К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Хочу начать с того, что 'Пила: Игра на выживание' не для всех, я скорее из того числа, кто относится к этому фильму нейтрально, но ближе к негативному. Несмотря на это я постараюсь поставить объективную оценку, а моими средством для этого будет подробный анализ и окончательный вывод.

Моя рецензия будет неполной, если я не выделю абзац Джеймсу Вану или же Хидэо Кодзима киноиндустрии, хоть один и из Малайзии, а другой из Японии. Ван очень талантливый режиссёр, его фильмы всегда отличаются атмосферностью и саспенсом. Например, не менее, а для меня и более удачная работа Джеймса Вана фильм 'Заклятие' и его вторая часть или же 'Проклятие Аннабель: Зарождение зла' или моё самое любимое вановское творение 'Астрал', за свою карьеру эта гениальная личность сняла много достойнейших представителей великого жанра ужасы. Когда он берётся за фильм, то заранее знаешь, что следующие часы пройдут не зря.

Перед тем как приступить к подробному анализированию хочется вспомнить, что важно для фильмов ужасов или другими словами какими критериями можно отличить шедевр от шлака. В первую очередь, конечно, это атмосфера, как по мне самый важный критерий, также обязателен логичный, систематический сюжет, который позволит в полном объёме погрузиться в фильм. Кроме этого очень важна актёрская игра, чтобы не получилось второе 'Кладбище домашних животных'. Но и очень приятным бонусом будет хороший soundtrack, который при правильном подборе может оказать на атмосферу влияние больше чем сюжет или любой другой пункт. Также для поджанра ужасы, а именно маньяки и убийцы обязательно должен быть продуманный, умный и хитрый главный злодей. На этих словах плавно перейдём к подробному анализу.

Сюжет: Некий Детектив Дэвид Тапп и его напарник ведут давнее расследование серийного маньяка, которого журналисты прозвали Пила. Этот маньяк постоянно увиливает от правосудия, так как его убийства необычны, сам он никого не убивает, а пытается привить людям любовь к жизни посредством игры. На этом закончим обзор, а я расскажу конкретно про свои впечатления, сюжет очень необычный, в киноиндустрии найти нечто похожее очень сложно, а конкретно я могу назвать, да и, наверное, большинство критиков и фанатов только 'Куб'. Здесь присутствуют очень неожиданные моменты, то есть резкие и непредсказуемые сюжетные развязки, что радует практически нету клеще. Во время просмотра ты сидишь в напряжении, с отвращением смотришь на эту расчленёнку и кровь, которые являются ключевой фишкой 'Пилы', ни на минуту не можешь со спокойствием вздохнуть, весь фильм держит в напряжении. Отдельно надо выделить эту концовку, предсказать такое невозможно, что самое главное всё вполне реалистично и логично, но как Ван до такого додумался остаётся вопросом. Это ещё раз доказывает мою гипотезу, которая уже становится теорией о полном отсутствии клеще, если не считать мелкие отличительные черты ужасов, которые присущи всем фильмам этого жанра.

Актёрская игра: Честно говоря, это не самая восхитительная актёрская игра из тех, что я уже видел в своём опыте. Да бесспорно эмоции герои передают отлично, ты им веришь. Каждый герой это личность, ты себя ощущаешь в его шкуре частично, но ты не становишься с ним одним целым, как в фильмах с восхитительной актёрской игрой. Перечислю более менее известных актёров, а это именно Дэнни Гловер ('Смертельное оружие 2') и Моника Поттер ('Кое-что о Марте'), другие же до 'Пилы' не были вообще известны, а после тоже особых высот не добились. Хоть в фильме главными героями показывают нам Доктора Лоуренса, роль которого играл Кэри Элвис, и Адама, роль которого играл Ли Уоннелл, но намного больше, как по мне, был раскрыт именно Дэнни Гловер, который исполнял роль Детектива Дэвида Таппа, он является самой настоящей личностью, что мне и хочется видеть от всех остальных героев, так как тот же Кэри Элвис были моменты, когда он отыграл так себе, что я просто зевал. Также я хотел бы выделить самого маньяка и актёра, сыгравшего его, о нём мы будем подробнее говорить дальше. Что касается остальных героев, про них сказать нечего, так как были раскрыты частично, но чуть лучше среднего была Алисон Гордон (Моника Поттер), она показывала очень хорошие реалистичные эмоции.

Soundtrack: Музыкальное сопровождение было очень хорошим. По характеру музыка была из тех, что нагоняют страх и напряжение, это даже не музыка, а мелодия. Она добавляла очень хорошей атмосферы, чувствовался этот саспенс, который характерен фильмам Джеймса Вана, например, 'Tape Deck Charlie Clouser' или 'Name/Clock/Play Charlie Clouser' и вот такими мрачными мелодиями фильм переполнен.

Маньяк: Маньяк из 'Пилы' полностью заслуживает отдельного абзаца. Его появление у меня вызывало некий дискомфорт, который был связан одновременно и со страхом, и с отвращением, в хорошем смысле этого слова. Это был по настоящему умнейший, хитрый, непримечательный, непредсказуемый, жуткий человек. Особенно хочется выделить его ум, даже если сравнить его с маньяком из 'Молчание ягнят' Пила был намного умнее Ганнибала Лектера. Я ещё никогда не видел таких продуманных убийц, чего стоит только придумать эти ловушки или испытания, браво Джеймсу Вану, что удалось создать такую колоритную персону.

Атмосфера: Атмосфера есть без сомнения, но знаете, здесь она немного другая, она передаётся даже не самим маньяком, что характерно для той же 'Пятницы 13-й' или 'Кошмара на улице Вязов', здесь она передаётся самими людьми, как они проходят все эти испытания, на что они способны ради жизни. Стоит отметить также эти декорации где всё происходит и не забывать про soundtrack. 'Пила' прямо показывает чего стоит каждый человек, и тебя от их выборов просто бросает в дрожь, и появляются чувства ужаса и страха одновременно с отвращением, повторюсь в хорошем смысле этого слова. Поэтому я не могу назвать ужасы схожие с этим фильмом.

Таким образом, 'Пила' фильм высокого качества, где все пункты находятся на достойном уровне, вместе с этим тебя реально затягивает в этот мир, не успеваешь оглянуться, а уже конец фильма. Кроме вышеперечисленного Джеймс Ван поднимает проблему по настоящему связанную с моральными ценностями и частично философией античности, а именно проблема смысла жизни. Уверен, что многие из вас когда-то задумывались на счёт этого, так как эта проблема актуальна по сей день. Фильм нам пытается сказать, цените жизнь, так как она у вас одна. Итого, рекомендую к обязательному просмотру, это настоящая классика. От себя, к сожалению, я не могу поставить больше 6, по хорошему я изначально хотел 5, но всё-таки как по мне самая достойная оценка это шестёрка.

6 из 10

29 сентября 2018 | 02:09
  • тип рецензии:

Кровью и жестокостью в кино сейчас никого не удивить. И даже в далеком 2004-м, когда вышел фильм, это уже было банальностью. Поэтому триллеры, предлагающие посмотреть только на изощренные способы убийства людей, автоматом отправляются в мусорное ведро. Кроме расчлененки ведь хочется еще и мысль какую-нибудь разглядеть.

В 'Пиле' эта мысль есть, хоть и совсем простая. Впрочем, это еще и от того, что ничего другого там по сути нет. Фильм снимали на сущие, по меркам кино, гроши. И хватило их на аренду комнаты, несколько актеров и ножовку. С тем и работали.

Получилось не гениально, но вполне себе сносно. Держится фильм на интриге, которую, по всем законам жанра, раскрывают только в конце. А в остальном это обычный такой триллер, не претендующий на лавры. Точнее, не претендовавший, когда его только снимали. Свои лавры в виде огромных в сравнении с копеечным бюджетом кассовых сборов он получил.

Так все-таки стоит ли его смотреть?! Честно говоря, это дело сугубо личного вкуса. Любителям триллеров 'Пила' - это маст хэв, но вряд ли кто-то из них пропустил столь древнюю классику. Остальным же стоит для начала решить, хотят ли они увидеть, как парень сам себе отпиливает ногу.

15 ноября 2016 | 11:09
  • тип рецензии:

Он считает, что имеет право убивать людей. Ему дали прозвище - Пила.

Сюжет поистине зрелищный. Увидеть того, кто весь фильм сидит 'за сценой', наблюдает за жертвами через камеры, понять суть его намерений удается только в эпичном конце. Однако с вопросом 'кто же он, этот Конструктор' можно просмотреть всю цепь серий этого продукта, но так и не суметь истолковать ответ однозначно, колеблясь между больным психопатом и гением. Что движет маньяками в совершении безумных действий? Психологи рассматривают множество факторов, влияющий на появление психических отклонений, здесь же совершенно очевидно показана цель намеренных преступлений: 'Мне надоело, что болезнь съедает меня изнутри, и еще мне до смерти надоели люди, которые не ценят своего счастья'. Забывая о 'здесь' и 'сейчас', эти люди ноют о своем неблагополучии, и, только попадая в крайнюю ситуацию, начинают ценить то, что было прямо у них в руках. Пила ставит своих героев в условия выбора между жизнью и смертью, порой подвергая их к суровым нечеловеческим испытаниям, помогая тем самым обрести им истинную ценность своего былого существования. Отсюда следует, что он не убивает, а возвращает к жизни. Однако, в социуме такое следствие противоречит правовым и моральным нормам.

Слова, фразы хочется цитировать и повторять: 'Большинство людей в нашем мире абсолютно не ценят жизнь, но только не вы и не теперь'.

Впечатляет и малобюджетность кадров:темные помещения и люди..люди..люди..

Саундтреки как нельзя кстати подходят к обстановке и придают еще более эмоциональную выразительность происходящему.

Море из крови? Мясо? Каждый видит картину по-своему. Я закрываю глаза на табличку 'фильм ужасов' и не вспоминаю о ней на протяжении всего фильма, ведь качественно проделанная работа Джеймса Вана не сравнима ни с одним другим представлением данного жанра, поскольку способна передать не только чувства страха и тревоги, но и заставить задуматься о непривычном, но таком важном. Как по мне, задумка гениальна, а ее реализация вызывает еще более невероятные ощущения.

10 из 10

18 июня 2015 | 10:57
  • тип рецензии:

2004 год. Богатый на фильмы год («Рассвет мертвецов», «Тайное окно») ознаменован выходом хоррора «Пила. Игра на выживание». Он сразу же полюбился людьми, потому, что это бы не просто фильм ужасов, а фильм атмосферный и с собственной философией.

Основное действие происходит в душевой комнате, где два героя, не понимающие того, как они оказались в этой самой комнате оказались, пытаются решить задачу, заданную им изобретательным убийцей, прозванным Конструктором.

В чём суть загадки и зачем ему потребовалось её задавать? Это раскрывается в мотиве убийцы. Он говорит: «Чтобы научиться ценить жизнь, нужно встретиться лицом к лицу со смертью». Собственно Конструктор считает своей задачей устраивать встречи со смертью для других людей, чтобы те, пройдя испытание, начали жить полной жизнью. Философия – первое, что выделяет фильм среди прочих.

Второе, что выделяет «Пилу» - это то, что в фильме умело взято лучшее из слешера (весьма кровавые убийства) и саспенса (атмосфера). Собственно говоря, в этом от части, на мой взгляд, и является успех фильма: кажущийся на первый взгляд жёстким слешером (чему, собственно, способствует постер фильма) на деле фильм сильно отдаётся в саспенс, то есть оказывается глубже, чем его считают.

Но прежде чем закончить, поговорим ещё о философии. Основная идея близка к высказыванию: «Живи полной жизнью, пока можешь», но фильму не удаётся заставить по-настоящему задуматься об этом и переосмыслить свою жизнь. В основном, как мне кажется, это связанно с жанровой принадлежностью фильма, потому что, насколько бы этот фильм не был хорош, к нему всё равно будут относиться с обоснованным убеждением в нереальности всего происходящего и как следствие, всё происходящее в фильме – не серьёзно.

Подведём итоги: фильм является зрелищным и интересным творением режиссёров энтузиастов, которые, как мне кажется, делали его ради идеи, что похвально. Является ли он лучшим в своей категории – вряд ли, но посмотреть наверняка стоит.

27 апреля 2015 | 18:46
  • тип рецензии:

До того, как состоялась премьера «Пилы» на кинофестивале «Сандэнс» в январе 2004 года, мало кто мог себе представить, что этот фильм станет частью новой волны фильмов ужасов, которая вернёт кровь и насилие на экраны и отойдёт от ныне шаблонного стиля мёртвых подростков (самореферентных слэшеров), начавшегося с Уэса Крэйвена в «Крике» (1996). Будет преувеличением назвать «Пилу» революционной (никаких коренных преобразований она не внесла), но было бы справедливо отметить, что этот фильм из нового возрождения был одним из самых первых, получивших широкий общественный резонанс и ставших популярным во всех категориях населения, доказывая, что рейтинг R фильма ужасов по-прежнему может достичь финансового успеха. На время выхода он был неким мейнстримом и первым глубоким глотком воздуха любителей хоррор-фильмов, потому что содержал в себе новый взгляд на жанр ужасов, новые идеи и воплощения, новую пищу для ума.

С чего же началась игра?..

Двое мужчин просыпаются и находят себя прикованными к свинцовым трубам в грязной, старой и заброшенной общественной ванной комнате. Посреди лежит мёртвое тело в ядовитой луже крови с пистолетом в одной руке и магнитофоном — в другой. Как оказалось, они стали жертвами серийного убийцы, известного по прозвищу Конструктор.

У него есть немного неприятный способ мучения своих жертв — создание условий, когда они должны убить, если хотят выжить. Технически, Конструктор не является убийцей, попросту потому что никого не убивает — жертвы делают это за него. Но самое интересное заключается в том, что Конструктор никогда не выбирает жертв в случайном порядке. По его словам, они все — совершенно аморальные лица, и он использует их безнравственность для создания ужасных ситуаций, в которых жертва редко справляется с ловушкой. В сущности, жизнь сама по себе — награда, и всех жертв Конструктора объединяет одно — они её не ценят. Но только не теперь.

Предпосылка фильма весьма оригинальна, и с помощью флэшбэков открывается прошлое двух героев — Лоуренса (Кэри Элвис) и Адама (Ли Уоннелл), а также история серийного убийцы, личность которого остаётся загадкой до конца фильма. Наполненный сюжетными поворотами и умело спрятанными пазлами, фильм держит тайну до самого конца, что, собственно, повышает удовольствие от его просмотра.

Но, как написано выше, «Пила» выходит за рамки общей концепции «триллера» и своим подходом к жанру больше соответствует американскому грайндхаусу, нежели подобным фильмам, как «Семь» (1995) или «Молчание ягнят» (1990). Режиссёр Джеймс Ван фокусируется на живом насилии, используя смертельные ловушки Конструктора, и делает «Пилу» визуально фильмом различных жанров, передавая очень хорошее сочетание детективного сюжета и кровавого фильма ужасов. Тем не менее Ван не может избежать влияния музыкальных клипов и использует стиль трясущейся камеры и динамичную смену кадров, которые теперь уже являются клише. К сожалению, чрезмерность этого способа съёмки и монтажа порой нарушает тревожный темп фильма.

Игра актёров достаточно эффектная, но ничего действительно впечатляющего нет, даже учитывая бюджет. Ли Уоннелл показывает вполне хорошую игру, тогда как персонаж Элвиса временами пропадает на его фоне. Дэнни Гловер и Кен Люн появляются во второстепенных ролях как полицейские Тапп и Синг, расследующие дело Конструктора, которые рассказывают зрителям о его предыдущих жертвах в особенно ужасных флэшбэках, и можно с уверенностью сказать, что второй вытягивает большинство общих сцен.

Фильм страдает от злоупотребления стилем музыкального клипа, описанного выше. Совместно с металлом в качестве саунтрека он полностью разрушает атмосферу истории и выглядит, скажем прямо, не к месту. А вот во время флэшбэков такое использование стиля выглядит неплохо, хотя время от времени тоже имеет склонность к разрушению момента. Большинство критиков назвали сценарий неправдоподобным и приводили в пример множество эпизодов, имеющих так называемые белые пятна. И хотя они во многом правы, «Пиле» удаётся вытянуть эти сюжетные недопонимания, ведь в конце концов основная мысль истории хорошо продумана.

В некотором роде «Пила» явилась тревожным звонком для жанра ужасов, во многом превосходя предыдущие попытки возродить жанр, одной из которой является фильм «Лихорадка» (2002), но всё же она далека от совершенства. Тем не менее можно с уверенностью сказать, что Джеймс Ван и Ли Уоннелл создали новый любопытный и оригинальный элемент в жанре, который представляет собой новый источник ощущений. Всё-таки это не классический фильм ужасов, однако его можно посоветовать как любителям хоррор-фильмов, так и обычным зрителям.

6 из 10

28 февраля 2015 | 17:04
  • тип рецензии:

Фильм оставил смешанные ощущения. Насколько отличной была завязка и развитие сюжета, настолько же нелепой оказалась кульминация и развязка. В начале я подумал, что мне предлагают ощутить себя в роли уникального экспериментатора, напрочь лишенного рефлексий по поводу моральности своих экспериментов, для исследования как психологии человека в экстремальных ситуациях, так и вопросов о подлинной нравственности человеческой натуры. Воистину восхищаешься филигранной точностью и аккуратностью экспериментатора, ставшего над любыми попытками его разоблачить, а также теми усилиями, которые, очевидно, нужно было приложить, чтобы организовать такую игру. Но в результате это оказывается очередной басней об обиженном на весь мир маньяке, и вся эта замечательная игра, которую смело можно было бы считать не то что научным экспериментом, а немыслимым по своей аморальности художественным перфомансом, оказывается в руках больного уязвимого человека, озабоченного лишь вопросом о том, как люди ценят свою жизнь, несоизмеримым с масштабами проведенного им действия. После всех витиеватых сюжетных манёвров и множества сомнительных деталей остаётся смятённое ощущение, что тебя попросту надули.

Из-за непродуманного сценария,

6 из 10

05 августа 2014 | 09:44
  • тип рецензии:

Когда в 2004 году, слухи о 'Пиле', как об ужасах нового поколения, разлетелись пандемией по России, мне было 10 лет. И я ооочень хотела его посмотреть. Афиши с окровавленными руками-ногами на стенах кинотеатров манили меня нечеловечески. Мне казалось, что все это очень необычно, таинственно и обязательно полно глубинного, не всем понятного смысла. Но детей на такие фильмы не пускали и мне пришлось перебороть свое желание.

Спустя несколько лет, порядком подзабыв свое детское желание я наткнулась на этот фильм по телевизору. Дома никого не было и я могла в спокойствии предаться просмотру. К тому времени я уже была непробиваемым человеком в плане просмотра фильмов ужасов. Удивить меня в этом жанре было практически невозможно. Слишком много я их уже пересмотрела. И от Пилы, честно сказать, я уже ничего особенного не ожидала. Просто хотела посмотреть, чтобы расслабиться и отвлечься.

Окей, теперь о фильме. Фильм оставил порядком амбивалентные впечатления. И тогда, и позже после нескольких раз пересмотра. Нетривиальный сюжет для американского фильма ужасов представляет собой синтез двух идейных линий. Одна из них драматически-философская. Даже как-то чересчур глубокая для хоррора. Поиски смысла жизни, мысли по поводу значимости нашего времени на Земле, чувства долга и еще многообразия подобных вопросов экзистенциального характера.

Двое парней, приходят в себя прикованные за ноги в холодной, грязной, угнетающей зрителя одним свои видом комнате из которой нет выхода, в не очень позитивной компании с трупом. Они напуганы и ошарашены. Они не знают как и за что они здесь оказались. Не знают чего от них хотят и чего им ожидать. В руках у их мертвого нового приятеля по несчастью они находят револьвер и диктофон, на котором неприятным голосом записано послание, в котором уточнятся, что если один из них хочет видеть живыми жену и дочь, то должен убить второго, а для этого ему нужно отпилить себе ногу. А второму поделом. Дальше ситуация раскручивается по уже понятному сценарию.

Весь фильм не отпускает впечатление, что маньяк, вовсе даже и не маньяк. Странным образом посещают голову мысли, что он и вовсе все делает правильно. Внутренний голос даже одобряет местами его действия. Концепция фильма, собственно, к этому и сводится. Такое соединение добра и зла в одном персонаже очень положительно сказываются на ощущениях при просмотре.

Вторая линия представляет собой стандартный формат для фильма ужасов. Но, давайте будем честны, 'Пила' далеко не самый жестокий ужастик. В принципе, все сцены 'насилия' показаны весьма деликатно. В двух словах - тазик для позывов тошноты можете с собой не брать.

Но самое удивительное, что и сам маньяк, и двое мужчин, вокруг которых и строится сюжет, и все остальные персонажи, являются на деле не главными героями, а скорее аллегорией. Весь просмотр не покидает чувство, что главный герой картины - это ты. Все эти вопросы будто задаются лично тебе. Будто это ты сам должен принимать каждое решение. Будто это ты сидишь в этой грязной ванной, будто это ты так нагрешил в своей жизни, будто эта игра идет с тобой.

Атмосферно. Интригующе. Интересно. Но, не очень страшно. Скорее психологический триллер, но не фильм ужасов. Достойная картина с философским подтекстом. Кстати, весьма жизнеутверждающе.

7 из 10

15 июля 2014 | 17:26
  • тип рецензии:

Начну с того, что я не являюсь поклонницей фильмов ужасов, так как по натуре очень впечатлительный и принимающий все близко к сердцу человек. И просмотр данной картины уж точно не входил в мои планы. Но поскольку этот фильм имеет столько поклонников по всему миру (и в их числе находятся много моих знакомых), я все же решилась посмотреть его, чтобы узнать что же в нем такого особенного.

Впечатления фильм оставил довольно яркие и сейчас в голове столько мыслей. Начнем по порядку. Сюжет фильма довольно интересный и мне кажется что создатели поставили ставку на необычность фильма. Необычность в том плане, что это как 'фильм-потрясение' в какой-то степени. В нем много откровенных сцен насилия (хотя я была готова к тому что их будет намного больше) и он довольно кровавый.

В фильме присутствует хорошая атмосфера, хотя я бы не сказала что мне было страшно. Скорее просто отвратительно. Не было в нем и саспенса, что абсолютно не понравилось.

Сначала фильм меня нисколько не заворожил, я не увидел в нем ничего интригующего. Но как же я ошиблась! Интрига появилась под конец, да ещё и какая. Теперь вот буду смотреть последующие части, потому что стало ужасно интересно что же будет далее.

Конечно-же центральной персоной этой серии фильмов является Конструктор. Психопат, который доносит главную истину жизни людям, конечно же если они выйдут победителями из игры. Он - типичный психопат. Но вот что меня действительно поразило, так это тот факт, что фактически своими руками он не убил ни одну жертву. И в этом большое отличие от всех остальных фильмов, где убийцы режут всех направо и налево.

На счет игры актеров, скажем так - удовлетворительно и вполне неплохо для такого рода фильма.

Я долго не могла определится с цветом рецензии. И все же поставила 'нейтральную'. Объясню почему. Это связано с наличием огромного как плюса так и минуса этого фильма.

'Минус' состоит в том что я считаю что фильмы подобного рода вообще не надо выпускать. Потому что они - это своего рода 'инструкция для начинающего убийцы', эдакий сборник идей на тему: '100 способов изощренно убить человека'. Ну к чему хорошему могут привести такие фильмы??? И потом мы удивляемся почему увеличивается количество психопатов и преступников. Ну да ладно, это уже совсем другая тема.

'Плюс'. В большинстве кинолент какая-то там философия вообще отсутствует напрочь. Они просто похожи на море крови и мяса, и зачем их вообще снимали остается загадкой. Но не 'Пила'. Здесь я все таки нашла в какой-то степени философию. Конструктор преподносит урок, что жизнь - это самое дорогое, что у нас есть. То чего не будет у него. А люди просто тратят ее ни на что, превращаясь в серую массу, ничтожеств, наркоманов. Но какой ценой он преподносит осознание этого. И смогут ли они вообще жить после пережитого или даже после того как отнимут у кого-то жизнь. Думаю нет. И никто не имеет право на такой эксперимент над людьми, даже ради осознания ценности жизни!

И еще один интересный момент. Конструктор создает для своих жертв такие обстоятельства при каких они могут увидеть самые темные уголки своей души. И ответь лично для себя на вопрос: 'А на что вы готовы ради жизни?'. Лишите жизни другого человека ради себя, или потеряете жизнь, но останетесь чисты душой. Интересная дилемма, на мой взгляд.

И того

6 из 10

Столь низкая оценка только из-за моего неодобрения к таким фильмам.

03 февраля 2012 | 13:25
  • тип рецензии:

В далеком феврале 1977 года, среди теплых малазийских джунглей, в «кошачьем городе», родился будущий великий кудесник Джеймс Ван. Есть люди с особым даром – умением делать деньги буквально из воздуха, вкладывая минимум и срывая большой куш. Но талант Вана, быть может, никогда бы и не раскрылся, не повстречай он в Мельбурнской киношколе (куда приехал учиться режиссуре) сценариста Ли Уэннелла, одержимого фильмами ужасов. На пару эти двое настрочили будущий сценарий, сняли дипломную короткометражку, ставшую своего рода трейлером, а затем, собрав чемоданы, никому еще неизвестными персонами пересекли Тихий океан в надежде на встречу с заветной американской мечтой…

Съемки «Пилы» длились всего лишь 18 дней, а выделенный на её создание бюджет слегка превышал миллион долларов. Продюсеры изначально в проект особо не верили, никто не собирался пускать его в прокат – типичная малобюджетная лента, для продажи на DVD. Друзьям пришлось выкручиваться по полной: Уэннелл сам исполнил одну из главных ролей, практически весь съемочный процесс проходил в одном павильоне, ребята не могли позволить себе даже манекен, зато пригласили живого, хоть и растерявшего популярность Дэнни Гловера.

Но пора уже переходить от пустопорожних присказок ближе к сути данного культурного феномена, аналогов которому не так уж и много. Стоило «Пиле» пробраться в мировой прокат летом 2004го (а произошло это благодаря успеху на каком-то не шибко солидном фестивале), как о ней заговорили по всему миру. Так, в пыльных коридорах отечественных вузов царило сессионное возбуждение, но среди бурных обсуждений теории комплексного переменного и перспектив на грядущие недели пересдач, то и дело слышалось одно и то же слово – «Пила». Из уст в уста, по «аське» и на форумах передавалась информация об этой ленте со скоростью медиавируса, кассовые сборы росли, а Ван и Уэннелл в одночасье приравнялись к Финчеру и Линчу – людям, создававшим себе имя в течении многих лет.

А ведь феномен «Пилы» легко поддается объяснению – все дело в общем загадочно-детективном антураже. Есть особая категория художественных произведений, кои опираются на постоянную сюжетную интригу и повествовательную энигматичность. По такому принципу строились практически все пульповые детективы, где логика являлась делом последним, но сюжет все равно затягивал. «Пилу» сначала смотришь с застрявшим в пищеводе попкорном и выпученными глазами, а уж после финальных титров задаешься вопросом – «Что это было?».

«Так о чем же «Пила»?» - спросят те единицы, что провели лето 2004го года на лунной орбите или в водах Северно-Ледовитого океана. А в ней рассказывается о неком «Конструкторе» - загадочном серийном убийце, помещающим свои жертвы в условия игры на выживание. До мелочей продуманной игры с ненулевой суммой, то есть такой, что даже в случае победы узников конструктор не останется в проигрыше. И недаром в одном отечественном мультипликационном моветоне под названием «Versus» так сардонически высмеяли «конструктора», ведь даже поклонники фильма отмечали излишнюю продуманность действий этого персонажа, имевшего на каждую выдумку заложников контрудар. Да и парочка жертв маньяка не вызывает особого сочувствия даже не потому, что к ней применима «дилемма заключённого», а по причинам банальной невнимательности и собственного *censored*. Не замечая очевидного на протяжении всей ленты, ближе к концовке герои окончательно дискредитируют себя, а уж мотивы поведения свободных от оков персонажей так и вовсе вызовут справедливое недоумение. Элементарно поразмыслив, любой разумный человек примет очевидное – гениальный план «конструктора» в реальной жизни провалился бы с вероятностью «9 из 10». И тем более нелепой казалась концовка, воспринимаемая многими «на ура», но на самом деле являвшаяся форменным бредом.

Вывод: В итоге «Пила», при всей своей кажущейся нелепости, собрала совершенно немыслимую кассу и породила целую франшизу, популярную по сей день. Итоговое мнение критиков о картине было неоднозначным, ведь одним людям дорог сиюминутный эффект, а другие привыкли верить послевкусию. Что интересно, позднее Ван и Уэннелл докажут всему миру, что они не были «Халифами на час». Их банальный, но довольно-таки жуткий ужастик «Астрал» так же соберет при бюджете в миллион долларов весьма солидную сумму. Что характерно, ощущения от «Астрала» будут те же – куча претензий к качеству и фабуле, абсолютно не замечаемых непосредственно во время просмотра.

Так стоит ли смотреть пилу, если по каким-то причинам вы этого еще не сделали? Определенно, хотя бы потому, что снять увлекательную ленту в условиях ультромалого бюджета удается далеко не каждому встречному.

Сон провинциального кинозрителя:

Джеймс Ван и исполнитель роли «конструктора» Тобин Белл попивают пиво в придорожной забегаловке.

Белл: Слушай, а тебе вот слабо пролежать без движения в одной позе в течении восьми часов?

Ван: В жизни всё возможно, а если не веришь, почитай мою биографию.

Белл: Поспорим на миллион долларов?

Ван: Прости, я не вкладываюсь в сомнительные мероприятия.


6 из 10

23 сентября 2011 | 02:14
  • тип рецензии:

Сразу оговорюсь, что если вы еще не смотрели ни одну часть 'Пилы', то лучше вам не читать мой отзыв, а то узнаете чего лишнего заранее. Просто я хочу в этом отзыве совместить все впечатления от шести частей (седьмую еще не посмотрел), т. к. к каждой по-отдельности писать отзыв смысла как такового нет, а 'Игра на выживание' - всё-таки начало всему (не считая короткометражки, но это не совсем начало).

Первую 'Пилу' я посмотрел только 4 дня назад - друг уговорил. А я и не верил ему, что интересно - всё-таки 7 частей, не знаю я таких длинных интересных франчайзов. Но посмотрел первую часть. И она мне понравилась. И смотрел дальше и дальше, просмотрев за 4 дня шесть частей, сегодня досмотрю последнюю. Как-то чем-то оно меня зацепило!

Не буду рассказывать, как мне понравилась игра актеров, эффекты и всё такое, просто скажу о том, что я не до конца понимаю в серии этих фильмов. Вот вроде бы, всё правильно говорит 'Пила', что люди не осознают 'стоимость' и необходимость своей жизни, что это самое дорогое, что у них есть и только через невероятные испытания, ставящие жизнь под угрозу, люди могут понять значимость жизни. И все эти испытания проводят Конструктор и его помощники, НО...С какой стати он делает это с людьми? Он что, Бог во плоти? Да, у него болезнь, с которой не выживают, у него умер сын еще на стадии беременности, но..с какой стати он убивает невинных людей, которые никак не причастны к смерти его сына? Да, он исправляет кого-то из них и что? Всех в мире не исправишь. Все мы лжецы и лицемеры, которые ради наживы идут на всё. Это надо весь мир ставить перед лицом опасности. И вот тут я и хочу сказать о заголовке - не судите, да не судимы будете. Видимо, 'Пиле' неизвестна эта поговорка. Не ему судить этих людей.

Но это я говорю лишь о морали фильма, о действиях одного из его героев. Если не брать это в расчет, то сами фильмы все очень хорошие - это не ужасы, но это триллер, психологический триллер с кучей 'мяса, крови и кишок'. Понравится не всем, это уж точно. А вот меня чем-то зацепили эти фильмы, так и хочется смотреть дальше. Нет, я не маньяк, но какая интрига в фильме всё время! До последней минуты ты думаешь, что всё понимаешь и знаешь, а потом тебе говорят, что ты не прав! Вот тут создатели молодцы.

P.S. По-моему, только сумасшедшие режиссеры и сценаристы могут придумывать такие орудия для пыток. А к какой-то части, я читал на КП, сын режиссера придумал одну из ловушек! Ну точно маньяк растет! Эх!

P.P.S. Я не видел раньше подобных фильмов, я видел ужасы и я видел триллеры, но такого не видел. Наверное, можно считать 'Пилу' основоположником такого типа фильмов и одним из его немногих качественных продолжателей, за что я и ставлю такую оценку:

9 из 10

19 апреля 2011 | 15:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: