Чтобы понять Феллини хотя бы больше, чем наполовину, я уверен, нужно посмотреть все его работы, а может и не получиться понять, но увидеть стоит. Прежде всего, для себя нужно открыть этого режиссера, его фильмы глубоки настолько, что не видно дна, но с другой стороны - они будут понятны всем.
Сценарий фильма - прекрасен, и пусть он между точками начала и конца развивается не слишком быстро, но Джульетта Мазина не даст скучать. Кстати о ней.
Джульетта Мазина - просто невероятна, чувствуется определенный стиль игры: чувственный, бурный, а где нужно - невероятно трагичный. Весь фильм ждешь от ее героини какой-то выходки, или резкой смены поведения, она буквально проживает свою роль, ее игрой стоит поражаться, да и вообще, если хочется пополнить в голове ящик с хорошими актрисами - Мазина будет там на первом месте, ее трудно спутать с кем-то. Я впервые видел ее на экране, и мне хочется видеть другие ее работы. Описать словами тяжело - нужно просто видеть.
Несмотря на обилие шуток, забавных ситуаций, все-таки, это невероятно трагичный фильм, о женщине, которая просто женщина, я бы сказал образ Кабирии - это собирательный образ, списанный с женщин всего мира.
Эта работа подходит для знакомства с великим мастером - Феллини, так же подходит для знакомства с ярчайшей Джульеттой Мазина. Равнодушным не оставит ни кого.
Трогательное кино, пронизанное неистребимым светлым жизнелюбием, верой в то, что мир прекрасен, как Солнце, что создало его. Много ли найдется людей, способных остаться с чистым и великодушным сердцем после страшного предательства. Предательства даже не столько со стороны людей, а просто предательства как отрицания самого сокровенного.
В этом фильме сквозь горькие слезы робкими ростками к солнцу тянется не убитое доброе сердце, а святость души не становится меньше от того, что так много пользовали тело, и так больно ударили.
Побитая жизнью путанка должна была б обрести корявую броню, за которой ничего б не осталось: никакой веры и ожидания, никаких детских шалостей, никакой согревающей любви, никаких надежд на чистое счастье 'правильных' женщин. Такая сильная и самостоятельная малышка 'клюнула' на приманку, открылась, и была жестоко наказана, Бог знает за что.
Милая беззащитная Мазина, я не могу разделить героиню и ее исполнительницу, эти чудесные бездонные, по-детски открытые в доброй наивности, глаза, где глубоко-глубоко спряталась-свернулась печаль, могут быть только раз.
Эта улыбка... после всего-всего, 'звучит' как орган на утренней службе в соборе, утром, когда начинается новый день. Да, в нем останется зло и мелочность, жестокость и ложь, но останется также чистое звонкое детское сердце и эти милые глаза.
Невозможно понять, почему раньше я думала, что фильмы Феллини скучные. Мне давно уже хотелось познакомиться с какой-нибудь из работ великого мастера, но наша встреча постоянно откладывалась. Казалось, что, если я начну смотреть фильм Феллини, то затоскую, начну хандрить и в очередной раз увижу, что жизнь боль. Но впечатления, к моей радости, оказались немного другими.
Вообще мне просто хотелось встретиться с любой из работ Феллини, но выбор мой для знакомства с ним пал именно на «Ночи Кабирии» во многом из-за того, что там играет его супруга Джульетта Мазина. Когда-то мне показалась очень романтичной история о том, как на закате жизни, будучи в больнице, Феллини сбегал словно мальчишка к своей супруге, лежавшей в другой клинике. Поэтому так хотелось увидеть фильм Феллини и увидеть его супругу в главной роли, и выбор пал на «Ночи Кабирии», где Джульетте Мазина 36 лет, а великому режиссеру, чьи, фильмы стали классикой, в момент съемок, было 37 лет. В сущности, фильм великолепен благодаря этой паре, несчастной паре, которая, наверное, уже понимает, что им не суждено иметь детей, поэтому целиком и полностью, и возможно с болью, они преданны искусству.
Сюжет фильма вертится вокруг женщины определенной профессии по имени Кабирия. Её история проста, но поведение и характер вызывают смех и печаль одновременно. Картина начинается с того, что героиня терпит в любви предательство, весьма гнусное, но совершенно соответствующее жизни вокруг неё. Но начинается следующий день и мы уже видим Кабирию совершенно бойкой и ничуть не печальной. На своем пути она встречает мужчин: и кинозвезда, и почти святой, наверняка, оставляют отпечаток в душе Кабирии, оставляют у неё впечатления, которые способствуют тому, чтобы почти как прежде замкнуть круг её жизни.
Фильм о жизни маргинальных слоев общества в пригороде Рима. Казалось бы там должно было быть столько грязи, сейчас бы, наверное, именно так и сняли бы. Но мне почему-то хотелось только умиляться, Кабирия была такой очаровательной, а ещё Мазина до жути напомнила мне нашу Надежду Румянцеву, больше харизмой, чем чисто внешне. И я сказала бы, что фильм о бесконечной вере в сказки, о том, что вера в них не угасает даже тогда, когда жизнь миллионы раз дает тебе по носу.
И я не замечала того, что фильм черно-белый, казалось бы, а как же зелень, там же определенно всё должно цвести, но нет дорога, море, песок, жалкий дом Кабирии - всё это не должно быть ярким. И Рим, выглядящий, как Москва, в старом советском фильме, то есть просто большой город, но это днем, только днем. Ночью это клубы, это представления иллюзионистов и бродяги, и добрый самаритянин, который подкармливает их. И прекрасны крупные планы, когда мы видим выражение глаз Кабирии, и она действительно «Чаплин в юбке», как говорили о ней кинокритики.
И, как ни банально звучит, это фильм действительно на все времена. А лицо Кабирии в финале фильма это легенда, это шедевральные кадры, заслуживающие такого же внимания, как и улыбка Моны Лизы. Этот фильм, с очень простым сюжетом, для всех, его мог бы посмотреть почти любой, потому что история понятна, она такая же, как в фильме «Красотка», любимом фильме множества женщин, такая же только менее голливудская и более философская. И в конце картины зрители прекрасно понимают, что Кабирия не изменится, что бы не происходило в её жизни, она всё равно будет такой же бойкой, энергичной и жизнелюбивой.
Так что, если вы боитесь смотреть фильмы Феллини, опасаясь, что они слишком нагрузят вас, не бойтесь, начните с «Ночи Кабирии», посмейтесь над героиней и полюбите её, потому что она очаровательна и благодаря ей фильм кажется забавным, но не более, это не сатира – это немного грустная, немного циничная история обаятельной проститутки по имени Кабирия.
Ночь. Маленькая женщина в дешевом, но выгодно подчеркивающем фигуру наряде идет по освещенным улицам города. Ей немножко неуютно в этом элитном квартале, среди дорогих ресторанов, проезжающих мимо роскошных авто, элегантного общества. Оказалась она здесь по своему капризу, а может потому, что ее манит такая жизнь. Эта женщина - Кабирия, она живет в бедном районе и торгует собой. Ей здесь не место, но она с детским упрямством прохаживается по улицам, задорно вскинув голову.
И невольно проникаешься симпатией к этой взбалмошной, грубоватой, но такой по-детски наивной героине. Сопереживаешь ей во всех ее передрягах, грустишь и радуешься вместе с ней. Ведь, несмотря на свой род занятий, Кабирия доверчива, добра, верит в лучшее, любит мечтать. Жаль, что сейчас таким как она говорят, что им будет тяжело в этом мире...
Актрисе и Феллини блестяще удалось показать этот диссонанс внутреннего мира героини и жестокой реальности, в которой ей приходится жить. На ум сразу приходит тема маленького человека в русской литературе. Похожую историю, но с разными действующими лицами можно найти в гоголевской 'Шинели', в творчестве Достоевского. Так же очень жаль героев, но что их может ожидать в этом жестоком мире, в котором никому нет до них дела, когда над ними только смеются.
Однако после фильма остается какая-то надежда, вера на лучшее. Он полон милыми трогательными моментами, но показанными сквозь щемящую грусть... У Кабирии были свои радости - такая роскошь, как свой дом (пусть состоящий из одной комнаты, зато со всеми нужными принадлежностями). Она очень гордится, что у нее есть свой уголок и спешит сказать это каждому, пусть только попробуют над ней посмеяться! Я думаю, что даже самое черствое сердце растрогает эта замечательная картина, в которой, несмотря на щекотливую тему, нет ни капли пошлости. Эх, умели же раньше снимать!
Это отличный фильм. Лёгкий, весёлый, смешной и в то же время драматичный. И самое главное - интересный. За его просмотром два часа проходят незаметно.
Это фильм о доверчивости и доброте, которые всё чаще мешают людям с этими чертами характера найти счастье в мире, ведь он полон обмана и жесток.
'Конечно, среди нас немало циников, расчетливых людей, всё это верно. Но когда мы встречаем что-то светлое, прекрасное и чистое, маска цинизма с нас спадает. И всё лучшее, что заложено в нас пробуждается.'
Фильм довольно непредсказуем в плане сюжета. Каждая ночь жизни Кабирии - это уникальное событие, которое полностью увлекает зрителя.
Уже ближе к концу фильма внимательный зритель поймёт чего ждать от концовки, и это потрясёт его. Концовка, кстати, вышла не только драматичной, но и в некоторой степени комичной.
«Ночи Кабирии» - удивительно простой, но вместе с тем и очень глубокий, проникновенный фильм. Феллини повествует нам о жизни Кабирии – проститутки, работающей в бедном квартале Рима. Она взбалмошная, крикливая, обидчивая, своенравная женщина. Вместе с тем, погружаясь в мир фильма, зритель не может не признать, что Кабирия очаровательна. Кадр за кадром Феллини разматывает клубок её души, и постепенно влюбляет всех в эту маленькую, хрупкую женщину. Низость и порочность её ремесла противопоставляется богатому внутреннему миру героини, грязь внешнего против чистоты и красоты сокровенного. Это борьба, за которой сложно наблюдать беспристрастно.
Наивность и доверчивость Кабирии показана в первом же эпизоде – возлюбленный героини крадёт деньги и сталкивает её в реку. Обманутая в лучших чувствах, женщина всё же долго не может поверить и признать, что с ней могли так жестоко и несправедливо поступить. Ведь он её любит, разве деньги могут быть важнее человека?
В сценах с богатым клиентом Феллини отображает простодушие и искренность созданной им героини. Каждый момент, каждая фраза Кабирии позволяют лучше познать её внутренний мир. И до чего же удивительно делать открытие, что эта женщина такой ребенок в душе! Трогательная, ранимая и отчаянно хорохорящаяся перед знаменитостью: «Знаете, какая я? У меня есть свой дом! Я не то, что они, я никогда не ночевала под забором! Ну разве только раз… два… Но не больше!»
Духовность Кабирии раскрывается в эпизоде в церкви. Поразительна та страстность и искренность, та одухотворенность, с которыми молится героиня. И какую простую, но полную душевной боли и усталости просьбу возносит она к небесам. Вдруг зритель понимает, что эта падшая женщина преисполнена искренней надеждой на новую жизнь, на простое женское счастье.
Сцена с гипнозом позволяет узнать в Кабирии Марию – восемнадцатилетнюю девушку с длинными черными волосами, которая ещё не знает жизненных невзгод и хочет любить и быть любимой. Это стриптиз нежной и ранимой женской души на потребу злобной и грубой публике, способной лишь насмехаться над чистотой и глубиной. Потому что человеку свойственно осмеивать то, чего не в состоянии понять.
Финал истории вызывает целую гамму чувств. Это и пронзительная боль разочарования, и опустошенность, и безысходность от краха надежд. Вместе с тем, это и возрождение, это новая надежда и новая жизнь.
Вопреки сказанному ранее, «Ночи Кабирии» - вовсе не о проститутке. Скорее, это история о чистом, наивном, доверчивом человеке, искренне верующем в любовь, счастье, светлое будущее. О женщине, готовой вновь и вновь раскрывать своё сердце навстречу новому чувству, сложив всё к ногам любимого. О человеке, который способен пережить все тяготы жизни, претерпеть все подлости и предательства, а после подняться со дна отчаяния и осветить вечер своей исцеляющей улыбкой сквозь слёзы. И видя такую улыбку, хочется действительно верить, что добро, нежность, искренность и душевная незапятнанность победят в схватке с жестокостью, несправедливостью и порочностью.
Не стану углубляться в тему тяжелой женской доли. Федерико Феллини рассказал грустную историю, завершив ее счастливым, неожиданным финалом. Данная картина - это основа, из которой потом что-то почерпнули, переняли, заимствовали. Но сначала были 'Ночи Кабирии', Мазина и Феллини, а уже после - разномастные фильмы про беды продажной или целомудренной непримечательной внешне героини, 'Интердевочка', 'Красотка', фильмы с Барбарой Стрейзанд и так далее.
Ночи Кабирии - это мирный шелест спокойной, послевоенной ночи, не обремененной грузом мегаполиса и высоких технологий, это тот самый, далекий голос, рассказавший нам о самых честных и правильных вещах, голос, лежащий в основе ну практически всего, это то, к чему хочется прислушаться, сначала был этот голос, а потом слово. И с каждым днем этот голос слышен все слабее, нынче это лишь отголосок, отголосок славной эпохи, в колени которой хочется упасть, рыдая, и спросить - как нам жить дальше? Нет теперь такого жемчужно чистого кино, потому что им было все ясно, а нам нет, творцы хорошо понимали жизнь, умели замечать простое в сложном, и главное в простом, а наше общество запуталось, есть только общие черты, канва с размывающимися границами того, что хорошо, а что плохо. А тогда, после войны, людям просто ничего не оставалось, как быть искренними. Это было время большой любви, настоящей наивности. Я представляю себе тот период именно так, благодаря фильмам Феллини, и я чувствую силу, чувствую КПД этого фильма.
А Феллини, кто я такой, чтобы рассуждать о том, что ему удалось, а что нет, о Феллини либо хорошо, либо ничего себе, белиссимо! Я лишь в очередной раз отмечаю для себя, что у Феллини кино про человека, а это куда глубже и серьезнее, чем кино про какое-то событие, и всё в фильмах великого итальянца человеком пропитано!Так четко, и в то же время тонко, выделять героев, с помощью монтажа, света( как сияет Мазина в кадре!), композиции кадра, смены планов, так пристально рассматривать их и обособлять их внутренний мир от всего остального может, наверное, только Феллини.
Кабирия - не первой молодости и не первой свежести одинокая и бедная проститутка-мечтательница, живущая на окраине города в малюсеньком домишке. Этот домишко - все. что у нее есть. А еще у нее есть заветная мечта, в которую она свято верит. Она мечтает о своем принце на белом коне, невзирая на все тяготы судьбы, и готова видеть этого принца в каждом встречном. Доверчивая и простодушная, Кабирия раз за разом попадается на удочки мерзавцев и пройдох, но ее оптимизм и вера в свою мечту остаются непоколебимыми даже в самых, казалось бы, угнетающих обстоятельствах. Этим Кабирия и покоряет восхищенного зрителя, заставляя его, эстетствующего ценителя киноискусства, учиться у себя - малограмотной проститутки...
Федерико Феллини — Мастер с большой буквы. Я не знаю ни одного его фильма, который бы не подтверждал это. Он может быть о чем угодно и сколь угодно долго идти — все равно будешь смотреть его, как зачарованный, не ведя счет времени и полностью погружаясь в мир героев. Феллини многогранен, и никогда не ограничивается одной лишь подоплекой — социальной, политической, романтической и т.д. Все они присутствуют в каждом фильме — наслаждайтесь каскадом чувств, эмоций и более чем реальных образов.
Кабирия для меня — воплощение веры в добро, человечность и справедливость, веры в настоящую любовь. Проститутка в поисках Божьей благодати — как же это в духе Феллини! Но чем рискованнее этот контраст в героях или сюжетах фильмов Феллини — тем эффектнее ему удается донести свою мысль до зрителя, свою веру в человека при каких бы то ни было обстоятельствах.
В очередной раз глубоко впечатлила и великолепная, живая и искренняя Джульетта Мазина — Муза режиссера. Ну, разве можно представить кого-то еще в этой роли? И знаменитая последняя сцена фильма, думается, стала знаменитой именно благодаря ей, а точнее — благодаря ее удивительной улыбке, которая возносит вас сразу до небес и за которую можно действительно отдать целый мир.
Сложно поспорить с тем, что Федерико Феллини без преувеличения был и остается Королем тонкого, чувственного, итальянского кино. Беря, по сути, самые обыденные и жизненные ситуации и героев, Феллини-художник сплетает тонкий узор драмы. Его герои - сложные, странные, непонятые - в корне отличаются о себе подобных и эта отстраненность создает атмосферу грусти и попранной невинности, тщательно спрятанную под маску грубости, равнодушия (грязной профессии, поиска смысла жизни в грязных удовольствиях и т. д ). Не только наивная Кабирия, но и Марчелло ('Восемь с половиной') и Режиссер ('Сладкая жизнь') не могут вписаться в общество и наладить собственную жизнь, поэтому кидаются то в одно, то в другое, не в силах утолить сове желание самореализации и и потребности быть счастливым. Эта черта, объединяющая практически всех героев кинофильмов Феллини, и задает основной тон разворачивающейся перед нашими глазами трагедии.
Кабирия, наивная проститутка, работающая на грязных улицах самого дешевого района Рима, мечтает выбраться из порочного круга своей жизни и оскорбляется, когда швейцар не снимает перед ней шляпу, как перед остальными женщинами. Она, как ребенок, расстраивается от несознания своей неполноценности и копит деньги на маленький домик, мечтая о нормальной жизни. За её вульгарностью скрывается доброе сердце и детская непосредственность, пусть и подпорченная и оскверненная её образом жизни. Несмотря на то, что она зарабатывает торговлей собственного тела, Кабирия чиста душой и все еще является той 18-летней невинной девушкой, которую вытащил из глубин её подсознания загадочный фокусник.
Каждый раз Кабирия позволяет мошенникам обмануть её, прощая все прошлые обиды и пытаясь начать все сначала и каждый раз она верит, что вот она, настоящая любовь, о которой она всегда мечтала. Обманываясь и теряя надежду, она обретает её снова, едва лишь мужчина дает ей хоть капельку тепла. Пронзительно сильной является сцена в номере знаменитого актера. Кабирия начинает доверять мгновенно и стоит дать её хоть немного ласки, как она, подобно щенку, прильнет к руке и будет абсолютно счастлива в этот момент. А если придет длинноногая возлюбленная Хозяина, то она, подобно тому же щенку, всю ночь тихонько просит в ванной, не подав ни звука, и лишь молчаливо присутствуя при сцене любви, происходящей без нее. Для Кабирии её профессия - это такая же грязь, как и для всех остальных, и она глубоко несчастна, торгуя своим телом. Она мечтает заниматься любовью, но мужчины лишь грубо используют её тело и душу, пользуясь её наивностью и верой в людей.
Мало какой фильм способен вызвать такие же чувства, какие можно испытать про просмотре 'Кабирии'. Это и всепоглощающая жалость, и надежда, что Кабирия найдет свое счастье, и грусть, когда её обманывают и, как шакалы, по кусочкам растаскивают чистую душу, загрязняя её своей жадностью к деньгам и похотью.
И даже в конце, после переломного момента, когда у Кабирии не остается ничего и ей уже не страшна смерть, она не бросается с обрыва, оканчивая свою несчастную жизнь. Детская чистота души Кабирии слишком сильна и смерть может только наблюдать, как проститутка без гроша в кармане идет по дороге наравне с шагающими детьми и её улыбка подобна улыбке Богини, мудрой и прекрасной.
Самое настоящее и трогательное кино, которое я когда-либо видела. С самого начала наивность и страстная натура Кабирии с неумолимой очевидностью ведут ее к тому самому финалу, который мы и наблюдаем. Но улыбка, глаза главной героини на последних секундах фильма поворачивают все на 180 градусов. Этим нехитрым штрихом завершает Феллини свою незамысловатую и простую, как и все гениальное, картину. Фильм о вере и надежде, о любви к своенравной и злой жизни, о том, что так трудно в себе уничтожить, растоптать. Она верила, верит и будет верить, чтобы ни произошло, потому что это ее природа, бесконечный цикл доверия и обмана, который она не в силах разрушить.
Трудно писать рецензии на то, что представляет собой совершенство. Это не оценка, а скорее признание. У этого фильма есть душа, и как душа живет вечно, так и дуэт Мазина-Феллини бессмертен.