Начать хотелось бы с негативных отзывов к фильму, которые строятся на принципе 'не так у нас тут все'. Сам житель Сибири и видел немало таких деревень. Есть места, где даже хуже - половина деревни пьет, а вторая сидит на дезоморфине, и лишь единицы работают на местном сельхоз предприятии, которое уже два месяца задерживает зарплату. Так что история про заброшенную деревню с двумя жителями и бешеными собаками в лесу - очень реалистична, особенно для сибирской глуши. Если вам все же не верится в это - представьте, что все это фантастика и насладитесь хватающим за душу сюжетом.
Фильм показывает не убогость русских деревень, и даже не набожность и простоту их жителей. Картина показывает силу человеческого духа, которая раскрывается когда близкий попадает в опасность. Это и дед Иван, который, не в силах спасти своего внука самостоятельно, отправляется в смертельно опасный путь для помощи, и Капитан, который все же спас 'племянницу', и Лешка, который сказал деду про икону, превозмогая страх и отказавшись от 'подкупа'.
Все они избиты судьбой, но все же, остаются людьми. При просмотре определенно возникают неприятные чувства общей депрессии и ужаса от происходящего. Чернуха? В какой-то мере, однако, кино и должно вызывать различные эмоции, а не проводить зрителя по пастельным тонам идеального мира. Самым негативным моментом фильма считаю воровство 'диггером' иконы, после него даже финальная сцена с дедом Иваном не вызывает столь ужасных ощущений.
Фильм вызвал исключительный восторг после просмотра, оставив после себя долгое ощущение восхищения. В него определенно было вложено много сил - чего только стоит сцена сплава деда Ивана на коряге по ледяной воде. Сам актер после этого заболел и перенес операцию, что доказывает исключительно его преданность делу - даже в 30 лет не каждый согласится на это, а Петру Зайченко на тот момент было 68-69 лет. Но не удивительно, что фильм не принес и одной десятой затраченных денег в прокате - широкая общественность требует идеализированное кино, которое не будет погружать в страшные мысли и не представит ужасного, реального мира. Критики оценили его по достоинству, о чем говорят 70 наград на российских и международных кинофествалях.
Дошла очередь, посмотрел «Сибирь. Монамур». Впечатления не однозначные, но есть. Смотрел не отрываясь все 100 минут картины.
Нового автор не сказал вроде ни чего, но общая, мрачно-тоскливо-добрая энергетика приковала мощным магнитом, и сверлила душу особо не затрагивая мозг.
В картине много откровенного мусора и чернухи, раздражающей и периодически мешающей просмотру. Насквозь этот шлак, идут три линии: деда и рыжеволосого пацана, треснувшего капитана, и сломанной женщины. Эти линии и держат все сто минут на эмоциональной линии, заставляя сопереживать или злится на них.
Операторская работа в целом не блеск, но есть несколько интересных находок. Но не так, чтоб зацепится и смаковать. Особенно обидно, что снимая в местах где есть возможность разгуляться камере, видим скушные, не говорящие, однообразные картинки. Хотя, возможно это было режиссерской идеей, чтоб пейзажный видеоряд не отвлекал от человеческого, акцентируя на личностях. Однако при всем, при этом есть дурацкий пинок-акцент, на стоящий идолом «серп и молот».
Саундтрек красивый, уместный хоть и не оригинальный.
Про актерские работы скажу мало, так как мне понравились все без исключения. От главных персонажей, до гостей типа «ёб#ря» или залетных уркаганов. Особо отмечу только, все чаще появляющегося в разных лентах Николая Козака - всегда однообразного, но эффектного, колоритного и убедительного, подытожившего фильм фразой: «...на войну всех надо, чтоб вспомнили...»
Тяжелый, энергетически чувственный фильм для душетоптания. Думаю даже для коллекции, так как сгодится для повторного просмотра. Обязательно пересмотрю через несколько месяцев, чтоб увидеть то, что пропустил из-за мощного выброса душевной энергии при первом знакомстве
Фильм обо всем: о жизни и любви, о надежде и безысходности, о вере и безверии. И все это на фоне Сибири - в Богом забытой деревушке Монамур (есть ли вообще такая?) И живут-то в ней всего 2 человека - дед да внук. И что они там делают и как тут очутились - никому неизвестно. И идти им некуда, потому что вокруг все одно - беспросветная жизнь глубинки. Все показано по-честному. Жлобы остаются жлобами, герои - героями.
Фильм обязательно стоит посмотреть, недаром он получил столько премий. Но он понравится далеко не всем. И что точно гарантирую - состояние после просмотра вряд ли будет благодушным. На протяжении всего фильма улыбка на лице актеров была всего пару раз. У меня - ни разу.
Несколько пересекающихся довольно замысловатым образом сюжетных линий о жителях далёких предгорий Урала.
Общее впечатление от киноленты таково: мы живём в мире хаоса, где добро оборачивается злом, а зло – добром, невозможно застабилизировать ни человека, ни ситуацию, невозможно найти точку отсчёта, невозможно просчитать развитие событий, но над этой невыносимой кашей нет-нет да и воссияет Небесная Благодать, как бы намекающая – может, это и не каша, а те самые неисповедимые Господни пути…
В смысле чернухи местами перебор, но вышибающий слезу финал примиряет зрителя с формой подачи создателями фильма своих недюжинных мыслей.
Будешь знать как хозяйская собака должна себя вести.
Несмотря не на что, детская душа верит в лучшее. Союз дикой собаки и ребенка как показатель возможности не возможного. И в этом крепком союзе собака была рядом до последнего.
А почему не возможна такая Сибирь? Порой едешь и тяжко становится от того как видишь среди десятков домов умершей деревни один, где пара стариков еще борется за жизнь! Может кто-то будет отпираться что фильм плохой, но всеже есть такие места и события... Автор лишь хотел показать что скрывается за границами красивого города, где кому-то посчастливилось жить.
10 из 10
Я сам живу в Сибири и стоит выехать за пределы красивого города, картина отнюдь не из прекраснейших. Разваливающиеся деревни, чумазые дети, пьяные мужики. Но есть и деревни где хоть как-то справляются.
Если вы искали: «что б такого посмотреть со смыслом?» этот фильм наполнен им чуть более, чем полностью.
Авторы фильма показали, что есть качественно другая жизнь. И она не была 100 лет назад или 200 - это происходит параллельно с твоей жизнью. В ней свои правила, идеалы и ценности. И как же они далеки от твоих ценностей, но в то же время они кажутся более истинными. Смотря фильм, ты не раз благодаришь Бога, судьбу (или во что ты там веришь) за то, что ты живешь в крупном городе, окружен миллионами людей, модными гаджетами, дорогими шмотками... Не раз пытаешься представить себя на месте этих людей. Не раз думаешь: а сколько бы я протянул там? Фильм заставил меня сопереживать во время просмотра, и обдумать сюжет после просмотра.
Вообще атмосфера весь фильм довольно угнетающая и сначала кино меня не цепляло. Но как аппетит, который приходит во время еды, так и интерес в 'Сибирь. Монамур' приходит во время просмотра. И интерес - это далеко не единственное чувство, которое будет приходить во время просмотра картины.
Среди сибирских жизней, показанных в фильме, меня больше всего тронула история брошенного отцом мальчика, который живёт с старым дедом в забытой Богом деревне, где кроме них нет ни души. Единственный друг мальчика – это бездомная лайка Клык. Вера мальчика – сказки о отце-разведчике, который со дня на день должен за ним вернуться. Эта история выживания, где кроме самих себя и Бога вам, действительно, не на кого больше рассчитывать. Все что у них есть – это они сами. История того как они оберегают друг друга не оставила меня равнодушным. Пускай даже она слишком драматизирована. Это не лишает картины напряжения и в этом фильме я действительно надеялся на хороший конец истории.
10 из 10
В 'таежном тупике' выживают как могут упертый старовер дед и старательный мальчик внук. Вокруг них бегают одичавшие собаки и хотят сожрать их последнюю хавку. В ближайшей деревне (до которой по обычным сибирским меркам километров сто) живут родственники деда с мальчиком, в разные периоды картины проявляющие разную степень сочувствия. Третья линия - военно-городская, связанная с борделем, кавказцами и воинской частью с двумя харизматичными личностями офицерской наружности: один просто негодяй, а другой чудесным образом трансформируется в сторону милосердия. Есть еще мальчик-солдатик, невинная любовь, грубое насилие и 'желтый бог для деда. Почему желтый? Потому что светится...'
И все это на фоне изумительной красоты тайги.
Все линии пересекаются, как в известном 'Вавилоне', потому что все дороги, как известно, ведут в Рим, то есть в нашем случае в Сибирь, в Монамур.
И такая, если захочется, забирает зрителя тоска...
Фильм иногда не просто жесток, он жесток чудовищно, через края. Эта метафора с Россией утрирована, и в преломленное гражданской позицией Вячеслава Росса зеркало смотреть нет желания совсем. Не только потому, что оно кривое, с точки зрения военных, например. Потому что изображенной в картине воинской части, наверное, ни в России, ни в Сибири нет, но... Она вполне может быть. И оказаться еще неправдоподобней. Потому что истина проявляется в характерах и поступках. А детали - только фон. 'Анкор, еще Анкор' - это ведь тоже был гипертрофированный юмор сквозь слезы.
В 'Сибири' юмор отсутствует как явление. Зато есть непроходящее напряжение, усиливающееся с каждым эпизодом до коликов и мурашек.
И опять чарующая, суровая природная натура...
Фильм не удостоился широкого проката. Наверное, жаль. Зато в фестивальном ему заказана зеленая улица. Западный зритель смотрит на сибирскую жизнь с вожделенным ужасом и раскрытым ртом. Ладно, пусть боятся России...
Кстати, у нас так же смотрят на индусов, гуляющих в Шамбалу или на папуасов, пожирающих детей. Как минимум с любопытством.
И понимают, что так жить нельзя, но в России можно.
А еще фильм западный и прокатный по финальному признаку: он оптимистичен. Это отечественные шедевры заканчиваются смертью или сценой 'в финале нашей пьесы идет дождь'. У Славы Росса история заканчивается славно и не оставляет гнетущего чувства безысходности.
Опять же, западному зрителю нравится.
И последнее: игра актеров. Все более чем хороши, а деда в исполнеии Петра Зайченко и вовсе забыть невозможно. Остерегайтесь, этот упертый взгляд - надолго...
И можно ли было сыграть плохо на фоне такой природы?
Совсем недавно я записался на курсы английского языка. Первое же занятие было посвящено кинематографу, мы обсуждали различные киношедевры, делились впечатлениями, открывали для себя много нового. Но один вопрос поставил в ступор многих: 'Какой фильм, выпущенный в этом году, вам больше всего понравился и оставил наибольшее впечатление?' Люди мялись, усиленно пытаясь вспомнить, что же интересного выходило в этом году, почти все фильмы, приходившие в голову, были сняты в прошлых годах. А если что и выходило в этом году, то оно явно не тянуло на звание по-настоящему хорошего фильма. В общем, наше занятие ненадолго, но превратилось в театр одного актёра, ибо только мне было о чём рассказать. И этот рассказ о картине 'Сибирь. Монамур'
Сразу же хочется поблагодарить Вячеслава Росса (или Славу Росса, как скромно именовался он в титрах) за то, что не дал усомниться в способностях русского кинематографа хотя бы раз в год-два, но выдавать по-настоящему хорошие и качественные картины! А именно к таким и относится 'Сибирь'.
О чём же этот фильм? О людях и взаимоотношениях, о лучших и худших их качествах: добре и похоти, верности и равнодушии, любви и презрении, искренности и алчности, жалости и жестокости. О вере в Бога и в человека, силе характера, способности слушать, слышать и приходить на помощь. О нашей стране.
Сюжет не оставляет равнодушным. Перед нами дед-старовер Иван и его внук Лёшка, заброшенная сибирская деревня, практически полное отсутствие связи с 'внешним миром', особенно в суровые зимние морозы и снегопад. Изредка героев навещает дядя Юра, дальний родственник, добрейший человек, хоть и пьяница, снабжающий их провизией.
Невольно задаёшься вопросами: 'Почему же герои не уезжают? Что держит их в этой деревне?' Ответ приходит скоро: герои ждут возвращения Лёшкиного отца, от которого уже давно вестей нет. И помогает им переносить все трудности лишь искренняя вера в Бога, в его покровительство и защиту. 'Если ждёшь, то обязательно придёт'.
Попутно мы можем наблюдать ещё 2 сюжетных линии со своими героями. Первая связана с похождениями капитана и его юного помощника в поисках проститутки для командира-подполковника. Здесь нас ждут душевные терзания и мысли о том, что такое человечность и почему вокруг так много жестокости.
Вторая рассказывает о семье дяди Юры: его непростых отношениях с женой Анной, их детях. Стоит упомянуть здесь и любовника Анны. Задаёшься вопросом, что есть правильно и что неправильно с точки зрения морали. Кто есть мразь - изменяющая жена или мужчина, нуждающийся лишь в сексе без обязательств?
В финале все 3 линии пересекутся, создавая новую линию с большой надеждой на будущее. Даже на слезу пробил.
Стоит отметить прекрасную игру актёров, все действительно были хороши, играли искренне и с чувством. Можно отдельно отметить Зайченко в роли сурового и непоколебимого деда, юного Процько, в роли упрямого, но доброго мальчишки, и, конечно же, Козака, антигероя, вставшего на путь истинный.
И было бы глупо не отметить ещё одну немаловажную деталь, мелькающую в названии картины: Сибирь и её потрясающие пейзажи. Картинка действительно завораживающая, выступающая прекрасным дополнением к сюжетным перипетиям.
Что же получается в итоге: искренний, душевный, местами мрачный, заставляющий задуматься фильм, который не выветривается из памяти как множество прочих голливудских и отечественных 'шедевров', а оставляет свой след в сердце каждого зрителя.
Сразу скажу: «История взяла за душу». Давно не видела, чтобы наши современные режиссёры снимали такое интересное авторское кино. Это приятно. А то либо творческий пафос, мол гляньте какой я «космический гений», либо совсем попсовая галиматья. Тут же всё есть: и настоящая Россия, и душа, и правда, и красота, и смысл. Сразу видно, что фильм для зрителя, с любовью, а не для критиков. Люблю таких режиссёров, они искренние, в первую очередь хотят поделиться жизненным опытом, наблюдениями и чувствами, а не озадачивать всех по чём зря.
Сюжет простой: показана глухая, забытая всеми Сибирь, тамошняя жизнь людей. Жизнь тяжёлая, суровая, почти нищенская. И это в таком красивом краю…позор нашей власти… Так вот в глубине этих диких краёв, живёт дед с внуком. Мать у мальчика умерла, отец, как говорит дед: «Пошёл служить в разведку» - и малыш слепо верит, что он однажды вернётся. Иногда к ним заезжает дядя мальчика, привозит еду, порывается забрать сироту к себе, но дома его ждёт жена с тремя детьми, которая не одобряет милосердных поступков мужа. Так они и живут, пока с дедом не приключается беда…В фильме есть ещё одна параллельная история, которая в итоге сплетается с первой, но это уже надо смотреть…
В картине больше всего поражает правдоподобность. Она воссоздается не только благодаря хорошему сценарию и качественной операторской работе, но и умелому вплетению простого житейского юмора в самые порой драматичные ситуации. Ещё картина отличается весьма увлекательным и напряжённым сюжетом, который не всегда свойственен авторскому кино. Ты до последнего переживаешь и веришь в героев, прекрасно осознавая при этом всю жестокость жизни.
Так же, на мой взгляд, в фильме очень чётко прослеживается множество аллегорий современной России: эти гнусные, ненасытные волки, которые растаскивают последнее добро нашей родины; силовики, которые правят страной, пытаясь строить из себя благородных господ и дипломатов, но не в состоянии отделаться от своих кровавых, варварских замашек; и, наконец, сам мальчик, который как бы олицетворяет всё хорошее, что ещё осталось у России, что-то сиротское и верующее, что мы все должны спасти.
В заключении, хочу сказать, что фильм действительно достойный, в первую очередь, потому, что он отражает лицо современной России. Эта история к месту и ко времени, а подобное, безусловно, для нас ценно.