Собрались как-то Фрэнк Оз, тот самый, который Магистру Йоде голос свой подарил, и Джим Хэнсон, тот самый, который подарил миллионам детей много радостных минут. И стали они потрясать мир невероятной популярностью удивительных Маппетов и их приключений. Только сказка совсем не о том. Долго ли, коротко ли, но в 1982м году два этих матерых профессионала по части историй про движущихся на экране кукол решили снять фильм, в котором все и вся обладает внешностью куда более причудливой, чем неродившиеся дети Лягушонка Кермита и Мисс Пигги. И поселяются эти странные, а иногда и страшные создания в чудесном и небывалом мире, возникшем вокруг Темного Кристалла, будто вокруг вечного энергетического ядра, начала всех начал и метафизик.
И мир тот раскололся… Тысячу лет назад. Как раскололся и Кристалл. Незамутненным свидетельством этого знаменательного события может похвастаться разве что одноглазая колдунья Огра, славящаяся в тех краях обличьем довольно мерзким, характером заметно взбалмошным и индифферентностью в своих политических взглядах. Остальные могущественные расы – скексисы и мистики – заняты каждая своим: первые пытаются помешать сбыться предсказанному, вторые - помочь. За сим дистанционным противоборством сильнейшие медленно, но верно приближаются к своему закономерному уходу из мира живых (как и у большинства высокоинтеллектуальных созданий с размножением у них туго). И пока злодеи-охальники скексисы утопают в алчности и чревоугодии, дворцовых интригах и борьбе с морщинами, добродетельные колдуны мистики, удобно разместившись за тридевять земель от тех мест, где царят жестокость и горе, проводят долгие годы за практикой древних магических обрядов, совершено бесполезных, как заметил в начале картины рассказчик.
Так и пришла пора открыться очевидной истине, что только расположенный на более низкой ступени пищевой цепи и потому куда в меньшей степени обремененный свободой воли Джен может вернуть равновесие в этот раздвоенный мир. Последний из рода истребленных, словно панды, гелфлингов, он ведет себя для избранного до непривычности мудро - просто делает, что ему говорят, «один, так один», «вместе, так вместе», и даже не важно, в каком.
И вот, снарядившись впопыхах в долгий и опасный путь юный наш герой, сам того не ведая, открывает перед зрителем удивительную планету, полную замысловатых существ и веществ. Под вдохновенные мотивы сочинительства Трэвора Джонса оживают холмы и пригорки, оказываясь хищными то ли растениями, то ли животными. Мохнатый комок внезапно выскакивает из неприметной норы, с громким лаем обнажая обе свои верхние челюсти. Динозавроподобные волосатые мистики, беря пример с тибетских монахов, чертят на земле недолговечные орнаменты из песка, отрешаясь таким образом от мирского. Власть имущие же полуящеры-полустервятники скексисы трясутся над своими пышными нарядами, потерять которые – позор и самое большое несчастье. А подозрительно похожий на смурфов простой люд веселится и закатывает пирушки на зависть всем. (Правда, только до того момента, пока не раздастся у порога очередной щелчок вездесущего бича.)
По кусочкам уловив черты жизни реальной легенда вплетает их в свою волшебную вселенную, не касаясь при этом острых ядовитых углов социальной сатиры и стремясь скорее к позиции актуальной притчи. А если остов сюжета может показаться привычным, где-то даже слишком схожим с теми же похождениями маленького хоббита, то это только отчасти. В основном от той части, где благородство, доброта и отвага преодолевают любые трудности и вознаграждаются по заслугам. В части же такой обыденной дихотомии сценаристы проявляют куда больше мудрости, чем зритель привык ожидать.
Почти в каждой сказке есть намек, но от редкого из них уже не молодцы не смогут отмахнуться универсальным веером со словами «банально» и «просто» на полотне. А ведь никто и не думал его здесь встретить, в этом сонме искрящихся развлечений. Но все же, это очевидно он: Адам, рука об руку с той, что достойна крыльев. Стоят, укрыты безмятежной сенью листвы, и еще не знают, что принесет с собой уже поспевший урожай. Ведь зло и добро не приходят из ниоткуда. Борьба не заканчивается с победой. Противоположное есть единое. Поиск истины невозможен без смирения. А подвиги всегда требуют подмоги. И лишь добравшийся до первопричины достоин нести бремя власти. (Даже если он мал, прямоходящ и мордой лица слегка схож с обезьянкой.)
Но и за вычетом лишь местами надуманного преснословия все равно остается детальная заботливая проработка тех богатых флоры и фауны, что подарили нам создатели фильма. Впрочем, можно еще подивиться неожиданным поворотам сюжета или нестандартности и незамутненной искренности диалогов. Ведь обильно заселенная интересностями фантасмагория, не перегружая сознания своих юных поклонников, умело чередует картины созерцания невиданного с новыми витками приключенческой истории. Так, оригинальность и увлекательность внешнего сводит на нет подразумеваемый эпический пафос. А ненавязчивая духовность внутреннего прибавляет такой уютный ореол морально-этической достоверности. В результате, при всей своей вопиюще образцовой фэнтезийности, мультфильм создает индивидуальное и самобытное пространство, где рукотворный, материальный спектакль задушевно и убедительно призывает проявить воображение и поверить в чудо, став при этом чуточку лучше, немножко умнее и капельку добрее.
Просмотр этой ленты я откладывал очень долго. Дело в том, что я с детства терпеть не могу кукольные мультфильмы, так как куклы в них всегда отвратительные и уродливые. Тем не менее, я решил-таки посмотреть 'Тёмный кристалл' и был приятно удивлён.
Справедливости ради скажу, что куклы в этом фильме как никогда отвратительные и уродливые, но именно такими они и должны быть в этой истории. А история эта - просто замечательна. Сюжет в лучших традициях фэнтэзи: куча странных названий и имён, а идея всё та же - борьба добра и зла. А кроме как кукольным этот фильм сделать было просто нельзя (я с опасением жду продолжения, надеясь, что кукольная составляющая будущего фильма будет намного превалировать неизбежную компьютерную графику). Музыка тоже не подвела. К её сочинению и исполнению подошли со всей серьёзностью. В детстве мне этот фильм не попадался, и я о нём не знал до 2011 года, но если бы он мне попался в раннем возрасте, то очень бы меня впечатлил. Этот фильм, я думаю, и снимали именно для детей, иначе он бы не получился таким удачным.
Если Вас не воротит от фэнтэзи, то смело смотрите это произведение. Однако смотреть ли 'Тёмный кристалл' Вашим детям, решайте сами. Здесь есть и кровь (в небольшом количестве, правда), и убийства.
Темный кристалл фильм Джима Хенсона и Фрэнка Оза, поистине уникальный продукт своего времени. Созданный без использования популярной в наши дни компьютерной графики, он все еще способен поразить зрителя. Своим уникальным, почти живым миром планеты Тра, населённым фантастическими существами.
Иной мир, иное время, в эру чуда. Тысячу лет назад земля была цветущей и плодородной, а потом кристалл раскололся. Была потеряна лишь одна часть осколок кристалла. Затем началась борьба, и появились две новые расы. Свирепые ксексы и добрые мистики.
Так начинается сюжет Темного кристалла на первый взгляд, повторяющий многие, свойственные жанру фэнтези штампы. Пророчество, артефакт, избранный все это знакомо, не правда ли. Однако при более детальном рассмотрении, история о борьбе добра и зла в привычном понимании, выходит неоднозначной.
Главный герой истории гелфлинг Джен воспитанный мистиками, послушно отправляется в опасное путешествие, чтобы исполнить пророчество. Тема борьбы добра и зла, лейтмотив современной поп-культуры не является доминантой фильма, Джен, и Кира у Хенсона сражаются за восстановление природной гармонии и вознаграждение угасающего мира. Гибнущего из-за нарушения естественного порядка вследствие высокомерия и глупости высших существ.
Первая полнометражная работа Джима Хенсона (создателя Маппет-шоу и Улицы Сезам) навеяна эзотерическим трудом Джейн Робертс «Материалами Сета». Хенсон увлекавшийся так называемой философией нью-эйдж, захотел создать историю некоего высшего существа, насильно разделенного на низменную плоть и возвышенный дух, в каком то смысле своеобразный инь и янь.
Работа Хенсона и Оза до сих пор завлекает зрителя отнюдь не сюжетом, главной изюминкой фильма, если так можно сказать, являются куклы. Работа знаменитого концепт-художника Брайана Фрода и художника Стюарта Фриборна, проделавших колоссальную работу по созданию живого мира планеты Тра по сей день является шедевром аниматроники. А события из подробнейшей предыстории Темного кристалла легли в основу трех книг и двух комиксов-приквелов. В конечном счете, если бы не продюсеры поставившие определенные рамки, Темный кристалл вполне мог получить статус культового, как например Звездные войны.
В таких картинах меня всегда поражало воображение людей, способных творить невероятные миры, поражающие самое бурное воображение. Отлично выполненный авторами визуальный ряд, даже в эру компьютерной графики, выглядит фантастически. Он вполне заслужено имеет преданных фанатов и будет интересен зрителю любого возраста.
Этот замечательный мультфильм попадался мне в детстве. Но всего один раз. И я запомнила лишь темный таинственный замок, красивые пейзажи и причудливых созданий. Посмотрев во взрослом возрасте, у меня возникли чуть-чуть двоякие чувства. Я тогда не знала, что мультфильм кукольный (а я не люблю кукольные мультфильмы), но с другой стороны -- существа получились причудливыми и очень даже реалистичными. Мультик в своей составляющей достаточно оригинален, увлекателен, красиво изображен. Не знаю, но мой любимейший фон в этом фильме -- огромный мрачный замок, стоящий посреди огромной безжизненной пустоши. В нем все равно присутствует какая-то тайна и недосказанность, даже в этом самом Темном Кристалле, вокруг которого вертятся все эти интрижки, все равно нельзя точно сказать -- а что это. Огромной детальной проработки вполне достаточно, чтобы увлечься мультфильмом. С самых первых кадров он завораживает. Чего стоит потрясающий саундтрек.
Кстати о существах, населяющих этот волшебный мир. Их тут предостаточно. Но запомнила я всего одну. Не знаю почему, но те странные существа, похожие на нечто среднее между грифом и ящером, Скексисы (если не ошибаюсь), почему то понравились мне больше всех. Конечно это главные антагонисты, причем их семеро = обозначение семи смертных грехов (что намекает в их привычной среде обитания и нетерпимости друг другу; про их обычаи вообще молчу -- потеря титула и наряда = позор и потеря кожи), конечно высокоинтеллектуальные, но почему то не борются за свое существование, хотя вроде видят же -- правитель мертв, их род умирает, а миром править хочется. Но что-то подсказывает мне (мой высокоразвитый мозг), что действуют эти мутировавшие птенцы вот так -- мы родились такими, потому это наше предназначение. Но вообще именно эти странные и жесткие зверьки получились наиболее пластичными и органичными, причем именно у них на мой взгляд наиболее яркий характер и за ними интереснее наблюдать. Но эти скексисы лишь одна половина чего-то большего.
Вторая половина является полной их противоположностью, которая вроде и хочет вернуться и объединиться с первой половиной, но действует пассивно. Имя им -- мистики. Да, они не настолько яркие, но тоже располагают к себе. Главные герои являются детьми, потому я не буду особо о них рассказывать, так как лучше понаблюдать за ними самим.
Спецэффекты для 80-х очень хороши. Мультфильм с легкостью можно назвать отличным приключением. Я люблю фэнтези, я люблю разных волшебных существ.
Единственным минусом является то, что мы практически не знаем ничего о расах, населяющих планету, даже о расах главных персонажей, т.е. тут не так много времени уделено исследованию. Те же Урсексы (существа, созданные от союза Скексисов и Мистиков) не так сильно раскрыты.
Но все таки я люблю этот мультфильм, и я думаю, что такая тайна делалась для того, чтобы додумать самому и пофантазировать.
Давным-давно, на далекой планете Тра раскололся волшебный кристалл и на свет появились две народа: жестокие скексисы и любознательные мистики. Очень скоро скексисы, как и положено злодеям, завладели обломком кристалла, и с его помощью истребили и поработили большинство сказочных рас. Близится день, когда на небе сойдутся три солнца, и тогда скексисы будут править вечно. Однако, как и положено в сказке, придет время и явится герой, которому суждено будет отправиться в странствие и спасти умирающий мир.
Кто бы мог подумать, что в историю массовой культуры 1980-е годы войдут не только как время безудержных удовольствий, жизнерадостного китча, бума VHS, игровых приставок, расцвета синти-попа, но и как золотой век жанра фэнтези. Именно тогда, в эпоху двубортных пиджаков, накладных плеч и рубашек оверсайз были сняты такие канонические картины как «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель», «Леди-ястреб» и «Рыжая Соня», «Бесконечная история» и «Легенда», «Крулл» и «Уиллоу», «Полет драконов» и «Последний единорог», а также «Лабиринт» и «Тёмный кристалл».
Последние два фильма принадлежат великому кукольнику, актеру, режиссеру и сценаристу Джиму Хенсону. Тому самому, что подарил миру «Маппет-шоу», «Скалу Фрэгглов» и «Улицу Сезам». И если «Лабиринт» российскому зрителю в принципе знаком (во многом благодаря Дэвиду Боуи, сыгравшему в нем одну из центральных ролей), то «Темный кристалл» почти неизвестен. Видеопираты им не интересовались, по телевидению не показывали, официального дубляжа так и не случилось.
Однако сегодня именно этот фильм по праву считается одним из самых оригинальных и стильных высказываний на заданную тему. Вместе со своим давним соратником Фрэнком Озом и талантливым художником Брайаном Фраудом Джим Хенсон, словно демиург, сотворил удивительную вселенную с поражающими воображение пейзажами, растениями и ни на что не похожими существами. Да, в этом волшебном мире было трудно чувствовать себя как дома, слишком иной, причудливой, а порой и мрачной была его реальность. Но кто сказал, что это плохо?
Вдобавок ко всему, в отличие от классической кукольной анимации, создающейся при помощи покадровой съёмки, персонажи Хенсона приводились в движение при помощи сложнейшей аниматроники. Куклы двигались прямо в кадре, моргали, хмурились, жестикулировали, взаимодействовали с живыми актёрами, как это было в «Лабиринте». Порой на одного героя требовалось до пяти кукловодов. Но игра стоила свеч. И куклы оживали, и начинали играть, как и тысячу лет назад, когда на средневековых площадях толпа зачарованно следила за балаганной мистерией. Сердца замирали, глаза горели, рты раскрывались. А если кто-то и замечал руку кукловода или нить, уходящую куда-то вверх, то это уже не имело никакого значения.
Повествовательный аспект этой замечательной картины отличает благородная простота. Попробую раскрыть это утверждение через понятное сравнение. И да не шокируют никого мои слова, но оригинальный «Тёмный кристалл» похож на оригинальную трилогию «Звёздных войн». Ведь чем была эта трилогия: простой незамысловатой историей — на фоне необычных декораций - о противостоянии добра и зла, о пути героя, которым становится неприметный паренёк, о любви и дружбе, в конце концов, о хрупкости границы между светлым и тёмным. И в «Тёмном кристалле» эти темы в той или иной мере представлены. Это ли не благородный корень всего жанра фэнтези («Властелин колец» не даст соврать): быть сказочной историей на вечные темы (желательно в окружении, которое волновало бы зрителя или читателя, пробуждая в его душе желание чего-то иного)? При этом в «Тёмном кристалле» присутствует элемент эпоса: всё бытовое и поверхностное фактически убрано в сторону, чтобы в фокусе всегда было ощущение значительности момента, когда решаются судьбы мира, и характеры персонажей; вот эти два пласта дополняют друг друга, создавая атмосферу.
Но благородная простота проявляется тут не только в сюжете, но и в приёмах: мрачная барочная роскошь (и тяжесть) скексисов и нарочитая простота, лёгкость и близость к природе гелфлингов; или вот нам демонстрируют трапезу скексисов, - и просто через то, как они едят, зритель понимает, что они такое по своей сути; а вот наша пара гелфлингов плывёт на лодке по реке: она напевает, он начинает подыгрывать ей на свирели, - и ты без всяких дополнительных диалогов понимаешь их симпатию, их взаимное душевное сближение.
Но не сюжетом единым. Визуальная часть. О, она прекрасна: куклы внушительны и способны удивлять, а главное — я давно не припомню такой картины, каждая сцена которой — просто своей визуальной стороной - столь щедро бы дарила ощущение сказочности в самом лучшем смысле слова. Этому в большой степени помогает оригинальный интересный мир: пещера, замок, природа, расы… это всё отдохновение в царстве фантазии, я бы сказал.
Интересно, что сериал от Нетфликс отяготил мир «Кристалла» лором (и, если вернуться к сравнению из начала отзыва, то подобное произошло и со «Звёздными войнами»), но в оригинальном фильме именно сочетание «эпической простоты», которая не отягощена историей мира сверх необходимых сведений, «сказочного» визуала и уникального мира создаёт то особенное ощущение, которое западает в душу и трогает сердце. Как-то так.