Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Три раза поклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть…
А. Блок
Это стихотворение Блок посвятил России, но мы можем узнать себя в этом образе. И, как оказывается, грехи явление международное: грешат все одинаково, но не все одинаково приходят к концу, который ждет каждого…
Перед глазами стоит один кадр, а точнее глаза Джульетты Мазины, искрящиеся от слез, и как бы говорящие, что все будет хорошо. И неважно, что жизнь ей нужно начинать заново, важно, что жажда к жизни не угасаема. Есть такое выражение, что каждый получает от Бога испытания по силам своим. Казалось бы, в этой хрупкой, смешной и глуповатой женщине ее почти не должно быть, но получается совершенно обратное: она на сто голов выше всех ее любовников вместе взятых. В ней есть какая-то всепобеждающая сила, совсем не женская, а скорее общечеловеческая. У нее хватает сил возрождаться, как феникс из пепла.
На мой взгляд, это как-то очень по-русски или, если хотите, по-христиански, если вспоминать русскую классику. Жажда к жизни, несмотря на все потрясения, есть в нашем менталитете. Вот почему это кино кажется мне по духу русским.
Если у вас есть тоска и сокрушения по поводу своей жизни – выписываю вам рецепт: фильм Ночи Кабирии. Игра Джульетты Мазины и вера в Жизнь Федерико Феллини излечивают с первого же просмотра!
«Ночи Кабирии» - фильм, целиком построенный вокруг центрального персонажа. Маленькой, беззащитной, и хронически несчастной женщины по имени Мария Чекарелли, зарабатывающей на жизнь «самой древней профессией», при том не имея ни одной черты характера из тех, что, как правило, приписывают проституткам. Красивое имя Кабирия – своего рода «сценический псевдоним», а также единственный ее щит от мира вокруг, ведь она открыта и наивна как ребенок и не готова ничего скрывать.
Они все проходят через ее линию жизни, через ее ночи, ведь проститутки – «ночные женщины». Сомнительный тип по имени Джорджио, скинувший ее с обрыва ради сумки; актер Альберто Лаззари, желавший расслабиться после разрыва с подружкой, при этом совершенно не подозревающий, какую боль он причиняет Кабирии, так и не воспользовавшись ее услугами, он из троих обозначенных в фильме «мужчин Кабирии», является самым человечным, так как все же он не пытался обмануть, а в последствии погубить несчастную женщину; ну и последний – бухгалтер по имени Оскар, у которого все же в последний момент «дрогнула рука» при виде такого существа, как Кабирия, никогда и никому не сделавшая зла, израненная и разбитая, казалось бы, окончательно.
Кабирия из тех, кто не рожден для счастья. Она крепко держит в кулачке свое единственное основание для поддержания хоть какой-то уверенности в себе – «У меня есть свой дом», докладывая это всем и каждому, а также всей своей открытой душой показывая, как она желает иметь простое женское счастье, что неизбежно привлекает к ней самых грязных обитателей жестокого мира. Несмотря на это, внешним поведением, Кабирия мало чем отличается от своих подруг, а также умеет дать отпор некоторым из них. И все же, каждый, кто давал ей надежду на то, чего у нее никогда не было, неизбежно открывал ее настоящую душу.
После каждой несбывшейся надежды Кабирия теряла много, с каждым разом все больше и больше. Будь то просто удар лбом о незаметную глазу стеклянную дверь, или когда ее столкнули в реку, отобрав сумочку, или же откровения от всей души на глазах у злорадной римской публики, или же когда она сама, испытав в очередной раз то, что уже не раз доводилось испытывать, только вот в этот последний раз было сильнее и больнее всего, она сама просила о смерти.
Безысходно бредя по дороге, слабыми пошатнувшимися ногами, которые нечетко чувствуют землю и направление, куда идти, под насмешки проходящих мимо ребят, она смотрит сквозь пелену слез, из глаза скатывается слеза, смешавшись с косметикой и оттого черного цвета, трагическая черная слеза, а на лице вдруг начинает проявляться улыбка.
Все рождаются в боли, но не все помнят боль, испытанную при своем рождении. Вчера желавшая умереть, а сегодня идущая по этой дороге в никуда и ни за чем, Кабирия рождалась заново.
«Ночи Кабирии» - удивительно простой, но вместе с тем и очень глубокий, проникновенный фильм. Феллини повествует нам о жизни Кабирии – проститутки, работающей в бедном квартале Рима. Она взбалмошная, крикливая, обидчивая, своенравная женщина. Вместе с тем, погружаясь в мир фильма, зритель не может не признать, что Кабирия очаровательна. Кадр за кадром Феллини разматывает клубок её души, и постепенно влюбляет всех в эту маленькую, хрупкую женщину. Низость и порочность её ремесла противопоставляется богатому внутреннему миру героини, грязь внешнего против чистоты и красоты сокровенного. Это борьба, за которой сложно наблюдать беспристрастно.
Наивность и доверчивость Кабирии показана в первом же эпизоде – возлюбленный героини крадёт деньги и сталкивает её в реку. Обманутая в лучших чувствах, женщина всё же долго не может поверить и признать, что с ней могли так жестоко и несправедливо поступить. Ведь он её любит, разве деньги могут быть важнее человека?
В сценах с богатым клиентом Феллини отображает простодушие и искренность созданной им героини. Каждый момент, каждая фраза Кабирии позволяют лучше познать её внутренний мир. И до чего же удивительно делать открытие, что эта женщина такой ребенок в душе! Трогательная, ранимая и отчаянно хорохорящаяся перед знаменитостью: «Знаете, какая я? У меня есть свой дом! Я не то, что они, я никогда не ночевала под забором! Ну разве только раз… два… Но не больше!»
Духовность Кабирии раскрывается в эпизоде в церкви. Поразительна та страстность и искренность, та одухотворенность, с которыми молится героиня. И какую простую, но полную душевной боли и усталости просьбу возносит она к небесам. Вдруг зритель понимает, что эта падшая женщина преисполнена искренней надеждой на новую жизнь, на простое женское счастье.
Сцена с гипнозом позволяет узнать в Кабирии Марию – восемнадцатилетнюю девушку с длинными черными волосами, которая ещё не знает жизненных невзгод и хочет любить и быть любимой. Это стриптиз нежной и ранимой женской души на потребу злобной и грубой публике, способной лишь насмехаться над чистотой и глубиной. Потому что человеку свойственно осмеивать то, чего не в состоянии понять.
Финал истории вызывает целую гамму чувств. Это и пронзительная боль разочарования, и опустошенность, и безысходность от краха надежд. Вместе с тем, это и возрождение, это новая надежда и новая жизнь.
Вопреки сказанному ранее, «Ночи Кабирии» - вовсе не о проститутке. Скорее, это история о чистом, наивном, доверчивом человеке, искренне верующем в любовь, счастье, светлое будущее. О женщине, готовой вновь и вновь раскрывать своё сердце навстречу новому чувству, сложив всё к ногам любимого. О человеке, который способен пережить все тяготы жизни, претерпеть все подлости и предательства, а после подняться со дна отчаяния и осветить вечер своей исцеляющей улыбкой сквозь слёзы. И видя такую улыбку, хочется действительно верить, что добро, нежность, искренность и душевная незапятнанность победят в схватке с жестокостью, несправедливостью и порочностью.
«Мытари и блудницы вперед Вас идут в Царство Божие»
«Снова появился кто-то, кому она сможет отдавать свои деньги, чтобы он их пропивал, а потом еще и бил ее в придачу. Роза была счастлива». Эрих Мария Ремарк, «Три товарища».
Из всех фильмов, снятых Федерико Феллини в 1950-е годы, ни один, пожалуй, не вызвал такого количества споров, толков и трактовок, как «Ночи Кабирии». Жорж Садуль, Андре Базен, Альберто Морава и другие признанные итальянские и французские кинокритики неустанно вгрызались в эстетику и проблематику картины, выискивая и порой надумывая параллели с Достоевским и Тургеневым, Гюго и Сервантесом, с ранними работами самого Феллини и творениями неореалистов… Но мы не будем слишком углубляться в трансцендентально-эсхатологические дебри и представим свое понимание «Ночей», быть может, упрощенное, но, хотелось бы верить, более человечное.
Стало своеобразной традицией анализировать шестой фильм Феллини с оглядкой на второй, «Белого шейха», в финале которого впервые появилась проститутка по имени Кабирия. Для Джульетты Мазины эта роль стала уже третьей такого плана: в 1948 году ее можно было видеть в подобном амплуа в картине Альберто Латтуады «Без жалости», а три года спустя – в «Закрытых ставнях» Луиджи Коменчини. Неудивительно, что очередное вживание в образ представительницы древнейшей профессии потребовало от нее колоссального духовного напряжения. Пытаясь постичь глубину и противоречивость личности новой Кабирии, следует принимать во внимание два основных фактора. Во-первых, вряд ли уместно искать какие-либо ее прототипы в мировой литературе и кинематографе прошлых лет. Ни Сонечка из «Преступления и наказания», ни Фантина из «Отверженных», ни многочисленные «ночные бабочки» из романов Ремарка не могут и сравниться с Кабирией по степени жизнестойкости, способности любить и силе веры – не в какие-то высшие мистические силы, но в людей. И, во-вторых, нужно абстрагироваться от клейма Кабирии как «падшей женщины», «падшей сестры Джельсомины», которое накладывают выработанные моралью нашего общества рефлексы. Самозабвенно отдаваясь своему ремеслу, Кабирия сохраняет чувство собственного достоинства, гордость и душевную чистоту. Поэтому она не замыкается в себе, подобно беззащитной Джельсомине; не умея страдать молча, она беззаветно отдается то нахлынувшей на нее радости, то страсти, то страданиям…
«Некоторых вещей нельзя касаться грязными руками»
Из «Дороги» в «Ночь» плавно перекочевал один из важнейших мотивов всего творчества Феллини – одиночества и человеческой разобщенности в современном ему итальянском обществе. Несмотря на постоянную поддержку верной подруги Ванды, Кабирия даже в окружении других проституток пользуется репутацией «двинутой», поэтому и пытается как-то вырваться из гнетущей повседневности (вернее, «повсеночности»), убежать в иную реальность, пусть иллюзорную, но более гармоничную и радужную. И столь сильна глубокая симпатия, которую она внушает встречным мужчинам, что они всячески пытаются ей в этом помочь: сначала известный актер Альберто (переосмысление «Белого шейха»), потом – безвестный гипнотизер… Они относятся к ней не как к женщине, тем более продажной, а скорее как к взрослому и заплутавшему в потемках собственной души ребенку, слегка обиженному, но все еще трогательному в своей наивности. Я бы не сказал, что в «Ночах» Феллини явно решил прибегнуть к излюбленному приему ангелизации, посредством которой были созданы образы Джельсомины и Матто и раскрыт характер «Мошенника» Аугусто. Кабирия – абсолютно реальная и настоящая женщина, пусть и невезучая, но поистине прекрасная в своей борьбе за простое земное счастье. Она по очереди теряет отпущенные ей девять кошачьих жизней, но лишь для того, чтобы фениксом вновь и вновь возрождаться из пепла утраченных иллюзий и, наконец, назло всему вступить в последнюю жизнь, которая уж точно должна стать полнее и ярче предыдущих.
Подчеркиваю: речь идет о земном счастье, доступном и достижимом исключительно усилиями Кабирии. Ведь во время празднования Дня Святой Богородицы Мадонна остается глуха к ее слезным мольбам, священнику Джованни не удается принять ее исповедь, а знаменосцы-паломники продолжают свой путь холодно и чуть надменно, даже не обернувшись на ее возгласы. Вообще в «Ночах Кабирии» Феллини коснулся своих непростых отношений с католической Церковью явственнее, чем обычно. Чего стоит один эпизод с «благодетелем с мешком», помогавшим нищим, вырезанный из окончательной версии фильма сразу после премьерного Каннского показа: клерикалы посчитали, что режиссер решил возложить миссию Христа по помощи сирым и убогим на человека, неприемлемый по всем канонам Писания ход. Впрочем, обилие религиозных аллегорий в картинах Феллини является отдельной интереснейшей темой для анализа, благо сам Федерико на момент выхода «Ночей» так и не смог дать окончательный ответ на вопрос, может ли он назвать себя настоящим католиком.
Живая Кабирия повстречалась режиссеру во время съемок «Мошенничества», и звали ее Вандой: она жила в полуразвалившейся хижине, с опаской приняла от него немного еды, но потом с присущей ее натуре страстью без утайки поведала обо всех страданиях и горестях, пережитых ею во время работы на римских улицах. Социальная среда, в которой творит Феллини, абсолютно естественна, но из-за его глубочайшей любви к ней она поневоле искажается, приобретает оттенки таинственности – равно как и погруженные в нее персонажи. Пьер Паоло Пазолини, принявший участие в написании сценария к «Ночам», опасался, что эта реальная действительность вступит в дисгармонию с действительностью стилизованной, с привнесенными последней героями, как, по мнению многих, вышло с Джельсоминой и «Дорогой». Но, несколько опустив Кабирию до уровня окружающего ее мира и подняв последний до уровня самой Кабирии, Феллини и Мазина добились уникального сочетания, навсегда оставившего след в душе каждого из великих творцов. И если Джульетта решила навсегда попрощаться с покинувшей ее Кабирией, то Федерико, кажется, так и не смог забыть этот финальный сияющий взгляд, напоминающий чаплинского Бродяжку из «Огней большого города». Взгляд, наполненный не только слезами утраченных иллюзий, но и звездами новых надежд.
«Ночи Кабирии» — классика мирового и итальянского кинематографа. Шедевр Федерико Феллини.
При просмотре картины, переживаешь за Кабирию, роль которую, блистательно исполнила Джульета Мазина. Кабирия — проститутка, с чистым сердцем, наивная, которая желает вырваться в нормальную жизнь и обрести счастье, о котором желает каждая женщина — любить и быть любимой. Но она прекрасно понимает, что в том положение, в котором она находится, она ни кому не нужна. От части из-за этого, она груба и резка с окружающими, но в то же время она добрая, веселая и романтичная натура.
В последней части фильма, к горлу подходит комок, потому что появляются моменты, при которых понимаешь, что счастье Кабирии, которое она так ждала, под сомнением и в скором времени будет очень больно. И в это время хочется как-то вмешаться в кино, изменить ситуацию, но это будет сказка. Феллини хоть и снимает своим уникальным «волшебным» стилем, но он снимает кино про жизнь. А в жизни, людей, которые доверчивые, наивные и открытые сердцем, часто обманывают.
А самые последние кадры, производят потрясающее эмоциональное смешение. Гениально.
Главную героиню фильма - проститутку Кабирию (Джульетта Мазина) - в прямом смысле слова бросает возлюбленный. В реку. Забрав сумочку. Через некоторое время выжившая неудачница возвращается на панель в золушкиной надежде встретить единственного и неповторимого мужчину.
Федерико Феллини, судя по всему, испытывал какое-то тайное извращённое удовольствие, запечатлевая страдания своей прославленной жены на экране. Только если та же Дорога, где главную роль также исполнила Джульетта Мазина, сыграв преданную Джельсомину, жестока и безнадёжна, то Ночи Кабирии всё же заставляют верить в светлое и радостное даже в том коварном и гипнотическом (неслучайно сцена в театре с манипуляцией разума Кабирии кажется зрителю самой безжалостной) мире, в котором живёт одинокая и уязвимая девушка.
Сложно поспорить с тем, что Федерико Феллини без преувеличения был и остается Королем тонкого, чувственного, итальянского кино. Беря, по сути, самые обыденные и жизненные ситуации и героев, Феллини-художник сплетает тонкий узор драмы. Его герои - сложные, странные, непонятые - в корне отличаются о себе подобных и эта отстраненность создает атмосферу грусти и попранной невинности, тщательно спрятанную под маску грубости, равнодушия (грязной профессии, поиска смысла жизни в грязных удовольствиях и т. д ). Не только наивная Кабирия, но и Марчелло ('Восемь с половиной') и Режиссер ('Сладкая жизнь') не могут вписаться в общество и наладить собственную жизнь, поэтому кидаются то в одно, то в другое, не в силах утолить сове желание самореализации и и потребности быть счастливым. Эта черта, объединяющая практически всех героев кинофильмов Феллини, и задает основной тон разворачивающейся перед нашими глазами трагедии.
Кабирия, наивная проститутка, работающая на грязных улицах самого дешевого района Рима, мечтает выбраться из порочного круга своей жизни и оскорбляется, когда швейцар не снимает перед ней шляпу, как перед остальными женщинами. Она, как ребенок, расстраивается от несознания своей неполноценности и копит деньги на маленький домик, мечтая о нормальной жизни. За её вульгарностью скрывается доброе сердце и детская непосредственность, пусть и подпорченная и оскверненная её образом жизни. Несмотря на то, что она зарабатывает торговлей собственного тела, Кабирия чиста душой и все еще является той 18-летней невинной девушкой, которую вытащил из глубин её подсознания загадочный фокусник.
Каждый раз Кабирия позволяет мошенникам обмануть её, прощая все прошлые обиды и пытаясь начать все сначала и каждый раз она верит, что вот она, настоящая любовь, о которой она всегда мечтала. Обманываясь и теряя надежду, она обретает её снова, едва лишь мужчина дает ей хоть капельку тепла. Пронзительно сильной является сцена в номере знаменитого актера. Кабирия начинает доверять мгновенно и стоит дать её хоть немного ласки, как она, подобно щенку, прильнет к руке и будет абсолютно счастлива в этот момент. А если придет длинноногая возлюбленная Хозяина, то она, подобно тому же щенку, всю ночь тихонько просит в ванной, не подав ни звука, и лишь молчаливо присутствуя при сцене любви, происходящей без нее. Для Кабирии её профессия - это такая же грязь, как и для всех остальных, и она глубоко несчастна, торгуя своим телом. Она мечтает заниматься любовью, но мужчины лишь грубо используют её тело и душу, пользуясь её наивностью и верой в людей.
Мало какой фильм способен вызвать такие же чувства, какие можно испытать про просмотре 'Кабирии'. Это и всепоглощающая жалость, и надежда, что Кабирия найдет свое счастье, и грусть, когда её обманывают и, как шакалы, по кусочкам растаскивают чистую душу, загрязняя её своей жадностью к деньгам и похотью.
И даже в конце, после переломного момента, когда у Кабирии не остается ничего и ей уже не страшна смерть, она не бросается с обрыва, оканчивая свою несчастную жизнь. Детская чистота души Кабирии слишком сильна и смерть может только наблюдать, как проститутка без гроша в кармане идет по дороге наравне с шагающими детьми и её улыбка подобна улыбке Богини, мудрой и прекрасной.
Когда ты спустишься на дно ночного Рима - Увидишь женщину, что хочет быть любима. Взмывает сердцем вновь…И снова терпит крах «Ночная бабочка» со святостью в очах.
Италия после второй мировой войны - совершенно особое место и время, породившие небывалое количество оригинальных и самобытных режиссеров и художников. Страна, освободившаяся от фашистской диктатуры мигом нашла для себя другие оковы, на этот раз в лице капитализма. Рыночные отношения, словно раковая опухоль буквально в десятилетие захватили всю социальную сферу, полностью преобразовав все общественные устои, традиции, законы, системы, не оставив от них и камня на камне (впрочем, описания и не требуется, ибо ситуация всем знакома). Различные художники начинают исследовать общество, причем каждый действует в своей области. Висконти берет на себя аристократию и крупную буржуазию, Антониони - средний класс, а вот Феллини и Пазолини вплотную занимаются самыми низшими, униженными и угнетенными слоями населения - нищими, пролетариатом, бродягами, проститутками, ворами.
Одна из их первых работ (по сценарию Пазолини) с постановкой Феллини - 'Ночи Кабирии'. История о римской проститутке с добрым сердцем и невинной душой. Несмотря на преклонный возраст, многоопытность в житейских делах, негативную окружающую среду и постоянные нападки судьбы, она сохраняет первозданную свежесть и благость души. В отличие от всех остальных людей (как в ее круге, так и вне его), Кабирия абсолютно честна по отношению к себе и своим чувствам. Если она ненавидит – то дерзко и открыто (но не в силах долго гневаться на кого-либо). Если любит - то всем своим существом, отдаваясь предмету любви без остатка. Она просто не способна поверить, что все человеческие отношения носят товарно-рыночный характер. Поэтому ее часто (и легко) обманывают, она теряет деньги, имущество, честь, силы... Но не присутствие духа! Вновь, и вновь, после очередной смерти, Кабирия, словно Лазарь, возрождается из праха отчаяния, обмана и зла к новой жизни, надежде и любви.
Фильм удачно сочетает в себе черты неореализма и, как ни странно…христианской философии (действие происходит неподалеку от Ватикана, настоящее имя героини - Мария (Святая и блудница) и т.д.). Но следует оговориться, что христианство в фильме предстает не в привычном смысле слова. Феллини словно вытягивает из него самое ядро – веру и смысл, подвергая остальные факторы критике и насмешке (толпа прихожан на заднем плане, стадо овец на переднем, инвалид, жаждущий ходить, но картинно рухнувший как мешок с картошкой, паломники, просящие у Бога квартиру поближе к парку, деньги и т.д.). Фильм наоборот скорее даже в каком-то несколько языческом смысле сподвигает к ПОЛНОМУ, абсолютному принятию жизни с ее грехами, обманами, злом, несправедливостью, безнадежностью и ложью. Если вы остаетесь собой, не предаетесь отчаянию, не теряете своей 'внутренней правды' (не нуждающейся в описании и толковании и известной ТОЛЬКО вам), и при этом принимаете мир в его целостности, то никаких сомнений - вы святой (даже если ни разу в жизни ни были в церкви).
Что касается технической части, то замечу, что от черного белого-фильма, снятого почти шестьдесят лет назад невозможно оторвать глаз. Атмосфера и антураж картины при посредстве музыки Нино Роты (несколько самых разнообразных оркестровых композиций, пробирающих до глубины души) погружают в себя без остатка. Действие гармонично развертывается на ночных римских улицах, перемежаясь вставками из театральных представлении и отдельными сценками из ночной жизни. Джульетта Мазина (бессменная муза и единственная спутница Феллини до самой смерти обоих с разницей в несколько месяцев) придает персонажу небывалую живость, экспрессивность и какую-то почти детскую наивность и наблюдать за ее Кабирией - небывалой эстетическое наслаждение. Да и весь фильм буквально дышит энергетикой, оптимизмом (в хорошем смысле), жаждой и любовью к жизни во всех ее проявлениях. А это такая редкость.
Чтобы понять Феллини хотя бы больше, чем наполовину, я уверен, нужно посмотреть все его работы, а может и не получиться понять, но увидеть стоит. Прежде всего, для себя нужно открыть этого режиссера, его фильмы глубоки настолько, что не видно дна, но с другой стороны - они будут понятны всем.
Сценарий фильма - прекрасен, и пусть он между точками начала и конца развивается не слишком быстро, но Джульетта Мазина не даст скучать. Кстати о ней.
Джульетта Мазина - просто невероятна, чувствуется определенный стиль игры: чувственный, бурный, а где нужно - невероятно трагичный. Весь фильм ждешь от ее героини какой-то выходки, или резкой смены поведения, она буквально проживает свою роль, ее игрой стоит поражаться, да и вообще, если хочется пополнить в голове ящик с хорошими актрисами - Мазина будет там на первом месте, ее трудно спутать с кем-то. Я впервые видел ее на экране, и мне хочется видеть другие ее работы. Описать словами тяжело - нужно просто видеть.
Несмотря на обилие шуток, забавных ситуаций, все-таки, это невероятно трагичный фильм, о женщине, которая просто женщина, я бы сказал образ Кабирии - это собирательный образ, списанный с женщин всего мира.
Эта работа подходит для знакомства с великим мастером - Феллини, так же подходит для знакомства с ярчайшей Джульеттой Мазина. Равнодушным не оставит ни кого.
Самое настоящее и трогательное кино, которое я когда-либо видела. С самого начала наивность и страстная натура Кабирии с неумолимой очевидностью ведут ее к тому самому финалу, который мы и наблюдаем. Но улыбка, глаза главной героини на последних секундах фильма поворачивают все на 180 градусов. Этим нехитрым штрихом завершает Феллини свою незамысловатую и простую, как и все гениальное, картину. Фильм о вере и надежде, о любви к своенравной и злой жизни, о том, что так трудно в себе уничтожить, растоптать. Она верила, верит и будет верить, чтобы ни произошло, потому что это ее природа, бесконечный цикл доверия и обмана, который она не в силах разрушить.
Трудно писать рецензии на то, что представляет собой совершенство. Это не оценка, а скорее признание. У этого фильма есть душа, и как душа живет вечно, так и дуэт Мазина-Феллини бессмертен.