За семью морями, за семью горами, у подножия Кордильер раскинулся Вайоминг - самый малонаселённый штат США. Страна фермеров, ковбоев и индейцев. Луга, поля, тайга и горы. И горстка людей среди этого великолепия.
В этом пасторальном краю когда-то все преступления можно было пересчитать по пальцам одной руки. В самые худшие годы - по пальцам двух рук. Но перемены добрались и до этого сонного царства. Наркотики, мафия, мексиканские мигранты, убийства из ревности и за наследство, строительство казино... Поэтому каждую из 65-ти серий шерифу и трём его помощникам приходится наматывать сотни миль на джипах и пикапах в поисках преступников. И, что характерно, находить.
Детективная часть сериала построена по устоявшемуся канону. Шериф с помощниками долго плутают во тьме неведения, затем у шерифа включается скилл 'сверхпроницательность', и нежданно-негаданно к концу серии преступник оказывается изобличённым. Конечно, есть своя специфика - в роли деревенского детектива усталый мужчина с небритыми щеками, c добрым прищуром глаз и древней рычажной винтовкой, из которой он влёт бьёт удирающие джипы с полукилометровой дистанции.
Но не только шерифом силён сериал. Создатели не поскупились, и почти всё действие идёт на фоне природы. Такое впечатление, что павильонных съёмок вообще не было. От дикой красоты некоторых кадров хотелось вопить от восторга.
Ну и дикие люди, как без них. Весь сериал так или иначе вращается вокруг конфликтов между белыми и индейцами. Это первый сериал, в котором так много индейцев, и они показаны не спивающимися дикарями, а обычными людьми с понятными страстями и проблемами. Хотя и не без особенностей, да. К примеру, вы знаете, какое задание получают индейские красотки на конкурсе Мисс Чероки? Или тот факт, что чероки, забредший на территорию кроу, первым делом получает прикладом по морде?
Сериал очень хорош. Ладно скроен и крепко сшит. Умеренный детективный драйв, красивые люди, красивые пейзажи, разнообразные сюжеты.
Ну и постоянно расстёгнутая на три пуговки форменная рубашка помощницы шерифа добавляет изрядно милоты. Что есть, то есть: )
Это сериал старой закалки, прям как наш главный герой - шериф Уолт Лонгмайр. С первой серии нам дают понять, что наш шериф не лыком шит, много повидал на своем веку, невероятно проницательный и опытный, а оружием, кстати, пользуется редко (хотя и смахивает на крутого стрелка с Дикого запада). Но также Уолт выглядит усталым, не эмоциональным, унылым, и это как раз задает тон всему сериалу. Как сейчас модно говорить, 'зумеры не поймут'.
Большинство серий однообразны, скроены по одному шаблону и в целом не цепляют. По всем правилам процедурала, каждую серию герои раскрывают преступление, в основном допрашивания свидетелей и подозреваемых (среди которых частенько попадаются индейцы), совсем немного времени уделяя личным проблемам и сквозному сюжету, который продвигается медленно и маленькими порциями. Примечательно, что сами полицейские будни шерифа и его братии со значками кажутся сплошной рутиной, что больше похоже на реальную жизнь, но, к сожалению, это не привлекательно для современного избалованного зрителя: преступники не мафиози, не закоренелые бандиты или маньяки, а обычные люди, которые оступились под влиянием обстоятельств. Видимо, именно этим фактором можно оправдать практически полное отсутствие какого-либо экшена в сериале. Шериф часто достает пистолет, но пользуется крайне редко. Все же могут представить образ ковбоя, который сначала стреляет, а потом думает? Уолт не из таких: он сначала 10 раз подумает, взвесит, а потом только может быть пару раз выстрелит. Под смекалкой шерифа преступники часто сами сдаются как миленькие, стоит только Лонгмайру включить 'режим Шерлока' и разоблачить негодяя.
Повествование в сериале неторопливое, монотонное, яркими сценами не балуют. Детективная часть в целом прописана добротно, а разгадка преступления никогда не бывает очевидна даже в середине серии, но явно не хватает какого-то пыла, огонька. К счастью, в середине сценаристы будто просыпаются, стряхивают с себя пыль и заметно разгоняют сюжетные линии, связанные с главными героями, немножко отодвигая в сторону детективную составляющую (с которой основная история почти не пересекается), и 3 сезон начинает играть новыми красками.
В дальнейшем сценаристы стараются держать баланс между мыльной оперой и процедуралом, пытаясь угодить всем, заметно увеличив при этом хронометраж серий, - и в целом справляются с этим. Личные передряги, 'скелеты в шкафу' и отношения между персонажами смотрятся гораздо интересней, развитие есть, и это в конечном итоге приведет нас с достойному финалу, а расследования преступлений... абсолютно ничем не смогут удивить зрителя.
И даже у такого спокойного сериала, как 'Лонгмайр', есть одна изюминка: невероятные пейзажи штата Вайоминг, которые изобилуют в каждой серии. Недостатки сериала не отменяют того, что он довольно живописен и порой действительно радует операторской работой. Съемок на природе очень много. Попытка создать атмосферу вестерна и ограниченный бюджет сыграли друг другу на руку.
Благодаря многочисленным американским криминальным сериалам, мы знаем работу органов правопорядка США едва ли не лучше своих пяти пальцев. Нам известно, что сколько кровь не смывай, а предательское свечение люминола все равно тебя выдаст; мы знаем, что если убита жена, то первым подозреваемым всегда будет муж; мы уже перестали недоумевать над тем, что убийца может выйти на свободу из-за канцелярской ошибки - привыкли местные копы, привыкли и мы; и мы уже сами могли бы зачитывать преступникам их права, потому что слышали эту универсальную форму столько раз, что можем повторить ее даже разбуди нас посреди ночи. Но, несмотря на все многообразие процедуралов и полицейских драм, телевидение охватило далеко не все особенности правоохранительных органов США. Одно из таких упущений это работа управления шерифа, которая несколько отличается от функционирования обычного полицейского департамента. Хуже нее освящены только будни офицеров полиции штата, так называемых труперов, про существование которых знают совсем немногие, и еще более немногие представляют в чем же заключается суть их работы. Но неудивительно, если настоящие шерифы и их помощники, включая телевизор вдруг возжелали бы кануть в такую же безызвестность, как их более забытые коллеги, поскольку если они и появляются на экране, то всегда в виде персонажей-шутов, каких-нибудь жирных, неотесанных недоумков, которые не могут сказать сколько будет дважды два, и только мешают настоящим копам работать, надоедая своими деревенскими методами расследования преступлений. Драматический сериал 'Лонгмайр', рассказывающий о буднях управления шерифа в одном из округов штата Вайоминг, пытается исправить эту несправедливость, пролив свет на то, как устроены органы правопорядка в американской провинции.
Одна из ключевых особенностей должности шерифа, которая отличает его от шефа полиции городского департамента, это то, что она выборная. Раньше это означало, что округ может спать спокойно, зная, что за их безопасность отвечает человек, которому местное население доверяет вот уже десятки лет, но с приходом двадцать первого века и эры высоких технологий, многие из таких шерифов, так и не овладевшие ни техникой, ни современной наукой ведения предвыборной компании, столкнулись с наступающей на пятки молодежью. Именно такую ситуацию освящает 'Лонгмайр', и тема соперничества старого и нового проявляется не только в борьбе за место босса, которая развернулась между двумя его героями. В глушь Вайоминга, а которой хоть сейчас снимай классический вестерн, постепенно начинают проникать и другие 'вестники прогресса' - банки, наркотики, ветераны Ирака с посттравматическим синдромом, ушлые адвокаты, новые течения и представления, а также молодежь, которая не обращает внимание на соседство с коровами, и пытается жить с тем же шиком, что и их кумиры из больших американских городов. Это одно из главных достоинств сериала - он изучает не только классические, так сказать вневременные поводы для совершения преступлений, или особенности, связанные с находящейся на территории округа индейской резервацией, но и то новое, с чем сталкивается местное сообщество, разделенное на тех, кто уже принял образ жизни двадцать первого века и тех, кто еще только-только начинает это делать.
Нельзя, однако, отрицать то, что 'Лонгмайр' предпочитает новаторство далеко не во всем - сериал сильно тяготеет к эстетике классического процедурала, всегда предпочитая не открывать имя убийцы до конца серии и всегда делать его тем, кого вы больше всего не ожидаете увидеть, а главный герой часто оказывается чересчур сообразительным, как для его расстроенного душевного состояния. Но все это вдоволь перекрывается тем, что создатели в каждой серии рассказывают не только о какой-то загадке, но и о каком-то феномене, о какой-то драме, о какой-то проблеме локального или национального масштаба. Между этим пролегают линии, которые ведут за собой личные проблемы героев, не появляющиеся и не заканчивающиеся за одну серию, что позволяет лучше узнать характеры тех людей, кто решил посвятить себя службе в управлении шерифа, и в том числе выяснить их мотивы. Главная прелесть этих затруднений в том, что они никогда не перекрывают само дело или саму работу, превращая серию в мыльную оперу, но их влияние на поведение героев достаточно очевидно для того, чтобы эти проблемы и противоречия имели право на существование в пространстве сериала. Все это в сочетании с весьма интересными знаниями, вроде того, что существует специальный детектив, расследующий угоны скота, и меланхоличной атмосферой еще не погубленного цивилизацией провинциального Вайоминга, делает 'Лонгмайр' любопытным продуктом, качественно выделяющимся на фоне однообразных 'городских' процедуралов.