15 августа 1981 года в городе Новомичуринск (Рязанская область) родился талантливый и один из самых перспективных режиссеров современного российского кино - Юрий Быков.
Как и любой другой уважающий себя режиссер взялся сначала за 'короткий метр' сняв удивительную короткометражку 'Начальник'.
После снял фильм 'Жить', в котором поставил перед зрителем страшный и пугающий вопрос 'А какой ценой ты готов...жить?'
Уже тогда кинокритики поняли, что на Олимпе российской режиссуры забрезжил свет новой звезды.
В 2013 вышел его второй полнометражный фильм 'Майор', который участвовал в 'неделе критики' Каннского кинофестиваля.
Есть такое понятие, которое, наверное, свойственно именно российскому кинематографу - 'чернуха'.
'Чернуха' - это фильмы, в которых предельно откровенно показывают человеческую сущность, это грязь человеческих поступков и ужасы человеческого бытия. Это политика, полиция, семейный быт. Никакой романтики и розовых соплей - продажные менты, коррупция, проституция, наркомания, проблема 'отцов и детей' и многое многое другое.
К таким фильмам частенько приписывают фильмы 'Игла' или 'Груз 200'.
Фильм 'Майор' - это откровенная 'чернуха', в котором смешиваются философские размышления Достоевского и российский ментовский жаргон.
Здесь доступным языком Быков показывает участь Раскольникова - за любой поступок нужно отвечать вовремя, иначе это запустит цепь страшных событий и приведет к трагическому финалу.
Майор полиции мчится в роддом к жене, которая вот-вот родит долгожданного ребенка. Но по пути насмерть сбивает другого (особенность фильмов Быкова - все самое главное начинается сразу, без долгих вступлений и пауз).
И вот оно зерно фильма - где-то в рязанском роддоме женщина рожает ребенка, где-то на пути к рязанскому роддому женщина теряет ребенка.
И начинается череда выбора - кем оставаться в ситуации, которая загнала тебя в угол...
И жернова 'полицейской чести' перемалывают все на своем пути, не жалея безутешных родителей, не жалея собственную совесть - и человеческую жизнь, и человеческую справедливость...
История словно показывает обычный рабочий день современной полиции. Все знают, какая роль отводится им, у всех уже есть план на случай непредвиденной ситуации - тут тебе и коньяк, и готовые протоколы. Каждый из этих ментов получал свою долю 'непредвиденных обстоятельств', на каждого можно было бы завести ни одно уголовное дело. Но все они, как волчья стая, борются за то, чтобы никого из них не посадили - не из-за чувства братства, а из-за того, что один всегда может потащить другого за собой.
Вот вам и 'широкая русская душа' и поскудная человеческая натура.
Это кино о страшном падении Правды, которая более никому не нужна и за которую в современном обществе принято убивать. Это кино о смертельно раненой Справедливости, о которой никто не забывает, но которую все хотят забыть и поэтому закрывают глаза, глядя на беззаконие. Это кино лишает любой надежды на нечто светлое в людях, ведь, как говорит один из героев фильма 'Мы все по одной земле ходим'. Следовательно, и поступки готовы совершать одни и те же, только толкните нас в пропасть или приставьте пистолет к виску.
И не стоит говорить, что в этом кино все преувеличено, потому что, скорее всего, так оно и есть. Просто не задачу показать трудную жизнь российского майора ставил перед собой Юрий Быков.
В свои 32 года Быков взял на себя смелость диктовать российскому (и не только) зрителю, как ему дальше жить - оставаясь человеком или монстром.
Вот только стер при этом грань монстра и человека.
И поди тут, разберись, кто ты есть на самом деле...
Не смотрите это фильм, если вы свято верите, что российский кинематограф умер.
P.S. Прекрасную в свое время я услышала фразу в фильме 'Остров проклятых', когда герой ДиКаприо в самом конце фильма, не теряя веры в свою собственную истину произносит: «Что лучше, жить чудовищем или умереть человеком…». Таким же вопросом интересуется и Быков, который вот уже второй фильм подряд дает каждому герою в своем кино совсем нелегкое право выбора.
Обласканный критиками фильм. Шокирующий, и который хочется пересмотреть ещё раз
Майор полиции Сергей Соболев по пути в роддом, где у его жены начались схватки, насмерть сбивает семилетнего мальчика. Смекнув, что иных свидетелей случившегося нет, он вызывает к месту происшествия своих коллег и те быстро придумывают, как отмазать товарища. Их план кажется продуманным до мелочей, а благословение притворить его в жизнь даёт начальник областной полиции. Однако в течение следующих суток жизнь всех, кто был вовлечён превращается в сущий кошмар.
С первой своей полнометражной работы - криминальной драмы «Жить» - Юрий Быков показал, что тесное соседство с законами российского авторского кино ему не по душе, хотя, что тот, что нынешний фильм принадлежат этой категории. Режиссёр с первых минут превращает свои работы в драматический экшен с драками, погонями, стрельбой и крепкой руганью, но при этом ставит философские вопросы и наделяет картины смыслом. Герои его первого фильма – «браток» Андрей и спасший его от бандитской расправы простой деревенский житель Толик – убегали от преследователей, а заодно выяснили, кто и них на самом деле больше достоин права на жизнь. На этот раз герои – работники полиции - соревнуются друг с другом в беспощадности по отношению к жертвам своего произвола, отвечая попутно на вопросы – где нормы морали, как можно быть ответственным перед обществом, когда на в руках власть, а на плечах погоны, а смысл повествования сводится к той мысли, что так жить нельзя. За драматизм в фильме отвечают персонажи Дениса Шведова (виновник инцидента с ребенком - майор Соболев) и сам Юрий Быков, превосходно отыгравший лучшего друга и напарника Шведова - Павла. Первый отвечает за рефлексию и попытки пойти против системы, признав вину, а значит вывести на чистую воду всю областную полицию, помогавшую ему уйти от наказания, второй – придерживается политики морального и физического уничтожения тех, кто пытается разрушить эту самую систему. Поразительно, но именно Павел вызывает наибольший интерес и, в общем-то, движет драматургией фильма. Персонаж Юрия Быкова только на первый взгляд кажется откровенным мерзавцем – на самом деле, человеческое в нём есть. Он ценит дружбу и готов отдать за жизнь товарища жизнь, и, как-никак, поначалу сочувствует жертве его с коллегами авантюры. Ближайшим примером типажа Павла служит полковник МВД Стас Карпов из сериала «Глухарь» - тоже редкостная сволочь, ставшая таковой по необходимости, а не от природы. Наверно потому, что такие герои кажутся более жизнеспособными и правдоподобными.
Со временем, а может и сразу «Майор» назовут «Бумером» нового десятилетия. И правда, в обеих картинах, что бы герои не делали, это приводит к ещё более печальным последствием для всех, кто оказался втянутым в конфликт с их участием. При этом фильм Юрия Быков просто кричит о том, что пора становится человеком, тогда как герои Петра Буслова даже не задумывались над этим (только над тем, где «пожрать» и как кого-нибудь кинуть), за что режиссёр, безусловно, достоин уважения.
Я один из тех, кто считает, что Российское кино в глубоком кризисе. Одни и те же пейзажи, убитая провинция и люди звери кочуют из фильма в фильм. Но есть по настоящему талантливые люди, кто в рамках этих пейзажей, на примере именно таких людей могут сделать сильнейшее кино, которое отражают реальность. Таким был Алексей Октябринович Балабанов, а Юрия Быкова я считаю его наследником, тем, кто будет снимать честное, не стыдное русское кино.
Сюжет фильма прост. Зам начальника РУВД получает звонок - рожает жена, он сломя голову летит по дороге и на переходе сбивает ребенка. Тут же звоним своим и они его отмазывают. В детали вдаваться не буду. Начинается череда полнейшего беспредела и крови, попутно герой фильма раскаивается в содеянном. но дороги назад нет.
Фильм очень мрачные, тяжеловесный, темные пейзажи, разбитые дороги, повсюду пьяные люди, система правоохранительных органов показана гниющей и это чистая правда. Те, кто должен защищать - убивают. Фильм очень рваный, в плане темпа, но это дает возможность вглядеться в лица актеров, вслушаться или в тишину или в такую же мрачную музыку. Напряжение очень высоко, то и дело, ты ставишь себя на место героев, и ни на один вопрос не получаешь однозначного ответа от самого же себя. Фильм предельно честный, таким и должно быть наше кино.
Все чаще я слышу, сколько можно чернухи на экране, зачем смотреть тяжелые фильмы, давайте улыбаться, ловить позитив, радоваться жизни. Лично я, как зритель, не хочу смотреть липу и радоваться ей. Я хочу смотреть кино, с кучей вопросов, о том как мы живем, кем мы стали, есть ли у нас шанс. Как у нас не знаю, а у нашего кино шансы выбраться есть, если мы будем снимать вот такое кино. Юрию Быкову успехов и роста, Балабанов бы одобрил эту работу, я не сомневаюсь. Смотрите фильмы сердцем.
Юрий Быков снял злое кино. По-настоящему злобное и отмороженное, зато без фальши и лицемерия. И если отмороженность тех же 'Жмурок' Балабанова, фильмов Тарантино, можно назвать даже веселой, отмороженность фильмов Рефна - идеальной в своем стремительном эстетствующем порыве, то здесь зрителю приходится столкнуться с отмороженностью поистине близкой и знакомой. Поневоле приходит на ум 'Конвой' Алексея Мизгирёва, что неудивительно, ведь идея у обоих фильмов сводится к одному тезису: 'мама, мы все тяжело больны, и вылечить нас вряд ли удастся'. К пониманию этого непреложного факта герои их фильмов идут по-разному, неоднократно замарав тяжелые ботинки и служебную форму, пытаясь примирить совесть с необходимостью совершать мерзкие поступки, но так или иначе занимая перед судьбой привычную позу 'Зю'. А там уж немного расслабиться, выпить водочки, анекдоты потравить, в роддом к жене съездить и совесть спрячет мокрый нос в будку. И вот тут и понимаешь главное отличие Быкова от Алексея Балабанова, на которого режиссера уже пытаются равнять: Юрий просто не верит или не хочет верить, что хотя бы в теории всё может быть хорошо. Балабанов верил и показывал. Быков - нет. Станет ли это его достоинством или обречет на присвоение ярлыка 'бессменный творец качественной фестивальной чернухи' - покажет лишь время. Но, читая синопсис его следующего проекта 'Дурак', особых подвижек в плане осветления тематики не видно. Возвращаясь же к 'Майору', то уже во втором проекте режиссёра становятся отчетливо очевидными темы, волнующие Быкова-творца. Способность к самопожертвованию, причины метаморфоз, превращающих человека обыкновенного в отребье необыкновенное, цикличность движения жизненных потоков в обществе, где все замешано на круговом обращении. Ты - мне, я - тебе. Ты - меня, я - тебя. И самый главный вопрос, озвучиваемый Майором: 'А дальше как?' И, как бы пессимистично не звучало, судя по тому, что показывает Быков, то дальше никак. Вообще никак. Omnia vanitas. Потому что бутылка из-под шампанского, презентуемая задержанному доблестными охранителями закона, начинает волновать социум только тогда, когда оказывается в социума же дорогом седалище или кто-то случайно выложит видео на YouTube. А до этого: 'Бьют, ну заслужили, значит. Наверное. В милицию же за просто так не попадают'.
Майор Соболев (Денис Шведов), насмерть сбивший на дороге 7-летнего ребенка, и попытавшийся после с этого дела съехать с элегантностью человека, позволяющему себе номера '777' на машине, внезапно главным антигероем-то и не оказывается. Быков вообще довольно развязно обходится с разделением архетипических образов. Только зритель, преисполненый вполне справедливого гнева, начинает окончательно яриться на майора, то тут вдруг показывает себя человеком с остатками совести, будучи готовым сесть в тюрьму за своё преступление. Только волна плевков и криков 'менты позорные, все вон какие рожи толстые наели, а людей не защищаете' достигает критического максимума, то тут же в лицо ткнут гнилушной сущностью тех, кого защищают, шлющих проклятия на голову милиции, когда та им действительно жизни спасает. Только майор предстает честью и совестью родной милиции, как ему снова приходится стать той самой швалью, которой он был, когда сбил ребенка и спешно вызвонил своих 'решал'. И так беспрерывно. Каждый оправдывает себя тем, что 'нужно'. Нужно, ребятушки, просто нужно. А на войне без жертв не обходится, поэтому если окажетесь щепками, летящими из лесу, то не серчайте. Быков и сам говорит, что кино не про ми(по)лицию, а про общество феодального устройства, в котором тот сильнее, за кем прайд больше, да ножи острее. Не в правде сила, а умении ее повернуть на свою пользу, как то дышло. Неотвратимая мораль с вырожденческой печатью на лице.
Если оценивать 'Майора' как шаг в творческом пути режиссера, то он весьма и весьма ощутимый. Быков отчетливо прибавляет во всем, а главное, что он со времен 'Жить' ощутимо нарастил свои мускулы творца, не ударяясь при этом в поклонение кому-то стороннему. Это ощущается в операторской работе Кирилла Клепалова с его изумительными плавными переходами от статики к динамике, игрой в 'эффект присутствия', не срывающейся в беспорядочное мельтешение кадров, мощными визуальными находками, заставляющими восторженно цокать языком; хищной заматерелостью Быкова-монтажера и Быкова-композитора; умением Быкова-сценариста нагнетать неотвратимость и напряженность действия, ни на секунду не позволяя фильму остановиться. Когда всё становится еще лучше, хотя и до этого было хорошо, то это может только радовать, это позволяет говорить о творческом росте художника. Да, он не дает никаких ответов, так и оставляя зрителя в неведении насчет того, что же снял: напряженный триллер, поучительную притчу о том, что все вокруг дураки, или чернушный боевик а-ля Пётр Буслов. Тем и хорош, тем и убедителен.
Юрию Быкову удается из незатейливых блатных тем выжимать экстракт философских обобщений. «Начальник», «Жить» и последняя картина «Майор» предстают как последовательные этапы постижения природы русского человека и того пространства, в котором он пребывает. Это дерзновение, облаченное в узкокультурные платья, претендует стать общечеловеческой истиной — по крайней мере, в тех странах, где до сих пор сильны племенные основания.
Этот фильм можно было бы назвать коллажем: именно так сегодня воспринимается всякая российская социальная драма — она становится некоторой экскурсией по музею современной России, где экспонатами являются древние артефакты темной стороны русской жизни: коррупция, произвол, разруха; и так как эти артефакты древние — настолько же, насколько сама русская история — то в замысел режиссера входит не просто обличение социальной действительности Российской Федерации, а размышление (увы, на котором стоит печать Сизифа) о вековых пороках этого противоречивого пространства, названного сначала Киевской Русью, потом Московской Русью, потом Российской Империей, вслед за этим Советским Союзом и которое ныне именуется Российской Федерацией.
В данной теме принципиально невозможно дать окончательного ответа: предложить решение проблемы («что делать?») или сделать нравственный вывод («кто виноват?»). Это пространство сопротивляется всякому мало-мальски логическому заключению, поэтому режиссер сознательно отстраняется от роли морализатора и хладнокровно показывает несколько часов из жизни Новомичуринска. Там, где жертвами являются все, где виноваты все, — правда и совесть есть что-то проблематичное, излишнее и мешающее, почти аберрация, способная нарушить и без того неподдающийся логическому определению ход вещей. Проснувшаяся совесть у майора милиции не спасает, а порождает череду кровавых смертей, и этот внезапно возникший вихрь насилия настолько поражает своей безудержностью, что приходит понимание того, что совесть здесь — смертоносней самой войны.
Буквально все диалоги пропитаны практически афористическими фразами из русской древней мудрости: словно перед тобой незримый свод правил, выработанный болью миллионов людей, живших на этой земле. И все они касаются одного: здесь так заведено испокон веков, это — жизнь и ничего мы с этим поделать не можем. Отсюда — «Того ребенка не вернешь», «Мир не переделаешь», «Так надо было, по-другому никак», «Первый день живешь?» Это — предельно концентрированные мысли, имеющие глубочайшие основания в русской истории. Тот, кто останавливается, чтобы задуматься и задать себе вопрос, «а немного ли крови?», превращается в причину страшных событий. Поэтому на вопрос, «кто виноват?», полковник МВД глубокомысленно отвечает: «Мне до лампы, кто виноват». И тот факт, что он является тем, кто должен профессионально отвечать на этот вопрос, делает его слова обжигающе невыносимыми: неужели это пространство абсолютной безысходности? Пространство вечной скорби и боли.
Юрий Быков показал, каким может быть в России путь до роддома.
При всей гипер-жестокости, которая сконцентрирована в фильме, при всей нереальности некоторых сцен и даже при том, что динамичность картины порой не дает посочувствовать или принять морально-верное решение, фильм остается сильным - сильным эмоционально, сильным в плане принятия моральных сторон, и ужасным в плане реальности происходящего. Я всегда говорил, фильмы ужасов - это не Крюгеры и Джейсоны, ужасы это вот такие фильмы, где реально понимаешь, что что ужас бродит не во сне, а где-то рядом.
Есть и еще один момент в этом фильме - щемящее чувство безысходности. Оно схоже с фильмом 'Жить' только не самого Белова, а Василия Сигарева.
Игра актеров очень эмоциональна, цепляет. Сценарий хоть и кажется фантастическим - да в нашей стране и не такое бывало, режиссура - тоже на высоте. Каким бы не был фильм жестоким - однозначно для пересмотра!
Скрип тормозов проник в сознание раскаленной иглой, мгновенно разрушив грезы майора Сергея Соболева. Не было у Соболева явных грехов: жил честно майор. Были у Сергея работа, дом, семья. Был тонированный джип «бээмвэ»: своеобразная компенсация за два огнестрела, полученные при исполнении. Все было хорошо. Ну, более-менее. Но отнял жизнь Соболев: загубил невинную душу. Тут самое время вспомнить про совесть. Есть ли она у майора? Есть и честь, и совесть, и даже сострадание. Только вот совесть – дело коллективное: она на всех делится. И коль ты понадеялся на товарища по службе, попросил о помощи, об услуге – должен стоять до конца. Принимает решение майор. Решение трудное и, опять же, коллективное. Нельзя майору на нары, нельзя. Просто честь мундира нельзя запятнать, честь отдела, честь города. Мальчонку убиенного не вернешь, а у самого-то жена на сносях. В одночасье мир переворачивается вверх дном. Гнилым дном и мерзким.
Радостное известие, которое вначале получает Соболев, завернуто в некую бесцветную обертку: хмурое утро с тусклым светом в окне серого панельного дома. Краски выцвели, выгорели, истлели. Мрачное даже в плане декораций кино нацелено показать с ужасающей правдивостью падение не одного человека, а целой дружины правоохранителей. Аскетичность операторской работы бросается в глаза: жалкие душные кабинетики-камеры добровольного заточения сотрудников РОВД с перекошенными дверями и заплеванным полом, грязный снег вечной зимы в сердцах, обшарпанные стены морга - последнего приюта обреченных на жалкое существование жителей безымянного городка где-то под Рязанью. Сверкающий «БМВ» с многозначительным номером «777», хоромы начальника милиции и убогие хатки на окраине города вперемежку с кривыми кирпичными строениями показаны метко, хлестко демонстрируя новоявленный феодализм где-то на задворках империи. Режиссер не стремится слепить взоры зрителей удивительными пейзажами русской глубинки, шелестом деревьев и плеском речной воды. Безликая картина нравов, ограниченная рамками экрана, выглядит удивительно соразмерно эпохе – эпохе творящегося бездушия в человеческих сердцах. Стражи порядка, еще совсем недавно ассоциировавшиеся со словом закон, полиняли до подонков во всех смыслах этого слова. Бетонно-панельная тоска, бренность существования, помноженная на безысходность, надломленный образ матери погибшего мальчика пугающе акцентируют весь абсурд происходящего. И тем мерзостней творящееся по отношению к женщине беззаконие.
«Майор» по форме — притча, но по сути — глагол. Как заметил Иосиф Бродский, в поэзии самое главное — глаголы. Кино, даже если оно суровое, в чем-то сродни поэзии, когда оно хочет передать, проиллюстрировать общий настрой сюжета. Убил, нарушил, превысил – все эти слова применимы к фильму. Постановщик возвращает глагольную форму таким вещам, как преступление и наказание. Юрий Быков – режиссер и сценарист «Майора» вскрывает нарывы на теле современного общества. Вскрывает грубо, жестоко, с болью. Создатель ленты не норовит поставить клеймо без оглядки, не стремится измазать черной краской всех сотрудников милиции - он лишь оголяет дурно пахнущие и скверно выглядящие язвы.
Что, пожалуй, отмежевывает «Майора» от нервной энергетики Буслова и «чернушной» России Балабанова, так это авторский подтекст, избегающий эстетизации насилия, как такового. Незамысловатым кинослогом, простым по подаче, автор создает суровую быль. Быков лаконичен в своей демонстрации падения человеческого облика героев фильма. И пусть автор грешит сюжетными нестыковками, пусть «хромают» переходы в действии, но не это главное. Моральные устои – первооснова человеческой жизни, и режиссеру удается акцентировать внимание на них. Этот фильм нельзя смотреть сердцем: пепел в душе обеспечен. Этот фильм нужно смотреть умом, чтобы понять. Понять, но не простить. Не забыть, что такое и впрямь может произойти и происходит.
Это очень по-русски - выдать сюжет с Раскольниковым в погонах. Неотвратимое желание нести свой крест, отвечать за свои поступки проявляется в майоре все сильней и сильней. Крупные планы сменяют друг друга, демонстрируя сомнения Соболева и уверенное схождение в ад его боевого товарища Паши Крошунова, сыгранного самим Быковым. Их небритые лица, смотрящие в камеру, врезаются в память, словно жирные буквы, вдавленные в бумагу так, что написанное отпечатывается на второй странице. Они и взывают, и проклинают сознание обычного гражданина. Казалось бы, вот он - экзамен на силу, проверка «на вшивость», попытка очищения души, но там где напористость Паши выходит за рамки, Соболев вдруг показывает бесхребетность, хоть минутой ранее и был способен на решительный поступок. Только оступается он во второй раз, делает шаг не туда, все больше увязая в трясине. Циничная отповедь ставит крест на мучительных метаниях майора: явления Раскольникова народу не получилось. Сквозь игольное ушко на «БМВ» не проедешь, и все попытки были тщетны.
Аккорды написанной режиссером музыки скупы, в них нет даже безапелляционной хрипотцы Шнурова, как в «Бумере», нет жизненного утверждения Бутусова, как в «Брате». Она звучит, как реквием по надежде, ибо право на надежду убито на корню еще в самом начале. Режиссер не вступает в диалог со зрителем, не размышляет, а лишь обличает. Если в преамбуле он дает ключ к пониманию истории, то в пресловутом открытом финале дает повод призадуматься нам самим, кто мы в этом мире. И кто это все изменит. Кто, если не мы?
«Я поверил» — почему-то именно с этих слов хочется начать отзыв к фильму Юрия Быкова, тем самым сразу же залив его бэкграунд зелёным.
«Майор» есть вырванный с мясом (весом в 1 день) кусок быта нынешней России, в разрезе «власть имущие — обычный люд» (говоря языком фильма, «главенствующая стая и прочее стадо»). История, завязка которой могла произойти на любом километре нашего «правового государства» с «его гражданским обществом». «Мент. Отмажут» — штука для нас обыденная.
Нет, я не собираюсь помещать абсолютно всех сотрудников органов в общий адский котёл и выводить жирным в последнем абзаце «Пора сваливать из ЭТОЙ страны», просто, таковы реалии жизни в РФ, а потому не стоит записывать фильм в разряд очередной «былинно-летописной чернухи» (как многие поспешили). Ведь, картина Быкова — это призыв, а не констатация.
Юрий в меру и очень умело спекулирует на созерцании творящегося «беспредела по понятиям», без мазохистских и фальш-обличительных НТВ-шных ноток. Там, где у Буслова звучало капитуляционное: «Не мы такие — жизнь такая» (см. «Понять и смириться»), Быков продолжает: «А дальше-то как жить?..», оставляя тем самым место надежде, которая, быть может, повлечёт за собой желание… Желание что-то изменить.
Даже если не расщеплять на атомы смысловую составляющую картины, на деле выходит первоклассный триллер:
• с родным для души и тела колоритом российской провинции;
• с прекрасными актёрскими работами;
• с хорошим и уместно поданным музыкальным сопровождением;
• с хлёстким «а-как-без-него» матом;
• и с драматичным, «от и до» нервом.
Думал, что после «пропития глобуса» Хабенским ещё долго не возрадуюсь существованию в нашей стране кинематографа. Ан нет! Спасибо Быкову.
Паша – Павел Георгиевич Коршунов, следователь районного УВД, беспрекословно выполнит приказ своего начальника, полковника полиции, озабоченного тем, что «шакалы» из области понаедут, узнав о чрезвычайном происшествии, и нарушат тишь да гладь вверенного его надзору райцентра Рязанской области. В роли этого Паши мы увидим самого автора невероятно острого и беспощадно правдивого фильма о современной жизни российской глубинки – Юрия Быкова. Он не только поставил этот фильм по собственному сценарию и сыграл в нем одну из главных ролей, но даже написал музыку, которая ненавязчиво и очень уместно поддерживает напряжение, а порой, в контрапункт, дает передышку нагнетанию саспенса, которым фильм перенасыщен все 99 минут. Фильм действительно снят очень красиво. Оператор Кирилл Клепалов. Просто, динамично, без красивостей и предельно правдиво. Снегом покрытые равнины, городок с типовыми панельными многоэтажками, почти деревенские домики частного сектора, краснокирпичные особняки «новых русских». Нет, разумеется, история рассказанная Быковым совсем не красива и попросту ужасна, но картина сделана с безупречным кинематографическим вкусом, с четким ритмом и без смакования жестокостей, которыми сюжет переполнен от начала до конца.
Центральный же герой, тот самый майор полиции - Сергей Соболев (Денис Шведов), на самых же первых минутах фильма случайно сбивает насмерть своей машиной на обледеневшем шоссе семилетнего мальчика на глазах его матери. Других свидетелей происшествия нет… А ведь так хорошо этот зимний день начинался! Майору позвонили из больницы в Рязани, где лежала на сохранении его жена и сказали, что роды начались. Они так много лет ждали этого события. Вот и помчался, сломя голову, будущий отец в областной город. Нет смысла, и не имею я права пересказывать сюжет, поскольку эта смерть за один зимний день будет не единственной. У невольного убийцы, после первого импульса пробуждения совести и порыва раскаяния, железно сработает инстинкт российского мента - выпутаться из неприятной ситуации с помощью своих коллег и подчиненных. Друзья-коллеги незамедлительно прибудут на место происшествия – тут и закрутится тугая спираль круговой поруки, или, как теперь принято говорить - корпоративной солидарности работников правоохранительных органов. Закрутится настолько туго, что не раз и не два сорвется с летальным исходом.
Сам режиссер признавался, что идея сценария возникла у него, когда он узнал о «подвигах» московского майора милиции Евсюкова. Но сходство сохранилось только в воинском звании – майор. Здесь не Москва, здесь родная режиссеру Быкову среднерусская провинция. По его собственным словам: «это кино про феодальное общество, внутри которого есть ближний круг людей, за которых ты несешь ответственность, и есть чужие, на которых, в сущности, плевать». Олицетворением этой Системы служит начальник РУВД полковник Панкратов, в роли которого обаятельный Борис Невзоров. Мне кажется, он никогда в жизни не играл отрицательных персонажей. Но здесь этот благообразный, душевный такой отец семейства и дедушка хлебосольно принимает в своем особняке из красного кирпича VIP-персон районного масштаба. По-хозяйски он решает дела не только полицейские, но и политические – на носу выборы, и экономические – выделение земельного участка под новый торговый центр с рестораном. Гости – депутат и застройщик. Прямой намек на коррумпированность силового ведомства.
Кроме Бориса Невзорова, Дениса Шведова и Кирилла Полухина – в небольшой роли капитана Бурлакова, я никого из актеров, занятых в «Майоре» раньше не видел. Тем самым подчеркивается удивительная достоверность их поведения. Денис Шведов порой своей внешностью немного напоминает Джейсона Стейтема. Но личность его героя гораздо более глубокая и непредсказуемая. Его внутренние душевные метания и одновременно следование принятым в ведомственной среде методам, то заставляют зрителей искренне сопереживать герою, то ненавидеть и презирать его. Очень сложную роль взял на себя сам постановщик картины Юрий Быков. Да, он и по сюжету является как бы режиссером, ведь Павел Коршунов руководит ходом полицейской операции по ликвидации свидетелей происшествия. И это не просто «злой» следователь, а лучший друг майора и действует он из желания ему помочь. Их третий приятель – гаишник Толя Меркулов тоже был втянут в эту историю. Очень типичный и достоверный образ создал Илья Исаев. Это, так сказать, основные представители силовых структур города. А вот их невинные жертвы. Ирина Низина играет несчастную мать, а Дмитрий Куличков ее мужа.
Непредсказуемый и открытый финал неожиданно объединяет оба фильма Юрия Быкова. В кабине грузовичка встретятся главные герои этих фильмов «Жить» и «Майор». Денис Шведов там играл крутого, но не чуждого совестливости, бандита, здесь – крутого и тоже не чуждого сантиментов, полицейского. А шофер (Владислав Толдыков), который подвозит майора до Рязани – был главным героем из фильма «Жить». Тот же простой местный работяга, кто единственный выжил в жуткой передряге во время воскресной охоты. И в первом, и во втором фильме главной темой звучит вопрос – какой ценой человек может оставаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах. «Для меня это квинтэссенция России, маленький ничем не примечательный городок, но в котором есть все проблемы, все плюсы и минусы российского менталитета, российской действительности. Когда я присмотрелся к тому, что происходит, я понял, что самая главная проблема на данный момент, это проблема отношения человека и власти». Итак, запомним имя молодого русского режиссера, сценариста, актера и композитора – Быков Юрий. Хорошая фамилия напомнит о его славных предшественниках – Леониде и Роллане. Теперь уже ясно, что у ушедшего в мир иной Алексея Балабанова есть достойный преемник.
'И когда я смотрел его, то понимал,
Что Россия это и есть!'
Д. Быков
Дима Быков сказал эти слова про творчество Балабанова, но они идеально подходят и к картине Юрия Быкова. Как заявляет сам режиссер, он хотел показать понятийную, пацанскую систему, в которой живут главные герои, в которой живем и мы с вами. Одним из самых ярких и наиболее точных символов этой системы, которая сегодня сложилась у нас в стране, является БМВ X 5 с номером '777', точнее символа не придумать.
Но это не только фильм про систему неофеодализма (как сказал бы Владимир Александрович Четвернин) в нашей стране. Если лет 15 назад 'героем нашего времени' был 'Брат' Балабанова, то сегодня это 'Майор' Быкова. Оба героя пытаются найти ответ на вопрос: 'В чем сила, брат?'. Рядом с героем Бодрова был его старший брат, считающий, что сила в деньгах. С героем Дениса Шведова рядом коллега Паша, который всем своим поведением пытается доказать, что сила во власти. Но Брат и Майор считают иначе, они задают не только сами себе, но и другим один и тот же вопрос: 'Вот у тебя деньги, власть, нажитые не самым честным путем, а что дальше, как жить-то с этим?'.
Режиссер фильма говорит, что нельзя сегодня снимать фильм про нас хороших, иначе мы захлебнемся в собственной ненависти. Я согласен с ним, надо снимать фильмы про нас настоящих, такие как 'Елена' Звягинцева, 'Долгая счастливая жизнь' Хлебникова. Может подобные фильмы помогут нам стать лучше.
В фильме 'Жить' герой Дениса Шведова произносит следующую фразу: 'Все мы гнилые, когда жить хочется', а 'Майор' пытается опровергнуть вышеупомянутые слова. Получилось ли у 'Майора' это сделать? У каждого зрителя будет свой ответ на данный вопрос.
P.S.
Я помню, как в 2007 году в пустом зале смотрел 'Остров' Лунгина, четырьмя годами позже в такой же обстановке смотрел 'Ходорковского', вот и на 'Майоре' в зале было очень много пустых мест. Андрон Кончаловский сказал в одном своем интервью: 'Сегодня зритель воспитан на ситкомах и американском коммерческом кинематографе, ему малоинтересно смотреть серьезное кино, так же как малоинтересно читать Пруста'.
Я не прошу вас начать читать Пруста (в стране, где его не знает даже премьер-министр (все помнят беседу с Познером?), глупо просить читать Пруста остальных людей), я прошу начать смотреть серьезное кино, а вдруг понравится?
Говорят, что в 'Каннах' 'Майору' аплодировали, сходите и вы на этот фильм...