Я слышала про этот фильм много плохого и ещё больше хорошего. Фильмы, вызывающие реакцию зрителей в диапазоне от щенячьего восторга до рвотных позывов всегда интересны, но 'Горькую луну' я могу описать одним словом - вторично. Потому что если вы читали хоть один роман Достоевского, ничего нового вы не узнаете.
Сюжет прост как три копейки: мужчина заводит отношения с девушкой, не понимая, что она психически нездорова (потому что нормальный человек не станет так себя вести ни в любви, ни в ненависти). Все два часа фильма - это его путь из охотника в жертву, скучный и предсказуемый. Ни один из персонажей не вызывает сочувствия, потому что положительных персов в этой истории нет - прямо как у Достоевского; только грязь, пошлость и безнадёга. Вообще, мне весь фильм казалось, что я смотрю вольную экранизацию 'Идиота' с Рогожиным-Оскаром, Настасьей Филипповной-Мими и Мышкиным-Найджелом.
Несмотря на все вышеперечисленные недостатки, фильм неплох - если вам нравятся непристойности на грани фола и завораживает 'чудесный' внутренний мир больных на всю голову психопатов.
Если же вас это отталкивает - лучше не смотрите, у Полански есть много других фильмов, гораздо более удачных.
Найджел и Фиона, молодая пара чопорных и несколько карикатурных британцев, решили отдохнуть от повседневных забот и съездить в круиз. Купили билеты, сели в назначенный час на корабль и поплыли навстречу морю положительных впечатлений и ощущений. Во время отдыха часто заводятся новые знакомства. Найджел и Фиона познакомились с другой супружеской парой, инвалидом Оскаром и нахальной красоткой Мими и… навсегда отошли на второй план, став почетной декорацией для рассказа о том, как вышло, что Оскар не может ходить, а Мими превратилась в Карменситу, старательно охмуряя всех вокруг. А еще, чего это они так друг друга ненавидят.
Роман Полански – человек начитанный. Большинство его фильмов являются экранизациями книг. Книг, как известных, вроде «Оливера Твиста» Чарльза Диккенза или «Тэсс из рода Д’эрбервиллей» Томаса Харди, так и не очень. Ко второму варианту относится и «Горькая луна» Паскаля Брукнера. Лучше всего книгу может охарактеризовать аннотация, под которой в девяностых в России выходил «Коллекционер» Фаулза – эротический триллер с элементами драмы. И у Брукнера, в отличие от Фаулза, действительно есть и эротика, и триллер. Ну, и драмы тоже немного имеется. Полански почти всегда, если не единолично писал сценарий к своим кинодетищам, то, по-крайней мере, принимал активное участие. Остается только догадываться, кто подверг оригинальный роман Брукнера изменениям, Полански или другой сценарист, но в любом случае, окончательное слово было за режиссером. А изменения меж тем колоссальные, и вот это самое слово нанесло экранизации непоправимый вред. Вплоть до финала Полански сохраняет сюжетную линию довольно бережно, обрезая лишь детали, кажущиеся ему ненужными (а, скорее всего, не попадающие под его понятие comme il faut). Но к последним 15-и минутам фильма в Полански внезапно проснулся Парфён Рогожин, выхватил пистолет и призвал всех немедленно стреляться. Этот совершенно нереалистичный конец белыми нитками пришит к неплохой в целом, в чем-то постмодернистской вещи Брукнера. Смерть – частый итог произведения, где центральной темой становится фатум. Если вначале фильм неторопливо демонстрирует кадры знакомства героев, их наслаждения телами друг друга, а рассказ только набирает обороты, то чем дальше, тем больше просматривается, что над героями роковая обреченность довлеет подобно ружью, которое, как ни банально, в конце должно обязательно выстрелить. Выстрелить в понимании Полански, потому что, парадоксально, но тот самый фатум у Брукнера играет гораздо более яркими красками, чем у Полански, хотя писатель обошелся без смертей. Но, несомненно, оба рассказчика справляются с главной идеей истории, заключающейся в том, что человек не в силах избежать рока, но в силах сам его и создать.
Главную женскую роль в фильме Полански сыграла его тогда молодая жена – французская актриса Эммануэль Сенье. Эта актриса обладала чувственной красотой вчерашней нимфетки, и, конечно, как минимум внешне идеально подходила на роль. Полански же еще с шестидесятых имел славу ловеласа, не пропускающего мимо ни одной юбки, причем юбки предпочитал новенькие, не испорченные бальзаковским возрастом. Кому, как не ему понимать саму природу страстного секса, не пуританского соития ради производства детей, но удовлетворения плотской потребности, гимна гедонизму? Но на момент съемок «Горькой луны» Полански было уже около шестидесяти лет. Видимо, сексуальный голод режиссера уже изжил себя, и из большого сластолюбца Полански превратился в диабетика. То, чего ждешь от «Горькой луны», предварительно ознакомившись с романом Брукнера или посмотрев трейлер, где внимание заостряется на голой попе Сенье, там нет. Нет сексуального единства двух людей, нет множественных эротических сцен, нет и сметающей все препятствия страсти. Вместо этого нам предлагают насладиться небольшой клиповой нарезкой ролевых игр Мими и Оскара, весьма унылой, кстати, что по подаче, что по содержанию. Впрочем, смехотворность игрищ видно уже по постеру фильма, где Сенье с непонятной кислой гримасой толкает своего любовника в грудь ногой. Заклеенный скотчем рот, черные чулочки, красная помада – непременные атрибуты садомазохима в представлении Романа Полански и ваших бабушек. А вот упомянуть копрофагию, которой в романе посвящена отдельная глава, режиссеру и вовсе духу не хватило. Вторая половина фильма, которая посвящена уже драматическим коллизиям жизней главных героев, расплатой за выходит у Полански куда как прочувствованнее и правдоподобнее. Героиня Сенье окончательно становится доминантой экрана, ибо именно ее трагедия живописается Полански с искренним увлечением. Мазохизм внутренний Роману Полански, видимо, известен куда больше, чем сексуальный мазохизм во внешних его проявлениях. Хотя авторское повествование старается быть максимально отстраненным, сопереживание героине Сенье не проснется только в самом черством зрителе. Во всей картине чувствуется какой-то незримый дух Достоевского, тут вам и униженные, и оскорбленные и даже вечный вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?», правда, осмысленный совсем в другом ключе.
Эротические триллеры и драмы в то время были в моде. Но если обычного любителя кино попросить вспомнить лучшие образцы жанра, едва ли он включит в этот список «Горькую луну», вспомнив сначала «Основной инстинкт», «Роковое влечение». И правильно сделает. Смотреть «Горькую луну», дабы проникнуться деструктивным сладострастием не стоит. Не стоит и вдаваться в анализ постепенного регресса личностей персонажей, приплетая сюда Фрейда и прочих его товарищей по психоанализу, изрядно уже затюканных. О чем фильм «Горькая луна»? Да просто о несчастной девичьей любви. А мы могли быть счастливы вместе.
Признаюсь честно: из книги Паскаля Брюкнера прочитала только концовку. Более впечатляющую, чем в фильме. Это ведь особого рода литература, как бы поделикатнее выразиться - полупорнографическая, 'soft porno' а мне такое неинтересно. Не в силу исключительного целомудрия или тонкости нервенной организации, но по причине внутреннего убеждения: роль секса в человеческой жизни сильно преувеличена.
Секс - всего лишь частное проявление любви. Бог есть Любовь, а всякая любовь - нисхождение божественного в человека. Интерес, притяжение, восхищение, нежность, ласка, забота, дружелюбие, уважение. И секс. Который оправдан любовью. Если она есть. Когда нет, сам по себе и только ради получения удовольствия, становится разновидностью дурной привычки. Как алкоголизм, табакокурение, наркотическая зависимость или обжорство.
Никому не приходит в голову хвастаться ежедневной пачкой сигарет или гордо выпячивать пузо; упомянуть об алкоголе и наркотиках при людях, подверженных зависимости, почти то же, что в доме повешенного заговорить о сравнительных достоинствах веревок - непристойно. Секс эксплуатируется бесконечно.
Покупая нашу одежду, косметику, автомобили; посещая фитнес, солярий, СПА или танцевальные уроки; пользуясь услугами косметолога, парикмахера и туроператора - вы становитесь более сексуально привлекательными. Даже медицина и образование, казалось бы, далекие от этой сферы, подспудно используют сексуальный месседж в своих рекламах: лечитесь (учитесь) у нас - и качественный секс надолго вам обеспечен.
Почему? Потому что все, что нам нужно - это только любовь, а секс (см. первый абзац). Круг замкнулся, книжку про Горькую Луну читать не стану, но вот кино - другое дело. Ну, потому что это Роман Полански, а он интересен, хотя и не мой режиссер. И потому, что кино, несмотря на малый коммерческий успех, стало культовым у моего поколения, а я в свое время пропустила. И потому что музыка Вангелиса. И Хью Грант (с Кристин Скот Томас) И жена режиссера в главной роли прехорошенькая.
Нет, любви в этом изначально не было. Да ладно тебе, вон, как страсти кипят. Что с того, котлы в аду тоже бурлят, если верить расхожим представлениям о тамошнем посмертии. Это не делает адскую кухню привлекательным местом. Как не может сделать привлекательным стремление подчинить, унизить и растоптать другого, мимикрирующее под любовь. Секс без любви хорошо описывает слово 'отыметь': произвести механические фрикции, наслаждаясь болью и унижением партнера больше, чем собственными ощущениями от соития (которые стермятся к нулю).
В этом фильме все отымели друг друга. А у зрителя к тому же смутное, но стойкое ощущение, что он тоже поучаствовал. На пассивной роли. Спасибо режиссеру, что воздержался от показа нечистот, которыми изобилует книжная версия. Но женщина, которая мочится на телевизор, вызывает у меня не возбуждение, а глубокое сомнение в ее умственных способностях, воля ваша: Что ты делаешь, дурочка, током же убьет!
История о том, как отливаются кошке мышкины слезки и всем сестрам дается по серьгам. Иди вот так: рассказ о двух глупцах, принявших собственное желание отъесть кусок от другого за любовь, упорствовавших в заблуждении и за то поплатившихся. Иди еще вот: притча о черноучительстве и лжепророках. Но музыка Вангелиса таки хороша.
После 'Горькой луны' как никогда хочется немного пофилософствовать на тему отношений. Неудивительно, что этот фильм не для массового зрителя, но вы вполне сможете его 'осилить', если имеете определенную долю самоиронии и хотя бы мало-мальское представление о том, какой моральный садо-мазохизм может возникать в отношениях двоих (иногда и более) людей.
Фильм ни в коем случае не оставит вас равнодушным.
Возможно, и скорее всего, вы будете злиться, переживать, презирать, ненавидеть, жалеть, сочувствовать; вам может стать тошно или мерзко, но я считаю - своего врага нужно знать в лицо. А это лицо, как ни прискорбно, состоит из худших черт Человеческой натуры. Возможно, и вашей натуры, ведь в фильме показано все, что нужно знать о любви помимо всяких слезливых мелодрам и слащавых хэппиэндов, а это чертовски неприятно видеть, и уж тем более не каждый готов признать это в себе.
Буду бросаться громкими словами, но мораль сей басни в том, что так уж устроен человек, что самую сильную боль он причиняет своим близким. В этом и есть драма всех длительных отношений, ведь к хорошему быстро привыкаешь, от привычки становишься равнодушным; и вот он, застой в отношениях, вот она, - смерть чувств.
Герои попадают в эту петлю и пытаются выкрутиться из нее, тем самым затягивая еще туже. Как две саранчи в коробочке: когда не могут больше питаться своими чувствами, начинают есть друг друга. Исчерпав обычный секс, переходят к дозе секса садо-мазохистского, а исчерпав и это, в поисках следующей дозы эмоций переходят к садо-мазохизму моральному, что провоцирует непредсказуемые и непоправимые последствия для всех участников и сочувствующих, попавших под горячую руку. А некоторые женщины еще и до ужаса жертвенные, и при том дичайше мстительные натуры, особенно если задеть их гордость. Так что осторожней с ними, с женщинами, потом ведь догонят же и вернут обиду с процентами...
Герои - максималисты, влюбляются - полностью, пьют - до дна, съедают друг друга - без остатка, ненавидят - до умопомрачения, а в конечном итоге жить друг без друга уже не могут. Самый что ни на есть настоящий симбиоз, идеально гармоничная пара; змея, кусающая свой хвост. И ведь, как наглядно демонстрирует 'Горькая луна', из такой взаимопожирающей ненависти тоже могут получаться довольно прочные союзы. :)
О технической составляющей фильма, честно, сказать мне нечего, так как сложно оценивать качество антуража, постановки и съемки фильма 92го года. Но актерам веришь безоговорочно, все получилось очень живо и откровенно. В каком-то смысле весь фильм является исповедью... Или предостережением?
Как бы то ни было, более честной, горькой драмы о любви, сексе и отношениях я еще не встречала.
Действие в фильме разворачивается на корабле, плывущем в Стамбул. Подуставшие друг от друга за семь лет совместной жизни супруги Найджел и Фиона плывут в Индию, чтобы немного разбавить серые будни. На корабле они знакомятся со специфичной парой пожилой Оскар и молодая, вульгарно красивая Мими. И постепенно между этими людьми нарастает эротическое, да и психологическое напряжение.
Главное достоинство фильма- он интригует. По мере рассказа Оскара, мы все больше и больше погружаемся в его отношения с Мими, мы почти участвуем в них. Отношения между мужчиной и женщиной, в принципе, интересно наблюдать, иначе не снималось бы столько фильмов о любви, здесь же не только любовь, а целый букет радостей в виде: обычной эротики, извращенного секса, садомазохизма, ролевых игры и, конечно, малопонятной мотивации героев.
Именно необоснованность мотивов поступков героев и вызывает легкое недоумение, события разворачиваются слишком быстро, так быстро, что в них просто-напросто не веришь ( в случае с внезапной и неожиданной страстью Найджела к Мими, которая вдруг возникает с его первого взгляда, на её шевелящуюся танцующую спину в баре). Этот недостаток обусловлен необходимостью адаптировать книгу к переложению на экраны, возможно за счет выброса пары 'книжных' сцен потерялась логика повествования.
Из приятного в фильме это бесспорно интересная игра актеров, как Питера Койота ( его перевоплощение из любящего человека, в почти инквизитора, а потом в развратника, а потом в сломленного калеку, а потом почти в психопата, вызывают уважение). Эманнуэль Санье с её лицом и телом, которые только и делают, что излучают порок, заслуживает отдельно похвалы, потому что смотреть на неё по меньшей мере занятно, хотя её игре я верила определенно меньше, наверное из женской зависти к её красоте и обаянию, а может быть она действительно играла слабее своего партнера, или от неё и по роли особо не требовалось ничего кроме искусства соблазнения. Хью Грант с вечно извиняющимся выражением на лице, такой молодой и симпатичный, вызывал улыбку. А Кристин Скотт-Томас просто не дали ничего серьезного сыграть в этом фильме, но мы все и так знаем, что она хороша.
Отметить можно продуманность персонажей, их образов, деталей костюмов и элементов декораций, складывалось впечатление, что лишних людей на этом корабле просто не было, каждый что-то иллюстрировал. Музыка тоже была приятна.
В общем, рецензия нейтральная, потому что кроме общей заинтересованности фильм не вызвал ничего, хотя сам факт, что я смогла его досмотреть, а не плюнула на середине, слишком заскучав, уже говорит о том, что фильм хороший. Просто он не зацепил каких-то струн моей души, я не уловила той полезной и важной мысли, которую Полански хотел до меня донести, про страсть и саморазрушение написано, сказано и снято достаточно много, ничего нового я не нашла.
Рекомендовать его к просмотру я не буду, но и кричать, чтобы вы его никогда не смотрели, тоже. Это качественно и на совесть снятая лента, просто приложить её к своей жизни у вас получится с натяжкой.
Фильм породил во мне смешанные чувства. Из минусов могу отметить небольшую затянутость и излишнюю прямолинейность. Полански кричит о том, о чем эффектнее бы было лишь слегка намекнуть. Меня не впечатлила музыка, подобранная к фильму, место действия - это немного упрощает картину, придает попсовость. Питер Койот и Эммануэль Сенье потрясающие, даже нет слов, чтобы выразить насколько они органичны были в этой картине. Хью Грант понравился чуть меньше, но с ролью справился.
Некоторые моменты в фильм по-настоящему впечатляют. Здесь весь спектр эмоций от любви до ненависти, от трепета до порочного пренебрежения, от чистоты помыслов до испепеляющего изнутри морального разложения. Удивительное, пьянящее, ввергающее в панику, сладострастное чувство хождения по лезвию - так бы я охарактеризовала эту картину. Эротика присутствует, но она отходит на второй план и служит лишь инструментом, нет акцента и навязчивости, она придает картине нужную атмосферу и эмоциональный накал.
Могу сказать, что я давно задумывалась над проблемами, высказанными в этом фильме. Достигнув вершины, неминуемо придется спускаться вниз. Это как экономика - бум влечет за собой спад, а затем кризис. И это невозможно устранить, лишь слегка уменьшить урон. Сильные чувства изначально обречены. А если круг замыкается? Если дальше нет ничего, кроме взаимного разрушения? Если невозможно уйти и невозможно остаться?
Думаю, картину стоит увидеть. Лично я не могу сказать, что она явилась для меня неким шоком и откровением, однако я воспринимаю это кино как довольно интересную работу. Я не могу понять, нравится мне то, что я увидела, или нет - что-то внутри меня протестует. Но не жалею, что потратила 2 часа на просмотр картины.
Однажды Хью Грант, Эмманюэль Сенье, Питер Койот и Кристин Скотт Томас собрались вместе на лайнере, рассекающем по волнам Средиземного моря. На их беду у штурвала оказался Роман Полански. Что уже не предвещало ничего хорошего, да и погода начала портиться сразу после того, как супружеская пара (Грант – Скотт Томас) встретилась с коварной обольстительницей (не Койот).
Построение фильма таково, что Оскар (Питер Койот) рассказывает о своей нелегкой парижской жизни Найджелу (Хью Грант). Повествование прерывается на самых извращенских и шокирующих местах. В этих паузах происходит немного интересного, что заставляет сильнее ждать продолжения. Фильм, начинающийся как скучная история странной любви, по ходу набирает обороты и развязка способна поразить любого зрителя.
Картина порождает два вопроса, на тему которых можно порассуждать. Первый из них – что связало Оскара с Мими (Сенье). Ответ прост и на поверхности – то самое чувство, Любовь. Но таких примеров отношений даже в кино, даже в самом что ни на есть авторском, немного. Как и положено все началось со страсти. Необузданной, выходящей за все возможные моральные рамки. Вылилась она до дна, как и должно было случиться при таком неумеренном потреблении. И в Оскаре осталась только усталость, желание свободы, жажда чего-то нового и пробудившиеся садистские наклонности. Мими же непостижимым образом настолько привязалась к своему мучителю, что не смогла покинуть его, несмотря на все испытания. И месть за ее унижения была страшна. Но друг друга они стоили и, несмотря на всю странность истории, все логично.
Второй, более важный и интересный вопрос – зачем Оскар решил рассказать это незнакомому человеку? То есть, зачем Полански снял этот фильм? И тут ответ довольно очевиден, но поразмышлять на тему может быть любопытным. Решив окончить свой путь, пара не могла не поделиться своим опытом с миром. Такую историю, пусть и неприятную для множества ушей нельзя было унести с собой. Почему на роль жертв выбрали именно этих двоих? На самом деле других кандидатов, на судне похоже не было. Но пара Найджел – Фиона подходила идеально. Супруги с семилетним стажем уставали друг от друга. И, хотя их совместная жизнь не была и на тысячную долю такой же бурной как у Оскара с Мими, но она в чем-то схожа. Для них эта история может стать освежающим фактором, сближающим, спасительным. Этот опыт, как ни сложно его на первый взгляд применить на практике, должен стать полезным уроком для многих. Правда, индивидуальные подробности лучше сразу отбросить.
Рассказывая о фильме, интерес к которому должны поддерживать задействованные актеры, нужно упомянуть и о их работе. И тут на самом деле не все гладко. Хью Грант обычен. В роли слабовольного и как минимум в желаниях своих неверного супруга, особого впечатления он не оставляет. О Кристин Скотт Томас сказать, по сути, тоже нечего, как и вспомнить, помимо ее танца с героиней Сенье, где она выступила ярко. Эмманюэль произвела более благоприятное впечатление, но достойна ли ее внешность всех розданных эпитетов – вопрос спорный. Питер Койот хорош в эпизодах настоящего, где он ведет свой рассказ, где он уже ироничен, циничен и полон ненависти. В роли героя-любовника он не так убедителен.
«Горькая луна» навряд ли способна понравиться большому количеству зрителей. Любителям извращенных любовных историй и фанатам скандального творчества Романа Полански рекомендую.
Посмотрела фильм не без интереса, тем более на красивых людей приятно смотреть. У Эмманюэль Сенье, очень интересная внешность ей бы играть Femme fatale. Но и с ролью, безумно влюблённой девушки, которая отдала всю себя этой любви, которая готова была на любые унижения ради своего мужчины - актриса справилась блестяще.
Что же касательно, самого фильма, не могу сказать что я в полном восторге. Есть пикантные сцены, интересный сюжет и в саму история можно поверить. Кроме эпизода, где герой искренне говорит, что был безумно влюблён. Но если он и был во что-то/кого-то влюблён, то разве что в белые мокасины главной героини. Так по крайней мере выходит из дальнейшего сюжета. Не любовь у него была, а страсть, увлечение. В этом я считаю, недочёт режиссёра, нужно было показать историю любви, чтобы мы в неё поверили. После этого контраст отношений до и после, был бы намного эффектней.
Этот фильм многие ругают за пошлость и безвкусие. Я думаю, режиссёр намеренно так всё преподнёс и может даже преувеличил. Нельзя так растворяться в другом человеке, становясь его отражением, из этого никогда ничего хорошего не выйдет. И может даже к лучшему, что у многих девушек он вызовет отвращение, но уверенна после этого они не будут вести себя как главная героиня. Лучше отпустить, чем держать такой ценой.
Роман Полански - это гениальный и стильный режиссер по причине своей высококлассной кинематографии, каждый фильм - шедевр и это без комментариев - таким даром его наградила природа. А жизнеутверждающий... Знаете, прочитала бесчисленное количество рецензий по поводу 'Горькой луны' - все верно написано по поводу профессионализма снятого и классной игры актеров. Но разрешите возразить по поводу того, что фильм мрачный, с плохим концом, что после него навзрыд плакать хочется.
Я смотрела этот фильм довольно давно и не могла оторваться от экрана, за душу хватал каждый кадр и совсем не потому, что сочувствовала главным героям. Каждую секунду этого фильма меня непременно преследовала одна навязчивая мысль: 'Как же сильно этот Полански любит свою жену, если не постеснялся снять ее в таком странном качестве!' И все ее горькие признания на коленках, и ее месть, и его старческий маразм - все это не вызвало во мне ничего грустного и темного, ничего отвратительного. Просто есть такая народная мудрость, которая гласит, что чем счастливее человек, тем он глубже старается спрятать свое счастье от всего мира. Исходя из этой фразы скажу, что Полански ко времени экранизации этого фильма прожил со своей очаровательной и невероятной Эммануэль, которая светится изнутри каким-то божественным теплом, где-то примерно около 7 лет. Она беспорно потрясающая женщина - очень красивая и талантливая, просто музейная реликвия, сейчас таких мало. И все эти годы он безумно ее любил! И словно чтобы спрятать поглубже свое истинное к ней отношение, он подверг ее такой 'унизительной' роли брошенной женщины и такому трагическому финалу.
Но мне не было за них страшно. Это ведь всего лишь кинематограф. Почему-то в этом фильме, как ни в каком другом (может быть, на подсознательном уровне) он безапелляционно подвел финальную черту своим страданиям и мытарствам. А их в его жизни было с избытком, начиная с фашистских лагерей, дальше трагическая смерть его беременной жены (вот от чего у меня действительно кольнуло сердце) и заканчивая идиотскими обвинениями по поводу насилия малолетней девочки, из-за которых он чуть не сломал себе жизнь и карьеру. Обвинения тех лет довольно сырые, и в это слабо верится. И вот судьба ему в награду подарила изумительную женщину - умную, красивую, талантливую, домашнюю, одновременно очень сексапильную, на которую смотришь и насмотреться не можешь! Ну конечно же это роскошная и утонченная француженка Эманнуэль Сенье, которая родила ему долгожданного ребенка! И может быть, зная это (а я собственно человек не фанатичный и не склонный к слепому поклонению), мне каждый кадр фильма грезилось только одно - Полански так сильно любит свою жену, так сильно ее боготворит, так ей благодарен за свою тихую гавань, к которой он наконец причалил, что ему даже становится за это стыдно перед собой, и главное, страшно, что это всего лишь сон. И, наверное, поэтому, чтобы не 'сглазить' свое долгожданное человеческое счастье, он не постеснялся и даже счел своим долгом снять Эммануэль Сенье в таком ужасно мрачном контексте.
Но ведь это всего лишь кино. Просто Полански мастерски ведет зрителя по лезвию ножа. Он словно незримо показывает зрителю, как тонка эта грань между счастьем и фатальным концом. И совсем не обязательно в реальной жизни хвататься за пистолет, кому-то мстить, кого-то унижать и ставить на коленки. В 'Горькой луне' Полански учит как раз светлому и доброму, он раскрутил эту историю со всеми ужасами, чтобы уберечь кого-то (и себя тем более) от такого ужасного финала. И на самом деле это исповедь влюбленного и счастливого человека, который каждую секунду боится 'соскочить' с этой сладкой неги. И уж, конечно, никакой он не извращенец и маразматик. Роман Полански - поистине невероятно талантливый режиссер и любящий мужчина, который знает, что такое трепетно любить и боготворить женщину! А фильм ведь для вас, милые зрители, и это история про то, как не надо поступать и чего нужно боятся.
Фильм даже не о людях и характерах, фильм о чувствах и всем спектре человеческих желаний и слабостей. Оскар и Мими далеки от идеальной семьи, их вообще сложно назвать семьей. Они просто существуют, однажды встретившись в Париже. Их сжигает страсть, их съедает непреодолимое желание, которое они подкармливают всевозможными интимными играми. Она опасна и сексуальна, он слепо доверяющий и неутомимый. В их отношениях нет места разуму, они ведомы лишь своими плотскими желаниями. Они бездумно вызывают ревность друг друга, подогревая тем самым интерес друг друга...
Но.. Оскар сдается, она уже его не возбуждает, она ему неинтересна. Но она валяется у него в ногах и умоляет дать ей возможность хотя бы находиться рядом. Здесь начинается, возможно, самая тяжелая часть фильма. Он делает все, чтобы вынудить Мими уйти самой. Его издевательство не знает границ. Он унижает ее также сильно, как боготворил когда-то. Он беспощаден.
Но редко наши действия и поступки остаются безнаказанными. Мими исчезнет и вновь вернется... чтобы отомстить. И ее месть выглядит гораздо страшнее мести Оскара.
Фильм напомнил мне обожаемые мною '9.5 недель'. Отношения Микки Рурка и Ким Бесинджер также страстны и таинственны, также авантюрны и непредсказуемы, но они в первую очередь человечны. В ним нет места слепости и мести.
Каким бы ни был финал фильма, он еще раз напоминает о том, что 'любви нет ничего неприличного. Все, что между вами происходит становится священным!'