Обыкновенно, садясь дождливым пятничным вечером за просмотр детектива, уже знаешь примерные варианты развития событий: противостояние хладнокровного убийцы и бравых блюстителей закона рано или поздно должно закончиться. Все предрешено: один победитель, один проигравший. В первой же сцене «Воспоминаний об убийстве» Пон Джун-хо ломает это представление…
Поле, сельская местность. Дети беззаботно ловят насекомых. Вдалеке, на фоне сломавшегося полицейского автомобиля, по грунту плетется небольшой трактор. В прицепе, свесив ноги и закуривая, сидит невзрачный мужчина средних лет и показывает «фигу» бегущим за трактором детям. Он спрыгивает с транспорта, треплет корейского мальчика по голове, подходит к стоку, наклоняется и… видит тело. Только на этом моменте мы, наконец, понимаем, что невзрачный мужчина в кадре не кто иной, как детектив.
Мы привыкли (точнее, нас приучили), что детектив — это подтянутый мужчина в пальто и шляпе с серьезным, пафосным выражением лица, стаканчиком крепкого кофе и сигаретой в зубах. Говорит он не много, только по делу, никогда не повышает тон голоса и всегда отмечает самые незаметные детали. И тут вдруг нам представляют Пак Ту-мана. Он не носит шляпу (даже пальто), постоянно болтает, почти всегда не по делу, кричит и упускает самое, казалось бы, очевидное из виду. И знаете, что я вам скажу? Это самый реалистичный детектив, которого я видел на экране!
В этом все «Воспоминания об убийстве». Это не кино о героях, о лучших из лучших, о находящих выход из любой ситуации. Это кино о людях. Людях, которые выросли в определенных условиях, живут в определенном обществе, с определенными образованием и воспитанием. Они ошибаются, часто ошибаются, совершают неправильные со всех точек зрения поступки, врут, ругаются, дерутся, завидуют, злятся — и все это делает их так похожими на нас — тех, кто по ту сторону экрана.
Именно поэтому, когда столичный детектив Со Тхэ Юн, который только недавно был, казалось, единственным голосом разума, со слезами на глазах произносит: «Этот документ лжет, мне он не нужен!» и направляет пистолет на подозреваемого, а в это время невежественный Пак, который не гнушался самых неэтичных методов, пытается его остановить, у тебя самого на глазах выступают слезы. Тот же эффект производит и финал картины.
Эта история про нас. Поэтому в ней, как и нашей жизни, нет победителей и проигравших. Есть только люди, совершенно «обычные люди», которые могут быть кем угодно. Мы этого никогда не узнаем. Все, что мы можем, это пристально смотреть им в глаза, как смотрит на нас Пак Ту-ман в последнем кадре.
Фильм, из-за которого трясутся руки после всех событий, показанных в фильме. Особенно чувствуется нервозность, когда понимаешь, что все это было в реальности. Понятно, что некоторые части были приукрашены и очень большую роль играет взгляд режиссера, но это не отменяет факт эффекта, которым эта картина тебя награждает. Сидишь в шоке, с надутой головой и не понимаешь как дальше жить.
Глава I - Съемка.
В фильме много моментов, создающих напряжение, которые работают даже в 2023 году и заставляют нервничать, как будто сам находишься на месте полицейского или жертвы. созданы они благодаря старой доброй технике - камера статична и очень медленно приближается или же отдаляется, причем сцена и кадр не меняются, делается фокус на фоне или де на каком-либо предмете, сцена показывается долго, а эффект напряжения усиливается благодаря музыкальному сопровождению, оно может быть тихим и спокойным, либо резким и неожиданным. Стоит отметить, что музыка появляется практически только в таких моментах фильма. Казалось бы, очень просто, но работает на 100%. Похожее напряжение чувствовал только при просмотре «Пианиста» Романа Полански.
Двигающаяся камера и необычные кадры на персонажах, делают сцены не навязчивыми и не надоедающими, благодаря этому фильм растягивается и смотрится очень плавно.
Глава II - Тяжелая судьба.
Фильм не только про серийного убийцу, про него и не так много в фильме, он про невыносимо трудную работу следователей, которые постоянно сталкиваются с проблемами. и проблемы не только внешние в виде бастующих и сумасшедших, готовых взять вину на себя, но проблемы и внутри персонала. Посмотреть на первых деревенских следователей, они привыкли, что нужно взять рандомного парнишку, запугать, избить и дело в шляпе - дело закрыто. Но им на пути становится следователь из столицы - Сеула, который не позволяет отправлять невинных людей за решетку, но и избивать их до чертиков не мешает. Самое главное - что этот же сеульский следователь, превращается в такого же деревенщину, готовый избить подозреваемого после всего того, что увидел и пережил и неважно, точно ли, подозреваемый виновен или нет. Эта тяжелая судьба, которая длится годами, а у многих дела расследуются так десятилетиями. Следователей можно понять? - можно, но и одобрять их действия нельзя. Здесь правильного ответа нет, можно самому сойти с ума от действий серийных маньяков и никакая подготовка тебе в этом не поможет.
С. - как он выглядел?
Д. - обычно.
С. - а по точнее?
Д. - ну… как обычный человек.
Глава III - Вывод
Прекраснейшая игра актеров, громадная работа режиссера, отличная съемка, правильная и бюджетная вставка музыкального сопровождения, а также страх того, что это было на самом деле - делают этот фильм невероятно пронзающим и повергающим в шок. обязательно к просмотру всем живущим и не живущим.
В связи массовой истерией по корейскому кинематографу, чем обязан сериал «Игра в кальмара», сегодня порекомендую детективный триллер «Воспоминание об убийстве» 2003 года. Режиссером картины выступил Пон Джун-хо, автор «Паразитов», удостоившихся «Оскара» в 2020 году.
О чем кино?
Провинциальному детективу приходится объединится с расследователем из столицы, чтобы поймать серийного убийцу, терроризирующего небольшой городок «Хвасон»
Чем фильм хорош?
Потрясающий актерский дуэт Сон Кан-хо и Ким Сан-гёна. Сон Кан-хо(«Паразиты») предстает в образе деревенского детектива Пак Ту-мана, который работает как правило спустя рукава, ведь в городке редко происходит что-то по-настоящему криминальное. Ким Сан-ген, отыгрывает фанатичного детективного гения Со Тхэ-юна, готового пойти на все, чтобы раскрыть дело. Развитие взаимоотношений этих персонажей, чуть ли не лучшая часть фильма. Пон Джун-хо мастерски показывает, как могут изменится взгляды людей на мир, вынужденных не по своей воле объединиться против самого настоящего, первородного зла. Ну и всем фанаткам или фанатам (никого не осуждаю) красивых корейский мальчиков точно понравиться Ким Сан-ген.
Образ главного злодея. В течение всего повествования режиссер лишь по чуть -чуть показывал антагониста, тем самым создавая зловещего, неуловимого монстра. Но чем ближе фильм подбирается к развязке, тем отчетливее становится посыл создателя картины, чудовище может жить в ком угодно, даже в том, кто сидит сейчас рядом с тобой.
Невероятно органичное смешение жанров. «Воспоминание об убийстве» ловко перестраивается из криминальной драмы (демонстрация неправильной работы процессуальных действий, бестолковые указания высших по званию) в детективный триллер с охотой на маньяка. Важно упомянуть, что корейское полотно еще содержит в себе нотки сатиры, из-за чего у зрителя нередко будет возникать легкий смех, правда смех сквозь слезы.
Что может не зайти?
Легкая читаемость некоторых сюжетных ходов. Но с такой проблемой столкнутся только самые насмотренные и самые прихотливые любители кино.
Концовка. Тут две стороны медали. С одной финал произведения способен пробрать до дрожи и оставить после себя тяжкий груз, с которым вы проведете остаток дня, с другой разочаровать своим нестандартным сюжетным тропом.
Что по итогу?
Хотите годный, неоднозначный детективный триллер- работа Пон Джун-хо вас сможет впечатлить. Стремитесь быть в тренде и рассказывать всем, что вы разбираетесь в корейском кинематографе, вам также стоит присмотреться к «Воспоминанию об убийстве».
Довольно классическая история для фильмов про серийных убийц, но всё же фильм обладает своим ужасающим шармом в том числе и потому, что основан на реальных событиях.
Что бросается в глаза в первую очередь — ужасные условия, в которых живут и работают обитатели города, в том числе и служители закона. В такие моменты домашний уют, который большинство зрителей, полагаю, считает чем-то самим собой разумеющимся, сразу становится ценным.
Серые пейзажи, дождливая погода, беспросветная разруха — в таких условиях любой потеряет свой человеческий облик.
И мы видим это на примере местных полицейских. Сотрудники применяют как психологическое давление, так и физическое насилие по отношению к подозреваемым.
Детектив Со Тхэ-юн в этом плане сродни зрителю выступает сторонним наблюдателем, который не одобряет, но и не вмешивается в происходящее в камерах допроса.
Примечательно то, что и начальство департамента закрывает глаза на методы работы, пока это не предаётся огласке и не привлекает внимание общественности.
Желание быстрее закрыть дело, повесив все убийства на слаборазвитого парнишку, вызывают смесь отвращения, жалости и нелепости происходящего. Полицейские не гнушаются использовать липовые улики, лишь бы избавиться от «висяка».
В конечном итоге мы познаём на деле, что дьявол кроется в деталях.
Лишь полагаясь на косвенные улики, детективам удаётся выйти на нового подозреваемого, который является убийцей… Или нет?
Вопрос остаётся открытым и после окончания ленты, ведь режиссёр не даёт нам явного ответа.
Стоит отметить, что у главных героев картины есть своя дуга.
На протяжении фильма один персонаж словно приобретает недостающую трезвость и рассудительность. Второй же демонстрирует опасность восприятия расследования, как чего-то личного. Эмоции в таких делах могут повлечь за собой необратимые последствия...
Безусловно, силен и эпилог, где один взгляд уже бывшего сотрудника полиции красноречивее любых слов.
Работы, заставляющие зрителя задуматься над смыслом увиденного и рыскать в интернете в поисках ответов, остаются в памяти на долгое время.
И в данном случае режиссер оставляет зрителя с вопросом: что же означали последние кадры фильма?
Сожаление об упущенной возможности поймать маньяка?
Озарение, о котором герой говорил в начале фильма?
Было ли это желание самого режиссёра посмотреть в глаза реальному убийце?
Или же этот взгляд был направлен на зрителей, словно говоря о том, что любой из нас может оказаться убийцей, будучи «обычным человеком»?
Картина корейского автора многолика. В ней рассматриваются вопросы двух миров - внутреннего и внешнего. Первый является фундаментом и включает в себя историю простых людей, живущих в среде беспокойства. Второй же гремит неожиданно, словно вой сирен в притомившиеся вечера, и представляется как нависшая иностранная угроза. Оба мира неразрывно связаны между собой и изображают изуродованную версию друг друга. Государство чествует свое мнимое величие, когда как оно не готово защитить своих граждан от глубинных угроз. Это хорошо подчеркивает сцена последнего изнасилования в кинофильме: бойкая тревога, трещащая о воздушной опасности, не способна уберечь бедную девочку, попавшую в сети убийцы. Эта проблема как ржавый гвоздь - казалось бы мелкий, но очень опасный, поэтому вонзившись, без неотложного лечения он может убить.
Типажи киногероев ленты имеют необычное разнообразие. Провинциальный полицейский подчеркиваемый невежеством и бессилием в кадрах, где он едет на место преступления на повозке, а после не может остановить производимое детьми вытаптывание и смятение улик. Его беспечный напарник, руководствующийся исключительно силой. И дельный сотрудник, прибывший из Сеула, олицетворяющий рассудительность, еще более вычерчивающий образ неосмотрительности в вышеназванных героях. Все они посредством проведения следствия проходят особые метаморфозы. Бездумная сила, одухотворенная в черном ботинке Чо Ён Гу, рассеивается в ключе ответного насилия, а впоследствии ампутируется. Благоразумие столичного детектива становится предметом его помешательства - он встает на путь самоуправства, но внезапно спасается с помощью наставления провинциала, к которому перешла трезвость ума. Происходит реверс в механизмах персонажей, что порождает понимание и сочувствие ко всем их них.
В съемке режиссера нет единого направления, к которому он стремится в своем творении. Полистилистика жанров кинокартины виртуозно выражается гениальной операторской работой, умелым монтажом, самобытным музыкальным сопровождением. Антураж фильма незаметно сменяется от забавных диалогов до душераздирающих крупных планов персонажей, наполненных безысходностью. Вишенкой на торте будет архигениальный финал: направленный в сторону обреченный взгляд неожиданно направляется на зрительский экран и разламывает границы четвертой стены, объединяя нас во вселенской печали героя. This is cinema
'Воспоминания об убийстве' - история, основанная на реальных событиях. В центре внимания провинциальные полицейские, которые неожиданно оказываются в центре расследования серийных убийств. Тела молодых и красивых девушек обнаруживают в полях. Пока к месту преступления приезжают городские специалисты, там уже успевает пройтись куча местных жителей, детей, а отпечатки на дороге уничтожают мимо проезжающие машины.
Каждое новое тело привлекает все больше сотрудников к этому делу. Наконец за него берутся более опытные детективы, но и местные сотрудники-неумехи вовсю стараются раскрыть личность преступника. Ради этого они даже легко идут на избиение и противоправное удержание любого, кто покажется им подходящим кандидатом на звание серийного убийцы.
'Воспоминания об убийстве' - невероятно талантливый фильм. Это не история о крутых детективах и хитроумных голливудских маньяках. Этот фильм действительно погружает зрителя в мир происходящего. Ведь просто невозможно не поверить и не прочувствовать то, что происходит на экране.
Любители неоднозначных концовок точно будут от этой картины в восторге. Ведь местные полицейские в конце-концов находят человека, который по всем признакам соответствует профилю разыскиваемого убийцы. Однако зрителям после просмотра фильма придется довольно долго размышлять над тем, не ошиблись ли полицейские в очередной раз...
Однозначно рекомендуем к просмотру 'Воспоминания об убийстве'. Удивительный, уникальный фильм, точно заслуживающий вашего внимания. И точно заслуживший не меньшей славы, чем более поздний 'Паразиты' того же режиссера.
«Я могу ничего не знать, но я могу многое сказать о человеке, взглянув на него»
1986 год. В захолустном городке Хвасон происходит серия жестоких убийств женщин. На место преступления приезжает провинциальный детектив Пак ДоМан (Сон КанХо): на неоцепленной территории нижним бельём жертвы – уликой в деле, играют местные детишки, на важную зацепку – след от обуви, наезжает трактор сельского фермера. «Откуда здесь столько репортеров? Зачем ты их позвал?» – спрашивает шеф хвасонской полиции у детектива Пака. – «Они уже были здесь, когда я приехал». Ни детективу Паку, ни местной полиции ещё и в голову не может прийти, что они столкнулись с самой громкой серией преступлений в истории Южной Кореи – делом хвасонского серийного убийцы.
«Воспоминания об убийстве» Пон ДжунХо, основанные на реальной серии убийств, совершенных в Хвасоне с 1986 по 1991 год, стали образцом и отправной точкой для фильмов о серийных убийцах. Не зря зрители, смотрящие «Воспоминания» после «Зодиака» и «Потрошителя», сначала удивляются количеству отсылок и знакомых поворотов сюжета, а потом понимают, что это не отсылки, это – первоисточник. В отличии от других картин Пон ДжунХо, «Воспоминаниям об убийстве», сделавшим ДжунХо едва ли не первым режиссером Кореи, характерно «ровное» повествование. Нам известно о любви режиссера к смешению жанров: фантастика, драма и чуть-ли не боевик в «Окча», в «Паразитах» – черная комедия и драма, заканчивающаяся семейной резнёй, а «Хозяин» или, как его переназвали в России, «Вторжение динозавров» – это, с одной стороны, абсолютная научая фантастика, с другой – фильм сложный и даже философский. Ровное повествование «Воспоминаний» кроется как раз в привычном жанровом наборе: это безусловный детектив и безусловная криминальная драма. Но ДжунХо не был бы собой, если бы не пошел на эксперимент: привычные жанры он подает так, как до него не делал никто.
Как это часто бывает в маленьких городках, полицейские Хвасона, во главе с детективом Паком, с рвением принялись искать в этом деле не преступника, а виновного. В подвале полицейского участка Пак ДоМан и его помощник Чё ЁнГу, применяли привычные методы выколачивания признания у любого хоть сколько-нибудь подходящего на роль виновного. Они почти успешно закрыли дело: нашли отстающего в развитии парня с сознанием ребенка, который смог заучить и повторить записанное полицейскими признание, когда в дело вмешался прибывший из Сеула детектив Со ТэЮн. Как уже догадались поклонники жанра, провинциальный Пак ДоМан и столичный детектив Со ТэЮн, пережив мордобой и выяснение отношений, становятся компенсирующими друг друга напарниками. Теперь двоим детективам предстоит поймать жестокого преступника.
Любопытно смотреть фильм 2003 года с высоты 2022, когда уже 3 года как нам известно имя настоящего преступника. В сентябре 2019, спустя 30 лет и одного ложно осужденного, корейская полиция всё-таки поймала реального хвасонского убийцу – им оказался 56-летний Ли ЧжунЧже. Но там, в далеком 2003, и зритель, и полиция оказываются совершенно слепыми. «Шеф, я могу ничего не знать, но я могу многое сказать о человеке, взглянув на него» - говорит в начале фильма Пак ДоМан. Тогда мы еще не знаем, что эта фраза – чеховское ружье «Воспоминаний об убийстве». Можно ли узнать, что представляет из себя человек, только взглянув на него? И что внешне отличает обычного человека от преступника? Или не так: отличает ли внешне хоть что-то обычного человека от преступника? Пон ДжунХо даёт возможность подумать об этом в ключевой сцене, когда зритель, буквально пройдя сквозь экран, заглядывает в глаза подозреваемому. Нам самим предстоит решить, виновен ли стоящий перед нами.
Некоторые критики пишут, что «Воспоминания об убийстве» – фильм переоценённый и смотреть его стоит только ради последней сцены. Отчасти соглашусь. «Воспоминания» стоит смотреть ради последней сцены. А еще ради того, чтобы почувствовать, как без лишней драмы и пафоса нарастает жанровое напряжение и густеет воздух. Ради того, чтобы разделить ответственность за верный или неверный выбор детективов. И ради фирменного почерка Пон ДжунХо, конечно. Уже в «Воспоминаниях об убийстве» ДжунХо размышляет о человеке и обществе, высмеивает общественные слабости и зависимости, и в качестве подарка оставляет это на обдумывание зрителю.
«Как он выглядел, ты видела его лицо? - Обыкновенно, просто... как обычный человек.»
В начале осени 1986 года в течении следующих четырех лет, Южную Корею преследовал первый в стране зарегистрированный серийный убийца. Охотясь на женщин в отдаленной сельской общине, убийца был одновременно злобным, дотошным и неуловимым, душил своих жертв их собственным нижним бельем и не оставляя полиции, расследующей преступления, ничего полезного.
Я не завидую ни одному режиссеру, пытающемуся снять настоящий криминальный фильм, тем более не такой громкий и популярный, где преступления все еще живут в общественном сознании. Если отклониться слишком далеко в одном направлении, режиссер впадет в слащавую сентиментальность, если пойти в другом направлении, появляется риск подвергнуться грубой эксплуатации. Режиссер Пон Чжун Хо избежал этих ловушек, наметив совершенно другой маршрут: он снял фильм не об убийце, преступлениях или жертвах, а исключительно о полицейских в этом деле и о разрушительных последствиях на пути к расследованию. Эмоциональный урон, который они взяли на себя в их жизни. Прокладывая свой необычный маршрут, Чжун Хо создал мрачный шедевр, который получил множество кинопремий на своей родине, но до сих пор в наших краях в значительной степени игнорируется широкой массой.
Фильм начинается с первого обнаруженного тела женщины, задушенной собственными чулками, изнасилованной, туго связанной и спрятанной в дренажной трубе. Детектив, ведущий это дело, Пак Ту Ман, сразу осознает что находится не в своей стези, как и вся местная полиция. На месте преступления царит хаос, репортеры и местные жители топчут потенциально важные улики. Сам детектив Пак не является тем, кого можно было бы назвать систематическим исследователем, насмехающимся над научным подходом и доверяющим своему якобы безошибочному взгляду, который выявляет преступников, просто достаточно окинув их взором. Он полагается на чванство и браваду, а так же на грубую силу своего необразованного ассистента Чо Ён Гу. В сравнении для Пака - появляется Со Тхэ Юн, детектив из Сеула, который вызвался помочь в расследовании. Со - полная противоположности Паку, методичность и рациональность. Им потребуется всего несколько мгновений, чтобы столкнуться, что приводит к тому, что эти двое упускают из виду некоторые ключевые доказательства.
По мере того, как фильм продвигается вперед, а количество убитых продолжает расти, вы можете почувствовать, как отчаяние медленно окутывает отдел. Необразованные, недостаточно укомплектованные и прискорбно плохо оснащенные местные силы просто не справляются с этой задачей. Когда осознание того, что они не найдут доказательств, в которых они так остро нуждаются, начинает проявлять свой характер Пак, который прибегает к подбрасыванию улик, чтобы привлечь подозреваемых, которых он выбирает своим «острым глазом», от которых он намеревается получить признания. Процесс неизбежно приводит к публичному унижению. Вскоре даже Со начинает терять веру в разум, и как только дело доходит до абсолютного дна, они наконец останавливаются на главном подозреваемом, на том, кто действительно кажется преступником. Но смогут ли они заставить его сознаться?
Вот что отличает «воспоминания об убийстве» от массы, так это богатая игра главных героев и надежная рука режиссера, который точно знает, что он хочет сделать с этим фильмом. У него острый глаз на образы главных героев, но он постоянно избегает дешевой решимости, быстрого удара в пользу медленно нарастающего настроения и благодаря этому фильм становится еще сильнее. Актеры Сон и Ким великолепно справляются со своими ролями, придавая своим персонажам столь необходимую глубину. Вы можете понять их разочарование и беспомощность, которые постоянно растут, а когда будет нанесен последний сокрушительный удар, вы можете прочувствовать их полное отчаяние от того, что их бросила система, которой они отдали свои жизни. Режиссер не просто спрашивает, как такое могло случиться, как кто-то мог быть таким злым, как этот убийца, но как правительство могло позволить этому случиться? Как можно было не дать полиции инструменты и рабочую силу, в которых она так явно нуждалась для защиты людей.
Релиз DVD прошел стандартную Palm-обработку. Передача сильная и представлена в анаморфотном широкоформатном формате. Фильм представлен на многих языках, я смотрел на оригинальном корейском в формате 2.0 стерео с русскими субтитрами. Коллекционная версия фильма включает в себя материалы с интервью актеров, съемочной группы, в которых обсуждаются их персонажи и создание фильма в целом, а также обширный ролик с удаленными сценами. Есть еще и файлы с полным саундтреком японского композитора Taro Iwashiro, пожалуй, лучших саундтреков, выражающих эмоции в определенных сценах, не найти.
«Воспоминания об убийстве» - малоизвестный шедевр, фильм, благодаря которому режиссер Бонг сразу же попал в список ведущих корейских режиссеров. Он богат на детали, прекрасное исполнение и тревожность, которая так необходима от просмотра заядлому киноману. Рекомендуем к просмотру!
«Преступник был пойман не так давно, его зовут Ли Чун Чжэ, 5 ноября 2019 года полиция объявила, что они пришли к предварительному заключению, что Ли несет ответственность за 10 убитых женщин в Хвасоне, после его признательных показаний. Теперь «Корейский Зодиак» отбывает пожизненное наказание.»
Корейское кино уже давно захватило умы киношников, как профессионалов области, так и просто обычных людей, любящий посмотреть веселый кинчик вечером после работы. Но корейское кино не для них. Хотя, казалось бы, как легко и тонко оно подается. Казалось бы тяжелые сцены, наполненные саспенсом и ужасающей, давящей даже, драмой, скрытой в глазах главных героев, разбавляются шутками. Причем ладно бы ванлайнерами, нет, действительно хорошо написанными, затаймингованными и отыгранными шутками. С некоторых хочется упасть со стула, настолько смешно. А после просмотра ты задаешь вопросом: а зачем они здесь? И есть два варианта – разбавить эту тягучую атмосферу, чтобы зрителю просто не захотелось повеситься от всего того, что творится на экране с героями. И второй вариант – запутать зрителя. Смотря тяжелый фильм, ты видишь то там то здесь проскакивающую шутку, и отвлекаешься не только от атмосферы, но и от действия, тем самым уводя твое внимание куда-то не туда. Но это уже домыслы. Скорее всего корейский режиссер Пон Джун-хо – просто хороший рассказчик, который рассказывает об очень серьезных и, видимо, очень сильно давящих на него темах. Но он не бескомпромиссный, он любит своего зрителя, и он хочет, чтобы помимо того, чтобы задумать о страшных вещах вокруг, он еще и хочет развлечь зрителя. Я такое кино называю энтертеймент, то есть развлечение, но с мозгами – мой любимый тип фильма.
Так вот, в 2003 году, еще очень задолго до «Паразитов», принесших ему мировую славу и охапку Оскаров, он снял фильм «Воспоминания об убийстве». Кратко о сюжете – произошла серия убийств девушек в небольшом городке, а полицейские его расследуют. Первые мысли, посещающие при просмотре – «Господи, как будто в окно посмотрел». Не знаю, что испытывал корейский зритель тех лет, но я, как россиянин настоящего, испытываю неподдельное чувство дежавю, как будто я живу в том фильме. Полицейские, расследуя убийства и, судя по всему, мечтая по скорее с этим закончить, идут на крайние меры как например пытки. И по началу кажется, что фильм о том, как такая работа доводит до ручки. Есть персонаж, который сначала старается действовать «по протоколу», так сказать. Но чем больше он увязает в этой рутине, тем больше становится на своих коллег, и даже хуже. Его коллеги такими были изначально, но по итогу один получает «по заслугам», теряя орудие работы (посмотрите фильм - поймете), а второй оказывается ментально выжженным дотла, но в последний момент, пока не совершилось непоправимое, сходит с этой дороги (стоя на рельсах при этом, символично). Но, подумав, понимаешь, что суть не в этом.
Тут надо поглубже изучить мир, в котором живут герои. Постоянные учебные тревоги в рандомный момент времени в любом месте. Тотальная нищета всех вокруг, даже главных героев. И преобладание заводов и опасных производств. А так же поезда. Поезд и дождь – главные символы фильма. Как две противоборствующие стихии. Дождь идет время от времени, но поезду на него плевать – он идет по рельсам. И его не остановит даже человек на этих рельсах – он его перемелет. А так же постоянные забастовки и студенческие бунты, жестоко разгоняемые полицией. По-моему, одна из любимы тем корейского кино – изобличение капитализма. Причем не просто капитализма, а жадного до людских жизней, плюющего на все, несущегося как поезд, убивая. «Игра в кальмара» при всей ее крутоте, и близко не была такой тонкой, там все на поверхности. А тут на поверхности только грязь. И поди разберись в ней. А герои в ней живут. И разбираться в ней, с учетом всех давящих обстоятельств вокруг – дело не просто не легкое, оно – изматывающее. Не зря один из героев теряет веру, на которую опирался на протяжении всего фильма. Как думаете, кто никогда не врет? Вот и персонажи не знают. Они только знают, что пока эта грязь не закончится, и пока поезд не будет тормозить, когда на рельсах стоит человек – они никого не поймают, и это никогда не закончится. Свет надежды есть, но он скрыт в глубине тоннеля, по которому несется тот самый поезд.
Что еще сказать, кроме – великолепный фильм. Конечно, не без изъянов, но они мелки, и не важны в масштабе всего повествования. Единственное что обидно. Тему подняли. Допустили, что есть свет в конце тоннеля. А что делать? Я не прошу ответа на этот вопрос. Я прошу точку зрения автора. А ее нет. Если она не в том, что «меняйся сам – меняй мир».
Пресыщенному приторными сладостями голливудской пекарни зрителю порой гурманским изыском может стать не самый удобоваримый кинопродукт.
Год назад я смотрела фильм «Skins» о жизни индейской резервации и меня не покидало чувство поразительной схожести с современной российской деревней, где красной нитью шла мысль, как человек теряет себя, оставшись без корней. Своей культуры, традиций, религии, преемственности и надежды!
Вот точно также глядя южнокорейский триллер Пон Чжун Хо «Воспоминания об убийстве» 2003г. с отсылом к их социальным проблемам нельзя не спотыкаться об аналогии с нашей действительностью.
Само название «Воспоминания об убийстве» изначально настраивает зрителя воспринимать картину не как классический детектив с его жанровыми законами, а как более многогранную работу, где через историю поиска серийного маньяка отражается состояние страны.
С первых сцен автор задаёт тон: показывает мальчишку, копирующего слова и жесты взрослого, как неминуемое влияние государственного курса на общество.
Закон о гос. безопасности выливается в частые сигналы сирены гражданской обороны и комичные сцены репетиций газовой атаки (точь-в-точь как в михалковском «Утомленные солнцем» 1994г). Закон о так называемых «долгосрочных узниках» и преследования людей, критикующих действия правительства воспроизводится здесь как рвение полицейских вытрясти признательные показания и «повесить» вину на любого! А вопиющая нищета, беспредел в правоохранительных органах и разлом в обществе предстают перед нами сценами массового недовольства и митингов.
Автор лишь пейзажи и природу, как нечто настоящее и незыблемое, делает яркими, в остальном же методично смешивает серые, мрачные краски. Профессиональная несостоятельность, пытки подозреваемых, алкоголь до тошноты за столом филигранно показывают как система ломает и подминает нового, охочего до дела, принципиального полицейского, что в скором времени, доведённый до исступления, уже не будет брезговать методами своих коллег.
Образ поезда как политической машины, что прет по рельсам и может снесли любого: от слабоумного невинного мальчишки — страдальца до подозреваемого в убийствах действительно потрясает.
И все же режиссер оставляет нам шанс — он показывает и в первых сценах, и в финале детей, вкладывая будущие перемены в руки нового поколения. Также задействует излюбленный режиссерский прием, вводя в действие — тоннели. И если в начале фильма в водогоне мы видим труп, то в финале в этом же водогоне виден свет, как надежда, которую мы можем получить, лишь пройдя весь путь в грязном и узком пространстве.
А финальная сцена с непосредственной девочкой ужасает своей простотой. Наивный ребенок совершенно четко даёт понять главному герою, что преступник легко может затеряется среди нас, а значит проблемы, которые с годами хоть и стали менее заметны, но всё-таки никуда не делись. Конечно, главный герой, согласно своей теории и методу зрительного контакта, пристально смотрит с экрана, пытаясь к каждом из нас разглядеть преступника, но становится совершенно очевидно, что поймать сумасшедшего психа невозможно, пока само общество больно!