К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Все таки как интересно Куросава обыграл поговорку 'Горбатого могила исправит'. Сидя на поминках главного героя его сослуживцы поражаются стремительному перевоплощению из жалкой мумии, которая способна только перебирать бумажки и гонять людей по кругам бюрократического цирка в целеустремленного и деятельного человека, который так любит жить и у которого нет времени на ненависть. Разгадка этой метаморфозы оказалась проста - смертельный диагноз. Когда тебя ставят пред страшным фактом не остается ничего кроме как оценить свою жизнь и попробовать хоть что то исправить. Ватанабе сан собирает свою волю в кулак и решается на свое первое и последнее полезное дело в жизни.

Коллеги понимают что когда нибудь они могут оказаться на месте своего почившего начальника. Они в один голос заявляют что поступили бы так же в этой ситуации. Рюмка за рюмкой и вот бюрократы уже начинают во весь голос кричать что так жить нельзя, что Ватанабе наставил их на путь истинный, что вместо перебирания бумажек они должны делать реальные дела. К сожалению их запал выветривается вместе с алкоголем и уже на следующий рабочий день все встает на круги своя.

Жизнь так коротка
Влюбляйтесь девушки, влюбляйтесь
Пока румянец рдеет на щеках
Пока приливы страсти с вами
Живите только одним днем
Ведь жизнь так коротка


Поет наш герой, а по его лицу видно, что грустный он не от того, что умирает так рано, а от того, что жить начал так поздно.

Акира Куросава снял свое творение уже более 60 лет назад, а оно все еще не теряет актуальности. Его все еще не скучно смотреть. Конечно этот фильм не идеален, в нем есть недостатки, но та атмосфера которая создается при его просмотре и те мысли которые возникают после с головой перекрывают все минусы.

7 из 10

15 ноября 2013 | 21:55
  • тип рецензии:

Куросава во всех своих фильмах поднимал важные социальные проблемы и фильм 'Жить ' не исключение.

Основной идеей картины является тема ценности своей жизни, важности совершенных поступков. В фильме показана разница жизни и просто существования человека.

Решающую роль в изменении главного героя сыграла его подчиненная - жизнерадостная молодая девушка, которой скучно постоянно сидеть на одном и том же месте. Старый чиновник - абсолютная противоположность этой девушке, поэтому так интересно наблюдать за их взаимоотношениями.

Хуже дела обстоят с остальными персонажами. Тот самый 'Мефистофель' из бара неизвестно куда и почему пропал и вообще не понятно, как эпизод с ним влияет на сюжет. Так же непонятно почему сын главного героя даже не думал искать пропавшего на несколько дней отца. Всё что можно сказать о нём, так это то что он ждёт от отца наследства в виде денег и никак не интересуется его жизнью.

Интересно смотрится последняя половина фильма в которой с помощью флешбэков история продолжается совершенно в другом ракурсе. Именно тут происходит всё самое интересное в жизни героя.

Операторскую работу и музыку сложно оценивать по современным меркам, так как в техническом плане 'Жить' сильно отстаёт от любого современного кино. Тем не менее фильм интересно смотреть и он оставляет хорошие впечатления именно от истории, которую рассказывает.

8 из 10

26 октября 2015 | 17:01
  • тип рецензии:

Акира Куросава неровно дышал к русской литературной классике — тут к гадалке не ходи. Сумрачный японский гений интересовался Достоевским — и снял 'Идиота'; он читал Толстого — и снял 'Жить'; его чем-то привлёк Горький — и вот вам киноверсия 'На дне'; ну, и до кучи Куросава снял и приключенческий фильм 'Дерсу Узала' по мотивам книг Владимира Арсеньева. Из всего перечисленного у Куросавы я видел только 'Жить', снятый в 1952 году. Что ж...

Господин Kандзи Ватанабэ тридцать лет верой и правдой прослужил на мелкой чиновничьей должности. За много лет работы у него не было ни одного пропуска — ни по болезни, ни по наглости. Ватанабэ-сан честно ходил на работу, честно просиживал штаны в компании таких же как он бумагомарателей, честно копил деньги на будущее для сына... И честно однажды узнал, что пока он тридцать лет сидел и перекладывал бумажки, в его желудке начала расти раковая опухоль.

Ватанабэ-сан не может поверить в свою скорую смерть — но боль отныне постоянно подсказывает ему, что конец близок. Оглянулся Ватанабэ-сан по сторонам, посмотрел на всех вокруг совсем другими глазами, да и вдруг не пришёл на работу — он погрустил дома, а затем пустился во все тяжкие по барам и проституткам. Но в барах ему быстро наскучило, а проститутки оказались тупыми и меркантильными созданиями, и скоро бывший чиновник решился на благое дело: он захотел построить на месте болотистого пустыря детскую площадку... 'Каждый должен что-то оставить после себя', не правда ли?..

Идущий на смерть не пожалел сил и средств, чтобы достигнуть высокой цели — и интересно наблюдать, как сильно может измениться бесполезный и ненужный человек, когда он загорается идеей принести пользу обществу. Фактически такой человек вдруг перестаёт быть бесполезным и ненужным — он даст фору многим, так как мотивацией к действию для него служит страх скорой смерти. А что вообще, как не страх смерти, лежит в основе нашей жизни?..

Причём Ватанабэ-сан приносит не какую-то там фиктивную пользу (как он приносил её все прошлые годы), а самую реальную — он хочет любой ценой построить детскую площадку. С учётом того, что собственному сыну Ватанабэ-сан оказался полнейшей обузой (сын ждёт смерти отца — от него останется дом), он принимает правила жестокой игры, в которую играет лицемерное общество вокруг него. И раковый больной намерен победить.

В образе Ватанабэ-сан Акира Куросава развивает предсмертную философию толстовского Ивана Ильича — последний перед смертью ничего так и не успел сделать (успел только понять), а вот герой японского мэтра успел и понять, и пойти неверным путём (по барам и проституткам), и обрести путь истинно верный — путь настоящей пользы для других людей. В этом — величие фильма 'Жить': он не только показал историю русского классика, но и продолжил её в подлинно гуманистическом, возвышенном духе.

Вообще, технически этот фильм — довольно затянутая, медитативная, долгая вещь, да к тому же ещё и чёрно-белая. Не каждый высидит два с половиной часа, наблюдая за долгими сценами, в которых очень мало действия, но много философии и японской созерцательности момента. Я честно высидел (мне не привыкать), и скажу вам так: фильм можно было бы и подсократить на полчаса, добавить действия, ужать, но как есть — так есть. Спасибо Куросаве и на том, что показал нам историю о смерти Ивана Ильича на японский лад.

30 марта 2022 | 08:23
  • тип рецензии:

Нет более подходящего и созвучного эпиграфа к фильму японского режиссера, чем из стихотворения Осипа Мандельштама: я качался в далеком саду на простой деревянной качели. Словом, о ключевом и символичном эпизоде фильма, но это после.

Сначала же сюжет и история.

Нарратив фильма задан уже в самом названии - Жить, что само по себе необычно, - выбрать первым словом глагол, но именно он настраивает зрителя, подсознательно или нет, на определенную динамику повествования. И динамика эта не в ритме или движении, а где-то глубже, если можно выразиться - трансцендентном, экзистенциальном уровне. Человек переживает смерть. Такие три слова могут выразить коротко картину, в которой человек при жизни дважды сталкивается со смертью - вначале душевной - почти, затем телесной - уже неизбежной и определенной.

Куросава как бы продолжает историю доктора (Такаси Симура) из Пьяного ангела, (стоит заметить еще, что вдохновлен он был повестью Льва Толстого Смерть Ивана Ильича), который теперь утратил и смысл, и вкус, и цвет жизни, работает начальником департамента по делам общественности, где видимость делания в составлении отчетов лучший способ удержаться на одном месте, - по сути же ничего не делая, разве что только отправляя просящих в другие отделы, где они будут крутиться дальше в карусели бюрократической машины. Таким образом налицо Живой труп, винтик в колесе. Но вот смерть стучится в лице рентгеновского снимка желудка, и звуки исчезают, когда приходит осознание ее приговора, который, кстати, рефреном откликнется в фильме Даррена Аранофски Фонтан.

Дома ждет сын и воспоминания - редкие фрагменты их жизни, в которых отец проявил бледное участие, хоть и пожертвовав личной после смерти жены, - обманувшиеся надежды; холодность и чуждость в отношениях встречают престарелого человека, когда он больше всего нуждается в их другой стороне.

Ватанабэ ничего не остается как идти в бар, стараясь утопить печаль на дне. Тут может, совсем кстати, подвернуться добрый Мефистофель, он же спивающийся писатель, который с радостью уведет его к вечернему Токио, к огням большого города, долженствовавшие пробудить жажду жизни. Но что может быть сильнее личного горя? Чужая радость и цветение - они лишь усиливают его, плотнее закутывая в свое безразличие и страдание. Тогда является то солнце, которое на какое-то мгновение помогает ему снять свой заношенный плащ, и даже купить шляпу! В лице молодой сотрудницы, уже бывшей, их отдела, теперь же делающей игрушки, и так, будто играя со всеми японскими детьми. Такие простые слова слышит Ватанабэ, когда отчаяние заставило его признаться ей в своем странном поведении в последнее время, будто надеясь, что она спасет его. И эти-то слова для некогда живого трупа звучат путеводной звездой к строительству парка в том месте у моста, где кроме помойки с лужами вряд ли намечались изменения.

После смерти, как и в предыдущем фильме Расемон, принесший мировую известность режиссеру, использует прием полярности взглядов. Когда весь цвет бюрократии сходится, чтобы решить - кто все же построил парк и выяснить, что случилось с Ватанабэ, а по-сути вынести свои суждения и мнения, поклясться в верности долгу и служению, и наплевательски забыть после пары деньков в карусели. Но все же оставив надежду в лице одного молчаливого молодого сотрудника, не поддавшегося минутной экзальтации и пустопорожним обещаниям.

Возвращаясь к мандельштамовским словам и тому образу человека, качающегося в парке, который он помогал создавать, можно вспомнить напоследок то самое пушкинское завещание, бьещееся в пасторальных тонах японского фильма и старой доброй песенке уже в жизнеутверждающих.

25 сентября 2012 | 05:42
  • тип рецензии:

Неожиданно гоголевское описание маленького человека, простого чиновника, сменяется темой Жизни и Смерти. Нехитрая комбинация заставляющая чиновника продумывать последний месяц своей жизни и выводит формулу этого фильма. Ведь, узнав о неизлечимой болезни герой многое переосмысливает - меняет отношение к близким, находит новых товарищей и упорствует в деле, неожиданно оказавшемся, делом всей его жизни.

В сущности, Акира сводит весь фильм к важности даже самого простого дела, такого например, как постройка детской площадки в городе. Ведь, скромный чиновник не сможет ограбить банк, стать миллионером, выиграть в лотерею. Но он может сконцентрироваться на самом простом деле и минуя все административные барьеры добиться желаемого. Его упорство будет настолько отважным, что даже после смерти, его коллеги будут вспоминать о его поступках - стилистичски делая фильм немного схожим с легендарным 'Расемоном'.

Такаси Симура обычно играл ведущие роли у Акиры, но был всегда несколько в тени Мифунэ. На этот раз ему был предоставлен carte blanche и он создал очень точный образ, страдающего и одержимого манией конструктивизма человека.

Моя оценка этой ленты была бы куда выше, если бы Акира не стал повышенное внимание уделять актуальности. Он настолько красочно изобразил жернова бюрократической машины, сформировавшейся в Японии, что его 'картинку' потом неоднократно калькировали даже в советском кинематографе. Вспомните веселый 'Зайчик' Леонида Быкова или многочисленные иронические филиппики Данелия - в них без труда можно усмотреть отблески фильма 'Жить' Акиры. Кстати, это кино даже в рекомендуемые списки многих обязательных программ ВГИКа попало.

Мне же этот 'остро социальный подтекст' представляется надуманным и излишним. Он ограничивает потенциал картины социальной системой, не позволяя в полной мере рассказать о вопросах Жизни и Смерти. Другими словами, безукоризненная режиссура Акиры и игра Симуры несоответствуют невысокому линейному сценарному посылу.

5 из 10

24 сентября 2013 | 13:50
  • тип рецензии:

Жить надо уметь. Или ты существуешь, утопая в обыденности и рутине, или 'дышишь полной грудью', испытывая всю гамму чувств. Конечно мир очень сложен, многогранен, порой опасен и жесток, но человеку не дано выбирать время своего рождения...

Кто-то пребывает на Земле, проживая в стороне, в безопасности, так сказать, весь отпущенный срок. Кто-то страстно бросается в омут жизненных страстей с головой. Кто-то, кто смелее и увереннее первых, но хладнокровней и благоразумней вторых, выбирает золотую средину - и другим помочь, и себя не обидеть. Вкусы у всех различные. Один и тот же рецепт у каждого получается по-разному. Да так и интереснее... мы же люди. Каждому даётся одна жизнь в этой жизни, и хочется прожить её, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитое время. (Банально, но это так.) И, возможно, оставить след в памяти родных, чужих, всей страны или, даже мировой истории, и обрести таким образом бессмертие.

Фильму около 60-ти, а как актуален. Смотришь и забываешь, что всё происходит в Японии. Очень полезен для просмотра. Он более для тех, кто застрял в рутине. Посмотрите, чтобы опомниться.

23 сентября 2011 | 02:00
  • тип рецензии:

Народная поговорка, которая обозначает наше отношение к собственному здоровью – «Что имеем не храним, потерявши - плачем». В ходе своей жизни многие из нас не уделяют должное внимание вопросам здоровья. Мы обращаемся за лечением, когда болезнь уже взяла свое. Повезет, если процесс обратим и здоровье можно восстановить. Но главному герою Ватанабэ не повезло — он слишком поздно узнал о своем неизлечимом заболевании.

После известия о болезни ты начинаешь совсем по-другому смотреть на жизнь, которая осталась позади. Как я ее прожил? Ради чего все это? А чего я добился? Эти вопросы начинают беспокоить героя Такаси Симуры, но найти на них ответы оказалось сложно. Человек проработал 30 лет на должности среднего чиновника в отделе связей с общественностью. В итоге у него остались ежедневная рутина и перекладывание бумаг с места на место.

Ватанабэ начал ценить свою жизнь слишком поздно. В момент известия о болезни для него появляется шанс на небольшое искупление. Местные жители просят помочь построить новую детскую площадку, но безжалостный бюрократический аппарат не решает эту простейшую ситуацию. И вот Ватанабэ приходится сталкиваться с бюрократией, которой он был на протяжении всей своей карьеры — буквально попал по ту сторону баррикад. Но человеческая воля смогла победить коррумпированные сердца местных чиновников. Площадка оказалась на новом месте на радость детишек и их родителей.

Одна из самых жизнеутверждающих работ великого маэстро учит нас многим вещам:

— любви к близким

— стремлению к жизни

— вниманию к окружающим

— и другим вещам, которые делают наш мир лучше.

Я всем рекомендую посмотреть фильм «Жить» Акиры Куросавы. Каждый человек сможет найти в нем что-то душевное и полезное для себя.

«Я не могу позволить себе ненавидеть людей, у меня для этого недостаточно времени» – Кандзи Ватанабэ

10 из 10

16 декабря 2023 | 17:15
  • тип рецензии:

Неоднозначные впечатления от фильма.

С одной стороны, интересно посмотреть и на жизнь и обычаи в Японии. И сюжет весьма актуальный – высмеять бюрократическую систему, доведя её до абсурда. При этом Акира Куросава вряд ли представлял, что может быть еще хуже, ведь с Российской бюрократией столкнуться ему не пришлось... Но...

Страшно-, неимоверно-, мегазатянутые сцены всё впечатление от фильма портят. Динамики не то, что не хватает, порой кажется, что телевизор завис на очередной эмоции главного героя. Однако проходит буквально несколько десятков секунд и картинка оживает...

PS: кажется я знаю, откуда содрали взгляд Шрековского кота: )

24 октября 2013 | 21:46
  • тип рецензии:

Очень грустный фильм... Сюжет картины навеян повестью Льва Николаевича Толстого 'Смерть Ивана Ильича', срежиссирован Акирой Куросавой, уже этих двух компонентов достаточно для отличного кино. Главный герой фильма 'маленький человек', раздавленный колесами бюрократической машины, слабый, жалкий, уставший от бессмысленной работы и такой же бессмысленной жизни. Работает он мелким чиновником в департаменте, который толком ни за что не отвечает, на работе наш герой ничего не делает, потому что только так можно удержаться на своем месте. Закадровый голос вещает: 'Он уже двадцать лет как мертв'. Вскоре, он узнает, что неизлечимо болен. Последние дни своей жизни он посвящает благому делу, а именно - строительству детской площадки. На этом, можно сказать, экспозиция заканчивается.

Весь фильм пропитан очень тонким, почти чеховским, чувством грусти. Надо отдать должное режиссеру, картина не пытается примитивно манипулировать эмоциями с помощью музыки, или форсированной драмы в стиле 'Хатико'. Хотя, казалось бы почва благодатная, в очередной раз высмеять и довести бюрократию до абсурда, отличный задел для тонкого юмора и скабрезно-иронических комментариев, но не для Акиры Куросавы. С ним так просто не бывает. Кино задает больше вопросов, чем дает ответов. Причем вопросы эти философские, а ответ как бы повисает в воздухе, оставляя зрителю пространство для размышлений. Зачем мы живем? Ради чего? Разве так стоит жить? Да вот хрен его знает, честно говоря. Конечно не так, но живя как то отодвигаешь такие вопросы на периферию на сознания, для того чтобы они не сильно давили на психику. Видимо для этого нам нужны творцы, чтобы вовремя дать отрезвляющую пощечину, в моменты, когда мы погрязшие в быту и рутине, забываем зачем, почему и главное ради чего мы живем. И кинофильм 'Жить' является такой пощечиной. Жесткой, бескомпромиссной, но жизненно необходимой. И самое главное, намека на 'хэппи энд' тут не будет, что одновременно очень жизненно и очень печально. Куросава - Достоевский от мира кино, тончайший психолог и хирург человеческих душ. Эх... Есть что-то неуловимо русское в этом фильме. Хоть с Японцами мы совсем разные, но чувство грусти, такой тяжелой и безысходной у нас схожи.

10 из 10

09 октября 2016 | 22:12
  • тип рецензии:

Задайте себе этот вопрос честно. Без алкоголя, без куража, бравады и всего прочего, что так подстегивает на громкие слова. Посмотрите на себя нагишом. Ну что? Не переживайте, единственный ответ может быть нет. И вас нечего винить. А кто ответит да? Наверное, тот, кому нечего терять. Человек, который уже не имеет своей жизни. Странно, что никто не боится умирать. Люди живут, словно не ощущают смерти, как будто этот последний пограничный пункт им не знаком и он находится очень-очень далеко. Интересно получается, что как только человека предупреждают о неизлечимой болезни, он начинает чувствовать присутствие смерти неотделимо от своего бытия. Остается только слушать душу, быть искренним, прямым и честным. Откуда вдруг берутся на всё это силы?

Главный герой этого фильма — человек, который вынужденно был воскрешен из мира мёртвых. В начале диктор произносит слова: 'Он вроде бы занят, но по сути ничего не делает'. Вот так человек в мелких заботах теряет себя и собственную индивидуальность. Желания хороши тем, что они воспламеняются с моментальной скоростью и плохи, что так же быстро стухают. Если направить свою энергию в одно русло, то человек начинает деформироваться в ровной пропорции с приложенными усилиями.

Старик узнал страшный диагноз в смягчаемой форме. Врач говорит, что это обыкновенная язва. В больнице к нашему герою подсаживается человек, который разоблачает вранье доктора. И тут накатывает полное отчаяние. Он впервые пропускает работу за 29 лет, притом раньше никогда даже отпуска не брал. Старик выгорел, стал сухим и твердым. Бюрократическая машина — всего лишь пинцет, который открывает нам человеческие характеры и натуру. Клерки, что сидят по разным департаментам не видят ничего, даже себя, а потому, можно предположить, умирают намного быстрее. Когда человек устает жаловаться на жизнь — он замолкает. Старик осознает, что в жизни не сделал ничего стоящего. Штамп на бумажках — единственное, что может его рука. От молодой, живой и так по-детски наивной сотрудницы слышит, что его прозвали 'Мумией'. Это откладывает отпечаток трагичности прожитых лет.

Переоценивать жизнь всегда не легко, особенно когда это надо сделать в сжатые сроки. У него остается всего лишь 6 месяцев. Старик практически не говорит никому о своей болезни. Из-за этого на работе ползут слухи, а дома думают, что на старости лет он решил загулять. Непонимание увеличивается. Всё, что старик делал было ради сына, но он не разглядел этого, ему и не надо было. Всё, что хотел сын — наследство.

Последняя половина фильма открывает взаимоотношения старика, который понял, что надо сделать, осознал, что единственное стоящее дело — это вместо выгребной ямы сделать детскую площадку. Берет на себя инициативу и добивается постройки уверенным и смиренным путем. Всё это мы слышим из уст его сотрудников. Они дерутся и возвеличивают главного героя у него же на похоронах, принижают себя и кричат. Верховное начальство считает, что заслуги в постройке парка не столько его, сколько государственного механизма в целом.

Акира Куросава мастерски, как хирург, показывает подноготную маленьких меркантильных человеческих душ, что неспособны строить полноценные взаимоотношения не только с другими людьми, но и с собственными мыслями. Такие люди, как правильно, и лишены очень важной способность — помочь. Эстетика реальности вонзается в сердце острым пером. Такаси Симура передает в своей мимике нечто большее, чем болезнь и муки отдельного старика. В его лице видна вечность неразрешимых человеческих проблем.

Это кино про совесть, про то, что никогда не поздно сделать что-то стоящее, про отвагу и мужество довести дело до конца, про стойкость и непреклонность. Когда жизнь уже отдана болезни и остаются считанные часы, тогда человек забывая о себе готов совершить нечто большое. И это большое — шаг на встречу к самой жизни.

Мне думается, что у людей нет времени ненавидеть друг друга и для этого не надо быть больным, для этого надо просто остановиться и громко крикнуть себе в лицо: — Я Человек!

10 из 10

22 октября 2016 | 21:29
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: