К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'В жизни, всегда есть что-то, что ждет тебя за углом, а эти сонные суки, ноющие насчет футбольных хулиганов, избивающих друг друга, просто не вписываются в такой порядок вещей…Нас интересуют только фаны других команд, и нам плевать на всех остальных. Они позволяют долбаным педерастам и садистам истязать друг друга. Но когда дело доходит до чего-нибудь вроде кусочка насилия, связанного с футболом, они взбираются на свои подиумы и начинают проповедовать'. (с)

Настоящий футбольный фанатизм является не просто культурой, образом жизни или тем более хобби, которым увлекаются по выходным. Это абсолютно полноценная и насыщенная идеология со своей системой мировосприятия, состояние души, которое как призма преломляет окружающую действительность. Сколько об этом уже сказано и как мало из этого понято. В чем же истинная цель фанатизма? Победа любимой команды? Получение удовольствия? Никоим образом. Его настоящий оплот – конденсированная, беспримесная страсть, атавистическая энергетика, небольшой осколок животной жизни, анти-симулякр, почти что ницшеанская «воля», погребенная под спудом благ современности.

Столкновения с полицией, драки, попойки, мародерство – формообразующие аспекты жизненного пути фаната, осуждаемые как неправильные, антиобщественные, негуманные и, конечно, опасные для социума, ибо противостоящие самому принципу спокойно-потребительского существования последнего. Положение «ультрасов» в социальной системе координат действительно довольно двусмысленно и, некоторым образом, внезаконно, ведь они занимают нишу (в которой обитаются только преступники) между инертной социальной массой и государственной системой тотального подчинения. Поэтому фанатов бьют, судят, сажают в тюрьмы и не пускают на стадионы. Но кого и когда это останавливало? Единственное, что может уничтожить околофутбольную культуру – болезнь изнутри. Слишком близок и соблазнителен комфорт, стабильность и социальные гарантии «нормальной жизни».

Пока фанатская культура не выродилась в цивилизацию потребительства, литературный памятник околофутбольной жизни решил воздвигнуть один из лучших альтернативных писателей современности Джон Кинг, не понаслышке знающий о фанатских движениях. В далеком 1996 году он дебютировал на писательском поприще книгой «Фабрика футбола», которая стала настоящей литературной бомбой. В ней Кинг не ограничивается футбольной тематикой, а рисует масштабное полотно мировидения с точки зрения озлобленного пролетариата Англии (того самого легендарного прототипа «пролетариата», на примере которого Маркс выстроил весь свой «Капитал»). Книга в своем роде уникальна – она изобилует тонкими политическими намеками, почти философскими жизненными наблюдениями и гиперреалистичным описанием быта и сленга английской молодежи (к сожалению, сей опус, как и другие книги автора, давно изъяли из продажи благодаря нашим высоконравственным депутатам). Для нее характерна не только глубина проникновения в систему принципов существования фанатского культа, но и широта художественного описания, так как Кинг дает точную околофутбольную картографию всего Британского континента, описывая неповторимое своеобразие культуры боления всех городов Англии. Попытка Кинга очертить полотно социокультурной жизни туманного Альбиона оказалась успешной. Публика и критика отнеслись к роману положительно, а Ирвин Уэлш признал, что «это лучшая из прочитанных мною книг о футболе и культуре британского рабочего класса 90х годов». Естественно, экранизация книги была лишь делом времени, которого правда прошло немало.

Спустя более чем восемь лет, когда Кинг уже почти исписался, к материалу о фанатах решил подступиться режиссер Ник Лав. К сожалению, качество переадаптации истории оставляет желать лучшего. От общего богатства, вложенного в книгу дискурса, сохранить удалось от силы половину. Существенный недостаток заключается в том, что развернутая сеть побочных сюжетов, остросоциальных аллюзий и политических выпадов была радикально упрощена, причем, видимо, не только ради ускорения динамики повествования, но и по цензурным соображениям. Фильм старается уместиться в более-менее четкую нарративную структуру, отбрасывая все лишнее в целях стремительности, но цельной истории не получается. Однако ее априори не могло здесь быть, ведь пересказ главного героя у Кинга был неким собранием разрозненных фактов, фрагментов жизни, кусочков глобальной мозаики околофутбольной культуры.

Тем не менее, к основной линии оказалась очень удачно приращена побочная история жизни Билла Феррела, которая была импортирована аж из третьего тома фанатской антологии Кинга «Англия на выезде», вышедшего в свет вместе с лентой Лава. Феррел, ветеран второй мировой, наблюдая за обществом сквозь призму накопленного опыта, тесно общается с главным героем и находит глубокое взаимопонимание. Таким образом вводится некая надисторическая параллель и протягивается связь времен и поколений, а футбольные побоища косвенным образом (аналогия, конечно, очень опасная) сравниваются с военными битвами, где также важны понятия сплоченности, взаимовыручки и отваги. Стоит особо отметить, что здравомыслие Фаррела идет вразрез с русофобскими настроениями Европы: «Поразительно, тот парень даже не знал, что Берлин взяла Красная Армия. Невероятно, как будто их этому не учили в школе…Конечно, потом Союзники рассорились, но ведь русские, а не кто-нибудь, с боем прошли через весь город, улицу за улицей, потеряв при этом 100 000 человек…Вскоре после войны они были объявлены злобными тиранами, стремящимися поработить Англию, превратив ее в коммунистическое государство, а теперь вот сами задыхаются под тяжестью преступности и пьянства благодаря тем, кто повел их по пути демократии западного образца.» (Естественно в фильме нет даже намека на подобный образ мыслей, но Кингу спасибо.).

Также скажем, что неплохо удалось передать экзистенциальный характер истории, поведанной одним из хулиганов на манер «исповеди» Руссо. Прямая речь персонажа, вне всякого сомнения, значительно обогащает художественную составляющую картины. Более того, исповедальный характер подчеркивается еще и тем обстоятельством, что герой Дайера, на манер христианских писателей и философов, ставит под сомнение правомочность существования своего «идеала» и образа жизни в целом. И в полном соответствии с традициями, именно из этой дуалистической напряженности, экзистенциального разрыва, в душе героя рождается чистая как пламень вера.

Однако лучшее, что есть в этом фильме – визуальный ряд наряду с гиперреализмом происходящего, аккуратно перенесенным со страниц книги. Лаву удается избежать надуманности, излишней помпезности и идеализации околофутбольной культуры. Сцены драк и маршей фанатов сняты в лучших традциях современного британского кино – стильно, ярко, мощно, обескураживающе и попросту чертовки красиво. Немалую долю в общий эстетический вклад вносит саундтрек, великолепно скомпилированный из электронной музыки и отдельно стоящего жанрового направления так называемого хулиганSKAго ска, которое в Британской империи достигло пика своего развития. Эмоциональный накал картины также достоит быть упомянутым – Лав выстраивает очень точную структуру сопереживания, смешивая юмор, насилие и драматизм в безукоризненно точных пропорциях. Для интеллектуалов отведен особый уголок, ибо режиссер разбавляет историю мотивами судьбы, вещих снов и предзнаменований, явно позаимствованных из пьес гордости Англии – Уильямя Шекспира. Все они, конечно, сбудутся.

В целом, картина Ника Лава, конечно, является одной из вех «фанатского» кинематографа, который по справедливости возник именно на родине футбола. А такое явление как околофутбольная культура, без сомнения, достойна того, чтобы быть запечатленной хотя бы в парочке хороших фильмов.

19 июня 2016 | 15:30
  • тип рецензии:

У каждого киномана есть «его» фильмы – он знает их наизусть, готов бесконечно цитировать главных героев, пересматривает их. Для меня «Фанаты» - один из таких фильмов. Вы говорите, что от книги Джона Кинга в картине осталось немного? Да, но если бы произведение писателя максимально полно перенесли на экран, очень многие бы просто отвернулись. Главное, что основа была бережно сохранена.

Вы говорите, что в фильм о футболе, но его там нет. Я скажу, что фильм не столько о футболе, сколько о людях, для которых это не просто спортивная игра, а жизнь. Не в спортивном смысле, а в социальном: ходить на стадион, носить цвета своей команды и втаптывать в асфальт соперников – герои фильма живут этим, хотя большинство из них взрослые, семейные и состоявшиеся мужики.

Параллельно с этим зрителю задается вопрос: зачем ты проживаешь каждый свой день? Двигаешься по маршруту «работа-дом», набиваешь желудок и засыпаешь у телевизора? Разве это правильно? Можно не соглашаться с альтернативой, которую выбрали Томми Джонсон и его друзья, но сам вопрос – согласитесь - над ним стоит задуматься.

Этот фильм открыл для меня актера Дэнни Дайера, музыкальную группу Primal Scream, и еще помог лучше понять своих друзей, пробивающих выезды за нашу местную команду и сходящих с ума на стадионе. Да какого черта, фильм Ника Лава заслуживает самой высокой оценки!

10 из 10

04 июля 2013 | 20:48
  • тип рецензии:

Все таки люблю я британский кинематограф! Чем больше смотрю фильмов, 'рожденных' на островах Туманного Альбиона, тем больше проникаюсь теплыми 'фанатскими' чувствами к британскому кино!)

О чем фильм? О любви к футболу? Нет! Этим здесь даже и не пахнет. Хотя Англия страна футбола, ни о какой любви к данному виду спорта в этом творении и речи быть не может. Фанаты здесь - обычный средний класс общества - парни до 30, мужчины за 40 и ребятня, которая пойдет по стопам своих взрослых друзей, что не может не огорчать. Пять дней в неделю это работяги, семьянины, которые только и мечтают о наступлении выходных, чтобы провести эти два дня в компании друзей, наркотиков, алкоголя и огромной дозы адреналина. Футбол здесь лишь ширма. А истинная страсть заключается совсем в другом. Этим ребятам не достаточно просто посмотреть матч и поболеть за любимую команду. Нужна встряска! Вдоволь 'накачавшись' всякой дрянью, можно идти в атаку на врага. Все это - бешеный мордобой. Показано естественно и натурально. На некоторых моментах мне было искренне неприятно смотреть на этот кошмар. И не дай Бог столкнуться с этим жутким явлением в реальной жизни!

Вообще, напоминает все это подростковый возраст и, так называемые, 'стрелки'. Герои фильма ведут себя как подростки, используя при этом совсем не детские способы развлечения. 'Кидать понты' - обязательное условие. Хвастаться, как ты 'отметелил' врага - бесценно! А про драки и стычки и говорить нечего. Как на войне:'Ни шагу назад!', 'Стоять насмерть!'.

Среди всех фанатов выделяется один - Томми Джонсон. Он же - основной рассказчик. Он же, в принципе, и главный герой. Не удивилась ни капли, увидев Дэнни Дайера в этом амплуа. Уж кто-кто, а он был просто рожден для роли футбольного фаната! В принципе, его герой один из немногих, у кого начали появляться проблески сознания, но...

Но вот концовка для меня стала неожиданной. Ждала совсем не этого. Но сейчас понимаю, что по-другому быть не могло. Да и не хочется. Порой нужны крайности, чтобы сделать соответствующие выводы.

Это творение Ника Лава напомнило мне картину американца Джеймса Мерендино 'Панк из Солт-Лейк-Сити' 1998 года. Что там, что здесь - фанатизм на грани сумасшествия и неправильные представления об увлечениях и хобби с примесью дикого желания самоутвердиться любыми способами, так как данная потребность не была удовлетворена вовремя.

В целом, достаточно мощный фильм, наполненный реалистичностью. Мы видим истинную жизнь сумасшедшего фанатика, живущего от матча до матча. Конкретных целей у этих людей в жизни нет, как, собственно, и будущего. И от этого становится печально. Ведь проблема, освещенная в этом фильме, достаточно актуальная и таковой останется, пока существует футбол и не только.

9 из 10

и однозначно в коллекцию!

22 апреля 2013 | 01:13
  • тип рецензии:

В фильме Ника Лава потрясающе передана атмосфера околофутбольной Англии на примере безбашенных фанатов 'Челси'. Здесь наглядно показана их обыденная жизнь, как они проводят время в барах, на трибунах стадионов, как проявляют себя в забивах после матчей. Также в 'Фабрике футбола' наглядно просматривается иерархия между 'стариками' и 'молодняком', чего нет в других фильмах данной направленности, например, 'Удостоверение'

Действительно прекрасный фильм, всем, кто интересуется данной тематикой советую посмотреть.

10 из 10

15 января 2013 | 23:58
  • тип рецензии:

Именно такое название имеет данный фильм, как и одноимённая книга, по которой он был снят. Джон Кинг написал трилогию о футбольных хулиганах, одной из которых была Фабрика футбола. На мой взгляд, это лучшее произведение из этой трилогии, поэтому именно она была экранизирована. К сожалению, с книгой общего очень мало. Сюжет фильма недостаточно широко показывает пролетарий Англии, в отличие от версии Джона Кинга. Когда я смотрел данную картину, то не мог понять, где же вообще, собственно, творение автора. В фильме присутствует столкновение с фанатами Тотенхема, которых многие в Англии именуют жидами, но это больше режиссёрская версия, как и выезд в Ливерпуль, который закончился для Билли Брайта, Тома и его друга арестом. В общем, расхождение с книгой огромное, потому как Джон Кинг описал широкий круг, поместив в него различные слои общества: от футбольных фанатов и ветеранов 2 Мировой до работницы прачечной и отшельника Винса.

Итак, экранизированная Фабрика футбола - это типично режиссёрская версия, которая мало чего взяла от книги. И это минус, несомненно. Однако в фильме полно плюсов. Блестяще переданная атмосфера Британии, её радикальных слоёв общества, разбавленная историей ветерана и деда Тома. Кстати, родство главного героя с героем войны тоже является выдумкой сценариста фильма, у Джона Кинга между ними ничего общего не было. Фильм повествует о разрушении стереотипов комфортной жизни, в которой люди привязаны к своему быту и креслу у телевизора. Наши герои не стареют и отрываются по полной, разбавляя беспорядочный секс с драками против оппонентов из других фирм, но не смешивая эти 2 занятия в один и тот же день. Философия футбольного хулигана во многом упирается именно в это: отбатрачить рабочую неделю, чтобы на выходных выбить мозги оппонентам и оприходовать какую-нибудь цыпочку. Я немного с этой субкультурой знаком, был футбольным фанатом, поэтому фильму плюсую, из него есть, что для себя почерпнуть, но всем настоятельно рекомендую прочесть книгу.

7 из 10

27 декабря 2012 | 19:47
  • тип рецензии:

Первое, что я увидел в этом фильме, это Rockstar. Почему они полезли в кинематограф, я не понимаю. Если бы это была экранизация их игры (когда я уже дождусь, хоть одной), это было бы вполне объяснимо. Ну да ладно, это их проблемы. Видимо, им просто мало нападок со стороны журналистов, политиков и общественности в целом по поводу GTA, Bully, Manhunt и других игр.

Каждому когда-нибудь надоедает его жизнь. Особенно если тебе 30 лет, ты женат и работаешь на скучной работе. В этом случае надо искать развлечение. Для кучки мужиков это стали массовые драки. В Англии для мужского населения футбол – это всё. И у каждой команды есть своя фабрика – люди, готовые защищать интересы клуба в драке против фанов другого клуба. Очень часто туда вступают люди, которым футбол не очень важен, им просто некуда выплеснуть свою энергию. Очень часто эти люди являются успешными на работе и прекрасными семьянинами.

В фильме показана вся иерархия такой фабрики. От главаря, которому лет 45, до совсем молодых ребят, которые являются разведчиками. Также рад за ответвление сюжета с отцом главного героя. Эта история добавляет картине живости и глубины. Превосходная атмосфера предфутбольной Англии. Когда на улицах пусто, но в воздухе витает что-то такое, что заставляет понять: сейчас здесь будут толпиться тысячи людей, готовых болеть за свою команду. Также очень сильный саундтрек, что я всегда ценил в фильмах.

Отличный фильм! Советую всем любителям футбола и околофутбола.

9 из 10

19 декабря 2011 | 16:52
  • тип рецензии:

Очень скучный фильм на злободневную тематику. Ясно чувствуется претензия на оригинальность. Несколько пересекающихся сюжетных линий, проспекции, видения и т. пр. У меня они вызвали зевоту а не интерес. Не могу оценить эти навороты и финты когда фильм просто плохой. И дело не в жестокости, лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы иногда залепить женщине промеж глаз.

Дело в непробудной бессмысленности.

Хотя должна сказать что неплохо сыграл актер, исполняющий роль Билли. Не то что бы мне понравился персонаж, просто лицо у него супер колоритное и оно классно вписалось в контекст. Что касается главного героя Томми я чуть не уснула от этих режиссерских потуг показать глубину персонажа.

Голосую за интересное кино, за скучное и унылое не голосую.

1 из 10

20 ноября 2011 | 03:52
  • тип рецензии:

«Меня трудно найти, легко потерять и невозможно забить»

Хитрый мяч.


За тысячелетия существования, у людей накопилась бездна поводов для ненависти друг к другу. И способов выхода этой ненависти уж точно не меньше. Для героев же этого фильма, нет ничего сладостней, чем размашистый удар по кожаному шару. И, безусловно, лучше бы этот шар был чьей-то головой. «Фанаты» — это путешествие по темной, безобразной стороне футбольной планеты, где алкоголь, наркотики и насилие — хороший способ провести выходные.

Собственно, особо тесной связи с игрой миллионов, здесь не наблюдается. Это скорее история о животной жестокости, которая все больше подавляется с развитием цивилизации, и в которой некоторые ощущают настоящий вкус жизни. Фанаты в картине — люди без целей и приоритетов, им противен путь, по которому идет большинство, и они избирают крайне деструктивное способы найти свой. По отдельности некоторые из них иногда могут проявлять положительные качества, но сбиваясь в стаю, теряются в общем безумном оскале. И даже с годами эта проказа не исчезает, она впивается в личность и требует постоянной адреналиновой подпитки.

Ник Лав представляет нашему вниманию довольно обыденное повествование, тут вы не найдете харизматичных персонажей, захватывающих событий или глубоких смыслов. Все простое - как удар в челюсть. Сопереживать или испытывать сильную неприязнь просто не хочется. Фильм словно документальное кино о небольшом отрезке жизни, в общем-то, ничем не примечательных людей. Его нет нужды выключать, но и наблюдаешь за всем без особого энтузиазма. Эта картина, скорее, для сочувствующих болельщицкой субкультуре. Остальным он много удовольствия не принесет, хотя и плохим назвать его нельзя.

7 из 10

20 ноября 2011 | 01:46
  • тип рецензии:

Перед вами фильм о тяжелых буднях английских футбольных фанатов. Это одно из самых неприятных мне околокультурных явлений, поэтому подобные фильмы я рассматриваю как прививку для молодого поколения. Фанатики напоминают оборотней - этакий симбиоз человеческой внешности и звериного внутреннего мира. Объединяясь под флагом любимой команды и именуя себя болельщиками, они избавляются от человеческих черт и впадают в кровавое безумие. Алкоголь и тяжелые наркотики в помощь. Может среди них и попадаются хорошие люди, но как говорил Эйнштейн: 'Il mio assistente di laboratorio culo superbo'(Легче разрушить атом, чем предубеждение).

Конечно, 'фильм про плохое' не равно 'плохой фильм', но в данном конкретном случае он тоже не блещет. Cюжет прост как 5 копеек - на фоне соперничества враждебных фанатских 'фирм' главный герой вляпался в неприятности и весь фильм параноидально ждет расправы. Периодически в его голове проносятся мысли в стиле 'А не пора бы поумнеть и остепениться?', но это почти неосуществимая задача, если ты с завидной регулярностью получаешь по башке. Совсем недавно я посмотрел похожее кино - 'Хулиганы' с Элайджей Вудом, и могу порекомендовать его как более сюжетное.

19 ноября 2011 | 14:12
  • тип рецензии:

Данный фильм является весьма сомнительной попыткой перенести на экран замечательный роман Джона Кинга 'Фабрика футбола', первую часть его трилогии о футбольных фанатах. Как бы не банально звучала фраза, что книга лучше фильма - в этом случае она действительно будет уместной.

Как заметил один литературный критик, Джон Кинг сделал для футбольных фанатов тоже самое, что Ирвин Уэлш для бедных районов Эдинбурга, и экранизация его романа была лишь вопросом времени. Однако, если за 'Trainspotting' был ответственен Дэнни Бойл, сняв фильм, который, конечно, получился не лучше книги, но тем не менее, оказался самобытным, был поставлен весьма удачно, а главное - пробудил интерес общественности непосредственно к роману Ирвина Уэлша; то 'Фабрику футбола' ставил Ник Лав, человек, близкий к субкультуре футбольных фанатов, но достаточным режиссёрским опытом не обладающий; данный проект оказался его второй полнометражной режиссерской работой. И это отразилось, буквально, на всём. Стоит начать с того, что в результате адаптации романа, которую Ник Лав производил собственноручно, в фильме от книги мало что осталось. Кинг очень хороший рассказчик, ему не составляет труда привлечь внимание читателя историей, при этом не забывая о том, что бы в достаточной мере дать ему пищу для анализа и размышлений. В фильме же практически вся философская нагрузка книги сведена на нет. Да и сюжет изрядно пострадал; всё разворачивается вокруг насилия, и складывается впечатление, что хорошенько подраться для наших героев куда важнее самого футбола. Режиссура достаточно грубая и шершавая, что составляет полный контраст с изящным слогом Джона Кинга, который, в отличии от Уэлша уже с первого романа писал действительно красиво, с лёгкостью строя многосложные предложения, занимающие несколько абзацев. Как отмечали критики, Кинг пишет с искренней включенностью в культуру, и читая роман, мы как бы видим вещи глазами этих парней, мы знаем, чем они живут и что чувствуют. А в фильме, увы, мы наблюдаем за ними со стороны - режиссеру не удалось в полной мере раскрыть характеры героев. Картина получилось весьма типичной для подобной тематики, наполненная бессмысленным насилием, но, к сожалению, не слишком обременённая философскими рассуждениями Кинга о проблемах современного рабочего класса, политике, истории, а главное - футболе.

Фильм можно посмотреть, однако вряд ли Вы отроете для себя что-то новое. Если Вас действительно интересует тема британских футбольных фанатов - настоятельно рекомендую ознакомиться с книгой.

6 из 10

20 июля 2011 | 18:00
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: