Неоднозначные впечатления сложились у меня после просмотра фильма 'Географ глобус пропил'. В фильме присутствует как и минусы так и несомненно плюсы. Начнем сначала.
Сюжет.
Сидя в кинотеатре, я все два часа ждала начала каких то событий, которые завлекут зрителя в происходящее не экране. Увы, ничего многообещающего я не увидела. Повествование о жизни человека, который оказался на дне. И самое забавное, что не пытается ничего в своей жизни исправить. Грустно и скучно.
Актеры.
Тут не к чему придраться. Все сыграли довольно хорошо. Особенно порадовала жена главного героя. Неосознанно задаешься таким вопросом: либо она и в жизни такая стерва, либо так хорошо играет. По поводу Хабенского тоже нельзя сказать ничего в минус. Я где-то слышала, что Хабенский играл в этом фильме самого себя, такого, каким он является и в жизни. И хорошо сыграл.
Незаконченность.
Понятное дело, зрители должны сами восполнить пробелы в фильме своими догадками, почему фильм заканчивается именно так и почему это не показано. А я не согласна. В фильме было большое количество сцен, которые можно было бы просто вырезать и не показывать. Они были лишние, ни к чему не принуждали и только зря тратили время. И из за таких вот сцен сценаристы упустили концовку. А концовка одна из важных составляющих фильма. Тут я бы поставила жирный минус.
Фильм затянут. Два часа не такое уж и большое количество времени, но после часа просмотра, меня потянуло посмотреть время. Это явная недоработка.
Также главного героя слишком часто показывали с бутылкой в руках. Я не спорю, что это необходимо, но 50% фильма зрители наблюдают за тем, как главный персонаж бухает, не побоюсь этого слова. Можно провести кривую аналогию с 'На дне', но слишком во многом будет уступать фильм сюжетом.
Да, в фильме присутствовало что-то истинно русское: наша забытая богом глубинка, отчаявшиеся герои, безысходность. Главный герой воплощает в себе наш народа. Это тяга к алкоголю, молчаливое горькое смирение на выпады судьбы, несправедливость власти по отношению к людям. Но слишком уж смазано это вышло. Тронуло, но есть недоработки.
Только что посмотрел этот фильм, и после него остались неоднозначные впечатления. Вот с одной стороны хочется сказать: ну и что с этого, с другой: что-то в этом есть. Теперь по порядку.
Сюжет повествует о человеке, который живет с женой и дочкой в захудалой квартирке. Имя этого человека Виктор Служкин. Живет прямо так сказать не очень. И вот он решает устроиться на работу географом в школу, не потому что это его призвание, а просто, чтоб содержать семью. Ну и что в этой истории такого скажете вы? Но нет. Зрителю показывается жизнь Служкина, но это ж не жизнь это какой-то ужас: жена абсолютно не любит его, друг, если его можно так назвать запросто может придать, в школе всем все равно на его уроки, в том числе и самому руководству школы, которым даже все равно, что у него нет образования географа. И что остается? Главное в жизни человека - это его семья, благосостояния, друзья... и всего этого у него нет, и нет не потому что сам он плохой, а потому что все вокруг такое. Мужчину любят за его благосостояние, синоним слово отношения это секс, да и в самом сексе нет ничего такого, как чаю или кофе попить. И что же остается? Только пить.
Герой фильма не может найти себя в этом мире. Его жизнь буквально переполняют отрицательные моменты, и казалось бы в тот момент, когда он должен сорваться, он напивается, и живет дальше... И так день за днем.
Чем особо понравился этот фильм, что это фильм о людях, о нас с вами, фильм с русской душой, фильм, который не поймут, так как мы с вами понимаем, граждане иностранных государств.
'А что важное? Важное сейчас покурить, а покурить нету' (с)
Ищет ли Хабенский роли, где он может раскрыться или они ищут его или просто: талант раскрывает любую роль – не знаю. Но, факт то, что если взять его Географа – этот герой мне настолько же интересен как и сам Константин Хабенский. Пьянчуга, которого дома доблит жена, который или безработен или нашёл работу за копейки. Но, тем не менее он не теряет сил жить, находит их в том, что тонко чувствует то, что почти невидимо, а лишь подсказывают нам детали: легкий русский напев казалось бы не к сюжету, сказки на ночь дочери, которые он рассказывает кто знает, может и для себя, понимая их скрытую силу, потопание бумаги под, казалось бы, грузом непонятости, а не по физическим законам. Его почти платоническая любовь к девочке или то, что он возле неё не позволил себе быть «самцом», а только давал понять, что она достойна любви. Всё это – достойные грани его личности. Есть ещё и его юмор, который не оценён женой, да и многими, кто живёт по принципу: если ты такой умный, то почему такой бедный. И вот так, ценя только деньги, мы перестаём ценить людей, вернее то, что в них внутри.
И тут уже наш герой потопает в пьянстве, но, даже так он, как мне показалось, как бы хочет показать отвратительность того, что происходит возле него. Слабость ли это? Глупость? Или что-то другое толкает очень многих умных людей на путь самоуничтожения?
Кстати, даже тема секса и любви показана как-то жизненно: бабы себе голову прям ломают об стену, где в этой глуши найти мужика нормального, да при деньгах, а потом ещё и отвоевать его у других, или хотя бы что-то, да через не могу… прям утонуть хочется в ванне с вином от такой любви. Правда, актриса, сыгравшая роль жены, очень напоминает мне Одри Тоту, и это мне был как приятный сюрприз, позволявший любоваться её игрой, при чём играла даже похоже.
Интересные вопросы появлялись в голове, когда наблюдал за школьной жизнью, за их уроками, издеваниями над Географом. Это и есть реальность нашей жизни? Не задумывались, что именно в школе видно, какое на самом деле общество? Им ведь нет тогда интереса лицемерить, бороться с ветряными мельницами. Правда, их тогда можно ещё формировать, если есть кому. Не говорить правильные вещи, а поступать правильно. И парадокс, как бы нелепо выглядел Географ, проводя время с учениками, он был выше них, и кто знает, может, изменил их в лучшую сторону.
Фильм стоящий, нужный, хоть и не скажешь, что поучителен, но, оставляет след, заставляет заглянуть куда-то глубоко в себя.
— Видишь ли, Маша, в чем парадокс… Находишь только тогда, когда не знаешь, что ищешь. А понимаешь, что нашел, чаще всего только тогда, когда уже потерял.
Фильм для каждого свой. И чувства, мнение, переживание и одиночество после просмотра у каждого свои.
Книга не оставила меня равнодушной, но само произведение ходило на кончике ножа, посему я искренне переживала за то, как режиссер решит «увидеть» эту довольно непростую историю.
Настороженно входя в зал, ты уже облегченно выдыхаешь на самой первой сцене в электричке. Все на удивление хорошо началось. Радуется глаз, а потом и душа. Может быть, потому что, узнав об экранизации, я боялась пошлости и неуместности в отношениях Маши и Виктора? Но все не так: книга отлично проработана сценаристами, изучена и в итоге нам показали цельную одну историю из жизни одного человека.
Лично я весь хронометраж просто наслаждалась фильмом, смеялась, усмехалась, следила за отступлениями от книги и понимала, что все актеры на своих местах. И все же я выделю Хабенского и Андрея Прыткова, в особенности их актерский дует и момент у костра. Безмолвно, но так по-настоящему.
А природа! Какая там природа! Все просто зовет пойти в поход! Но не будем об этом, потому что тот край, в котором живут персонажи, нужно видеть, а лучше посетить.
Что в итоге я получила?
Хорошее кино, с немного грустным правильным послевкусием. Кусочек жизни в котором нет итога- он просто есть.
Прожит.
И время бежит дальше.
А счастье?
Оно не за горами, ведь так?
И знаете, что было самое необыкновенное? Люди после просмотра аплодировали.
- В боитесь смерти? — Боюсь. — Почему? — Жить привык…
«Географ глобус пропил» - настоящее российское кино. С нашей философией, с нашей атмосферой, с нашей культурой. С нашим матом, наконец. Это кино без жанра. Здесь слишком мало юмора, чтобы в полной мере назвать картину «комедией». Здесь нет какой-то трагедии, чтобы можно было назвать ее «драмой». Просто кино о жизни и русском человеке. Эдакий российский арт-хаус.
Существует такой вид театрального направления как «Моноспектакль». Иными словами «Театр одного актера». Так вот в течение всей постановки моноспектакля на сцене присутствует только один единственный актер, который на своих плечах пытается выдержать все представление. То же самое можно сказать и об этом фильме. Константин Хабенский в роли учителя география Служкина бесподобен. Он не играет, он проживает свою роль.
- Я без тебя жить не смогу.
- …сможешь…
Вы только посмотрите, как он сыграл в этой сцене, просто потрясающе.
Взяв старт как трагикомедия, к середине просмотра появляется угроза, что все происходящее опустится либо до банальной мелодрамы, либо до ненужной душещипательной драмы. Но, слава Богу, Александр Велединский выдерживает заданный с самого начала темп и манеру повествования до конца.
Чего фильму не хватает, так это цепляющей музыки. Хотя начало было неплохое в этом плане - шедевральная песня Кипелова «Я свободен», хоть и в отвратительном исполнении какого-то пьянчуги. Но вот дальше запоминающихся мелодий не было вообще. Чем занимался Алексей Зубарев непонятно.
Разочаровались в российском кино? Устали от второсортных сериалов? Хотите качественное кино о жизни и о простом человеке? Тогда «Географ глобус пропил» именно то, что вам нужно.
Город Пермь, светится Компрос
Любишь город Пермь - да, yes, of course!(c)
В Перми неимоверные аншлаги на 'Географа...', билеты все покупают заранее. Никто не идет на мультики и Тора - небывалая ситуация в российском кинопрокате. Конечно, две самые веские причины идти в кино - это Константин Хабенский и город Пермь (для пермяков - свое, родное, для остальных - ох, как интересно, не про Москву ведь).
Я не читала книгу, поэтому сравнивать мне не с чем, но почему-то я чувствую, что фильм точно не хуже первоисточника. Это очень органичное, настоящее, взаправдашнее кино про русских людей: про семью, школу, взаимоотношения. Главный герой картины Виктор Служкин - в общем-то интеллигентный, порядочный человек, со своими жизненными ценностями. И хотя он беспрестанно пьет, курит и выглядит отталкивающе, что-то в нем притягивает, он по-своему обаятелен и приятен. И пусть по жизни он совершает немало ошибок, он все же пытается наладить отношения с людьми - и с окружающими его женщинами, и с учениками, и с приятелями. Константин Хабенский - гениальный актер, мне кажется лучший в своем поколении в российском кинематографе. В каждом герое, пусть даже не самом положительном, он находит 'луч света', облагораживает его, но при этом ни в коем случае не идеализирует.
Отдельно хочу сказать про актеров, сыгравших учеников - замечательные ребята, искренне и при этом профессионально смотрящиеся в кадре. Ну и не могу не упомянуть, что Овечкина (друга героини Маши), сыграл мой однокурсник. Вот так тесен мир, особенно мир творческих профессий.
Что касается ландшафта Перми и Пермского края, его фантастических рек и лесов - они никого не могут не оставить равнодушными.
За настоящий современный русский драматический фильм, Хабенского и 'Счастье не за горами'
'Географ глобус пропил' - очень русское кино. Русское, до мозга костей. Про Россию, какая она есть. Как в песне у Шевчука: 'Хоть и не красавица, но она мне нравится'.
Девяностые годы. Время перемен, а на самом деле, увы, ничего не меняется. Там, вдалеке от столиц, люди живут все-также: однообразно, серо и скучно. Все также безбожно пьют и не знают, как занять себя после работы. Хорошо еще, если она есть. Пустота в душах и сердцах. Главный герой в потрясающем исполнении Константина Хабенского не исключение. Он тоже живет в пустоте. Как было где-то сказано, каждый может чувствовать пустоту, но не каждый ее безысходность. Он выбрал свой путь. Будучи человеком далеко не глупым, мог стать кем-то, как лучший друг Будкин: с квартирой, машиной, и зам главой по культуре. Но он выбрал свободу. Свободу, жить так, как хочется. Свободу оставаться самим собой. Жить в своем мире. Пусть даже и не очень гармоничном.
Отдельно хочется отметить Константина Хабенского. Он еще раз доказал, что он самый лучший, что он наше все. Его герои такие разные, но все интересны зрителю. Это и Грин в 'Статском советнике', и Колчак в 'Адмирале', теперь Служкин в 'Географе...'. Какая мощная харизма. Настоящий классический русский актер. А этот глубокий, пронзительный взгляд, смотрящий как-бы в никуда. Он умеет держать паузу. Невероятная роль.
В заключении хочется сказать, что кино замечательное. Со своей философией, причудливым пермским диалектом. Возможно, фильм и не отвечает на вопросы 'Что делать' и 'Кто виноват', но он вряд-ли и собирался. Он просто пытался сказать, что Россия жива Служкиными. Пока еще.
После просмотра фильма - ощущение, что меня обманули и вопрос - Зачем?
Это подцензурное описание, я бы благодаря флотской юности высказался крепче.
Тем кто хочет оспорить или составить свое мнение, настоятельно рекомендую найти, купить, взять у знакомых, но прочесть именно книгу. Я купил ее в 2005 году, прочел за день и до сих пор иногда перечитываю. Не буду пересказывать содержание, тем более, что сюжеты схожи... за исключением 20 минут финала. Этого достаточно, чтобы сделать из человека, вот тут цитата 'Маша -. ..пацаны вокруг вас вертятся, девчонки все перевлюблялись...' законченного неудачника.
Понятно, что режиссер может менять события, но не до такой же степени.
Смотрите вы Трех мушкетеров, все по плану, враги повержены, один за всех и все за одного... но в конце Д'Артаньян приносит четки не королеве, а кардиналу. Небольшое изменение сюжета, не так ли ?
Приведу гастрономический, но понятный пример. Есть продукт - творог, он изготавливается из натурального молока. А есть продукт, который даже наши депутаты постановили называть творожным продуктом - смесь растительных жиров и молоко для вкуса. Плюс конечно яркая этикетка с коровами, лугами и т.п. Его можно считать вкусным, сомнительно его полезность, но это не творог. И как его не рекламируй им не станет. А есть еще хорошее слово - как ни драпируй. Рецепт современного нашего кино прост - берем значимое и дорогое событие или личность. Добавляем любви и интриг по вкусу и - на Оскар или за кассовыми сборами.
И наконец - к вопросу - Зачем? Я не был современником Высоцкого и в Современнике спектаклях Высоцкого, тем более не защищал Сталинград. Но почему то смотря К-19 созданного чуждым нам Голливудом, я чувствую гордость за наших подводников, а не за игру актеров или работу оператора фильма, хотя наверняка и это там есть. Может наше министерство культуры выдало нашим социальный заказ на очернение советского прошлого? Или режиссеры пока не могут завернуть любовный сюжет при покупке Челси и шубохранилищах?
Продажи творожного продукта тоже могут расти, но из этой белой массы творог не получится никогда. А плеваться или нет при просмотре - это дело вкуса и воспитания.
Фильм безусловно талантливый. Идите и смотрите, как говорится (не будь тем же помянут 'Сталинград'). Смотрится ровно и на одном дыхании. Хабенский, Лядова, та же Черных (одна фактура восхищения стоит), весь актёрский состав - огромное уважение - молодцы! Но есть ряд вопросов:
- почему так много алкоголя? И в дело и не в дело? Алкоголь - вещь тонкая, в объективе камеры это смотрится иначе, нежели на страницах книги.
- почему у печки красные трусы (та же Красных)? Или уж без трусов, или просто вместе под теплым одеялом. Мужик-то, пермяк-то железный, так и остался сидеть под дождём???
- что за х..нь с прямыми оскорблениями учителя. Это не возможно - какое-то полублатное чмо напрямую оскорбляет, лезет в наглую в поход, командует, а потом, типа 'уважение' у него возникает - не видно этого уважения - за уши притянуто.
- тема с женой вообще не проработана - В жизни есть, конечно, подобные финалы - спору нет, но...
Могу сказать одно - фильм хороший/отличный (нужное подчеркнуть), особенно на фоне убийственного 'Сталинграда'. Вопросов много, но, памятуя о том, что 'на безрыбье. ..' можно смело ставить 3+. И сравнения с Балаяном, Мельниковым и Данелией излишни абсолютно - ибо, друзья, проснитесь! - тот пласт мы настолько профукали, что даже подобные творения расцениваем чуть ли не за шедевр! На общем-то фоне!
Противоречивые чувства вызывает персонаж Виктора Сергеевича Служкина (респект Константину Хабенскому) из нового фильма Александра Велединского: здесь и жалость, и негодование, и понимание, и неприятие. По возрасту еще совсем молодой человек (всего 6-7 лет назад был аспирантом-биологом), выглядит гораздо старше: неухоженность, мешки под глазами, редеющие волосы. И все это результат того стиля жизни, который он для себя в итоге сформировал: я - пассажир электрички с неоплаченным билетом, пусть с меня что-то требуют, но не убьют же в конце концов. Чтобы вызвать какую-то деятельную активность у Служкина, нужен вызов, мощный раздражитель. Но реакция не может продолжаться долго и вот опять возобновляется течение жизни за грязным окном. Его отношения с несколькими женщинами напоминают анекдот: жене сказал, что пошел к любовнице, любовнице сказал, что пошел к жене, а сам… катался на качелях. Именно отстраненность и созерцательность дают ему моменты счастья. Вот он плывет на плоту лицом в небо, или курит на балконе, или лежит на заснеженной шлюпке посреди заледенелой Камы. И в то же время он личность, с взрывным характером и полным отсутствием зависимости от мнения окружающих. Возможно, эта нестандартность поведения и мыслей привлекают к нему внимание класса и стольких женщин.
За женских персонажей хочется сказать отдельное спасибо сценаристам, режиссеру и исполнительницам ролей. Это как же выкручивает руки судьба, если для пятерых женщин свет клином сошелся на главном герое – алкаше, и социальном неудачнике? Для жены Надежды, спустя несколько лет брака, закончился туман студенческой любви. И вот, она уже на окраине большого города, в неухоженной однокомнатной «хрущевке», с ребенком, играющим в большой картонной коробке. И на всякий случай, чтобы знать, где же выход из этой жизни, на двери плакатик группы «The Doors». И выход она видит в новых отношениях с приятелем друга.
Трех других женщин можно смело объединить в «Клуб одиноких сердец», хотя внешне они совсем не похожи друг на друга. Ухоженная и обеспеченная преподавательница немецкого, которая и преподавание-то ведет факультативно, т.е. не обязательно. Разбитная мать-одиночка и «рыба-прилипала» Александра.
Отдельно от всех стоит ученица Маша из класса Служкина, для которого она придумала образ тонкого интересного человека под наносным слоем неряшливости и привычки к алкоголю. На ее признание: «Я люблю Вас, Виктор Сергеевич», он отвечает: «Я тоже тебя люблю». А слышатся при этом интонации героини Натальи Крачковской из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «И тебя тоже вылечат». Так в итоге и произошло…
Хотелось бы отметить работу операторов в фильме. Атмосфера провинциальности, заброшенности и общей безнадеги передана так густо, что просто тяжело это выносить. Идеальный антураж для героя, который не хочет ничего менять и старается до состояния «из кожи вон» быть счастливым в предложенных обстоятельствах.
Финальная сцена хороша. Задаешься вопросом: «Что? Опять?» и вспоминаешь строчки Андрея Макаревича: «А на утро все те же за тем же столом, заказав, кто какао, кто пиво…» И еще. Захотелось прочитать книгу.