Несмотря на всё старание авторов фильма, качественные визуальные образы актёров и атмосферные декорации, не могу назвать этот фильм ни хорошей экранизацией выбранного произведения, ни достойной работой в целом. Собственно, я даже разочарован.
Человеку, не читавшему повесть И. Бунина, будет довольно трудно уловить суть и сюжет фильма – из оригинального текста в качестве экранизации вырваны определённые куски, которым явно не хватает склейки, из-за чего действие кажется отрывистым и бессвязным. А тот, кто «Суходол» читал, скорее всего заметит выборочность показанных моментов и отсутствие нескольких центральных персонажей и событий. Какой был смысл так урезать произведение, намеренно замедляя его действие и вырезая очень значимые куски, мне не понятно.
В повести рассказ ведётся от лица Натальи, дворовой девки из Суходола, которая почти всю жизнь прожила там и знала несколько поколений хозяйского рода, постепенно деградирующего и вырождающегося, приходящего в упадок, как и сам дом. Рассказ ведётся не очень складно и последовательно, и закадровый текст рассказчика в фильме бы не помешал. Повесть при этом пронизана истинно бунинской пронзительностью и мистикой, которой не хватило фильму. Образ Натальи в исполнении Яны Есипович создан безупречно, но ей не хватает истеричности, огня, того «хождения по лезвию бритвы», каким наполнена вся жизнь этого затерянного в степи поместья. Вносит некоторую резвость образ сошедшей с ума Тонечки (Елена Кулинина), но и он раскрыт недостаточно. Актёры красивы, но не понятно, кто они и откуда взялись. Отсутствует один из главных персонажей и связующих звеньев, дедушка Пётр Кириллыч, отец Тони, Петра Петровича и Аркадия Петровича, которому здесь, из-за недоразвитости сюжета, тоже отведено времени мало и характер не раскрыт. Надо отдать должное – разговаривают персонажи почти везде только текстом, написанным самим Буниным, а те выборочные моменты, которые всё же показаны, – показаны очень близко к тексту повести, и это порадовало.
Из данного произведения можно было бы создать отличный атмосферный психологический триллер о деградации помещичьей жизни в конце XIX века.. Мне не хватило здесь проработки сюжета, актёрской работы и персонажей.
4 из 10