Фильм прекрасный. Я чувствую послевкусие глубокого удовольствия после просмотра. Здесь огромное количество неоднозначных моментов, которые можно додумывать, по своему интерпретировать и десятки раз пересматривать.
Больше всего меня наверное восхитила новелла с мисье Дерьмо. Забавно, что он является главным персонажем другой картины Каракса 'Токио!'.
Мне очень нравится идея нечеловеческого существа, кого-то типа трикстера, вылезшего из канализации или откуда-то с кладбища, и начавшего терроризировать город. Он вроде бы и похож на человека по внешнему виду, но совершает максимально странные, нечеловеческие и противные действия. Есть в этом что-то чарующее и уникальное. Да и внешность его настолько ужасна, что становится прекрасной.
Ну и в целом эта новелла с мисье Дерьмо построена на максимальном ломание ожиданий зрителя - сначала этот Трикстер ворует супермодель, приводит в своё логово и вроде бы должен начать её раздевать, но он наоборот полностью покрывает её тело одеждой, потом он сам раздевается и кажется, что должен начать её насиловать, но он ложиться ей на колени и она начинает петь ему колыбельную.
Шикарно
Сцена в церкви с гармошкой, по сути антаракт в середине фильма - это просто экстаз.
На контрасте с остальными пережитыми образами героя это и правда ощущается как антракт. А как же красиво это выглядит и звучит... Я раз 10 уже эту сцену пересмотрел и до сих пор получаю от неё эстетическое удовольствие
Концовка тоже одна из лучших точек в кино, которые я встречал. Мы ждем каких-то ответов, но получаем диалог лимузинов, заканчивающийся знаковым 'Аминь'. Похоже на окончание молитвы. И правда, больше как будто и не нужно.
После просмотра фильма ощущение какой-то радости, удовольствия и даже немного счастья. Ты как будто получил не какую-то конкретную историю, а некий набор образов, картин, иллюстраций, в каждой из которых можно искать что-то для себя.
Если говорить про заложенные в фильм глобальные смыслы, связанные с масками, которые мы каждый день носим, то в целом это конечно интересно, но лично я получил больше удовольствия от эстетики фильма, его структуры и более локальных смыслов.
Еще раз повторюсь - фильм прекрасный. Нужно будет обязательно пересмотреть, уверен, что придет что-то новое.
Коллективно откатились на один фильм Леоса Каракса назад и решили приобщиться к его очередной рефлексии по кино, лицедейству и умершей жене, убийство которой ему потом повесят на плечи, что отразится в шедевральной 'Аннетт'. Вышло очень артхаусно и дико, и поэтому ХА-РА-ШО.
Калейдоскоп бессвязных 'скетчей' и перфомансов, скоротечная смена локаций и людей, безумное перевоплощение протагониста, философские диалоги действующих лиц, много визуальной и аудиальной информации и мелочей, за которыми надо пристально следить и ничего не 'пробакланить', а так же открытый финал, который оставляет лишь одну мысль в черепушке: 'Чегооо?'. Да, в лучших традициях каннских фестивальных драм Леос в очередной раз отгружает нам фуру метафор и аллюзий как на свою жизнь, так и на весь европейский кинематограф, и это, с какой-то точки зрения, даже интригует.
Есть два похожих, но параллельных мнения по данной работе: мое и напарника. Так получилось, что я смотрел на титры, и он написал в 'телеге', что у него тоже бегут буквы по экрану, и мы сразу же стали обсуждать увиденное под очередной дневной ужин. Я считаю, что 'Святые моторы' - это фильм о лицедее, который каждый день проживает десятки чужих жизней, при этом забывая проживать свою. За бесконечными масками, которые он носит, протагонист теряет самое главное: время, проведенное с семьей. Недвусмысленно намекая посвящением картины своей умершей жене, Кате, Каракс извиняется и фрустрирует по этому вопросу. Напарник же утверждает, что вся работа - это сплошь и рядом история о Леосе, о его внутренних переживаниях, и что все действо - лишь плод фантазий в его голове. Этим и крут артхаус - каждый видит то, что он видит и как он интерпретирует, но плюс-минус люди сходятся к одному: к управляющей идее.
Форма - отвал всего, но слишком претенциозно и сложно. Данную историю можно было бы рассказать более зрительскими методами и ничего при этом не потерять. Но Каракс не был бы Караксом. Чела любят в Каннах, поэтому он снимает то, что снимал и ранее: интимно, странно, метафорично, субъективно.
Наполнение - отлично, но неконкретно. Имея на борту множество трактовок, кино не совсем знает и понимает, что хочет сказать, причем и кино-язык довольно-таки непрост. Пазл сложится лишь у того, кто знает лично Леоса и его бэкграунд, ну или кто знает Леоса изнутри, то есть - он сам.
Актерские работы - шикардос. Бенефис Дени Лавана от и до. Прекрасные перевоплощения в кадре. Приятно было увидеть Еву Мэндес, которая не проронила ни слова. Эдит Скоб - какая-то 'непись', но в принципе помогает двигать историю вперед. Саунд-дизайн, как и в 'Аннетт', отличный, но саундтрек ничем не запоминающийся. Да, видна проба пера в мюзикл-сцене, которая потом будет от и до реализована в вышеупомянутой 'Аннетт'.
'Holy Motors' - нарочито отпугивающее и сложное по форме кино, которое поймут и оценят лишь те, кто действительно осознанно подходит к его просмотру. Странное, дикое, непонятное, но сугубо личное и важное полотно Каракса, оставляющее после себя какой-то тлен. Искусство требует жертв - лучше и не описать.
Как говорится, святые моторы, какой фильм, какой фильм...
А какой вообще? Задавшись этим вопросом с ней в роли Ватсона, мы решили его изучить поближе. Она взяла в ручку лупу и пристально наблюдала весь сеанс за движущимися картинками. Как всегда, она находила таинственную магию в этих кадрах... магию кино.
Мне же казалось, что передо мной маячит какая-то ерунда бессвязная. Набор чего-то суразно-несуразного, скрепленного в одном, так называемом, кино. И тут мне прорекламировали Майора Грома... комикс в Я Играх. Не фанат комиксов, но ладно. Параллельно листаю. А тем временем не зря листаю, так как в нашем кино началось что-то поистине отвратное.
Сюрреалистический фэнтезийный драматический фильм мы смотрим, как говорит страничка в энциклопедии. По мне так бредовый фильм. Но многие режиссеры в итоге приходят к такому виду киноискусства, который почитают за искусство и пытаются в этом убедить зрителя. И критики почему-то обычно верят в это. Хотя надо подождать и пересмотреть лет через 30.
Что комикс, что фильм радуют только наличием барышень. Можно посмотреть на красивых девок. А в остальном смотреть почти нечего. Но можно почитать. С комиксом фильм о Чумном Докторе, наверное, понятнее станет. Да и наш фильм с прочтением о нём информации в энциклопедии стал понятнее условно, но я всё равно не слушаю, что в нём происходит, играет на фоне. Зато комикс полистал... большой такой, туда видать целую кучу номеров влепили. Давно хотел полистать любой комикс. И наш комикс, кстати, и фильм наш объединяет что-то социальное, возможно. Там СПб, тут Париж. И везде своя жизнь.
«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры.» Описывает ли эта цитата фильм? Описывает ли его хоть что-нибудь? Именно данные два вопроса возникли в моей голове после просмотра картины, потянув за собой целую вереницу рассуждений о многом. В принципе, что такое кино? Это форма искусство построенная на записи реального времени, содержащая в себе некий посыл. Какое кино можно назвать хорошим? Как и любое искусство - искреннее. Как отличить искреннее кино от неискреннего? Искреннее обязательно вызовет эмоцию. Что из себя представляет фильм «Корпорация ‘Святые моторы’»? А вот тут сложнее. Дело в том, что это моя первая лента Леоса Каракса. Я не знаком с его киноязыком и мне трудно оценить некоторые выборы, совершенные режиссером по ходу съемок. И если с какими-нибудь жанровыми фильмами все просто, ибо в них ты буквально выявляешь элементы жанра, то тут такой финт не прокатит. Авторское кино оно на то и авторское, чтобы у его создателя была возможность полностью выразить себя по своему усмотрению. А дальше у тебя остаётся весьма ограниченное количество объективных инструментов, чтобы хоть как-то измерить картину, так как, по сути, перед тобой самая настоящая душа (или имитация этой души), заключенная в киноленту. Но, все же один костыль остаётся и о нем я уже упомяну в начале. Это эмоции. И что-что, но эмоции «Корпорация» вызывает.
Режиссура в фильме представляет из себя крайне выдержанную школу высокого кино. Не такое большое количество экспериментальных планов, но много хорошо выполненной старой доброй классики. К слову, учитывая, что речь об арт-хаусе, то это удивительно. Но Тарковского, скорее всего, лента бы порадовала благодаря тонкому чувству пространства, так как сны, страхи и переживания подаются неразрывно с реальностью киномира. По сути, перед зрителем антология, связанная единством времени и основного действующего лица, которая при этом несет свой главный посыл через каждый эпизод. В связи с данным фактом стоит выделить художественную постановку, ибо количество различного грима, костюмов, масок и обличий удивит даже самого прожженного киномана. Так же, лично мне, понравилась работа со светом и музыкальное сопровождение в купе с общим аудио-дизайном. Эти два элемента создавали из и так атмосферной картины что-то по истине завораживающее.
Актерская игра держится на жилистых плечах Дени Лавана. И если дальше развивать эту аллегорию, то Дени определенно настоящий Атлант. Сама концепция фильма, заключающаяся во все время меняющем облики актере - это во истину поле для творческих экспериментов. Но Лаван превзошел все возможные ожидания, показав практически весь спектр эмоций. От раздосадованного отца до хладнокровного киллера, от безумного подземного лепрекона до трагичного старца при смерти. Актерская игра Дени Лавана - та вещь, которой можно восхищаться без каких-либо пререканий.
А где они как раз таки могут возникнуть, так это в сюжете. Просто просмотреть интервью автора и вынести заложенный смысл - удел слабых. Нужно обязательно разбить свой собственный лоб о стену, чтобы из него, вместе с мозговой жидкостью, вытекло твое собственное понимание истории. Но здесь мы снова упираемся в проблему авторского кино, которое невозможно оценить, ибо каждый может понять его, или не понять, по своему. Лично я углядел идею того, что у всех есть право на мечту, на свой собственный спектакль. Эта концепция может быть максимально далека от идеи автора, но в том то и прелесть искусства, чтобы оно зажигало в каждом сознании новые огни. Любой имеет право на свой уникальный опыт. Но как понять, что перед нами не пустышка, а мои домыслы не шизотипический бред, вызванный восполнением от просмотра отборной ерунды? Возвращаемся к костылю. Эмоции. Мне кажется, что практически никто из увидевших данную ленту не остался равнодушным. Ее или заклеймили арт-хаус безуем, или тончайшем зеркалом души. Разве это не показатель?
Можно много спорить о «Корпорации ‘Святые моторы’», но я бы скорее предложил другое. Что насчет того, чтобы просто порадоваться богатству замечательного рая художника, которым является наш любимый кинематограф. Здесь могут уживаться вместе и «Счастливчик Гилмор», и «Город Астероидов», и «Чунгкингский экспресс». И это круто.
Каракс молчал почти десятилетие, чтобы вернуться со странным (слово - синоним творчества француза) и слоистым как пирог фильмом, за дурацким названием которого запрятал признание в любви к кино, художнику, лицедейству, а вторым пластом – вечное «мир – сцена, где у всякого есть роль», про то (как ни банально это не звучало бы для французского анфан терибль), как мы проживаем жизнь под маской, теряя что-то важное. Долгая пауза дала о себе знать, и Каракс жадно обрушил на зрителя хайлайтсы кинематографических жанров от нуара до мюзикла (хотя сам Каракс всегда был вне жанра), виртуальные соития, оркестр из гармошек, Пиколли в роли Критика, обезьяну в роли супруги и Лавана в роли всех. Автор сильно видоизменился в эпоху «поколения Youtube», но оригинальности ему по-прежнему не занимать, поэтому, признание в любви от него, ожидаемо, получилось эклектичным, выспренным и нескучным, хоть и перегруженным отсылками и цитатами. Самым скучным и не оригинальным в «Святых моторах» вдруг оказалось его странноватое название, в котором, в череде синефильских отсылок, к HOLY, так и проситься WOOD.
Сделано умно и нетривиально. Но почему-то это постмодернистское пиршество очень скоро навевает ностальгию по временам, когда кинокамеры были больше, Лаван младше, а кино от Каракса лучше, даже без Миноуг и Мендес.
- Селин! Постойте, Селин! Какая встреча у нас первая? Я в роли нищенки? Где мой парик?
Так начинается день актёра из «Корпорации «Святые моторы». Так начинается день любого из нас. Маска, парик, грим – всё, что угодно, чтобы скрыть истинного себя. Это твой хлеб. Так ты зарабатываешь на жизнь. Участвуешь в спектаклях, необходимых другим для поддержания самооценки – возможно, таких же актёров. Труд тяжёлый, но выбора у тебя нет. Ты должен кормить своих милашек-шимпанзе – жену и детей. Они ждут тебя, чтобы позаботиться о своём больном, простуженном папочке. Ты можешь сколько угодно опрыскивать себе лицо – новей и чище ты не станешь: «Твоё наказание… - это ты сама, жить вечно с самой собой».
Некоторых на это не хватает - «Пришла пора разрушений, и мы разбрелись, кто куда. Любовь превращается в монстра, раз – и разрывает всё в клочья. И все начинают погибать». Удачно сделанная кульминация с песенкой Кайли Миноуг, красивая картинка на протяжении всего фильма не делают его лёгким и приятным для просмотра – скорее, заставляют задуматься о том, с кем же мы настоящие, с кем мы должны быть настоящими? С другими или с самими собой? Невозможно грустный фильм о том, что все мы - святые моторы. Чистые, светлые в душе и жестокие, техничные в реальной жизни. 'Ковыряние беспощадно».
«-Говорят, красота в глазах зрителя.
- А если зрителя нет?»
Засыпаешь и просыпаешься в одной и той же темной комнате. Границы между сном и реальностью давно стерты, уставшее тело не хочет двигаться. В кинотеатре твоей черепной коробки истерически сменяются все новые и новые цветные картинки. Что-то взрывается, лопается, любит, теряется, умирает, оживает- бесконечный круговорот событий, зачем просыпаться? И знаешь ли ты, куда попадешь, просто открыв глаза?
Фильм «Корпорация Святые моторы» снятый французским режиссером Леосом Караксом, после практически десятилетнего творческого перерыва, наводит на множество мыслей. Сюжет картины построен по принципу альманаха. Где персонаж Дени Лавана, мсье Оскар, путешествует от «встречи» к «встрече» на белом лимузине. Каждая остановка- новый персонаж, новая история, новое место и новые мысли от рефлексирующего Каракса.
Фильм посвящен умершей жене режиссера и его музе Екатерине Голубевой, поэтому в картина пронизана горечью утраты, но при этом в ее атмосфере сохраняется и циничность, и цепкость сердитого взгляда из прошлых работ, таких как «Дурная кровь», «Любовники с Нового моста», а также мягкая странность и меланхоличность «Полы X».
Первое что приходит в голову при начале просмотра- это небезызвестная цитата «Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры». Но свести всю философию фильма к этому было бы неправильно. Хотя Каракс и не вводит в нарратив четкую и беспощадную одну единственную мысль, он умудряется поразмышлять о многом, в итоге претендуя на создание вселенной внутри фильма. Своего мира, близкого к нашему, но вывернутого наизнанку, чтобы каждый шов, каждая затяжка были видны зрителю. И зритель, тоже не простой наблюдатель, он участник диалога и следопыт, ведь в запутанном сюрреалистическом кружеве на каждом шагу разбросаны подсказки, отсылки и почва для размышлений. Остается только смотреть внимательно.
Фильм начинается с пролога, в котором сам режиссер просыпается в темной комнате и прорвав в обои с изображением леса проходит через потайную дверь в кинотеатр, где зрители с закрытыми глазами то ли спят, то ли давно мертвы. Черная собака мерно ступает между рядами, клубы дыма и белый свет. И откуда не возьмись ребенок, босыми ножками бегущий прямо к экрану. Что это? Жизнь и смерть перемежающиеся на сцене жизни, под вечным наблюдением слепых наблюдателей? Может быть. А может быть драма невозможности настоящей жизни в калейдоскопе движущихся картинок.
Смена ролей и смена масок встречает нас в дальнейшем развитии фильма. 9 встреч и 11 персонажей, каждый уникален: со своей пластикой, со своей драмой, и за гримом каждого скрывается изможденное лицо мсье Оскара, который смертельно устал, ему кажется, что он сходит с ума, отдаваясь каждый раз новой роли, сможет ли он вернуться к себе настоящему? Неизвестно. Да и нужно ли.
Вот он- бездомная старуха, выпрашивающая то ли милостыню, то ли возможность, наконец, умереть. Сбросив, это облачение, он должен стать кибер-воином, рассекающим воздух стремительными ударами и занимающимся кибер-сексом. Нет здесь настоящего человеческого участия, люди встречаются как профессионалы, с четкой программой даже для антраша и совокуплений.
Сбросив это облачение, Оскар станет уже знакомым господином Дерьмо. Безумный персонаж, чей дом- канализация, пожирая цветы, деньги, пальцы, он украдет безучастную фотомодель от психопатичного фотографа, и укроет ее вопиющую красоту. Между ними даже установится взаимопонимание, которого этот герой больше нигде не встретит, он даже заснет на ее коленях, словно герой картины времен Возрождения.
Куда же лимузин повезет нас дальше? Бытовых драматических ролей нашему актеру тоже не избежать. Теперь он отец семейства, вынужденный разбираться с дочерью подростком. Тяжело и печально приходит осознание, что ты не можешь сделать своего ребенка счастливым.
Неожиданный и очень отчаянный антракт прервет размышления. Ведь нам нужны силы, чтобы увидеть фантастическое убийство двойником двойника, даже в двух вариантах, поплакать о тщетности бытия и бессмысленности боли в мелодраматическом фрагменте повествования.
А кульминацией всего станет, конечно встреча с любимой женщиной. Кайли Миноуг вплывет в фильм для того, чтобы спеть лебединую песню утраченной любви режиссера. В итоге Оскар останется один, всегда один в балагане масок, смертей и перерождений, осталась только усталость и необходимость двигаться от акта к акту в пьесе жизни. Стоит ли продолжать двигаться только ради «красоты действия»? Есть ли еще надежда на настоящие нежность и тепло? Можно ли вернуть утраченное время? Как жить, когда ты все потерял?
Ширина поставленных вопросов ставит в тупик. Не давая ни зрителю, ни даже режиссеру полностью расшифровать все показанное, сказанное, или даже не сказанное, но прочувствованное в фильме. Двигаясь по волнам авторской рефлексии и фантазии, мы приближаемся к тому, чем действительно должно быть авторское кино. Глубоким, личностным высказыванием. Пусть и не всегда формулируемым четкими фразами. Тонкая как модернистская поэззия «Корпорация» - тяжела и легка одновременно, в ней скрыто правильное и неправильное, смешное и грустное. Фильм-противоречие и фильм-боль. Ничего не теряющий, а только приобретающий смыслы от новых просмотров.
Пожалуй, это самый НЕфранцузский арт-хаусный фильм, который мне довелось смотреть. Картина формально относится к сюрреализму, но по моему личному мнению, в ней больше символизма нежели сюрра.
Начальный же эпизод это, скорее и есть, то самое послание от режиссера, которое так ждет зритель, оно объясняет, что кино, это сны человечества, но тот, кто придумывает эти массовые сновидения, сам пребывает в мире грез, которые в необработанные чьей-то заботливой рукой, в так сказать сыром виде заставляют художника постоянно переживать разные судьбы.
Поэтому дальнейшее развитие визуального ряда, следует воспринимать, как некий набор отдельных эпизодов-зарисовок, своеобразных «снов», связующим для которых является, происходящее в лимузине в духе кроненбергского «Космополиса». Учитывая, что раньше режиссер занимался съемками короткометражек, это вполне объясняет стиль повествования, ему просто проще излагать все вот такими короткими сериями.
Финал картины как «сюрприз» для зрителей, которые к концу просмотра уже составили свою трактовку картины, режиссер иронизирует над ними с помощью эпизода, который вряд ли вписывался в составленное ими объяснение. В тоже время, это намек на то, что сновидения, не важно чьи они, массового зрителя или творца, приходят из неведанных для нас пространств и нам лишь кажется, что наше подсознание подвластно нам, на самом деле мы не знаем, кто за рулем лимузина, который доставляет нас на встречи в нашей жизни.
Мне нравятся фильмы которые заставляют меня задуматься над их смыслом и потому я ставлю ему
Я так понимаю, чтобы не пугать почтенную публику словом «артхаус», прокатчики нынче пишут вместо него «драма, фэнтези». Надо принять во внимание. В любом случае, фильм очевидно с треском провалился в прокате (на одни лимузины и гонорары должно было уйти больше 2 едва собранных млн), так что смотреть есть на что, как и в почти любом проекте, несоизмеримым по сборам со своим бюджетом. Как известно из опыта, самое дерьмо находится обычно посередине, где-то на границе окупаемости.
Признаюсь честно — я в очередной раз ничего не понял (тут должна быть известная картинка). Однако в этот раз не понимать было куда как приятнее, чем на том же «Облачном атласе». Во-первых, отличная актерская работа (играет тут один Дени Лаван, остальные статисты, но достойные) и хороший уровень остального — музыка (едва ли не самое важное в хорошем артхаусе), съемки, монтаж — всё сделано очень прилично. Во-вторых, у автора есть ирония и юмор, что сильно скрашивает все эти киноцитаты, архетипы и прочую неизменную начинку «авторского кино».
Ну и главное — каким бы ни было содержание фильма (понятно, что кому-то будет мерещиться принципиальное отсутствие нарратива, а кому-то внятный посыл, проговариваемый с предельной ясностью, притом оба будут правы), он снят вполне логично, современно и динамично. Я мало видал артхауса, но как мне кажется, большинство его губит дичайшая затянутость и банальность там, где надо бы быстро проговорить какие-то вещи и идти дальше. Каракс насовал в не слишком длинную ленту кучу символов, к которым, о счастье, не обязательно подходить с постной рожей и заранее нацепленным ярлыком. Как «стишки» Бродского — с одной стороны нечего прикидываться, что ты не знаешь, что ты великий поэт; с другой стороны, «мои стихотворения» точно звучало бы хуже. Вот и Каракс позволяет посмотреть «просто кино», буде случится такое желание, а не дрочить в очередной раз на «трагедию, создавшую искусство» (ну да, фильм посвящен самоубившейся любовнице, ну и что?). В этом он молодец.
В чем не молодец? Ну, не знаю; наверное, где-то можно было не столь явно соваться в фарс, но кто я такой, чтобы советовать Караксу? К тому же, возможно, Лео нарочно придумал эти полминуты с членом, чтобы его не показывали школьникам в программе «современное кино — старшеклассникам» — тогда зачот. Ну и вот ещё что — ездил я в таком лимузине, хрен вы там будете так расхаживать внутри, даже при убранных сиденьях и такому коротышке, как Лаван.
8 из 10
Когда-нибудь можно и пересмотреть. Интересное кино. Ах, да, на всякий случай — в целом 18+, но если самостоятельно вырезать один кусок на полминуты любым видеоредактором (или если у вас продвинутые дети), то наверное лет с 13-14 можно и детям показать — мол, смотри, не весь он нудный, этот артхаус.
Не уверен, что на шедевр нужно писать какую-либо рецензию. Настоящая Картина надолго переживет и гонителей, и ныне существующих восторженных поклонников. Те, кто могут оценить эту работу – и сами это сделают; те же, кто это произведение не поймут – не поймут его и после прослушивания любых самых красноречивых панегириков. Во всяком случае, этот фильм резко делит зрительскую аудиторию (в своей общей массе) на неистовых хулителей, столь же ярых поклонников, а также тех, кто не понял, но что-то почувствовал. Кстати, меня отрицательные рецензии на этот фильм только забавляют, ведь его нельзя испортить подобной критикой. И желания отыграться в рецензии на какой-нибудь образец ширпотреба не вызывают. Смотрите с миром…
Фильм я видел в кинотеатре почти сразу после выхода его на экраны – не терпелось узнать, что же приготовил любимый Каракс, уже отличившийся в этом столетии шедевральной короткометражкой Merde (сборник «Токио», 2008). И увиденное превзошло мои ожидания. Ведь был у Каракса достаточно слабенький (на мой вкус и на незаурядный в целом потенциал этого режиссера) «Пола Х». А «Любовники с нового моста» весьма заметно уступали «Дурной крови». Но тут режиссер превзошёл себя. Это бесспорно вершина его творчества и одна из лучших кинокартин нынешнего столетия. Кстати, посвящена памяти его супруги, Екатерины Голубевой, к сожалению покинувшей нас три года назад. Харизматичная была актриса.
Несколько слов о личном восприятии. Кино о кино: не собственно о процессе, а о части мира, а также видение человеческой составляющей мира, как части случайного распределения ролей. Кино, выходящее за рамки собственно кино и перетекающее в жизнь. И возвращающееся обратно в кино – внешним обликом существования людей. Кино также о том, что Мастеру важен не столько сюжет произведения, сколько его реализация в рамках абсолютного искусства; что одинаково гениально может быть показана банальная человеческая трагедия, заурядный детективный момент, или фантасмагория, а в качестве актера может выступить даже автомобиль. О том, что современный режиссер приходит к пониманию того, что все основные сюжеты уже много раз обыграны и для того, чтобы дать зрителю что-то новое нужно быть не ремесленником, а художником. Недаром в фильме присутствуют реминисценции на известные многим киноработы различных режиссеров и созданных в различных жанрах, без лишнего акцентирования вплетённых в канву повествования.
И конечно порадовал здоровый гротеск, так удачно сочетающийся у Каракса с общим драматизмом полотна и находящий свою кульминацию в обыгрывании персонажа из своего предыдущего фильма: прием не то чтобы новый в кинематографе, но в данном конкретном случае разыгранный блестяще. Что и говорить: сочетание Режиссер-Актер в случае Каракс-Лаван – это нечастая удача в кино.
Я не вижу в этой работе сюрреализма или абстракции – всё показательно определено и логически законченно. Казалось бы нарочитая несвязность образов, разыгранных Лаваном, на самом деле составляет основу единой режиссерской концепции, смею полагать тщательно продуманной. Именно таким образом режиссер вытягивает зрителя из привычного русла восприятия экранной картинки, как единичного объекта повествования; и делает это для того, чтобы раскрыть суть создания абсолютного кино, которое неотделимо от настоящей жизни, состоящей из великого множества картинок. Неотделимо настолько, что входящий в зрительский зал Режиссер становится зрителем, никогда прежде не видевшим ни одного фильма.