, организовавшего всю эту бутафорию ради желания почувствовать себя кому-то нужным, вспорхнуть выше своей головы, и утонуть в зрительских овациях. Оставаясь в одиночестве, Ригган (Майкл Китон) ловит галлюцинацию, разжигающую его внутренний конфликт: то спуская героя до уровня 'зловонной канализации', то возвышая над Нью-Йоркскими небоскребами.
Истинным драматическим переживаниям не может найтись места там, где есть место комедийным вульгарным выкрутасам, или мистическим и фантастическим кульбитам. Именно по этой причине большая часть кинематографической эклектики по сути представляет из себя синтетическую сипню, заставляющую Станиславского в очередной раз делать тройное сальто. Я уже, к сожалению (или к счастью?), не в том возрасте, чтобы верить откровенно фальшивой драме, патетично пробивающейся сквозь нервозные потоки сознания и действия героев. За фильмографией Иньярриту я слежу с первых работ, в которых режиссер мастерски вращал калейдоскопом почти что душераздирающих событий, за что собственно и полюбился. Реакция на его новую работу иной и быть не могла.
Практически бесшовная виртуозная операторская работа, безусловно, ласкает взор плавными движениями, но цветовая часть оставляет желать лучшего, раздражая зрение односложными искусственными тонами. Ненавязчивое музыкальное сопровождение задает картине идеальный фон, создавая атмосферу некоторой неожиданности. Даже за блестящую игру 'ранимой и чувствительной' Наоми Уоттс и 'придурковатого, несдержанного' Эдварда Нортона (уже не впервой встречающихся на съемочной площадке в дуэте), невозможно уцепиться при столь суматошных, бездушных действиях.
Фразой, сказанной риггановским alter ego: 'Люди любят экшн, а не разговорную депрессивную муру', Иньярриту, судя по всему и руководствовался, променяв привычную драматическую экипировку на иронически легкомысленную. Однако 'разговорная депрессивная мура', к которой он теперь уже вряд ли вернется, удавалась ему куда убедительнее и органичнее. Не нужно быть Вангой, Мессингом или Нострадамусом, чтобы предвидеть судьбу 'Бердмэна' на 87-ой церемонии вручения 'Оскара', на который картина номинирована аж 9 раз. За номинацию на лучший фильм статуэтку получит именно он, что будет ну очень в духе данной попсовой церемонии.
'Бёрдмэн'. Чего можно ожидать от фильма с таким названием, ничего не зная о его содержании? На ум в первую очередь приходит очередное заштампованное до блеска вылизанное супергеройское кино типа 'Супермэна', 'Бэтмена' и черт знает, какого еще 'мэна'. А вот и нет. Суть этого фильма - оборотная сторона его названия. Декорации сказочного замка обрушиваются, и вместо искрящегося фасада вывернутым наизанку оказывается загнивающее мрачное 'закулисье' жизни не только самого супергероя, но и обычных актеров и театра в целом.
Конечно, фильм не может не обратить на себя внимание необычной съемкой, музыкальным сопровождением, тем, что он вклинивается в поставленное на поток производство супергеройского кино. Но немного грустно, что эта самая необычность, которая, с одной стороны, выделяет фильм, с другой превращает его в нечто попсовое и массовое, а не уникальное.
Говоря об актерском составе, здесь все на своих местах. Приятно было смотреть на актерскую игру и терзания Майкла Китона, впечатлила даже Эмма Стоун, а Зака Галифианакиса было просто не узнать.
Немного подробнее о съемке. Очень увлекательно перемещаться за героями по узким темным театральным коридорам, интересно заглянуть к ним в гримерку и даже оказаться с ними на сцене. Часто камера либо следует непосредственно за актерами, либо мы как бы превращаемся в них и видим все ИХ глазами. Одним словом, оператор постарался на славу. А что касается долгих планов. Впечатляет, да, но, как по мне, все это восходит к извечному Хичкоку и его 'Веревке' (1948). Дубли в ней покороче, но это максимум, на что была способна техника того времени.
Музыкальное сопровождение в прямом и переносном смысле 'ударное'. Причем это не отвлекает, а нагнетает особый драматизм, напоминая что-то шаманское и вводящее в транс.
И всем фильм вроде хорош, и хочется поставить 10, НО мне не хватило целостности. На какой-то момент главное действо теряется, и возникает ощущение, что рассказать нам хотят просто о нелегком театральном закулисье. В итоге же сюжетные линии героев Наоми Уоттс, Эдварда Нортона и Андреа Райзборо оказываются заброшены, а их переживания и терзания бессмысленны.