Марийский 'Декамерон' или один раз не Тинто Брасс: )
«Небесные жены луговых мари» — вторая совместная работа режиссера Алексея Федорченко и писателя-сценариста Дениса Осокина. Первым и вполне удачным плодом творчества тандема Федорченко-Осокин стали «Овсянки» — фильм, обласканный критиками и жюри кинофестивалей. Новый фильм продолжает линию «Овсянок» по количеству обнаженной натуры в кадре, но не более того.
Все же «Небесные жены» — это сборник из двадцати трех мини-новелл. Новелл, облаченных в фольклорные одежды (в данном случае легенды и предания коренных жителей республики Мари Эл) и приправленных первобытной, абсолютно натуральной эротикой. Cловно своеобразная экранизация мифов и обрядов с соответствующими яркими визуальными образами.
Хотя новеллы между собой практически не связаны сюжетно, их объединяет марийский язык, на котором говорят в фильме. Для тех несчастных, кто им не владеет, идут русские субтитры. Каждая зарисовка названа марийским женским именем, потому что ключевые персонажи картины – женщины. Худые и не очень, молодые и среднего возраста, блудливые и скромницы.
Ленту можно смело назвать практическим руководством по привораживанию мужчин. Хотя отдельные новеллы смотрятся весьма шокирующе в своем натурализме. Пересказывать их нет смысла, чтобы не было спойлеров, но посмотреть стоит. Федорченко вполне передал дух марийского фольклора, не особо прибегая к спецэффектам или вычурным костюмам.
Здесь современность переплетается с древностью, а поверья и сказания оживают и играют новыми красками. В картине много эротики и демонстрации обнаженного тела, но такое обилие вовсе не вызывает отторжения. Отличный баланс между естественностью и провокацией. Если Алексей Федорченко и дальше поведет изыски в этом направлении, то вполне станет русским Тинто Брассом. Режиссер вполне способен заполнить пустующую нишу российской эротики.
По сути этот киносегмент в нашей стране практически отсутствует. Попадаются отдельные фильмы с откровенными сценами, но не более того. Будем считать, что этот фильм — одна из первых ласточек нового времени. Возможно, эта кинолента, а также скандальный фильм «Интимные места» станут авангардом российской качественной эротики. Кстати, ленты объединяет игра одной и той же актрисы Юлии Ауг.
В «Небесных женах луговых мари» «засветилось» новое поколение российских актрис: помимо Ауг, это Дарья Екамасова, Яна Троянова, Яна Есипович, Ольга Дектярева и другие, прозябавшие в различных сериалах да второсортных поделках. Все они прекрасны в новом фильме Федорченко, во многом благодаря отличной операторской работе Шандора Бекеши.
Резюмируя, можно смело сказать, что фильм на любителя, но своего зрителя найдет обязательно. Если вы не лицемер и не ханжа, а человек любознательный и интересуетесь чужой культурой и мифологией, то нужно однозначно сходить.
Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Одочу
Новый фильм Алексея Федорченко опять собрал богатый урожай призов, причем не только от критиков, но и от зрителей. Но фестивальная публика нечета обыкновенной. На обычном сеансе десять человек молча созерцали как Федорченко со своим соавтором Денисом Осокиным переиначили на свой лад марийские побасенки о плотских, и не только плотских, утехах. И я тоже не проронил ни слова, только «кряхтел да репу чесал», - надо полагать, примерно так бы описал мое состояние в своих «Заветных сказках» Афанасьев…
Примерившись к эротической теме в предыдущей работе – «Овсянки», где двое мужиков, как вы, наверно, прекрасно помните, везли хоронить Татьяну, жену одного из них, у которой «Все три дырочки были рабочими. И распечатал их именно я…». Ну, не я, конечно, а муж Татьяны по фильму... Впрочем я отвлекся… Так вот, примерившись, стало быть, к этой важной теме, Федорченко с Осокиным принялись на этот раз в массовом порядке распечатывать одну за другой дырочки женских прелестей. Ну, не буквально, конечно, вы ж понимаете, а всё больше чисто метафорически, я бы даже рискнул сказать – аллегорически и символически.
Двадцать две новеллы (или 23: некоторые были такими короткими – около минуты, что и заметить не успеешь) озаглавлены именами героинь, каждое из которых непременно начиналось на букву О (Осылай, Ошвика, Одоча…). Эти лубочные зарисовки из жизни марийского народа, полагаю, имеют мало общего с тем, как и чем этот народ живёт сегодня на самом деле. Авторы почти явно мистифицируют зрителя, выдавая желаемое за действительное, как и в дебютной работе Федорченко «Первые на Луне». Снимая вроде бы современный марийский быт, режиссёр ритуализирует его до такой степени, что начинает казаться, будто мари следуют исключительно языческим законам и живут обособленной и отделенной от остального мира диаспорой. Критики уже окрестили это кино «эротическим ожерельем», сам же постановщик предпочитает называть своё творение не иначе как «марийским декамероном». Тоже вариант.
Но лично у меня это кино больше ассоциировалось не с творением Боккаччо или Пазолини, а с эротическими перформансами Марины Абрамович, которую, ни за что, ни про что, окарикатурили недавно в «Великой красоте». Так вот, у Марины есть потрясающий короткий сборник новелл под названием «Балканский эротический эпос» (вошедший в расхаянную в пух и прах подборку арт-порно Destricted) - о традиционных сексуальных обрядах, которые якобы до сих пор исполняются у неё на родине. Абрамович тоже склонна к мистификации, и формат, которым она пользуется, к этому располагает в полной мере. Федорченко в этом смысле не далеко ушёл от Марины (а одна из сцен, где девушка поднимает юбку и открывает своё лоно ветру, даже буквально повторяет сербскую практику) и то, что он предлагает в своих «НЖЛМ» - это тоже, скорее, перформансы, нежели кино в привычном понимании.
«НЖЛМ», снятые вроде как на марийском языке (в чём я, честно сказать, не уверен), на котором тут говорят в том числе известные российские актрисы – Троянова, Екамасова, Ауг, собрали в целом по стране пять тысяч зрителей. И тот факт, что данный проект, априори обреченный на коммерческий провал, отчасти спонсировал Минкульт, выдавший из бюджета миллион долларов, косвенным образом свидетельствует, что он в своей финансовой политике, несмотря на критику, становится всё более гибким и либеральным. И по-хорошему этот сборник языческих ритуалов о сексе и смерти надо смотреть не в кинозалах, а в краеведческих музеях республики Мари Эл. Глядишь, народ и туда потянется…
15 минут назад вышел из пустого зала... Те, кто забрел в кино вместе со мной, а именно две случившиеся парочки, сбежали еще на середине повествования. И славно. Обожаю просмотр столь завораживающих кинокартин в одиночестве,- так я смотрел 'Жить' Сигарева, так меня покорили 'Разметка' Юлии Колесник и 'Жертвоприношение' Тарковского. 'Небесные жены...' также как и упомянутые картины, пронизаны безумным контрастом любви мистической, практически стёртой современной интеграцией бездушного города и самобытной, суеверной глубинки. Фольклорная подоплека магической культуры Марийского народа раскрывает немыслимые границы окаменелого сознания, архетипического внутреннего Я. И пусть я не принадлежу упомянутой части населения России, но проникнувшись идеей фильма, во мне просыпается чувственность собственных корней, бережливости к традициям и переосмыслении их ценностей.
Об подаче материала, а именно его эротической стороны, промолчу,- замечу лишь, что мне фильм совершенно не показался опошленным присутствием в кадре эротического контента. Он служит обрамлением, насыщает естественностью ритуализацию и аутентику культурных особенностей Марий Эл.
Картину советую традиционалистам, эстетам, а также людям, верящим в сказочные аспекты приворотов, женских чар и сущностей беспокойных ветров широкой степи, наполняющих шумом мерно текущих где-то рек да трепетанием листьев бескрайних лесов тех мест, над которыми они проносятся и где рождается их буйство.
Буду с нетерпением ждать выхода DVD, а назавтра пойду еще раз в пустой зал...наполниться и прослезится вновь))
Про такие фильмы сложно писать что либо связное. Потому как они насквозь метафоричны и завораживают прежде всего не сюжетной линией, а особой атмосферой. Здесь либо проникаешься, либо нет. Я прониклась! Очень!
Если все же постараться описать о чем было кино, то это 23 новеллы показывающие разные суеверия и ритуалы народности Мари. Каждая история названа именем женщины. Но если глубже, то это о традициях и глубокой связи людей с природой. Почитание жизненных циклов, женской силы, бытовая магия. Все это предстает для цивилизованного человека театром абсурда, лишенным привычных причинно-следственных связей. Но есть такие уголки на Земле, где полицейский, увидев подозрительного человека достает не пистолет, а оберег, где нельзя заниматься любовью рядом с березой и где оформившаяся девушка трубит в рог на высоком холме сообщая с гордостью о своей наступившей зрелости.
Для тех, кто увлекается традиционными культурами, мифологией, этнографией смотреть обязательно. Я не знаю насколько точно авторы фильма собрали верования мари, но я прямо верю!!!
Это кино не для всех, это уж точно. Во время просмотра этого альманаха и без того маленький кинозал стали постепенно покидать зрители, но все же большая часть осталась! Зал смеялся, радовался и переживал вместе с героинями.
Каждая история альманаха – это непростая жизнь рыжеволосой марийки. Все герои разговаривают на марийском языке. Эти люди проживают на территории России, а мы так мало знаем об их культуре и обычаях. Спасибо создателям этого фильма за то, что открыли удивительный, яркий, а порой очень страшный мир марийских красавиц.
Этот альманах стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы узнать, кто такие марийцы. Но уверяю вас, найдутся и те, кто оценит фильм по достоинству. Ведь выходящие из кинозала зрители восторженно говорили: «Какой хороший фильм». Я слышала, я тоже так считаю.
Оценку в баллах поставить сложно, но она точно положительно окрашенная.
Для любого жителя Республики Марий Эл премьера фильма была очень даже ожидаемой. Любопытно посмотреть на себя со стороны. Какими нас увидели и видят создатели картины. Да мы такие, именно такие - ходим в непонятной одежде, приносим в жертву животных и молимся на православные иконы. Забавно, но я видела как снимают эпизод на кладбище. Приятно все-таки увидеть родной город и родные реалии на большом экране. Да простят создателей фильма, специалисты изучающие марийскую культуру и финно-угроведы, за некоторые неточности обрядов, но в фильме мифологическая состовляющая, на мой взгляд, лишь иллюстрирует женскую натуру, и просто свободно истолкована автором. Ведь это фильм о нас, о женщинах. Да, мы такие, можем быть непонятными, наивными, дурачливо-глупыми, верим в природу и высшие силы, стеснительными и коварными, распутными и одновременно целомудренными. Вот оно 'Начало мира' и последняя глава 'Улисса' - девушка стоящая на обрыве, между ног у которой несется ее любовник-ветер.
Не зря фильм вызывает неоднозначные реакции, кому-то категорически нравится, кто-то выходит с середины фильма так и не досмотрев его. По моему мнению, родился новый жанр, новое направление в киноискустве - фантасмогорический реализм либо субъективный реализм. Картинка настолько реальна, что как будто смотришь документальное кино, узнаваемы места, быт и лица, но действия персонажей и суть происходящего вызывают недоумение и шок, вот вроде бы в их поступках нет никакой логики, сплошные странности, и заговоры, но каждая новелла по сути отображает часть женской сущности и женского возраста. На просмотре испытала всю гамму чувств и эмоций от страха (эпизод с лесной женщиной Овдой) до веселья (муж, играющий на волынке), грусти и отрешенности. Да-да моментами впадаешь в какой то транс от музыки и видеоряда. На очень лиричном моменте, казалось бы, что в нем такого - мужчина читает что-то вроде стиха, даже на стих не похоже, просто односложные предложения, но почему то трогает и трогает до слез, как и тех женщин, что слушают его в библиотеке.
По моему мнению, автор с задачей справился, если он хотел показать зрителю, кто же такие женщины, взяв за пример небольшой народ - мари. Хотелось бы увидеть еще и экранизации марийских писателей (Чавайн, Крупняков), совершенно пустующая ниша Российского кино, ведь столько национальностей есть на просторах нашей страны.
Решил посмотреть это фильм после того, как заинтересовался творчеством Осокина после просмотра Овсянок. Сама идея двух десятков историй о женщинах меняя заинтриговала.
Фильм меня не разочаровал. Я просто не мог отлипнуть от экрана на протяжении всего фильма. Особенно впечатлили истории 'Оропти' - о не поделившей своего мужа женщине, 'Осика' - об ищущей синего лося на болоте, 'Ормарче'-же, как я понял и вовсе кульминация, венец, гвоздь всего фильма. Если до 'Ормарче' зритель знакомится с загадочным, красивым, немного (а может и не немного, некоторым покажется, что слишком) похотливым, чарующим миром луговых марийцев, то на протяжении истории об Ормарче происходит самое что ни на есть обнажение сексуальной составляющей марийской культуры - эволюционировавшего в красочные обычаи инстинкта продолжения рода.
Я прекрасно понимаю, что этот фильм не является документальным, и в нем, естественно, оставлено место для художественного вымысла, и в этом нет ничего плохого - напротив - любые обычаи способны отпугнуть любого своей неприкрытостью, сермяжной простотой. Поэтому художественный вымысел в этом фильме настолько органично переплетаются с первоосновой - обычаями, ритуалами, верованиями, природой, что невозможно оторваться от экрана. Поразительно также то, что девушки в национальных костюмах не выглядят ряжеными, что древние ритуалы, праздники, проблемы и способы их решения органично существуют на фоне необычайно красивой природы, электрических столбов, автомобилей, сельских магазинов.
Отдельно стоит отметить работы оператора. Оператор - гений. Природа, лица, дома сняты невероятно, но в то же время натурально. Вроде и цветов ярких немного, а очень цепляет. Музыкальное оформление также заслуживает внимания. Начиная с марийской попсы, заканчивая дивными звуками неведомых мне инструментов, от которых мурашки по коже.
Фильм я посмотрел на одном дыхании. Понравился мне он потому, что побудил во мне какие то давнишние ощущения: запахи, звуки, детские воспоминания о поездках в лес. Плюс я интересовался финно-угорскими народами России, хоть и на уровне любопытства. Именно этого я, оказывается, и хотел - воскрешения воспоминаний о той лесной магии, ощущения какой-то эндемичности и сказочности происходящего.
Фильм этот не для массового зрителя, требует определенной подготовки и понимания, что это фильм художественный, а не документальный. Натурам ранимым и рафинированным, не приемлющим даже упоминания о срамных делах и, боже упаси, органах фильм смотреть не следует. Рекомендую тем, кто любил в детстве читать сказки и ощущал их всем телом.
Надеюсь, что я буду понят правильно, приятного просмотра. Испытайте тот же восторг, что и я.
Среди них девочки, девушки, старушки, даже богини, во всём многообразии жизни.
Типичный русский артхаус. Режиссёр узнаваем. Фильм на определённую аудиторию, как говорится,'не для всех'.
В какие-то моменты мне было смотреть тяжеловато. Для меня происходящее на экране временами было черезчур натуралистично, степень 'без прикрас' достигла 'слишком'. Я, как тонкий эстет в глубине души, всё-таки предпочитаю изящность движений и отретушированные спортивные тела, пропагандируемые Голливудом.
Если не брать это в расчёт - работа крайне интересная. Неплохой шанс для жителя мегаполиса глянуть на жизнь с другой стороны и узнать больше о своей стране и её народе, их обычаях и верованиях.
Картина изображает марийцев и их небесных жён как неразрывно глубоко связанную с природой народность. Мистицизм и религиозность, обряды и молитвы, обычаи и простота - всё это ярко представлено в фильме.
Несомненно, эротизм в картине присутствует, но о неком 'жёстком порно', о котором упорно твердили некоторые 'кинокритики',речи и быть не может. Обнажённые тела имеют, скорей, отражение природности, а не сексуальности. То есть, если вдруг мой несовершеннолетний ребёнок захочет посмотреть этот фильм - я возражать не стану.
Фильм смотреть стоит. Впечатления от него остаются довольно тёплые и приятные, хотя далеко не все истории в нём светлые и добрые. Фильм не на каждый день, но для общего развития - рекомендую. Чтобы убедиться, что русское кино не окончательно погибло под эгидой навязчивой деградации.
Из собственного опыта - марийцев в большинстве областей не знают как отдельный народ, а если встречаются лицом к лицу, всегда принимают за русских, что и не удивительно, классическая марийка - девушка с большой грудью, светловолосая, голубоглазая вдобавок и статная - русская как есть.
Ну само собой Марийскую республику нет нет, да вспомнит кто либо, как место, где много тюрем. Такой уж сложился стереотип - тюрьмы да комары.
Ещё туристы из соседних областей прекрасно ведают, что нет ничего уютнее марийских сосновых боров, липовых рощ с одуряющим запахом медовым.
Но марийцы есть. Странноватый, дивный лесной народ. Причём лесной до мозга, это наши российские друиды между прочим. Для них ещё в 19 веке, срубить дерево - либо трагедия, либо крайне нужна жертва, за которую они просили у богов леса, ветра и озёр. Все же окрестные народы, чуваши, мордвины, татары, удмурты - говорят, что марийцы знаются с духами. И говорят люди об этом всерьёз.
Даже самая сильная татарская ведьма, пасует перед ведьмой марийской. Так говорят. И верят. Верят что самая сильная магия дана марийкам в плане дел любовных - если уж сделает ведьма приворот, всё, кого захотела, привяжет к себе или к кому либо накрепко. Не сорвать эти чары.
Поэтому и в новеллах, коих 23 представлено - основная линия это любовь, страсть, привороты. И просто чистая нежность.
И всё по разному сделано. Есть игривые, есть с уклоном на мистицизм, а есть простые-бытовые, где даже секс то показан нарочито примитивно, что бы вызвать смех.
А есть пронзительный, жгучий момент, когда девочку положат в гроб, а на ручках будут варежечки, с таким родным нам, красным, русским орнаментом. И проводят девочку в вечный путь и попросят духов за неё, что бы покой её хранили. И поймёт смотревший, что любовь и смерть увы рядом ходят. Вот сейчас игрались люди, улыбались и тут же - может трагедия случится. Жизнь.
И станет ясно, насколько мы близки всё таки, как переплетены наши народы, история, обычаи. Православие, слившееся с искренним народным верованием в других, не менее справедливых существ. Они не конфликтуют с главным богом, не мешают ему и друг другу, они ему помогают.
И снова режиссёр, будто пожалев, а может и на самом деле пожалев нас, даёт интересные сюжеты, но уже легче, когда дышать можно спокойно. На открывается странноватый мир женственности, почти первозданной. Но не дикой, нет. Именно первозданной - друидической, когда вера в иномирье не кажется смешной, а одновременно задорно и лирично вплетена в жизнь людей.
Совершенно точно создан для подавляющего меньшинства российского зрителя. Одну из целей, авторы фильма определенно достигли, потому что после просмотра появляется непреодолимое желание побольше разузнать о марийцах, их культуре и обычаях. Очень хорошо, что фильм на марийском, ведь когда еще услышишь его! Отдельное спасибо сценаристу, многие сценки очень увлекательны. В фильме намеренно создана атмосфера гиперсуеверия, даже абсолютной необразованности героев, дремучести общества, что поначалу раздражает, думается, что авторы так пренебрежительно к народу, живущему всего-то в 650 км от Москвы! Но, постепенно и сам погружаешься во всё происходящее. На мой взгляд, это хорошо передаёт связь традиционной культуры с современным укладом жизни. Вообще, неплохо, что появился такой фильм. И подборка актеров понравилась.