Это решающий момент. Она не поднимает головы, чтобы дать ему возможность подойти поближе. Но он не может, ему не хватает мужества. Она поворачивается и уходит.
Гонконг, 1962 год. Дом, перенаселенный эмигрантами из Шанхая. Вполне обеспеченные люди вынуждены снимать комнаты, по сути, в коммунальных квартирах, где каждый шаг на виду у любопытных соседей. Он – журналист Чоу Мо Ван, она – секретарша Су Ли. Они въезжают в соседние квартиры. У обоих есть супруги, часто отсутствующие по работе, их мы почти не видим. Чоу узнает сумочку Су, подаренную ей мужем. У его жены такая же, а Су узнает галстук Чоу, подаренный ему женой. У ее мужа такой же. Ответ очевиден: его жена изменяет ему с ее мужем. А госпожа Чань и господин Чоу захотят понять, как же началась связь между их неверными супругами. Но постепенно граница между игрой и настоящим романом начинает таять…
В шестидесятые люди, во что бы то ни стало, старались выглядеть добропорядочными, скрыть неприглядные стороны своего бытия. Герои фильма вынуждены притворяться, делать вид, что ничего не произошло. Два человека, потерявшие себя. Уязвимые, Несмелые. Они так и не решаются изменить свою жизнь. Они лишь робко репетируют свой роман, слишком возвышенно и нежно, чтобы кого-то можно было обвинить в измене.
Вонг Кар-Вай рассказывает нам историю простую и даже чуть-чуть банальную. Но сюжет здесь ничего не значит, важно лишь уникальное настроение, которое создает режиссер. Гламур 60-х, тонкий силуэт Мэгги Чун, облаченный в томные платья из китайского шелка, стук ее каблуков по лестнице, медленные встречи и робкие взгляды, недосказанность, дым сигарет Тони Люна, слезы в глубине его глаз, пронзительная музыка Шигеру Умебаяши – полная печали и томления, одиночество…
Герои Кар-Вая всегда одиноки. В его философии двум героям невозможно быть вместе, но можно влюбиться, чтобы обладать своей тайной. Любовное настроение – это умение уважать таинство любви. « В старые времена, когда у человека была тайна, которой он ни с кем не хотел делиться, знаешь, что он делал?- он шел на гору, находил дерево, проделывал в нем дупло и шепотом рассказывал в него свою тайну. Потом брал влажную землю и залеплял ею дупло. И тайна навечно оставалась внутри».
Вонг Кар-Вай ввел в моду платоническую любовь. Любовное настроение - выражение желание, которое не может быть удовлетворено и поэтому сохраняет свою силу. После просмотра «Любовного настроения» хочется надевать красивые платья, как у Мэгги Чун, влюбится в незнакомца и тосковать, не делая никаких попыток познакомиться с ним, просто окунуться в сладкую музыку любовного настроения. Расстаться навсегда. И пусть эта любовь навсегда останется как воспоминание, как настроение.
Все, что было в прошлом, ушло. Это больше не существует. Он вспоминает эти ушедшие годы, будто смотрит в плохо вымытое мутное оконное стекло. Вроде что-то видно, но расплывчато и неясно. Прошлое – это нечто, что можно мысленно увидеть, но невозможно коснуться.
Этот фильм, он не о любви. Это фильм о воспоминаниях, о том, как мы помним первую любовь. Все что мы помним это куски, мозаика. И другие люди в фильме появляются не потому, что они что-то значат. Они там потому, что с ними связаны воспоминания о любви. Хозяйка квартиры, друг с работы они там потому, что вклеены намертво в эту старую фотографию. По-хорошему надо было сделать, чтобы каждый эпизод играла немножко другая актриса, потому, что мы уже не помним нашу первую любовь, если постараться можно вспомнить какие-то подробности, но общий образ ускользает, не дается. В фильме актриса все время надевает разные платья, но они все на один фасон, а что есть тело человека как не платье? Нет ни ее мужа, ни его жены они уже стерлись из памяти, а такие мелочи как термос для лапши, и тапочки, и зонтик и сотня других мелочей остались, потому что связаны с ней.
На самом деле он все время пытается вспомнить не ее, а свою любовь, к ней. И когда у него это получается звучит грустная музыка. Эта музыка и есть его любовь...
Незаметно проникающий манящий аромат любви. Тонкая, еле уловимая грусть души. Застенчивые взгляды через полуприподнятые глаза. Сдержанные, сжатые в глубине сердца эмоции. Медленные, грациозные движения. Скрытые и в то же время выплескивающиеся наружу чувства. Тайное физическое влечение. Бесконечная печаль. Изящество и красота всепоглощающей страсти. Атмосфера клаустрофобического желания. Целая вселенная чувств. Все это постепенно погружает нас в настроение любви.
У вас когда-нибудь было такое любовное настроение, от которого вы чувствовали на себе нежное прикосновение любви?.. Теплый воздух, окутанный шепотом чувств? Вам говорили слова, которые точь-в-точь передавали все эмоции в то время как были произнесены не полностью? Вас любили… молча? Случалось ли, чтобы тайные желания не покидали вас? Вас целовали взглядом, не касаясь ваших губ? С вами случалось такое, чтобы от страсти не хватало воздуха, чтобы дышать? И чтобы, несмотря на все это, в одном закрытом темном уголке души царила печаль? Признайтесь, ведь это настроение настолько личное и сокровенное, что хочется крепко держать его в себе и ни с кем не делиться. И держать его как можно дольше, мысленно касаясь кончиком пальца всех тех чувств и эмоций, которыми оно пропитано.
Любовь… Чувство, которое, кажется, никогда не способно причинить боль, но мы все знаем, что это не так. Каждое чувство имеет две стороны — светлую и темную. Любовь, при всей своей светлости, в глубине содержит маленькую ноту грусти, которая никогда ее не покидает. Ведь сколько бы радости она не причинила, в один миг она может сделать так, что все те прекрасные чувства, которые она подарила когда-то, покроются паутиной печали. И эта печаль, как и сама любовь, все равно всю жизнь останутся в маленьком уголке людского сердца, закрытые на железный замок. Но, несмотря на причиненную боль, остается вера. Капля надежды на рождение нового чувства, на «маленький лучик света», хоть время от времени этот железный замок сердца будет открываться и напоминать о тех давно забытых воспоминаниях.
«Неоновый» Гонконг. Вдали поблескивающие желтые точки. Еле заметный свет фонарей, которые освещают ночной город. Темные бесшумные улочки, шагая по которым, слышишь стук собственных шагов. А произнесенные слова не просто сразу растворяются в тяжелом воздухе, они возвращаются к говорящему и несколько раз повторяются, как будто летая в воздухе — так, что их может услышать каждый проходящий мимо. И из-за этого невольно начинаешь говорить шепотом, чтобы не разрушить это необычайное спокойствие города.
И этот дождь… Сильный, как водопад, непрерывный дождь. Шумные удары быстрых капель дождя об асфальт. Грязная вода медленно скользит по маленьким улочкам. Город растворяется в черной воде.
Большое безлюдное здание. Пустой бесконечный коридор. Длинные и огромные открытые окна, за которыми слышен звук дождя. Ярко-красные занавески, которые кружатся в своем танце от мягкого прикосновения ветра.
Белые круглые часы на стене, в которых прячется драгоценное и бесконечное время. Стрелки, которые движутся с такой скоростью, что их невозможно догнать. Дни, которые летят и каждый раз уносят частицу нашей жизни.
Мужчина, сидящий за столом, на котором разбросаны сотни бумаг. Он с головой погружен в свои мысли и проблемы. Прозрачный дым недокуренной сигареты, который плавно и медленно исчезает в воздухе, оставляя за собой лишь острый запах табака.
Женщина в томном платье из китайского шелка с черной модной сумочкой в руке стоит под непрерывным дождем, будто не чувствуя его. Ее бездонные черные грустные глаза смотрят куда-то вдаль. Она вся в раздумьях.
Тишина.
Они живут в квартирах по соседству. Его жена редко бывает дома. Ее муж все время находится в командировке. Их супруги изменяют им друг с другом. Но мы никогда не увидим ни ее мужа, ни его жену. Главное — он и она. Они в недоумении. Пытаясь представить, как такое могло случиться, они становятся тенями чужого романа, отражением чужого отсутствия. И что им остается делать? Мстить? А может, просто наслаждаться тишиной безграничных чувств, постепенно погружаясь в созданное ими любовное настроение? Да, со временем эта ситуация их настолько сближает, что остальной мир размывается, окрашиваясь в мягкие тона этого прекрасного и даже немного грустного любовного настроения. И после этого, кроме их двоих в этой жизни никого больше не существует.
Каждый взгляд, каждый жест, каждое движение словно бы наполняют атмосферу ароматом тончайших эротических эмоций. С каждой минутой их жизнь начинает истекать капелью тайного желания. Воздух переполняется чувствами от настроения любить. А загадочность создает некую остроту. Они крадутся вдоль своих незаметных чувств, скользят бесплотными тенями, болезненно нащупывая узелки эмоций, тем более сильных, чем более скрытых. Сам процесс переживания чувств с затаённым дыханием и чуть ли не замершим сердцем здесь более важен, чем мгновенный выплеск эмоций. И такое чувство, как будто время останавливается. И хочется, чтобы это длилось как можно дольше, чтобы было возможно наслаждаться всей этой красотой чувств, не пропуская ни единого мгновения и вдыхая каждый глоток воздуха созданной атмосферы.
Что произошло между случайно встретившимися мужчиной и женщиной? Загадка, которую безумно хочется разгадать. Тайна, которую жаждется раскрыть с большим нетерпением в душе. Ведь герои сами говорили, что они не хотят быть такими, как все.
Очень сложно писать отзывы на фильмы, которые запали в душу. Всегда боишься испортить рецензию. Чтобы ты ни написал, всегда чувствуешь, что мог бы написать лучше и сказать больше, а еще лучше - не писать ничего, оставив впечатления в сокровенном уголке памяти. С 'Любовным настроением' Вонга Кар Вая как раз такая история. Слишком чистый фильм, чтобы его комментировать, а каждое написанное слово в комментариях - как мазок пошлости.
Неисправимый романтик Вонг Кар Вай в 2000 году в составе международной съемочной команды подарил миру 'Любовное настроение', удивительную минималистическую картину с простым сюжетом и глобальным радиусом поражения сердец, о любовниках, которые и не любовники, а лишь стараются притворяться ими, быть другими, не переходя черту, за которой теряют честь. 'Любовное настроение' как раз о том тонком, неуловимо возникающим, чувстве между мужчиной и женщиной.
Перенося действие в 1962 год, Вонг Кар Вай сохраняет обаяние того времени и целомудренность, которой так часто брезгуют современные режиссеры. Именно отсутствие интимных сцен меня больше всего покорило: то, как можно показать пересечение женского и мужского начал не спекулируя на физиологии. Женственность Су, отраженная в виде фильма, когда сюжет можно прочесть по женскому платью, и мужественность Чоя, выраженная в скупом проявлении чувств при их явном наличии. Ощущение остановки и незначимости окружающего мира для двух влюбленных, демонстрируемое отсутствием лиц супругов. Тончайшими приёмами Вонг Кар Вай облагораживает историю, превращая ее в шедевр, который очень трудно описать, но нельзя отрицать.
Все происходящее, я бы окрестил одним словом - Таинство. Вступая в игру, стараясь понять как их супруги вступили в связь, Чоу и Су поддаются искусственно созданному любовному настроению, и происходит Таинство. Мужчина влюбляется в женщину, а женщина в мучжину. Таинство от слова 'тайна', а значит даже Вонг Кар Вай не объяснит, откуда взялась любовь. Это останется между героями, а мы увидим лишь бытовые поэтические зарисовки и короткие встречи, замедленные кадры и услышим замедленное дыхание. И почувствуем, что что-то изменилось, и очередная репетиция следующего шага уже не игра, а настоящий момент расставания.
Многие отметили прекрасную музыку Майкла Галассо и Шигеру Умебояши, которую позже можно отрывками будет услышать в 'Моих черничных ночах'. Заглавная тема подобрана гениально, как и весь остальной саундтрек, создающий не только любовное настроение, но и настроение времени. Здесь прозвучал и Нат Кинг Коул, позже позаимствованный Альмодоваром для 'Дурного воспитания'. Музыкальные темы делают фильм доступным пониманию широчайшей аудитории, что недоговаривают герои, то отражено в переливах скрипки.
'Любовное настроение' неспособно оставить равнодушным. Оно, как недостижимая мечта, о всепоглощающей чистой любви без намека на пошлость и животное происхождение человека. Это любовь ангелов, рудимент человеческого сердца.
Первый шедевр нового тысячелетия, необходимо смотреть в связке с 'островом' ким ки дука и можно многое понять о востоке!
Последние 15-20 лет не принято сразу после премьерного показа картину объявлять шедевром, иначе можно прослыть за моветона. Совсем по-другому разыгрывалась ситуация с «Любовным настроением»: все и сразу заговорили о феноменальном фильме еще на Каннском кинофестивале, где картина уступила только не менее конгениальному произведению «Танцующей в темноте» Триера. Вонг Кар-вай снимает мало, но качественно и со всей серьезностью. «Настроение» - седьмой фильм режиссера, снятый после мощнейших историй «Чугкинкского экспресса» (1995), «Падших ангелов» (1996) и «Счастливы вместе» (1997). Отправной точкой для почти всех картин служат взаимоотношения между героями. Уровень отношений между ними маркируется в понятиях дружбы, любви, зависимости и измены. Сюжет практически отсутствует, он лишь намечен пунктирной линией, чтобы за перипетиями истории не потерять главного для Кар-вая: героев и атмосферу.
В «Настроении» задействованы ведущие лица азиатского кино – Тони Люн и Мэгги Чун. Место действия – Гонконг середины 60-х годов. История разворачивается в одном из многочисленных районов города, в меблированных комнатах, сдаваемых внаем для прибывающих с континента эмигрантов, бегущих от культурной революции и ее мощи. Герои живут в одном доме, одном подъезде, но на разных этажах. У нее есть муж, у него – жена. У нее муж в командировке и задерживается с возвращением, у него – жена отсутствует без объяснения причин (зачем нужны истоки прописью, когда важны последствия?). Жизнь бок о бок подталкивает друг к другу и порождает чувство. Это если кратко пересказывать то, что происходит на экране, но на самом деле в фильме разыгрывается драма античного масштаба.
В некотором смысле можно сказать, что картина Кар-вая представляет собой таинство, священнодействие, замешанное на множестве ингредиентов. Во–первых, музыка. Заглавную тему написал японец Шигеру Умебаяши, наполнивший воздух тонкими и прозрачными тканями движения, где изменение звука или тональности ведет к изменению пространственной атмосферы. Разбавил тему нежными интерпретационными штрихами европеец Майкл Галассо. Да плюс ко всему герои слушают сказочной томности джазовые композиции афроамериканца Нат Кинг Койла.
Во–вторых, работа сценографа и художника по костюмам. Пространство всегда ограничено стенами: либо серыми фактурными стенами подъездов и домов, либо обозначающими минимум жизненного пространства приглушенны тона комнатных границ. Дома, улицы, кофейня – все сделано и вылеплено как во сне о мечте, точно, аккуратно, с неким придыхательным отношением к любому предмету из окружающего пространства. Одежда героев строгая, в соответствии со временем, но абсолютно не скрывающая ни стать Тони Люна, ни изысканность и гибкость Мэгги Чун.
В–третьих, операторская работа. Над фильмом последовательно работали австралиец Кристофер Дойл и Марк Ли Пин. Камера внимательнейшим образом следит за всем, происходящим в заданном пространстве комнаты, лестничного пролета, улицы. Значимым становится абсолютно все: пепельница на прикроватной тумбочке, приглушенный свет, крупные капли дождя, дым от сигареты, взгляды, руки – те маленькие детали, из которых складывается ощущение, запах происходящего.
И в–четвертых, рука (почерк) режиссера. В отличие от «Экспресса» где глаз камеры вплотную наблюдает за героем, смотрит ему в лицо, в затылок, бежит за ним, в «Настроении» - фокус взгляда чуть – чуть смещен. В результате мы смотрим в лицо героини и, одновременно, наш взгляд блуждает в воздушном пространстве, пока не натолкнется на стену. Прикосновение руки к двери камера фиксирует отстраненно, фактически прикасаясь к фактуре дерева и подсматривая в соседнюю комнату. Малочисленные разговорные эпизоды чередуются с «немыми» сценами под завораживающую музыку: сидение и «ласкание» взглядов и рук в кофейне и дома, сомнамбулические проходы по тягучим лестницам и узким улицам под непрекращающимся дождем и тусклым освещением. Любовная история в руках Кар-вая движется от пошлости обыденной ситуации (из подтекста фильма ясно, что отсутствие супругов героев ничем кроме адюльтера определить невозможно) к поэзии чувственного переживания. Когда между любящими постельных сцен нет, но есть - бережное отношение друг к другу, проявляемое в попытке предостережения: репетиция объяснения с супругами.
Финал истории (хотел написать банален, нет, не банален) по – восточному точен.
Кар-ваю удалось из жгучей смеси космополитической взвеси и восточного хронотопа создать минималистический шедевр вчувствования и осторожного отношения к реалиям жизни, без диктатуры эмоций и слез.
Безусловно, гонконгский автор Вонг Карвай уже много лет считается мастером элегического жанра. Его фильмы отличает простота сюжета, естественность и деликатность в изображении чувств, визуальный эстетизм и немногословная мудрость, выражаемая редко, да метко. Любовное настроение – это magnum opus режиссера, творческая вершина, аккумулирующая достижения его изысканно-меланхоличного стиля.
Главные герои поселяются в соседних комнатах коммунальной квартиры и становятся жертвами обоюдной измены их супругов. Пытаясь найти выход из ситуации, они решают инсценировать историю знакомства и сближения изменников. Но переписывая пролог чужих взаимоотношений, персонажи постепенно осознают, что репетируемые чувства становятся настоящими. Но будут ли настоящими их слова, интонации, жесты, образы действий? Ведь не могут же добропорядочные семейные люди, привыкшие поступать правильно и которым есть что терять, играть в любовников на виду у всех.
Противоречие состоит в том, что яркость и разнообразие гардероба героини Мэгги Чунг преобладает над внешней экспрессией чувств, которые позволяют влюбленные. Дух романтики в данном случае заключен в неловких улыбках, обсуждении сиюминутных проблем, совместном приеме пищи, робких прикосновениях, ночных вылазках на улицу и, конечно, молчании, в котором герои на время забывают об обстоятельствах и просто позволяют себе наслаждаться присутствием друг друга здесь и сейчас. В отсутствии слов приобретают символическое значение предметы быта, мельчайшие детали окружения, на которых заостряется внимание зрителя. Среди них одно из главных мест занимают часы, отмеряющие срок романтических отношений.
Таким образом, новоиспеченные влюбленные вынуждены соблюдать дистанцию по отношению друг к другу, потому что боятся выйти за рамки социальных ожиданий. Тайна сия велика есть – вот девиз их любовных отношений. По иронии судьбы, каждый из центральных героев фильма встречается на своем опыте с неоднократным нарушением правил добропорядочности. Начальник героини Мэгги Чунг не стесняется обсуждать дела его любовницы, а друг героя Тони Люна регулярно попадает в переделки на почве увлечения выпивкой и женщинами.
Особое значение приобретает некоторая статичность главных героев, которые мало перемещаются в кадре, аналогично статична и камера. Эти признаки стиля подчеркивают внешнюю скупость эмоциональных проявлений и общую медитативность повествования. В этом контексте значительную роль играют безмолвные музыкальные сцены, в которых время ненамного замедляется, а движения камеры становятся очень плавными и порой цикличными, будто подчиняясь определенному ритму.
Вонг Карвай, испытывая ностальгию по Гонконгу 60-х годов, в котором он провел детство, выбрал очень удобную для себя и подходящую для стиля форму повествования – форму воспоминаний. Главный герой как будто прокручивает пленку назад и заново переживает главу своей жизни, анализируя свои поступки. И действительно, изображение событий фильма имеет субъективный характер и часто фокусируется на, казалось бы, малозначащих вещах, а временные границы даже в пределах одной сцены бывают крайне размыты.
Избегая прямой, непосредственной демонстрации идей, Вонг Карвай достигает максимальной изощренности в их показе через отражения, причем на самых разных уровнях. Размноженные отражения лиц в зеркалах, роман, являющийся отражением романа их супругов, воспоминания – отражение реальных событий, произошедших несколько лет назад. Пройдя через галерею отражений, история в конечном счете отображается в вечность, где, по идее, должны быть похоронены самые печальные воспоминания.
Сколько может жить любовь в сердце человека после разрыва отношений? Можно ли забыть любовь навсегда? Возможно, ответ на этот вопрос находится в маленькой нише внутри одной из каменных стен Ангкор-Вата.
...Она рядом, прямо перед тобой. Лицо повернуто вполоборота, и глаза устремлены куда-то вдаль.
Ты ее любишь. Не отдаешь себе отчета в этом, но любишь безмерно. Думаешь, она догадывается? Она знает. И тоже любит тебя.
Она ждет. Все как обычно - ее шелковое платье-ципао, так же собраны в пучок волосы. И никто, глядя на вас со стороны, не догадается, что ты ее любишь. И что она любит тебя.
Есть и другое: семья, работа, ненужные разговоры...Она терпеть не может готовить, а тебе нравится читать книги. У твоей жен похожая сумочка, а у ее мужа тот же галстук...Она не плачет. Это не в ее характере. Но как-то по-особенному наклонена голова, и едва заметно вздрагивают плечи.
Она ждет. Тебе достаточно просто обнять ее, произнести вслух то, что вам двоим уже давно понятно. А ты стоишь. Все это длится всего несколько секунд, но в такие важные моменты жизни время растянуто. Не думай, что этим можно оправдать нерешительность!
Да подойди же! Коснись руки!..Ты не можешь. И вдруг она это понимает. Ты даже не изменил позы, все также с болью смотришь на нее. И когда двоим все становится ясно, уже неважно почему нельзя ничего изменить.
Из этого могла получиться Большая Любовь, но вышло только Любовное Настроение.
Предельно чувственный, струящийся фильм. Как шелк между пальцев, как дым сигареты, как дождь по стеклу... Недосказанные слова, недопитый чай… Ни поцелуев, ни объятий. Чужой муж. Чужая жена. Когда-нибудь волны памяти услужливо вынесут их к берегу воспоминаний…
Гонконг 1962 года, гетто переселенцев из Шанхая. В одной тесной коммунальной квартире оказываются госпожа Чан и господин Чоу. Вместе их сводит взаимное одиночество и взаимная измена вроде бы живущих с ними супругов, чьих лиц мы даже не увидим. Словно от нечего делать двое решают инсценировать отношения друг с другом, чтобы осознать, как это получилось у их вероломных половинок. Однако наигранное чувство в итоге оказывается реальным, а собственная нерешительность и осуждение окружающих — непреодолимыми преградами для него.
Это фильм о деталях. Деталях, которые остались в памяти у героев, будто бы рассказывающих нам историю давно ушедших лет, и у самого режиссёра, который восстанавливает на экране картины своего детства. Удушливая атмосфера иммигрантского быта подчёркнута съёмкой в узких улочках и коридорах — кадр постоянно стесняет персонажей в движении, оттеняя их зажатость в социальные и психологические тиски. Как в любом отдалённом воспоминании, всё здесь туманно, неверно — камера выхватывает образы то в зеркальном отражении, то в клубах сигаретного дыма, то сквозь лёгкую ткань.
Но реальность этого канувшего в небытие мира ощущается. В том, как подушечки пальцев касаются старого косяка, запоминая его шероховатости, в том, как очередное платье-ципао рифмуется с её сегодняшним настроением, в том, как почти осязаемо пахнет лапша из скрытого от пристальных соседских глаз переулка. Даже в том, как объектив вдруг оказывается на уровне пояса персонажей — на уровне глаз пятилетнего Кар-Вая, становящегося не столько автором, сколько свидетелем этой полуимпровизированной мелодрамы, где вряд ли возможен счастливый конец.
Мужчина и Женщина здесь не менее одиноки и потерянны, чем у Лелуша, несмотря на отсутствие явных трагедий в жизни. Их трагедия — тихая, долгая, внутренняя. Брак, который тяготит тем больше, чем чётче они осознают собственную неспособность его разорвать. Они не могут представить себя вне его: супруг полностью поглотил их «я» — больше нет ни предпочтений в еде, ни стремлений самореализоваться, ни жажды познать какую-то другую жизнь. Лишь внезапная запретная любовь позволяет им вновь почувствовать себя личностями.
И отношения этих людей, привыкших от безысходности детализировать свой мир, тоже оказываются не чем-то цельным, а набором отдельных многозначительных мелочей, вспышками проступающих сквозь толщу времени. Свет фонаря на улице, где они встречались. Капли дождя, падающие на землю так неспешно и позволяющие продлиться мгновению их немногословной близости. Красный (в действительности или же по велению памяти?) коридор гостиницы, где их страсть готова выплеснуться наружу…
И ритм. Вальс, лейтмотивом проходящий сквозь эту историю единения и разлуки и закольцовывающий весь процесс съёмки. Диктующий скорость жизни персонажей и скорость движения камеры. Замедляющий шаги влюблённых и крупные планы их раздумчивых лиц. Предсказывающий итог рассказа и окончательный монтаж фильма. Надолго — может быть, навсегда — врезающийся в память зрителю пронзительным синонимом несбывшегося счастья.
То, что изначально планировалось как весьма фривольное киновысказывание о любви и еде, в итоге превратилось в застенчивую элегию о влюблённости, позволяющей снова ощутить вкус к жизни. При этом зрелость героев, что пришла на смену безалаберности «Диких дней» и фактически стала преградой на пути к долгожданному единению, помудревший с годами режиссёр выводит едва ли не основной их добродетелью. И довольно чуждая западному человеку мысль о том, что любовь может быть счастливой, даже если вы не вместе, здесь становится главным его посылом.
В конце концов — есть вечность, для которой все наши радости и печали ничтожно малы, как та залепленная землёй выемка в стене Ангкор-Вата, хранящая чью-то очередную тайну. И лучшее, что мы можем сделать в этом мире, — оставить о себе достойные воспоминания. Единственная безусловная жизнь после смерти — в памяти окружающих, и кем мы в ней окажемся, зависит от наших нынешних решений. Вероятно, оно важнее того, чтобы здесь и сейчас держать и не отпускать, наплевав на этих окружающих, на этот мир и на эту чёртову вечность.
«Любовное настроение» - это фильм-ностальгия, ностальгия Вонга Кар Вая по детству, воспоминания, окрашенные теплыми романтичными красками, всегда красивые и всегда немного грустные, ведь прошлое вернуть невозможно. Кар Вай с бесконечной любовью и нежностью воссоздает давно забытое светлое мироощущение строгих и целомудренных 60-х годов…
…В Гонконге стояло жаркое влажное лето 1962 года. Две супружеские пары въехали в соседние комнаты в коммунальной квартире. Господин Чоу журналист в газете, мечтающий написать роман о боевых искусствах. Его жена часто задерживается на работе. В их отношениях чувствуется отчужденность. Госпожа Чань секретарша в туристической компании, любящая жена, однако, она несчастна в браке, супруг ее постоянно в командировках. Жизнь Чоу и Су Ли мучительно однообразна, вечера унылы и одиноки, в чужом для них городе, они живут в своем призрачном мире мечтаний. Мужчина и женщина, потерявшие самих себя, они половинки двух разбитых союзов.
Вонг Кар Вай рассказывает об одиночестве современного человека, живущего в крупном мегаполисе, о пустоте и бессмысленности его существования, об извечной человеческой тоске по любви и желании быть услышанным в любви.
Два разбитых сердца, две печальные души. И вдруг нечаянная любовь, которую Чоу и Су Ли нашли через предательство своих супругов. На смену безжизненной пустоте зимы в их душах пришла весна. Робкие, согретые теплыми лучами весеннего солнца, их сердца постепенно оттаивают и начинают жить в ожидании чуда. Кар Вай передает любовь, нежность и одиночество через легчайшие прикосновения взглядов. Они кружатся в страстном танго, но только в своих мыслях. Сгорая внутри от любовного недуга, снаружи герои изо всех сил стараются оставаться спокойными и рассудительными. И пусть их любовь окажется всего лишь пьесой, разыгранной на пустынной улице под дождем, переживание этой любви дает Чоу и Су Ли шанс столкнуться с чем-то существенным в себе и изменить свою жизнь…
Мир героев погружен в бархатный полумрак. Приглушенные, размытые цвета просят тишины, чтобы неосторожным, грубым вторжением не разрушить хрупкую атмосферу любовного настроения.
Фильм создают мельчайшие детали: цветы на платьях главной героини; отражения взглядов в зеркале; задумчивый танец сигаретного дыма; теплый гонконгский дождь как безмолвный свидетель любви; чувственное звучание скрипки – музыка сердца, постоянно сопровождающая героев. Волшебство, гармония музыки в фильмах Вонга Кар Вая – об этом можно говорить бесконечно долго. Тягучие латиноамериканские мелодии, как предложение партнера потанцевать. Согласится ли она начать этот танец? Quizas, Quizas, Quizas…
Музыка всегда отражает чувства героев: тоску их сердца, одиночество, мечту о любви, грусть расставания, надежду на новую встречу. Чарующая, томная, она как легкая походка Су Ли, она плавно скользит, крадется и постепенно заполняет нас целиком, разливаясь теплом, словно кровь по венам. Также и любовь медленно проникает в сердца Чоу и Су Ли.
«Любовное настроение» - это фильм-исповедь, тайна, которой Чоу поделился с древними полуразрушенными стенами камбоджийского храма и которую зритель случайно подслушал. Пожалуй, самый целомудренным фильм о любви, и в тоже время - это один из самых откровенных и интимных фильмов современности.
Фильм, где нет даже поцелуев, лишь любовное настроение. После просмотра картины остается немного грустное, но очень светлое ощущение на душе. Вонг Кар Вай запечатлел неуловимый миг зарождения любви… Наступает особое настроение, и двое погружаются в сладостно томительный и необъяснимо прекрасный танец любви. И пока мы кружимся в этом танце, пока мы обладаем способностью любить, мы живем.