В определенный момент времени Кевин Смит словил нешуточную хандру от коммерческого провала Mallrats, да так, что феерично ушел к теме сначала романтической комедии, а потом в меру угашенного религиозного трэша.
Догма. Впервые эта кассета появилась передо мной году так в 2000-м когда я понятия не имел о том что такое вообще Вселенная Кевина Смита. Понятное дело что с годами мой бунтарский дух принял это дело как в сухую землю. Ибо: Фильм рьяно стебал абсолютно все что было чуждо мне-подростку. Бонусом к этому высмеиванию шли Джей и Молчаливый Боб. Ну и конечно Голгофский Дерьмодемон. И вот много лет спустя, встретившись с друзьями мы решили освежить память пыльной болванки из прошлого.
Путь главной героини неистово тернист, прямо как венок того самого парня, и поэтому ей по жизни не везет. И вот волею судьбы ей предрешено спасти мир от козней Бена Аффлека и Мэтта Дэймона. А помощь ей в этом окажут разнообразные попутчики, многие из которых имеют прямо скажем мистическое начало. Ну, то самое, религиозного толка. Путешествие за правдой становиться оголтелым троллингом христианского сообщества. Причем троллят тут как демонов Ада, так и апостолов с их посланниками в бренный мир. Смит, и если быть совсем точным,-Ранний Смит, шутить на острые темы умел, и толерантностью не отличался. Вышла Догма сверкающей как святой Грааль, полный бредятины из накуренного мозга, и годного юмора, что в симбиозе с кастом ленты дали sort of win. Такие дела.
Какбэ вселенский глас вопиющего в продюсерской пустыне Кевина понять можно: После коммерческого успеха В погоне за Эмми, и успешного для Аффлека 99-го, Смит возводит его и Деймона героев в совершенно угарные ипостаси.
Посудите: Два ангела, утробно посыпают землю грешную никому ненужными диалогами в стиле, опять же, любимых фильмов Смита, и держат путь к полному разорению человечества. Каково? Надо бы добавить, что наличие разнообразных пасхальных яиц, коих в Догме вагон и маленькая тележка будет понятно только знающим эпоху взросления Смита. Ну или тем кто смотрел его стендапы.
Суть то в том что ежели читать между строк вырисовывается любопытный психологический срез режиссера. Кевин рос в достаточно верующей семье. Настолько что его брат стал геем, шутка, и вот кажется мне, что все мыслимые, собственные религиозные противоречия Смит визуализировал в формате целого фильма. Опять же, при всей любви к эксплуатации тем трэш-угар-марихуана, Кевин остается человеком крайне воспитанным, но с собственной моралью по части правды и своего мнения. Последнее служит у него двигателем прогресса. Ведь по состоянию на конец девяностых Смит был еще весьма и весьма троллем для кинематографического, и не только сообщества. Поэтому его религиозная рефлексия вызвала все мыслимые и немыслимые бурления каловых масс. При этом сам фильм является настолько качественным и тонким по части генерирования юмора, что не перестаешь восхищаться и одновременно грустить. Ибо то, что выдает Смит в настоящее время не доставляет от слова вообще. Хотя возможно дело в банальном взрослении.
К сотруднице абортария Вифании является ангел и глас Божий Метатрон, объявляет о ее родстве с Иисусом Христом и отправляет спасать мир, путем остановки входа двух падших ангелов от входа в открывающуюся церковь, что позволит последним получить отпущение грехов и вернуться на небеса, что исказит реальность и уничтожит все сущее. Также присутствуют: пророки, апостолы, музы, демоны, дерьмодемоны, Бог, кардиналы и прочая. Звучит просто крышесносно, и, уверяю, это только верхууушенька айсберга.
Кому зайдет.
Тем, у кого есть чувство юмора, кто не боится 'острых' тем; готов подвергать сомнению стереотипы и окружающую действительность. Любителям Тарантино-style (не под копирку!), реалистам, провокаторам...
Почему стоит смотреть.
Это великолепнейшие кино, многослойное, философское, смешное, растасканное на цитаты, заставляющее думать, смеяться, сопереживать и переосмыслять. Актерский состав блещет, сюжет закручен и интересен, количество отсылок и скрытых смыслов не поддается описанию. Иногда просто знание того, кто исполняет роль конкретного персонажа, может довести до интеллектуального экстаза. ПРОСТО. ПОСМОТРИТЕ. ЭТОТ. ФИЛЬМ. Если Вам зайдет, то пересмотрите ещё не раз.
Минусы.
В силу того, что рассмотрению подвергается религиозная тема (а с ней и множество актуальных и острых проблем современности (аборты, расовая принадлежность, секс и тп.), сказать, что фильм провокационный, это ничего не сказать. Если вы - крайне верующий и нежный человек, смотреть не стоит.
Почему ‘Догма’ одна из любимых моих кинолент? Потрясающий сюжет? Да, он здесь весьма необычный на мой взгляд, потому что фильмы, где затрагиваются религиозные темы и еще с юмором – очень редки. Однако, вместе с тем, я не скажу, что сюжет гениальный, скорее забавен, но не более.
А может дело в сильных характерах у персонажей? Снова нет. В картине все герои ведут себя легкомысленно за исключением отдельных моментов. Это касается, и демонов, и ангелов, и даже её саму, которая появится в конце фильма.
Когда что меня так зацепило в ‘Догме’?
Чтобы это стала ясно, нужно процитировать Музу, которая сказал в одном эпизоде: «Речь не о том, кто прав – кто нет. Все конфессии небезупречны. Слишком самодовольны, чтобы понять: не так уж и важно, во что вы верите. Надо просто верить. Пусть сердце стремится к благу, но мозг напрягать тоже не вредно». И действительно глядя на героиню, которую блестяще сыграла Аленис Мориссетт, ты понимаешь всю бессмысленность такого разделения между конфессии. И сам фильм целиком подводит к такому выводу, именно за счет своей несерьёзностью. Поэтому он ценен для меня.
Но кино не для всех. Верующим людям вряд ли стоит смотреть ‘Догму’, а остальным – на свой страх и риск.
Хочу поговорить про это кино не в частности, а как бы в целом. Это такой фильм, про который кто-то не знает вообще ничего, а кто-то пересматривал по несколько раз. И в целом это не только и не столько про сам фильм, а и про личность самого Кевина Смита.
Его никто не называет великим, а из существенных наград имеет всего пару Канских Ветвей не первой величины. Но при этом его творчество определённо можно назвать знаковым для американского кино, да и для мирового кинематографа 90-ых. Он хорош тем, что нашёл некую тонкую грань между авторским кино и игровым. Конечно он не единственный в своём роде, но наверное один из немногих, кто сделал это легко и с огромным количеством юмора. И Догма Смита это великолепный тому образчик.
С уверенностью мог сказать, что Догма это фильм поколения родившегося в 80-ых. Он выражает определённую свободу и какую-то слегка отстранённую и снисходительную, но при этом добрую иронию. Самое великолепное, что при всём количестве стёба, который довольно на гране в Догме нет злости. Ну и ещё там есть великолепная Хайек конечно. Да и вообще актёрский состав подобран очень здорово. Если бы я увидел такой состав в любом другом кино, то ожидал бы наверняка что-то интересное. При этом я сразу скажу, что не фанат образов Джея и Молчаливого Боба. Но в Догме они имели очень осмысленные и конкретные роли, несмотря на неизменность своего вселенского поведения. Ну и финал с Аланис Мориссетт получился божественным. Кстати это был один из семи вариантов, если верить инетной инфе.
Вот так и закончу свою оду благостной радости и посоветую посмотреть этот фильм всем кто в друг его не виде или пересмотреть, потому что кино хорошее и одно из тех которое оправдывает ожидание.
С Кевином Смитом я познакомился несколько лет назад, когда увидел его 'Клерков'. Фильм был интересно снят, в нём был хороший философский подтекст, приправленный неплохим, хоть и пошловатым юмором. Потом были 'Клерки 2' и 'Джей и Боб наносят ответный удар', но сравнивать их с сабжем некорректно, т. к. оба вышли после него(хоть фильмы и классные). Теперь же про 'Догму'.
Честно, я ожидал чего-то гораздо лучшего. Распиаренная картинка 'крутого Христа', неплохие оценки и интересная завязка настроила меня на хорошее восприятие фильма. Но, то ли настроение фильма с моим не совпало, то ли перевод не передаёт всей игры актёров, то ли звёзды не сошлись тем вечером - не знаю. Итак, по порядку.
Юмор. Здесь он присутствует, его немало, но раскидан он как-то невпопад. Главная проблема - часто вместо смешных сцен ты получаешь псевдофилософские разговоры актёров, которые длятся по несколько минут на серьёзных щах, пытаясь выдавить из себя мудрость. Ты ждешь интересную смешную сцену, а происходит унылая 'Философская' дискуссия. Другая проблема - юмор не особо смешной. Вот серьёзно, за весь фильм лёгкая улыбка проскользила по моему лицу буквально 2-3 раза. Думаю, что это, во-первых, из-за того, что практически весь юмор предсказуем, нет неожиданного и колкого выстрела в самый центр удовольствия, а во-вторых - из-за частого несоответствия - сначала нам пытаются протолкнуть мысли о религии, а потом отпускают пошлую шуточку. Ну не вяжется. Возможно, сам тип юмора для фильма не подходит.
Религия. Ну тут всё весело. Тринадцатый апостол-негр, падшие ангелы, читающие проповеди о безгреховности, муза в стриптизе и подобные вещи - это личный взгляд самого режиссёра. Тут просто глупо утверждать, что он занимается богохульством, ибо тут действительно просто альтернативная вселенная и я уверен, что тут он просто высказывался, как ему было интересно, а не пытался кого-то задеть. Правда, есть ещё рассуждения и диалоги героев о религии, вере и т.д., которые, как правило, отнимают время и снижают ценность фильма. Не поймите меня неправильно - я люблю философию, мне интересно думать и думать о религии - в том числе. Но так, как это подано здесь, меня совершенно не заинтересовало и не подтолкнуло к размышлениям. Вроде и есть что-то интересное, вроде и есть мудрость, хорошие мысли. Только не запоминается ничего выдающегося. Актёры - да, образ падших ангелов - да, крутой Иисус - да. А диалоги - тусклые.
Диалоги. Про них я, кажется, всё сказал, но повторюсь. Скучные, псевдофилософские, усиленно серьёзные на общем фоне трындеца, творящегося вокруг - в них мало что можно почерпнуть.
Актёры. Ну, тут просто звёздный состав. Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Сальма Хайек, Алан Рикман - такому касту позавидовали бы многие. Но, на мой взгляд, чисто и хорошо были отыграны только падшие ангелы (хотя в сценах проповедей мне немножко не хватило, но тут проблема скорее фильма, а не актёров). Рикман сыграл просто нормально. Хайек часто недожимала. Был ещё Крис Рок, который неплохо вписался в свою роль (но опять же религиозные разговоры подмочили его образ). Вифания недожимала. Кевин отыграл свою роль на отлично, как всегда, а вот Джей здесь как-то тускловат (то ли осталось на него мало времени, то ли ему не хватило куража для своего образа). Святой отец ещё был неплох. Из остальных отметить некого.
Сюжет. Мне самому странно, что он на последнем месте, но в таких фильмах как раз-таки сюжет не так важен, как иное наполнение. Вспомните, например, 'Брюса Всемогущего', где сюжет был прост, как 2 копейки, но реализация других аспектов (юмор, интересная подача, переживание за героя, и, конечно же, Джим Керри) позволяла нам не обращать на это внимание и просто наслаждаться фильмом. Если бы здесь всё было бы так же хорошо, то и к странностям сюжета не хотелось бы придираться. А так меня несколько напрягла его затянутость во многих моментах, какая-то слишком стереотипная и скучная концовка, множество бесполезных сцен.
Ещё хотелось бы отметить определённую скудность спецэффектов. Всё понятно, 99 год, не боевик (хотя, тут как посмотреть), бюджет не зашкаливает. Но вот от гласа Божьего ожидаешь более мощной смерти, чем бомбаж головы и взрыв грудной клетки. Ну, как минимум, что его вместе с бронёй должно разнести. Или на атомы. Оружие кары у ангелов не впечатляет. Серьёзно, лучше добавить спецэффектов и наделить их чем-то более запоминающимся, нежели простой пистолет.
Ну и отдельное фу насчёт обрезанных крыльев. Смотрятся брезгливо. Вот примерно как гноящяяся ранка с червями в ней. Такие же ощущения примерно.
В общем, подведём резюме. Слабый юмор, куча скучных философских (или псевдофилософских) диалогов, отсутствие вменяемого сюжета, недостача спецэффектов, попытка усидеть на всех стульях сразу и желание посмотреть другие фильмы Смита, а не 'Догму' - вот что представляет из себя фильм. В плюсы, кроме актёрского состава, сложно что-то записать. Советую посмотреть разве что для ознакомления с принципом 'и на старуху бывает проруха'.
Сразу оговорюсь, что Бог есть. Может не такой, каким мы его ожидаем в виде доброго седовласого дедушки, а скорее нечто многомерное без определённого вида. По сути энергия. Всё таки никто не может объяснить происхождение человека и всей природы. Люди придумали какую-то теорию большого взрыва, из которого образовался современный порядок. Потому что бардаком Солнечную систему не могу назвать по определению. Не могу назвать бардаком, потому что это всё работает. И глупо обижаться на Бога за непонимание созданных им законов. Эти законы действительно сложны для изучения. А элиты мира многие знания намеренно скрывают от масс, подменяя их всякого рода домыслами. Ближе всего к научным прорывам был СССР. Поэтому это не на шутку обеспокоило высшие элиты. Поэтому вот вам религия.
Но это было небольшое вступление к тому, чтобы показать неидеальность религиозных догматов. Природа создана Богом, а священные писания всё-таки людьми. Кевин Смит решил пройтись по этой для многих табуированной теме с призывом — включайте мозг хоть иногда и подвергайте всё сомнению.
Вступление к фильму уже готовит к несерьёзности происходящего на экране. Это сродни театральной постановке. Даже крылья у ангелов как будто нарочно сделаны нереалистично. Это действительно сатирическая комедия на тему религии и насмешка над многими догматами. Например в фильме «Ад Данте» солдаты в аду кричат, что священник обманул их и его отпускание грехов не сработало. И задумайтесь, что Алигьери когда-то давно написал «Божественную комедию», а она ведь тоже с отсылками к религии.
Так что «Догма» это тоже фильм для тех, кто уже сталкивался с религиозными фанатиками, свидетелями и одержимыми религией. Я не говорю верой, потому что временами религия к вере отношения не имеет. Религия порой сама навязывает видение мира с призывом терпеть и смириться. Так что сомневайтесь.
А Догму можете не смотреть, но если смотрите, то смотрите со здоровой долей иронии. Это фильм хоть и продуманный, но в направлении эпохи потребления. Тут на этом завязаны все шутки, чтобы найти путь к массовому зрителю. Например, демон испражнений. По сути там объясняется его появление тем, что у трупов расслабляются кишечники и содержимое выходит наружу. Из этого всего произошёл фекальный демон. Или Вифания, которая имеет способность к освящению. Но понимаешь, что это всё лишь образы, которые более-менее обоснованы автором. И диалоги ещё больше погружают нас в этот театр религиозной сатиры. Хвалить не буду, но этот фильм явно лучше «забавных игр» про парочку непонятных индивидов…
Это был второй мой шаг в небольшую Вселенную Кевина Смита (хронологически неверный, но тем не менее). И после просмотренного мною 'Джея и молчаливого Боба' этот шаг порадовал меня неизменным путешествующим из картины в картину актёрским составом, с теми же ужимками, репликами и характерами.
Предельно ясная подростковая логика, цитаты из которой перевернули бы томик любого пикапера в духе священника Коллинза из 'Гордости и предубеждения'; это смешно. Перевёрнутые догмы (как неожиданно) и весёлый дружище Христос. А ведь это и правда неплохая идея, так подумать...обновить религию трендовыми жестами в символике и чувством юмора. Пожалуй, в 'Догме' поднимается и пробуется на зубок один из главных и моих вопросов: почему страдание? Почему не радость, почему угрюмый подвиг? И в эту самую 'радость' (а точнее, комическое путешествие с десятком путевых неожиданностей) превращает режиссёр т.н. 'крестовый поход' героини Линды Фиорентино.
Немного мешал её скепсис. Я бы поняла удивление, смешанные чувства (особенно, учитывая т.н. 'кризис веры'). Но не саркастичную усмешку на всё, что происходит, от кенообразного божьего гласа до падающих с неба людей.
Этот фильм - не издёвка над религией, это новый взгляд на вещи, просто гиперболизированный в некоторой нелепости; это сослагательный пересмотр канона без претензии на серьёзную насмешку. Это было весело, часто даже неожиданно и - немного детективно, хотя как будто очень скоро и становится ясно, кто 'злодей и кукловод'.
Меня смешат все комедии Кевина Смита, но этот фильм хотелось бы выделить отдельно. Это и комедия и драма, это и стёб и серьёзное высказывание.
Фирменный юмор Кевина Смита сопровождает зрителя весь фильм. Будет много интересных и прикольных диалогов, смачных фраз разобранных на цитаты, уместной пошлости и просто смешных сцен. Особенно конечно хочется отметить наших «старых знакомых» старину Джея и толстяка Молчаливого Боба. Во всех фильмах Кевина Смита их появление как минимум вызывает улыбку. Ну и, конечно же, их мимика способна рассмешить безо всяких шуток. Также в фильме полно прочих доставляющих персонажей: архангелы Локи, Бартлби и Метатрон, муза Серендипити, чернокожий апостол, Азраил и т.д. Каждый персонаж замечательно смотрится и искрит остротами и шутками. Особенно хочется похвалить старика Джорджа Карлина, сыгравшего кардинала Глика. Он прям, отжёг не по детски.
Отдельно стоит похвалить кастинг. Актёрский состав великолепен: Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Сальма Хайек, Алан Рикман, Крис Рок, Джейсон Ли, ну и, конечно же, Джейсон Мьюз и сам Кевин Смит. Уже только взглянув на актёрский состав понятно, что кино точно удастся. И фильм зрителя не обманывает.
Ну и наконец, идея. Жестокий стёб над религией, но при этом глубокая мысль: так как люди, а именно высшие сановники церкви, формируют именно ту самую религию, которую проповедуют. Сколько было всех этих Соборов, на которых решалось, какие библейские тексты каноничные, а какие нет. Какое у них на это право? Да и вообще, кто знает, что именно они там изменили? Может быть, изначально многие заповеди звучали иначе. Кто знает?
В целом мы имеем отличный во всех отношениях фильм, гарантирующий два часа интересного и весёлого просмотра, а также, возможно, метящий на полку с любимыми фильмами. Поэтому я ставлю ему максимальную оценку.
Кстати, крайне верующим людям к просмотру крайне не рекомендуется!
Религиозная тема в фильмах поднимается относительно редко, а уж глубоко философские вопросы и вовсе стараются избегать. И не только из-за резко уменьшающейся аудитории, сколько из-за щепетильности такой темы. Учитывая, что подавляющее большинство блокбастеров снимается именно в США, в которой практически царит католицизм, с изредка проблёскивающим протестантизмом, скупость таких вопросов не вызывает особого удивления. Сложно оспаривать едва ли не национальные устои, поэтому редко кто берётся за такие неблагодарные темы, хотя я заведомо упускаю телевидение (имеющий куда бОльший охват аудитории, ему можно), так как продюсирование таких картин на грани экономического суицида. Однако людей всё таки волнует вопросы бытия, и конкретно есть ли за бытием создатель, каковы его цели, и редкие явления, что выходят на большой экран интересны хотя бы самим фактом существования.
Вселенная View Askewniverse примечательна своей уникальной способностью совмещать треш уровня Asylm и Lionsgate с умопомрачительной безобидностью главных героев. Хотя весь фильм пронизан приторной иронией, лишь изредка проскакивала трезвая сатира, посему ажиотаж, созданный церковью, вокруг фильма мне так и остался непонятен. Вся картина построена вокруг логической уязвимости уровня 'всесокрушающего шара и несокрушимого столба', что является своеобразной критикой религии и церкви, последнюю в большей степени, но между тем, поднимаются вопросы гендерного определения бога и ангелов или цвета кожи Иисуса, что отводит взгляд и преподносит зрителю забавную историю.
Но всё таки, философская мысль, что идея лучше веры имеет под собой весьма твёрдую почву и лично мне импонирует куда более, чем дотошные ворчания про жестокого бога и взаимоисключающие параграфы в библии. А неоспоримо стильное повествование с чрезвычайно харизматичными персонажами, блестяще переданными такими великолепными актёрами, как Деймон, Рикман, Аффлек, Рок, и даже сам Карлин, который не совсем актёр, но как же он отлично вписался в кадр! Нет, про актёров можно строчить параграф за параграфом, но осталось лишь заметить одну деталь. Персонажи не просто имеют харизму, они разные! Они невероятно разные, каждый из них практически противопоставляется остальным, причём остаётся такое двойственное противоречие в том, что вроде бы вписаны они в историю и органично, одеяло киноленты слишком маленькое для всех и всякий пытается перетянуть его на себя. От чего общая картина получилось немного рваной и неказистой. И попытка побыстрее залатать этот недочёт прикинувшись проходным трешачком лишь прикрывает симптомы, но не исцеляет полностью.
За сим, можно сказать, что чудная история точно имеет право на существование. Она уже обрела своих фанатов, как и врагов. И она уже вписана в анналы истории как дерзкая попытка покритиковать церковь, но между тем главный посыл данного кино, на мой взгляд, всё таки состоит в том, чтобы насыщаться идеями. Разными. Возможно, взаимоисключающими. Как минимум, развивает мозг.
- Ты знал Христа? — Знал?! Он должен мне двенадцать баксов!
Не могу сказать, что являюсь фанатом творчества Кевина Смита, более того последние его фильмы это откровенный провал. Но поначалу он снимал вполне себе неплохие комедии. Да они были вульгарными, неровными, местами странными, но при этом хорошо справлялись со своей основой задачей - смешить зрителя. И лично мне Догма кажется одним из его лучших фильмов.
Чем же он так выделяется из общей массы? Ведь если задуматься в нём есть старые персонажи, да и сам юмор поменялся не особенно сильно. Но вот смена темы оказалась невероятно удачной. Абсурдный и скандальный юмор отлично подошёл для высмеивания церковных условностей. При этом Смит издевается не над самой верой, а лишь над тем во что превратила её современная церковь.
Забавно, что наверно самым запоминающимся героем фильма стал тринадцатый апостол превосходно сыгранный Крисом Роком. В его исполнении шутки про расизм в библии становятся действительно незабываемыми. Порадовала и небольшая роль Джорджа Карлина, только в этом фильме один и известнейших комиков мог предстать в амплуа кардинала церкви. Главные же герои всё таки не дотягивают по своей меметичности до этих двух титанов.
Сам же сценарий предельно бессмыслен и беспощаден. Хитрый план демона по возвращению блудных ангелов на небеса даже звучит глупо. Но именно благодаря этому он и работает. И без него не было бы никакой возможности связать между собой все эти отлично написанные отдельные сцены. Ведь интересные диалоги и неловкие ситуации есть главный козырь режиссёра.
Если вы хотите посмотреть реально смешную комедию, вдобавок не лишённую интересных идей то Догма ваш выбор.