Заочно один из лучших фильмов года! Давненько я не получал столько адреналина от просмотра фильма.
Про фильм я узнал за 2 дня до релиза (прислали трейлер). И стоило посмотреть его, как стало ясно, что ждать релиза на носителях я не собираюсь. И вот этот день настал.
Готов поклясться, что шёл на фильм со стопроцентной уверенностью, что он меня точно не разочарует. Так и получилось. Более того, он оказался намного лучше! Должен признаться, что я никогда не был фанатом подобных фильмов. Вообще, моё знакомство с подобными фильмами ограничивается Ип Маном (которого я обожаю), умничать по поводу единоборств не буду. Но об этом позже.
Завязка проста, но в тематику фильма влилась просто прекрасно! Вообще, в половине боевиков происходят перестрелки в зданиях, а вот фильма, полностью посвящённому зачистке одного здания нет, ну либо он никакой. Тут же всё по уму, да и в подобных фильмах сюжет … ну вы сами понимаете.
Немного о завязке. Небольшой отряд полиции собирается по-тихому зачистить здание, в котором живёт какой-то мафиози, который предоставляет жильё для подполья своим коллегам. Это здание никто не трогал, так как вся полиция куплена, этим же мафиози. Но не все копы продажны и не все копы занимаются только лишь уничтожением пончиков. О том, что делал наш отряд будет далее.
О том, что происходило в здании. Сначала всё было предельно чисто и тихо (более того, всё так могло и закончиться), но благодаря некоторым обстоятельствам в здании начался парад с салютом из стрельбы и демонстрации единоборств.
Все сцены с использованием оружия сняты просто прекрасно. Очень стильно. Одно из главных для меня правил съёмки сцены перестрелки это передача ощущений. В РЕЙДе же, чувствуется каждый выстрел, каждая пуля залетевшая в стену или в бойца. В общем, всё на пятёрочку!
Теперь о сценах без оружия. Я уже говорил, что посмотрел не достаточное количество подобных фильмов, чтобы выделываться и говорить, что мол *драки были поставлены плохо или хорошо*. Могу сказать только то, что у меня отнималась челюсть раз 500 за фильм. Я такого ещё не видел. Броски об стену, шкафы. Захваты и ломание рук и ног. Ну а когда к главному герою в руки попадал нож, то зрелище становилось просто фееричным. Все драки происходили просто с ураганной скоростью. Просто потрясающе! При всём этом операторская работа подкидывала дровишек в печь и без того шикарные сцены становились незабываемыми. Один из лучших экшен-фильмов, в плане операторской работы, которых я видел.
Отдельно хочется сказать о саундтреке от горячо любимого мной, Майка Шиноды. Он как будто маркером обводил сцены, удары, на которые надо обратить пристальное внимание. Особенно это было заметно в сцене с использованием топора и в последней рукопашной битве.
Итог. Фильм, в котором адреналина больше, чем 99% боевиков, которые вы видели. Фильм, который можно пересматривать и каждый раз поражаться его бесконечной крутизне. Фильм, который будет явно один из лучших в этом году.
«Убивать из пистолета – все равно, что жить на всем готовеньком» (с)
Молодой новобранец Рама, который вот-вот должен стать отцом, получает свое первое задание на службе в элитном отряде спецназа. Его миссия заключается в том, чтобы по-тихому проникнуть в самое опасное здание в центре трущоб Джакарты, где обосновался известный наркобарон Тама. Многие до этого пытались осуществить захват самого главного преступника в Индонезии, но благодаря огромному влиянию и подкупам он всегда узнавал о готовящейся угрозе заранее и был готов дать отпор. Однако в этот раз все будет по-другому. Почти.
- За что вы меня, дяденька?
Если быть откровенно честным, то «Рейд» - это, наверное, последнее кино, про которое ты будешь рассказывать, делая особый упор на сюжете, ибо синопсис здесь во многом вещь довольно эфемерная, призванная на самом деле хоть как-то обосновать и связать между собой главную изюминку ленты – невероятные по своему накалу драки. Именно поэтому взорвавший интернет в сентябре ролик зацепил всех во все не историей, а безостановочным и бескомпромиссным экшеном.
И то, что происходит на экране в этом плане, не поддается достоверному описанию. «Рейд» это фильм эталон. Стандарт, на который будут равняться в течении долгого времени. Он очень грамотно иллюстрируют фразу, сказанную в небезызвестной картине «Карты, деньги два ствола» о том, что «пистолеты для лохов – ножи выбор мастеров». При этом нельзя сказать, что по части стрельбы лента кого-то может обидеть, ведь за первую четверть хронометража выпускается столько пуль, что хватит на два стандартных боевика. Затем на сцену выходят те самые «мастера», о которых говорил Мыло в ленте Гая Ричи. А потом происходит еще более страшная вещь: герои отбрасывают мачете с полицейскими дубинками и идут в бой с голыми руками.
Думаю, не надо говорить, что вовлеченность в происходящее происходит буквально на подкожном уровне. Усидеть спокойно в кресле кинотеатра – задача, практически невыполнимая. Каждая схватка это не только новый вызов для персонажей, это и совершенно новые эмоции для зрителя, которые заставляют по завершению очередной драки судорожно проверять у себя пульс и пытаться успокоить собственное дыхание.
- Ты что, с ума сошел? Копов надо не убивать, а покупать!
- Ага, по ним очень заметно, что они пришли обналичить чек.
Видимо как раз для того, чтобы количество адреналина в зале кинотеатра в определенном моменте не достигло своего предела, режиссер и по совместительству сценарист нашпиговал кино сценами, которые были призваны внести небольшую разрядку между напряженными эпизодами. Получилось довольно противоречиво, а местами и во все откровенно смешно. Трудно понять, чья больше вина в том, что диалоги здесь одно большое недоразумение. Можно, конечно, все сваливать на особенности несовпадения менталитета простого отечественного зрителя и человека проживающего на Юго-востоке Азии, но мне кажется, Гарет Эванс определенно мог вложить в уста своих героев более адекватные реплики.
К счастью, картина вызывала у зрителя изначальный интерес вовсе не диалогами, а желанием узнать насколько далеко можно зайти в плане постановок по-настоящему захватывающих и крышесносных драк, имея рейтинг R. И зайти, оказалось, можно очень далеко.
Пожалуй, лучший фильм в плане экшена за всю история кинематографа.
«Рейд» взорвал интернет еще с появлением своего первого трейлера. Sony Pictures Classics достаточно было посмотреть фрагменты фильма в Каннах год назад, чтобы купить его для проката в США. После чего он под бурные овации демонстрировался в рамках целого ряда весьма солидных кинофестивалей, попутно собирая призы. Голливуд на радостях, еще не успев выпустить фильм, уже рвался снимать его римейк, тогда как заниматься коммерческой подделкой для американцев начисто отказался режиссер Гарет Эванс. Вместо чего продолжил гнуть линию со съемками сиквела привычными для себя возможностями, чему Sony попросту не сумели возразить. Помощь от Голливудской студии была подкинута в лице средств для найма Шиноды из LP. Неплохая история у индонезийского проекта с бюджетом в один миллион долларов, не так ли?
Прежде всего необходимо отметить не самое верное маркетинговое позиционирование проекта, что отнюдь не вынуждает бросать камнями в этот огород, но упоминания стоит. Элитные копы являются элитными лишь своим обмундированием, тогда как реальных ребят с большими яйцами среди них единицы, и на них все построено. Рама, в исполнении чемпиона боевых искусств силат Ико Ювайса, выглядит со всех сторон уважительным, искренним парнем, которого дома ждет беременная жена, но и также некоторые сюрпризы в ходе миссии. Понятно, что здесь лишней является претензия на не самое великое повествование, что отнюдь не распространяется на главного героя, персонаж которого выглядит весьма выдержанным, пускай это и не требует неких великих свершений. Это очень простая, но по своему визуальному исполнению мощнейшая история о кучке спецназовцев, которые становятся не столько заложниками террористического хаоса, сколько заложниками дураков. Вопреки всему, «Рейд» очень старается представить наличие сюжета, который был бы способен грамотно мотивировать происходящее. Весьма неоднозначно, но ему это удается.
Любое кино, снятое где-то за бугром часто имеет свою строгую и выразительную ментальную специфику, из-за чего определенные элементы могут вызывать некоторое недоумение и смех. Нельзя «Рейд» этим абсолютно оправдывать, но если показывать это кино в Азии, никто из зрителей и в жизни не подумает о том, что с диалогами что-то не так. Вывод весьма прост: там так живут, там такие люди. Это просто необходимо понимать и об этом всегда помнить.
«Вольга» в очередной раз демонстрирует изящную работу над переводом, которая определенно выбивается из привычной обыденности. В паре с постоянным рвением захватывать зрителя, фильм также умудряется, хочет он того или нет, но быть очень смешным, что отнюдь не имеет негативного влияния на эмоциональную вовлеченность в судьбы героев.
В плане боевой постановки, «Рейд» - как минимум лучший жанровый представитель очень и очень многих лет. Каждый из его многочисленных экшен эпизодов от раза к разу прибавляет в своей мощи, демонстрируя все новые уровни возможностей. Грандиозная операторская работа во всем, также как и хореография, астрономическая физическая трудоемкость и выносливость. Шинода не стал пытаться завоевать для музыки главенствующее место, а очень внятно вписался в имеющийся визуальный ряд, оказав ему существенную поддержку.
Прежде чем восхвалять данный фильм, мне хотелось бы заметить, что до термина приведенного выше, Рейд не дотягивает совсем чуть-чуть... И то наверно потому, что создатели сего творения намеренно не сделали кино двухчасовым, тем самым, пожалев зрителей. Ведь (если опустить пролог) уровень бескомпромиссного экшена, адреналина и высокого напряжения, особенно ближе к финалу, достигает поистине колоссальной (мне нравится это слово – жаль его так редко можно в речи использовать…(с)) метки. Отсюда следуют и разнообразные гаммы эмоций, испытываемые зрителями, которые могут привести к нечту, подобному 'взрывоопасному возбуждению'... Ну да ладно.
Весьма приятно, когда в зубодробительном экшене, явно не делающем ставку на многогранный сюжет и глубину диалогов, а сплошь, да и состоящий из простой схемы – «драки-стрельба-ножи-драки», все-таки есть сценарий. Написанный в здравом уме, да ещё и имеющий какую-никакую логику и даже адекватный юмор... И заставляющий переживать за главного героя (отличный Ико Ювайс), за которого не переживать довольно трудно. Но это всего лишь прелюдия для придирчивых киноманов. Я лишь могу с гордостью отнести Рейд в число фильмов, где главный акцент делается на зверское действо. И на такие ленты, охочие до крови зрители и критики бегут с удовольствием, ради хлеба и зрелищ.
К тому же, хлеб становится ещё более экзотичным и вкусным, если его родина – Индонезия. А зрелище ещё более ярким и незабываемым, если в наш век эффектов, всякого 3D, АватароКартероТрансформеров и баснословных бюджетов, кто-то снимает такое мега-кино и при том, всего за 1 млн. долларов, и эксплуатируя, в сценах жесточайших драк, настоящих мастеров.
А постановщику всей здешней боевки надо строить памятник уже при жизни. Похоже... Даже не так!! Этот человек поставил одни из самых крутых боевых эпизодов за всю историю жанра. Особенно, ультрадинамичных и ультражестоких рукопашных схваток. К тому же, снятых по-мастерки, а не проклятым, мельтешащим крупным планом, как в Неудержимых.
У меня, в течение всего просмотра, челюсть 10 раз свисала. Настолько круто. А финальная драка и стрельба из пистолета в голову во время борьбы в партере, серьезно заставили меня задуматься о том, чтобы пойти в кассу и дать фильму ещё 500 рублей!
Было бы грехом не упомянуть о идеально сочетающимся с визуальным рядом саундтреке Майка Шиноды, превращающий и без того гениальные боевые сцены в настоящее произведение искусства. Видно же, что этого парня Господь не обделил музыкальным слухом. Иначе бы не был основателем Linkin Papk.
Обидно, что такие эталонные образцы жанра выходят только в ограниченном прокате. Возможно, следующая фраза будет слишком громкой в адрес этого фильма, но тут она будет кстати. Рейд - это несомненно не такое масштабное и громкое событие в жанре «экшн», как те же Неудержимые, которые берут кучу кинотеатров штурмом одним лишь звездным составом, но оно не менее важное и уж точно не менее крутое.
И пока не выйдет сиквел Неудержимых, Рейд - лучший боевик года. А вот саунд Шиноды - неоспоримый лидер...
Фанаты – люди, на которых держится вся индустрия развлечений. Без них многие прославленные режиссеры, актеры и продюсеры не смогли бы построить свои карьеры. Такое происходит, в основном, в Америке там фанаты могут «упросить» студию, занимающуюся сериалом или фильмом, продолжить съемки, вернуть на площадку съемочную группу.
Гарет Эванс стал тем, кто не побоялся снять свое кинопризнание за шестизначную сумму, и оно смогло не только не затеряться в прокатной сетке, но и утереть нос многим блокбастерам мира. Чем же «Рейд» смог так всех поразить? Давайте разбираться по порядку.
Утро, к многоэтажному зданию подъезжает грузовик, в нем специальный отряд перед которым стоит только одна задача – полная зачистка территории. Никто и представить себе не мог, что их ждали, а нелепая случайность еще больше раззадорила противников. Это значит, что планы меняются и главной целью отряда становится выживание и поиск выхода из дома смерти.
Режиссер создал «Рейд» по лучшим лекалам восточных боевых фильмов. Его тактика и талант видны во всем: атмосфере, работе съемочной группы и эффектному соединению всех элементов картины.
Сценарий, написанный им же, – схематичная модель поведения актеров, автор снабдил сюжет всем, что может более масштабно и выгоднее подать боевые эпизоды фильма.
Юмор сопутствующий каждому разговору персонажей картины, во многом «сыграл» благодаря адекватности перевода и дубляжу картины.
Один из основателей группы LP – Майк Шинода угадывается в саундтреке с первых минут фильма. Индивидуальный музыкальный ряд композитора узнается и полностью соответствует происходящему на экране действу.
Чрезмерно жестокий, суровый, реалистичный и стильный «Рейд» несомненно, будет высоко оценен любителями жанра. Простых зрителей картина сможет увлечь бесперебойным действием, отсутствием навязчивой рекламы, короткими диалогами и «правильным» саундтреком.
'Убивать из пистолета - это всё равно что жить на всем готовом. А вот голыми руками - совсем другое дело...' (с)
'Амок' - это понятие из индонезийского языка, которое означает состояние близкое к состоянию берсерка в момент неистовства.
Пребрутальнейший боевик из Индонезии. Джакартские бандиты настолько суровы, что пистолетам они предпочитают молотки, а молоткам - мачете, а мачете - голые руки. Суровей них могут быть только джакартские спецназовцы. Им не слабо в количестве двадцать человек напасть на 15-тиэтажное здание, набитое нарками и отморозками всех мастей. Они презирают разумные действия и логику, потому что их не смутит в одиночку без оружия броситься на четверых бандитов с мачете. И все они (бандиты и спецназ) владеют боевым искусством силат, а это значит, что нас ждут зубодробительные удары локтем и коленом, захваты со скручиванием, подсечки, сбивы и блоки, броски и удушение. И всё это в таком диком темпе, что замельтешит в глазах.
Я думаю, что после фильма 'Рейд' нужно точно открывать новый жанр в кино - боевики юго-восточной Азии. Они, конечно, идейно близки к китайским фильмам о единоборствах, но отличает их более высокий уровень экшэна, и более низкий уровень артистизма. Герои не танцуют, как в гонконгских боевиках, они жестко 'мочат' врагов, используя всё, что попадется под руку. Философии никакой нет, чистый амок. И это притягивает. Смотря, как два человека (или пять, шесть, десять и т.д.) безудержно и с неистовством летят друг на друга, чтоб отмудохать противника по полной, невольно сам преисполняешься этой отвагой, этой бескомпромиссностью. Амок начинает проникать и в тебя. Наверное, именно слово 'бескомпромиссность' наиболее точно характеризует 'Рейд'. Никаких компромиссов не только с врагом, но и с самим собой. Именно потому, мне кажется, главный герой отвергает предложение сменить свою униформу на другую одежду, в которой он будет менее заметен. Это будет уже сделка с совестью, предательство всего того, за что умерли товарищи. Уж лучше умереть.
Но, что характерно, не умирает. И здесь работают не только законы жанра. В схватке побеждает именно тот, кто наиболее неистов. Кто бросается в бой, не думая об отступлении. Кому наиболее плевать на свою жизнь, его задача забрать с собой как можно больше врагов (ну, или конкретно этого, что напротив). Тот, кто охвачен амоком в большей степени - тот и выживет. Парадокс, но факт. Мастерство и амок - безбашенное сочетание.
Смотря фильм, невольно отмечаешь всякие его нелепости и баги. Но это всё меркнет от рафинированного экшэна, льющегося потоком с экрана. Тебя засыпает им, как золотом жадного раджу в мультфильме 'Золотая антилопа', а ты кричишь: 'Ещё, ещё!' И продолжаешь наблюдать за героями, приходя в ужас и восхищение одновременно.
Нет, определенно, после этого дня я буду смотреть только индонезийские боевики. Потому что только там можно увидеть настоящую бескомпромиссную на грани возможностей борьбу за жизнь.
Посмотрел я на большом экране новейший (и уже успевший стать весьма знаменитым) американо-индонезийский боевик «Рейд». Ну что тут мне можно сказать… Это фильм прекрасен. Прекрасен как великолепный боевик, задавший новую и очень высокую планку качества для всего жанра. Если Вы любите старые добрые гонконгские боевики, если Вам симпатичны фильмы про боевые искусства, если Вы любите ураганную пальбу из пистолетов и автоматов – добро пожаловать в кино!
О чём фильм. Два десятка бойцов полицейского спецназа выезжают брать криминального авторитета, безвылазно сидящего в 30-этажно доме. Полиция в последний раз заходила в это здание много лет назад… В его стенах квартируют головорезы и наркоманы, беглецы от закона и просто случайные люди. Полицейские входят в дом, начинают зачистку и… На входе должна была быть надпись «Добро пожаловать в ад!», потому что именно там они и оказались. Насилие идёт в режиме нон-стоп, каждый коридор, каждая лестничная клетка становятся полем боя. Когда подходят к концу патроны – в ход идут ножи, дубинки и просто руки и ноги. Самая изюминка этого фильма – в блистательной постановке сцен рукопашных боёв. В фильме снялись настоящие мастера восточных единоборств и смотреть на их работу – просто одно наслаждение!
Этот фильм весьма жесток. Людей в нём убивают при помощи мачете, ножей, молотка, приёмов рукопашного боя, ломают об пол… Бойня идёт беспощадная. Но не только боевой частью хорош этот фильм. В нём имеется и весьма неплохо раскрытая драматическая линия двух братьев, один из которых волею судьбы стал полицейским, а другой – бандитом. Да, этот фильм во многом близок к лучшим творениям знаменитого Джона Ву и скромный бюджет вданном конкретном случае отнюдь не является синонимом дешёвки.
Фильм довольно-таки ровен, в смысле – первые минут 15 всё довольно спокойно, всего несколько трупов, зато потом побоище идёт просто в режиме нон-стоп, когда солдаты встречают всё новых и новых противников и идут дальше по трупам врагов и коллег… Ближе к финалу будет небольшая драматическая пауза, а потом опять нон-стоп экшен. Финал фильма получился суровый, но красивый и правильный. (и почему-т о опять мне вспомнились «Коррупционер» и «Наёмны убийца» с Чоу Юнь-Фатом) Хороший финал.
Саундтрек был от linkin Park, но за общим драйвом картины на музыку особого внимания уже не обращаешь. Да, очень давно не видели мы подобного кино, и уже тем более – в кинотеатрах. После просмотра «Рейда» многие уже успевшие стать классическими голливудские боевики смотрятся как довольно травоядные. В данный момент американцы ведут переговоры о покупке прав на римейк, но вряд ли они его потянут. Я имею в виду – по качеству экшена и его традиционной бескомпромиссности. Да и вряд ли упор в их фильме будет сделан на виртуозное владение своим телом и превращение человека в настоящую боевую машину…
От самых первых кадров, когда молодой боец полицейского спецназа проводит утреннюю гимнастику и молитву, через ад коридоров и закрытых дверей со стенами, покрытыми царапинами от ножей и залитыми человеческой кровью, к глубоко драматичному и справедливому в высшем смысле финалу «Рейд» держит своего зрителя в неослабном напряжении. Это фильм, который стоит посмотреть в кинотеатре. Особенно если когда-то Вы так любили старые добрые боевики про кунг-фу, карате и прочие мои-тай. А также тоже старые добрые (и суровые в своей справедливости) азиатские и американские полицейские боевики. Этот фильм подобен глотку чистого воздуха для всех любителйе боевого кино. И, согласно некоторым данным, режиссёр картины скоро начнёт работу над новым проектом. Так пожелаем же ему удачи! Все – в рейд до кинотеатра!
p.s. Довольно своеобразна русская озвучка картины. Она чуть ли не «правильная», в том плане, что урки вряд ли говорят как имеющие хорошее образование ценители филологии. Поначалу все эти блатные словеса удивляют, но они всё вполне «в тему», да и порою это просто реально смешно. И, самое главное, уже через пять минут просто перестаёшь вдумываться в смысл слов, а не отрывая глаз от экрана смотришь на смертельную битву оказавшихся по разные стороны баррикады настоящих мастеров Боевых Искусств.
Голливудские боевики очень давно находятся в достаточно глубоком кризисе. Светлые времена «Крепкого орешка», «Смертельного оружия», ранних фильмов Сигала ушли, как кажется на первый взгляд, безвозвратно. Действительно, налицо явный дефицит сколь-нибудь приличных сценариев, по-настоящему харизматичных личностей. Посмотришь какой-нибудь пятый «Форсаж», тут же сравнишь его с тем же «Смертельным оружием» и становится грустно. Да, очень круто вроде бы, глянцево, но… сценарий Шэйна Блэка к этому легендарному, уже ставшему классическим, фильму бьет наповал достаточно убогие потуги сочинявших прошлогодний блокбастер авторов. А если учесть, что киноиндустрия Гонконга не очень часто стала радовать нас удачными боевиками – Джон Ву затих, Джонни То уже не тот (прошу прощения за каламбур поневоле) - то становится грустно. Один старина Слай хоть оживляет общую безрадостную картину, но этого все-таки маловато. Однако, как часто бывает, спасение для фанатов (в том числе и вашего покорного слуги) появилось совершенно неожиданно и откуда – из Индонезии!
Фильм «Рейд», где нет ни одного мало-мальски известного за пределами Юго-Восточной Азии имени, прокатившись по разным кинофестивалям, вдруг произвел такой фурор, что в Голливуде купили сразу его и для проката, и права на его ремейк. Трейлер к нему, если честно, очень впечатлил и безумно хотелось эту картину увидеть. Благо, что наша страна купила ее для проката, может не такого широкого, как у какого-нибудь «Американского пирога», но делающего фильм вполне доступным для просмотра даже в провинции. И я очень рад, что все-таки смог на него сходить. Скажу вам совершенно не таясь, что это хоть и не шедевр, но определенно один из лучших боевиков последних лет, а режиссеру – валлийцу по происхождению Гарету Эвансу – я готов аплодировать за то, что за мизерные по голливудским меркам деньги ему удалось снять такое кино.
Как и положено по канонам жанра, сюжет очень прост. Группа спецназовцев штурмует высотку в центре Джакарты, в которой засел могущественный наркобарон со всеми своими приспешниками. И, как можно из этого сразу предположить, настолько сложная операция никак не могла пройти гладко… В интервью журналу «Все кино» (ранее – «Total DVD») Эванс говорил, что очень хотел сделать «Рейд» смотрибельным даже в моменты, где нет экшна, чтобы их не нужно было проматывать в ожидании эффектных сцен. И у него это получилось. Сценарий фильма прост, в нем нет завихрений, но эта самая простота и подкупает. Здесь пафос и семейные ценности, которых в западных боевиках очень много, строго дозированы и нисколько не отталкивают, персонажи отлично прописаны и с логикой полный порядок. Актеры, как часто бывает в азиатских фильмах, не переигрывают, какой-либо излишней театральности я не заметил, и все герои выглядят будто бы перенесенными из повседневности (хотя откуда мне знать, как выглядят настоящие наркобароны, тем более индонезийские) Харизматичных персонажей здесь достаточно, как и владеющих восточными единоборствами, но особняком среди них выделяется, конечно же, сыгравший главную роль Ико Ювайс. Это парень рискует вырасти в настоящую звезду боевиков, он – мастер национального индонезийского боевого искусства силат, и при этом не обделен и задатками актера. Поэтому ценители жанра должны как минимум обратить на него внимание.
Теперь перейдем к самому вкусному – к тому, чем, собственно, и примечателен сей фильм. Черт возьми, я так давно не видел настолько изобретательных, безбашенных, напряженных экшн-сцен! Если в первой трети картины обе противоборствующие стороны расстреливают все пули в ураганнейших перестрелках, то затем мы наблюдаем одну за другой все более жестокие, реалистичные и сумасшедшие рукопашные схватки с использованием дубинок, мачете, ножей и всего, что найдется под рукой. Причем поставлено это все так, что становится страшно за статистов и актеров – прямо как в эпоху раннего Сигала и Джеки Чана. Пауз между схватками почти нет, атмосфера накалена до предела, так что огромный заряд адреналина вам обеспечен и экранное время пролетит практически незаметно. Впору фильму пришелся и саундтрек, который сделал специально для международной прокатной версии маститый Майк Шинода. Он не стал особенно напрягаться и написал в сотрудничестве с малоизвестным Джо Трапанезе достаточно простую относительно себя, относительно стиля, но очень подходящую и врезающуюся в память электронную музыку.
Вот вам и все составляющие отличного боевика – режиссура, хороший сценарий, неплохая игра актеров и потрясающий экшн. Не знаю кому как, а мне очень отрадно, что Гарет Эванс отказался снимать в Голливуде римейк и решил работать над сиквелом «Рейда» на своей малой родине. Много было примеров, когда диктат продюсеров губил на корню многообещающие таланты. На этой почве как-то немного боязно за создателя классной бразильской дилогии «Элитный отряд» Жозе Падилью, который вот-вот начнет съемки перезагруженной версии «Робокопа». Рано еще Эвансу на Запад, я считаю, да и сам валлиец не особо туда рвется. Он еще не все сказал в Индонезии, а судя по его интервью, сиквел «Рейда» обещает превзойти оригинал. Что ж, теперь это один из самых ожидаемых мною проектов.
Отряд спецназа, состоящий преимущественно из новобранцев, получает приказ штурмом взять тридцатиэтажное жилое здание на окраине Джакарты, большую часть апартаментов которого занимают приспешники крупного неустрашимого наркобарона. Почти с порога допустив серьезную тактическую ошибку, полицейские сами оказываются в западне, из которой есть лишь один выход — прикончить всех вооруженных отморозков до единого.
Тепло принятый на прошлогоднем международном фестивале в Торонто и наделавший немало шума среди киноманов всего мира на уровне одних только трейлеров, индонезийский «Рейд» по факту предлагает именно то, что большинство зрителей от него ждет. С точки зрения внутренней географии, безжалостная заваруха в азиатских трущобах ассоциативно напоминает прежде всего французский «13-й район» и в сущности играет по схожим правилам. Как Дэвид Белль восемь лет назад открывал широкой публике глаза на паркур, так и молодой постановщик Гарет Эванс концентрирует фокус основного зрительского внимания на завораживающей, хлесткой и по-взрослому жестокой боевой хореографии. Скачущие с этажа на этаж преступники и офицеры словно по-хачатуряновски танцуют с ржавыми мачете, несколько раз прикладывают друг друга головой по высоте стены, стреляют в висок врага с расстояния в пару-другую сантиметров — даже не думайте, что вездесущая камера, скользящая по обшарпанным коридорам смерти, позволит себе хоть единожды дернуться или выпасть из плотного насыщенного звукоряда Майка Шиноды.
При этом общеизвестная драматургическая последовательность вовлечения аудитории в действие у Эванса сразу переключается с любопытства на саспенс, минуя, казалось бы, самый важный этап — сопереживание героям. Нельзя сказать, что персонажи данного аттракциона прописаны плохо, однако на фоне совершаемого ими необходимого насильственного безумия, их внутренние личностные мотивы совершенно не способны удивлять, пусть даже у копов есть свой обязательный гадкий бастард, а у бандитов — свой Левченко. Именно в незамысловатых пацанских диалогах, на время прерывающих бой, возникает больше всего ритмических длиннот, но вполне вероятно, что и данный ход использован режиссером умышленно. Герои Эванса просто-напросто не умеют пользоваться словом и в каждом поединке идут до конца, что в купе с ловкой постановкой рукопашных сцен приводит к мысли: может быть, это расовый менталитет у них такой, даже за продуктами не выходить без акробатических кульбитов? «Убивать из пистолета — все равно, что жить на всем готовом. А вот голыми руками — другое дело. Это мне нравится. Это реально вставляет» — произносит один из головорезов, похоже, ключевой авторский месседж. К счастью, обставленный настолько эффектно, что было бы грешно требовать чего-то большего.
Одно здание. Два десятка спецназовцев, среди которых зеленый новичок (разумеется, главный герой). Четырнадцать этажей ада. На пятнадцатом – главный босс и злодей. Сюжет в лучших традициях раннего Карпентера. Экшн в духе молодого Ву. Первые полчаса персонажи по разные стороны баррикад активно используют огнестрельное оружие; в следующий час оно отброшено ввиду не стильности использования по уничтожению живой силы противника. И понеслось: резиновая дубинка против десяти ножей; кулаки против четырех мачете; один против троих; двое на одного. Никаких правил.
Гэрет Эванс выжил максимум из (даже по российским меркам) смешного бюджета, целиком вложившись в постановку изобретательного файтинга. В отличие от многих он создает динамику не за счет «трясучки», непонятных ракурсов и продолжительности кадра не более одной секунды; а напряженность действия у него непосредственно в самих схватках и экшн-сценах, где камера двигается спокойно и естественно, позволяя понять, что происходит на экране, и наслаждаться зрелищем.
Ну да, сюжет умещается в два предложения, диалоги беспомощны, а сюжетные твисты видны за километр. Но как только проскакивает одна из таких мыслей, режиссер снова бьет с разворота взрослым экшном, заставляя в очередной раз поднять брови и закрыть челюсть от красоты творящегося беспредела.