[B]«Как красть у того, кто все и так отдает?» Ф.Саган[/B]
Любовь матери всегда самая сильная и самая настоящая. Она не просит ничего взамен, не ждет благодарности. Она просто существует. Каждая мама превозносит своего ребенка выше всех и вся, готовая сделать ради него что угодно. Лишь бы чадо росло в благополучии и счастье.
↓
Простая и добрая Сельма, прибывшая в США из Чехословакии вместе сыном, использует все мыслимые и немыслимые способы, зарабатывая деньги на его дальнейшее лечение. Ведь дело в том, что сама Сельма больна, в связи с чем постепенно теряет зрение. Подобная участь будет и у её сына… Героиня готова на всё: она берет одну работу на дом, а на другой – работа у станков на заводе - устраивается и в ночную смену.
Но постоянное желание мечтать о музыке, танцах, мешают ей сосредоточиться на занятии у станков. Так в один прекрасный (а ведь на самом деле – прекрасный) момент по вине Сельмы, в очередной раз танцующей и распевающей в мечтах, станок ломается, за чем следует её скорейшее увольнение. Но денег на операцию сына она поднакопила. Конечно, не всю сумму…
Дружба. Тот ли друг настоящий, кому мы доверяем своё самое сокровенное и тайное? Уверены ли мы в тех, кто хранит наши секреты? Лучший друг не нуждается в объяснениях. Он всё понимает без слов. Он всегда рядом, когда нам необходимо его присутствие, умеющий ждать и сопереживать.
↓
Такая милая и теплая Кэтти, или Квальда, как её называла Сельма…
Эта женщина - французская иммигрантка – лучший друг Сельмы, который всегда готов помочь и быть рядом. Кэтти помогает Сельме в работе, догадываясь о её болезни. Она всё понимает. Она – единственный человек, всем сердцем и душой любящий, умеющий заботиться и оберегать. Именно милая Квальда будет до самого конца рядом.
Есть место в картине и для любви мужчины к женщине. И женщиной этой будет Сельма Йезкова, и мужчиной этим будет Джефф. Добрый и нерешительный Джефф, которому мешают излишняя скромность и отсутствие настойчивости. Но Джефф умеет ждать. Это и ценит Сельма.
Есть в этом драматическом мюзикле Ларса Фон Триера зыбучая необратимость: когда ты смотришь фильм и понимаешь: «По-другому не будет. События не смогут измениться в лучшую сторону». Но в тоже время Фон Триер предоставляет прекрасную возможность окунуться вместе с главной героиней в её мечты, которые помогают успокаиваться и принимать события такими, какие они есть.
Когда мы видим предательство Билла и беспомощность Сельмы, все эти события просто не укладываются в голове. Как же низок человек в своем предательстве, которое рушит жизни и ломает людей. Так вот именно здесь предоставляется та возможность, о которой говорилось раннее – мечты Сельмы. Благодаря им мы попадаем в её мир, мир добра.
«Танцующая в темноте» - фильм о жизни человека, попавшего в беду. Жизненно описанные события и герои останутся в сердце каждого, смотревшего этот фильм.
Прекрасная история дружбы, проникновенная история любви матери к сыну и жестокая реальность в истории человеческого порока.
Это, несомненно, один из самых жутких и самых прекрасных фильмов в моей жизни. Увиденный впервые в «среднем школьном возрасте», он произвел невероятное впечатление скорее атмосферой и голосом Бьорк, нежели тематикой и смыслом. Лишь несколько лет спустя, пересмотрев его в очередной раз, мне удалось разглядеть всю его глубину и мощь.
Сцена, в которой героиня Бьорк шагает по рельсам отпечаталась в моем сознании, наверное, уже навсегда. Такая маленькая и сильная, я ею восхищаюсь. А чего только стоят «звуки музыки» на заводе и на той же железной дороге…Но самое потрясающее – это 107 шагов и, без сомнения, финальная сцена.
Сюжет бьет по сердцу так сильно, что оно хочет просто взорваться от возмущения, сочувствия а потом и от боли. Тупой, противной боли, которая так и норовит вырваться наружу через слезы.
Актерская игра великолепна. Бьорк после этого кино стала одной из моих любимых певиц (до этого я не слышала ее музыку). Катрин Денев с ее благородными чертами лица на заводе в ночную смену смотрелась удивительно органично. Ларс фон Триер, как всегда, едко, но метко изобразил самые отвратительные пороки общества. Но, все равно этот фильм несколько отличается от других его творений: он музыкальный, и в нем непостижимым образом сочетаются лиричность и страшная реальность.
Почему никто даже не попытался встать на защиту героини? Почему ее судьба волновала всего лишь нескольких человек? А потому что всем людям по большому счету наплевать на других (кроме самых близких, разумеется, да и то не всегда). Общество цинично, бюрократично и ужасающе бесчувственно. Но у него еще есть шанс остаться хоть сколько-нибудь гуманным. Пока есть, музыка, любовь и красота, которую можно видеть даже в темноте.
Песня оборвалась. Экран погас. Один из самых необычных голосов современности звучит в голове, перекрывая сотни вопросов, подавляя комок, подступающий к горлу. Вокруг наступила звенящая гнетущая тишина. А внутри тебя, внутри – воцарилась какофония звуков, эмоций. Ты закрываешь глаза, погружаясь во тьму. Ты знаешь, что не сможешь в ней танцевать. И вдруг кто-то нарушает всё это и задаёт вопрос: «Зачем надо снимать подобные фильмы?». Занавес.
О чём
История женщины, постепенно теряющей зрение. Она знает, что такая же судьбы ожидает её сына и делает всё возможное и невозможное, чтобы собрать деньги на операцию для мальчика. Она работает дни и ночи, трудится на заводе, берёт работу на дом. Она уже почти не видит. А ещё она танцует. Танцует так, как чувствует, танцует даже на работе. Танцует в душе. У неё есть подруга, желающая помочь. У неё есть псевдо-друг, желающий её денег. Пока у неё есть вот такая вот жизнь. Но скоро у неё не будет и этого. Останется только её способность танцевать. Хотя бы в душе.
Идея
Жертва. «Все мы жертвы» («Ворон»). Кто-то из нас становится жертвой обстоятельств, другой наоборот готов пожертвовать всем, ради тех, кого любит. А третий – готов жертвовать другими. Ради себя.
Этот фильм о самопожертвовании во имя любимых. Самая жертвенная любовь – это любовь матери к своему ребёнку. Каждая мать хочет для своего дитя лучшей жизни. Можно долго спорить, правильное ли решение приняла героиня, но для себя я уже ответила на этот вопрос.
Это кино о человеческом эгоизме и слабости. На что ты готов, чтобы сделать счастливым хотя бы на какое-то время того, кого любишь? Обокрасть почти слепую женщину? Совершить предательство сразу же после того, как тебе открыли душу?
И наконец, это кино о несправедливости этого мира, об абсурдности ситуаций, законов, положений. Или просто – кино о жизни.
Музыка
Никогда ещё шум станков, гудение паровоза не были столь мелодичны и не пробуждали желания закрыть глаза и закружиться в безумном танце. Музыка – потрясающая, голос Бьорк как нельзя лучше подходит к изображаемым действиям, к этой истории. Это нечто потустороннее, завораживающее, поражающее своим драматизмом.
Режиссёр
Ларс Фон Триер. Иногда мне кажется, что я его ненавижу. Или что он ненавидит женщин. Во всяком случае, он снова и снова мучает их в своих фильмах. В этом отношении Николь Кидман в «Доггвиле» ещё повезло. То, через что он заставил пройти Бьорк, а вместе с ней и зрителей – это страшно, больно. Спасибо ему.
Актрисы
Странная Бьорк играет странную наполовину слепую мать-одиночку, танцующую между станков. Что может быть страннее? Причём играет так, что кажется, будто это и не игра вовсе. Это жизнь. А как известно, жизнь – это странная штука.
Катрин Денёв, исполняющая роль её подруги всё так же хороша собой. Немного странно видеть её на заводе, с её аристократической внешностью. Она придаёт фильму свой особый шарм и чисто европейское очарование.
Итог
В моей личной коллекции эта кинокартина носит почётное звание «Самого тяжёлого фильма» и «Самого необычного мьюзикла» (прости меня Суини Тодд). Каким этот фильм станет для вас – судить не берусь. Советовать – тоже. Слишком резко оборвалась песня. Слишком быстро закончился танец. Занавес был поднят – но от этого не стало легче. Она до сих пор танцует там, в темноте…
Пошли на премьеру с девчонками, будучи тогда еще студентками. О чем - не знали. Сначала - непривычные к мюзиклам - мы все порывались уйти. Не ушли, заинтересовались. Правда, очень болели глаза от прыгающей съемки (что-то подобное было во время просмотра недавнего 'Монстро'). Потом - волнения, переживания... И - апофеозом - просто Шок. Вот такой, сбивающий с ног, неожиданный, леденящий. И слезы. Сперва комком в горле, потом - потоками горних рек на лице. На шарфе. На шубе.
Была зима. Было темно. Четыре студентки шли в мороз через озеро к общаге и просто тупо плакали. Все. Проскользнули мимо вахты, прошли в комнату, покидали шубы и улеглись каждая на свою кровать. Не включая света. и плакали в темноте.
Подобное впечатление оставил лишь 'Страсти Христовы'. Но там - все оправдано, ожидаемо, там - свет в конце тоннеля, Иисус принял наши грехи и воскрес...
А Триер не оставляет нам надежды. Он жёсток и жесток. Он безжалостно хлещет нас по лицу и оставляет лежать в грязи. Под пронзительным дождем. Навсегда. Сил и решительности пересмотреть этот фильм так и не хватило.
Этот фильм произвел на меня самое сильное впечатление из вообще всех фильмов, что я видел!Впервые посмотрел его почти сразу после выхода-и испытал шок. Шок от всего действия фильма, от того как он снят и, безусловно, от концовки.
Этот фильм сильнее, чем 'Реквием' и 'Зеленая миля' вместе взятые (хотя оба эти фильма я обожаю).Этот фильм так ярок, что желание его пересмотреть придет не сразу. На это придется решиться. Сама идея, сценарий и их воплощение - все невообразимо, потрясающе и гениально.
Оператор погружает нас в мир этой женщины. Режисер и сценарий давят на нас реальностью. А актеры заставляют поверить в это.
Что касается Бьерк?Я не слушаю её музыку, но сыграла она великолепно. Талантливый человек-талантлив во всем.
Это кино не вписывается в ранги оценок...Вернее, конечно, это 10 из 10, но...это и не важно. После его просмотра об оценках не думаешь, тут нечто большее.
После просмотра я несколько минут просто не мог говорить. Я был далеко в мыслях. Слезы наворачивались на глазах, в душе щемило. Это просто божественный шедевр.
Никакая трагедия не может заставить переживать больше. Мир полон несправедливости, и этот фильм тому подтверждение. Но всё же есть надежда, что мир не без добрых людей. 'Танцующая в темноте '- это ещё и ода альтруизму, любви и прощении. Думаю, когда героиня стояла с петлёй на шее, и ей сообщили о том, что её сын здоров, она уже не боялась, она была счастлива, ведь её жизнь, мысли, поступки были не напрастными.
Есть фильмы, которые нельзя оценить ни словами, ни оценками, для них нет определённой шкалы. И этот фильм таков. Его просто стоит смотреть.
Только что закончил просмотр этого Фильма… Попытаюсь описать свои ощущения.
Это неповторимо… Блестяще… Несравненно… Мне сейчас сложно собрать свои мысли воедино, и сказать что-нибудь более или менее внятное, но я все же попытаюсь.
Я долго не решался посмотреть этот фильм. Возможно, из-за моего предубеждения насчет певиц в кино. Я всегда считал, что каждый человек должен заниматься СВОИМ делом, а не пытаться успеть везде. Но Бьорк стала исключением. Ее игра просто завораживает, не отпускает от экрана.
Элементы мюзикла, которыми украшен этот фильм, в первые минуты просмотра несколько раздражали. (Открою секрет: ну не поклонник я этого жанра в кинематографе, уж не судите строго.) Но потом, по мере развития сюжета, я начал с нетерпением ждать их. И уже не мог себе представить этот фильм без этих музыкальных номеров, без этих кружев, на полотне, сплетенном Ларсом Фон Триером.
Поражает и операторская работа. На протяжении всего фильма оператору удавалось выхватывать самую суть, квинтэссенцию сцен. Неожиданные ракурсы, переезды камеры с одного положения на другое, даже это проигрывание камерой создают особую атмосферу фильма.
Вот уж никогда раньше не думал, что в фильме мне понравится такая, с первого взгляда незаметная вещь, как монтаж. Но и он оказался на высоте! Как ни странно это может прозвучать, лично мне было очень интересно смотреть, чего же Ларс Фон Триер не покажет, что он захочет вырезать, убрать при монтаже за ненадобностью.
Фильм достоин всяческих похвал. (Открою ещё один секрет: это третий фильм за всю мою жизнь, во время просмотра которого, я пустил слезу… даже две.)
«Танцующая в темноте» - это история женщины, прибывшей из Чехословакии (жизнь в которой ей нравилась гораздо больше) в Америку, для того, чтобы накопить денег и сделать операцию своему сыну; история женщины, чувствующей вину за то, что родила ребёнка, хотя прекрасно знала, что ему суждено ослепнуть, как и ей; история женщины, которая погубила саму себя из-за того, что не смогла оправдаться, из-за того, что сдержала клятву, данную бесчестному, подлому человеку; история женщины, которая может танцевать на сцене лишь в своих мечтах.
«Танцующая в темноте» - это история женщины, единственное счастье которой – это мюзикл, слияние театра, музыки и танцев.
Пересказывать сюжет этого фильмы нет смысла, поскольку всю эту печальную, беспокойную атмосферу необходимо просто прочувствовать; необходимо увидеть будни и мечты Сельмы, услышать прекрасный голос; узнать о несправедливости правосудия и услышать последнюю песню и проследить последние 107 шагов в её жизни; увидеть, как опускается занавес и как равнодушно относятся к ЕЁ смерти сотни, а страдают лишь четверо.
Фильм кажется настолько реалистичным и искренним, печальным и беспокойным, что на глаза выступают слезы. Голос и игра Бьорк неподражаемы. Работа Ларса Фон Триера великолепна.
За эту прекрасную атмосфера грусти, страха и несправедливости 10 из 10.
«Танцующая в темноте» - один из самых превосходных фильмов в истории кинематографа.
…ей об этом, но она не поймет. Людям вообще нельзя доверять. Кому ты будешь нужен, когда они узнают, что ты сделал несколько шагов вниз по социальной лестнице? Для них ты – это твое положение в обществе, ты – это количество купюр в твоем кошельке, ты – это марка твоего автомобиля, ты – это престиж, который они получают, общаясь с тобой, богатым-влиятельным-обеспеченным. Этот мир состоит из чертовых ростовщиков-банкиров, власть и деньги предержащих, и всех остальных. Первых нужно бояться и ненавидеть, делая вид, что любишь, вторых – использовать. Зачем помогать кому-то, когда кто-то может помочь тебе? Зачем кого-то жалеть, когда жалеть должны тебя и только тебя? Надежды? Чушь! Надежды – это радиоактивный пепел, что убивает, согревая. От этого мира нужно взять все, что только можно, потому что ты – это центр твоей вселенной. И не нужно…
Улыбка Ларса. Не так-то просто писать что-нибудь о «Танцующей в темноте», когда понимаешь, что то, что ты пишешь – это ты, с твоими мыслями, страхами, проблемами, душой, сознанием и подсознанием. Ты под микроскопом. Ларс фон Триер создал одну из самых неоднозначных, противоречивых картин, какую мне доводилось видеть. Создал так, как только он мог создать. На протяжении фильма он будто пристально смотрит на тебя, загадочно улыбаясь и как бы спрашивая: «Что скажешь?»
Что?. . Фильм вышел удивительно мрачным. Добро слабо как никогда. Сюжет развивается, что называется, от сумрака к мраку. Действительно, вначале, когда ты еще не знаешь о героях того, что только предстоит узнать, ты думаешь, что видишь простое описание нелегкой жизни обыкновенных людей. Рутину, одним словом. Ты втягиваешься, потому что все это не сбивает с ног, все это довольно привычно и знакомо. Почему бы не понаблюдать за жизнью? Но никогда не знаешь, на что наткнешься, повернув за угол. А наткнешься на очередную проблему, которая, словно стрелки часов, отсчитывающие время до захода солнца, сделает происходящее еще мрачнее, еще безысходнее. А к финалу оказываешься просто выведенным из равновесия, и нет сил сказать ни слова.
«Танцующая в темноте» лишена всякого динамизма, действие развивается неспешно и завязано в основном на диалогах, в которых постепенно развиваются характеры. Фильм, можно сказать, разделен на две части: до, хм… события и после. Если первая представляет собой небольшую иллюстрацию на самом деле огромного мира с его героями, то вторая делает акцент прежде всего на главной героине, поглощенной страхами, сюжет здесь развивается чуть, зато удается психологически прочувствовать все происходящее.
Актеры. Актерский состав уже интригует. Кто? Кого? Как? Здесь играет мой любимый Дэвид Морс. Он прекрасно олицетворяет эгоистичный мир, в котором живет героиня Бьорк. Играет достойно, хотя, пожалуй, это не лучшая роль в активе этого актера. К сожалению, ему уделяется не очень много внимания, но вполне достаточно, чтобы передать характер героя.
В этом мире не все идет так, как ты хочешь. Но…
Могут ли люди летать, как Вы думаете? А я знаю: могут. Я мечтала. И тогда музыка была моими крыльями, а танцы – ветерком, который подхватывал и уносил в неведомые чудесные дали. Далеко-далеко… Жалеть меня? Меня? Но я ведь мечтала! Это они не слышат музыку, они не танцуют и даже не понимают, как просто открыть дверь в полеты. Они мучают себя условностями, они вечно сомневаются, колеблются. Но ведь человек – не условность, человек – не мишура, которой он так старается окружить себя. Для чего все? Для условностей? Но ведь должен быть дорог человек, а не фон. Доверять нужно человеку, а не символам. Темнота, страх… Они словно странный липкий туман обволакивают, когда нет мечты. Такая жизнь… это бег тени в царстве мрака… Открыть дверь в чудеса для него, но при этом захлопнув ее для себя? Нет, мне страшно! Я не хочу обратно, туда, в темноту!. Я… должна… В этом мире нет простых решений. Я… все сделаю… Ведь порой нужно сказать «Прощай», чтобы услышать спасительное…
Улыбка Ларса. Ты под микроскопом. А Триер будто пристально смотрит на тебя, загадочно улыбаясь и как бы спрашивая: «Что скажешь?»
Что?. . Фильм получился удивительно глубоким, ярким (но не светлым!), пронзительным. Он показывает, что даже во мраке можно найти свет. Сюжет описывает жизнь чешской иммигрантки Сэльмы, всеми силами пытающейся спасти своего сына от роковой болезни. Фильм – суть переплетение жестокой реальности и внутреннего мира главной героини, драмы и мюзикла. О таких людях как Сэльма часто говорят, что они не живут настоящей жизнью, витая в облаках. Но нет. Это не так. Она настоящая. Она никогда не нарушит обещания, она до конца будет следовать своим принципам. Она мама, она друг, она любимая. Постепенно нам показывают, как рушится стена непонимания, как страх сменяется надеждой, и там, за поворотом, гибель оборачивается спасением.
Актеры. Актерский состав уже интригует. Кто? Кого? Как? Они нашли друг друга – две яркие независимые личности – Триер и Бьорк. Думаю, если бы главную роль исполняла другая актриса, фильм получился бы совершенно иным. Или вовсе не получился. Так или иначе, Бьорк со своей задачей справилась великолепно. И даже не думаешь, что она играет – она живет.
Катрин Денев «идет» триеровский кадр, он ее украшает. Не пытаясь выйти на первый план, она, тем не менее, является, наряду с Бьорк, претендентом в споре за зрительские симпатии.
В этом мире нет простых решений.
_____
*В XVII веке некто Фрэнсис Бэкон утверждал, что объективному восприятию нами действительности препятствуют «идолы». В числе прочих он назвал идолов пещеры, которые являются индивидуальными предрассудками и заблуждениями. Мы судим обо всем со своей колокольни. Время неотступно мчится вперед, годы превращаются в столетия, но тут и там по-прежнему слышишь: «За что мне жить в таком мраке?» или «Как удивительно прекрасен этот данный мне лучик света!» Что видеть? …
'Они говорят, что это последняя песня. Знаешь, они нас просто не понимают. Эта песня может оказаться последней, только если мы того захотим'.
И опять я сталкиваюсь с темой музыки и танцев, о которой я последнее время много думаю.
На сколько человеческая душа может быть сильной и воодушевленной, что человек, женщина, может петь в тот момент, когда на ее шее петля. Смертный приговор.
На сколько сознание и вера может быть не затуманенной страхами и ненавистью, что женщина может представлять и мечтать, как она танцует и поет в мюзикле, а на самом деле сидит в камере и ждет своего часа. Она слепая, но она танцует.
Этот фильм раскрывает звуки, чувства, ритм и боль. Чистая психология, ничего лишнего. Трудно, долго, но восхитительно и ярко!