К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Агате Кристи часто везло и везет до сих пор. С литературным талантом и признанием при жизни все понятно, но это уже дело прошлого, а сегодня она остается одним из самых везучих авторов в плане экранизации – ее снимают очень много и часто хорошо. Это касается не только классических сериалов об Эркюле Пуаро и мисс Марпл, но и недавнего «Убийства в Восточном экспрессе». Но одной из самых блестящих киноадаптаций Кристи, пожалуй, остается «Смерть на Ниле» (1978) Джона Гиллермина.

Съемки, максимально приближенные к условиям, в которых жили герои романа Агаты Кристи, позволяют нам и сейчас ощущать особую атмосферу – раскаленной пустыни, редкой живительной прохлады воды, нависшего предчувствия беды и разморенного жарой сознания. Таинственная прелесть древнеегипетских памятников слилась здесь с английской чопорностью и выверенной до мелочей точностью настоящего детектива. Внешний антураж, декорации действия превращаются в мотив повествования: изощренная схема убийства словно бы навеяна сложными лабиринтами внутри вечных пирамид, где царит культ смерти. Это тот случай, когда место и убийство внутри детектива так плотно переплетаются, что становятся подсказками друг для друга; это же прием Агата Кристи использовала в «Убийстве в Восточном экспрессе», где замкнутое пространство поезда должно было распутать клубок взаимоотношений внутри случайной группы попутчиков.

«Смерть на Ниле» - это идеальный детектив, который держит зрителя на пределе нервного напряжения до последнего кадра, эмоции сменяются от жажды поскорее узнать развязку до азартного желания самому ее найти. Но в этом фильме есть особенность – его хочется пересматривать даже тогда, когда уже знаешь сюжет, потому что хотя детективный ребус уже так тебя и не захватывает, но ты можешь насладиться другими достоинствами. Например, следить за логикой расследования Эркюля Пуаро, подмечающего мелочи и выстраивающего собственную систему умозаключений. Или еще можно придирчиво присматриваться к нарядам героинь и подмечать удачные детали интерьера. Ну и, конечно, можно насладиться актерской игрой, которая в этом фильме на самом высоком уровне.

Режиссер Джон Гиллермин собрал блистательный актерский ансамбль, по уровню «звездности» с ним может сравниться разве что «Убийство в Восточном экспрессе» 2017 года Кеннета Браны. В 1978 году съемки, проходившие на реальном пароходе, плывущем по Нилу, собрали Питера Устинова, Мэгги Смит, Джейн Биркин, Бетт Девис, Мию Фэрроу, Оливию Хасси, Анджелу Лэнсбери и многих других в единую команду, которая вводит доверчивого зрителя в лабиринт страстей и преступлений. Как и его герой, Питер Устинов больше остальных притягивает к себе внимание. И хотя, создателям пришлось несколько изменить облик величайшего сыщика, на наше восхищение и артистом, и сыгранным им образом это не влияет: Эркюль Пуаро остается одним из лучших литературных и киношных детективов даже со светлыми волосами и пшеничными усами.

24 июня 2018 | 10:08
  • тип рецензии:

В 1974 году режиссёр Сидни Люмет экранизировал известный детектив Агаты Кристи 'Убийство в Восточном экспрессе', который совершенно неожиданно для тех лет стал кассовым хитом и собрал множество наград. Впрочем, о незаурядности постановки говорили уже имена задействованных актёров: Альберт Финни, Ингрид Бергман, Лорен Бэколл, Энтони Перкинс, Ванесса Редгрейв, Шон Коннери, Ричард Уидмарк и т.д.

Через несколько лет на волне этого успеха вышло ещё несколько экранизаций книг Агаты Кристи, снятых по сходному принципу: экзотические места съёмок, набор прославленных актёров почти на все роли фильма и проверенный десятилетиями сюжет, который обязательно привлечёт поклонников творчества легендарной детективной писательницы.

Одной из таких экранизаций является фильм Джона Гиллермина 'Смерть на Ниле' (1978), являющийся экранизацией одноимённого романа Кристи, вышедшего в 1937 году. В советском прокате фильм шёл в 1981 году под названием 'Роковое путешествие'. Фильм был создан по тем же принципам, что и 'Убийство в Восточном экспрессе', хотя успех у зрителей и критиков имел уже куда более меньший.

Хотя, как я думаю, сюжет этой постановки известен всем, кто знаком с книгой, всё же вкратце напомню: На пароходе, плывущем по Нилу, убита богатая женщина по имени Линнет Дойл (Лоис Чайлз), которая недавно вышла замуж за обедневшего дворянина Саймона Дойла (Саймон Маккоркиндейл).

Убитая нажила при жизни много врагов, из чего делается вывод, что убийцей мог быть кто угодно из пассажиров на пароходе. Но кто же убил миллионершу? Это может быть и бывшая подруга (Миа Фэрроу), у которой она увела жениха. Или это писательница, автор любовных романов (Анджела Лэнсбери), написавшая книгу, в которой главная героиня - нимфоманка - явный намёк на убитую?

А может это богатая клептоманка (Бетт Дэвис), укравшая у неё какую-то безделушку? Именно на эти вопросы предстоит ответить бельгийскому детективу Эркюлю Пуаро (Питер Устинов), который в очередной раз пытается выйти на пенсию и спокойно отправится в путешествие - но его слава 'отличного сыщика' всякий раз мешает ему это сделать.

Итак, нужно сказать, что экранизация этого детектива Агаты Кристи выполнена на весьма солидном уровне - помимо шикарного актёрского состава, у зрителей есть возможность наблюдать за натурными съёмками Египта, Нила и Судана и, конечно же, вспомнить старый добрый сюжет известно детектива. Конечно, в сюжете есть некоторые нестыковки, но на них особо не обращаешь внимания ввиду других 'бонусов' картины.

Актёрский состав фильма состоит исключительно из 'звёзд', что может послужить для поклонников Агаты Кристи весомым 'бонусом' при просмотре. Хотя игра далеко не всех актёров фильма бесспорна. Питер Устинов в роли Эркюля Пуаро производит не самое приятное впечатление, особенно если сравнить его с Пуаро в исполнении Альберта Финни в 'Убийстве в Восточном экспрессе'.

Роль Джейн Биркин ничем особенным не выделяется, как и исполнение. Такой же блеклой оказывается и Лоис Чайлз в роли убитой миллионерши. Бетт Дэвис в роли клептоманки весьма интересна и выразительна. Мэгги Смит в роли её компаньонки образует органичный дуэт с Дэвис. Миа Фэрроу в роли бывшей подруги убитой слишком сильно переигрывает.

Анджела Лэнсбери в роли автора 'эротических романов' является, пожалуй, самым ярким персонажем фильма. Оливия Хасси в роли её дочери ожидаемо печальна, но не более того. Дэвид Нивен в фильме в очередной раз демонстрирует облик 'стопроцентного британского джентльмена', хотя роль едва ли предлагала большее. Роль Джорджа Кеннеди ничем особенным не запоминается.

В технических аспектах к картине особых претензий нет - операторская работа вполне на уровне, натурные съёмки выполнены хорошо, виды Египта добавляют фильму колорита. Так что, в заключении, могу сказать - если вам нравится творчество Агаты Кристи - этот фильм стоит смотреть. Спасибо за внимание!

7 из 10

04 июня 2015 | 11:58
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: