Социально-политическое устройство современного Ирана далеко от идеалов демократии и гражданского общества, что делает это государство, взявшее в 1979-ом году курс на религиозную радикализацию, объектом удобным для рассмотрения в кинематографе, примером, демонстрирующим губительность исламской диктатуры и тоталитаризма в целом. Для режиссера Ричарда Рэймонда «Танцующий в пустыне», локализованный в Иране времен правления Махмуда Ахмадинежада – это первая полнометражная художественная работа, к несчастью уступающая по качеству оригинальных идей и исполнения короткометражным фильмам Рэймонда, представляющая по сути не более, чем вариацию на тему «Шаг вперед», но в восточных интерьерах.
Фильм основан на биографии самопровозглашенного танцора Афшина Гаффариана, который приехав из Ирана в Германию, а затем переехав во Францию в конце 2000-х (когда о принципиальной невозможности мультикультурализма лишь немногие говорили открыто), в силу экзотичности происхождения снискал успех достаточный для создания собственного проекта под названием «Reformancer» (соединение “reforme” и “performance”). «Танцующий в пустыне» прослеживает становление главного героя как подпольного иранского танцора, подвергающегося гонениям, делая это в стилистике незамысловатой молодежной нравоучительной зарисовки, не особенно заботясь об аутентичности выбранного интерьера.
Показы на нескольких крупных фестивалях и вызванный этим зрительский интерес не помог картине окупить даже половину производственных затрат. Виной тому одновременное несоответствие и содержания, и формы заявленной теме феномена подавления личности господствующей идеологией. Сценарий фильма написал Джон Крукер, являющийся рядовым работником «UK Film Council». Крукер, занимаясь мелкими правками текстового материала, преуспел в понимании схем и методов построения сюжета, но такого опыта для создания подлинной драматургии – превращения персонажа в героя с большой буквы, проведения исторических параллелей и вывода повествования на уровень метафор и аллегорий – оказалось недостаточно. В результате «Танцующий в пустыне» получился образцовым примером манипулятивной работы с заранее известной суммой смыслов, заявленной в начале ленты и неизменной к ее концу, с механическим движением от сцены к сцене.
Бесспорно, для представителя европейской культуры Иран и его внутренние проблемы чужды и непонятны по причине неактуальности, отсутствия влияния на повседневную жизнь (так же, например, как реалии романа «Ребенок 44» Тома Роба Смита, пользующегося популярностью в кругах, обладающих высоким уровнем образования и культуры), но нельзя счесть это достаточным поводом для режиссера превратить потенциально драматическую, философскую историю о борьбе за свободы и права в проходной фильм об артистичном юноше, бежавшем, по мнению сценариста, скорее от конкретных брутальных представителей иранской «the morality police», грозивших избить его деревянными дубинками, а вовсе не из-за того, что понятие «танцы» вызывает в стране с исламской идеологией ассоциативный ряд с вульгарностью, пошлостью и проституцией, а не с названиями балетов и именами композиторов.
К недочетам содержательного характера добавляется и весьма непродуманный кастинг. Центральную роль исполняет некиногиеничный и объективно малосимпатичный Рис Ритчи, хотя в паре с непрерывно плачущей в данном фильме Фридой Пинто (так топорно режиссер пытается изобразить тяжесть положения женщин Востока) он смотрится вполне пристойно, но вот вторую по значимости партию замещает блистательный Том Каллен (зачем-то пытающийся говорить здесь с ужасающим акцентом), не только превосходящий Ритчи во внешних данных, но и, что самое досадное для директора по кастингу – показывает себя в танцевальном ремесле на уровень выше и Ритчи, и Пинто, бесстыдно крадя у этой пары центральный танец (он же, исходя из линейной логики происходящего, предполагаемая кульминация и обоснование названия киноленты).
Весьма странно видеть в титрах фильма, столь примитивного драматургически и совершенно ничем не примечательного визуально, имя Ричарда Рэймонда, вроде бы имевшего весьма неплохую карьеру в кинобизнесе, почему-то приведшую к слабому 'Танцующему в пустыне'. Буквально все пункты, что могли бы вывести «Танцующего в пустыне» в категорию отличную от проходного фильма о танцах, остались нереализованными или же использованными крайне нерационально: попытки провести параллели между Ираном и СССР не идут дальше пары кадров с па от Рудольфа Нуриева, политическая компонента вытеснена дешевым мелодраматизмом.
Но, что наиболее губительно для картины о танцовщиках, а именно так следуют позиционировать «Танцующего в пустыне» - и танцы, и их съемка лишены красоты, они не несут никакой эстетики. Хотя заявлено (и это стало одной из маркетинговых фишек промо), что хореографией картины занимался Акрам Хан, но любая импровизация Чаннинга Татума смотрится интересней, профессиональней и убедительней, чем экзерсисы актеров «Танцующего в пустыне», которые, по их собственных словам, занимались у станка по 8-мь часов в день. Оператор, в свою очередь, не особенно понимает, что даже прямые трансляции балета не принято и не продуктивно снимать с одного ракурса.
Конечно, для обывателя или подростка, не имеющих ни представления о «1979 Revolution», ни о современном Иране, когда к декларируемым на официальном уровне религиозным идеалам добавилось некоторое внутреннее лицемерие (проявляющееся, к примеру, в лице «золотой молодежи», не так давно ставшей объектом интереса мировых СМИ из-за неосторожности в использовании Instagram, ведущей образ жизни далекий от постоянных молитв и ношения паранджи), «Танцующий в пустыне» может стать своеобразным откровением, эффект коего усилен одномерными/«понятными» героями, описательным стилем изложения и абсолютным отсутствием рефлексии. А проникнувшимся киноисторией и сочувствующим Афшину Гаффариану не стоит забывать о том, что как только он покинул Тегеран и обосновался в Париже, то в интервью сразу стал говорить о «позитивных переменах» в Иране, и о своеобразии исламской культуры, совсем непонятной приютившим его европейцам.
Фильмы, во главе которых стоят танцы всегда мотивируют, всегда после этих фильмов или даже во время хочется встать и затанцевать вместе с актерами. Так же и с «Танцующим в пустыне» тоже хочется закрутиться в вихре танца, но не получится. Слишком уж пластично, слишком восхитительно, слишком великолепно и трагично танцуют актеры. Но не только красота танцев и великолепная, берущая за душу музыка ( тут композитор Бенжамин Уоллфисч отработал на все сто) отличают этот фильм от множества танцевальных фильмов. «Танцующий» отличается именно своей политической подоплекой и биографичностью. Главные герои фильма люди талантливые, они хорошие танцоры, танцоры от души, умеют выразить в танце все свои чувства, и только в танце они могут быть по-настоящему свободными. Ведь реальность не дает им творить и заниматься любимым делом. Герои живут в Иране, а Иран страна со строжайшими запретами. Здесь нельзя пройтись по улице рядом с девушкой, если вы не женаты, здесь нельзя смотреть развлекательные ролики в Интернете и здесь конечно нельзя танцевать. Реальная история танцора Афшина Гаффариана была перенесена на экран. Перенесена, конечно немного по-детски, простецки, клишировано, но все равно правдиво и благодаря танцам привлекающее. Афшин Гаффариан с раннего возраста увлекался танцами, и это увлечение уже в детские годы принесло ему немало проблем, даже в школе увидев его танцы к этому отнеслись скептически. Но время шло, запреты на танцы становились все жестче, а желание танцевать в Афшине возрастало с большей силой. Запреты надо было преодолевать и в этом ему помогали его друзья, люди, разделявшие его страсть к танцу. Но в фильме помимо борьбы присутствует и еще одна тема. Тема любви и борьбы с зависимостью. История прекрасной девушки Элайи в исполнении Фриды Пинто, известной своей ролью в оскароносном «Миллионере из трущоб» и ее зависимости, борьбы Афишина с этим недугом является одним из ключевых моментов фильма. Элайя, ее красота, грация ( а во время работы над фильмом Фрида Пинто основательно занялась хореографией) является олицетворением ситуации в современном Иране, с точки зрения режиссера естественно. Не свобода, угнетенность, скованные руки, но в то же время красота и желание вырваться из этих запретов. Вот история Афишина и Элайи. Проблемы всей страны показаны в жизни одного человека одной судьбы, одного танца. Красиво и трагично.
Действие фильма разворачивается в современном Иране во время политического кризиса, связанного с президентскими выборами. И, хотя этим событиям и уделено определенное время, главное - это показ особенностей взаимоотношений между прогрессивной молодежью и консервативным и закостенелым обществом. В центре сюжетной линии лежит история молодого парня Афшина, с детства глубоко увлеченного танцами, и все было бы хорошо, но возникает одно существенное “но”: в ультраконсервативном Иране искусство подвержено строгой цензуре, а танцы так вообще под запретом. Но, несмотря на все это, главному герою удается создать подпольную танцевальную труппу и начать заниматься любимым делом.
Отойдя от описания, стоит отметить, что режиссеру Ричарду Реймонду, известному до этого своими короткометражками и продюссированием триллера с элементами фильмов ужасов “Бессердечный”, удалось создать цельную и захватывающую картину. С самого начала и до финальных титров фильм не отпускает, причем достаточно спокойный изначальный темп течения событий сменяется постоянно нарастающим динамизмом. Сюжетные перипетии с каждым кадром становятся все жестче, оборачиваясь в конце вполне закономерным финалом. Невозможно также не отметить как операторскую, так и актерскую работу. Панорамные виды и сцены танцев по-настоящему завораживают. И это не удивительно, ведь эти сцены были поставлены под четким присмотром профессионального хореографа.
В целом к актерской игре достаточно трудно придраться. Хотелось бы особенно отметить роль главного героя Афшина, которого сыграл Рис Ричи и его девушки Илаи, сыгранной индийской актрисой Фридой Пинто. Линия их взаимоотношений выстроена гармонично и реалистично, в чувства главных героев хочется верить, и начинаешь по-настоящему верить. Стоит также отметить достаточно характерную роль героя второго плана Мехрана, который раздираем между любовью к искусству и преданностью своей консервативной семье. Внутренняя душевная борьба заставляет его сделать сложный, но правильный выбор. К остальным актерам тоже сложно предъявить претензии, что добавляет достоинств фильму.
Подытожив все написанное выше, фильм можно однозначно рекомендовать к просмотру всем любителям историй о становлении и развитии сильной личности, коей и является главный герой. Одна из основных идей фильма - право на личную свободу и возможность самовыражения. Ведь именно творчество позволяет человеку расти морально и духовно, ведя этот мир к лучшему будущему.
Бескрайнее пространство пустыни зачастую ассоциируется с ощущением свободы, не слабее, чем то, которое возникает у созерцающих морские просторы. Свобода идти, куда хочется или хотя бы пользоваться своим телом - слишком большая роскошь для тех, кто должен в страхе скрываться от полиции нравственности Ирана. С их точки зрения, танец – также безнравственен, как женщина, идущая по улице без сопровождения мужа.
Удар палкой по руке – самое малое, что грозит тому, кто рискует нарушить правила. Но один все-таки решается. Он не просто танцует сам, но еще и организует труппу, вместе с которой они устраивают представление в пустыне.
Танец – мираж, иллюзия или мечта для тех, кто должен жить в страхе, но в силу молодости не хочет принимать действительность или смиряться с неизбежным.
Также однажды не смирился и Афшин Гаффариан, история которого и легла в основу фильма.
Сюжет – динамичен. Весь фильм сохраняется интерес зрителей. Пластика актеров – великолепна. Их движения на фоне желтого песка завораживают. Происходит полное единение между актерами и их ролями, что особо ощутимо на пике эмоций, когда они плачут или радуются.
Главные роли в картине исполнили иранская актриса, официальный представитель Международной амнистии США и борец против несправедливого заключения под стражу иранской молодежи Назанин Бониади и известная по картине «Миллионер из трущоб» индианка Фрида Пинто, а также британцы Том Каллен и Рис Ричи. Все танцевальные номера в фильме режиссер поручил ставить известному британскому хореографу бангладешского происхождения Акраму Кхану.
События, описанные в фильме драматичны. Основная цель режиссера Ричарда Рэймонда, для которого этот фильм – полнометражный дебют, не только рассказать о том, как в Иране людей лишили голоса и прав, но и описать людей искусства, не сумевших адаптироваться к системе и пытающихся выразить свои чувства с помощью таланта. Так, главный герой фильма танцует и о своей боли, и о своей любви.
Удивительный фильм, он поражает своей новизной, заставляет нас помнить, что в современном мире, есть страны где людям приходится бороться за свои права, за свободу выбора, за возможность заниматься творчеством, будь то танцы или другой вид искусства.
Фильм рассказывает нам о жизни и творчестве главного героя и его друзей, для которых занятия танцами это шанс стать по-настоящему свободными в исламской стране, где данный вид искусства под запретом, хотя бы на миг, а не жить в постоянном страхе, ведь «свобода требует мужества». Танец для них – это возможность самовыражения, передача чувств, эмоций, переживаний через образы.
Фильм молодого английского режиссера Ричарда Рэймонда, это его первая серьезная работа. Фильм мне очень понравился, хотя этого и стоило ожидать от совместного производства Великобритании и России. Он достаточно динамичен, что сохраняет интерес к судьбе героев до последней минуты. Игра актеров заслуживает отдельной похвалы, особенно роль удалась индийской актрисе Фриде Пинто, известной нам по фильму «Миллионер из трущеб», по сюжету профессиональной танцовщице, сыгравшую главную героиню. Кадры в пустыне очень красочные, особенно завораживают танцы на фоне песка под лучами палящего солнца.
Оригинальное название фильма Desert Dancer «Танцор Пустыни» говорит само за себя, ведь главный герой, как «танцующий» ветер, поднимающий тысячи песчинок, свободен и силен по своей природе.
Не стоит забывать, что фильм автобиографичный, он основан на реальной истории борьбы иранского танцора Афшина Гаффариана за исполнение своей мечты, о мужественности и силе его характера.
Именно благодаря своему таланту он сумел покорить сердца миллионов людей и привлечь внимание общественности к проблеме демократии и нарушения прав человека в своей стране. Умение видеть истинные ценности и не изменять себе привели его к тому, что его мечта стала реальностью. Искусство стирает границы между людьми, дает им возможность общаться без слов, понимать чувства друг друга.
Довольно непросто писать рецензию на фильм, который не произвёл на тебя особо сильного впечатления. Но, так как картина в общем мне понравилась [чтобы рецензии публиковались во время проката фильмов, нужно чтобы их было много, и они писались часто], я всё же сделаю это.
Во-первых, нужно заметить то, что данный фильмец хорош уже тем, что можно узнать что-то новое о жизни в стране принципиально отличающейся от стран, скажем, Запада, которые даже, пожалуй противоположны этой самой стране по своей сути. И, главное, можно не только узнать (этим может похвастаться уже и описание фильма), но увидеть собственными глазами (хоть и через экран) эту самую жизнь. Речь идёт о жизни молодёжи в Иране.
'Для того, чтобы грамотно изобразить Иран и культуру иранского народа на экране Рэймонд не только изучал книги о стране, но и более месяца провел в путешествиях по ней...' - говорит нам Кинопоиск. Ба! Вот так да! Похоже, что этот режиссёр действительно хотел снять что-то стоящее! Он отнёсся к делу серьёзно, и снимал фильм совсем не в том стиле, в каком я пишу эту рецензию [от балды], а в прямо противоположном - он скрупулёзно собирал информацию по частичкам - он изучал страну, людей, а главное, простите за тавтологию, - главного героя (записи содержат восемь часов беседы с ним, по версии КП). И знаете что? Я считаю, Ричард Рэймонд сделал то, что хотел сделать - он 'написал' вполне достойную картину.
На актёров интересно смотреть, несмотря на то, что сразу видно, что они далеко не профессиональные. Да, операторская работа тоже не идеальная. Но ведь и фильм-то о танцах и стране, в которой они запрещены, если честно, даже не о чувствах людей и и уж тем более не о каких-нибудь там приключениях танцоров, хоть и без них не обошлось. Была и борьба с наркотиками, были и митинги, но...не о том фильм.
Авшин Гаффариан любит и умеет только одно - танцевать. По его инициативе создаётся тайный кружок, где ребята занимаются плясками, кто как может. Он же и сваливает из Ирана, когда появляется возможность, по той простой причине, что избитым лежать в пустыне за такие безобидные увлечения - не 'айс'. И продолжает танцевать в Париже, как когда-то сделал наш советский хореограф Рудольф Нуреев.
Собственно, как проста история Авшина, так лаконичен и фильм - идёт всего полтора часа (как одна серия Шерлока, например). Всё же не могу не отметить какую-то непонятную доброту, излучаемую фильмом - не знаю точно, с чем я её связываю. Эта биографическая драма тёплая, как начало лета (извините за сентиментальность), но не жаркая.
Перед просмотром у меня не было никаких особых ожиданий от фильма. Но в процессе - возникло большое количество эмоций, в зависимости от текущего эпизода. И, конечно же, сочувствие молодым людям, которые вынуждены прятать себя настоящих в мире невежества и мракобесия. Они ищут выход и находят его, пусть цена бывает высока.
Там, где танец объявлен вне закона, там, где танцевальный кружок приравнивается к подпольной революционной ячейке, даже там есть люди, которым двигаться к своей мечте не помешает никакая диктатура. У таких - свобода внутри и её не отнять.
Я не описываю фильм. А скорее отвечаю тем, кто будет хвалить картину.
Иран. бедный Иран. Сколько же снято о тебе 'подобного'. Фильм будет востребован слабоумными и невежественными:) демократические светилы ликуют, когда смотрят подобную ересь. Фильм оцениваю именно с точки зрения того, какую мысль он несет. А она здесь такова ' Люди, хватит терпеть тиранию и запреты, снимите оковы, делайте то, что хотите, то, что религией запрещено'.
Начну сразу с того что Иран одна из стран, в которой люди о бедности слышат уж очень редко. Как и о бедняках. Далее культура и нравственность, здесь так же на уровне. Благо все благодаря 'закрытости ' государства от внешних влияний уже деградировавших стран. Вы скажите' танец, что тут такого?', но во - первых танец запрещен религией. Во вторых, так 'по шагам' люди лишаются 'стеснительности', далее культуры, далее нравственность, в конце концов мы видимо что то похожее на европейское быдло, где бродит Эдуард, который любит 'пошалить'с соседом Марком. Конечно же для многих, кто положительно оценит картину, и геи являются нормой?.
На Земле существуют два параллельных мира. Один — наш с вами, привычный и относительно спокойный, в котором не составляет никакого труда заниматься творчеством, ходить с любимыми людьми за руку, посещать спектакли, танцевать...И другой — в котором настолько естественные действия находятся под строжайшим запретом. Об этом редко задумываешься, хотя в каждой стране в любой момент может появиться аналог Махмуда Ахмадинежада со своей полицией нравов.
Но я не хочу погружаться в политику и рассказывать о влиянии Исламской революции на Иран, ведь 'Танцующий в пустыне' не совсем об этом. Существует много фильмов о диктаторских режимах и подпольных организациях. Еще больше — о танцах. Но такую интересную историю борьбы с системой через хореографию, признаться, вижу впервые. Сюжет впечатляет тем больше, что он основан на реальных событиях из жизни танцора Афшина Гаффариана. Режиссер Ричард Рэймонд молодец, что не побоялся взяться за такую неоднозначную тему, несмотря на свой маленький опыт. И со своей задачей он справился отлично.
Актеры так же очень хороши, особенно знакомая нам по 'Миллионеру из трущоб' Фрида Пинто. Героям веришь всем сердцем. Может, актерскую игру и нельзя назвать совершенной в академическом плане, может некоторые диалоги 'провисают', но разве слова важны, когда речь идет о танце? Герои говорят телом, их движения чувственные, страстные, и одновременно преисполненные болью и обидой. И это единственный доступный им язык в мире, где за наличие своего мнения могут убить. И пустыня — единственная сцена, до которой не дотянуться диктатуре, только там они лишь на миг, но могут стать свободными и рассказать немногочисленным зрителям о своих чувствах. Тот самый пустынный танец - бесспорно самый сильный момент, от которого наверняка у многих будут бегать мурашки. Только ради него одного стоит посмотреть 'Танцующего в пустыне'
Фильм не обязательно зацепит любителей кассовых блокбастеров, спецэффектов и так далее. Эта лента по своему медитативна, ее визуальная часть зачаровывает красивейшими видами Сахары и Марокко, в которых проходила съемка. А внутреннее содержание заставляет полностью погрузиться в историю и сопереживать судьбе молодых парней и девушек, которые всего лишь хотели танцевать.
Отбросим, политический аспект и насладимся танцем!
Отбросим, политический аспект и насладимся танцем! Да, именно эпиграфом хочу начать рецензию про эту довольно таки симпатичную картину.
Сюжет, возможно банален, где в жестких условиях главный герой Афшин постигает азы танца, который кстати запрещен и в тоже время влюбляется в танцовщицу Элайю. Вместе они пытаются с помощью танцевальных движений и ритмов положить конец предрассудкам в виде табу на один из видов мирового искусства.
Однако, не смотря на простоватый сюжет где злая система не дает развиваться демократичному началу, сами танцы просто шикарно поданы. Сразу видно, кто на самом деле в фильме главный герой. Это - его величество танец! Невооруженным глазом, заметно как режиссер Ричард Рэймонд заставлял пахать актеров ради, действительно красивой картинки - танца.
Если искать, еще плюсы то несомненно это то, что история списана с реального иранского танцора Афшина Гаффариана, не знаю как другим, а мне всегда нравились фильмы основаны на реальных событиях, так тут очень сложно, что- то придумать свое, попросту тяжело схалтурить, соврать.
И за бережное отношение к первоисточнику вышеупомянутому режиссеру Рэймонду мое огромное уважение.
Иногда смотришь фильм и понимаешь, что он не твой, так как все портит игра главного героя. Здесь же и близко такого нет!
Актер, Рас Ричи, безупречно справился с этой ролью, и я очень был рад, что пригласили не очень то и засветившегося лицедея
так, как до просмотра 'Танцующего в пустыне' Раса Ричи видеть, не доводилось.
Если останавливаться на женском персонаже Элайи, сказать честно ожидал большего от известной мне актрисы Фриды Пинто.
Как то, опять таки банально. Искры от нее к Афшину я честно не увидел, тут как говорится на вкус и цвет.
Конечно минусом, послужило и стереотипное мышление американцев про дикий Иран, где все запрещается и карается. Раньше так снимали про СССР теперь вот за Иран взялись, хотя страна очень даже процветающая.
Поэтому, я и закончу как и начал эпиграфом: отбросим политику и окунемся в красоту и эстетику танца, который очень уж завораживает в данной кинокартине!