Шанс /Питер Селлерс/ – садовник, всю жизнь проведший в саду богатого человека и в его доме. Умственно не совсем полноценен, не умеет читать и писать, о жизни ему известно только по телевизионным передачам, которые он обожает смотреть. Беззлобный, простой, прямой человек
Мелвин /Бенджамин Рэнд/ – богатый и очень влиятельный пожилой человек, советник президента по финансовым вопросам, очень серьезно болен. Не выходит из своего огромного дома, один из этажей которого практически превращён в больницу
Ив /Ширли МакЛейн/ – жена Мелвина, значительно моложе мужа, искренне его любит и страдает из-за того, что он болен
Роберт /Ричард А.Дарсайт/ – личный врач Мелвина, порядочный, но слегка подозрительный
Президент /Джек Уорден/ – в хороших отношениях с Мелвином, весь в работе, переживает не лучшие времена в отношениях с женой
Эта картина может показаться скучноватой из-за своего медленного повествования. Здесь все медленно двигаются, медленно разговаривают и события не стремительны в целом. Но незаметно такой темп погружает в историю полностью.
До самого конца казалось, что это какой-то непонятный околокомедийный фильм. «Я сам обманываться рад» - такой девиз картины, на мой взгляд. Каждый видит то, что он хочет видеть, даже если человек, показавший ему это, имел совершенно не то в виду. А ещё все склонны усложнять услышанное, видеть тайный смысл там, где его нет, пытаться узреть глубину, отрицая, что всё на самом деле просто и прямо.
И вот показан последний кадр, абсолютно невозможный и фантастический, который полностью меняет представление о картине. И ты начинаешь понимать, что сейчас была не реальная история и не комедия, а философская притча, над которой ты будешь ещё долго размышлять. Мне понравился фильм, хотя любителям динамики и неожиданных интересных поворотов сюжета я его крайне не рекомендую.
Решив посмотреть очередную легкую комедию с очаровательной Ширли Маклейн, я наткнулся на нечто совершенно необычное. Изначально становится непонятно, что за кино перед нами. Может показаться, что это фильм про то, как человек ограниченный в развитие несмотря на свою проблему подобно Форресту Гампу добивается небывалых высот в жизни, становясь при этом известной личностью. Или быть может это фильм про недалекого человека, но обладающий незаурядными способностями в какой-либо деятельности, как у Человека Дождя? Нет. Это совершенно другое.
Садовник, который всю жизнь служил в доме у состоятельного человека, не выходя ни разу в свет, вынужден покинуть свое жилище из-за смерти хозяина. Садовник, мягко говоря, не очень умный, но это не мешает ему попасть в дом к очень известному и богатому джентльмену и заслужить его доверие попутно очаровав его жену. И чем дальше, тем больше и сильнее этот мужчина с рисовой кашей в голове располагает к себе весь люд человеческий, начиная от обычных жителей и заканчивая самим президентом.
Создатели фильма высмеивают наше общество путем показа того, как совершенно глупый человек становится идолом для людей, которые слышат то, что хотят услышать. Увидев Садовника в обществе уважаемого человека, президент страны цитирует его совершенно несвязную речь на всю страну и из-за этого каждый начинает считать его уникальной и очень умной личностью. Благодаря этому у меня возникало какое-то непонятное отвращение ко всему происходящему, к людям, населяющим этот параллельную Вселенную. Или не параллельную?
Если в каких-либо подобных фильмах про людей с ограниченными умственными способностями, эти самые люди вызывают положительные впечатления, то здесь Садовник не вызывает ровным счетом ничего. Он не хороший и не плохой, он абсолютно нейтрален, этакий болванчик, который просто существует, а все крутятся вокруг него и деградируют в наших глазах все сильнее и сильнее.
Фильм великолепен тем, что он пропитан не столько иронией, сколько постиронией. Когда происходят какие-то совершенно невообразимые вещи, в которые невозможно поверить и из-за которых пробивает на смех, но возникает непонимание того, а на полном ли серьезе авторы показывают нам это или же они все-таки высмеивают что-либо. Вишенкой на торте ложится последняя сцена, а также сцена с появлением глаза в треугольнике, где становится совершенно очевидным юмор создателей.
«Будучи там» - это необычный фильм. Фильм сочетающий в себе картины про глупых людей, которые восходят на вершину общественности, а также чем-то по настроению и посылу напоминает фильм «Идиократия». Только в «Идиократии» нам тычут в нос все несовершенство общества, всю его глупость, гиперболизируют недостатки при этом говорят где смешно, а где нет. «Будучи там» аккуратно и постепенно подводит нас к этому, где каждый сам для себя сделает соответствующий вывод: либо восхититься в очередной раз Садовником от его мягкой походки по воде или же пожелать, чтобы такие дурачки никогда не занимали места в управлении нашим государством.
'Людям свойственно забывать, что мы приходим в этот мир нагими и никакой бухгалтер не проведёт ревизию жизни в нашу с вами пользу.'
'Будучи там' (в другом распространённом варианте перевода 'Эффект присутствия', иногда ещё встречается название 'Садовник') - сатирическое драмеди по мотивам произведения Ежи Косинского. Адаптацией романа занимался Роберт С. Джонс, который, правда, больше был известен в качестве монтажёра, за что имел несколько номинаций на 'Оскар', но свою единственную статуэтку получил как раз в категории 'Лучший сценарий', но не за 'Будучи там', а за свою дебютную работу 'Возвращение домой'. А режиссёром стал Хэл Эшби, который снимал как раз тоже и 'Возвращение домой'. Главную же роль в 'Будучи там' сыграл блистательный комик Питер Селлерс. Компанию ему составили не менее замечательные актёры такие, как Ширли МакЛэйн, Мелвин Дуглас и Джек Уорден. На экраны фильм 'Будучи там' вышел в 1979-ом году и только в США собрал внушительные по тем временам более 30 миллионов долларов.
Действие фильма начинается со знакомства с неким человеком в старом костюме, который сразу же даёт нам понять, что перед нам исконный британский джентльмен. Но в поведении джентльмена наблюдаются некие странности. Он без устали смотрит телевизор и практически не двигается, при этом живёт он один-одинёшенек в особняке с раскидистым садом. Через некоторое время в дом входит пара незнакомцев, супружеская пара, которая явно не ожидала увидеть в нём постороннего человека. Новоприбывшие сообщают, что купили этот особняк. Джентльмен радуется этому и сообщает, что зовут его Чэнс и он садовник, живущий всё время, что себя знает в этом доме. Но Чэнсу не рады и вскоре его выставляют за двери. И тут начинается путешествие Чэнса Садовника по неизвестному миру, который принял его более чем неожиданно...
'Будучи там' по праву входит в рейтинг-листы лучших комедий по мнению сразу нескольких авторитетных изданий. Во-первых, фильм обладает довольно нестандартным ходом сюжетного развития, когда человек, которого мы все, как зрители, можем принять за недалёкого, ограниченного интеллектуально, но другие же персонажи внезапно раскрывают свои объятия Чэнсу и буквально благотворят его, считая, что всё то, что он говорит - это метафоры, он сравнивает мир с садом и определённой чёткостью указывает на все его недостатки, выражая мнение по поводу политической системы, и вскоре становится для всех другом, ко мнению которого все прислушиваются и даже начинают цитировать. В этом и лежит сатира 'Будучи там', когда мы, считающие себя такими развитыми, умными, прогрессивными, не видим на самом деле дальше своего носа, и создаём себе кумиров, а те ли это люди, достойные нашего восхищения? Так что 'Будучи там' обладает очень тонкой сатирой и дискуссировать о ней можно часами после просмотра данного фильма.
Питер Селлерс в очередной раз доказал, что он - гениальный кинематографический комик. Мы-то его по большей части помним по воплощению одиозного инспектора Клузо из 'Розовой пантеры', но в 'Будучи там' он демонстрирует совершенно иную грань своего комедийного таланта. Ему вроде бы ничего не приходится делать, он с совершенно непроницаемым лицом произносит свои реплики, но они заставляют искренне смеяться, только смех этот по-своему горький, потому что мы смеёмся над самими собой и над тем в каком мире мы живём... А между тем Питер Селлерс обладал весьма сложным характером (кстати, как и Луи де Фюнес, ещё один гениальный комик), но в финальных титрах можно увидеть как Селлерс от души хохочет, прямо-таки до слёз. Как всегда совершенна и прекрасна Ширли МакЛэйн. На первый взгляд у неё не самая сложная роль, но и её актриса сыграла вдохновенно и глубоко. Мелвин Дуглас вообще сыграл вне категорий, его игра вне оценок, за ней надо только следить и восторгаться, а потом брать за образец, за мерило для тех, кто собирается посвятить свою жизнь искусству лицедейства.
В общем, 'Будучи там' - это удивительный фильм, он трогательный, он забавный, он весёлый и он драматический. В нём столько всего перемешано, что осознаёшь это только тогда, когда анализируешь фильм уже после просмотра. Прекрасная сатира на наши устои, на правила жизни власть имущих, но то, как люди видят нечто большее там, где этого нет. И нельзя оставлять без внимания великолепно сыгранные диалоги между героями Селлерса и Дугласа, а также замечательное интервью Чэйса Садовника в политическом ток-шоу. Остаётся только аплодировать стоя. И весьма удивительно, почему 'Будучи там' не попал в шорт-лист 'Оскара' за лучший сценарий, когда в тоже время взял 'Золотой глобус', BAFTA и другие престижные награды. Парадокс да и только!
10 из 10
P.S.: И всё-таки, кто же такой этот Чэйс Садовник, если он ходит по воде?..
«Будучи там» - ювелирная в своей нюансировке деталей притча, где каждое слово, сказанное главным героем, воспринимается зрителем двояко: и как глупость, и как глубокомысленная мудрость. Создавая картину о пустоте, которая наделяется в правящих кругах различными смыслами, Эшби создает язвительную, хотя и не лишенную меланхолических ноток, сатиру на власть телевидения в современном мире, которая продуцирует модели поведения, псевдознания и умения, которым остается только подражать.
Блестящая, «вакуумная» игра Питера Селлерса, выдающегося британского актера (прославившегося еще в «Иллингской» комедии «Убийцы леди», а также исполнением роли Куилти в кубриковской экранизации «Лолиты» Набокова, и сразу тремя ролями в антивоенном «Докторе Стрейнджлаве»), мастера неоднозначных комических акцентов, помогла картине стать очень точным ударом прямо в цель, сводя воедино многие неочевидные составляющие эстетики «Нового Голливуда», прежде всего его критику правящих элит.
Экранизируя роман Ежи Косинского, Эшби добивается эффекта почти английского юмора, когда 80% содержания прячется в подтекст и словесные игры, история того, как простой садовник, чей внутренний мир представляет собой полнейший вакуум, заполненный разнородной телевизионной информацией, становится нравственным ориентиром для пресыщенных буржуазных дельцов и политиканов, эта история - вовсе не повторение сюжета «Идиота» или даже «Кандида», скорее это философское размышление о свойственной всем интеллектуалам способности заполнять духовную пустоту суррогатным содержанием, видеть смыслы там, где их попросту нет.
Всю свою творческую жизнь в «Новом Голливуде» Хэл Эшби снимал картины, направленные против буржуазного уклада жизни, проникнутые духом западной контркультуры, критикующие пуританизм, милитаризм, классовое неравенство и заскорузлость мировоззренческих установок правящих элит, в этот раз он бьет по интеллектуалам, критикует их за когнитивную нечистоплотность, позволяющую возводить на пьедестал вопиющую посредственность. Как сказано, в одном из диалогов «Будучи там», никто уже сам не пишет, потому что не умеет хорошо писать, и не читает, потому что некогда. Остается что? Телевидение для 1979 года, когда фильм снимался и телевидение, и Интернет сегодня. То есть жизнь как непрекращающееся шоу.
В конце картины герой Селлерса идет по воде, как Христос, действительно, этот пустой человек, заполненный суррогатами, - единственный Христос, которого этот мир заслуживает, это тот псевдомессия, которого наш мир жаждет, и которого формируют современные технологии имиджа и пиара. Если на горизонте покажется столь же вакуумный персонаж, его тут же наполнят смыслами и сделают чуть ли не президентом. Основная коллизия фильма и романа Косинского напоминает сюжет книги Юрия Полякова «Козленок в молоке», где литератор на спор формирует писательский имидж первому встречному лоботрясу, и даже сама книга этого новоявленного литературного гуру представляет собой лишь пустые страницы.
На протяжении 1970-х, когда создавались выдающиеся картины Рэфелсона, Олтмена, Копполы, Скорсезе, Богдановича, Голливуд вышел в новую фазу развития, отказавшись от шаблонов традиционной «фабрики грез», он проникнувшись духом контркультуры, вел беглый огонь по мишеням буржуазного уклада жизни, призывая зрителей радоваться каждому дню, наполняя их души витализмом и отвращением ко всем формам насилия и делячества, на этом недолгом, но плодотворном пути обновления голливудской эстетики огромную роль сыграл Хэл Эшби.
Его картины и сейчас становятся для нас, зрителей, окном в мир, в то десятилетие, когда все казалось возможным, когда социальная и политическая критика была трезвой, пессимистичной и правдивой. В наше перешагнувшее экватор второе десятилетие XXI века мы с надеждой смотрим в американское кино, ожидая, что оно вновь породит столь же плодотворное явление, как «Новый Голливуд».
Люди всегда были увлечены поиском тайного, глубинного. В почти каждом, даже самом банальном, фильме, практически любой уважающий себя критик, профессиональный или диванный (включая себя), пытаемся найти двойное дно, глубинный смысл. Данный недуг не обошел стороной и высшие слои общества. Сколько историй мы слышали, читали или смотрели про мошенников, успешно выдававших себя за пророков, чудотворцев или экспертов.
Всю свою жизнь садовник Чонси Гарденер прожил в вашингтонском доме. Хозяин дарил Чонси телевизоры, разрешал носить хозяйскую одежду; горничная каждый день кормила Чонси. Садовник не умеет ни читать, ни писать, он только смотрит телевизор и никогда не покидал стен дома. Но в один день хозяин умирает и Чонси оказывается на улице. Волей судьбы Чонси попадает под машину и оказывается в доме богатого и влиятельного финансиста Бэна Ранда. Умирающий финансист и его супруга принимают немногословность садовника за образованность, его цитаты о садоводстве за тонкие метафоры о состоянии экономики США, его «советы» начинает цитировать Президент США…
По моему мнению, режиссер и сценарист в образе Чонси Гарденера сделали тонкую пародию на большинство представителей современного общества. Единственным источником знаний для Чонси Гарденера является телевизор, он никогда не брал в руку ни книгу, ни ручку. Он не знает о мире ничего, кроме того, что видел на телеэкране. Благодаря своей наивности и интеллектуальной ограниченности он становится идеальным телегероем для миллионов зрителей. При этом, он остался добрым и незапятнанным ребенком. Посмотрев этот фильм, понимаешь, откуда взялся прообраз для Рэймонда в «Человеке дождя» и Форреста Гампа.
Фильм был снят в 1979 году, в завершающий год «десятилетия скандалов и разоблачений» (Уотергейт, Операция «Кондор», Операция «Хаос»). Авторы не могли не обойти стороной главную особенность того десятилетия. С того момента, как Чонси попадает в высший свет, его начинают считать то тайным миллиардером, то шпионом, то экономическим гением. Поиском данных о Чонси занимаются и правоохранительные органы, и разведчики, и журналисты, и иностранцы.
С другой стороны, фильм показывает нормальность в самом неожиданном ракурсе. Чонси Гарденер остается самим собой и в высшем свете. Пока все заняты погоней за деньгами, властью или поиску данных о Чонси, он по-прежнему думает о деревьях и садах. Чонси искренне любит своих благодетелей и никогда не замыслит или совершит зла. Он единственный кто не гоняется за деньгами, властью или иными эфемерными вещами, а находит удовольствие в простых вещах.
Я совершенно случайно наткнулся на этот фильм и не пожалел об этом. «Будучи там» получилась умной и тонкой картиной, не потерявшей своей актуальности. Надеюсь, что в данной рецензии не был превышен уровень критической массы СПГС.
Поэт идущий и по воде под светом звезды по имени Солнце.
Пожалуй эта картина одна из самых мудрых, бездонных в своей мудрости, она очень сильно перекликается с такой феноменальной работой как Белый Бим Ростоцкого... Не в плане сюжета, а в глубине, богатстве и направленности смыслов...
Среди огромного людского стада от обычных родителей рождаются поэты, это вовсе не те, кто умеет складывать слова с помощью рифм, а лишь те, кто существуя среди людской жадности, завести, циничности всегда не сравнимо духовно выше этого голдящего, дерущегося и часто воюющего друг с другом стада и эти поэты по другому не умеют. Эти поэты не гордятся свой духовной высотой и чистотой, вовсе нет, и в силу своей чистоты они часто не понимают всей омерзительной низменности и пресмыкаемости окружающих. Эти поэты любят и уважают людей, хотя те и не достойны такого отношения, а в итоге поэты зачастую поднимаются на пустынный холм обжигаемый звездой по имени Солнце!
...И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
Он не помнит слово 'да' и слово 'нет',
Он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой
По имени Солнце...
Взглянув на современный мир, ты невольно задаешься вопросом, куда катится человечество и какие цели и принципы оно преследует. Кажется, что людей заботят только деньги, нажива и личная выгода, а будущее их вообще нисколько не заботит. Случается, что ситуацию могут исправить обычные неприкаянные люди, которые делают правильные вещи, потому что просто другого не знают. В таком положении оказался главный герой трагикомедии «Будучи там».
Синопсис Садовник Шанс всю свою жизнь прожил, не выходя из дома своего хозяина, знакомясь с окружающим миром лишь посредством телевизора и чернокожей служанки Луизы. Но однажды хозяин умирает, и риелторы прогоняют Шанса на улицу. Скитаясь по Нью-Йорку, садовник чуть не попадает под машину Евы, жены нью-йоркского миллиардера, которая решает приютить Шанса у себя дома. Однако Ева и ее муж еще не подозревают, насколько садовник Шанс изменит их жизнь и жизнь целой страны.
Оценивая игру членов актёрского состава, я бы, прежде всего, выделил Питера Селлерса, Мелвина Дугласа и Джека Уордена. Первый, по сути дела, воплотил образ неприкаянного дитя природы, который неожиданно оказался в этом мире, а его чистое и доброе сердце непреднамеренно начало менять окружающих людей. Мелвин Дуглас, исполнил роль миллиардера Бена, который на склоне лет решает сделать последние шаги, чтобы хоть как-то сделать этот мир к лучшему, а вдохновляет его на это, конечно, садовник Шанс. Наконец, по-настоящему насмешила игра Джека Уордена, сыгравшего Президента США, который всегда полагается на совет старого Бена, а тут его мнение кардинально меняет загадочный садовник Шанс.
Можно сказать, что режиссёр Хэл Эшби снял своего сочетание комедии, драмы, мелодрамы и даже библейской притчи (судя по концовке). В целом «Будучи там» производит приятное впечатление, поскольку главный герой невольно окунается в безумное движение этого мира, где везде и всюду его подстерегает опасность. Улыбку вызывают сами ситуации, в которых оказывается главный герой, чье представление о мире и жизни в целом ограничены лишь телевидением. Однако режиссер нас настойчиво пытается убедить, что именно тщедушность и невинность главного героя сумели изменить мир. Смотрится это красиво, но не столь убедительно, как хотелось бы. Тем не менее, концовка действительно удивила, оставив целую плеяду мыслей в голове.
Сценарий фильма основан на романе польского писателя Ежи Консинского. Я, конечно, не буду вдаваться в подробности сути сюжета, т. к. написал о них выше. Скажу лишь по своей структуре «Будучи там» может напомнить «Форреста Гампа», поскольку здесь главный герой с интеллектом десятилетнего ребенка невольно оказывается значимой персоной, существенно влияющей на ход истории. В него влюбляется главная героиня, хотя, наверное, он даже и не понимает, что такое любовь. Однако знакомство с миллиардером Беном изменило его жизнь, поскольку впервые он по-настоящему испытал дружеские чувства.
Итог Вообще «Будучи там» - фильм неплохой. Он добрый, интересный, на самом деле, ты не предполагаешь, чем завершится эта история. И хотя мне показался он чересчур наивным, по-моему, он понравится обычному зрителю за пускай знакомую, но важную идею, что «добро меняет мир к лучшему».
В давно забытой книге 'Я говорю - мы говорим', посвящённой проблемам создания искусственного интеллекта, в числе прочих тем отводилось немалое место вопросам реализации диалоговых интерфейсов, способных проходить тест Тьюринга - иными словами, общаться с человеком на таком уровне, чтобы собеседник не смог отличить, компьютер с ним говорит или же другой человек. В качестве иллюстраций по теме приводились примеры диалогов с первыми подобными 'роботами' (Элиза и Пэрри), указывались критерии, отличающие нормальное общение от 'ненормального', а также отмечалось, что люди, отвечающие на все вопросы насчет XXX в духе 'Да, я понимаю, вы говорите, что XXX', вполне могут заработать репутацию мудрецов. Да-да - именно мудрецов!
Так вот фильм 'Будучи там'/'Садовник', режиссёр которого, естественно, и в мыслях не думал затрагивать вышеупомянутые темы, представляет собой, как ни странно, не что иное, как превосходную к ним киноиллюстрацию. У мистера Шанса - героя Питера Селлерса, играющего в фильме главную роль, - формирование сознания остановилось на некотором уровне, достаточном для выполнения некоторых заученных действий, необходимых для работы в саду, поддержания себя в надлежащем виде и минимального функционального контакта с окружающими. Всё остальное в его сознании отведено под запоминающее устройство, заполнение которого производится путем просмотра бесконечных телепередач. Вопрос - способен ли подобный человек пройти 'тест Тьюринга', иначе говоря, сойти за обычного человека в кругу других обычных людей? Фильм 'Будучи там' отвечает нам на этот вопрос однозначно - да.
Но как такое вообще возможно? Ответ на этот вопрос нам даст теория информации. Собственно, одно из её положений сводится к тому, что любой сигнал возможно восстановить при достаточном количестве информации, являющейся избыточной. Эта информация может быть как заложена в само сообщение (информация для восстановления архивов), так и находиться на стороне принимающего сообщение (именно благодаря этому мы в ряде случаев можем понять даже исключительно неразборчивые фразы на родном языке - такое количество возможных вариантов произношения накоплено в нашем мозгу за долгие годы). В фильме, соответственно, источником избыточной информации является мощный интеллект 'властителей мира сего', к которым попал бедолага-садовник. Колоссальный объём этой информации способен даже самое банальное высказывание человека с интеллектом пятилетнего ребёнка превратить в самую настоящую мудрость:
'Приходит весна, потом лето, потом наступает осень и зима, а потом снова весна и лето... Рост приходит по весне'. - 'Должен признать, что я много лет не слышал высказывания более свежего и оптимистического' -
после чего высказывание, перекроенное до неузнаваемости, звучит на всю нацию как некое открытие, достойное произнесения из уст президента. Не смешно ли? Безумно смешно. Но нужно понимать, благодаря чему такая ситуация возможна - а возможна она, потому что мистер Садовник играет роль 'tabula rasa', чистой доски, зеркала, в котором каждый видит то, что хочет увидеть - соответственно, чем больше мыслей в голове у человека, тем больше он увидит и в 'зеркале'. Все, начиная от негритянской гопоты и заканчивая Беном, Евой ('Как он чуток и внимателен!'), президентом США и русским послом ('Вы явно читали басни Крылова в оригинале'), видят в Шансе ровно то, что хотят увидеть (тем более что он нисколько этому процессу не мешает), другой вопрос, что гопота ведь и сама небогата на мысли, а помести 'зеркало' в среду, где есть что отражать - и оно засверкает всеми гранями радуги, при том, что само, в общем-то, бесцветно. 'Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией' - эта максима выворачивается в фильме наизнанку, когда президент США переворачивает вверх дном все ведомства в надежде найти на мистера Садовника хоть какие-то сведения, но найти их не может, не понимая при этом, что всю информацию, которая превратила Садовника в загадочную фигуру, вложил в него он сам!
При этом интересно отметить и то, что даже те, кто знает истинную суть Садовника, после показа его по телевизору ухитряются увидеть в нём отражение собственных мыслей (негритянка-служанка: 'В Америке, чтобы добиться чего хочешь, надо быть белым', адвокат: 'Он ловко меня обвёл, я выглядел идиотом'), а тогда, когда ситуация вот-вот готова проясниться (Бен на смертном одре), режиссёр показывает, что всё зашло настолько далеко, что лучше оставить всё так, как есть.
Вся эта задумка, впрочем, не стоила бы ничего без достойного кинематографического воплощения - и режиссёр не ударил перед зрителем в грязь лицом. Двухчасовой фильм, в котором главный герой обладает хорошо, если интеллектом смышлёной обезьяны, смотрится с немалым интересом - Питер Селлерс отыгрывает роль на все сто, заставляя нас постоянно замирать в ожидании того, что несостоятельность персонажа вот-вот раскроют - раз, два, три... и снова, и снова, и снова. Ну а поход Садовника из дома в вашингтонском гетто до Капитолийского холма (под музыкальную вариацию на тему 'так говорил Заратустра') и две 'постельные' сцены (если их можно так назвать) - это блестящие образцы режиссёрского мастерства, благодаря которой фильм откладывается в памяти намертво.
Отдельно следует отметить перевод названия 'Being There'. Естественно, дословный перевод 'Будучи там' смысла фактически не имеет, название 'Садовник' вообще не имеет отношения к оригиналу, но что, собственно, хотел сказать изначальным названием режиссёр? Лично я склоняюсь к тому мнению, что здесь обыгрывается английский оборот 'There you are!' - 'Я же говорил!'. Тот, кто его высказывает, изначально склонен полагать, что в окружающем мире что-то устроено тем или иным образом, и действия того, кому он это говорит, только подтверждают эту 'гипотезу' ('I couldn't handle it' - 'There you are! I told you that a little learning is a dangerous thing'; 'У меня не получилось' - 'Говорил я тебе - толком не умеешь, не берись!'). Наш герой-садовник, соответственно, занимает нишу того, кто всё время 'there'/'там'. Что бы ни говорили ему собеседники, всегда получается так, что он якобы изначально знает всё, что бы они ни сказали, и хотя на самом деле они просто заполняют вакуум его мозга своими мыслями, выглядит это так, что он всегда на шаг впереди их, мудрее и проницательнее, и ему никто не может сказать по итогам общения 'There you are' - отсюда и название фильма.
Вердикт: исключительный фильм, который немного портит разве что 'клюквенный' русский посол. В остальном 'Будучи там' заслуживает
9 из 10
P.S. Немало удивило то, что фильм полностью дублирован на русский. И как дублирован! Полностью переведены все фрагменты всех телепередач из бесчисленных телевизоров, причём стихотворные тексты передаются именно стихами. Рекомендую смотреть именно в дубляже - не пожалеете.
P.P.S. Примечательно и то, как разошлись во взглядах на Садовника рецензенты. Вот уж действительно - магия зеркала!
Фильм превосходный. Очень трогательный, с прекрасной игрой Питера Селлерса. Актер он, надо сказать, замечательный. Вспомните тот же кубриковский 'Доктор Стрейнджлав...'. Фильм иносказательный и ироничный. Давно я не смотрел кино такого уровня.
Отмечу несколько моментов. Прежде всего, психологический портрет главного героя. Сочетание «взрослой» меланхолии и «детской» непосредственности и возбудимости. С одной стороны, его не привлекают вещи сложные, вроде 'Неоконченной' Шуберта, он предпочитает вещи легкие, подвижные, вовлекающие. Мультики, фитнес. Ему это интересно. Это одна сторона. И вторая – та самая меланхолия, которая так легко читается в его печальном лике. Что делать, ведь о любви он ничего не знает. Людские страсти ему чужды. Он категорически наивен и чист, tabula rasa.
Второе, это люди. Им только дай повод, просто поприсутствуй рядом – все вылезет наружу.
Смотрел фильм две недели назад, но до сих пор нахожусь под впечатлением.
Как известно, слово «простота» употребляется в двух противоположных значениях: «глупость, скудоумие» и «мудрая лаконичность».
1. Простота хуже воровства.
2. Все гениальное просто.
В начале фильма мы видим человека, умственно неразвитого, примитивные рассуждения которого на тему садоводства всяк трактует на свой лад, приписывая им мифическую глубину. Это тонкая сатира на человеческое общество с его тщеславием, кастовостью, ритуалами, несамостоятельностью мышления и зависимостью от мнения авторитетов, модой, ханжеством, поиском гуру, якобы открывающего нам путь, но на самом деле «легализующего» наши собственные хотения и т.д. и т.п.
Эта линия выдерживается до самого финала. Иными словами, есть некий болван, вокруг которого каждый танцует свой танец. Но, похоже, творец сюжета (то ли автор романа, то ли сценарист, то ли режиссер - уж не знаю, кто именно, так как книги не читала) сам попал в расставленную им ловушку, поверив в конце концов в мудрость своего идиота. Когда он пошел по воде, я чуть не упала со стула. Захотелось процитировать Лермонтова: «Смешались в кучу кони, люди…»
Я думаю, этот фильм также является ловушкой для каждого зрителя.