На мой взгляд, первая «Заложница»-это лучшее, что случалось с жанром со времен первого «Крепкого орешка», в то самое время как третья часть- это худшее, что могло произойти с жанром со времен пятого «Орешка».
Апеллируя кривыми аллегориями, возьмем к примеру вышеупомянутый «Крепкий орешек». Первый фильм- это незаурядная ситуация, случившаяся с незаурядным героем и с участием незаурядного злодея. В контексте рассказанной истории все смотрится убедительно, однако в контексте повседневной реальности- неправдоподобно. Первая «Заложница»- это по сути заурядная история, случившаяся с незаурядным главным героем БЕЗ какого-либо персонализированного антогониста. История была сильна тем, как жутко она ложилась на нашу повседневную реальность и метко попадала в самый нерв обывательских страхов. В некотором роде первая часть воспринималась даже не как грубый экшен, а как некий «социальный хоррор», с подпольной проституцией и похищениями, а так же гнетущим чувством того, насколько беспомощным может оказаться простой обыватель в подобной ситуации.
Главный герой придерживался принципов прагматичной амбивалентности: для достижении цели все средства хороши. И одно дело запытать электричеством ублюдка, который повинен в похищении твоей дочери- и совсем другое прострелить руку невинному гражданскому с целью получения необходимой информации. На фоне стерильный героев, который морали руки преимущественно в приемлемом по отношении к сугубо «плохим» персонажам насилии, это смотрелось сильно. Главный герой не шел напролом, в первую очередь он использовал свои мозги и выстраивал многоходовую тактику, да и в импровизации на месте он был хорош. Вспомнить хотя бы трюк с рацией в первом фильм и поиск по звукам во втором- это смотрелось круто. И ничего из этого не осталось в третьем фильме, по сути- он полная противоположность всему тому хорошему, что было в оригинале.
Живая картинка первого фильма поменялась на какое то наивное неправдоподобие, абсолютно стерильное и безобидное. Актеры даже и не пытаются изображать хоть какую-то заинтересованность в процессе, происходящие между ними взаимодействие выглядит в высшей степени фальшиво, а роли, которые они исполняют- неубедительными.
Условно «главный» злодей воспринимается как не смешная карикатура на стереотипных русских, возведенная в ублюдский абсолют: образ уголовника, самолично расстрелявшего в одних трусах свой пейнтхаус надолго въелся в мою память. После убедительного образа уголовников из первых двух частей вот это- образец феноменального дурновкусия. Если в двух предыдущих фильмах главный герой полагался в первую очередь на свои навыки и смекалку, то тут у него в распоряжении появляется персональная Бэт-Пещера. После взвешенного тактического расчета своих действий в первых двух фильмах в этой части герой полагается не на мозг, а на грубую силу и метод тарана. Развязка, при всей своей абсурдности- чуть ли не дословный плагиат третьего Макса Пейна. Тем абсурдней смотрится финал, где после всех разрушений и убийств по делу и нет ему все сходит с рук на официальном уровне- мол, вас же подставили, так что все ок.
Резюмируя: печально смотреть на то, как надругались над наследием «Заложницы». Третий фильм банально обезличен, он бесконечно далеко ушел от изумительной первой части и стал очередным примером того, что если цельные истории не требуют продолжений. Возможно, это и не дно, но оно подобралось к нему очень-очень близко.
2 из 10