Впервые посмотрев «Пророчество» на видеокассете в год выхода, да в переводе Гаврилова, фильм меня покорил и надолго отложился в памяти. И вот захотелось освежить, но, увы, всё прошло не столь гладко, нежели в юности. Главная проблема здесь в режиссёре-дебютанте Грегори Уайдене (сценарист «Обратной тяги»), который свой неплохой, в общем-то, сценарий реализовать как постановщик не смог. У фильма классический и интересный сюжет, есть крутые персонажи, неплохая аура, но он банально скучен и чувствуется, что постановочного опыта Уайдену тут ох как не хватает. При небольшом хронометраже фильм будто плывёт сам себе по течению сюжета, иногда всполохами просыпаясь на небольшие конфронтации, чтобы снова впадать в вялость. Даже удивительно, что он умудрился в свое время наскрести 16 миллионов долларов в прокате.
Самым ярким плюсом ленты является инфернальный и магнетический Кристофер Уокен в образе зловещего архангела Гавриила — идеальное попадание, и от него просто глаз не оторвать. Жуткого дьявола со стеклянным взглядом выдал и Вигго Мортенсен. Всего несколько коротких эпизодов, но этот взгляд ещё долго не забудешь! Остальные здесь больше для фона, хотя Элиас Котеас и Вирджиния Мэдсен тоже не погулять вышли, хотя развернуться им тут толком и негде, а всё внимание приковывают их небесные коллеги. Тот же Эрик Столц в маленькой ангельской роли гораздо более интересен и загадочен с точки зрения персонажа, а Адам Голдберг забавен в роли ходячего трупа.
В общем, кино имело неплохие шансы стать чем-то большим, чем бюджетная мистика с крутыми актёрами и слабыми визуальными эффектами, будь у руля более матёрый режиссёр, но не сложилось. Если и смотреть, то только ради артистов.
Ускользающая красота Голливуда...или уже ускользнувшая
Кажется, фильмы 80-х – 90-х годов – это странное, очень интересное, магически притягательное явление в мире кинематографа. Это ещё не голливудские блокбастеры, отполированные со всех сторон спецэффектами и графикой, с сюжетами, высосанными из пальца, но уже и не то старое кино со смешными в наши дни японскими Годзиллами или поющими актерами. Кино этого периода – особая веха в мире кинематографа, когда глубина заложенного в фильме смысла идет наравне с только-только зарождающимися эффектами, которые сейчас для нас, избалованных 3D и 'бах-бах' разрушениями зрителей, кажутся уже привычными. Возьмем, например, Матрицу – прорыв в мире спецэффектов, но и не пустышка по своему смыслу. А ещё раньше были два «Терминатора», где можно найти особый, почти идеальный баланс между спецэффектами и тем, чего так не хватает значительной доле сегодняшних фильмов – смыслом.
Вот и фильм «Пророчество» интересен именно этим. Глубиной. Попыткой философски изложить взгляд на мироздание, не вогнав во скуку. Попытка хорошая. Здесь есть и спецэффекты, но они играют некую «фоновую» роль, не отвлекая от сути. В противовес сразу вспоминается фильм «Легион», где ангелы вселялись в милых старушек, мороженщиков, а потом с каменными лицами и красивыми нарисованными крыльями шли, по-простому говоря, мутузить друг друга. Ну помутузили, и что? Смысла никакого. Вернее, он есть, но настолько отодвинут, почти раздавлен какой-то несуразицей с сюжетом и спецэффектами, что для того чтобы его найти, нужно очень любить кино. «Легион» - пример того, как снимать фильм про ангелов и Бога НЕ надо. «Пророчество» - пример того, как НАДО.
Ангелы здесь не такие красивые, как на картинках. Они играют людьми просто потому, что так привыкли. Могут воскресить человека и мучить его жизнью в разлагающемся теле, просто потому, что не умеют водить машину, пока тот сам не начнет умолять о смерти. Кристофер Уокен в образе Гавриила одновременно отвратителен и обаятелен. Как и сам Люцифер, появляющийся ближе к концу фильма. Могу сказать только одно – Вигго Мортенсен в таком образе просто неотразим.
Смотреть надо! Хотя бы для того, чтобы на некоторое время ощутить магическое притяжение голливудских фильмов 80х-90х годов.
Если кто-то хочет посмотреть этот фильм из-за Вигго Мортенсена, как я хотела - скажу сразу, тут его прискорбно мало, пересмотрите лучше 'Властелин колец'. Но если кто-то хочет посмотреть на Уокена - то смотрите, он тут развернулся на славу.
Если вычесть яркие и отлично сыгранные Уокеном и Столцем образы двух ангелов, непримиримых врагов, то фильм не стоит практически ничего. Неимоверно пафосная основа сюжета в виде второй ангельской войны по поводу людей, крайне унылая картинка, псевдоглубокомысленные изречения о сути веры и душе, невнятный сеттинг и полный бред про некую черную душу, грозящую крахом всему миру, которой оказывается всего лишь обычный психопат-военный. Да таких в мире, увы, тысячи, и похуже есть. Блеклый главный герой, бывший священник, потерявший веру - неизбывный штамп в фильмах такого рода. Полностью никакая героиня, засунутая в фильм из соображений 'ну надо же и бабу'.
Но вот ангелы тут великолепны. Архангел Гавриил, на которого, кстати, часто ополчается массовая культура, и тут - отъявленный негодяй, ненавидящий весь людской род просто по факту существования нас, в его терминологии 'говорящих мартышек'. Такая, в общем-то, глупая, примитивная ревность. Изящный, дерганый, извращенный... необычное лицо Уокена с почти бесцветными глазами - прекрасный кастинг. По сравнению с ним даже Люцифер выглядит простым, вменяемым и неопасным. И спокойный, благостный, рыжеволосый Симон в качестве сторонника человечества. Жаль, дальше двусмысленных намеков на какую-то их давнюю историю отношений с Гавриилом (исступленное целование рук и все такое) дело не пошло - противостояние выглядит довольно абстрактным и почти случайным.
Отличный штрих, показывающий чисто физиологическое отличие ангелов от людей - их манера сидеть на жердочках, карнизах и тому подобном, как птицы, прекрасно держа равновесие. Довольно интересен и отчет о вскрытии одного второстепенного ангела - жутковатого Узиэля. Кости и солевой баланс как у нерожденного младенца, внешний гермафродитизм при отсутствии, я так понимаю, половых гормонов, и прочее - но, увы, научная линия практически сразу же канула в Лету. Вместо нее всунули какое-то мелодраматическое вырывание сердца и довольно дикую концепцию нахождения души где-то в глотке.
Этому бы фильму другой сюжет при сохранении противостояния Гавриила и Симона, подинамичнее, пооригинальнее и пологичнее - был бы шедевр. Увы, не срослось.
Война на небесах ещё не завершилась. Ангелы разделились на два лагеря - те, кто ненавидят человечество и мечтают его уничтожить, и те, кто заступаются за человечество. Пророчество гласит, что решающую судьбу в этой войне сыграет человек, и ангел Габриэль отправляется на землю, чтобы заполучить душу этого человека. Но дело обостряется тем, что душа переселяется в маленькую девочку, и ангел решает уничтожить её.
Данный фильм - прекрасный представитель мистического триллера, наполненного религиозным подтекстом. Сценаристы делают ставку на библейской мифологии о войне на Небесах, когда ангелы восстали против Господа, и частично переместили исход этой битвы в современную реаль. Вообще тематика Ангелов и Демонов тут раскрыта более чем полностью, что делает этот фильм чуть ли не идеальным представителем своего жанра.
Благодаря грамотному сценарию, действия в фильме происходят довольно разнообразно. По сути, 60 процентов - это детективная линия, где герой, бывший священник, пытается докопаться до истины и найти способ остановить безумного ангела, ну а остальные процентов - похождения Габриэля, которые, благодаря отличной игре Кристофера Уокена, выглядят превосходно и интересно, да и вообще данный персонаж вышел довольно занимательным.
Единственный минус - плохо раскрытая сюжетная линия с одержимой девочкой. Видимо, авторы пытались всяким образом не вести параллели с 'Изгоняющим Дьявола', но так как это линия является чуть ли не ключевой в фильме, то её можно было бы расширить.
Как вердикт - очень интересный мистический триллер, с неплохой актёрской игрой, прекрасно выдержанной атмосферой и интересным саундтреком, которому для полноты картины не хватает как минимум динамизма и напряжённости (оное возникает только в финале картины). Хотя и без этого фильм получился очень хорошим.
В общем фильм просто отличный. Понятно, что, несмотря на жутковатые приёмчики и весьма вольные трактовки, он на удивление гуманистический и духовный) Но он ценен и сам по себе как прекрасное, оригинальное и многоплановое кино, дающее массу впечатлений и тем для размышлений.
Я думаю, если вообще возможно и допустимо сыграть ангела - чистый дух, воплощённый в человеческом теле - то, разве что, так, как это сделал Эрик Штольц - очень осторожно, деликатно и эффектно)
(Тут обязательно надо оговориться, что работа Кристофера Уокена в роли Гавриила безусловно гениальна, но, на мой взгляд, она больше хороша сама по себе как редкостно мощный и оригинальный образ, чем как адекватное изображение Гавриила) Уокен-Гавриил сразу сбивает влёт, я от него потом ещё долго ходила буквально очумевшая и по частям переваривала огромный комплекс разнообразный впечатлений. И только из-за него можно не сразу заметить шикарную работу Штольца)
Нет никаких сомнений, что создание это - сверхъестественное. И дело вовсе не в том, что это сразу объявляется. Дело в энергетике, которая от него исходит.
Он тихий и пламенный, мягкий и непоколебимый.
Его движение тотально и непреклонно, в нерушимой внутренней тишине и смирении (и тишина эта рыжая, рыжая, с искорками весёлого солнца)
В его глазах - бесконечность (или обречённость?) Он бесконечно сосредоточен на цели и бесконечно расслаблен.
Он сидит на спинке стула, как птица на жёрдочке (ангелы - ступень от птицы к небесам?)
Его походка - это поступь. Движение тихого огня.
Он ласково улыбается при упоминании имён Марии и св. Кристофора - так улыбаются близким и любимым друзьям.
Он светел, но не остановится перед любым действием для соблюдения божественной воли и бывает страшен - не похож на человека.
Ему больно, но просто - он в принципе не рассматривает других вариантов ('Крепкий ты парень, Симон. Старая школа!' - Гавриил)
И это ещё далеко не всё, что чётко проработал Эрик Штольц при создании образа Симона.
В нашем мире существует великое множество религий и верований. Христианство, как одна из самых распространенных, пользуется широкой популярностью у режиссеров. Причем жанровый диапазон практически неограничен - от фильмов ужасов и фантастики до мелодрам и комедий. Драмы несут 'проповеднический' характер, на основе действий героев которых, зритель может сложить свое мнение и отношение к религии. Хоррор же, а с ним и фантастика в основном служат лишь ярким, феерическим шоу с религиозным подтекстом. Однако же данный фильм сложно отнести к той или иной категории, так как он отвечает принципам обеих. Итак, 'Пророчество'.
Обычно подобные фильмы основаны на противоборстве Добра и Зла, рая и ада, когда одна сторона сулит прощение Всевышнего и вечную жизнь, а другая - неограниченную власть и возможности для людей, которые всего лишь служат пешками в этой войне. Но в 'Пророчестве' все гораздо сложнее. Все прелести и мерзости ада мы уже изучили вдоль и поперек, благо фильмов такой тематики было великое множество. А вот то, что и в раю есть 'подводные' камни - это достаточно новая идея для кинематографа. Причем довольно смелая, ибо здесь перечеркнуты все известные принципы религиозных писаний и Бог, вместе с ангелами предстает не с самой лучшей стороны.
'Вы восхваляете своего Бога, не видя крови на крыльях его ангелов'
Люди здесь возвышены чуть ли не до уровня ангелов, и их действия и поступки (скажу даже больше - души) могут оказывать непосредственное влияние на ход борьбы, которая, надо заметить, именно из-за людей и началась. И только они могут ее закончить. Да уж - людям, истинно верующим фильм изрядно может покоробить душу (интересно, что бы было если подобные идеи были бы высказаны в средние века, во времена инквизиции).
По сути своей картина представляет собой мистический триллер, созданный по религиозным мотивам. Последние, я бы сказал, занимают чуть ли не половину (даже больше) хронометража. Задействовано большое количество тематической литературы, часть библейских писаний и исторических сведений. Фильм можно чуть ли не на цитаты растаскивать, хотя половина из них и выдумана но звучит все это внушительно и правдиво. Остальные же достоинства фильма укладываются в одну составляющую - актерскую игру. Естественно - Кристофер Уокен, главная звезда и 'изюминка'. Живая, эмоциональная игра, прекрасное знание дела, все это порой доходит до достаточно вызывающих и смелых кадров. Ну и Вигго Мортенсен - в чем-то забавный персонаж - истинный приспешник Дьявола - речи его манят и затуманивают разум, голос и манеры слащавы и притягательны. На мой взгляд - это самый сильный фильм, основанный на религиозных началах, по крайней мере среди фантастики и ужасов (для сравнения можно посмотреть 'Легион' и поразиться разнице в классе (по идейной составляющей, а не по спецэффектам)).
Абсолютно не затронувший ни один из уголков моей души фильм. Посмотрела - и ничего для себя не взяла, хотя, признаться, являюсь поклонницей фильмов религиозной тематики. Итак, начнем:
Фильм лично для меня уж слишком мрачноват: картины, пейзажы, эдакие путешествия в морг, какие-то грустные домишки. Все это уже создает гнетущую атмосферу, некое смутное предчувствие чего-то грядущего. А плюс к уже имеющемуся 'Пророчество' сопровождается леденящими душу саундтреками, которые, в отдельности от фильма шедевральны. Однако в совокупности они слишком усиливают мрачную атмосферу. На мой взгляд, переборщили.
СМЫСЛ! Я очень долго не могла понять действия и слова персонажей, их мотивацию и связь поступков. Возможна, такова была задумка Грегори Уайдена - поводить зрителя за нос и заставить поднапрячь кипящие мозги. Если так, он с поставленной задачей справился. Однако в процессе просмотра у меня создавалось ощущение, как будто меня куда-то и зачем-то ведут с закрытыми глазами! Не понятно...
Актерская игра лично меня не убедила. За исключением, пожалуй, Кристофера Уокена, сыгравшего архангела Гавриила и сыгравшего здорово. Вигго Мортенсен, коего я очень люблю как актера, удивил своей интерпретацией Люцифера.
Но не более... К сожалению, работа других актеров не на высоте.
Концовка... Одним словом - притянута за уши, с намеком: 'это еще не все!!'
Поняла из фильма одно - не так уж велика разница между пресловутыми добром и злом.
Фильм выдался крепким триллером на религиозные и псевдо-религиозные темы. Напоминает Баркеровского `Восставшего из ада`, но последний всё-таки будет лучше. Но если уж и сравнивать фильм с чем-то, то `Восставший из ада` - ближайший ориентир по теме.
`Восставший из ада` повествует об аде и его обитателях, а `Пророчество` - о тёмной стороне рая: об ангелах, выполняющих всё чёрную работу за Бога на Земле. Верующие люди нарекут данный фильм дьявольским творением, им фильм воистину противопоказан к просмотру, зато фанатам `Восставшего из ада` и обычным людям фильм может приглянуться.
`Пророчество` основано на ереси, т.е. на своеобразной трактовке авторами фильма текста священной Библии, однако, по своей сути фильм - не банальная еретическая `повестушка`, более того: авторы даже подают нам какие-то свои мысли через сюжет фильма.
Кристофер Уокер потрясающе отыгрывает свою роль. В фильме снялся и великолепный Вигго Мортенсен, известный современному зрителю прежде всего по своей своей роли в трилогии Питера Джексона `Властелин Колец`, где он сыграл Арагорна.
Сюжет у фильма крепкий - не на шутку интригует. По сравнению с фильмом `Дети кукурузы: Апокалипсис` (седьмая часть сериала `Дети кукурузы`), который тоже основан на религиозной ереси, - как небо и земля.
Вердикт. Крепкий фильм, который рекомендуется к просмотру фанатам `Восставшего из ада` и прочим людям, которым нравятся триллеры, но которых не смущают сюжеты, построенные на религиозной ереси.
Начну с тривиальности:
Есть фильмы, просчитанные маркетологами до последнего цента – и пустые, как холостой выстрел. А есть фильмы, снятые за «пять копеек» (8 млн. $ в данном случае) – и несущие «атмосферу». (В этом месте появляется бегущая строка с парой сотен наименований, соответствующих понятию «бюджетный атмосферный фильм»)
И все же - почему «Пророчество»? Почему меня, атеистку, волнует, что в раю может вновь вспыхнуть война? Почему, вот уже тринадцать лет, я точно знаю, откуда у меня впадинка на верхней губе? Почему, при всем богатстве выбора, не удержалась и пересмотрела этот фильм?
Сюжет, а уж тем паче причинно-следственные связи, отсутствуют напрочь (Киану Ривз как-то оправдывался за один из своих фильмов: «Должны же телеканалы что-то показывать после полуночи», т.е. мозг спит, работает только зрительный нерв).
Спецэффектов – ноль, главный герой – ноль, лирическая героиня, как всегда, только для декларации гетеросексуальности авторов при наличии явной «химии» между мужскими персонажами.
Что у нас в «сухом» остатке? Габриэль, Люцифер, операторская работа и пара-тройка «вечных» вопросов. Оказывается, этого вполне достаточно, чтобы фильм отказывался покидать сознание.
И, безусловно, этот фильм «выезжает» на таланте Кристофера Уокена. Это – самый великий из всех недооцененных актеров. От него невозможно оторвать взгляд, хотя, кажется, за весь фильм он не поменял выражение лица, но, сколько в нем страсти!
И, скажите на милость, как оценивать такой фильм? Объективных достоинств минимум, субъективных – максимум!
Мой совет: пропустите «Жатву» и «Шестой день», посмотрите «Пророчество» и «Стигматы». А как же «Константин» спросите вы? О!... Лет через десять, после пятого просмотра, возможно, я и начну формулировать мысли. А пока - пока.
Неожиданно приятно удививший фильм. Удививший, потому что, казалось бы, что можно нового сказать на тему противостояния рая и ада (даже на 1995 год эту тему уже не раз и не два поэксплуатировали кинодеятели). Приятно удививший, потому что подход к старой теме нашли не просто оригинальный, а и довольно интересный.
Хотя, конечно, сам прием переворачивания общеизвестных фактов с ног на голову не нов, но здесь обыгран здорово. К тому же, в отличие от прочих фильмов на подобную тематику, этот не сверлит мозг зрителю навязчивыми идеями об обретении веры, покаянии и прочем, чем часто грешат похожие картины. То есть про обретение веры тут, конечно, тоже упомянут, но в совершенно ином контексте, чем обычно. И еще немаловажный приятный момент, что в данном случае человеки это не игрушки в руках высших сил и роль их не сводится к тому, чтобы в нужный момент пожертвовать собой во славу чего-то возвышенного. Тут люди полноправные участники всей той чехарды, которую развязывают падшие и непадшие ангелы (тоже, кстати, не безгранично всесильные как обычно).
ПыСы: Ну, и, конечно, нельзя не отметить Кристофера Уокена в роли Гавриила и Вигго Мортенсена, сыгравшего Люцифера. Сумели очень тонко показать, что не такая уж большая разницами между ангелами падшими и теми, кто удержался на небесах.