C недавних пор я начал знакомство с кинематографом скандинавских стран, стараясь не останавливаться на каком-то определённом жанре. Привлекли моё внимание также и телесериалы местного производства. Среди особо запомнившихся мне был и датско-шведский проект 'Bron' ('Мост'), зачин рецензии которого Вы уже с успехом прочитали.
Действие 'Моста' начинается, как это ни странно, на мосту, соединяющем континентальную Данию и полуостровную Швецию. Там же происходит первая встреча двух главных героев сериала - детектива полиции Копенгагена Мартина Роде (Ким Бодниа) и следователя криминальной полиции Мальмё Саги Норен (София Хелин). Сложности в их общении между собой возникают с первых секунд знакомства, они даже не сразу выясняют, кто, собственно говоря, будет вести дело. Однако эти трудности забываются довольно быстро, ведь против детективов выступает не просто какой-то психопат, решивший поиграть в Бога, а хладнокровный и расчётливый убийца, твёрдо действующий по заранее намеченному плану и превращающий любое своё злодеяние в напряжённую онлайн-трансляцию, доступную каждому. В определённый момент он всё-таки добивается своего: полиция всегда на несколько шагов (а то и десятков шагов) позади преступника, СМИ возмущены беспомощностью органов правопорядка, а общество впадает в панику. Постепенно людей начинают разделять те социальные проблемы, что поднял на поверхность неуловимый маньяк. Однако кто же этот преступник на самом деле: правдоруб, искренне верящий в то, что своими деяниями сможет обнажить те наболевшие проблемы, так тщательно умалчиваемые правительствами обоих государств, или же банальный убийца, которым движут какие-то скрытые личные мотивы? На этот главный для следствия вопрос как раз и предстоит ответить Саге и Мартину, двум противоположностям абсолютно во всех аспектах жизни. Всё делающая по правилам работница шведской полиции по характеру и поведению напоминает скорее неплохо сконструированного андроида, чем человека. В свою очередь, её датский коллега - это самый обычный человек, со своими проблемами и тараканами в голове. Именно от уровня взаимоотношений и доверия друг к другу этих взаимнополярных личностей и зависит успех всего расследования.
Среди других сериалов схожей тематики 'Bron' выделяется тремя отличительными особенностями. Во-первых, его украшением стали два вышеописанных персонажа, которые к концу сериала успевают внутренне измениться к лучшему и помочь сделать то же самое друг другу. Во-вторых, выделяет сериал образ антагониста, а также его выверенный до мельчайших деталей план. И в-третьих, сериал запоминается своей потрясающей атмосферой. Его создатели потрудились на славу, ведь благодаря им зритель сможет почувствовать даже холод, пронизывающий улицы, на которых разворачивается действие данного телешоу.
И да, чуть не забыл. Отдельная фишка сериала - одновременные реплики героев как на датском, так и на шведском языках. Попытки действующих лиц привыкнуть к различным языкам смотрятся с интересом. Так что попробуйте посмотреть 'Мост' в оригинале с субтитрами - уверяю, не пожалеете.
Итого, 'Bron' - отличнейший сериал, оригинально смотрящейся как среди местной, так и на фоне заокеанской телепродукций со схожими темами. И кстати, чем ближе Вы будете к финалу сериала, тем всё сложнее Вам будет оторваться от экрана.
Почему-то существует закономерность: чем благополучнее обстоит жизнь в той или иной стране, тем более жуткие детективы и триллеры там снимают. Видимо, все объясняется нехваткой острых впечатлений. В данном случае речь идет о Скандинавии, вернее, о Дании и Швеции, благодаря сотрудничеству которых увидел свет замечательный сериал «Мост».
На самом деле мост, фигурирующий в названии, совсем не рядовое архитектурное сооружение. Подразумевается знаменитый Эресуннский мост – самая длинная совмещенная дорога и железнодорожный мост в Европе, соединяющие столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё и имеющие протяженность почти восемь километров. Можно сказать, что он фактически воплотил в себе все возможные предназначения: он стал не только средством для соединения двух государств, но и средством единения их граждан.
И вот этот самый мост становится едва ли не одним из главных действующих лиц зловещей истории, начавшейся с обнаружения на его середине тела, а вернее, частей тел двух убитых женщин – датчанки и шведки. Именно эти события заставляют объединиться полицию двух стран для расследования, во главе которого оказываются комиссар полиции Мальмё Сага Норен и датский полицейский Мартин Роде.
Детектив начинается довольно необычно, словно проверяя зрителя на прочность, не выключит ли он телевизор после первых кадров. Сначала его пытаются шокировать расчлененным телом убитой женщины, потом отпугнуть странным поведением Саги Норен, затем запутывая большим количеством казалось бы никак не связанных с основным действием персонажей, потом снова пугая беспощадностью и на первый взгляд бессмысленностью в выборе жертв. Но те, кто любит подобные головоломки и предпочитают американскому экшену неспешный ритм европейского кино, будут вознаграждены, ведь это очень необычный сериал.
Необычна и противоречива личность Саги. Возможно, она страдает легкой степенью аутизма, поскольку совершенно не способна поддерживать отношения с окружающими людьми, большинство из которых составляют ее коллеги. Однако Сага настолько хороша в раскрытии преступлений, что им не остается ничего другого, кроме как мириться с ее странностями. Прибывший из Копенгагена Мартин поначалу кажется ее полной противоположностью – она общителен, дружелюбен и любит поесть, в то время как Сага вполне может обходиться без еды в течение всего дня. Но чем больше им приходиться быть вместе, тем больше они начинают походить друг на друга, временами понимая друг друга без слов.
Необычен и главный злодей. Совершая шокирующие своей жестокостью преступления, он тем не менее умудряется вызвать сочувствие и даже восхищение не только у населения, но и у тех, кто за ним охотится.
Здесь все амбивалентно: герои говорят то по-датски, то по-шведски, добро оборачивается злом, негодяй вызывает жалость, а добряк - раздражение. Кажется, в этом мире нет черного и белого, все выкрашено в серый цвет висящего над морем тумана и грязного снега вдоль дорог. Впрочем, как и в жизни, каждый сам для себя делает выводы об отношении к действующим лицам.
От этого сериала не стоит ждать красивых пейзажей. Пожалуй, самым впечатляющим является именно панорама моста с отражающимися в море отсветами фонарей. Однако именно эти серые пейзажи, от которых словно веет холодом, отлично передают атмосферу фильма, который можно рекомендовать тем, кто был когда-то впечатлен шведской трилогией про девушку с татуировкой дракона или датским сериалом «Убийство». Это очень атмосферное и мрачное кино, в котором не стоит рассчитывать на хэппи-энд – скандинавы этим не грешат. Кто-нибудь обязательно умрет. Но это действительно очень хороший фильм.
Закончил смотреть 'Мост' две недели назад, но он очень засел в голове, так что решил написать небольшой отзыв.
Большинство из нас не слишком сильно знакомы со скандинавскими сериалами, лично для меня это первый и решил я посмотреть его после просмотра похожего канадского сериала 'Killing'.
Для меня смотреть было очень интересно по нескольким причинам, во-первых это атмосфера, которая отменно передает то что происходит на экране. Темп повествования выбран довольно медленный, сначало можно подумать что это от ограничения бюджета или необходимости снять 10 серий но уже к концу первой серии понимаешь что это скорость идеально подходит.
Сюжет развиваеться постепенно и при просмотре чувствуешь себя частью расследование из-за того что есть моменты обдумать что происходит на экране, но в тоже время все что происходит имеет отношение к разным сюжетных линиям которые естественно будут склеины ближе к финалу.
Хочеться похвалить актеров, мне кажеться кастинг немог быть лучше, все актеры идеально подобраны и тут больше нечего сказать.
Если вам нравиться детективы/расследование или полицейскии драмы то вам этот сериал точно понравиться. Но даже если вы просто любитель качетсвенных сериалов то и в этом случае не останетесь равнодушными.
Советую посмотреть первую серию и вас точно затянет.
Сериал 'Мост' долгое время обходил меня стороной, но недавно наткнулся в интернете на статью о скандинавских сериалах, и взгляд сразу же зацепился за шведско-датский 'Мост', поэтому без промедлений марафоном просмотрел все 4 сезона и спустя неделю после окончания просмотра продолжаю находиться под впечатлением.
Сюжет.
Сеттинг первого сезона заинтересует любого любителя полицейских детективных сериалов. Однако достаточно быстро становится явно - 'Мост' - это гораздо больше, чем детектив. Сразу предупрежу всех тех, кто только собирается просмотреть сериал: первые несколько серий будете сидеть и ничего не понимать. Авторы сразу вводят много персонажей, которые, по первым ощущениям, ну никак не могут быть связаны! Но к середине сезона начинаешь привыкать к каждому из персонажей и переживать его боль и страдания. Ах да, мост! Эресуннский мост красной линией проходит по всему сериалу, и это не только постоянные перемещения героев из одной страны в другую через этот самый мост... Здесь мост - сильный метафорический образ, который не только соединяет два куска суши. И каждый новый сезон ты думаешь, что не может больше мост быть одним из главных элементов сюжета, но сценаристы раз за разом умудряются завязать новую историю вокруг этого моста. Что касается части 'детективной', то соблюдены все законы жанра, преступники всегда гениальны, изощрены и хитры, порой даже кажется что они слишком уж карикатурны, но ведь мост это не просто детектив! Можете не пытаться с первых серий понять, кто есть злодей - не получится, и не стоит даже тратить на это время, просто наслаждайтесь каждой серией, которые непременно выливаются в логичную, сложную, глубокую концовку.
Очень подкупает то, что каждое действие персонажей имеет сюжетное подкрепление, каждое новое решение объясняется предшествующими сезонами и событиями.
Что касается сюжетных огрехов, то, пожалуй, отмечу, что некоторые сюжетные линии авторы оставили необъясненными, но это нивелируется ошеломительными и захватывающими концовками каждого сезона.
Персонажи.
Пожалуй, в 'Мосте' 3 основных персонажа.
1. Сага Нурен, полиция Мальмё. На мой скромный взгляд, это один из самых интересных и глубоких персонажей современного многосерийного кино. Коллеги называют ее 'особенной', и это воистину так, только не стоит воспринимать такую характеристику как что-то негативное. Сага восхитительна, непосредственна, забавна, талантлива и... несчастна. Она с первых же серий заставляет полюбить себя. Сценаристам удалось создать уникального персонажа, действия которого (зачастую противоречивые и спорные) хочется оправдывать. Ее история и судьба захватывают, с каждым сезоном зритель узнает о ней больше, и больше начинает ей сопереживать. Отдельно хотелось бы выделить актрису, сыгравшую Сагу. К моему сожалению, я не был знаком с творчеством Софии Хелин до просмотра 'Моста', но благодаря этому сериалу смог восхититься ее талантом. Это уникальное попадание в образ, София прекрасно понимала, какого персонажа она играет, она поняла 'особенности' Саги и максимально точно передала их зрителю. Как бы заштамповано не звучала эта фраза, все равно озвучу ее: София Хелин прожила образ Саги Нурен.
2. Мартин Руде. Мартин - датский полицейский, который совместно с Сагой расследует преступления. У него свои переживания и страдания, он тоже несчастен, несчастен по-своему. Мартин - противоположность Саги практически во всем, но парадоксально, они становятся гораздо ближе, чем просто коллеги. Зритель наблюдает динамику развития Мартина, разделяет его переживания и разделяет его выбор, но есть одна причина, по которой персонаж Мартина не так сильно цепляет, и эта причина - Хенрик Сабро.
3. Хенрик Сабро. Чуть-чуть изучив бэкграунд сериала, узнал, что персонажа Мартина вывели из-за нежелания актера продолжать работу над картиной. И надо признать, авторы 'Моста' нашли отличный выход. Они ввели нового персонажа, но решили не идти по 'проторенной дорожке' и создали абсолютно другой образ, который полностью затмевает историю Мартина. Авторы не стали строить еще один противоположный образ по отношению к Саге, наоборот, они создали похожий образ, но все равно другой. С первого же появления Хенрика на экране понимаешь, что с ним что-то не так, и это 'не так' захватывает не меньше, чем история Саги. И то, как два настолько интересных и глубоких персонажа бок о бок развиваются перед зрителем, настолько захватывает, что каждую новую серию смотришь с все большим аппетитом.
4. Второстепенные персонажи. Отдельной заслугой авторов стало то, что все второстепенные персонажи проработаны до мелочей, им тоже хочется сопереживать, за ними интересно наблюдать, они не перетягивают на себя одеяло, но остаются интересными и живыми.
Картинка.
Она божественна. Непошлый нуар, дополненный длительными переливающимися сочными кадрами, большое количество скандинавской архитектуры, интересные ракурсы, четко передающие те эмоции и переживания персонажей, которые не передать словами - все это огромное преимущество данной картины.
Итог
Обычно с каждым новым сезоном сериалы становятся хуже, но после просмотра 'Моста' могу сказать, что каждый новый сезон этого сериала лучше предыдущего. Наверное, потому что все очень логично и стройно, авторы не отходят от 'лора' и умело развивают его. 'Мост' из тех сериалов, которые можно посмотреть марафоном за один присест. Он не надоедает как среднестатистический детектив, потому что, как я упомянул ранее, 'Мост' - это больше, чем детектив.
Знаете, что мне больше всего не понравилось в сериале 'Мост'? Ответом будет: 'То, что я его уже посмотрела и не могу открыть для себя снова, в первый раз.'
А жаль, потому что это кино, в своем роде уникально. Вроде бы и сюжет жуткий, но смотрится на одном дыхании, он захлестывает с первой минуты просмотра до самой последней.
Главный женский персонаж, Сага Норен,- талантливый детектив, профессионал своего дела, а еще, неординарная женщина. Яркая и удивительная личность.
Мартин Роде, второй детектив - не так очарователен, как Сага, но зато он все как бы уравновешивает, добавляет здравого смысла; он привносит доброту и человечность во все, с чем сталкивается в работе и жизни.
Помимо расследования, в сериале также присутствуют жизненные истории других персонажей, которые косвенно связаны данным преступлением. Больше всего меня 'зацепила' история 14-летней Ани, которая из-за равнодушия родителей, оказалась преградой на пути у преступника...
Преступник - человек с холодным и расчетливым складом ума, хороший стратег, умеющий логически мыслить. Если бы у него, в придачу, было и доброе сердце - он смог бы достичь большого успеха и уверена, сумел бы изменить какие-то важные вещи к лучшему, пусть не во всем мире, но хотя бы в своей стране. А в сериале он поражает своей жестокостью.
Мост - качественный сериал, который стоит того, чтобы его посмотрели.
После того, как на самой середине широкополосного моста Орезунд, соединяющего Данию и Швецию, на несколько минут отключается электроэнергия, полиция обнаруживает там тело женщины, разрезанное пополам. Позднее выясняется, что части туловища все-таки принадлежат разным дамам: верхняя — шведскому политику, нижняя — датской проститутке, пропавшей без вести более года назад. Берущиеся за дело добродушный семьянин Мартин Роде из полиции Копенгагена и свято чтящая букву закона, но ничего не смыслящая в законах простых человеческих отношений (эдакий Шелдок Купер в юбке) Сага Норен со стороны Мальме постепенно выходят на след тщательно все спланировавшего психопата, желающего открыть людям глаза на пять серьезных проблем в обществе.
Для всех, кому надоел прилизанный Голливуд, но при этом все-таки хочется крепкого жанрового кино, Скандинавия в последние несколько лет продолжает, что называется, трудиться за себя и за того парня. Десятисерийный горизонтальный детектив «Мост», в общем и целом являющийся представителем все той же породы, что и нашумевшие полнометражные экранизации Несбе и Ларссона, разве что, кажется, не имеющий под собой серьезной литературной основы, предлагает именно то, что по сути и должны предлагать как хорошие телевизионное проекты, так и, собственно, хорошее кино, четко вписывающееся в определенный жанр. Яркие персонажи? Присутствуют. Отличная песня на открывающих титрах? Куда же без нее. Великолепный сюжет? Разумеется. Коснуться последнего сколько-нибудь подробнее значит позволить себе нешуточный спойлер, что же до героев, образов, драматургия здесь удачно выстроена, скажем так, от противного — тот, кто с виду кажется слабым, держится до последнего, сильные духом, наоборот, практически сразу ломаются в критический момент.
Кроме того (и это опять же моя чрезмерная аналитическая грубость), ближе к финалу становится ясно, что мотивы основного антагониста носят здесь не столько социальный, сколько личный характер, и за маской толкового полицейского триллера мы получаем еще и блестящее высказывание о мести. Высказывание, по канонам удачной истории до последнего, будто преступник с жертвами, играющее со зрителем в кошки-мышки — в каждой новой серии нам предлагается лишь больше не всегда верных зацепок и второстепенных действующих лиц. Высказывание, смело обличающее чуть ли не все человеческие пороки — от пустячкового адюльтера до вопиющей халатности представителей власти. Высказывание, в котором мост — не просто отправная локационная точка повествования, но и очевидная метафора взаимоотношений между людьми, тех, что так трудно построить и так легко в одночасье сжечь. Именно выдержанный баланс увлекательного криминального рассказа и трогательной, эмоциональной драмы в рамках оного, выгодно отличает скандинавскую картину от большинства тех же популярных штатовских экшнов, образы в которых зачастую настолько картонны, что к ним в принципе невозможно испытывать каких-то чувств.
Наконец, не давая точного ответа на один из ключевых вопросов ленты (что все-таки лучше, натянутая ложь во благо или обидная высказанная в лицо правда?), создатели «Моста» умело проявляют себя и в более мелких, но технически важных деталях, вроде обязательных клиффхэнгеров под занавес того или иного эпизода. Думаю, для того, чтобы понять, ваше это кино или нет, достаточно посмотреть, как реализованы последние десять минут первой серии (продажный журналист пытается выбраться из заминированного авто). От себя же в любом случае крайне рекомендую.
Не люблю отзывы со спойлерами, поэтому здесь их не будет.
Наконец, начался второй сезон этого великолепного сериала.
Если честно, ждал и боялся. Первый сезон был логически завершен, и не подразумевал продолжения. Обычно, при таком построении, вторая часть, заведомо, хуже первой т.к. сюжет бывает высосан из пальца.
Но скандинавы не подкачали, история совершенно новая и гармонично вписана в мир 'Моста'. Второй сезон вернет нам любимых героев, по ним видно, что прошел не один год с их последней встречи, и особенно это заметно по Мартину, но и Сага приложила массу усилий, чтобы стать похожей на человека. Тем не менее, мы снова увидим 'девушку-робота' за работой.
В промежутке, между первым и вторым сезоном, вышла американская реплика сериала, которая хуже во всем, и категорически не рекомендована к просмотру.
Пару слов о актерах
Пересмотрев несколько фильмов с Софией Хелин (Сага), пришел к выводу, что это ее лучшая роль, а еще она умеет великолепно перевоплощаться.
Ким Бодния (Мартин) играет в рамках своего амплуа, но тут его персонаж многогранен и, как ни странно, по-настоящему его чувства понимает только человек, внешне, их лишенный.
Даже второстепенные персонажи хорошо проработаны, их поступки логичны, хотя и не всегда, по началу, понятны.
Если вы до этого не смотрели данный сериал — бросайте все и начинайте, вы не будете разочарованы — великолепная атмосфера, суровые скандинавские пейзажи, отличные актеры и персонажи, захватывающий ветвящийся и сбивающий с толку сюжет, волшебный саунд трек, здесь есть все.
Если вы уже фанат, а если смотрели — значит фанат, то присоединяйтесь к просмотру второго сезона!
Дания и Швеция... Две соседние страны, соединенные между собой Эресуннским мостом, благодаря которому из датского Копенгагена можно попасть в шведский Мальмё за несколько минут. Две страны, считающиеся одними из самых благополучных в мире.
Фильм начинается с трупа. На Эресуннском мосте после 45-секундного отключения света найден труп женщины-политика из шведского Мальмё. Но вся проблема в том, что труп лежит как раз по середине моста - половина его в Швеции, половина в Дании. Кому же вести расследование убийства?
За дело берутся два детектива - Сага Норен, детектив отдела убийств полиции Мальмё, и Мартин Роде, детектив отдела убийств полиции Копенгагена. Два совершенно разных человека. Сага Норен - сухая, безэмоциональная, никогда не врущая, больше похожая на робота, чем на женщину. Мартин Роде - милый, общительный, всегда готовый прийти на помощь, а порой и закрыть глаза на правила, этакий рубаха-парень. Интересно наблюдать, как на протяжении десяти серий главные герои меняются.
Детективная составляющая сериала (даже его лучше назвать многосерийным фильмом) захватывающая, затягивающее. Расследование приводит к совершенном невероятным открытиям, когда очевидное оказывается совершенно неожиданным, когда, наоборот, ожидаемое оборачивается загадкой. Напряжение держит зрителя по полной, и чем дальше смотришь, тем труднее оторваться от фильма.
Фильм тяжел и страшен. Много в фильме натуралистических съемок: трупы, расчлененка. Но даже и не это самое страшное в фильме (не нравится смотреть на трупы вблизи, отвернись или закрой глаза на время). Страшно то, как на протяжении всего фильма вскрываются язвы этих одних из самых благополучных стран в мире. Не все так просто и у них.
Но не смотря на все неприглядности, сериал 'Мост' удивительно красивый фильм. Работа операторов на высшем уровне. Съемки Копенгагена, Мальме и моста просто завораживают. А песня «Hollow Talk» датской группы 'Choir of Young Believers', звучащая в начале каждой серии, прекрасно дополняет фильм.
В конце хочу сказать: 'Мост' - один из лучших фильмов, что мне посчастливилось увидеть. Фильм, который долго не забудется.
Когда человек, не понимающий чувств и эмоций, вызывает их у зрителя.
К сожалению, я уже писал об этом сериале в своих соц. сетях, ещё на одну полноценную рецензию меня не хватит. Тем не менее, этот сериал стоит того, чтобы о нём написать, пусть даже пару строк.
У сериала определённо есть проблемы, но я готов закрыть на них глаза за такого персонажа, как Сага Норен. Сценаристы взяли совершенно абсурдную ситуацию - сотрудник полиции с явным расстройством аутистического спектра и построили на этом вполне реалистичную историю, которая цепляет так, как не цепляли самые главные конкуренты в жанре из Голливуда.
Также нельзя не вспомнить и других персонажей, Мартин был хорош, но (при всём уважении) я и подумать не мог, что история Хенрика заставит забыть, что вообще происходило в первых двух сезонах.
Многие обращают внимание на некоторую нереалистичность, однако, я бы назвал это просто лёгкими допущениями, которые не входят в конфликт с логикой, есть куча сериалов, типа 'Викингов', которые смотрят даже несмотря на кучу совершенно нелепых нестыковок и логических ошибок. 'Мост' же абсолютно оправдывает свой рейтинг со сценарной точки зрения.
Тем не менее, я бы хотел посоветовать смотреть сериал, как драму, а не как детектив, за последнее время разве что 'Озарк' давал мне похожие эмоции, только при этом, 'Мост' оставляет после себя приятное послевкусие, в отличие от третьего сезона упомянутого американского сериала, который просто режет по живому.
Очень жаль, что мы больше не увидим этих персонажей, но это же лучше, чем смотреть, как Малдер и Скалли спустя 20 лет, кряхтя, шутят про вибратор, правда?
P.S. был слегка удивлён, увидев, что актёрам, сыгравшим Сагу и Хенрика было 46 и 43 на момент последнего сезона, они не воспринимались на этот возраст и этот факт вызывает странные чувства и мысли.
Тяжелое мутное небо. Свинцовые улицы, дома, автострады. Свинцовые люди, свинцовые отношения. Свинцовые мечты. Дания и Швеция, в которых коммунизм наступил еще при принце Гамлете, - крупным планом в телесериале 'Мост'. По датски bron, по шведски - broen. Или наоборот.
Очень не обычный телефильм.
Посмотрел III-ий сезон. Сказать, что я в полнейшем восторге, - значит, ничего не сказать! Настолько мощное впечатление... Будто экзистенциальным бревном ударили или на настоящем концерте Joy Division побывал.
К последней 10-ой серии меланхолично-серое небо Мальмё взорвалось разноцветным калейдоскопом детских снов, мечтаний, “сказок, арабесок”. Да так, что осколками и взрывной волной задело всех неподозревающих о таком телетеракте зрителей. Экран телевизора оказался просто условностью, и персонаж картины 'Крик' выбежал из него и стал голосить у тебя в комнате.
Скандинавские кинематографисты третьим сезоном сумели создать самый настоящий шедевр, с пронзительнейшим психологическим погружением и беспристрастным взглядом на human behaviour. Обычный детектив из современной жизни вдруг, несколькими мазками вдохновенного художника (тут, главным образом, сценаристов и режиссёров), превратился в трагедию одиночества человека в бесконечном космосе. В экспрессионистскую драму, которую бы сняли Маленький Принц, Девочка со спичками и Танцующая в темноте.
- В моей комнате висела картина. Копия какого-то безызвестного датского художника. Но именно она озаряла всю мою никчемную жизнь. Я много фантазировал, как я попадаю в эту картину. Там могло бы быть и происходить, что угодно. И теперь мы в ней. В этой картине. - Говорит молодой художник-концептуалист своему биологическому отцу (донору спермы, которой он и был оплодотворен).
Картина, кстати, называлась 'Очень хороший день'.
Сюжет этого сезона разворачивается вокруг загадочных убийств, выполненных как художественные инсталляции. Они - как некое высказывание, обращенное к современному человечеству. Как месседж Космосу. И вот (уже) моя любимая социопатка шведский детектив Сага с датским коллегой Хенриком вынуждены разбирать эти ребусы по буквально внутренним органам.
Жертвы никак, на первый взгляд, между собой не связаны, но стиль убийства говорит об одном исполнителе.
Вот глава огромной корпорации, князь мира сего, ожидающий ребенка от суррогатной матери, с имитирующей беременность женой. Вот автор бестселлеров о том, как строить отношения и быть счастливым в семье и на работе, собирающий залы восторженных неудачников (особенно, неудачниц), которые внимают ему с открытым ртом. Никто из них и не подозревает, что он сам не намного счастливее их: его брак расстроен, бизнес захвачен, недееспособный отец мешает ему завладеть наследством… Вот борец за права ЛГБТ и ее супруга.. Вот борец против ЛГБТ и ее тайный поклонник. Вот клиника с картотекой доноров спермы чуть ли не с 1960-х годов… Выросшие дети из приемных семей: кто-то наивен, кто-то жесток, кто-то выброшен за борт цивилизации, кто-то состоялся…Современные люди, судьбы под угрюмо молчащим небом.
Когда зрителю показали настоящего убийцу (в самом конце предпоследней серии), из-за экрана хлынул поток его сознания. Можно сказать, что режиссёр (их заявлено вообще-то три) вероломно расстрелял потребителя сериалов напалмом из Летова, Кёртиса, Бергмана, Камю, Мунка, Брейгеля и Босха. Урывками, очередями, густыми черно-красными мазками, - между панорамными планами безлюдной земли шведских островов, над которыми летел спасительный вертолет с хрупкими сражающимися с Хаосом детективами: Сагой (великолепная актриса София Хелин) и Хенриком (актер Туре Линдхартдт).
- Мне сейчас очень страшно.
- А мне было страшно каждый день, начиная с пятилетнего возраста. Никому такого не пожелаешь... Я не наказываю тебя, я всего лишь исправляю допущенную ошибку.
Сага и Хенрик бесподобны – два подлунных одиночества, в конце вдруг осознающие, что не могут жить друг без друга. Тонко, деликатно, тончайшей кисточкой прописаны жесты, мимика Саги, изумление, отстраненно выпученные глаза… Пять баллов.
При просмотре фильма вспоминается и теоретик Театра Жестокости - Антонен Арто, который трактовал катарсис по своему: был убеждён, что жестокое насилие, показанное на сцене, пробуждает в зрителе 'истинное я' - его настоящего, как он называл - 'двойника'. В этом сериале по сюжету присутствует нечеловеческая жестокость и физическая, и метафизическая. С такой циничной кровожадностью мстящий Космосу-Богу художник сам является психически изуродованным, растерзанным и замученным судьбой.
Телезрителю, сидящему на диване, очень трудно смотреть про такое. Сам не подозревая того, он выведен из равновесия и включен в сюжет. Его воротит от действий убийцы, но и вместе с тем ему дают заглянуть за кулису лица мстителя - в бездну детской обиды, в кромешное одиночество человека, в тщетное стремление к справедливости. Каждый человек переживает такие вещи. Каждый в определенные моменты своей жизни кричит внутри себя, как картина Мунка. Кусает губы, руки, рвёт волосы, бьётся головой об стену, напивается до беспамятства...
Се человек.
Собственно, когда смотришь на такое, так точно и доходчиво изображенное на экране, возникает терапевтический эффект. Такое кино освещает фонариком какие-то закоулки твоего бессознательного и верно называет их.
- Не делай этого.
- Я должен.
- Нет, не должен. Ты должен сам решать, всегда есть выбор.
- Только у сильного. Бессильный лишён права выбора. У него есть только он сам... Ты и я вместе, внутри картины. 'Очень, очень хороший день'.
Это самый кульминационный момент фильма.
Вспомнились и книги Рубена Гальего, прочитанные в юности. О взгляде на мир детей, живущих в детдомах, о стремлении умереть умных, чутких не по годам подростков-инвалидов. Этот сезон фильма 'Мост' словно некое продолжение этих книг - несчастный ребенок выздоравливает, попадает в приёмную семью в Швеции, получает образование, сыт, обут. В свои 25 лет прекрасно разбирается в живописи и современном искусстве, но... Больше всего мечтает 'никогда не родиться'. Травма столь велика, что разрушение не остановить.
Современная Швеция-Дания, показанные в фильме, - хороший фон, где человек явлен вне бытовых проблем, социально-материально он там не страдает и, условно говоря, не думает о пище и одежде. Что позволяет размышлять о Смысле. Фокусировать камеру на вечных вопросах.
- Ты хотел умереть?
- Не умереть. Я хотел бы совсем не появляться на свет. Это не одно и то же. Вы понимаете?.. Нет, не понимаете.
Сценарий прописан отменно. При поиске убийцы Сагой и Хенриком испытываешь наиинтеллектуальнейшее, если так можно выразиться, наслаждение - столько вариантов, возможных версий, так все запутано. И так красиво всё потом приобретает стройность, логику и кристальную ясность.
Пожалуй, такую же пронзительность и человечность я почувствовал и в концовках 1го и 2го сезонов “True Detective”. Плачущий, познавший жизнь герой МакКонахи, и смотрящий стеклянными глазами на уходящие в небо секвойи - детектив Вэлкоро.
Это словно зеркало.
Помогает видеть себя таким, какой ты есть. Сопереживание-очищение.