К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

К концу 70-х на мировом рынке уже существовало три несгибаемых американских столпа. Это Macdonald’s, Coca Cola, и довольно своенравные скетчи про антивозрастного мышонка Микки Мауса. И если первые два пункта захватывали (и захватывают) планету по причинам вполне объяснимым, то «чудовище» Уолта Диснея, ставшее каноничной мумией, требовало замены более серьёзной и с внушительной драматургией. И не сказать бы, что персонаж DC Comics обладает этой драматургией сполна, но такой парень как Кларк Кент, будет нужен человечеству всегда, не зависимо от времени и обстоятельств.

Попытки создания супергеройского кино, на момент 78-го года, случались всё чаще, но, пожалуй, детище Ричарда Доннера, собрав по крупицам ранние экранизации о первопроходце Зорро, Человеке-пауке и, прости Господи, Бэтмене, рождает на свет краеугольную основу жанра, вобрав в себя самое лучшее. Собирая лучшее, в попытках технически приблизить фантазию создателей Супермена, история наступает на некоторые старые 'грабли', уже поросшие мхом. Касается это, в первую очередь, сюжетных «дыр» и излишней гротескности. Безусловно, без преувеличения и помпезности рассказывать повесть о спасителе мира смысла не особо много, но чрезмерное злоупотребление данными ходами вредит всей сюжетной линии.

В оправдании же сценаристкой работы можно поставить как раз таки техническую часть: спецэффекты и монтаж картины просто превосходны, а бравадные речи протагониста молодого Кристофера Рива спасает динамика. Динамика, не дающая зрителю впасть в анабиоз, что очень характерно для пионеров подобной фантастики.

Ну и музыка. Характерный почерк Джона Уильямса, который, впоследствии, чуть ли не перенесёт весь саундтрек в не менее знаковый для киноиндустрии фильм об искателе приключений Индиане Джонсе, обладает должным характером и прекрасно вписывается в общий план.

За всем этим стоит безусловно громадная работа, повлиявшая на развитие индустрии в целом. И у этой «монеты» появляется «тёмная» сторона, как чуть позже назовут все спилберговские блокбастеры. В погоней за картинкой теряются смыслы и причины. А те, что есть - просты и не замысловаты. В чем корень проблемы, сейчас разобраться трудно, но картинка начала преобладать над содержанием, а это уже как фастфуд. «Супермен 1978», конечно же, ещё не Кока-Кола, но удочка была закинута, а народ и не против.

8 из 10

18 июля 2019 | 01:06
  • тип рецензии:

Я уверен, если начать перечислять персонажей американской поп-культуры, которые известны каждому жителю Земли, невзирая на его знания в комиксах и фильмах, то вместе с Микки Маусом, Симпсонами, Бэтменом, Человеком-пауком, Дядей Сэмом можно смело поставить Супермена. Созданный в 1938г. Джерри Сигелом и Джо Шустером для DC comics, чтобы помочь американцам воспрять духом на фоне Великой депрессии, персонаж в синем костюме, красном плаще, сапогах и труселях поверх трико стал в итоге символом США как и звёздно-полосатый флаг. Хотя сериалы про него снимали и ранее, по настоящему первой лентой и заодно первым настоящим супергеройским фильмом можно назвать фильм Ричарда Доннера 1978г.

Обычно данный фильм принято называть супергеройской классикой и хвалить. Я признаю тот вклад в культуру который внёс данный фильм, при его просмотре прямо ощущаешь восторг всех американских детишек 70-80-ых гг. Но мне этот фильм не особо нравится. И нет, не потому что Супермен – это пропаганда США или как говорил Корней Чуковский «Пропаганда милитаризма и фашизма». Всё проще.

Проблемы

1) Фильм очень-очень-очень скууучный. Он идёт два с половиной часа (!) и у него при этом крайне медленно повествование. Фильм пытается отобразить всю биографию Кларка Кента/Кал-Эла/Супермена, начиная с гибели Криптона и как же это всё скучно сделано! Фильм очень медленный, в нём нет ни малейшей динамики, напряжения. Даже противостояние с Лексом Лютером сводится к тому, что эти двое мило болтают в офисе. Даа, очень интересно. И это странно, потому что какое-бы влияние не имел Супермен на американское общество, но его целевая аудитория – дети и подростки и им было в 70-ые интересно смотреть на то то как батя Супермена медленно-медленно выносит приговор Зоду, стоя во тьме? Хотя наверное да, у них же выбора не было, в то время супергеройские фильмы не выпускались таким конвейером как сейчас.

2) Одна из причин скукоты – мало экшена. Фильм про Супермена и идёт два с половиной часа. Наверное нам покажут кучу боевых действий криптонца. Нет. Нам показывают его отца; его детство; его работу в газете; его ухаживания за Лоис Лейн и только в середине (!) он преображается и делает архимного: котёнка спасает, вора обезвреживает. Мало того что это скучно сделано, так и этого банально мало. Как я сказал его схватка с Лютером тоже медленная и скучная.

3) А ещё Супермен тут умеет перематывать время назад. Его предупреждают что так делать нельзя, но он это делает и… никаких последствий этого поступка нет. Зачем тогда вводить это предостережение? Оно же тут – «рояль в кустах» и убивает смысл весь сюжета, ведь Супермен всегда мог всё повернуть назад и никакого Лютера вообще быть не могло. Так даже в последующих фильмах про эту способность он не вспоминает.

На этом фоне смешно, когда в «Супермене 4» ругают, что он взглядом может Китайскую стену восстановить или Солнце прикрыть. Мол это абсурд. Нет, перемотка времени, это абсурд.

Но назвать фильм плохих тоже нельзя:

1) Музыка. Фильм начинается с синих титров в космосе под музыку Джона Уильямса и без шуток и преувеличений. «Тема Супермена» О-ФИ-ГЕННА. Я всегда считал Уильямса лучшим кинокомпозитором всех времён и он это подтвердил. Его «тема» вызывает мурашки по коже и её можно в качестве гимна США использовать. Забавно, впоследствии музыку к фильмам про Супермена сочиняли Ханс Циммер, Денни Эльфман, Брайан Тейлор и никто из них, даже близко не сочинил чего-то подобного. Вот я реально не понимаю – откуда Уильямс придумывает музыка? Музыка фильма такая крутая что вообще не вяжется с медленно-скучным темпом самого фильма. Это лучшая супергеройская тема всех времён.

2) Персонажи. Они все смотрятся хорошо. Лоис Лейн – боевая, настырная но милая девушка. Лекс Лютер в облике Джина Хэкмена – забавный, но грозный злодей, способный реально победить Супермена.

Ну и Кристофер Рив, собственно. Его Супермен считается классическим образом. Не могу сказать, что Рив для этой роли был рождён и кроме него никто не сыграл бы (как Брандо в «Крёстном отце» или Депп в «Пиратах»). Но, Рив выглядит очень хорошо. В облике Кларка Кента он неуклюжий, заурядный журналист, подкупающий своей нерасторопностью; а в облике Супермена (с завитушкой и его почему-то никто не узнаёт) он самый вежливый и галантный супергерой. Даже жалко, что дальше этой франшизы карьера Рива не сложилась, а в 1995г. он ещё и парализован оказался.

А вот поругал бы я Марлона Брандо. Я так понимаю, вся реклама фильма строилась на нём. Его имя в титрах появляется самым первым (Рив третьим) при том, что его самого в фильме на 10 минут. Брандо играет Джо-Эрла и в этой роли он натуральное, безэмоцианальное бревно. Он же просто говорит реплики с мёртвой миной. И это типа «великий актёр»? Всегда было ощущение, что после «Крёстного отца» Брандо просто разучился играть.

3) Самый главный – доброта. Да фильм очень скучный, унылый, наивный. Но он показывает Супермена как идеального героя, который имея суперсилы решает помогать людям не потому что у него родителей убили (как Бэтмен) или дядю (Человек-паук) или семью (Каратель) и не потому что он стал жертвой обстоятельств (Железный человек, Фантастическая четвёрка). Он помогает… потому что хочет этого. Потому что чувствует, что должен это делать. Вот секрет Супермена – он воплощение идеала американских качеств: альтруизм и бескорыстность.

Хотя, после современных «деконструкций» понимаешь насколько же сюжет «Супермена» нереальный. В реальности, правительство США узнав что у них есть человек со сверхъестественными силами завербовало бы к себе на службу и использовало бы в Холодной войне против СССР (Возвращение тёмного рыцаря), а СССР узнав про Супермена начали бы наращивать свои силы для обороны (Хранители) что привело бы к новому витку ядерного противостояния.

А ещё Супермена захотели бы использовать все рекламные компании, и он летал бы с логотипами кока-колы и макдональдса на костюме (Таинственные люди). После сериала «Пацаны» той серии, где Хоумлендер объяснял почему он не может удержать летящий самолёт, начинаешь со смехом смотреть как тут Супермен с лёгкостью ловит падающий вертолёт. А ещё нашлась бы куча людей, которые требовали бы, чтобы Супермен убрался с Земли, ведь он опасен.

Вывод. Как я сказал, я признаю тот вклад, который «Супермен» внёс в мировую культуру. Это действительно заслуженная классика. Но фильм при этом очень скучный, унылый и медленный. Во время просмотра всё время смотришь на часы.

6 из 10

21 июля 2023 | 18:28
  • тип рецензии:

Первое появление Супермена ознаменовалось запуском супергеройского кино. Фильм чётко выполнял функции комикса, поэтому разжёвывал детали долго. Самого Супермена не воспринимаешь как драматического героя. Он, конечно, жертва, последний житель со своей уничтоженной планеты Криптон, но на фоне земных дел – он всемогущ. Нужен был идол, его создали. Да Лига справедливости без Супермена не смогла бы решать глобальные вопросы, как последним показал Зак Снайдер. Но ведь кино для детей, которым нужен символ.

Фильм выполняет свою развлекательную функцию. Хотя первые кадры на Криптоне весьма легко проходят по проблеме уничтожения. Марлон Брандо в роли Джора Эла выглядел круто, а конфликт на их родной планете не затягивал с экспозицией. Нужно было уже включить пришельца в реалии нашего мира (ну, в 70-е), чтобы поскорее продемонстрировать силы. С возрастом понимаешь, что тебе больше интересен Кларк Кент, а не Супермен, тем не менее, сюжет хорошо демонстрирует и прибытие, и развитие криптонца. Что бы было, если бы...? «Гори, гори, ясно» дал ответ на этот вопрос, поэтому в 1978 году у нас только справедливость, добро и непонимание происходящего.

После введения сил, принятия своих возможностей, картина даёт знаменитую мораль супергероя – не раскрывать своих сил окружающим. По этому пути прошлись многие герои, но смысл слов постепенно приходит в сюжет. Пока режиссёр Ричард Доннер работал с подростком Кларком, был виден антураж прошлого века, отголоски монтажа, звука (хоть и дубляж), изображения. История шла неспешно, без фэнтезийного вмешательства (до поры до времени), но надо было демонстрировать миру героя.

Перед нами возникает Кларк Кент. Это максимальное альтерэго, но выглядит очень комично. Масса, рост, объём – чисто боец и атлет, но выставляют его как пацифиста. Да, в комиксе было так, но на экране выглядит комично. Неуклюжий и неряшливый Кларк Кент, который демонстрирует маскировку. (Про очки и магию Криптона, думаю, уже все знают). Наконец-таки мы добрались до человека в плаще. Сразу восторг и удивлённые лица граждан. Мир (Америка, как всегда) встречает своего героя. Много событий в первое появление. Будто у создателей было мало времени на постепенные преграды для героя, но надо было уделить часть героизму, чтобы дальше реализовать конфликты.

Логично и весьма умело первый конфликт раскрывается от отца. Крёстного отца. «Ты прилетаешь ко мне за советом, но ты делаешь это без уважения». Для людей Супермен подобен богу, но он не всемогущ. В какой-то момент можно не успеть спасти кого-то, а люди настолько привыкнут, что есть Человек из стали, поэтому все свои проблемы будут вешать на пришельца. Такая философия заставляет относиться к фильму иным образом, не воспринимать его как кино для детей про героя в трико.

Второй конфликт уже вводит Лекса Лютора, которого забавно воплотил глава Тененбаум – Джин Хэкмен. Планы уничтожения населения, криминальный бизнес и насмешливое поведение привлекают. Но фильм не даёт Лютору раскрыться как следует, а глупые помощники только больше отвлекают от злодея. Но это Лютор своего времени, а безупречный Хэкмен берёт своей мимикой. Также хочется отметить отсутствие логичных пояснений. Да, видно и поддерживающие тросы, и ты понимаешь, как снят полёт Кларка, но знакомство с Лоис Лейн было шагом романтическим, а не научным. Какое дело до физики и логики? Супермен бы сломал палец Лоис при полёте или разрезал бы её на части при падении с небоскрёба. Это уходит на задний план, здесь у нас своего рода «Красавица и чудовище», только под редакцией Detective Comics.

Отвага героя и финальный злодейский замысел пронизывают фильм мощью и жертвенностью. Картина сталкивает добро и зло, демонстрируя силы в разных проявлениях. Супермен способен на многое, но последний приём всё-таки доказал его всемогущество. В итоге, это хорошее классическое кино про знаменитого героя комиксов, где списываешь неточности на временные ограничения и замысел авторов. Про «проклятие Супермена» Кристофер Рив тогда ещё не знал.

06 сентября 2020 | 01:44
  • тип рецензии:

Всякому вменяемому человеку известно, что Супермен - он как Ленин. Всмысле - он тоже гриб. Канонизированный образ идеального бойфренда в костюме шапито-циркача, успел засохнуть и самомумифицироваться еще до того, как цветной кинематограф стал обыденностью. Обсуждения режиссуры, актерской игры, сценария и прочих снобских штучек в контексте супермена так же нелепы, как красные трусы поверх синего трико. И дело не в трусах! Дело в подборе цветовой гамме! Красное на синем?? Господи Иисусе! Даже торговки богдано-хмельницкого рынка в начале 90-х не позволяли себе такого китча.. Офсетная печать 30-х годов требовала ярких, контрастных цветов, ибо не способна была выдавать иных полутонов, кроме серого. Однако от ярко-алых трусов бедняга впервые избавится лишь в 2013-ом (через 80 лет после своего первого появления!), с выходом фильма Зака Снайдера.

Супермен, рожден периодом великой депрессии, так нуждавшейся хоть в каком-никаком герое-спасителе и так, чтобы тот не носился где-то там с бластером по астероидам, чем к тому времени уже активно занимался Флеш Гордон; а такой, чтобы бедные дети еврейских иммигрантов легко могли узнавать себя в карикатурно-ботанской внешности Кларка Кента. Вместе же с депрессией, Супермен должен был умереть. Когда газетные заголовки были оккупированы второй мировой войной, Супермена закономерно должен был вытеснить Капитан Америка - без трусов, но в полосатом корсете. Однако, падший жертвой собственной неуязвимости, Супермен так и остается несдираемыми обоями в горошек в комнате, которая уже давно заставлена мебелью из икеи.

В этом фильме режиссуры нет. Следовательно, нет и всего остального. Этот фильм - такая же лишенная эмоций мумия, как и сабж, которому он посвящен. Этот фильм - ноль. Круглый, замкнутый, геометрически совершенный. А потому, по-своему идеальный.

23 ноября 2012 | 18:48
  • тип рецензии:

Такая классика 1978 года сейчас может быть интересна только коллекционерам и историкам.

Час абстрактных размусоливаний на тему кто он и откуда, потом час мелодрамы и минут 30 экшена, как сказал герой: 'Во имя справедливости и американского образа жизни'. Инфантилизм и детская непосредственность во всём и во всех. Этакая ура-патриотическая мелодраматическая комедия с условно эпичным экшеном. Странно что главный антагонист не СССР, а местный злодей Лекс Лютер. Комичный психопат, решивший бомбануть по своей стране парой ракет.

Что показательно, хоть Супермен и вроде как влюблен в человечество (преимущественно американское), но к спасению мира его всё же сподвигли чувства к поверхностной Лоис Лейн. А так бы хана всему живому. Этакий лёгкий меркантилизм.

Фильм интересен ещё ролью Марлона Брандо (батя Супермена) и фактом могущества Супермена, ведь он как оказалось может путешествовать и во времени (но это про локальные споры фанатов о том, кто сильнее).

Так что, не вижу смысла смотреть это кино.

Фильм получил Оскара за особые достижения. Что за достижения, не знаю. Наверное, это про справедливость и американский образ жизни.

02 апреля 2022 | 00:48
  • тип рецензии:

Единственное, что заслуживает внимания в данной картине – это спецэффекты. Их постановщики достойны наивысших похвал, даже по современным меркам начало и конец фильма, где их талант развернулся в полную силу, смотрятся захватывающе.

Ни качественной режиссурой, ни работой оператора фильм похвастать, увы, не может. Огромные прорехи в сюжете и сценарии – сперва надо читать комикс, чтобы понять в чем смысл и основа противостояния главного героя и главного злодея.

Хронометраж приличный, но фильм очень неровный. Все снято весьма и весьма карикатурно. Набор непонятных, не связанных друг с другом эпизодов.

Пожалуй, стоит еще отметить музыкальное сопровождение. Один из самых знаменитых американских композиторов Джон Уильямс и здесь не изменил себе, отметив в общем слабенький фильм своим фирменным знаком качества.

20 июня 2007 | 08:49
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: