'Месмер' один из моих любимых фильмов. Это несомненно очень тяжелая психологическая драма, но она этого стоит. От одного голоса Алана сцена завораживает, заставляет задуматься, трепетать. Видно, что актеры работали над своими ролями. В одном из интервью Рикман говорил, что исполнить эту роль было невыносимо сложно, но он справился. На протяжении всего фильма присутствует некая интрига, благодаря которой невозможно оторваться от экрана монитора. Среди всех людей, в картине я заметила лишь двух главных героев, остальные производят вид некой массовки, которая лишь немного дополняет и так безупречную игру актеров.
Основная мысль фильма сводится к тому, что человек может все, чего бы он не захотел, нужно только искренне верить в это. В одной из сцен приведена такая фраза:
- Я снова не вижу.
- Ты хочешь видеть?
- Нет, я не хочу видеть того, что происходит вокруг. Когда я вижу, я снова начинаю ошибаться.
Это история человека, который хотел изменить мир, но так и не смог...
Очень странное, порой не вполне адекватное, но от этого ещё более умозрительное и хорошее кино.
Роль Месмера - одна из самых сложных и объемных ролей Рикмана, в которую он вдохнул, кажется, весь свой богатый театральный опыт. Жаль, что у большинства 'знатоков' его творчества он ассоциируется с профессором Снейпом из пресловутого 'Гарри Поттера', ведь игра Рикмана по-настоящему не знает границ.
Фильм не нужно смотреть в веселой компании, его стоит переварить в одиночку: слишком много контекста, философии, романтики. Множество сцен, напряженных тончайшей эротикой, но порой доходит до легкого бурлеска, который не вполне сочетается с общим настроением картины, и всё это в меру приправлено английским юмором.
Нашла «Месмер» в фильмографии, обожаемого мною, Алана Рикмана. Сразу возникло желание рассмотреть грань его таланта с еще одной стороны.
Сюжет.
Фильм рассказывает историю об ученом-докторе. Человеке не понятым обществом, и из-за открытости и бескорыстности своей души, не способный доказать свою теорию и дать ей жизнь. Во все времена общество не дает дорогу людям желающим изменить мир. Крошечную устоявшийся вселенную, пусть неправильною, но свою. Уж лучше каждый раз пускать кровь от всех болезней, начиная от головной боли, заканчивая лихорадкой и слабоумие, чем принять и понять что-то новое и прогрессивное. А то, ни дай Бог, наш устоявшийся мирок пошатнется. И это ничто иное как варварство, не способное принять прогрессивное учение Месмера. И к тому же, не слыханная наглость, делающим свое дело абсолютно бескорыстно. Не за деньги, не за славу, не за почести, а просто потому что он кому-то нужен. Главное верить. На одном из приемов Месмер помогает слепой от рождения девушки избавиться от болезненного приступа. И она ему искренне поверила. И даже вытерпела насилие от собственного отца, ради лечения у доктора Месмера. И так начинается красивая история любви и желания заботится друг от друге. Месмер движимый идей исцелить девушку абсолютно забывает про осторожность.
В течение всего фильма очень переживала, сочувствовала и удивлялась. Очень хотелось помочь, пожалеть, поддержать, предупредить или посочувствовать. Думаю, в этом и состоит абсолютное мастерство режиссера, когда сюжет проживается зрителем от и до.
Картинка и музыка.
Очень красивые средневековые сцены, картины. Некоторые моменты просто захватывают дух. Музыка полностью растворяется в фильме, не мешает развитию, абсолютно ненавязчиво напоминает о своем присутствии. Хотя музыка воды при движении прялки меня просто парализовала. Но все же большой красочности и богатства я не увидела. Хотя возможно режиссер не ставил перед собой задачи выстроить красочную картинку на усладу зрителем, ведь кино рассказывает о судьбе непонятого человека, а не развлекает декорациями.
Актерский состав.
После фильме хочется спросит: «А в фильме кто-нибудь кроме Алана играл? А там вообще кто-то еще был?» Честно говоря, я кроме Рикмана никого и не видела. Я просто заворожена им, и никого никогда не замечаю. И большущие спасибо ему за такой талант, шарм и харизму.
Подводя итог, могу сказать, что кино мне очень понравилось. Но в основном из-за Алана Рикмана и любви к фильмам, рассказывающим судьбы людей. Но если Вы не являетесь поклонником актерского состава и равнодушны к подобным историям, то лучше потрать время на другой хороший фильм. Не потому, что кино плохое, а потому что не сможете его по-настоящему оценить и полюбить.
«Месмер» Роджера Споттисвуда - это кино в первую очередь о несбывшейся гармонии.
Та гармония, о которой все время говорит в фильме главный герой и становится важнейшей идеей, которую хочет воплотить в жизнь не только он, но и вся медицина. Это история проходит через осознание человеком своей беспомощности перед неизбежностью, хаосом, перед тем самым отсутствием гармонии: и слепотой, и безумием, и смертью. Неправильность мира повсюду и сбежать от неё не удастся. Ты не слышишь её только, когда глух. Не видишь её только, когда слеп. Либо, ты забираешься на высокую гору, как главный герой в детстве.
Трагедия Месмера в том, что он очень хочет, но не создает панацею. Он складывает свою теорию «животного магнетизма». Нужно отметить, что не один Месмер идет путем проб и ошибок, но и «признанная» медицина. Особенно хорошо это показано в сцене, где на девушку надевают «второй череп». Будучи, безусловно, очень талантливым, герой отваживается на самые сумасшедшие эксперименты, чтобы доказать истинность метода. Но ужасно то, что приходит понимание своего бессилия перед несчастной толпой нищих безумцев, которым он не может помочь и перед ослепшей любимой, которой он так и не смог навсегда подарить зрение. Также беспомощен он и перед собранием врачей, которым уже даже не пытается что-либо доказать.
Фильм исполнен истомой и магнетизмом, как и сам месмеризм. Благодаря блестящей игре двух актеров, ощущается неподдельное влечение между Месмером и его слепой подопечной.
Так шарлатан Месмер, мошенник или гений? Нет, не шарлатан, потому что искренне верил в то, что делает. И всё же он гений и неистовый романтик.
История этого героя - отличный пример того, каким трудным было становление медицины. И насколько важными были такие яркие личности, как Месмер. Сам того не признавая, он развивал метод гипноза, который сыграл важную роль в лечении душевнобольных.
Отдельное восхищение Алану Рикману за настолько сильный и впечатляющий образ. Один из тех фильмов, где актеру дали достаточно экранного времени, чтобы он показал, насколько талантливым являлся.
Хаос не побежден. Но удивительны те, кто осмелились с ним бороться.