Осилила 4 серии 1 сезона. Впечатления двоякие. Начну по порядку.
Политика показана как фон к интригам гарема, что в принципе и понятно, это скорее сериал для домохозяек. Ожидалось большего. Главная героиня, завоевывая сердце султана, просто наплевательски относится к делам страны и прямой обязанности правителя. Скажем так, позиция главной героини в роли дурочки в этом вопросе перечеркивает ее ум.
Возможно, далее политика будет более полностью раскрыта, но пока она как фон к дворцовым играм.
Теперь о дворцовых играх.
Топорные интриги. Ну не верю, что вот так тупо воровали украшения, не боясь расправы, избивали друг друга в реальных гаремах. Там для выживания нужен тонкий расчет, подставив соперницу, при этом самой остаться с чистыми руками. Тонкой интриги не наблюдалось. Все явно, словно с криками 'ура!' на абордаж. При этом наказание так, ни о чем за грубую игру.
Главная героиня вообще верх самоуверенности. Да черт возьми, попав в гарем, сразу брать быка за рога - ну такое себе. Выскочки не живут долго в скоплении гадюк, у которых есть и статус, и своя сложившаяся история и место в конкурентной борьбе. По идее, ее должны б поставить на место сразу, в первый день ее дерзости. Но нет, дамочка дерзит, хамит, грубит всем напропалую, чисто бессмертная и ей за это особо ничего не было.
Ладно бы дерзость, но ее упрямое желание нажить врагов просто поражает и вызывает недоверие. У главной героини словно девиз: 'Слабоумие и отвага'. Вместо того, чтобы привлекать на свою сторону людей, втираться в доверие, искать сторонников, покровителей, дамочка хвастается, хамит, вызывает зависть у 'подруг по несчастью', и даже, о майн готт, еще и пытается отодвинуть соратника-раба султана. Факт, она б не прожила и месяц с таким вздорным характером, ее б просто задушили подушкой за высокомерие. И честно, все б этому аплодировали.
Окончательно добивают ее высказывания, что дворец будет ей подчиняться. Честолюбие, конечно, никто не отменял, но вслух об этом говорить?! Что опять показано отсутствие тонкого расчета. Все явно и неприкрыто.
Игра актеров тоже неоднозначна. Раздражает главная героиня. И завораживает игра актрисы - роль сестры султана. Второстепенные герои намного привлекательней и живее, нежели главная героиня.
'Великолепный век' понаделал шуму в Украине и мимо меня, конечно, тоже не прошел. Ещё бы, сериал про украинку! Вернее, она считалась рутенкой и в оригинале ее именно так и звали, но поскольку так раньше называли народ, живущий на территории современной Украины, украинцы считают Хюррем своей. Правда русские ее тоже считают своей, хотя учитывая, что татары украли ее где-то в Прикарпатье, которое на тот момент принадлежало Польше, такую версию можно считать сомнительной - все же Карпаты трудно назвать исконно русской землёй...
В общем, в мире она известна как украинка, ее в Украине воспевают, изображают на марках, поставили ей памятник и даже сняли про нее сериал, в котором она изображена нежным и трепетным цветком, тоскующим по ридной Украине. Поэтому увидеть, какой ее изображают турки, было интересно. Увидела.
Хюррем представили как истеричку с перекошенным лицом и вечно выпученными глазами, глядя на которую чувствуешь только стыд. Впрочем, в этом сериале вообще мало приятных персонажей. Хюррем истеричка, Махидевран озлобленная обиженка, Хатидже нытик и т.д. Исключение являет собой султан Сулейман, который представлен ангелом во плоти. Он смотрит на всех добрыми мудрыми глазами, все перед ним трепещут и падают ниц. Европейские послы боятся даже взглянуть на него, а европейские короли и сам папа Римский восхищённо обсуждают, как же велик Сулейман, его армия и его империя. А Хюррем, конечно, влюбляется в него с первого взгляда и, тут же позабыв об убитых родных, сама бежит к нему на первую брачную ночь! Все европейские женские персонажи предлагают себя то Балибею, то Рустему-паше, то самому Сулейману, потому что не могут противостоять чарам османских мужчин. Прекрасная испанская принцесса разделась догола перед Сулейманом, а он скромно отверг ее, осуждающе глядя на нее все теми же своими добрыми и мудрыми глазами. Ангел, не иначе! Сравниться с ним может разве что Мустафа, которого вообще впору канонизировать и возводить в лик святых! Устыдитесь, современные турки, присылающие эротические фотки славянкам в личку!
Здесь многие критиковали историческую составляющую и наряды, но скучные бои, в которых турки неизменно побеждают проклятых неверных одной левой, я пролистывала, а наряды - ну нормальные. Наверное, чересчур европейские, хотя кто их знает, как они там одевались в своих закрытых гаремах. Может, даже и так.
Сюжет временами захватывающий, а временами откровенно унылый и полный пустых разговоров об одном и том же. Я изучала по этому сериалу турецкий и могу сказать, что даже одни и те же реплики кочуют из одной серии в другую. В целом сериал очень женский, с романтикой, интригами, бабским коварством, но исторические моменты, а также сцены жестокости с обжиганием лиц, вырезанием языков и т.д. тоже присутствуют, хотя и сглаженные турецкой цензурой. Отдельные сюжетные ходы действительно непредсказуемы, да и смотреть, как женщины могут хитростью и коварством управлять судьбами других людей, тоже интересно. Поэтому я все же склоняюсь к положительной оценке.
И, наверное, самый лучший момент этого сериала, - наглядно показана сущность манипуляторов. В общем-то в этом и вся суть истории 'любви' Сулеймана и Хюррем - показать, как женщина годами забивает баки мужику, обретая над ним полную власть.
Более ненавистного протагониста невозможно изобразить
Скажу сразу: сериал я смотрел отрывками, являясь скорее зрителем по принуждению и добровольно на просмотр не соглашаясь. Ввиду увлеченности моей девушки в этом детище киноискусства, находясь с ней на одном диване волей-неволей приходилось ознакамливаться с этим турецким 'шедевром'.
Начнем с хорошего:
1. антураж - режиссеру и съемочной команде действительно удалось передать дух той эпохи (завораживающие виды и детально воссозданные костюмы), экзотический колорит играет большую роль
2. каст - создатели, как мне показалось, очень тщательно подошли к подбору актеров, все на своих местах, игра на уровне
3. сюжет - сносный, ничего мозговыносящего там нет, но есть все что нужно целевой аудитории: интриги, заговоры, дворцовые перепалки
Ну а теперь то, из-за чего собственно я и начал писать эту рецензию: огромным, ОГРОМНЫМ, минусом этого сериала, я считаю, являются его герои, то как прописанны характеры персонажей, их поступки и решения и даже не персонажей, а одного конкретного персонажа, протагониста - Хюррем.
Волк в овечьей шкуре - идиома которая идеально характеризует главную героиню.
Изначально вызывающая к себе жалость и сострадание. но в последующем ставшая главным антагонистом сериала. Эгоистичная, жестокая, высокомерная, легко обижающая других ради своей выгоды, ей плевать на всех кроме себя. Как, скажите как создатели, можно было прописать персонажа вбирающего в себе столько негативных качеств? Как можно сопереживать такому человеку, сопоставлять его с собой?
Хюррем доказывает одну простую истину: чем больше власти в руках, тем больше жестокости.
Вердикт: если хотите найти злейшего врага и особу которую будете ненавидеть до конца жизни, тогда смело рекомендую к просмотру!
Несомненно, 'Великолепный век' достойный сериал. Сама тема правления Сулеймана, его история любви к русской рабыне, и все это снято турецким телевидением в исполнении турецких актеров. Несомненно, это прорыв, успех и слава надолго.
С первых же серий зрителя (конечно, женского пола преимущественно) завлекает потрясающая музыка, богатство нарядов, дворцов, спален персонажей, и сами персонажи - многочисленные, яркие, неприлично красивые. Там каждый персонаж - и стар, и млад - красив, статен, ярок. Самые запомнившиеся мне - Султан, Хюррем, Ибрагим, Махидевран, Нигяр, Валиде Султан, Хатидже, Мустафа, Гюльшах и конечно Сюмбюль. Хотя в сериале очень много героев, сыгранных великолепными актерами (Бали-бей, Михримах, шехзаде, Матракчи и др.). Моими фаворитами с начала и до просмотренных серий были Ибрагим, Махидевран и Нигяр - Окан Ялабык, Нур Феттахоглу, Филиз Ахмет. Это люди со сложной судьбой (хотя, она в сериале не простая даже у самого низшего слуги), которые шли вперед, поднимались, боролись, но так и не поднялись, либо сгинули где-то в пути. Сильные, чувственные, умеющие любить и бороться.
Султан в исполнении Халита Эргенча мне казался скучным и оставался не ясным. Он старался быть справедливыми - вот главная черта персонажа. Большую часть серий он был ведомым, ослепленным страстной любовью и природным чувством справедливости, которая выливалась в жестокое для кого-то решение, но приказов Повелителя не обсуждают. Честно говоря, трудно было наблюдать, как Хюррем его дурачила и направляла как слепого котенка. Редко, очень редко он ставил ее на место, но зализав раны, поныв на несправедливость и вырвав себе прощение очередным новорожденным шехзаде, Султанша снова бралась за старое.
Хюррем в исполнении Мерьем Узерли мне мало нравилась. Своим характером (хотя, признать стоит, что справедливой она тоже бывала и смотреть на эти редкие минуты было приятно), замашками (дорвавшаяся до власти), самомнением (эгоизм запредельный). В чужой монастырь со своим уставом. Но, актриса безумно красивая, пластичная, яркая. Что есть, то есть, сыграла она прекрасно. Также мне нравились сцены, когда она как волчица, отстаивала интересы своих детей, готова была жизнь за них отдать. Но контраст ее образа ощутимый: как можно было быть с мужчиной такой беззащитной и нежной, а за его спиной алчной и кровожадной?
Окидывая взором начало сериала и, скажем, его середину, понятно одно - с появлением этой 'рыжей' во дворце начался полнейший хаос, интриги взлетели настолько высоко, что евро и не снилось такое. Брат пошел на брата, друг на друга, сын на мать, мать на дочь. Несомненно, сцены, кадры и прочие отдельные моменты в сериале поставлены очень качественно, глаз радуется, сюжет острый, как бритва, но что здесь по центру? По центру здесь вражда, ненависть, война! Любая встреча любых персонажей во дворце напичкана обоюдными подколами, окутана загадкой, посыпана ненавистью или презрением, и опирается на власть.
Ибрагим-паша - невероятно колоритный, богатый персонаж. Хотя, с ним этот статус может делить Хюррем. Сам актер - Ялабык, очень харизматичен, несмотря на небольшое присутствие мимики на его гладком лице. Какие глаза! И, наверное, еще губы. Улыбка - и он красив, вежлив, добр. Губы слегка сжаты - он суров и опасен. История Ибрагима - от самого низа до небывалых высот - интересна. Историю любви с Хатидже, сестрой Султана, его адюльтер с калфой Нигяр, великая дружба с Султаном, с Матракчи заслуживают отдельного внимания. Добрая доля сериала держится, кажется, на дуэли Ибрагима и Хюррем, за их борьбу за власть над Султаном.
Махидевран Султан - красивая мать первого шехзаде. Конечно, она тоже интригантка, и может пройти по головам, но ей это трудно дается. Она не так жестокосердна, многие ее замыслы терпели неудачи, кажется, только потому, что она не хотела крови и абсолютной власти. Она любила Султана той любовью, какой и должна быть любовь к главе государства в то время - тихой, кроткой, боязненной. Она не топала ножкой и ничего не требовала с условиями на поджатых от обиды устах. Честно говоря, ее я понимала больше и лучше - ее реакцию на из ниоткуда взявшуюся соперницу с необъятными амбициями, борьбу с ней. Как говорится, когда я царствовала, Вас здесь не стояло. Отношение к ней Сулеймана было мерзким, малодушным и несправедливым, чего он так и не увидел.
Нигяр калфа. Второстепенный, но ужасно интересный персонаж. Царица закулисья, правая рука начальников, а их у нее перебывало уйма. Хитрая, прыткая, умная. И по-своему очень красивая. Почему-то она мне при таком обилии в сериале настоящих красавиц казалась самой красивой, своими необычными, где-то даже неправильными чертами лица. У Нигяр вышла драматичная судьба, но достойная написания книги. Она была верной слугой и советчиком, редкого ума стратегом, счастливой избранницей, матерью, но все это было недолго. Яркие звезды гаснут быстро.
Хатидже Султан в исполнении Сельмы Эргеч, возлюбленную Ибрагима-паши. Поначалу эта героиня вызывала трепет и искреннее волнение за свою судьбу. Кроткая, нежная, боязливая. Ее худоба, бледность так прекрасно сочетались с этими качествами характера, а история любви с хранителем покоев Ибрагимом - просто прелесть. Но впоследствии, увы, Хатидже превратилась в жену, мать, хранительницу очага, попутно обзаведясь такими чертами как эгоизм, холодность, стервозность, злость, гнев, жестокость. Сюмбюль-ага в исполнении Селима Байрактара - Боже, что за прелесть! Комедийность актера зашкаливала, но и драма ему удавалась легко. Мустафа в исполнении Мехмета Гунсура получился благородным, воспитанным, преданным и гордым. Это его и губило.
Хвалить сериал дальше, советовать смотреть смысла особо нет, поклонников у него миллионы.
Сериал оставляет неоднозначные впечатления. Понятным и непонятным остается образ Сулеймана: он был справедлив, мудр и смел, но как и всякий мужчина - падок на красивых женщин. Сколько бед было от гарема. Сулейман старался быть хорошим повелителем, но рассадник сплетен, интриг и зависти был ему неподконтролен.
Для любви здесь катастрофически мало места, ее выживают власть, предательство, смерть. Здесь царствуют жестокость и печаль, а справедливости нет. Особняком стоит мысль о том, сколько жертв потребовала любовь между Сулейманом и Хюррем. Лучший друг, сестра, родня, близкие люди и наконец, родные дети. Это страшно.
Конечно, более чем понятно, что это были другие времена. Жестокость, смерть, тайны, ложь и войны не являлись редким проявлением, женщины безусловно могли так враждовать, проливать кровь невидимым коварством и действовать руками околдованных мужчин, но тем не менее, сегодня в таком количестве (серий очень много) на это смотреть тяжело.
Просмотр сериала был окончен после смерти Ибрагима. В рецензии обсуждались (осуждались)только экранные персонажи и их экранные поступки.
Сериал 'Великолепный век' - это историческая драма, посвящённая правлению султана Сулеймана, при котором Османская империя достигла наивысшей точки своего могущества и его истории любви с русской девушкой Александрой (Хюррем).
Сериал имеет захватывающий сюжет, который вызывает чувство сопереживания героям, но в тоже время положительные персонажи как таковые отсутствуют. Даже если герой по началу кажется хорошим, положительным, то с течением времени и развитием сюжета это оказывается не так, далеко не так. Пожалуй самым ярким таким примером является Ибрагим-паша.
Сериал 'Великолепный век' необычайно красив, но не стоит полагать, что это прекрасная сказка о любви - это совершенно не так.
Вся суть 'Великолепного века' сводится к постоянным интригам, подковёрным противостояниям за власть, за влияние на султана, а также за богатство. И эта конкуренция идёт не на жизнь, а на смерть. Самое ожесточённая борьба идёт, конечно, между женщинами султана за его сердце и вытекающих отсюда преимуществ и привилегий. Своих целей они добиваются всеми правдами и неправдами, используют подкуп, лесть, клевету, все возможные подставы и ловушки, иногда даже отравления и открытые нападения друг на друга. Чудовищная вырисовывается картинка. Складывается такое впечатление, что во дворце Топкапы живут настоящие змеи, которые готовы на всё для достижения своих корыстных целей. Как в таких условиях можно жить я не представляю, нужно всегда быть начеку и если ты не 'съешь' своего соперника или врага, то бесспорно 'съедят' тебя.
И султан Сулейман оказывается главной жертвой всех этих интриг, его обманывают, им манипулируют как хотят, добиваются от него нужного для себя результата. И бедный султан, как правило, идёт у них на поводу, не понимая, что его просто используют. Великий султан Сулейман, который отличается бескомпромиссностью в международных делах, бесстрашностью в бою, готовностью постоять за честь и величие своей страны, оказывается 'в плену' интриг своих женщин и никак не может этому противостоять.
Да и вообще, реально занимается ли он государственными делами? Большую часть времени он пытается разобраться в своих женщинах, а политикой и важными государственными вопросами занимается Совет Дивана, на современным манер - правительство, во главе с великим визирем - председателем правительства.
Теперь хотелось бы сказать про Хюррем и её 'любовь' к султану Сулейману. Что же это за любовь такая, которая погубила столько людей, которая заставляет всех вокруг страдать и быть несчастными? Как апогеем злодеяний Хюррем стали казни лучшего друга Сулеймана - Ибрагима-паши, а затем и его первого сына, надежду государства - Мустафу. Её любовь к султану не созерцает, а разрушает. Великое, светлое чувство в сериале показано как средство достижения своих корыстных целей и постепенное избавление от врагов.
Также хочется отметить чрезмерную растянутость сериала и чудовищное количество времени на одну серию. Зачастую сюжет тормозит, переходя к откровенному 'соплеживанию'. Спустя десятки серий сюжетные повороты неминуемо повторяются, вызывая раздражение. После казни Мустафы дальнейшие серии перестали вызывать всякий интерес.
Конечно, не всё так грустно. Первое, что хочется отметить - это превосходное музыкальное сопровождение, которое, как правило, оказывается в тему. От этого просмотр сериала становится ещё более захватывающим. Костюмы и украшения героев, а также декорации вызывают восхищение. К актёрской игре претензий нет. Особенно меня впечатлили: Мерьем Узерли (Хюррем-султан), Халит Эргенч (Султан Сулейман), Окан Ялабык (Ибрагим-паша), а также Селим Байрактар (Сюмбюль-ага).
Ну единственное, что здесь расстраивает - это слабенькая демонстрация сцен боёв и сражений.
Отдельно хочется отметить манеру общения героев сериала. Даже межличностные разговоры проходят в форме светского общения: 'госпожа', 'паша', 'вы'. Это смотрится достаточно необычно.
Подводя итоги, хочется сказать, что 'Великолепный век' безусловно больше подходит для просмотра женщинам, чем мужчинам. Также он подойдёт любителям истории и подковёрных интриг. Как я уже говорил сюжет действительно интересный и захватывающий, но всё же сильно растянут. Отсюда вывод - надо уметь вовремя остановиться.
Этот выдающийся турецкий сериал я добросовестно смотрела с первых серий (к тому же периодически повторяемых по телеканалу). Интересны и тема, и эпоха и его отличие от когда-то виденного украинского сериала 'Роксолана - пленница султана'. Его главная героиня Настя показалась мне слишком 'мыльнооперной'...
Тут, с первой же серии, я увидела совсем другую персону. Прежде всего -- с другим именем при рождении: быть может, авторы сериала сочли, что имя 'Александра' больше подходит к образу, увиденному и воплощённому ими. Что до 'гаремного' имени: по украинскому сериалу я поняла, что Роксолана - и есть её новое имя, что это отуреченная 'Оксана'. Теперь же выяснилось, что это скорее общее название для славянских невольниц, а имя - 'Хюррем'.
Сериал глубоко погружает в реалии того времени, той страны, дворцового и гаремного быта. Посмотрев все серии (да не по одному разу), хочешь не хочешь, а запомнишь такие слова, как 'калфа', 'матракчи', 'саджак'... Втягиваешься, хоть отчасти, в этот мир, в непростое бытие и взаимоотношения героев.
Я вскоре задалась таким вопросом: показана ли в этом сюжете хоть одна однозначно счастливая женская судьба? Начиная с этой Александры-Хюррем и кого ни возьми! Кому там улыбалась судьба от начала бытия и до конца?
Особо приглянуться султану или его выросшему сыну - неминуемо значит нажить себе врагов в лице согаремниц или уже имеющейся фаворитки, и совсем факт, что его матушка или сестра отнесётся к тебе благосклонно, даже если забеременеешь, а не отправит под нож штатной лекарши -- возможно, с самыми плачевными последствиями. Так и не удостоиться ничьего мужского внимания - значит прожить до последних дней 'мышью в щёлке, невостребованной как женщина. (Хотя, по-моему, всё лучше, чем с нелюбимым и нежеланным)
Калфа (пока она калфа) по сути всё равно что евнух, только в женском обличье.
Принадлежать к султанскому роду -- значит быть выданной за того, кого назначат родители; твои чувства никого не интересуют. Пример тому - Мехримах, чья детская любовь была растоптана заботливой матушкой, желавшей ей 'только добра', а женская судьба отдана тому, кто не был ей даже мало-мальски симпатичен и чью смерть после многих лет такой каторги она восприняла с нескрываемым облегчением. Но что за сим? Молодой красивый испанец, могший напоследок составить её счастье, изгнан на родину (хорошо не казнён), и не вызвать его обратно, и не уехать к нему - не то ещё время и не те возможности!
Хатидже, сестра султана, - единственная, кому таки удалось выйти замуж по любви, но чем это счастье закончилось? Измену мужа она бы пережила, но казнь - не смогла. И у других сестёр, поочерёдно промелькнувших в сюжете, есть причины обижаться на брата-повелителя: их мужья так же легко попадают в опалу.
Чем может быть счастлива султанская матушка-валиде? Ей пришлось пережить нескольких сыновей: 'лишних' шахзаде в этом государстве принято устранять. Многие годы была замужем за едва ли любимым мужчиной, всех детей родила от него. А что помимо материнства? Большое счастье - управлять этим гаремом, вникать во все склоки, судить, рядить? Переживания за сына, нарушающего устои в связи с 'рыжей бестией' Хюррем...
Судьба Махидевран - однозначная трагедия. Печально видеть в конце сериала её одинокую старость и единственную радость - наблюдать, как угасает бывший повелитель, растерявший сыновей.
Ещё одна незадачливая 'принцесса' - Хулиджехан, оказавшаяся 'не при делах', отчаянно добивавшаяся и добившаяся возможности быть рядом с любимым кузеном, а всё же не могущая стать его женой, да и родить (для разнообразия - бесплодие). Её невнятную жизнь закончила вазой по голове соперница - не по мужчине, а по власти...
Дети женского пола не умерщвляются вслед за опальными отцами, но можно ли говорить об их дальнейшем благополучии? Куда подевались дочь Ибрагима и Нигяр, младшая дочь султана от убитой наложницы? Что сталось с дочерьми Мустафы и Баязета? В фильме ответа не даётся...
Возвращаясь к Хюррем: она, конечно, прожила насыщенную жизнь, оставив свой след в Истории (если о ней помнят, пишут и снимают фильмы). За свой статус и женское счастье ей пришлось немало побороться, в том числе совсем не праведным путём. Всю жизнь, по сути, воевала -- с соперницами, сёстрами султана, Ибрагимом; тряслась над детьми, разрывалась между их проблемами. При жизни потеряла двоих сыновей. Не единожды была объектом народного гнева с покушениями на жизнь и здоровье. Сама не брезговала чёрной магией и организованными убийствами. Но вот 'костлявая' подкралась к ней так, что уже не отпихнуть: и в наше время такой диагноз может быть фатальным. А какая медицина была в Средние века?
Ей на смену явилась достойная преемница в лице невестки. Нетрудно догадаться, что далее повторится аналогичная история с новым султаном и 'второй Хюррем'. Хотя, поскольку сын у них один, без распри между братьями...
В целом это поэтическое и многоплановое киноповествование, затрагивающее все вечные темы людского бытия, актуальные и тогда, и ныне. Именно поэтические вставки (после исторической познавательности) - для меня в числе его достоинств и выгодного отличия от других сериальных мелодрам.
Несмотря на то, что я поставила этому сериалу 10 из 10 возможных, я не могу ему написать однозначно хвалебную оду. Мне очень нравится режиссерская и операторская работа, костюмы, декорации и подбор актеров - они, на мой взгляд, в полной мере отработали поставленную перед ними задачу (например, Окан Ялабык, сыгравший Великого Визиря Ибрагима-пашу и его брата-близнеца Нико: как нелепо смотрится на Нико дорогая парчовая одежда и как царственно носит ее Ибрагим, а также царственная Небахат Чехре).
Минусами сериала на мой взгляд являются серии по 1.45-2 часа-лично мне очень сложно удерживать внимание на происходящем столь долгое время, так что просмотр одной серии может растянуться на день-два. И конечно же, со смертью Мерал Окай сериал сильно сдал, нет неожиданных поворотов сюжета и некой недосказанности. Историческую неточность вобще не стоит брать в расчет-это художественный сериал, а не документальный исторический фильм. Многие в рецензиях ругают содержание-мол, одни дневники подглядываний и подковерная возня султанш и сильных мира сего. А с другой стороны-в век без телевидения и интернета как развлекала себя аристократия-да теми же интригами, борьбой за власть и званными ужинами-обедами. Это был поистине Великолепный Век великолепного правления и процветания Османской империи, в котором все вокруг было подчинено законами веры и традиций.
И тут в упорядоченном относительно тесном мире появляется Хюррем,бывшая рабыня, впоследствии Хасеки Султан, просвещенная и образованная женщина, внесшая огромный вклад в турецкую культуру и архитектуру. Мерьем Узерли отлично ведет свою партию в части эпизодов 'смешливая госпожа',мать пятерых детей Султана и царственности. Но остальное время, к сожалению, она напоминает змею, которая ползает по дворцу и гарему, кусая всех и каждого в произвольном порядке, угрожая и откровенно тираня некоторых персонажей. 'Что уродует самое красивое лицо и может превратить в неудачницу даже богиню Фортуну?-злоба и зависть'.Она не может спокойно жить, если у соперниц (за которых, кстати принимаются решительно все женщины вокруг) все хорошо, нет ей покоя, пока она не усадит на трон хоть кого-нибудь из своих детей. Не в ее пользу говорит и то, что она постоянно и беспардонно сует нос во все, во что его можно засунуть, и внушает детям, что вокруг враги. Стоит признать, что врагов она наживает себе бесплатно и самостоятельно-в большей массе того, что с ней творится, она виновата сама. И в таком к себе отношении султанской родни тоже-они больше благоволят Махидевран,которая хоть и начинает эту бестолковую войну за Султана и делает много ошибок, именно такая невестка, кою они хотят видеть в своей семье. Да, она виновата в охлаждении к ней сама, но она до конца остается сильной, несмотря на постигающие ее беды, казни детей и внуков.
Очень приятно смотреть на актеров, которые играют детей Сулеймана в зрелом возрасте-как Мустафа из капризного мальчишки превратился в истинного наследника, как он с теплотой относится к своим братьям и сестрам. С его казнью в реальной истории государство Османов потеряло не побоюсь это сказать все-начался век дегенеративных султанов с Селимом II во главе.
Один из безусловно присутствующих в кадре адекватных персонажей это Гюльфем,женщина с трагической судьбой, которая смирилась со своим положением и, насколько позволяют обстоятельства, получает удовольствия от жизни по правилам. Иногда она выступает в роли абстрактной совести, пытаясь либо образумить, либо утешить нуждающихся в этом персонажей. И племянница Валиде Айбиге,вносящая своей сюжетной линией свежесть и красоту, пусть ее в кадре и немного.
По всей протяженности сериала (а ее немало - больше 150 серий) характеры персонажей претерпевают изменения, не всегда в лучшую сторону. Нежная и хрупкая Хатидже превращается в злобную и мстительную фурию, рассудительный Ибрагим погряз в гордыне с головой: он постоянно твердит о том, что с каждой новой должностью он на шаг ближе к смерти, но, несмотря на это, он к ней не шагает, а бежит спринт-его ничему не учит ни гнев Повелителя, ни предыдущие ошибки. Его 'неземную и вечную' любовь к Хатидже одномоментно разрушили слова жены о том, что государство-это она и его долг служить ей (логический косяк-он зовет жену госпожой, как раз госпожи в ней и не видя). А сказала она ему прописную на тот момент истину для такого мезальянса, коим явился их брак-что потеряв ее, он потеряет все. История Ибрагима и Хатидже является как раз тем, о чем в сказках говорится 'и жили они долго и счастливо' - вслед за красивой сказкой о принцессе и царстве в придачу проявляются остальные 2/3 айсберга реальной жизни.
Повторюсь, порадовал Мустафа, и как ни странно, пожилая Махидевран. Михримах больше разочаровывает-лгать и подставлять она учится с детства у маменьки (но актриса хороша). Симпатии вызывают Баязид и Дефне. Кстати постаревшая Хюррем (хоть я и не очень уважаю практику замены актеров) более рассудительна и спокойна. Отмечу Нурбану-'женщину, несущую свет' (правда куда она его занесла в итоге-без комментариев),взявшую свою судьбу в свои руки с первого дня в гареме.
Несмотря на то, что сериал о любви Султана и Хюррем (хотя я не очень могу понять любовь, ради которой прут напролом и во имя которой полегло больше людей, чем в борьбе как раз за сам трон, для которой человеческая жизнь и пара-тройка повешенных или утопленных наложниц ничего не стоят(тут как в 'Иллиаде' Гомера - под любовь и борьбу за нее замаскированы истинные намерения и чаяния),меня больше впечатлила любовная история Бали-бея и еврейской девушки Армин - она намного искреннее и правдоподобнее, хоть с трагичным, но красивым финалом.
И, наконец, играющий Султана Сулеймана Халит Эргенч. Тут просто браво-запоминается мимика актера-гнев у него истинно гнев, а не выпучивание глаз и искривление рта (как у некоторых),досада, разочарование и любовь он может выразить одним только взглядом.
И, конечно же, комический дуэт Гюля-аги и Сюмбюля-аги, перерастающий в трио.
Именно с ВВ началось мое знакомство с турецким кинематографом. Что сказать? Действительно, глаз радуется, видя такое творчество, такую самоотдачу турецких актеров не только главных действующих лиц, но и лиц второго, а то и третьего плана настолько, что в итоге стирается грань между главными и второстепенными персонажами. Диву даешься.
С историей Роксоланы я познакомилась ранее и к просмотру сериала приступила уже со сложившимся образом этой исторической личности: умная, образованная, воспитанная, которая сумела покорить сердце самого султана. В сериале же ничего этого не увидела. И любви Хюррем не поверила. Не понравилась ни актриса, ни героиня: скандальна, где-то глупа, невоспитанна, высокомерна, но довольно хитра.
Более грациозной актрисы, нежели Небахат Чехре, в данном сериале не было. Именно в Валиде Султан были ум, стать, грация и голубая кровь. Лучшей актрисы для роли представительницы династии, действительно, не найти.
Образ султана тоже не особо порадовал, но актер, безусловно, шикарен. Почему турки решили изобразить его только с хорошей стороны? Ведь с этим можно еще как поспорить. Мне бы хотелось видеть в нем чуть больше цинизма и жестокости, чтобы слова поперек никто не смел сказать. В сериале же все грехи султана «оправданы», изобразив всех во всем виноватыми. Он отвернулся от Махидевран – но ведь она сама виновата. Султан казнил своего лучшего друга – и Ибрагим сам виноват, он 'предал'. Он убил своего собственного сына – но ведь Мустафа «бунтарь». По истории султан также казнил и Баязида. Однако в сериале и этот шаг решили оправдать, поэтому Селим убивает брата. Султан игнорирует мнение матери – но это мама не понимает сына, она эгоистка. Он отвернулся от своих сестер – но ведь они плетут интриги за спиной. Ну почему бы не изобразить в характере султана чуть больше противоречий и создать более сложный образ? Столько предательств и смертей, а султан по-прежнему «справедлив». А обезумевшие армии фанатов кричат о Великолепном Султане и Мудрой Хюррем, что сил нет слушать их фанатичные речи об их великой любви, которой в сериале «не завидует» лишь ленивый.
В ситуации, когда Хюррем через Эфсун попыталась убить Мустафу, поражает реакция султана. Хюррем, в слезах, падает на колени, клянется, что все это происки ее врагов, которые хотят, чтобы их великая любовь закончилась. Султан: «А если я тоже хочу, чтобы она закончилась?» Хюррем: «Не закончится!» Султан делает вид, что хочет ее задушить, однако, потом целует. Инцидент исчерпан. Поклонники сериала ликуют, сцена сильная, но у меня вопрос: ну почему султану просто не спросить: «Хюррем, дорогая, ты действительно пыталась убить моего сына?» Ответ очевиден: да! Но она солгала бы. Впрочем, как всегда. И тут не хватает внутреннего монолога Хюррем: «Да, мой милый, я хотела убить твоего сына, и попытаюсь это сделать неоднократно, до тех пор, пока мне это не удастся. Но ты об этом ничего не узнаешь». А в дальнейшем она же будет упрекать Махидевран, что у той руки в крови династии, не понимая, что у нее самой на тот момент руки были относительно чисты лишь благодаря той же Махидевран, которая дорожила жизнью сына больше, чем своей.
Еще поражает момент, когда Хюррем, нежно убаюкивая дочь, с ласковой улыбкой говорит, что вот она расквитается со всеми своими врагами и будет счастлива с султаном. А по иному это выглядит так: «Подожди, мой любимый Сулейман, вот убью я всю твою семью и будем мы с тобой счастливы. Ведь они плохие, а я хорошая». Суть в том, что в ее понимании «враги» - это вся семья султана (так уж сложилось). Будь она действительно умна, не настроила бы против себя весь дворец, да что там, всю династию. Со своим самоваром, так сказать.
От Махидевран ожидала больше ума и достоинства, но меня ничуть не удивляет, почему она в итоге перестала быть преданной султану. Наоборот, меня удивляет речь султана, когда он говорит, что лишь одна Хюррем всегда его одного желала видеть на троне. Собственно, кого она хотела бы еще там видеть? Лишь с Сулейманом у нее будут все те привилегии, которые она сумела достичь. А если сына посадит на трон - так ведь мы все помним, как поступал Сулейман со своей матушкой. Лишь фавориткам суждено проводить ночи напролет с султаном и сладкими речами затуманивать их острый ум, а особо хитрые так вообще способны веревочки вить даже из повелителя всея так, что заговоры будут мерещиться в каждом углу.
Про последний сезон пару слов. Раздражало то, что буквально весь сезон был в замедленном темпе. Я, конечно, понимаю, что создатели сериала пытались таким образом передать всю драму происходящего, но все-таки. Вот новая «старая» Хюррем понравилась больше. Хоть и согласна с тем, что замена ведущей актрисы ни в какие ворота, но так сложились обстоятельства. Это как плевок в душу поклонников прежней актрисы. Но все же в ней больше ума, в ее действиях больше логики, нет самодовольства и прежних истеричных: «Это все мои враги! Они хотят меня уничтожить!» Она сдержана настолько, насколько сдержаны все королевские особы. Ей даже иногда искренне сопереживаешь.
Но моим любимым персонажем все же навсегда останется Ибрагим. Вот где действительно есть интрига. Именно путь Ибрагима мне наиболее интересен: от хорошего к плохому. Самый противоречивый характер. Султан многим ему обязан (ну хотя бы своей жизнью). Сериал мне был интересен лишь до тех пор, пока в нем присутствовал Окан Ялабык. Именно он (раб!) сумел в итоге сумел подчинить себе особу султанских кровей, ошибаясь и не прося прощения, даже когда он действительно был виноват. Он умен и упрям. Это ведь Ибрагим.
Горько плакала при сценах казни Мустафы. Специально выбрала день, когда дома никого не было, ибо утешения для меня не было никакой, а объяснять всем и каждому, что со мной ничего не случилось, что это всего лишь султааан кааазнииил Мустафууу, сил нет. Я действительно плакала навзрыд весь день, а сцены переживания Джихангира и его дальнейшая смерть, лишь ухудшили ситуацию. Это говорит лишь о том, что все актеры бесподобны, а операторская и режиссерская работа выше всяких похвал.
Советовать сериал к просмотру буду лишь в том случае, если Вам действительно нечего делать, потому что сериал занимает все свободное время. За эмоции, за хорошую операторскую работу, за отличное музыкальное сопровождение и удачный актерский состав и полную самоотдачу актеров
Сериал основанный, якобы на реальных событиях, хотя из самой истории не осталось ничего исторического, слишком много завязали сюжет на любви, мести, предательстве, убийствах и борьбы за трон. Турецкая версия 'Игры престолов' как по мне. Этот сериал впервые я увидел, переключая каналы на телевизоре, сказать что сериал мне не понравился, не сказать ничего. Во-первых- я ненавижу турецкие сериалы, слишком уж много в них мелодрамы, любовных линий и любовных треугольников. Во-вторых- меня смутил сам сюжет сериала, уж больно много диалогов, реплик, речей главных героев, ну и конечно конфликтов, куда же без них ? Ни тебе сражений, эпичных исторических баталий, какой-то интриги, кроме любовных интриг. Думаю сериал больше предназначен для девочек, нежели для мужской аудитории. Как я уже сказал, большое внимание уделяется на диалоги и какие-то разборки, типа: 'Я твоя жена ! Как ты смеешь приглашать ее во дворец ? Сулейман выбери уже, кто тебе дороже !' и т.д. и т.п.
Минусом также является затянутость некоторых серий, порой некоторые случаи произошедшие в королевстве растягивают на целый сезон, что очень раздражает. Слоу-мо тоже очень часто мелькает в кадре, например когда раскрывается какой-то твист, итак снова и снова, порой это даже не в тему и никаким образом не влияет на происходящее.
Что касается плюсов, их немного, но некоторые доставляют: Некоторые актеры, например персонаж Сюмбюля или сам Султан Сулейман, Хюрем, у них у всех, слава богу, отличная игра, за исключением нескольких актеров, которые очень раздражают. Музыка, ну её можно назвать как плюсом так и минусом, некоторые темы вообще не в тему, а бывает так, что прям идеально подходят. Еще можно плюсом, назвать декорации сериала. Королевские дворцы, костюмы персонажей, различные места, где обитают люди этого мира, все сделано прекрасно, прям так воссоздать старый мир, это надо очень постараться. Порой были и сражения, захват королевства и драки между султанами, но их очень мало, да и в истории их было тоже немного.
'Великолепный век'- это ни в коем случае не плохой сериал, но и не хороший. Актеры на высоте, музыка местами класс, местами промах, но ненужные длинные разговоры, перепалки между заложницами падишаха, затянутость сериала, косяки сериала. Все это перекрывает, то, что можно было назвать плюсом. Ознакомиться можно только исключительно женскому полу, они то такое любят, всех же остальных попрошу смотреть полнометражные фильмы, а не эту тягомотину. Мне хватило одного сезона, чтобы напрочь вычеркнуть этот сериал из моей жизни
Как-то одним прекрасным июньским вечером меня начала обуревать тоска...Закончился очередной сезон моего любимого сериала 'Игра престолов'.После тяжелых мыслей наподобие:'Как же долго ждать новых серий!Почти целый год!' я решила отвлечься и вспомнила о турецком сериале 'Великолепный век', завоевавшем славу и популярность во всем мире.
Так наркоман и подсел на героин. Круглыми сутками я таращилась в экран нетбука, погружаясь в атмосферу султанского гарема, козней, интриг...В конце концов, после 7 серий наваждение рассеялось и я начала воспринимать сериал критически. Кино обладает как и блестящими достоинствами, так и серьезными недостатками. Итак, начнем с хорошего.
1) Актрисы. Великолепная игра красавицы Мерьем Узерли не позволяет зрителям остаться равнодушными. К ее героине мы испытываем то сочувствие, то восхищение, а нередко и сильное раздражение. Нур Феттахоглу, Сельма Эргеч, Пелин Карахан, Небахат Чехре, Мелике Ялова, Джансу Дере и многие другие, неизвестные мне, сыгравшие рядовых наложниц. Глядя на них, моя самооценка и уверенность в собственной привлекательности начинают тихонько пошатываться.
2) Особая заслуга создателей сериала состоит в волшебных костюмах и прическах, которые подчеркивают особенности характера каждого героя. Богатые и величественные одеяния Повелителя Сулеймана подчеркивают его мужественность, твердый характер и тяжелую ношу, возложенную на него. Нежно-розовые платья отображают мягкий характер Хатидже и ее беззащитность в начале истории. Когда ее героиня становится антагонистом, ее облачают в темные наряды.
3)Незабываемый саундтрек, который можно слушать вечно. Мелодии погружают нас в атмосферу средневекового Востока, они зачаровывают и окрыляют.
4) Заслуженный османский полководец Малкочоглу Бали-бей. Этот героический красавец наверняка покорил сердца многих зрительниц.
5)Порадовало, что в исторической драме есть место и юмору. Трудовые будни повара Шакира-аги, трудовые будни Сюмбюля и его препирательства с Гюль-агой всегда вызывали улыбку. Кстати, о Сюмбюле...Очень запомнились его мимика, и ужимки, 'подкатывания' к красивым наложницам...
Ну что ж, а теперь о минусах.
1)Серии СЛИШКОМ затянуты. Примерно половину серии ничего не происходит, а если что-то и происходит, то оставшуюся половину серии все перемалывают на разный лад произошедшие мелочи. Это очень сильно раздражало и утомляло. Ради того, чтобы подольше занять эфирное время и получить побольше денег, сценаристы готовы так издеваться на зрителями. Не надо так, ребят. Если бы подсократили серию примерно вполовину, то сюжет бы стал динамичнее и привлек большую аудиторию.
2)Сюжет проработан отвратительно. Иногда кажется, что сценарий писали парни из 'Диснея'.Когда смотришь, приходиться оправдывать поступки героев:'Они либо очень наивные, либо идиоты. Полное отсутствие логики. Хюррем, только-только получив в руки заветный дневник Луки, сразу же его выбрасывает в окно, прямо в руки к врагам. Или же например, Гюльфем сначала говорит, что не может переехать к Хатидже во дворец, потому что она-наложница султана, однако спустя 10 серий делает это. Поражает бестолковость Хюррем, которая часто просит помощи у заклятого врага Ибрагима. Врагом своим, кстати, она его сделала сама, когда орала на него, отказывающего потакать ее капризам. Но верх тупости, конечно, поступок Фридриха, жениха Изабеллы. Этот осел в одиночку, не зная турецкого языка,'попытался спасти невесту из османского плена.'Он продумал детально план побега?разведал обстановку?Нанял опытных наемников, знающих турецкий?Нет. Это был очередная нелепость.
3)Бесконечные гаремные склоки и разборки. Лучше бы больше Стамбула показали. Почти отсутствуют красивые панорамы города, достопримечательности и пейзажи.
4)Сцены глобальных сражений и потасовок проработаны просто отвратительно. Когда Сулейман брал Белград, я задыхалась от смеха. Очевидно, тут создатели сериала решили сэкономить. А зря.
В заключение скажу еще пару слов о гареме. Во всей прелести здесь отображены человеческие пороки. Здесь никто не гнушается воровством, убийством, клеветой, от госпожи до служанки. Почти напрочь отсутствуют понятия о чести и верности. Лучи света в этом темном царстве-это служанка Нигер, пытающая сгладить конфликты сторон и одновременно выжить, а также Гюльфем хатун. Благородная. добрая и искренняя женщина, смирившаяся со своей судьбой и не участвующая в интригах.
В общем, проект 'висит' где-то между остросюжетной драмой и банальной мльной оперой.