К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Авторы большие молодцы, что придумали свой мир ведьм. Или не придумали, а скомплектовали из разных мифов, но в общем, образ ведьмы нарисовался в фильме отлично. Это обязательно женщина (феминистки, терпите), обязательно без пальцев на ногах, обязательно лысая в парике, с обязательно чутким обонянием и всепоглощающим желанием убивать. Детей в основном. Причём именно убивать, истреблять, а не съедать. Если было бы съедать, то сюжет был бы совсем другим, более кровожадным, наверное, но и более интересным, на мой взгляд. Баба Яга наша вон ела людей и была молодцом.

И вот здесь у меня первый вопрос: за что они так нетерпимы к детям? Если бы дети были наиболее вкусны и ведьмы стремились бы к ним, как Альф к кошкам, то тогда был бы ясный мотив. Но тут ведьмы просто ненавидят детей. И даже не особо стремятся их съесть. Вроде по фильму дети для ведьм плохо пахнут и, может быть, поэтому они хотят их уничтожить? Но не сходится. На собрании ведьм они ведут статистику по уничтоженным детям в неделю. Значит это как производственный план. Да, звучит жутко, но это сказочка довольно жуткая, за что ей отдельное спасибо. В общем, мотив не объясняется. И это не единственное необъяснение.

Хорошо - отлично придуманный и по полочкам расписанный образ ведьмы. Плохо - так и не рассказывается, почему они хотят уничтожить детей. Они ведь ими даже не питаются. Иначе кто станет превращать свою еду в мышей.

Главные герои подобраны отлично. Главный смелый ребёнок, второстепенный прожорливый ребёнок и мировая бабушка. Если составлять рейтинг самых классных экранных бабушек, то бабуля Хельда должна обязательно в нём числиться. Она не просто интересно и захватывающе знакомит внука с миром страшных тёток (феминистки, продолжайте терпеть), но и непосредственно участвует в его численной корректировке. Но и здесь что-то нам не договаривают. Несколько раз на протяжении фильма нам намекают на её раннюю встречу с ведьмой, даже показывают остаток от пальца на руке, плюс к этому они переглядываются с архиведьмой, делая при этом лицо, какое делал Уборщик, буравя взглядом ДжейДи в 'Клинике'. Но ничего не поясняют. Как она потеряла палец? Они раньше встречались? Как это было? Что тогда произошло? Почему они переглядываются и пытаются вспомнить друг друга? Второе необъяснение.

Не знаю, спойлер это или нет, но хэппи энд в фильме настолько неожиданный, что кроме как deus ex machina его назвать нельзя. Причём опять-таки мотивов такого спасения совсем нет. Они не прописаны. Они лишь мельком обозначаются, да и то довольно глупо. Было бы неплохо, если бы в фильме всё осталось как было, без этого божественного вмешательства. Например, в фильме 'Лабиринт', Сара сумела спасти брата, но все остальные дети так и остались гоблинами. Их не подумали превращать обратно в детей. Да, в этом есть некий трагизм, но этот трагизм балансирует на тонком канате вместе с хорошим финалом, являя собой некое подобие драмы. Ура, Сара спасла брата, но никто не обещал, что остальные дети будут также спасены. Выигранная битва в невыигранной войне рождает более разнообразную палитру эмоций, где наряду с радостью где-то притаилась и чувство, что не всё так хорошо. Вот что-то подобное, я думаю, украсило бы фильм 'Ведьмы'. Или может быть дало толчок к производству сиквела. Но появление волшебной тётеньки, которая вдруг ни с того ни с сего всем хочет сделать лучше - это какое-то халтурное и неуместное решение в столь жуткой сказке.

Гримёры в хорошем расположении духа подошли к работе, поэтому сказка пугать может. И в этом её шарм. Она пугает, она умиляет говорящими мышками, она умиляет отношениями внука и бабули. Болтающаяся на ветке мышка, кричащая 'бабуля, спасай!' меня и умилила, и повеселила, и заставила переживать за такую милую кроху. В общем, во многом сказка хороша. Но её не стали делать совсем уж хорошей. Много чего утаили, не объяснили. Ну и финал превратил сказку для детей среднего школьного возраста в сказку для малышей. Волшебная тётя, которая с улыбкой вдруг всё поправляет. Не надо было так.

7 из 10

14 ноября 2014 | 14:14
  • тип рецензии:

«Ведьмы» сняты англичанином Николасом Роугом по мотивам одноимённого романа английского же писателя Роальда Даля. Оба произведения появились в девяностые годы 20-го века, с некоторыми оговорками ориентированы на детей и вполне подходят для семейного употребления. Однако, несмотря на скандальную репутацию режиссёра, фильм потерял кое-что важное в процессе адаптации. Если без спойлеров, то книга пугает, а экранизация пугает понарошку, ещё и образ бабушки в фильме потерял героическое прошлое. Тем не менее, кино получилось необычным и достойным внутри своей ниши.

Это сказка про маленького мальчика, его добрую больную бабушку и злых ведьм. Конечно же, в ней есть волшебные превращения и опасные приключения. Но история, не становясь ни детскими ужасами, ни фольклорной страшной сказкой, всё ещё способна тревожить. В ней остались невосполнимые утраты, старость, раны и болезни, которые не исцелить. Трагичность и драматизм ситуаций уравновешиваются чёрным юмором в британском стиле. Отдельного упоминания заслуживает рассказ бабушки про одну заколдованную девочку: он полностью соответствует атмосфере обречённости литературного источника.

Фильм делают четыре персонажа: бабушка Хельга (Май Сеттерлинг), Великая Верховная Ведьма (Анжелика Хьюстон), управляющий отеля мистер Стрингер (Роуэн Аткинсон) и заколдованный мальчик Люк в исполнении целой команды дрессированных и кукольных мышей. Бабуля удалась на славу – из тех, что курит трубку и обожает огненный ром. Пират, а не бабушка! Миссис Аддамс и мистер Бин в особом представлении не нуждаются, это достаточно известные типажи. А вот кропотливая работа мышиных дрессировщиков и кукольников выдала результат, до которого далеко современным компьютерным аниматорам.

Ведьмы в фильме одновременно и выходят за рамки сложившегося в общем представлении образа, и гораздо беднее его. Они просто ненавидят детей и пытаются извести их во всём мире. Непонятно, действительно ли это единственное их занятие, или так понял маленький мальчик. То, что ведьмы скрываются среди людей, пряча свои приметы, не ново. Вот набор их телесных «особенностей» несколько отличается от традиционного. Внешность ведьм создаётся гримом, масками и прочими накладными элементами. Дело вкуса, конечно, но, учитывая массовость сцен, получилось довольно жутко даже во взрослом восприятии. Ничуть не хуже, чем в иных фильмах про зомби.

Финал, чего уж там говорить, выглядит натянутым и открытым, и тем основательно портит общее впечатление от картины. Сам Роальд Даль призывал не смотреть его или убрать вовсе, поскольку он противоречит и книге, и её посылу. Детям, возможно, такая кинематографическая концовка и понравится, но даже не читавшие первоисточник взрослые сразу заметят её искусственность. Хотел ли Николас Роуг тем самым стать чуточку ближе детскому возрастному рейтингу или планировал произвести на свет продолжение, неизвестно.

18 октября 2021 | 11:33
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: