Посмотрев 'Дневник баскетболиста' Скотта Кэлверта, я условно выделил для себя связь между этим фильмом, 'На игле' Дэнни Бойла и 'Реквием по мечте' Даррена Аронофски. Они образуют своеобразную трилогию симпатичных зрителям героев, вынужденных по прихоти наркотиков оказаться на самом дне, из которого удастся выбраться далеко не всем.
Действие 'Дневника баскетболиста' проходит плавно и весьма динамично. Мы видим главного героя в исполнении Леонардо ДиКаприо - хулигана, зачинщика, грубияна. Он и его дружки курят, пьют и в большинстве своем бездельничают на улицах. Но Джим Кэролл - главный герой - любит записывать различные мысли в дневник, обожает играть в баскетбол и не забывает своего лучшего друга Бобби, вынужденного доживать свои последние дни из-за лейкемии. Заметьте, образ плохиша, но находящий отклик в душе зрителей. У парня есть потенциал. Он может вырваться из этих удушливых районов. Может стать гордостью своей мамы. Но в дело вмешался он...
Закинулся в первый раз и пошли следующие разы. Не остановиться, не остановиться, не остановиться. Где-то между делом он что-то записывает в свой дневник или играет в баскетбол. Но это будто кадры из прошлого. Джим Кэролл медленно и верно катится по наклонной. Как и многие, он считал, что его не подсадить. Как и многие, он попросту жестоко ошибался.
Вот нравился мне сценарий фильма во время просмотра. Была даже добавлена сцена в баре, когда Джим и Микки (не уступающий в игре Леонардо ДиКаприо качок с дурацкой стрижкой Марк Уолберг) видят по телевизору их общего друга - Нейтрона, который сумел пробиться в какую-то высшую лигу и теперь шлет привет маме. Яркий и нужный кадр для переосмысления. Но всё заканчивается довольно неожиданно и однобоко. После той самой душераздирающей сцены с участием Джима и его мамы сценарист Брайан Голубофф совершает резкий кульбит, галопом проносясь по последующим событиям. Зачем нужно было так торопиться, непонятно. После такого осталась явная недосказанность, ибо не главный герой, а автор сценария решил всё за него. Подобная концовка только разочаровывает. Вспомните сцену из 'Андеграунда' Эмира Кустурицы: герой Марко еле-еле занимается сексом с толстой мадам, как вдруг начинается бомбежка и Марко из-за бегства партнерши приходится правой рукой довершать начатое. Надеюсь, вы поняли аналогию.
Я сделал эту рецензию положительной, поскольку нелепую концовку прикрывает безупречная игра 21-летнего Леонардо ДиКаприо. В памяти всплывает сцена кошмара главного героя, когда он был одет в стиле Нео и держал в руках винчестер в стиле Терминатора. По выражению лица и общему образу передо мной был актер с большим будущим. Кажется мне, что будучи худеньким и миленьким парнем Леонардо ДиКаприо пленял своей игрой намного больше, чем сейчас. Не подумайте, что сейчас он плох. Просто есть в том молодом ДиКаприо безумная искра, присущая настоящим мастерам.
Считать вторую музу Мартина Скорсезе великим актером и не посмотреть его ранние работы вполне может статься дурным тоном. Если вы вдруг узнали, что Леонардо ДиКаприо номинировался на 'Оскар' в 19-летнем возрасте, и удивились не на шутку, то у вас лишь один выход: составить список фильмов с участием актера до 'Титаника' и начать удивляться еще сильнее. Только до смерти не удивляйтесь. И смотрите хорошее кино.
Как легко и быстро можно скатиться глубоко вниз... на самое дно... туда, откуда не выбраться уже...
По-настоящему сильный фильм. После просмотра хочется просто посидеть в тишине и подумать. Многие из тех, кто не сталкивался с подобной трагедией в жизни, считает, что это его не коснется никогда. Но просмотрев данный фильм, волей-неволей глубоко задумаешься над тем, как тонка, почти не ощутима грань между счастливой жизнью и полным мраком безнадежности.
Юный, талантливый, подающий надежды спортсмен. Что могло случиться со столь светлым образом? Один маленький неверный шаг погубил все...
До сих пор перед глазами сцена разговора Кэролла с матерью через дверь... Смотреть было не просто тяжело... было страшно, по-настоящему жизненно страшно.
Разные эмоции захлестывают - жалость (как же так, какой был мальчик и во что он превратился), отвращение (ровно как и ко всем наркоманам), и снова жалость (каким бы ужасным он не стал, так уж сложилось).
Главный парадокс наркомании: когда можешь бросить, ты не хочешь... когда хочешь - уже не можешь.
Сразу скажу что этот фильм привлёк меня с самого начала не только потаму что тут затрагивается проблема наркомании, а то, что эта лента основана на реальных событиях, и как молодой человек смог завязать с этим и при этом написать такой замечательный жизненный рассказ.
Сюжет:
Рассказ ведется от лица главного героя и автора «Дневников баскетболиста», шестнадцатилетнего подростка, который ведёт дневник и пишет хорошие стихи. Он и его друзья учатся в католической школе, а так же играют в одной баскетбольной команде. Сначала они нюхают безобидные вещества, дальше дело переходит в таблетки, а после - героину. Сначала для них это было увлечение, но после привело к постепенному падению и деградации. Главный герой Джим в то же время переживает смерть своего лучшего друга, ему одиноко и терять ему нечего, наркотики дают ему облегчение. Ради дозы они воруют, грабят и, привело это к тому что Джим и Микки уходят со школы и команды.
Мальчишке Джиму, попавшему в тюрьму, удалось избавиться от этой страшной зависимости, но его друзья так и остались умирать на улицах.
Группа парнишек совершенно натуралистично, правдоподобно, без единого грамма фальши, из подающих надежды спортсменов превращаются в законченных наркоманов.
Хороший фильм, хорошие актёры, хороший сюжет. Жаль, что даже после стольких экранизаций фильмов подобного жанра, находятся ещё те, кто покупает наркоту, употребляет её и подсаживает других.
Жизнь Джима была сплошной сказкой. У него были друзья, любящая мать, неплохая школа и любимая баскетбольная команда. Ещё у него был дневник, который прошёл с ним через огонь и воду и вытерпел все страшные муки юного и неопытного подростка.
В один миг изменилось всё. Умер лучший друг, выгнали из школы, из команды. Куда деваться подростку, если всё уже испробовано, сигареты выкурены, а взрослые ненависны? Да, он подаётся в неизведанный, новый и всегда разный мир героина.
В фильме много раз отчётливо видно прошлое, настоящее и будущее, которое могло бы быть у главного героя. Весь сценарий прописан до мелочей. Джим видит кем стал его приятель Нейтрон. И Джим мог бы быть на том матче, поступить в престижный колледж, получать стипендию, благодарить мать. Это всё было бы его, если бы он смог вовремя остановиться. Когда Джим вышел из колонии, то зрителю показывают то будущее, если бы он не завязал с наркотиками. Он бы стоял в подворотне, еле держась на ногах, просил бы денег или мотал срок за убийство. Но он смело выдержал все муки, без которых мог бы спокойно обойтись. Джим ведь мог быть нормальным подростком, не быть на волоске от смерти, не портить свою жизнь и отношения с матерью, иметь хороших друзей…
Актёрский состав тоже радует глаз. Ди Каприо справился со своей ролью на все сто! Все его эмоции были на лице, он выложился по полной программе и показал всё, на что способен. Остальные тоже не жалели сил и играли отлично. Каждому хотелось верить, сочувствовать…
Отличная манера съёмки и подачи кадров. Пожалуй – это один из лучших фильмов про наркоманов, затрагивающий большинство тем, касающихся молодого поколения и трудных подростков.
Просмотр этого фильма дался мне нелегко. Тема наркомании вообще сложна для восприятия, особенно когда история деградации еще не сформированной личности показана очень правдиво. «Дневник баскетболиста» – учебное пособие для подростков, которое нужно показывать в школе. Да, у многих, наверное, эта кинолента вызовет шок, отвращение, непонимание и сожаление, а кому-то придаст силы или твердое желание никогда не вступать на темную и болезненную дорогу, ведущую к верной гибели души и тела.
Леонардо ДиКаприо показал весь разрушающий путь зависимости от наркотиков: от маленьких относительно безобидных доз до убийственных, приводящих человека на самое дно. Джим Кэррол прошел непростой этап своей жизни и рассказал, как это бывает, как исчезает человеческое нутро и появляется бездушное существо, которое ищет денег на новую дозу абсолютно аморальными способами.
Страшные картины фильма заставляют задуматься о том, что делают наркотики с людьми, конкретно с подростками. Пусть лучше показывают горькую правду, чем сладкую ложь.
Отличный фильм, который, вряд ли, я посмотрю еще раз, уж очень тяжелая история.
Спасибо молодым Леонардо ДиКаприо и Марку Уолбергу, восхитительно сыгравшим потерянных подростков, чья жизнь стала бессмысленной.
Джим Кэррол поделился ярким и достаточно неприятным периодом из своей жизни, который дал ему дорогу в абсолютно новое измерение.
Я смотрела 'Дневник баскетболиста' уже много раз, несмотря на то, что картина тяжёлая и реалистичная до такой степени, что происходящее в фильме нагоняет страх и ужас... Но я считаю, что фильмы, поднимающие столь масштабную во всех отношениях тему наркомании, должны быть именно такими.
К счастью фильм не снабжён лекционными заметками и нравоучениями, всё происходящее показано как-бы 'со-стороны', именно это и делает его таким естественным и органичным!
От приподнятого настроения до краха всех надежд и полного опущения - таков путь героя на протяжении фильма.
Джим Керолл был талантливым мальчиком с большим потенциалом, мать возлагала на него свои надежды, и до какого-то момента он радовал её, но она не догадывалась, какую жизнь ведёт её сын за стенами дома... Полное безделье и дурная компания сыграли свою роль, ведь недаром в начале фильма она говорит Джиму: 'Свободное время - игрушка дьявола' - именно избыток свободного времени и погубил её единственного сына.
Хотя мне кажется, что его мама тоже причастна ко всему, что случилось с Джимом. Она струсила тогда, когда ему больше всего нужна была её помощь, он этого не понимал, но она должна была понять. Нельзя было выгонять Джима из дома, как будто избавляясь от проблем, его мать просто закрыла на них глаза, а ведь тогда ему ещё можно было помочь...
После того, как Джим оказался на улице, наедине со своей пагубной зависимостью, он уже был не в силах что-либо изменить, его жизнь пошла по инерции, именно так, как бывает во всех подобных случаях.
'Это как сон, а сон нельзя остановить, он продолжается вопреки твоей воли и ты понимаешь, что бессилен...'
То, что происходит с ним дальше чудовищно... Джим постепенно превращается в животное, полностью подвластное своим инстинктам, неспособное пойти вопреки им. Отныне его уже ничего не заботит, кроме одного - как добыть очередную дозу вещества, медленно убивающего его, он становиться заложником своей зависимости.
Друзья Джима также не избежали подобной участи, только в их случае, всё закончилось намного хуже, чем у него.
Микки (Марк Уолберг) - самый обыкновенный образ уличного 'плохого' мальчишки, пытающегося казаться сильным и бесстрашным, лидирующего средь своих друзей, но на самом деле оказавшимся ничуть не лучше их, он также спасовал перед опасностью и оказался на самом дне общества.
Педро (Джеймс Мадио) - с самого начала был не в своей компании, но изо всех сил пытался быть своим, среди сверстников. Терпел подшучивания над собой, пытаясь полностью скопировать поведение окружающих. Педро был, пожалуй, самым слабым духом, из всех друзей Джима.
А вот Нейтрон (Патрик МакГоу) несмотря на дурные увлечения и низменный интересы, объединявшие их, оказался расчётливей и умнее всех, сумев вовремя отгородиться от своих друзей, начавших стремительное падение. И лишь ему одному удалось добиться их общей мечты - вырваться из бедности, окружавшей их с самого детства.
И вот уже в конце фильма, Джим смотрит чемпионат в каком-то дешёвом баре и замечает Нейтрона, радостно передающего привет маме, на экране. Сколько боли и осознания своей бессильности было в глазах у Джима, как ясно читалось в них отчаянье и разочарование, удивление и стыд за самого себя... Это был единственный миг прозрения, но действительность оказалась такой страшной, что Джим предпочёл снова раствориться в туманных фантазиях, уносящих его в другую реальность... Джим уже стал бояться своей настоящей жизни...
То, что происходит с ним в конце фильма, тоесть его реабилитация - это скорее случайность, чем закономерность. Обычно жизнь наркоманов заканчивается именно так, как у друзей Джима. То, что его мама позвонила в милицию было её единственном правильным поступком во всей этой истории, потому-что в отличие от первого раза, это было единственное правильное, что она могла сделать в этой ситуации.
Но фильм не получился бы таким шокирующим и сильным, если-бы ни актёрская игра и не режиссёрский талант!
Леонардо ДиКаприо в этом фильме полностью раскрылся, как актёр, сумев показать свой подлинный талант и огромный потенциал! Ведь ему по-настоящему веришь, когда видишь его страдания или эйфорию на экране, а так сыграть наркомана, не будучи им на самом деле, может только талантливый актёр, именно такой, как Леонардо! Браво, я не могу представить себе актёра, который бы справился с этой ролью лучше!
Также порадовали Марк Уолберг и Эрни Хадсон, очень органично и естественно смотревшиеся на экране!
Советую всем посмотреть эту нужную, во всех смыслах этого слова, картину, открывающую зрителю проблему наркомании во всей её разрушающей силе и не скрывающую ни одной тайны тёмной, уличной жизни.
'По началу ты позволяешь себе это по субботам. И чувствуешь себя, как гангстер или рок-звезда. Это разгоняет скуку и понемногу входит в привычку. Тебе так хорошо, что ты начинаешь делать это по вторникам, по средам и всё...ты в завязке. Каждый умник считает, что с ним это не произойдёт, но это происходит.'
'Из носа течёт, в животе чёрти что творится. Ноги дрожат, будто ты сыграл 6 игр подрят. В ушах звенит одно и то же. Ещё разочек, а потом завязываю...'
'Ты думаешь, стоит захотеть и ты бросишь. Но это, как сон, а сон нельзя остановить. Он продолжается вопреки твоей воле...и вдруг ты понимаешь, что ты бессилен.'
'Дневник баскетболиста' - ещё один фильм про наркотики, который я посмотрела. А посмотрела я их не мало. Вывод из всех фильмов с такой тематикой одинаков: 'Наркотики к хорошему не приведут'.
У каждого в жизни бывают сложные ситуации. И все справляются с ними по разному. Некоторые, как главный герой фильма, пытается избавиться от боли, которую ему принесла смерть друга, с помощью наркотиков. Только от этого невозможно избавиться и только время может немного притупить это чувство. А наркотики только ненадолго создают иллюзию того, что все хорошо, а потом становится еще хуже. И очень трудно потом вернуться обратно.
В этом фильме Леонардо Ди Каприо сыграл одну из своих лучших ролей. Когда я только начал знакомство с его творчеством, то не был особо им впечатлен и не мог понять почему его считают хорошим актером. Но посмотрев его ранние работы ('Что гложет Гилберта Грейпа?', 'Жизнь этого парня', 'Дневник баскетболиста'), я изменил свое мнение о нем. Действительно, один из самых талантливых американских актеров своего поколения. Полностью вживается в роль и создает сильные образы. А сцена 'возвращения домой' и правда запоминается надолго.
Один из лучших фильмов жанра.
'Тот, кто делает из себя зверя, избавляется от боли бытия человека' (с)
'В конце концов ты всё равно станешь торчком, ищущим очередную дозу в то время, когда на землю опускаются тени...'
В каждом третьем фильме так или иначе затрагивается тема наркотиков. Однако далеко не везде можно увидеть такие откровенные сцены, где показано, как наркотики разрушают человека и физически, и морально.
История, основанная на реальных событиях, окунает нас в мир жестокости, ужаса и сострадания.
С самого начала рассказ идёт от первого лица, со слов шестнадцатилетнего мальчика, у которого есть мечта и цель в жизни. Джим Кэрролл - подающий большие надежды молодой баскетболист. Помимо баскетбола Джим пишет стихи и постоянно что-то записывает в свой личный дневник. Но тут наступает переломный момент и на одной из тусовок Джим пробует кокаин. Многие думают, что можно попробовать один раз и слезть. Ну, или два раза. Джим думал так же, и далее мы наблюдаем ужасную картину...Некогда обычный парень из обычной школы превращается в заядлого наркомана, падает на самое дно. Наркоман, который хочет завязать, действительно этого хочет. Но, увы, не может. После кокаина идёт героин, и наш герой окончательно окунается в героиновый рай.
Чудовищная картина саморазрушения, которая не может не задеть и заставляет испытывать жалость к Джиму и его друзьям.
Жизненные ценности и моральные принципы отошли на второй план. Им не нужно ничего, кроме денег на очередную дозу, ради которой они готовы на всё.
Не могу не отметить потрясающую игру Леонардо Ди Каприо!
Казалось бы, молодой Лео только начинал свою карьеру, а как сыграл!
Безумно понравилась финальная сцена, на мой взгляд лучшее завершение фильма и придумать нельзя.
Фильм обязателен к просмотру всем, в особенности подрастающему поколению, которые норовят попробовать в этой жизни всё.
Когда ты не видишь различий, что для тебя игра - баскетбол или наркотики.
О 'Дневнике баскетболиста' узнал случайно - засадили друзья с криками: 'Ой, такой тут у нас киноман, а этого шедевра не видел'. Я сразу заинтересовался, что же там за шедевр, тем более в главной роли был небезызвестный Леонардо ДиКаприо.
Каково же было, мое удивление, что друзья не соврали. Спортивная драма от режиссера, который до фильма успел снять какие-то две короткометражки, но с очень мощными актерами на главных ролях действительно оказалась Шедевром.
Сюжет для фильмов жанра 'Спортивная драма' прост, как две копейки. Преуспевающий в баскетболе ученик старших классов вместе со своими друзьями решает попробовать 'волшебный порошок'. Что случается дальше, уже понятно. Парень серьезно подсаживается на героин, забывает про друзей, про спорт, про семью, про жизнь. Ну вот вроде и весь сюжет. Чего удивительного? А вот чего.
Фильм, как уже все догадались, вовсе не про наркотики. Фильм про то как не сбиться с пути, а если и собьешься, то как вылезти из этого дерьма. А если еще раз собьешься, то снова выкарабкиваться. Наркотики выступают здесь заменяемым персонажем. Ведь на месте парня, могла быть девушка, которой захотелось секса со взрослыми мужчинами и ее затянуло в проституцию. Это мог бы быть спившийся отец, это мог бы быть человек, случайно ставший убийцей, это мог бы быть...
Да, жизнь одна и за нее нужно держаться, как за мамину руку, когда тебя первый раз веду в школу. Нужно держаться, даже тогда, когда сил больше нет, когда ты не можешь сказать 'нет' всему сладостному и притягивающему, но запретному. Нужно держаться, ведь другие смогли - сможешь и ты.
Вердикт: Сильное, неглупое, интересное, грустное и завораживающее кино. Фонтатн чувств обеспечен даже каменным глыбам.