Все мы актеры в этом мире, только главный зритель невидим и наблюдает за нами скрытно извне.
После короткого метра в альманахе 'Токио' Леос Каракс вернулся с фильмом, который точно не оставляет равнодушным зрителя и заставляет размышлять над увиденным. Описать происходящее на экране однозначно не представляется возможным.
Кажется, что в целом фильм - посвящение кино, актерам и ролям, которые актеры проживают как новую жизнь. Для гениального актера войти в образ - это стать данной личностью, заменив свое 'я' чужой личиной, при этом зачастую стирается граница между реальностью и актерской игрой; иллюзия становится реальностью. Только для героя Holy Motors нет ни зрителя, ни режиссера, ни съемочной группы - всё это вроде как обычная жизнь, но по заранее написанному сценарию, при этом всё это иллюзия. Сыграть надо так как будто это твоя самая главная роль.
Но кто пишет сценарий, кто управляет действиями героя? А может быть это не закрытый Клуб 'Священные моторы', а большинство людей на Земле на самом деле играют по заранее подготовленному сценарию?
Происходящее в 'Holy Motors' по духу напомнило сцену из Малхолланд-драйв в театре Silencio, а также произведения Пелевина. При просмотре фильма зритель переживает абсолютно разные чувства - любовь, ненависть, романтизм и ужас; смех и одновременно шок. Это фильм с долгим послевкусием, после его дегустации он не отпускает тебя сразу, отдельные сцены смакуешь и спустя время.
Некто в пижаме стоит у глухой стены в поисках выхода и находит его, благо за обоями прячется дверь, а ключ от неё является продолжением пальца. Выход ведёт в зрительный зал кинотеатра, между рядами которого бредёт огромный пёс, словно отсылая нас к Бунюэлю. Да, это сюрреализм. Приготовьтесь к созерцанию театра абсурда - искусства в чистом виде.
Леос Каракс не снимал кино целых десять лет, оттого и решил сам сыграть пробуждающегося от спячки человека. Весь сюжет фильма будто соткан из снов и аллюзий автора на любимые им фильмы, в том числе и свои. Действо получилось абсолютно непредсказуемым, интересным, завораживающим. В значительной степени успех картины обусловлен игрой Дени Лавана, постоянно снимающегося у Леоса Каракса и фактически являющимся его соавтором. В этом фильме, помимо основной роли Оскара, работающего на корпорацию 'Святые моторы', он предстал ещё в 10 ипостасях. Если бы не беседы лимузинов между собой по окончании рабочей смены, то я принял бы их за аллегорию самой жизни, находясь в рамках которой, каждый из нас ежедневно играет массу ролей поочерёдно, а порой и одновременно: отца и сына, начальника и подчинённого, глупца и мудреца, любящего и любимого, богача и бедняка - всё относительно и непостоянно. Мы живём словно по написанному кем-то сценарию. Можем ли мы внести в него свои коррективы - большой вопрос?
Помимо главного героя, я бы отметил хорошую игру Эдит Скоб в образе Селин - водителя лимузина и личного секретаря господина Оскара. Стоит также упомянуть. что в фильме снимались Ева Мендес и Кайли Миноуг, но о них больше ничего говорить не буду, ради сохранения интриги.
Не могу сказать, что мне всё понятно в этом фильме, да и странно было бы услышать такое о сюрреалистическом произведении. Как говорил Стивен Кинг 'Полное понимание - полная шизофрения'. Знаю лишь одно, что я открыл для себя новое имя в области режиссуры и непременно посмотрю все его работы и не по одному разу. Это интересно и креативно, но не для широкого круга, а скорее для киноманов.
Итак, перед нами картина Корпорация 'Святые моторы'. Фильм участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля. У меня возник интерес к этой ленте, я прочитал несколько рецензий и понял, что фильм хвалят, я сразу же взялся за просмотр. Что можно сказать по увиденному мною, это арт - хаус, причем в чистом виде, это независимое иностранное кино, которое непременно вас удивит. Я уверен что фильм выдвинут в номинацию на Оскар 2013, критики в восторге, так что он явно туда попадет. У меня фильм вызвал множество эмоций, как негативных так и положительных. В картине присутствует множество тем для раздумий, каждая сцена, событие, несет в себе что - то философское, обдуманное и глубокое, и хочу вас заранее предупредить, что все то что заложено в фильме, можно попросту не понять. Картину очень хорошо поприветствуют те люди, которые очень хорошо разбираются в определенном жанре, люди которые попросту хотят увидеть в этом году что - то крайне необычное, ломающее стереотипы, сильное и продуманное до мелочей кино.
Очень тяжёлую работу проделал актёр Дэни Лаван, это действительно видно, он очень старался, блестяще вжился в роли, да именно роли, потому что он в этом фильме играет несколько ролей, начиная со старика который умирает, и заканчивая уродливым полу - человеком, пожирающим что попало. Отдельно хочу похвалить актера за потрясающе мастерски исполненные акробатические трюки, я читал что он сам акробат, так что актер исполнял трюки сам. Приглашенные актеры Эва Мендес и певица Кайли Миноуг, тоже порадовали своими ролями, музыкальная композиция певицы так же звучала в фильме, что придавало ему определенный стиль, так что в определенных моментах скучать не придется.
Хочу предупредить сразу же зрителя который не любит насилие, кровь, и прочее, если все же вы не любите такое смотреть, лучше не смотрите, поскольку в фильме это все есть, более чем, есть сцены которые будут вызывать отвращение, и вы попросту не захотите смотреть ленту дальше. Психоделик в фильме присутствует, так что нагрузка на мозг будет, но не пугайтесь, это все же придает фильму красочности и необычности. Многие считают картину очень странной, и я полностью согласен с этим мнением, как я уже говорил, не все осилят фильм Леоса Каракса. Моторы мне напомнили 'Космополис' этого же года, но не в коем случаи не сравнивайте эти фильмы, поездка в лимузине по городу ничего не значит, это разные проекты, да и Моторы интереснее будут в любых аспектах. Я даже не знаю с чем можно сравнить Корпорацию 'Святые моторы', потому что это совершенно другое кино, после просмотра не можешь понять а, что это было, и явно захочется посмотреть его опять.
В итоге мы имеем явного фаворита на премию Оскар в категории 'Лучший фильм на иностранном языке'. Странное и необычное кино этого года, философское, мистическое и даже местами страшное. Великолепная игра Дэни Лавана, даже из - за этого просто необходимо посмотреть фильм. Не всем любителям кино понравится данная лента, некоторые не поймут, другие и вовсе скажут что это пустая трата времени. Фильм не для всех, только для маленькой аудитории, такие картины не для массового использования.
Корпорация 'Святые Моторы' - наверно самая тяжёлая для восприятия картина 2012 года, советую посмотреть и сделать выводи, открыть для себе что - то новое. Картина подойдет для общего развития. Смотрите умное и философское кино, но как говорится каждому своё, ставлю фильму высокую оценку, потому что такого я не видел в этом году, и вряд ли еще увижу. Приятного просмотра, но не всем он будет приятным.
Месье Оскар (Дени Лаван) выходит из дома, садится в лимузин, едет на дело. Сначала он перевоплощается в бабушку на мостовой, затем в неприятного типа по имени месье Говно (знакомого нам по второй короткометражки из киноальманаха «Токио!»), потом в убийцу и ещё бог знает в кого. За два часа он проживёт одиннадцать жизней, и мы так и не узнаем, какая из них его. Скорее всего, все вместе взятые.
Ещё раньше — в самом начале фильма — Леос Каракс (да-да, собственно персоной), точно Буратино золотым ключиком, откроет дверь в иную реальность, и начнётся Кино. Именно так — с большой буквы. «Святые моторы» — это квинтэссенция кинематографа, его самая суть. Не синефильское удовольствие (чему радоваться, если у режиссёра недавно умерла жена?), а именно что серьёзный разговор о природе кинематографа, актёрской доле (сменить одиннадцать образов за фильм сейчас может разве что Дени Лаван) и о том, что происходит, когда кино превращается в жизнь, а жизнь — в кино. Но совсем серьёзного разговора тоже не получается: в антракте оркестр во главе с Дени Лаваном, играющим на баяне, исполнит «Let my baby ride» Р. Л. Бернсайда. И этот проход намертво отпечатается в памяти у каждого. При всей своей претенциозности и киноманской распальцовки, «Моторы» дьявольски смешное и остроумное кино. Можно не любить Каракса и его фильмы (всё более и более постмодернистские), но нельзя ни проникнуться уважением к тому, с каким азартом, и не смотря ни на что, Каракс продолжает снимать их. Так что устраивайтесь поудобнее, скоро в зале погаснет свет, киномеханик врубит проектор, будет весело.
Давайте надеяться, что 'моторы' есть, и они святые.
Вряд ли режиссер вначале пришел к некой простой и банальной мысли типа 'жизнь-это театр, а люди -актеры', а потом решил проиллюстрировать её, или ещё хуже зашифровать- пусть попробуют догадаются, чтобы некий зритель после двух часов мучений облегченно прозрел: 'Ааа, вот оно что!'.
Я думаю, режиссер и сам хотел бы ответить на поставленный вопрос, а ответив, не стал бы снимать фильм. Именно так, а не наоборот.
Вначале кажется, что фильм о пресыщенном богаче, который гоняется за новыми ощущениями и спешит прожить несколько жизней. Но достаточно быстро становится понятно, что это не так. Ошущения не могут быть от иммитации: ты не можешь получить наслаждения от воды, если не испытываешь сильной жажды; так же нельзя бояться от иммитации страха, или страдать от иммитации любви. В этом случае диалог отца с дочерью в машине становится пластмассовым, абсурдным.
Потом возникает мысль о некоем театре для таинственных зрителей. Более свежая мысль, тем более в наше время всевозможных сериалов с иммитацией жизни в стиле 'Шоу Трумана'. Сюжет можно было бы дополнительно оживить закольцевав, заставив героя переодеться в маску Евы Мендес и повторно проиграть сцену, только с её стороны. Но и это не спасло бы вторичности посыла- это уже когда то было.
Сарказм над индустрией кино, где режиссер пытается впечатлить безликих зрителей, как ненасытные воронки ждущих всё новых ощущений, а он, режиссёр, так и хочет воскликнуть в стиле героя из фильма 'Зеркало для героя': 'Вы думаете я железный?!'? Может быть, может быть. Действительно, публика алчет, и даже если она алчет не нового 'Паука', 'Терминатора', или 'Санта Барбара', всё равно она ненасытна, проглатывает кровь и слёзы, даже если они натуральные.
Взгляд свыше, в том смысле, что моторы действительно 'святые' и они нас куда то и зачем то везут? Может быть и так. Не самый, кстати, худший вариант. Хуже если моторы не святые, или не везут, или везут сами не зная куда.
Режиссер, если не лгут сми, после долгого молчания, после смерти любимой жены, так и не сумев привлечь деньги на то, что Непаук или Негаррипоттер, снял возможно крик души. А крик он на то и крик, что несдержан и непросчитан. Крик отчаяния, что жинь-театр, что актеры в нем все, в том числе и зрители, и режиссер. Что проходим мы через жизнь не ведая себя, своей дороги, как бы исполняя роль. Что зрителю нужен не крик, а зрелища. Что неведомый сценарист порой уж слишком неведом. Что, впрочем, крик он и без 'что' -крик.
В воображаемом зале сидят зрители, они добрые и умные, и всё понимают. И сценарист смотрит сверху. Или снизу...
Я снимаю, что хочу, а вы — критики, ищите-ищите несуществующие смыслы.
Внимание! Нижеследующая запись является сугубо личным мнением.
Некий мсье Оскар разъезжает в белом «лимузине» по Парижу. Он перевоплощается то в одного человека, то в другого. Но с увеличивающимся количеством этих «реинкарнаций» он уже не может найти себя…
Собственно вот это получилось вычленить из этого бесконечного нагромождения эпизодов. Сразу оговорюсь: я не ханжа и не жду от любого фильма ответов на все вопросы. Однако есть картины, которым даже вопросы неудобно задавать. Есть картины, с которыми всё понятно, как и с режиссером. Тем неудивительно, что фильм участвовал на Каннской церемонии. Последние несколько лет наблюдаю грустную и тревожную тенденцию: нужно снять нечто шокирующее, сделать это как можно более сумбурным, растянуть на немыслимое количество минут и ты уже, собственно, номинант в каком-то фестивале. Может, конечно, повезти и премию получишь вторым же своим фильмом. Говорю о бредовом «Дядюшке Бунми»…
Есть фильмы, которые оставляют равнодушными – ощущения ровными как пульс мертвеца (для меня это добрая половина фильмов Антониони), а есть картины, которые вызывают в разной степени раздражение, когда совершенно видна неискренность автора, его лукавство и дикое желание получить главный приз на таком-то фестивале. К таким я бы отнёс Сокурова, позднего Тарантино и позднего Фон Триера. А ещё есть картины, которые режиссеры вообще по-моему снимают для себя – ну самый классический пример – бесконечно мной ненавистный, раздражающий одним своим напоминанием – «Хрусталев, машину» Германа. Теперь вот ещё к ним записал и картину Каракса. И если с Германом всё понятно уже давно – там «клиника» в тяжелой форме от человека, который рождён страдать от самого рождения в этой «опущенной стране» (взято из репортажа А. Германа о фильме «Хрусталев, машину»), то от вполне себе зрелого французского режиссера в самом расцвете сил – такого ожидать было трудно.
Очень меня умиляют как «учёные» (профессиональные критики) пытаются вычленить из сюжета несуществующие метафоры. Вот например если здраво посмотреть – что вразумительного можно извлечь из эпизода, когда Оскар в образе сумасшедшего бомжа откусывает пальцы помощнице фотографа, а затем окровавленным языком облизывает бритую подмышку Евы Мендес и утаскивает её в канализацию, где питаясь цветами с могил с надписью «Visit my website», раздевается догола, ложится на эту фотомодель и обсыпает себя цветами? А в эпизоде, где он просит милостыню в образе пожилой старушки? Это о чём? К чему и зачем? Если даже собрать воедино эту кучу лихорадочных картинок – то может сложиться общий фон – да, Оскар играет некие роли в каком-то полуфантастическом мире будущего, где люди не умирают от пуль и не теряют кровь из перерезанного горла. Но тем не менее главные проклятые вопросы, чёрт побери, так и остаются без ответа: о чем и зачем? Что хотел автор передать финальными двумя сценами, когда Оскар отправляется «домой», где его ждут жена и ребенок в виде…чёрных горилл и Селин, поставившая в гараж организации «Святые моторы» свой «лимузин», надевает маску, а мы слышим разговоры припаркованных после рабочих смен одинаковых автомобилей?. А ничего это не значит! Каракс – как Сорокин – пишу что хочу, а вы думайте над моими записульками. А я вам «ничего объяснять не буду – я не шизофреник и самоанализом своего творчества не занимаюсь» (из интервью Вл. Сорокина ведущим радио «Маяк», 2009 г.). Собственно, разговоры «лимузинов» - единственная вещь, которая меня порадовала. Они кажутся куда более умными, чем пустой говор их хозяев и бесцельное разъезжание по городу.
В конце этого всего потока негатива хочется сказать и о безусловно положительной стороне – действительно великолепной игре актёра Дени Лавана. Он – восхитительный мастер перевоплощений, достойный похвалы. Он-то как раз вполне заслуживает Каннского «трофея» за свою работу. Но это не отменяет бредовости и пустоты этой картины. Да и вообще при чём тут 'Святые моторы'?
Входите на свой страх и риск. Это кино вполне способно озадачить, обозлить, восхитить, покорить, взбесить, заставить выругаться самыми последними словами и послать куда подальше арт-хаус вообще, французский в частности, и Леона Каракса-со товарищи, в особенности.
По мне, 'Holy Motors' - очень любопытное, непредсказуемое и живое кино. Моё кино. Я всегда испытываю глубочайшее уважение к фильмам, в которых их создатели восхищаются кино, как видом искусства и рассыпают по ходу действия пригоршни ссылок, намёков, прямых обращений к картинам, которые они любят и к авторам, которые их вдохновили. 'Holy Motors' -один из таких фильмов.
Наша жизнь - это (кино)театр, а мы в ней актёры, это раз. Посвящение разным кинам и жанрам - это два. Тут и Шербургские Зонтики, тут и смертельная схватка с самим собой в гангстерском кино, и красавица с чудовищем - ну а как же без них, и не диснеевская версия и не Жана Кокто, а бери выше (или ниже) - чудовище Валериана Боровчика. Великолепная Эдит Скоб (Селин, водитель лимузина и деловая партнёрша Оскара), надевающая маску в последних эпизодах фильма - прямая отсылка к классике хоррор, фильму Жоржа Франжю 'Глаза без Лица' (1959), где она сыграла свою самую известную роль в фильме, открывшем дорогу целому жанру. А, может быть, это осовремененная версия Селин и Жюли, обыгрывание истории или, точнее, разных историй с разных сторон. Или 'Таксист' Скорсезе в Париже, а лимузин - этакая лодка Харона, курсирующая между миром живых и мёртвых, реальности и иллюзий, кино и зрителей, между актёрами и их персонажами. А может быть, это - Андалузский Пёс для нашего времени по сценарию Чарли Кауфмана - открой дверь неосознанному, не пытайся объяснить необъяснимое. А может быть, Каракс мог сказать, как Луис Бунюэль: 'Вам нужны объяснения? У меня их нет.' Внимай образам и метаморфозам и не ищи в них смысла. Его вполне может и не быть, но будет ли кино от этого хуже, воздействует ли оно на тебя меньше, если ухватить его за смысл невозможно? А может быть смысл в словах, произнесённых Мсье Оскаром в его самой реалистической роли, с которыми он обращается к дочери: 'Ты будешь наказана тем, что всю жизнь будешь только собой'. Как это, оказывается, грустно, быть только самим собой и не дать миру воображения, иллюзий, фантазии вырвать тебя за пределы реальности, где ты -это только ты...Но можно ли существовать только в мире иллюзий и менять маски одну за другой и забыть, каково твоё лицо в действительности?
Дени Лаван, алтер эго режиссёра-сценариста Леоса Караса просто творит чудеса, будучи един в девяти ипостасях. Что за лицо у него - и Сократа, и сатира, и убийцы, и клоуна. У Джона Малковича и Малькольма МакДоуэлла подобные лица. И вот разъезжает он с водителем Селин по поразительно снятому Парижу на белом вытянутом лимузине от рассвета до глубокой ночи, перевоплощаясь в разные личности и выполняя не ясно для кого, не понятно зачем, странные, шокирующие, бредовые, немыслимые, кем-то заказанные, кем-то на камеру запечетлеваемые миссии.
Я читала, что зерно идеи Моторов в том, что Каракса всегда интересовали длиннющие лимузины, устаревающие мощные игрушки, посланники то ли прошлого в будущем, то ли будущего в прошлом. Этакие моторизованные бронтозавры Плывут такие корабли по городской пустыне, а что там внутри, кто там внутри, и размеры таковы, что в нём жить можно...или готовиться к переходу из одной жизни в другую, и в третью, и ещё. И представать в каждой жизни в совершенно разный ролях - то убийцей, то убитым, то нищим, то миллионером, то чудовищем, по имени Мсье Дерьмо, то отцом заботливым, то с гуттаперчевой, затянутой в красный пластик, красавицей, то на планете. .. - всё, а то главный спойлер разглашу.
А может быть, это о том, что не только мы смотрим на лимузины, но и они смотрят на нас и судачат о нас и недоумевают в тишине и темноте затихшего ночного гаража корпорации Holy Motors.
А может быть, это послание за пределы нашего мира - 'Катя, это тебе' - последний кадр фильма с портретом и посвящением музе и любимой, Катерине Голубевой (1966-2011).
Хочу сразу сказать - здесь я выражаю сугубо личное мнение, не пытаюсь задеть чьи-то чувства или вкусы.
Фильм, на мой взгляд, отвратительно-мерзок. И мерзок он не этими сценами с мистером 'Дерьмо' (я к нему уже в фильме Токио привыкла), а тем, что ни о чем не повествует. И это было бы простительно, будь это высокохудожественное мозгоблудство режиссера. Но это бессмысленный поток грязных мыслей, которые в итоге так и не обрели форму.
До самого конца фильма я ждала, что вот сейчас, сейчас появится хоть доля смысла в этой череде чужих жизней, смертей и мыслей ('я так одинока, мне иногда кажется, что я никогда не умру'...). Но финальная сцена превзошла по бредовости весь сюжет - говорящие моторы!
После опустошения, которое чувствуешь под конец фильма, эти лимузины вызвали во мне только смех и негодование - разве так должна закончиться подобная история?!
Я понимаю, почему у фильма так много положительных отзывов - зритель наблюдает необычную подачу, нетривиальный сюжет, великолепного Лавана и ведется на эту обертку. Но за 'Дерьмом' нет ничего, кроме дерьма. Такое насмехательство над зрителем.
Мой список живой классики. «Holy Motors» — Самое искреннее объяснение в любви кинематографу.
Такие фильмы, как 'Корпорация «Святые моторы»' в обязательном порядке обрастают огромным количеством трактовок. Но в данном, конкретном случае все трактовки в конечном итоге упираются в одну - и это объяснимо, ведь Леос Каракс намеренно снял фильм, о смысле которого не нужно долго задумываться даже самому 'зелёному' синефилу. Этот фильм целиком и полностью посвящен любви режиссёра к главному делу своей жизни - кинематографу.
- Селин, на этой неделе есть встречи в лесу?
- Нет, месье, на этой неделе нет.
- Жаль. Скучаю по лесу.
Кинематограф требует беспрекословного подчинения. Вот и герой фильма в исполнении блистательного Дени Лавана полностью отдается своему делу - вся его жизнь состоит из переодеваний, грима, Игры. И с правилами этой Игры ему приходится считаться - какими бы абсурдными они не были.
Кинематограф часто не оставляет времени на личную жизнь. У героя 'Holy Motors' её нет вовсе. Лишь в одном эпизоде - встрече с героиней Кайли Миноуг он вроде бы становится собой. Но так ли это? Или это всего лишь ещё одна 'встреча'? Вдруг это очередной абсурдистский спектакль, в котором герою пришлось сыграть?
Кинематограф требует усилий над собой. Чтобы стать его частью, нужно избавиться от всего лишнего в своей собственной личности. Герой Дени Лавана дважды за фильм убивает людей, у которых его лицо. Во время одного из таких убийств он и сам оказывается на грани между жизнью и смертью. И кто в итоге выживает? Он или его враг-двойник? Что изменилось в нём? Может быть, это Игра потребовала кардинальной перестановки?
Кинематограф обладает почти дьявольской силой. Эпизод, когда Лаван с целым оркестром идет по церкви и играет залихватскую композицию, наполнен чем-то, что напоминает о разрушительной, варварской энергии Диониса. К слову, этот эпизод, как и все остальные, изумительно красиво поставлен: Лаван идет с аккордеоном по церкви, поворачивает, и из-за поворота с ним выходят ещё трое музыкантов. Ещё поворот - и вот за ним следует уже целый оркестр...
Кинематограф перерождается. И не в лучшую сторону. Финал, в котором лимузины, стоящие в гараже, сплетничают о том, что вскоре их заменят и отправят на свалку, одновременно остроумен и грустен. Актёры, так же, как и эти лимузины, постепенно становятся ненужными атрибутами. С развитием новых технологий кинематограф превращается в анимацию - достаточно надеть на любого человека костюм с датчиками и заставить попрыгать на фоне зелёного экрана, и фильм готов. Только сможет ли этот фильм тронуть душу зрителя в той мере, в какой это делали фильмы Трюффо, Феллини, Таркоского? Давайте оставим финал открытым...
Сложное для понимания кино Каракса 'Святые моторы' становится совсем не сложным, если прочесть хоть одно интервью самого режиссера о том, что же он хотел сказать. Это важно.
Кино не о людях, в общем-то, а об актерах и кино. И не более того. Ты должен быть и отцом семейства, и киллером, и старым, и молодым... Кем угодно. Ты должен перерождаться, возрождаться, уметь умирать, уметь любить, в конце-концов. Да, это театр, это роли и это костюмы. Это кино в кино, это жизнь в кино. Погружение через мишуру в актера и судьбу того, чем он живет.
Дени Лаван в своем интервью говорил, что Каракс чувствует, что не знает, для какого зрителя снимает... Это проблема всего авторского кино. Человек, снимающий кино от себя и через себя, всегда должен иметь в виду, что он может остаться не понятым. Что бы кто ни говорил, но для поэтичного художника это мучительно. Через свои работы он пытается справиться со своим одиночеством. И если работы приняты, это является своего рода терапией. Но кто знает, будет ли отклик, кто знает, чего в этот момент хочет публика, кто знает, сумеет ли хоть кто-то разглядеть то, что хочется сказать... И есть ли зритель вообще? 'Красота в глазах смотрящего'. А кто же смотрит? Мейнстрим живет по главному рыночному принципу 'спрос рождает предложение', даже некоторый артхаус, ориентируется на определенны круги... Но всегда есть вероятность не попасть в круг, когда режиссеру хочется искренности. Каракс боится, что настоящее кино не нужно и что его скоро выкинут на помойку, так же как выбрасывают устаревшую кинематографическую технику за ненадобностью. А ведь именно на нее снимали всю киноклассику... Святые моторы это корпрорация кино, это автомобили-камеры, запечатлевающие образы.
Леос Каракс просыпается в своей комнате и, отворив дверцу в стене, обои на которой изображают лес, попадает в зрительный зал... немого кино, первого кино, где завороженный зритель смотрит...
А дальше... А дальше жизнь-театр, жизнь-не-всерьез, целый день.. Девять человек с одной уставшей душой... 'Я скучаю по лесу', - устало говорит многоликий герой Дени Лавана, 'я тоже хочу побыть зрителем', вероятно, имеет он в виду. Но нет... Он должен играть, жить не свои жизни... День за днем, час за часом. Он должен умирать, возрождаться... Пять минут назад плакать, пять минут спустя смеяться. И никакой фальши! Что будет с его душой - вопрос побочный. Его ремесло - уметь выворачивать свое нутро так, чтобы смотрящий видел в нем каждый раз один из миллионных оттенков эмоций. И чем ярче образ - тем сильнее вживаешься, тем труднее не потерять самого себя.
Две странные профессии, связанные одна с другой неразрывно. И постоянное чувство близости провала. Возможно, после провалившейся 'Полы икс', Каракс, как истинный поэт, воспринявший все близко к сердцу, боялся браться за новые работы, да и не знал как и что снимать. А потом решил снять именно об этих своих измышлениях? Кто знает. Но похоже на то.
Наверное простому зрителю не понять всех тонкостей, ведь этот фильм все-таки о кино изнутри... Но каждый творческий элемент в нас, не находящий отклика, боящийся вырваться наружу, должен прочувствовать его. В конце-концов, если мы это смотрим и нам это хоть немного близко, в нас тоже живет маленький беззащитный поэт, и красота в наших глазах еще жива.
Не скажу, что смотреть надо всем, но кино очень важное.