Объективно редко возникает желание написать рецензию, но после просмотра этого фильма оно резко появилось. Бывает такое, что тебя чем-то фильм прямо цепляет, какой-то своей идеей.
Если вкратце о сюжете, то повествование строится на прибытии на Землю инопланетных кораблей, которые сели в разных точках земного шара. Человечество, ошарашенное такими новостями, ищет способ установить контакт с пришельцами любыми способами. Перед героями фильма ставится задача выяснить, что нужно пришельцам, зачем они здесь (Why are they here?). Кроме этого, поиски ответа на главный вопрос о прибытии пришельцев будут сопряжены с личными переживаниями главной героини, которые, как окажется позднее, сильно взаимосвязаны с этими самыми пришельцами, через взаимодействие с ними будут открываться все ответы на вопросы, звучащие в фильмы. И эти ответы отнюдь не будут лежать на поверхности.
Прибытие представляет собой качественное научно-популярное кино. Причем это Научпоп, в который ты легко веришь. Обычно при просмотре фильмов о контакте человечества с внеземными цивилизациями всегда присутствует осознание того, что все как-то не по-настоящему, редко удается поверить в реальность происходящего. Напротив, в Прибытии все преподносится так, что я даже не заметил, что смотрел фантастику, подача и обоснование материала заставляют вас поверить в реальность происходящего.
Прибытие - это фильм-погружение. Погружение на 2 часа в отдельный мир, на эти 2 часа ты абстрагируешься от реальности, ты веришь, что инопланетяне существуют, ты веришь, что они обладают собственным ни на что не похожим языком, который предстоит разгадать человечеству. Их язык не похож ни на одну из форм человеческих языков, они общаются с людьми с помощью логограмм, в тоже время общение на их языке сильно воздействует на героиню, так как инопланетяне являются высшей формой жизни и могут общаться сквозь временные рамки. За такое погружение я благодарен режиссеру картины (Дени Вильнёв) и всем кто причастен к её созданию.
Картина, безусловно, не лишена своих минусов. Для меня это слишком быстрая (почти мгновенная) завязка сюжета, а точнее ее фактическое отсутствие. По сути, мы не успеваем познакомиться с героями, быстро начинаются мероприятия по развертыванию сюжета. На первый взгляд, также казалось, что персонаж Джереми Реннера (ученый-инженер Иен) немного выпадает из повествования, непонятна была его необходимость участии в картине. Однако первое впечатление является обманчивым, вскоре мы узнаем, что он играет одну из ключевых ролей в развитии сюжета. В этом свете меня удивляют комментарии о ненужности этого персонажа, кажется люди просто не хотят вникнуть в этот фильм.
Больше всего фильм меня зацепил своей игрой со временем, сначала ты не понимаешь, зачем в повествование вставляются те или иные флешбеки главной героини, не понимаешь даже их сути. Однако потом, когда все становится на свои места, ты осознаешь, что происходит, тогда уже эти сюжетные вставки трогают тебя до глубины души, до слез. Можно сказать, что научпоп в данном случае прекрасно разбавлен элементом драмы, истории главной героини. Актеры прекрасно справились с ролями, Джереми Реннер был немного на втором плане, на первом плане блистала Эми Адамс, часть времени на экране занимал харизматичный Форест Уитакер.
Инопланетная цивилизация представлена в фильме очень интересно. Внешний вид как самих пришельцев, так и их корабля завораживает. Отдельно стоит отметить звуковое сопровождение в сценах с участием пришельцев, звуковая дорожка в этих сценах потрясающа, пробирает до мурашек.
Фильм получился особенным. После него хочется взять небольшую паузу, отвлечься от всего остального и просто обдумать увиденное. Фильм в первую очередь не о пришельцах, а о внутренних переживаниях человека, о том на какие жертвы и ради каких целей он готов пойти. Честно, не ожидал от этого фильма такой глубины. К просмотру определенно советую
Преобладают холодные оттенки, иногда они контрастируют с ярким теплым светом. Много снимают на фоне природы, а графика или нет - не важно, тк она очень качественная. Акцент идет на масштабы происходящего, поэтому часто выбирают ракурсы с высоты птичьего полета, далеко от объектов, на закате или рассвете. Очень красивые кадры.
Звук
Низкие звуки голосов пришельцев и музыкальной партитуры, так больше погружаешься в атмосферу, в жизнь героев и их мысли, решения и глубже чувствуешь, к чему они приходят.
Режиссура
Команда под руководством Вильнева дает целостный фильм, который между прочим приятно смотреть, слушать и после хочется думать о нем - это говорит о кропотливой работе.
Флешбэки и представления о будущей жизни героини начинаются с самого начала, но складывается картинка только в финале - так рассказывается о ее потере, стремлениях и переживаниях, придается большая значимость опыту. Главный конфликт как по мне здесь внутренний, однако он свойственен всем людям и прибытие кораблей как бы объединяет людей в мире в этом конфликте - он есть в каждом из нас.
Научно-фантастический триллер «Прибытие» режиссера Дени Вильнева покорил мое сердце глубокими философскими вопросами о времени и памяти, уникальной концепцией исследования природы человеческих отношений.
Я как переводчик по образованию, с особым интересом наблюдала за тем, как режиссер подает тему связи языка и мышления.
Фильм интересен с разных точек зрения, мне запомнилась нелинейная структура повествования.
Сюжет фильма разворачивается вокруг лингвиста Луизы Банк (в исполнении Эми Адамс), которая получает задание расшифровать язык пришельцев, прилетевших на Землю, чтобы понять их намерения. В процессе изучения языка, сознание Луизы кардинально меняется. Будучи уже другим человеком, овладев новым языком, а значит «орудием», она начинает чувствовать мир и время по-другому. Мы, люди, воспринимаем время слева направо, то есть линейно. Инопланетяне в свою очередь совершенно иначе чувствуют время. Таким образом, мы можем наблюдать, как картина фантазирует о восприятии времени другими существами, в данном контексте — пришельцами.
Дени Вильнев отчетливо показывает, что люди любят создавать преграды в общении с другими людьми. Восприятие информации может кардинально меняться от способа общения.
Мне кажется, что понятие «пришелец» имеет для людей негативную коннотацию. Вильнев же в свою очередь не хотел нас напугать, а наоборот, сделал так, чтобы мы прониклись и сопереживали иноземным существам, не воспринимали пришельцев как что-то враждебное. Человека по свей природе пугает неизвестное, и вот это индифферентное в природе космоса завораживает и устрашает.
Еще одна из тем фильма - это влияние языка на человека. Изучение нового языка в любом случае перестраивает карту нейронов. Язык влияет очень сильно на мышление и раскрывает определенное альтер эго, учит по-другому думать. Интересно наблюдать за изменением персонажей, например, для меня лично явной трансформацией сознания Луизы является погружение в воспоминания. Воспоминания все чаще и чаще появляются у героини, она как будто уже живет вне времени, ее сознание вышло за рамки человеческого ощущения пространства. Время стало не физической величиной, а самым настоящим чувством … как говорил Тарковский в одном из интервью: « ни одно из лекарств не может зафиксировать время».
Итак, фильм продолжает вдохновлять зрителей на размышления о будущем человечества и его месте во Вселенной.
Прибытие - это один из тех фильмов, отношение к которым у меня меняется со временем. Помнится вскоре после просмотра впечатление у меня сложилось неплохое, но не слишком восхищенное. Не возвращалась к нему лет 5-6, только недавно пару раз попадался на глаза по тв. И тогда я уже другими глазами на него взглянула.
Это история об инопланетном вторжении. Хотя вторжением это не назовешь: 12 кораблей в форме ракушек появляются в различных точках планеты, но никто не покидает их, никто не предъявляет требований или демонстрирует силу. Но все же это нервирует как обычных людей, так и правительство, которые поручают военным разобраться что к чему. Их задача установить контакт с пришельцами - для этого они привлекают лингвистку Луизу Бэнкс и физика Иена Доннелли. Их задача - понять язык пришельцев, наладить с ними общение и задать главный вопрос: Какова их цель на Земле?
Пришествие инопланетян на нашу планету - довольно популярная тема в научной фантастике. Не сосчитать, сколько книг, комиксов, фильмов и сериалов есть на эту тему. И чаще всего это пришествие носит враждебный характер, которое в итоге перетекает в масштабное противостояние, мировую войну и, иногда в постапокалиптических сюжетах, порабощение. Но сюжет рассказа Тэда Чана, который и лег в основу сценария Прибытия, рассказывает о самом необычном инопланетном пришествии - когда пришельцы прибывают на Землю, но вроде бы не с целью завоеваний или порабощений. Даже не совсем понятно с какой именно целью. Поэтому важнейшей задачей героев картины является установление с ними контакта - понять, как общаются пришельцы, узнать их язык и, как выяснилось дальше, письменность, после чего можно будет задавать вопросы о цели их прибытия. И при этом, не поддаваться массовой панике и истерии, когда половина людей в ужасе от происходящего, а вторая половина на пути того, чтобы разбомбить ко всем чертям эти корабли пришельцев. Помимо фантастической составляющей фильм несет и научную (интересно наблюдать как налаживаются отношения с новым видом разумной жизни), и этическо-социальную: ведь это очень непросто сохранять ясность ума и мыслить трезво, когда другие готовы на радикальные и разрушительные действия, которые могут повлечь за собой необратимые последствия...
Кого вы представляете, когда слышите слово пришелец? Обилие научно-фантастических фильмов-сериалов-комиксов дают нам огромный простор фантазии, представляя нам самые различные виды внеземной жизни. И все же инопланетяне Прибытия - гептоподы - наверное самые необычные из всех. Гиганты-головоногие с семью конечностями, которые также используются для письменного общения, хоть и выглядят внушительно и устрашающе, но оказываются намного умнее и проницательнее, чем можно себе вообразить. Наверное это одна из немногих фантастических внеземных рас, в реальное существование которых хочется верить. Эффект усиливается и благодаря необычному саундтреку исландского композитора Йохана Йоханнссона.
Актерский состав подобран очень мощный: от игры Эми Адамс у меня всегда остаются только положительные эмоции. Ее героиня - лингвистка Луиза Бэнкс, которую привлекают как основного специалиста в налаживании контакта с гептоподами, которое с нарастанием напряжения в мировой политике постепенно приобретает все более важное значение. Ведь теперь Луизе нужно не только понять цель прибытия пришельцев, но и как можно точнее интерпретировать это для военных, которые готовы в любой момент развязать вооруженный конфликт. Казалось бы, по силам ли такое обычной девушке, которую еще терзают необычные воспоминания? Результат нас удивит. Ее спутник и напарник в этой непростой миссии - физик Иэн Доннелли, которого играет Джереми Реннер. Им движет научный интерес к внеземной жизни, потому Иэн полностью доверяет и поддерживает Луизу, стремясь узнать и понять все в этой необычайной ситуации. Хорош здесь и Форест Уитакер - полковник Вебер, на первый взгляд кажется типичным солдафоном, которому важна только миссия, но он прислушивается к мнению ученых и сам все же больше хочет мирного разрешения ситуации.
Прибытие - необычный и завораживающий фильм Дени Вильнева. Не сразу я его оценила, но пересматривая его недавно я поняла, насколько правильным было решение выбрать его на роль режиссера новой Дюны. Уже за такой подход к научной фантастике - которая выглядит невероятно реалистично - он заслуживает нашего признания. А Прибытие для меня является одним из эталонных фильмов этого жанра.
Есть фильмы, которые сложно распробовать с первого раза. Как правило, такое кино обладает мощной концовкой, которая заставляет иначе взглянуть если не на весь сюжет, то на значительную его часть. И потом ты пересматриваешь кино, на этот раз подмечая те детали, которым не придал значение в первый раз, и переосмысливая своё отношение к тем или иным сценам. 'Прибытие' - как раз из таких.
Краткое описание заставляет предполагать, что Дени Вильнёв снял фильм-катастрофу, в котором злые пришельцы прилетели, дабы истребить род человеческий. Первые звуки шедевральной 'On the Nature of Daylight' Макса Рихтера, звучащей в сцене-открытии, дают понимание того, что перед нами нечто более глубокое. Довольно длительное время 'Прибытие' развивается как, если позволите, лингвистический детектив. И когда ты уже думаешь, что раскусил суть, весь масштаб мировой угрозы внезапно сжимается до прознительной драмы одного человека.
На разных этапах просмотра во мне чередовались интерес, скука, непонимание, ошеломление и грусть. Интерес - потому что действительно хотелось узнать, чего же всё-таки хотят пришельцы и как вообще наладят с ними коммуникацию. Скука - потому что иногда фильм ощутимо проседал по динамике, и даже тот факт, что концовка дала понять, почему некоторым сценам уделялось такое пристальное внимание, вряд ли изменит то, что местами пересматривать 'Прибытие' порой будет столь же тягомотно, как и в первый раз. Непонимание, буду откровенен, сопровождало меня довольно значительную часть последних двадцати минут, поскольку мозг с трудом перестраивался на новую для него систему координат. Вместе с тем, как я всё понял, пришло ошеломление, а практически сразу - во время диалога двух главных героев - и грусть, потому что вопрос, который героиня Эми Смарт задала персонажу Джереми Реннера, действительно навевает далеко не самые радужные мысли.
Оценка, которую я ставлю 'Прибытию' сейчас, после первого просмотра, наверняка не конечная. Она точно не упадёт ниже, а вот на балл выше подняться может. Зависит от того, действительно ли мне захочется после того, как уйдёт послевкусие (отзыв я пишу сразу после просмотра), пересмотреть этот фильм.
Но, так или иначе, творение Дени Вильнёва определённо можно рекомендовать к просмотру. Пусть с 'Прибытием' и не всё гладко, но это всё же довольно интересный по своей конструкции фильм с сильным финалом, а такие выходят не часто.
Посмотрел этот фильм еще в год премьеры. Впечатление было, мягко говоря, сильное. Я остался в таком эмоциональном шоке, что несколько часов не мог прийти в обычное состояние. И это у меня еще не было в то время ребенка.
Сейчас у меня уже есть ребенок, и за прошедшие с премьеры фильма семь лет я посмотрел прибытие всего 2 раза, хотя обычно свои любимые фильмы я засматриваю до дыр (некоторые смотрел буквально сотни раз). Всё потому, что я очень НЕ люблю расстраиваться, не люблю плакать в подушку, не люблю сидеть потом и смотреть в одну точку думая о жизни и о судьбе. А после Arrival происходит именно это.
Почему я затронул тему ребенка? Всё просто. Прибытие - это фильм не о пришельцах, как может показаться на первый взгляд. Прибытие - это фильм о родителях и детях. О принятии, о горе, о радости каждому отпущенному моменту, о любви.
Пришельцы здесь просто декорация для основной истории. Трагичной, счастливой, смелой или вовсе глупой (нужно выберите сами) истории Луизы Бэнкс, которая сделала выбор и об этом не стала жалеть или пытаться что-то изменить. И хотя я терпеть не могу когда мою любимую тему об инопланетном вторжении задвигают на второй план, и начинают рассказывать о всех этих неинтересных людях, здесь я остался в полном восторге.
Дени Вильнев собрал вокруг себя кучу талантливых специалистов, которые смогли передать его вИдение и создал по истине шикарное, погружающее, вдохновляющее и заставляющее думать зрелище. Музыка просто рвет душу на части, отличная операторская работа, дизайн пришельцев и космический кораблей великолепен, какой-то просто умопомрачительный монтаж, звук и конечно сценарий. Браво! Просто браво!
Единственное что раздражало, это те самые глупые клишированные сотрудники ЦРУ и руководители военных структур. Хотя, возможно, в реальной ситуации они себя вели бы именно так. Это не то что недостаток фильма, это недостаток правды.
Это научно-фантастическая драма, которая умело сочетает в себе мистические элементы с научной точностью и глубокой философией. Режиссер Дени Вильнев, уже заполучивший достаточный кредит доверия и даже авторитет среди зрителей, умело передал атмосферу загадочности и тайны, которая царит в фильме, создавая напряжение и удерживая зрителя внимательным до самого конца.
Основная идея фильма – это попытка понять другие формы жизни и расширить наше сознание, на примере общения с пришельцами из космоса. Эта тема, пожалуй, одна из самых сложных и актуальных для современной науки и философии, и фильм «Прибытие» поднимает ее на новый уровень.
Главная героиня Луиза – лингвист, которую рекрутирует государство расшифровать язык пришельцев. Ее исследования, попытки понять язык существ, которые могут мыслить и выражать себя совершенно по-другому, увлекательны и захватывающи. Она сталкивается с множеством трудностей и препятствий, но при этом не теряет надежды и верит в то, что общение с пришельцами может принести пользу и новые знания.
Это не просто научно-фантастический блокбастер, это глубокий и интеллектуальный фильм, который задает важные вопросы и является поводом для глубоких размышлений у зрителя. Актерский состав, включая Эми Адамс и Джереми Реннера, справляется со своими ролями на отлично, а музыка Макса Рихтера завораживает с первых же минут и погружает нас в происходящее каждой клеткой головного мозга.
Вообще, работа Дени Вильнева - это фильм, который затрагивает глубинные темы и заставляет задуматься о нашем месте во Вселенной и о том, как мы можем расширить наше сознание, чтобы понять другие формы жизни. Он сложный по своему наполнению, но к финалу нас ожидает содержательное объяснение всему, от которого вы точно должны остаться в полном восторге. Один из любимейших фильмов в моей копилке, к которому я могу возвращаться снова и снова, и это мне никогда не надоест.
Они прилетели... Откуда и зачем, непонятно, но многие земляне ждут худшего. Диванные аналитики-блогеры призывают 'защищать вид', политики бесконечно заседают, а пришельцы испускают какие-то непонятные сигналы. Американские военные вербуют двух специалистов - лингвиста Луизу и физика Йена. Именно эти двое должны понять, о чем пытаются (если пытаются) рассказать пришельцы. И получится интересно.
Удачнее всего у Вильнева в этот раз получилось показать истинно инопланетных существ, даже близко не напоминающих землян. Это скорее что-то из Лавкрафта - неведомое, жуткое и со щупальцами. Их звездолеты даже на технику не похожи (но фанаты 'Космической одиссеи' Кубрика углядят интересную отсылку). Как они мыслят, разговаривают и чувствуют? Именно на этот вопрос главным героям и предстоит ответить. Особенно интересно выглядит инопланетный язык - у него действительно есть какая-то своя грамматика, своя система, и мышление своих носителей он передает. Именно так и должна работать по-настоящему сильная и нестандартная научная фантастика.
Другим плюсом стали актеры. Эми Адамс прекрасно передает чувства своей столкнувшейся с неизведанным героини. Правда, вставки с ее дочерью долгое время кажутся ненужными, но героиню все же раскрывают. Йен в исполнении Джереми Реннера - мужик приятный и харизматичный, но раскрыть его все же забыли. Да, он неплохо шутит, обзывает инопланетных гостей Страшилой и Дровосеком, но и все. Чем он занимался раньше, почему он в группе - это все объясняется парой реплик. Нужен он в основном как резонер для слишком серьезной Луизы. А остальные герои - просто скучные вояки в камуфляже. Даже политики остаются в основном где-то за кадром.
К сожалению, во всем остальном сюжет 'Прибытия' - чистейший Голливуд с роялем в кустах (изящно вписанным, правда), несколькими нелогичными поступками и тоскливыми диалогами о мелочах жизни, на которые наплевать вообще всем. Герои ведут себя как хотят, даже если это не соответствует нормам поведения на режимном объекте. В некоторые моменты кажется, что под руку Дени Вильневу настойчиво лез Роланд Эммерих, режиссер зрелищных, но глуповатых 'Звездных Врат', 'Дня независимости' и '2012'.
А вот со зрелищностью все прекрасно. Темноватая картинка не напоминает о безвкусной киномоде начала десятых (привет, последние части 'Гарри Поттера'!), она самобытна, красива и передает всю чуждость инопланетян и немыслимость самой ситуации. Операторская работа отличная, а фирменный визуальный минимализм Вильнева радует глаз. Даже странно, что за операторскую работу и работу художника-постановщика фильм не номинировали на 'Оскар'.
'Прибытие' - кино очень умное, грамотное, прекрасно снятое, но все же голливудское. Это не новая 'Комическая одиссея', но рядом с 'Интерстелларом' ей самое место - не так чтобы идеальная, но крепкая и нестандартная научная кинофантастика. Настоящая редкость.
Если случится контакт с 'инородным/потусторонним/сверхъестественным', то как лично вы будете действовать? А лучше сказать — взаимодействовать? С 'этим'? Чему позволит именно Ваш багаж знаний продвинуться в этом взаимодействии? Что сможет сделать технарь, логик? А что юрист, историк, бизнесмен?
Самые всеобъемлющие знания содержатся в лингвистике, психологии и, конечно, эзотерике, — знаниях о скрытом большинству. Лучше получится скоммуницировать у математика, военного, медика? О нет, точно не у носителя технических знаний или точных наук. Скорее у обладателя знаний более 'тонких', чем материальных, более общих, духовных, всеохватывающих, о мироздании, о магии всего сущего, — носителя эзотерических знаний и умений. Кто умеет чувствовать, видеть невидимое, анализировать непознанное...тот получит доступ, если внутренне целостен и непредвзят, кто открыт ко всему новому, готов двигаться вперёд, к прогрессу.
А прогресс это значит откинуть шелуху земной устаревшей общепринятой кем-то информации, насажденной веками, тысячелетиями, вернуться к исходному, обнулиться до уровня духовного существа и научиться 'видеть' без органов зрения, 'говорить' без органов коммуникации... И т.д. Умение чувствовать важнее обычных примитивных внешних знаний. Конечно, все эти земные знания — база. Однако, художнику не всегда нужно знать базу, чтобы рисовать, а музыканту владеть системой нотной грамоты, чтобы музицировать. Нам не обязательно знать язык животных, чтобы их понимать. Мы должны чувствовать. И именно от уровня чувств зависит всё остальное. Высокоуровневые чувства способны объединять, исцелять, созидать.. Низкоуровневые — сами понимаете...
Пока существуют все эти тесты IQ с примитивным набором вопросов, люди будут в матрице дальше... пока все не начнут развивать и ценить в принципе в первую очередь EQ (эмоциональеый интеллект), интуитивные и духовные качества, мир никогда не сдвинется с места в сторону прогресса.
___
Фильм 'Прибытие' (США, 2016) с 1 стороны — предположение о будущем в геополитическом смысле, с другой — предчувствие об общемировой приближающейся угрозе для всех людей.. Собственно, сейчас всё это и происходит. Я притянула этот фильм не случайно. В нем говорится именно о даре предвиденья, который является даром и посланием нам от иных форм жизни, существующих вне этого 3D мира... Их мир многомерен, и время нелинейно. Мир движется к развитию цивилизаций на более высоком ментальном, духовном уровне...
Фильм говорит нам о языке, времени и взаимоотношениях. Он представляет собой цельное произведение, где детали, касающиеся языка, помогают выстроить цепочку событий в фильме.
Через язык мы понимаем реальность, например, греки смотрят вверх и говорят “космос” (красота), а англичане в свою очередь “спэйс” (пустота). В этом уже заложено первичное отношение к окружающему миру, которое человек впитывает с детства.
Если вспомнить гипотезу лингвистической относительности (теория Сеппира-Уорфа, о которой говорится в фильме), то мы строим языком реальность. Дополним, что точный перевод с одного языка на другой невозможен, так как цепь ассоциаций, рождающихся в нашем мозгу, соотносится именно с формой языковой реальности, в которой живет данный человек. В этнолингвистике изучают связь мышления, национальной культуры и сложившегося под этим влиянием языка. Чем больше различаются языки, тем больше у людей разница в восприятии действительности. Входя в иную языковую систему, мы будем интерпретировать физические явления одинаково с носителем языка.
Гектаподы разговаривают на языке, который обладает властью над временем и, следовательно, является вечным. Если кто-либо смотрит в будущее, то он стирает грань времени. Для кого это возможно? Скорее всего, это аллюзия на божественных существ или посланников Бога. Ведь ангел по дару свыше начинает видеть мир глазами Бога, а Он находится вне времени. Он даже выше пространства и самого существования. Когда мы говорим, что Бог существует, то этим мы Его ограничиваем, помещаем в определенные рамки. Ангелы принесли дар - религию, которую ложно приняли за оружие, и она разъединила, а не объединила.
Потенциальная мощь языка гектаподов безгранична. Они, высказываясь кругами, используют лишь малую часть своего языкового оружия. Вынимая лишь фрагменты, чтобы люди их поняли, они могут общаться между собой не просто словами, а целыми языковыми облаками. Их язык связан с пониманием времени и пространства по-другому, нелинейно, в фильме это подается нам как откровение, но само линейное время есть тоже концепт нашего языка и мышления!
Но так ли это? Ведь если заглянуть в историю, то и само линейное время, когда оно появилось, восприняли как нечто новое.
Время – это социальное понятие. Раньше древние общества жили в циклическом мире вечности, новое считалось плохим, так как если уже дана полнота, то всякое изменение устоявшегося порядка вещей ведет к деградации. Кто-то из древних народов измерял время, кому-то это было неинтересно: народы малой Азии больше следили за звездами, на Севере даже не интересовались лунными циклами, а лишь тем, когда наступит холод. Даже в европейском обществе само измерение времени людьми независимо от Церкви было огромным скандалом. Кто владеет временем? Бог и, следовательно, Церковь. Значит, лишь церковный колокол может отбивать часы и время должно строиться вокруг храма. А когда ты посматриваешь на стрелки циферблата, как можно сказать, что Бог владеет временем, если ты управляешь им сам?
Думая о времени в фильме, можно добавить еще его философский аспект. Эдмунд Гуссерль ввел понятие темпоральности, чтобы разделить время в физическом понимании и то, как сам человек его воспринимает. И остается прояснить, что время появилось в монотеизме и отчасти в иранском дуализме. Оно воспринималось именно как потеря райского состояния, до грехопадения не было смерти и тления, а с началом истории все становится лишь хуже, поэтому естественным становится консерватизм: все прошлое равно хорошее. Время нужно лишь затем, чтобы пришел Мессия и избавил нас от власти смерти, это полное устремление в эсхатологию. Общество Нового времени убрало религиозную составляющую и создало позитивную направленность во времени, назвав это прогрессом. Но как же регресс? Есть плюс, должен быть и минус. У Прометея был брат Эпиметей, олицетворявший регресс. Греки видели гармонию в подъемах и спадах, а европейцы создали искусственный концепт, согласно которому все у нас будет хорошо, но не сказали, почему именно.
Со временем определились, но как человек может овладеть понятиями чужого языка? Можно ли стать немцем или французом русскому, которого с детства обучали русскому и он жил в России? Да, мы можем выбирать свой этнос. Широкогоров, изучавший этнос, писал:
«Этнос есть группа людей: говорящих на одном языке; признающих свое единое происхождение; обладающих комплексом обычаев, укладов жизни”.
Как понять, когда человек входит в другой этнос? Когда говорит и думает на том языке, который относится к этносу. Именно единство языка – это главная особенность этноса. А под языком понимается не просто знание слов и грамматики, а жизнь в одной системе смыслов и значений, например, быть причастным “русском миру” в сфере идей, культуры и нравов. Это вхождение в духовный мир, где участники пребывают в едином пространстве смысла. И человек будет русским, если считает себя русским, говорит по-русски, думает по-русски, сопричастен русской культуре. Главная героиня вошла в чужой этнос, а не только выучила язык, поэтому и научилась видеть вне времени.
Но можно ли оставаться русским или христианином и понять араба? Да, например, Анри Корбен советует так. Нужно думать из чужой культуры, а не из нашей. Нужно самому учиться их языку, а не их заставлять принимать наши установки.
Сейчас есть ученые, которые пытаются установить связь с дельфинами, это такой же труд, как и показанный в фильме. Как найти точки соприкосновения и как наладить дальнейший диалог? Ведь так легко спутать Дар с Оружием и как много из этого может получиться проблем.
Объяснение фильма содержится в палиндроме Анна, который показывает, что время не важно, то, что ты считаешь прошлым может быть и будущим. Можно дополнить смысл фильма тем, что это действительно так, если человек не может разобраться в себе, то он будет повторять те же самые ошибки общения с другими.