Фильм - портрет Жана–Мишеля Баския в заданных обстоятельствах, без набросков - решительно, без палитры – только чистые цвета. Режиссерский дебют Джулиана Шнабеля, друга художника, рассказывает о беспокойной, короткой жизни-вспышке Баскии. 23 личных выставки, 40 совместных выставок от Цюриха до Токио, более 50 статей, самый молодой художник, попавший на выставку в тот самый Уитни. Говорят, он был восхитительным – перед его искусством не могли устоять придирчивые галеристы, узколобые нувориши, женщины - та самая Мадонна! Говорят, что Жан-Мишель восхитил того самого Энди Уорхола своими самодельными, наивно-детскими открытками, которые таскал с собой по всему Нью-Йорку, предлагая купить их каждому, кто хоть сколько-нибудь проявлял интерес. А потом городской художник, максималист, граффитчик стал тем самым Баския. Его близкие люди, богемные, модные, наглые, были прежде всего его поклонниками, а потом друзьями. Они научили его, что появления в обществе важнее всего, что общество - это метафора общества, что все готовы платить любые деньги за вещи с именем Samo - на макулатуре и на дверце от холодильника. «А Ван Гог? Сколько он продал картин? Одну? Две? Их даже бесплатно никто не брал. Не хочется быть поколением, пренебрегшим еще одним Ван Гогом».
Не хочется пренебрегать новым Ван Гогом, если на нем можно нажиться, если его картины можно хорошо продать, потому что помешавшиеся на престижности и моде купят их за любые безумные деньги. И никто даже не попытается всмотреться, вдуматься, понять, что за всем этими украшениями для гостиной, финансовыми вложениями, доказательствами либеральности к современному искусству – за всеми кляксами, мазками и линиями - сложная жизнь, нервная работа пальцев, взгляд, иногда грустный, иногда наивный. «И если зеленый цвет Вам покажется казенным – подумайте, в каком ведомстве Вы были в последний раз!»
Сам Баския сравнивал себя с маленьким принцем, ставшим заложником собственного дворца и короны, которой он стучал о решетку, чтобы его услышали, чтобы ему помогли. Только все слышали то, хотели услышать, и никто так и не пришел… Так что, когда смотрите на новую картину – задумайтесь, возможно, Вы смотрите на ухо Ван Гога?!
Этот фильм произвел на меня сильнейшее впечатление и стал одним из моих любимых. Все в этом фильме очень нежно, хрупко и безумно очаровательно.
Джефри Райт сыграл Баскию просто потрясающе, да и все актеры в фильме сыграли на 100% один Энди Уорхол в исполнении Дэвида Боуи чего стоит.
Баския - очаровательный, ранимый парень, который большую часть времени в своих мыслях, а оставшуюся чать под действием запрещенных препаратов, что, как не странно, придает ему еще большей ранимости и очаровательности.
Когда смотришь на процесс создания полотнищ Баскии, кажется, что он не вкладывает особого смысла в них, но если прислушатся к тому, что он говорит. Например о том, что больше плохих людей чем хороших, о том, что красоту не воспринимают как красоту, а воспринимают ее как способ зароботать деньги и. т. д можно понять, что Баския это еще одна неординарная личность, которая видела мир совершенно по-другому..Как мне кажется, никто так и не понял этого парня до конца.
Что касается технической части фильма то нужно отдать должное Эжулиану Шнабелю и всем кто работал над фильмом, потому что у них все получилось на 100%.
Советовать смотреть этот фильм я не буду. потому что это что-то оченб личное, этот фильм только для тех кто готов чувствовать.
1996 год. На полках видеомагазинов появились кассеты с ширяющимся под «Perfect Day» «Рентоном» Мак Грегором из «Трэйнспоттинга», умирающим от пули в своем родном квартале «Бутчем» Микки Рурком, бурлесками нео-шекспировских страстей от Ромео Ди Каприо, жертвенным блудом «рассекающей волны» Триера, долгим поцелуем на ночь бывшей киллерши – героини Джины Девис и многими другими персонажами, ставшими через несколько лет культовыми и помещенными в пантеон новых мифических героев. Одним из таких героев не пришлось стать возможно лишь Жану-Мишелю из фильма Джулиана Шнабеля «Баския». Возможно это произошло потому что зритель не захотел синдентифицировать себя с малознакомым афроамериканским художником, водящим дружбу с нью-йоркской богемой и «портящим» на взгляд многих своими граффити стены домов… Такое произошло в те времена ещё лишь с кастратом Фаринелли, из одноименного фильма, по субъективным причинам большинства, не разглядевшего за деликатной сквозной линией главную тему --- красоту музыки. В «Баские» же примитивное искусство, покачивающегося накокаиненного негра, который рисовал на платье любимой, покупал русскую икру за тысячи долларов и при этом ночевал в коробке в парке, засветилось в обратном смысле --- произведения, картины отошли на второй план. От фильма ждали гипертрафированных наркотических трипов как в «Прирожденных убийцах», а получили лишь грезы о ямайском волне над крышами Нью-Йорка, хотели посмотреть крутого типа, вроде Сэмюэля Джексона или Эдди Мерфи, а увидели молодого, еще никому не известного Джеффри Райта, предвкушали уморительные гэги в стиле «Не грози южному централу, попивая сок в собственном квартале», но лишь недоуменно вслушивались в диалоги авангардистов 80-х… Публику фильм зацепил возможно, лишь автономным пронзительным саундтреком, где жизнь разворачивалась вопреки мягкому, где-то даже неторопливому повествованию байопика, и блестящим актерским составом, где засветились, теперь уже в том смысле, ветераны авторского кино – Деннис Хоппер, Дэвид Боуи, Бенисио Дель Торо, Майкл Уикотт, Гэрри Олдмен, Кристофер Уокен, Уиллем Дэфо. А саму историю восхождения и драматических перипетий родоначальника художественного граффити и уличного трафарета, заметили единицы. Этот фильм очень неоднозначен с точки зрения фактологии, впрочем, как и «Модильяни» с Гарсией и «Фрида» с Хайек, в составе которых «Баския» будет скоро показан на большом экране в «Художественном» (Москва) в ночь художников. Но, на мой взгляд, только такая модель, где авторская фантазия смешивается с реальной судьбой и обостряет черты и поступки человека, позволяет смонтировать объективный ролик о метаморфозах творческой личности…. Жан-Мишель Баския жил, умер, и, главное, творил. В отличие от Эдди Мерфи…
Однажды я поехал на книжный рынок за фильмами с одной знакомой. Мы ходили очень долго по нему, выбирали разные фильмы. Я себе взял очень много фильмов, а она только один. Я ее спросил, что это за фильм такой, она мне сказала, что он очень хороший и даст мне его посмотреть. Вот так я и узнал о фильме…
Баския
Вот так я познакомился с творчеством гениального художника и режиссера Джулиана Шнабеля. Этот режиссер теперь стал моим режиссером. Я видел у Джулиана Шнабеля всего два фильма, но этого хватило, он стал моим любимым режиссером. Я благодарен ему за такой трогательный и хрупкий фильм. Фильм, который легко разрушить одним плохим словом. Поэтому я буду говорить о нем только хорошие слова.
В Америке жил такой парень, который видел другого парня, на небесах, тот плавал на доске по волнам над ним. Он видел этого парня всего 27 лет, потом он сам встал на эту доску. Его звали Jean Michel Basquiat. Он не знал хорошо эту жизнь, он видел другую жизнь, которую видят очень немного людей.
Я очень сильно благодарен всем людям, которые работали над этим фильмом. Очень сильным фильмом. Этот фильм будет всегда со мной. Этот фильм для одного человека из ста. Я смотрел его четыре раза и всегда в конце плакал.
После этого фильма я открыл для себя гениального актера Джеффри Райта. За эту роль я отдал бы ему все награды, какие только есть на свете. Вообще в фильме очень много хороших актеров, например Гари Олдман, Бенисио Дель Торо, Уиллем Дефо, Клер Форлани, Деннис Хоппер, Майкл Уинкотт, Кристофер Уокен и даже в эпизодах много звезд, например Кортни Лав, Сэм Рокуэлл и сам Винсент Галло. Они все молодцы сыграли на пять с плюсом.
Но отдельно я хотел бы отметить блестящую игру Дэвида Боуи, который в этом фильме сыграл самого Энди Уорхола. После этого фильма Дэвид Боуи стал для меня актером, который поет, а раньше был музыкантом, который играет в фильмах. Посмотрите внимательно сцену, когда он сидит у себя на студии и Баския дарит ему шлем. Просто душераздирающая сцена. Боуи это Уорхол, не замечаешь просто разницы. На такое способны только великие актеры.
И еще хочу сказать спасибо композиторам фильма. Такой великой музыки я давно не слышал.
Фильм входит в категорию, когда я не хочу советовать смотреть этот фильм, не потому что он плохой, а потому что он только мой.
Давно хотел пересмотреть этот фильм. Наконец то удалось. Всегда, перед тем как пересматриваешь фильмы, которые давно не видел, мучаешься сомнениями. Понимаешь, что не будет уже таких ярких ощущений. Понимаешь, что можешь увидеть, что то новое и понять, что не понял раньше. Но сколько раз нас постигало разочарование. Такое разочарование, которое убивает, какие то светлые моменты воспоминаний о прошлом. В этот раз такого не произошло. Честно говоря, получилось такое ощущение, что я посмотрел фильм заново. А некоторые моменты, которые я как будто бы был уверен что были, оказались совсем другими. Увидел и заметил конечно много такого, о чём и не вспомнил бы. Оправдались ли яркие воспоминания? Наверное нет. Но о просмотре я совершенно не пожалел.
Байопик. Как часто бывает с байопиками - драма. Скорее даже, трагидрама. Ещё один член мистического печального клуба 27.
Фильм очень интересный для всех, кто интересуется историей современного искусства. Показана, так сказать подноготная артистической богемы восьмидесятых. В фильм уместилась вся творческая биография великого художника.
Я честно признаюсь, что мало разбираюсь в живописи. Его картины признаны - шедеврами. Конечно такое искусство не понятно многим. Мне его произведения нравятся. В них есть энергия. Правда эта сила - тёмная. Но ведь саморазрушение было у Жана-Мишеля в крови. В том числе и в виде героина. Богема вознесла его на вершину волны. Богема же и убила его, разбив о скалы из иголок и стёкол.
Кино о человеке. Его одиночестве. О счастье, когда ты молодой и всё у тебя впереди. О том, как трудно бороться ранимому человеку в мире зависти и соблазнов. Такие часто погибают.
Фильм замечательный и по актёрскому составу. Баскию играет Джеффри Райт (снимался в таких известных фильмах, как Исходный код, Казино Рояль, Кадиллак Рекордс, Али, Сломанные цветы, получил в 2004 году Золотого Глобуса за роль второго плана в мини-сериале Ангелы в Америке). Играет хорошо. Конечно я не знаю, каким он был при жизни, но наверняка странным парнем. Странный герой вышел и у Джеффри Райта. Странный, милый, инфантильный и непреспособленный. Как он ждал этой славы! А когда она подняла его над всем, не сумел понять что с ней делать. Печально.
Его друга Энди Уорхола (наверное единственного, кого он мог бы назвать другом)играет другая культовая фигура шоу-бизнеса - Дэвид Боуи. Получилось у него, естественно - отменно. А что то есть очень общее у этих двух фигур соврменного искусства.
Остальные актёры занимающие ключевые фигуры, то же в своей массе очень известные и хорошие.
Режиссёр Джулиан Шнабель, помимо этого фильма может гордится такими лентами, как Скафандр и бабочка (Золотой Глобус и Золотая Пальмовая Ветвь. как лучшему режиссёру в 2007 и 2008 годах, а так же Приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм на кинофестивале Сан-Себастьян в 2007 году) и Пока не наступит ночь (Особый приз жюри и Приз Международной Католической организации в области кино - почетное упоминание на Венецианский кинофестиваль в 2000 году).
Не могу советовать его смотреть. Кому то фильм покажется скучным. Кому то смешным. У каждого свои взгляды и своя правда. Но человек был. Человек поднялся на самую вершину. Его произведения остались, как шедевры искусства. Наверное, если верить фильму, он был не плохим человеком. Его уже не обидишь. А художника обидеть очень легко, поверьте. В общем хорошая биографическая драма, со спорным для кого то некоторым режиссёрским видением ситуации. Много хороших актёров, а это не мало для фильма. Решайте сами.
Кстати Баския - наверное самый успешный художник, который рисовал на стенах домов.
Для режиссерского дебюта это просто отличный фильм.
Фильм рассказывает историю жизни художника Жана-Мишеля
Бискии, с того момента как он был никем, рисовал граффити на стенах в Нью-Йорке и ночевал на улице в пустой коробке, и до встречи с Энди Уорхоллом, которому он продал свои наброски, и в последствии сдружился с ним и прославился.
Но как часто случается его эта слава и убила, в возрасте 27 лет.
Этот автобиографический фильм удался, благодаря отличной актерской команде - Дэвид Боуи, Бенисио Дель Торро, Деннис Хоппер, Гари Олдмен, Уиллем Дефо, Клер Форлани и Джеффри Райт и качественному саундтреку, в который вошли:
PJ Harvey, Joy Division, Tom Waits, David Bowie, The Pogues, Van Morrison, John Cale.
Ну, а начальную сцену с серфером в небесах вы не забудете никогда, такое врезается в память на долго.
Фильмы о художниках - тонкая тема, где очень легко все испортить, опошлить, излишне драматизировать. Пожалуй, самая частая проблема таких фильмов - чрезмерная романтизация страданий, превращение художника в эдакого великомученика, несправедливо обделенного, ползающего в пыли, а его все только топчут и издеваются. Этот фильм в плане личности художника таки выигрывает. Здесь Баския - человек, стремящийся прославиться любой ценой, цепляющийся за любую попавшуюся возможность. 'Чем черт не шутит', - сказал он и побежал за Уорхолом показывать свои художества. Он - в своем роде отчаянный, бросивший вызов всему миру, наплевавший на общественные нормы и правила. Получив все на руки, он с головой окунается в богемную жизнь. Никто не вынуждал его бросаться во все тяжкие, творить в личной жизни беспредел, изображать из себя звезду и требовать, чтобы лучший друг звал его именно 'Жан Мишель'. Хотя фильм и не впечатлил какой-то особенно оригинальной идеей, подачей, но в то же время и не разочаровал. Почему-то мне фильм был немного похож на картину 'Поллок' Эда Харриса, правда там конфликт острее, и штрихи экспрессивней.
Но что мне особенно хочется отметить, так это Боуи. Здесь он и не главный, и не второстепенный, здесь он просто вездесущий Уорхол, дух всего Нью-Йорка того времени. Его присутствие чувствуется еще до его появления, а затем все время видишь его рядом с Баскией, если не зримо, то в мыслях. С первого взгляда может даже показаться, что он какой-то слишком тихий, почти робкий, особенно в сравнении со своим другом, но я уверен, что персонаж получился и вправду бесподобный.
Боуи сыграл здесь себя, и все время мне не давала покоя эта мысль, все время я видел сквозь седой парик крашеные, вечно меняющиеся волосы Дэвида, я видел его, пришедшего в 20 с лишним лет на порог к тому самому Уорхолу, с огромными надеждами и желанием окунуться в что-то похожее, во что окунулся Баския, стать настоящим художником, делать шокирующее и невозможное, все, как это происходило на знаменитой Фабрике у Энди. Вряд ли тогда ему могла прийти мысль, что когда-то он будет играть этого невероятного человека в кино. Кстати, тогда он как раз пытался впечатлить Уорхола демонстрацией пантомимы: Дэвид бредил театром и всем, что с ним связано. Что же на все это ответил Энди? А вот что: 'У тебя классные туфли'.
Боуи не стал Баскией, да и не нужно было. И здесь видно, что он - сам себе Фабрика, что и демонстрировал всю жизнь. Самобытен. Уникален. Неповторим. Я так ассоциировал эти образы, что когда наступил момент смерти Уорхола в фильме, я плакал вместе с Жаном. Потому что умер не киношный Уорхол, ушел Дэвид. В тот момент его не было в кадре, и новость эта была ошеломляющей для всех. Ведь держался же, ведь был так бодр, так жив. Все так само. Гений - он на самом деле незрим, мы его на самом деле не видим.
Прекрасная история двух невероятных, непохожих друг на друга людей.
Рекомендую к просмотру как ценителям искусства, так и просто любителям хорошего кино.
Фильм о художнике, прославившимся в 20 с лишним лет посредством своих работ аля 'примитивизм', не мог пройти мимо меня и тех людей, которые так или иначе интересуются миром искусства. Ну и как большинство творцов того времени у Баскии были проблемы с продвижением своего таланта и, чуть позже, когда о нём узнали, у молодого творца тут-то и начались «весёлые» деньки. Но во избежание спойлеров, рассказывать то, что с ним конкретно приключилось – не буду.
Суть современного искусства - это новаторство + идея (замысел художника), а со вторым у Баскии, конечно, было так себе, ведь он даже особо-то и не обосновывал 'что да как' в его картинах. Критикам больше нравилась эстетическая часть его картин, которая представляла собой так называемый крик молодого парня из гетто. Всё это хорошо сыграло на образе, благодаря которому его работам был придан характерный культурный оттенок.
Фильм ставит перед нами вопрос о том, является ли стремление к славе сугубо правильной целью, ведь зачастую такое желание продиктовано нехваткой уважения.
Но сможет ли быть такая цель вообще удовлетворена, если люди, созидающие современное искусство смотрят на него исключительно как на предмет интерьера? Ведь мы, как правило, не задумываемся о том, что претерпевал в моменты работы сам художник.
Этот фильм можно смело рекомендовать всем любителям современного искусства, ибо режиссёр, по моему мнению, благодаря удачному актёрскому составу и грамотно срежиссированному сценарию смог удачно воплотить на киноэкраны жизнь достойного творца – Жана-Мишеля Баскии. Не буду повторятся и писать о том, что уже написали за меня. Поэтому скажу прямо - если ты действительно увлекаешься искусством, то смотреть обязательно, в другом случае - по усмотрению.