После просмотра я несколько минут просто не мог говорить. Я был далеко в мыслях. Слезы наворачивались на глазах, в душе щемило. Это просто божественный шедевр.
Никакая трагедия не может заставить переживать больше. Мир полон несправедливости, и этот фильм тому подтверждение. Но всё же есть надежда, что мир не без добрых людей. 'Танцующая в темноте '- это ещё и ода альтруизму, любви и прощении. Думаю, когда героиня стояла с петлёй на шее, и ей сообщили о том, что её сын здоров, она уже не боялась, она была счастлива, ведь её жизнь, мысли, поступки были не напрастными.
Есть фильмы, которые нельзя оценить ни словами, ни оценками, для них нет определённой шкалы. И этот фильм таков. Его просто стоит смотреть.
Все таки не могу я объективно написать рецензию на данный фильм. Меня до сих пор (а ведь со времени просмотра прошло уже два дня) переполняют эмоции и они все разные - радость, умиление, злость, негодование. То от восторга искрятся глаза, то мурашки по телу от увиденной сцены и слезы, несомненно, слезы в конце. Это фильм из разряда если понравился, то навсегда. Его не надо пытаться полюбить - вы сразу поймете ваше или нет. Но лучше, лучше всего будет если вы не прочтете ни одной рецензии, а сразу сядете смотреть. С чистым сердцем и широко раскрытыми глазами - это поможет вам проникнуть в самую суть.
Сразу скажу, что я не любитель мьюзиклов и даже фильмы с элементами мьюзикла мне смотреть тяжело. 'Танцующая в темноте' - это история о девушке, которая ослепла. Наверное, быть с рождения слепым легче, чем слепнуть со временем - в таком случае ты доподлинно знаешь чего лишаешься. Вот и главная героиня знала, но её это не пугало. Да и к чему страхи, если она и так могла танцевать и так могла чувствовать эту жизнь даже не видя её.
Сельма персонаж неоднозначный с первого взгляда наивна, как ребенок. Самоотверженна, когда дело касается любимого сына. Странная, когда фантазирует о музыке и танцах. Всегда, в каждой сцене разная, многогранная. Спасибо Бьорк за это!
'Когда очень тяжело я играю сама с собой в игру, вот, например, когда машины гудят в одном ритме я начинаю мечтать и шум словно музыка...' (с) - так сама себя характеризует Сельма и это самое точное ее определение.
Музыка и танцы пронизываю весь фильм, даже в самую последнюю минуту своей жизни героиня поёт.
Если вкратце о сюжете (только лишь для того, что б вам было понятно, что это не только фильм о песне-плясках), то главная героиня копит деньги сыну на операцию, что бы тот не ослеп так же как она. Однажды эти деньги у нее обманом отбирают (читай, воруют). Она идёт на убийство, но это весьма неоднозначно- убивает ли она из-за денег или же как это понимать, потому что сцена с убийством одна из самых сильных в картине. Далее суд и приговор. И страшное, непонятное мне, спокойствие героини. Последняя сцена, после итоговой песни, проходит в полной тишине и от этого захватывает дух (лично я не смогла сдержать слез).
'Танцующая в темноте' - фильм на любителя, как в общем-то всё что снял Ларс фон Триер. Стоит смотреть хотя бы ради того, что просмотр разбудит в вас очень много эмоции и все она будут разными.
9 из 10.
Нет ничего страшного в том, что ты не видишь. Смысл в том, что бы даже в этом случае не останавливаться. (с)
И вот закончился фильм, выжав из меня море слез, в котором чуть не утонула моя соседка по комнате. Да, действительно не банальный сюжет - настоящий реализм и неминуемый трагический финал, заставляет меня задуматься после просмотра, перематывать картинку в голове и искать истинный мотив поступков главной героини. 'Что она за овощ и с чем его едят?' Задавала я себе такой вопрос.
Первое что пришло в голову - почему она не положила деньги в банк? Был бы вклад и капали бы проценты. Второе, на протяжении фильма ее спрашивают 'Зачем же ты оставила ребенка, если знала, что он ослепнет?' - ' Я хотела подержать младенца'. Эгоистично? Такой был ее краткий ответ. Словно человек спросил 'Зачем ты это сделала?'. В такой духе спрашивают, когда мы совершаем ошибки и этот оставленный ребенок тоже был своего рода ошибкой. Ее ошибкой. И этот свой косяк-крест она несла на плечах всю жизнь, самоуверенно, ни с кем не делясь. Кто-то назовет это стойкостью, кто-то глупостью, но равнодушных не будет.
Была ли она сильной?
Если сравнивать ее со стальным стержнем, не выдерживая нагрузки, он дал трещину (Стоит только вспомнить ее истерику и трясущиеся коленки) и вместе с тем, не переломился и не потерялся в собственных страхах за свое будущее.
Чего стоит только не говорить со своим сыном. Кто знает, что случилось бы тогда, если бы она решилась с ним общаться по телефону в камере? Может быть, она поменяла бы свое решение. Оглянувшись таким образом назад, оступилась бы и упала в пропасть на пути к своей заветной цели. А это для нее стало бы невероятным ударом в самое сердце, ведь только его она и слушала.
Только посмотрел фильм: слов нет, мысли сумбурны, эмоции переполняют. Я смотрел два фильма у фон Триера ('Догвилль' и 'Рассекая волны'), и все они оставляли неизгладимое впечатление: оригинальность повествования, неповторимый почерк режиссёра, когда он является свидетелем происходящего. Тем не менее ни один из этих фильмов не оставил того душераздирающего,эмоционального впечатления, за что я так и люблю кино. Но 'Танцующая в темноте'...
Представляя 'Догвилль' в Каннах, фон Триер говорил, что самое важное для него - это привносить в кинематограф что-то свежее, инновационное, чтобы его фильмы несли абсолютно новый киноязык. Посмотрев 'Танцующая в темноте', я понял, что слова на ветер он не бросал. Сочетание глубокой драмы с мюзиклом, носящий альтернативный характер - нечто бесподобное. Но моя речь даже не об этом, моя речь даже не о том, насколько здесь гениальная игра Бьорк. Я хотел бы сказать в этой рецензии, как понял фильм я.
На протяжении тысячи лет человек пытается строить идеальное, справедливое общество, где виновный будет наказан, а пострадавший отомщён (не зря, мне кажется, антиамериканско настроенный фон Триер перенёс действие фильма именно в США). На деле, строя утопию, многие забыли понятие человечности и понятие той же справедливости. Возможно я не прав, но мне кажется эта идея имеет право на жизнь.
Смотря этот фильм, меня не покидала мысль о том, насколько Сельма (да и та же Бесс из 'Рассекая волны') похожа на героев книг Достоевского: те же чистые люди, ангелы, которых жизненные ситуации и общество заставляют быть униженными и оскорблёнными.
Извините, что рецензия получилась немного рваной и туманной. Просто эмоции до сих пор переполняют. Я всем советую посмотреть этот фильм! А что касается оценки...
Я ставлю 9 баллов, поскольку некогда посмотрев 'Фонтан' Даррена Аранофски пообещал себе, что высшую оценку поставлю лишь ему.
Да, если хочешь посмотреть качественную драму, то обязательно нужно обращаться к маэстро душещипательных и депрессивных картин - Ларсу фон Триеру. Я видела и 'Догвилль', и 'Рассекая волны', и фильм 'Идиоты'. Среди них самая жизненная, а самое главное правдоподобная, это, несомненно - 'Танцующая в темноте'.
В каждой своей киноленте фон Триер показывает главных героев в не совсем ординарных ситуациях для современного кинематографа. В 'Танцующей в темноте' показана девушка-эмигрантка из Чехословакии, которая переехала в США, в поисках лучшей жизни. Воспитывая одна ребёнка, она работает днём на заводе, а по вечерам репетирует в постановке мюзикла. Сельма с сыном снимают трейлер у семьи полицейского. У неё есть друзья по работе, да и с хозяевами дома тоже отлично ладит. Но всё постепенно меняется, когда она начинает терять зрение.
Теперь можно и порассуждать. Если так подумать, то всё её проблемы начинались с того момента, когда полицейский рассказал ей про свои финансовые проблемы. Взамен же, Сельма тоже раскрыла сокровенную тайну. Да, правильно люди говорят - знают двое, знает и свинья. Конечно, это выражение не очень подходит к данной ситуации, но тем не менее, не тому человеку она доверила свой секрет. Коварность, эгоистичность и алчность страшно поражают, когда наблюдаешь, за полицейским, который готов украсть деньги бедной женщины ради своей выгоды. Находясь между гранью страха за свою жизнь и самоубийства, всё кончается для него трагично.
Главная героиня, сама же была не от мира сего. Чтобы уйти от реальности, она представляла себе, что играет в мюзикле, ведь как сама выразилась 'в мюзиклах никогда ничего плохого не происходит'. Если признаться, то, наверное, каждый хоть в раз жизни представлял себя главным героем какого-нибудь фильма. Уверена, так и есть. Потому, мы можем её понять.
Но всё-таки, прекрасно же противопоставили виденье и звуки. Сельма - слепая, не боялась темноты. Она боялась тишины. Когда не слышно не единого звука, когда не можно почувствовать лёгкого ветерка или тиканья часов. Да, даже в темноте можно найти правильный путь, главное - чувствовать его сердцем.
'— Послушай раз в жизни голос разума. Сельма, Сельма!
— Я слушаю сердце.'
Если говорить о режиссуре, то люди, которые видели хоть один фильм Ларса фон Триера, сразу увидят его, ни с чем несравнимый, почерк. Сцены, снятые ручной камерой, пренебрежением светом и монтажом, всё это можно увидеть в картине. Хотя, если сравнивать с более его ранними творениями, то да, съёмка всё же качественно улучшилась.
Теперь о актёрах. Если бы я не знала, что Бьорк - певица, никогда бы не поверила, что это её первый фильм. Она очень хорошо передала свою героиню, не было таких моментов, когда хотелось крикнуть в духе Станиславского 'Не верю!'. Значит, она прекрасно сыграла свою роль. Но не стоит забывать и о Катрин Денёв и Дэвиде Морсе. Они тоже постарались на славу.
Ну, и конечно же, саундтрек. Думаю, ни один не останется равнодушным. Живое исполнение изумительно. Слушала и наслаждалась.
Фильм о мечтах. О заботе о ребёнке. О жертве. О неординарности. О вере. О надежде. О любви.
— Но меня раздражает заключительная песня фильма.
— Почему?
— Потому что, когда герои уже счастливы и камера будто летит ввысь… На экране слово «конец».
Я уходила из кинотеатра сразу перед конечной сценой, и фильмне кончался для меня.
Для Сэльми он и не кончился. Она навсегда останется с чувством предвкушения и сумеет придумать своё окончание.
Сегодня смотрели этот фильм с Бьорк в главной роли. Есть плюсы и минусы. Но с моей точки зрения фильм скорее в минусе.
Положительные моменты. Красиво. Танцуют. Мюзикл, грандиозное зрелище, вплетенное в повествование. Во время просмотра возникал вопрос, сколько они репетировали перед тем, как это снять.
Вообще фильм создан искусно и красиво. Умело создаётся образ бедной девушки, которая находится в темноте не только от слепоты, но и от окружающих условий. Она находится под гнетом жизни, слепо идет к своей цели по зову сердца, которое до конца ей создает звуки. Она пытается быть сильной. И от кошмара действительности бежит моментами в танцы и пение, в мечты, в то прекрасное, что доступно для неё. Мюзиклы включены именно в те моменты, когда ей больнее всего.
А далее всё отрицательное. Героиня слепнет с каждой минутой фильма, всё больше впутывается в темноте в ужасную историю. Создается гнетущее впечатление. Безысходность, злость, тревога - вот эти эмоции по нарастающей идут с тобою в ногу до самого конца. Жуткое напряжение. Зачем? Но зато впечатлений много от кино и запомнится оно надолго, даже гениально по количеству производимых эмоций. Второй раз пересматривать желания не возникнет.
Всё даже как бы утрированно, нелепо, драматизировано, нелогично. Наследственная миопия. И она ослепнет, и ребенок ее ослепнет. Вот она и зарабатывает на операцию ребенку, наплевав на себя. А почему? Избыточное чувство вины. Ведь она знала, что ребенок тоже начнет слепнуть. Тут прямо какая-то фашистко-спартанская линия о здоровых людях. А почему она родила? Ее весь фильм упрекают в этом, и она себя упрекает. И тут чистой воды китч: ее ответ - хотелось ребёночка на руках подержать. Она не может себе позволить завести роман. Она же ослепнет. То есть нет веры, что ее могут любить с этим «дефектом», что она будет нужна. Не, ну почему? А потому что она гордая. Всё сама, мои проблемы, их и буду решать.
Весь фильм сидишь на иголках и ругаешься, ну не ужели нет языка попросить помощи, рассказать. Тем более что близкие друзья есть. Молчание. Молчание ягнят. Ну ведь помогли бы ей. И так помогали, все шпильки хором делали для вымышленного отца. Надо было рассказать об этом только человеку еще слабее, который сможет это использовать в своих нехороших целях, так как слаб. Где логика-то? Прямо с каким-то садистским упорством она пытается исправить ошибку природы, в которой она приняла участие: собрать деньги сыну на операцию. В конце картины уже становится выбор - либо у сына будет мама, либо у него будет зрение. Интересно, что было бы важнее мальчику? Думаю, мать. Хоть слепая, хоть глухая, но мать. У сына она не спросила. Решила всё сама. За всех. Что ей помогать не надо. Что ему важнее будет зрение. Ну правильно, она для этого трудилась, не покладая рук. Не смогу играть - да ну и ладно, мне не интересно было. Не вижу - ну и ладно, на что тут смотреть-то?
Это всё первая линия. На нее наслаивается ещё один слабый сосед-молчун, у которого тоже языка нет. Зачем-то, по велению сердца он живёт с женой, которая транжирит все деньги, которой он, видимо, не настолько дорог, так как он боится ей рассказать о банкротстве. Она его бросит. Он это знает. Но это смысл его жизни. Тоже, придуманный им. Так как и у героини - идея-фикс - сделать операцию. Вот зачем так жить? Да, она красива, как актриса, по его же словам. Именно это он и ценит, ну и её доброту за его счет. А рассказать страшно. Мы лучше умрем, но промолчим. Сидишь и весь фильм злишься. А вдруг бы не бросила? Ну да и бросила бы, но ведь это не повод деньги воровать у нищей матери! Опять тут гордость и эгоизм. Может жена бы и стала тратить меньше, поняла бы. Но нет. Не может он упасть в грязь лицом! Он лучше умрет. Ему безразлично, что она потом, после его смерти без денег и без мужа останется. Её-то он и не спросил.
Оба не думают о своих близких. И оба решают умереть. Им незачем жить. Тот хочет быть хорошим, а эта - исправить ошибку природы. До смерти хотят. С истинными целями и смыслом жизни даже близко нет ничего. Оба живут в темноте.
Далее, третья линия. Ну, достоевщина, всем известная. Преступление и наказание, как по-писанному. Он просит её, чтоб она его убила. Тут не думает вообще ни о чем. Ни о жене, ни о Сельме, ни о ребёнке, да вообще ни о ком. Это проще и всё. Знает, что она не расскажет. Оба дали какую-то глупую клятву сердцем матери. Ну, она, ослеплённая своей целью, за зрение сына убивает человека. 34 удара сейфом. Здорово и мило. А потом в шоке от себя танцует, представляет, что всё хорошо, куда-то там уплывает от реальности. А потом как Понтий Пилат идет и моет руки. Сцена ещё милее. Полный танцующий ангел, жертва природы и стечения обстоятельств, который ради своих целей готов убить. Убийство остается убийством. Но она готова пожертвовать душой и жизнью, чтоб сын был зрячим. Ну, далее, вообще наступает полный конец. Даже в конце она не хочет ничего сказать, не может, хоть и понимает, куда всё движется. Просто не может нарушить клятву, рассказать о своем несчастии как прокаженная. Или гордая всё же. Лучше её сын останется без матери, но она смолчит. Ну она безусловно по мнению автора светлее, чем сосед. Хотя… хотя просто было страшно в темноте, а теперь еще и в тишине. Ну вот. Ну убий, не укради - с полной иллюстрацией, очень живо и душетрепещуще. Наказание обоих - смерть.
Автор картины хорошо продумал, ведь душе человеческой очень тяжело наблюдать, как мучается другая душа. А мы тут в заложниках фильма сидим и сами мучаемся, искренне недоумевая, ну зачем так нагнетать? Ну, конечно, ткнуть в грязь действительности парящих в облаках полезно. Я всю вторую половину времени постоянно искала глазами таймер, ну когда же уже закончится? И весь фильм думала, ну что они молчат? Ну разве нельзя по-другому? Хотя бы рассказать, хотя бы попросить?
Очень неприятно, что с самого начала уже заранее можно догадаться о конце. Вот тут линия настолько проста и логична, что уже всё поняв, сидишь и мучаешься, причем, на самом деле мучаешься в ожидании конца.
Есть такие люди, как Сельма. Сильные, отверженные женщины. Отстаивающие свою правоту при любых (даже самых тяжелых), обстоятельствах. Не способные предать, пусть и ценой собственной жизни. Возможно, это не всегда верная позиция, учитывая, что от этого можешь пострадать и ты, и близкие тебе люди. Но, во всяком случае, черта характера, определенно не самая отрицательная.
Есть такие люди, как Билл. Показывающие свою участливость и сопереживание, но, думающие лишь о собственной шкуре. Втираются в доверие и, в самый неожиданный момент, вонзают нож в спину.
Есть такие, как Кейти. Готовые всегда прийти на помощь. Друг, в самом настоящем смысле этого слова. Они могут не понимать твои действия, могут даже их не принимать, полагая, что ты делаешь только хуже, но, в конце концов, они поступят так, как хотела бы именно ты.
Такие люди всегда были, есть и всегда будут. Так уж устроен мир. Именно этим картина и цепляет. Всё это можно наблюдать в обычной жизни, в самых различных ситуациях.
Что меня действительно поразило (в самом положительном смысле этого слова), так это игра Бьорк. Она и сама достаточно неординарная личность, которой я симпатизирую. Но, как она показала себя в кино! Вот уж, поистине, талантливый человек талантлив во всем.
Фильм, конечно, не для всех. Но, если решитесь посмотреть что-то, оставляющее отпечаток после просмотра, не пожалейте времени на эту картину.
Фильм сложно оценить, так же сложно, как дать оценку любви матери по 10 бальной шкале.
Сколько раз пытался написать хотя бы одну рецензию хотя бы на один фильм - все не удавалось. Признаться, давно фильмы не вызывали настолько смешанные чувства: и боль, и сочувствие, и гордость, и непонимание, и восхищение.
Мне почему-то кажется уместным тут провести параллель с романом Альбера Камю 'Посторонний', где героя судят за то, какой он есть, за то, как он живет своими ценностями, несмотря на то принуждение и давление со стороны, которые на себе испытывает.
Не могу себе представить, кто бы смог так сыграть эту роль, как не Бьорк.
'Она странно поет.. Да и танцует странно'
Эта странность - потрясающая, завораживающая и легкая, словно ощущается та непринужденность, с коей Героиня ступает на эту землю, потому что у нее есть своя чистая светлая цель, которая является ей крыльями.
Она выглядит беззащитной, но она сильная, она выглядит одинокой, но она не одна.
Фильм о любви, о мести, о непонимании, о ценностях и человеческих взаимоотношениях.
Фильм о том, какого быть честным с собой тогда, когда этот мир отказывается от своей честности перед тобой и предает, когда обещания ничего не значат, когда людской эгоизм и жадность выше сочувствия и сострадания, когда остаешься только ты и твоя вера.
Друзья часто удивлялись, почему я до сих пор еще не смотрел этот фильм; теперь и я не понимаю, почему я шел к этому так долго и почему заставил эту картину ждать отклика у моего сердца.
Стоило поразмыслить над творчеством скандального режиссёра Ларса фон Триера, чтобы понять, почему многие не принимают его фильмы и почему, например, так много отрицательных рецензий на «Танцующую в темноте». Зритель привычно сравнивает историю жизни Сельмы Жесковой – чешской эмигрантки в Америке, большой любительницы мюзиклов, страдающей наследственной болезнью прогрессирующей слепоты и откладывающей все деньги на операцию своего маленького тоже слепнущего сына, с известной и понятной ему, зрителю, реальной жизнью и судит фильм по меркам своего жизненного опыта. А делать этого как раз и не следует. Потому что история Танцующей в темноте не имеет прямого отношения к нашей с вами реальности. История, рассказанная фон Триером, не воссоздаёт привычную реальность, не копирует её, не подражает ей и даже не даёт волю фантазиям (которые в известном смысле тоже являются частью реальности). Эта история сама является реальностью, в себе несущей все необходимые законы, возможности, логику и т.п. Этакий совершенно новый мир, который вылупляется и растёт в мире старом, до поры до времени не вступая с ним в конфликт. Именно поэтому неправильно оценивать историю Сельмы с точки зрения «могло или не могло это быть на самом деле», сопоставлять героиню, её характер, поведение, жизненные обстоятельства с тем, как всё происходит в нашей повседневной реальности.
С привычной нам точки зрения Сельма – законченная идиотка. Она бежала из «социалистического рая» в бездушную Америку без гроша в кармане, не имея родственников, на которых могла бы положиться. Ни у неё, ни у её сына нет отца, но она придумала, что её отец – сам Олдридж Новый, знаменитый чешский чечёточник, и поверила в эту фантазию. Ей, стремительно теряющей зрение, приходится работать на фабрике у станка и обманывать окулиста, чтобы у неё была возможность работать. Она не может позволить себе даже сделать сыну подарок на день рождения, потому что все деньги, за вычетом самых необходимых расходов, откладывает на операцию, которая могла бы сохранить сыну зрение. Сама же, когда Джеф узнаёт о её слепоте, говорит с проникновенной горечью: «А на что смотреть-то?». Абсолютная непрактичность, неприспособленность к жизни, ничего, кроме фантазий и мечтаний, заменяющих ей реальность. С другой стороны – самоотречение, самопожертвование до такой степени, что она, такая добрая, милая, слабая и ранимая, идёт на кровавое убийство ради сохранения предназначенных её сыну денег и, обречённая на страшный исход, выдерживает эту линию до конца.
Нет, эта история не могла произойти в привычном нам реальном мире: это ясно всякому здравомыслящему человеку. Но, удивительным образом, это не делает историю Сельмы неестественной и неправдоподобной. Наоборот, характер Сельмы предстаёт цельным и законченным, а её жизненные обстоятельства – естественными и логичными. И за развитием этой истории следишь на одном дыхании, как за самым что ни на есть жизненным и правдивым рассказом. Всё дело в том, что Ларс фон Триер совершает еле заметный фокус: качества характера героини, которые в реальной жизни существуют только в виде отдельных черт и особенностей и не могут раскрыться вполне и целостно, так как связаны тысячей условностей человеческого общежития и её собственного сознания, в фильме очищаются от этих условностей и расцветают во всю свою потенциальную силу. Режиссёр как бы освобождает сознание героини от огромного количества правил, стереотипов, комплексов и даёт развиться её личности в чистом виде. И поэтому Сельма нисколько не тяготится отсутствием у неё родственников и какой бы то ни было поддержки, рассчитывая только на своих друзей, которые относятся к ней очень тепло и бережно. Поэтому она так фанатично строит будущее для своего сына, отказывая себе буквально во всём. Поэтому она, рыдая, ужасаясь и отвращаясь происходящим, наносит своему обидчику многочисленные удары по голове «тупым тяжёлым предметом». И эта её полная внутренняя раскрепощённость находит своё выражение в мюзикле: в самые тяжёлые моменты жизни её свободная душа вырывается из душащих её мерзких пут, начинает петь, танцевать и любить всех окружающих полно и бескорыстно, без всех этих бесконечных и бессмысленных ограничений и препятствий.
Удивительный эксперимент, поставленный Ларсом фон Триером, приводит к интересному результату. Человек, получивший долгожданную свободу, стряхнувший с себя все ненавистные ему ограничения, в конечном счёте сам, но уже свободно попадает в новую зависимость, и гораздо более тяжёлую, чем прежняя. Сельма вырвалась из душных объятий социализма, пренебрегла общественными и медицинскими запретами, родив без мужа сына такого же почти слепого, как она сама (только для того, чтобы «подержать его на руках»), отдаёт всё свое свободное время постановке мюзикла. Казалось бы, свободный человек, реализовавший «американскую мечту»! Но что-то не так в этой сбывшейся мечте, которая незаметно превращается в нечто, даже отдалённо не похожее на свободу и счастье. Гарантированное существование в социалистической стране заменяется необходимостью тяжёлой ежедневной работы и вынужденным сокрытием прогрессирующей слепоты, любовь к сыну оборачивается суровым отречением от него, дружба и верность прямиком приводят к предательству и убийству, а мюзиклы остаются только в душе и воображении… Вожделенная свобода оказывается не синей птицей, а мерзким чудовищем, всепожирающим Молохом, требующим человеческих жертв. И вот тут-то как раз и появляется интереснейшая точка пересечения вымышленной реальности Ларса фон Триера с реальностью нашей, привычной и обыденной.
С такой точки зрения понятно также, почему режиссёр взял на главную роль непрофессиональную актрису. Роль Сельмы не нужно было играть, её нужно было прожить, и самобытная исландская певица Бьорк справилась с этим отлично. Сельме в исполнении Бьорк веришь совершенно, так, как не поверишь ни профессиональному актёру, играющему одну из многочисленных ролей, ни даже обычному реальному человеку. Счастье и страдание Сельмы настолько реальны, что кажется, будто мы наблюдаем за её жизнью изнутри, находясь в самой сердцевине этой несчастной души. Несомненно, для самой Бьорк эта роль стала важной частью жизни, живым кусочком её собственной души. Тем более, что, по слухам, фон Триер взаправду мучил Бьорк на съёмочной площадке.
В целом, превосходная картина, показывающая наш с вами неидеальный мир в смелом и необычном ракурсе. Домохозяйки плачут, любители мейнстрима плюются, а знатоки кино обогащают свои впечатления.
Режиссер Ларс фон Триер как никто другой заслуживает определения 'беспощадный'. В своих фильмах он заставляет зрителя мучиться вместе с очередной жертвой сюжета. Как правило, это добрые беззащитные люди, попавшие в сети обстоятельств, злой воли окружающих и собственного одиночества. Помню, как его 'Догвилль' перепахал, подобно взбесившемуся трактору, мое сознание. И чтобы прийти в себя мне понадобилось несколько дней. Поэтому, зная о сюжете 'Танцующей в темноте', мне пришлось долго настраивать себя на просмотр. Второго дня сцепив зубы и ухватившись за подлокотники, приступил...
Автором на этот раз принесена в жертву Сельма - чешская эмигрантка, работающая в США с единственной целью - заработать денег на операцию по восстановлению зрения своему единственному сыну. Положение осложняет то, что зрение самой Сальмы ухудшается каждый день, и надо успеть собрать сумму. Дальше - все будет сильно хуже...
Это было два часа почти физической боли (я о себе). Такое чувство, что злой режиссер подключал проводки к моим нервам и по очереди пускал по ним ток. Заклинание 'Это все не по-настоящему' не срабатывало. Спустя почти сутки пишу этот текст, и до сих пор не отпускает. Вот такой я впечатлительный мальчик.
О чем фильм? О подлости, дружбе, их взаимном переходе, насилии, музыке, любви и самопожертвовании (ключевое слово).
Никогда не был поклонником музыкального творчества Бьорк, но не знаю, кто бы прожил эту роль так, как удалось ей. Снимаю шляпу.